Занятие на тему «Пищевые связи в лесу» (Окружающий мир, 2 класс)

3
0
Материал опубликован 10 September 2019

Тема урока: «Пищевые связи в лесу»

Вид занятия: путешествие

Цель: создать условия для знакомства детей с понятием «пищевая цепь», уточнения представления детей о лесе, его растениях и обитателях.

Задачи:

Образовательные: формирование у детей представления о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

Развивающие: развитие кругозора, умения выстраивать пищевые цепочки в лесу, наблюдательности, фантазии и творческих способностей.

Воспитательные: воспитание любви, гуманного, экологически целесообразного отношения детей к природе, птицам, воспитание взаимопомощи, умения работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность, создать необходимость бережного отношения к окружающей природе, к животным и птицам.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: научаться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: научаться строить речевое высказывание в устной форме, понимать структуру пищевой цепи.

Коммуникативные: научаться слушать и слышать учителя, вступать в диалог, участвовать в групповом обсуждении, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты: строить пищевую цепь, формировать представление о взаимосвязи обитателей леса.

Оборудование: наглядный материал, проектор, презентация, конверты с изображениями животных для создания пищевой цепи, ингредиенты для изготовления кормушки (вода, сахарный сироп, желатин, тарелки, ложки, корм для птиц, ленты, формочки)

Возраст детей: 8-9 лет

 

 

 

 

 

 

 

Структурные элементы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

1. Организационный этап

Добрый день, и добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Ребята, сегодня мне понадобятся ваше внимание, поддержка и помощь. Улыбнитесь друг другу, так и начнем наше с вами занятие.

Итак, готовы к работе?

Приветствуют учителя

 

 

 

 

 

 

Да, готовы

Формы-фронтальная. Методы-словесный (беседа)

2. Познавательно-информационная беседа.

1. анализ задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. открытие нового знания

Сегодня к нам пришел Лесовичок, который приглашает нас к себе в гости.

А где живет Лесовичок?

Да, он живет в лесу. И мы сейчас отправимся в путешествие в лес.

Но для начала нам нужно разделиться на три команды. Каждая команда выберите себе капитана, придумайте своей команде название.

А оценивать работу будут наши жюри. Давайте с ними познакомимся.

Итак, в путь. Лесовичок повел нас в лес.

Каким вы представляете лес?

А каким же должен быть настоящий лес?

 

 

Сейчас посмотрите все на экран и скажите, можете ли этот лес назвать настоящим?

Почему?

А этот лес? (на экране другой лес)

Почему?

 

 

На первый взгляд, ребята, лес кажется пустым – одни только деревья. Он не сразу откроет перед нами свои секреты, но когда мы хорошенько присмотримся к нему, то поймем, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Весело шумят зеленые кроны деревьев, выглядывают из-под мха разноцветные шляпки грибов, блестящими бусинами рассыпаны по травяному ковру ароматные лесные ягоды. Перелетают с ветки на ветку голосистые птицы.

Ребята, а как вы думаете, кто являются главными жителями в лесу?

Лесовичок сообщает, что самые главные жители леса — деревья, их много, они высокие.

А сейчас Лесовичок предлагает нам отгадать загадки. У вас на столах лежат карточки с загадками. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Загадки Лесовичка «Что это за дерево?»

1. Русская красавица, 

Всем нам очень нравится. 

Бела она, стройна. 

Одежда зелена.

2. Прямо в небо рвутся, ввысь; 

Ты внимательно всмотрись: 

Не березы, не осинки, 

Нет листочков, есть хвоинки.

3. Ветви над рекой склонила, 

В воду смотрится уныло.

4. Осень тихая настанет, 

Дивным дерево то станет: 

Листья - звезды яркие, 

Золотые, жаркие.

5. Летом знойным зацветет – 

Сразу пчел к себе зовет. 

Круглые листочки, 

Светлые цветочки. 

Вкусен, сладок их нектар... 

Кто-то дерево узнал?

6. Не береза, не сосна — 

В тишине стоит она. 

Но лишь ветер пробежит, 

Вся листва на ней дрожит.

7. Что за дерево такое 

Угощает снегирей? 

Снег лежит, трещат морозы, 

Ну а ягоды вкусней.

8. Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем!

В лесу деревья разные. А для чего нужны деревья?

Посмотрите на экран, рассмотрим, зачем нужны деревья. (деревья очищают воздух, некоторые птицы и дикие животные строят гнезда на деревьях, украшают природу)

Вот ученые-экологи говорят, что лес – это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом совсем как звенья в цепочке. Поэтому ученые ее называют цепью питания (на экране слово)

Что дает жизнь всем живым организмам на Земле?

Кто первыми получают энергию от него?

