Занятие на тему «Пищевые связи в лесу» (Окружающий мир, 2 класс)
Тема урока: «Пищевые связи в лесу»
Вид занятия: путешествие
Цель: создать условия для знакомства детей с понятием «пищевая цепь», уточнения представления детей о лесе, его растениях и обитателях.
Задачи:
Образовательные: формирование у детей представления о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
Развивающие: развитие кругозора, умения выстраивать пищевые цепочки в лесу, наблюдательности, фантазии и творческих способностей.
Воспитательные: воспитание любви, гуманного, экологически целесообразного отношения детей к природе, птицам, воспитание взаимопомощи, умения работать в коллективе.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность, создать необходимость бережного отношения к окружающей природе, к животным и птицам.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: научаться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: научаться строить речевое высказывание в устной форме, понимать структуру пищевой цепи.
Коммуникативные: научаться слушать и слышать учителя, вступать в диалог, участвовать в групповом обсуждении, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты: строить пищевую цепь, формировать представление о взаимосвязи обитателей леса.
Оборудование: наглядный материал, проектор, презентация, конверты с изображениями животных для создания пищевой цепи, ингредиенты для изготовления кормушки (вода, сахарный сироп, желатин, тарелки, ложки, корм для птиц, ленты, формочки)
Возраст детей: 8-9 лет
Структурные элементы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы и методы работы |
1. Организационный этап |
Добрый день, и добрый час! Ребята, сегодня мне понадобятся ваше внимание, поддержка и помощь. Улыбнитесь друг другу, так и начнем наше с вами занятие. Итак, готовы к работе? |
Приветствуют учителя
Да, готовы |
Формы-фронтальная. Методы-словесный (беседа) |
2. Познавательно-информационная беседа. 1. анализ задания
2. открытие нового знания |
Сегодня к нам пришел Лесовичок, который приглашает нас к себе в гости. А где живет Лесовичок? Да, он живет в лесу. И мы сейчас отправимся в путешествие в лес. Но для начала нам нужно разделиться на три команды. Каждая команда выберите себе капитана, придумайте своей команде название. А оценивать работу будут наши жюри. Давайте с ними познакомимся. Итак, в путь. Лесовичок повел нас в лес. Каким вы представляете лес? А каким же должен быть настоящий лес?
Сейчас посмотрите все на экран и скажите, можете ли этот лес назвать настоящим? Почему? А этот лес? (на экране другой лес) Почему?
На первый взгляд, ребята, лес кажется пустым – одни только деревья. Он не сразу откроет перед нами свои секреты, но когда мы хорошенько присмотримся к нему, то поймем, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Весело шумят зеленые кроны деревьев, выглядывают из-под мха разноцветные шляпки грибов, блестящими бусинами рассыпаны по травяному ковру ароматные лесные ягоды. Перелетают с ветки на ветку голосистые птицы. Ребята, а как вы думаете, кто являются главными жителями в лесу? Лесовичок сообщает, что самые главные жители леса — деревья, их много, они высокие. А сейчас Лесовичок предлагает нам отгадать загадки. У вас на столах лежат карточки с загадками. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Загадки Лесовичка «Что это за дерево?» 1. Русская красавица, Всем нам очень нравится. Бела она, стройна. Одежда зелена. 2. Прямо в небо рвутся, ввысь; Ты внимательно всмотрись: Не березы, не осинки, Нет листочков, есть хвоинки. 3. Ветви над рекой склонила, В воду смотрится уныло. 4. Осень тихая настанет, Дивным дерево то станет: Листья - звезды яркие, Золотые, жаркие. 5. Летом знойным зацветет – Сразу пчел к себе зовет. Круглые листочки, Светлые цветочки. Вкусен, сладок их нектар... Кто-то дерево узнал? 6. Не береза, не сосна — В тишине стоит она. Но лишь ветер пробежит, Вся листва на ней дрожит. 7. Что за дерево такое Угощает снегирей? Снег лежит, трещат морозы, Ну а ягоды вкусней. 8. Не загадка это даже, Сразу назовем, Если только кто-то скажет - Желуди на нем! В лесу деревья разные. А для чего нужны деревья? Посмотрите на экран, рассмотрим, зачем нужны деревья. (деревья очищают воздух, некоторые птицы и дикие животные строят гнезда на деревьях, украшают природу) Вот ученые-экологи говорят, что лес – это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом совсем как звенья в цепочке. Поэтому ученые ее называют цепью питания (на экране слово) – Что дает жизнь всем живым организмам на Земле? Кто первыми получают энергию от него? Первое звено пищевых цепочек – это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками. (на экране) Второе звено – все те, кто питается растениями. Это гусеницы и мыши, зайцы и белки, и такие большие звери как олени и кабаны. (на экране) Третье звено – охотники, самые разные. Жабы с лягушками тоже здесь – они не дают спуску слизнякам и лягушкам. Тут и множество мелких птиц – они ловят мелких насекомых и их личинок. Здесь и ласки, и куницы, и лиса. И все эти животные поедают тех, кто кормится растениями. А еще звено – четвертое, это те хищные птицы и звери, которые охотятся и на охотников: ястребы, совы, волки, рыси. Таких цепочек в лесу множество, ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить. Давайте попытаемся составить пищевую цепь самостоятельно. (на доске составляется пищевая цепь вместе с детьми) |
В лесу
Делятся на команды, придумывают название.
