Урок на тему «Наши органы чувств» (Окружающий мир, 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Цель урока: ознакомить с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств.
Задачи:
формировать представление о деятельности органов чувств;
познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств;
познакомить со строением и функциями органов чувств;
воспитывать ответственность за свой организм, культуру гигиены, интерес к предмету.
Оборудование: презентация с материалом, раздаточный материал.
I. Организационный момент / 2 минуты
Здравствуйте, дети. Сейчас у нас урок окружающего мира. Проверьте глазами свое рабочее место, на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.
II. Актуализация знаний / 5 минут
Вы с Еленой Васильевной начали интересный раздел, рассказывающий про организм человека. Этот раздел очень познавательный! На предыдущем уроке вы с Лолитой Александровной разобрали, что же такое гигиена. Кто мне ответит на этот вопрос? (дети отвечают)
– Что вы используете при уходе за зубами?
– Какие правила здоровой осанки вы знаете?
Перед едой нужно обязательно…
Во время еды нельзя…
Никогда не ешьте не мытые…
– Все соблюдают эти правила? Сегодня я пронаблюдаю в столовой как вы выполняете эти правила.
III. Самоопределение к деятельности / 5 минут
Ребята, посмотрите на доску, у нас здесь не разгаданный кроссворд (интер. доска). Давайте отгадаем его, и мы поймем, как звучит наша сегодняшняя тема. Я читаю вам вопрос, а кто догадался о каком органе идет речь, поднимает руку и отвечает.
1. С помощью какого органа чувств мы узнаем о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? (Ухо)
2. С помощью какого органа чувств мы видим, что написано в книге? (Глаз)
3. Какой орган чувств нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели? (Кожа)
4. Какой орган чувств помогает уловить запах хлеба, цветка, духов? (Нос)
5. С помощью какого органа чувств мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от соленой? (Язык)
– Какое у нас слово получилось? (Органы)
– Какие это органы? (Органы чувств)
Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся… (дети отвечают). Молодцы. Сегодня мы познакомимся с ними и их значением.
IV. Работа по теме урока / 22 минуты
Послушайте стихотворение.
Умеют они грустить и смеяться,
Умеют они чудесам удивляться –
Цветущим ромашкам и мотылькам,
Белым корабликам-облакам,
Радуге, будто пришедшей из сказки, –
Все замечают зоркие глазки!
Но чтобы увидеть волшебные сны,
Мы крепки скорее закрыть их должны.
– Большую часть информации об окружающем мире мы воспринимаем с помощью глаз. Как же устроен наш глаз? Какие же функции? Сейчас и узнаем!
Итак, глаз человека устроен очень сложно, давайте разберем его строение. Основная его часть – это глазное яблоко – имеет впереди отверстие, которое называется зрачком. Глазные яблоки расположены внутри глазниц – специальные впадины в черепе. Они имеет форму шара. Спереди глаз защищен прозрачной роговицей. Она влажная и очень нежная.
– Бывало ли у вас, что вам что-то попадало в глаз? Пыль, соринки, что вы делали при этом?
По правилам, нужно посмотреть на кончик носа и сильно поморгать. Но ни в коем случае нельзя лезть руками в глаза! Потому что на руках у нас содержится много микробов.
Под роговицей находится радужная оболочка. По радужной оболочке людей называют голубоглазыми, зеленоглазыми и кареглазыми, если она темная. Цвет глаз наследуется от родителей.
– Посмотрите на соседа и определите цвет его радужной оболочки.
– Все определили цвет? Молодцы! А теперь по очереди кареглазые, голубоглазые, зеленоглазые будут хлопать и выявим, кого больше.
В глаз поступает свет, который отражается от окружающих нас предметов. В центре радужной оболочки находится отверстие, через которое свет попадает на хрусталик глаза, похожий на линзу, а затем на сетчатку. Сетчатка является своеобразным экраном, на котором отражается все увиденное. От сетчатки по зрительному нерву передается сигнал в головной мозг и там обрабатывается информация.
– Чтобы глаза не уставали, мы с вами сделаем зарядку, все внимание на доску.
Следующий орган, который мы будем изучать это – ухо. Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо представляется ушной раковиной, наружным слуховым проходом и барабанной перепонкой. Далее следует среднее ухо и внутренние ухо. Давайте разберем как все-таки мы слышим звуки. Ушные раковины улавливают звуки из окружающей среды, которые является колебаниями воздуха, через маленькое отверстие в ушной раковине колебания передаются в слуховой проход, и колебания приводят в движение барабанную перепонку, потом в среднее ухо, а затем во внутреннее, оттуда по нерву передается сигнал в головной мозг.
Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит ухо – это орган слуха и равновесия.
– Сейчас вы закрываете глаза, а я вам загадаю загадку.
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(В этот момент выносится разрезанный чеснок на таралке)
– Ребята, с помощью какого органа вы почувствовали запах? (дети отвечают)
Правильно! С помощью носа. Нос – орган обоняния. Для чего же нам обоняние? (дети отвечают). Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, также обоняние предупреждает человека об опасности, например, при утечке газа, при пожаре.
Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней – миллионы нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.
– Для того, чтобы понять, о чем пойдет речь, нам нужно отгадать загадку.
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.
Правильно, будем говорить о языке. Только растворенные вещества могут вызывать ощущение вкуса. Твердые вещества в полости рта растворяются слюной. От чувствительных зон языка сигналы поступают в мозг, в специальный центр, где формируются вкусовые ощущения.
Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Язык – один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, язык тот час донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышце рта, и ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.
– У языка есть зоны, давайте взглянем на доску.
– И завершает наше путешествие по органам чувств, орган осязания – это кожа.
Она бывает темной,
Она бывает белой,
Она бывает бледной
Или загорелой.
Или вдруг покроется –
Замерзнет если сильно –
Тысячей пупырышков
И тут же станет синей.
Наша кожа дышит,
Она нас защищает,
Но, как у бегемота,
Толстой не бывает.
Ее легко поранить,
Возись тогда с бинтами!
Не будем хулиганить.
Доставим радость маме!
Кожа удивительный орган! С помощью кожи мы может понять, что нас окружает. Закрыв глаза, мы можем почувствовать шероховатость, гладкость, форму поверхности, к которой прикоснулись. Это чувство называется осязанием.
Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, т.е. решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают нервные окончания, которые находятся в ней.
Таким образом, мы с вами познакомились с органами чувств. Теперь мы знаем, как устроены эти органы, что они делают и каково их значение.
V. Физкультминутка / 1 минута
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились
Ниже опустились
Завертелись, завертелись
И остановились.
VI. Продолжение работы по теме урока / 5 минут
– Открываем свои рабочие тетради на стр. 36, делаем задание №1.
(по ходу выполнения задания задаются вопросы о органах и их функциях)
– Сейчас вы будете выполнять самостоятельно одно задание, где вам нужно будет написать о каком органе идет речь в тексте.
(как все справятся с заданием, выполняется самопроверка)
– Итак, все закончили? Молодцы! Теперь берем зеленую пасту и проверяем.
– У кого все “+”? А у кого знак вопроса? Молодцы!
VII. Подведение итогов урока / 5 минут
– С какими органам чувств мы познакомились? Для чего нужны?
Домашнее задание
Прочитать параграф стр. 60-63; р.т. стр. 36-37 задания 2,3.