Первое звено пищевых цепочек – это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками. (на экране)

Второе звено – все те, кто питается растениями. Это гусеницы и мыши, зайцы и белки, и такие большие звери как олени и кабаны. (на экране)

Третье звено – охотники, самые разные. Жабы с лягушками тоже здесь – они не дают спуску слизнякам и лягушкам. Тут и множество мелких птиц – они ловят мелких насекомых и их личинок. Здесь и ласки, и куницы, и лиса. И все эти животные поедают тех, кто кормится растениями.

А еще звено – четвертое, это те хищные птицы и звери, которые охотятся и на охотников: ястребы, совы, волки, рыси.

Таких цепочек в лесу множество, ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить.

Давайте попытаемся составить пищевую цепь самостоятельно.

(на доске составляется пищевая цепь вместе с детьми)

 

 

В лесу

 

 

Делятся на команды, придумывают название.

 

Знакомство с жюри

 

Ответы детей.

в нем должны быть деревья, кусты, травы, животные, птицы, насекомые, лягушки, ящерицы).

Нет

Ответы детей.

да

Есть деревья, кустарники, живут животные и т.д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Береза

 

 

 

Ели

 

Ива

 

 

 

Клен

 

 

 

 

 

Липа

 

 

 

Осина

 

 

 

Рябина

 

 

 

Дуб

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Солнце

Растения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляем цепь питания на доске

Формы-фронтальная, групповая, индивидуальная. методы-словесный (объяснение новой темы), наглядный (презентация), практический (составление пищевой цепи)

3. Практическая часть

Теперь пришло время запомнить очень важный закон: в природе ни животные, ни растения не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями.

Какое звено в лесных пищевых цепочках главное?

Правильно, от них зависит жизнь всех лесных обитателей. 

У вас на столах лежат конверты, внутри которых изображения животных и растений. Вам нужно самостоятельно составить 3 цепи питания.

Работаем сообща.

Давайте сделаем общий вывод. Что же такое цепь питания?

 

 

 

А с чего начинается пищевая цепь?

Правильно, молодцы!

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, вы постарайтесь понять, о чем оно.

Сидят вороны по столбам,

Галдят на ветках галки,

Привольно прыгать воробьям

Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет

И долго длится вьюга

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны,

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу!

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

Ребята, о чем это стихотворение?

Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод?

Почему?

Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях и на снегу затрудняют птицам добывание корма. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Хотите им помочь?

А как мы это можем сделать?

 

Существует много различных видов изготовления кормушек: из пластиковых бутылок, из дерева, из картона. А мы изготовим сегодня кормушку из желатина.

Будем работать в парах, необходимые инструменты и ингредиенты на столах у вас уже есть. При работе нам понадобится горячая вода. Давайте вспомним, как нужно работать с горячей водой.

Да, правильно.

Итак, начинаем работу.

1. Наливаем горячую воду в тарелку. 

2. Берем 1 ложку желатина и растворяем его в воде.

3. Вливаем кукурузный сироп в воду, помешиваем, пока он полностью не растворится.

4. В отдельных тарелках смешиваем муку и корм для птиц. Все это тщательно перемешиваем.

5. Постепенно вливаем растворенный желатин в смесь муки и зерен. Перемешиваем все большой ложкой, пока масса не станет густой и липкой.

6. Берем формочку и кладем на большой кусок пергаментной бумаги

7. Выкладываем смесь ложкой в форму.

8. Вставляем палочку или ручку деревянной ложки в середину приготовленной массы.

9. Достаем кормушку из форточки

 

 

 

Растения

 

 

Самостоятельно составляют цепь питания

Цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов.

С зеленых растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О зимующих птицах

 

Голод

Ответы детей

 

 

 

 

Да

Изготовить кормушку, посыпать зерна

 

 

 

 

 

Не плескаться, не играть.

Формы-фронтальная. Методы-словесный (беседа)

4. Оценка результатов деятельности учащихся на уроке

Наши кормушки готовы, теперь надо, чтобы наши кормушки остыли. Отнесем их в нашу столовую, а на следующем уроке все вместе их и повесим на деревья.

Время нашей встречи подошло к концу, я хотела бы узнать, что вы сегодня для себя узнали нового. 
– Что такое цепь питания?

Вспомните все звенья. 

Какие вопросы у вас появились?

-Что было трудным?

-Какие моменты урока вам особенно запомнились?

Я хочу узнать, с каким настроением вы уйдете с занятия.

- солнышко-если на занятии было все понятно, не возникало никаких трудностей.

-тучка-если занятие показалось сложным, возникали трудности.

 

Формы-индивидуальная

5. Подведение итогов занятия

А сейчас слово предоставляется нашему жюри.

(подведение итогов, награждение команд грамотами)

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.