Знакомство с жюри
Ответы детей. в нем должны быть деревья, кусты, травы, животные, птицы, насекомые, лягушки, ящерицы). Нет Ответы детей. да Есть деревья, кустарники, живут животные и т.д
Ответы детей
Береза
Ели
Ива
Клен
Липа
Осина
Рябина
Дуб Ответы детей.
Солнце Растения
Составляем цепь питания на доске |
Формы-фронтальная, групповая, индивидуальная. методы-словесный (объяснение новой темы), наглядный (презентация), практический (составление пищевой цепи) |
3. Практическая часть |
– Теперь пришло время запомнить очень важный закон: в природе ни животные, ни растения не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями. – Какое звено в лесных пищевых цепочках главное? Правильно, от них зависит жизнь всех лесных обитателей. У вас на столах лежат конверты, внутри которых изображения животных и растений. Вам нужно самостоятельно составить 3 цепи питания. Работаем сообща. Давайте сделаем общий вывод. Что же такое цепь питания?
А с чего начинается пищевая цепь? Правильно, молодцы! Сейчас я вам прочитаю стихотворение, вы постарайтесь понять, о чем оно. Сидят вороны по столбам, Галдят на ветках галки, Привольно прыгать воробьям Как бы крутя скакалки. Но если долго снег идет И долго длится вьюга Тогда, друзья, приходится Пичугам нашим туго. Сугробами засыпаны, Бугры, дворы, дорожки, Не могут пташки отыскать Ни зернышка, ни крошки. Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенье птицы ждут от вас. Кормите их! Согрейте! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу! А то и манной кашки… И оживут бедняжки! По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое!» Ребята, о чем это стихотворение? Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему? Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях и на снегу затрудняют птицам добывание корма. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. Хотите им помочь? А как мы это можем сделать?
Существует много различных видов изготовления кормушек: из пластиковых бутылок, из дерева, из картона. А мы изготовим сегодня кормушку из желатина. Будем работать в парах, необходимые инструменты и ингредиенты на столах у вас уже есть. При работе нам понадобится горячая вода. Давайте вспомним, как нужно работать с горячей водой. Да, правильно. Итак, начинаем работу. 1. Наливаем горячую воду в тарелку. 2. Берем 1 ложку желатина и растворяем его в воде. 3. Вливаем кукурузный сироп в воду, помешиваем, пока он полностью не растворится. 4. В отдельных тарелках смешиваем муку и корм для птиц. Все это тщательно перемешиваем. 5. Постепенно вливаем растворенный желатин в смесь муки и зерен. Перемешиваем все большой ложкой, пока масса не станет густой и липкой. 6. Берем формочку и кладем на большой кусок пергаментной бумаги 7. Выкладываем смесь ложкой в форму. 8. Вставляем палочку или ручку деревянной ложки в середину приготовленной массы. 9. Достаем кормушку из форточки |
Растения
Самостоятельно составляют цепь питания Цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. С зеленых растений.
О зимующих птицах
Голод Ответы детей
Да Изготовить кормушку, посыпать зерна
Не плескаться, не играть. |
|
4. Оценка результатов деятельности учащихся на уроке |
Наши кормушки готовы, теперь надо, чтобы наши кормушки остыли. Отнесем их в нашу столовую, а на следующем уроке все вместе их и повесим на деревья. – Время нашей встречи подошло к концу, я хотела бы узнать, что вы сегодня для себя узнали нового. Вспомните все звенья. Какие вопросы у вас появились? -Что было трудным? -Какие моменты урока вам особенно запомнились? Я хочу узнать, с каким настроением вы уйдете с занятия. - солнышко-если на занятии было все понятно, не возникало никаких трудностей. -тучка-если занятие показалось сложным, возникали трудности. |
|
Формы-индивидуальная |
5. Подведение итогов занятия |
А сейчас слово предоставляется нашему жюри. (подведение итогов, награждение команд грамотами) |
|
|