Урок на тему «Наши органы чувств» (Окружающий мир, 3 класс)

1
0
Материал опубликован 13 February 2018 в группе

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Цель урока: ознакомить с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств.

Задачи:

формировать представление о деятельности органов чувств;

познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств;

познакомить со строением и функциями органов чувств;

воспитывать ответственность за свой организм, культуру гигиены, интерес к предмету.

Оборудование: презентация с материалом, раздаточный материал.

I. Организационный момент / 2 минуты

Здравствуйте, дети. Сейчас у нас урок окружающего мира. Проверьте глазами свое рабочее место, на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

II. Актуализация знаний / 5 минут

Вы с Еленой Васильевной начали интересный раздел, рассказывающий про организм человека. Этот раздел очень познавательный! На предыдущем уроке вы с Лолитой Александровной разобрали, что же такое гигиена. Кто мне ответит на этот вопрос? (дети отвечают)

Что вы используете при уходе за зубами?

Какие правила здоровой осанки вы знаете?

Перед едой нужно обязательно…

Во время еды нельзя…

Никогда не ешьте не мытые…

Все соблюдают эти правила? Сегодня я пронаблюдаю в столовой как вы выполняете эти правила.

III. Самоопределение к деятельности / 5 минут

Ребята, посмотрите на доску, у нас здесь не разгаданный кроссворд (интер. доска). Давайте отгадаем его, и мы поймем, как звучит наша сегодняшняя тема. Я читаю вам вопрос, а кто догадался о каком органе идет речь, поднимает руку и отвечает.

1. С помощью какого органа чувств мы узнаем о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? (Ухо)

2. С помощью какого органа чувств мы видим, что написано в книге? (Глаз)

3. Какой орган чувств нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели? (Кожа)

4. Какой орган чувств помогает уловить запах хлеба, цветка, духов? (Нос)

5. С помощью какого органа чувств мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от соленой? (Язык)

Какое у нас слово получилось? (Органы)

– Какие это органы? (Органы чувств)

Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся… (дети отвечают). Молодцы. Сегодня мы познакомимся с ними и их значением.

IV. Работа по теме урока / 22 минуты

Послушайте стихотворение.

Умеют они грустить и смеяться,

Умеют они чудесам удивляться –

Цветущим ромашкам и мотылькам,

Белым корабликам-облакам,

Радуге, будто пришедшей из сказки, –

Все замечают зоркие глазки!

Но чтобы увидеть волшебные сны,

Мы крепки скорее закрыть их должны.

Большую часть информации об окружающем мире мы воспринимаем с помощью глаз. Как же устроен наш глаз? Какие же функции? Сейчас и узнаем!

Итак, глаз человека устроен очень сложно, давайте разберем его строение. Основная его часть – это глазное яблоко – имеет впереди отверстие, которое называется зрачком. Глазные яблоки расположены внутри глазниц – специальные впадины в черепе. Они имеет форму шара. Спереди глаз защищен прозрачной роговицей. Она влажная и очень нежная.

Бывало ли у вас, что вам что-то попадало в глаз? Пыль, соринки, что вы делали при этом?

По правилам, нужно посмотреть на кончик носа и сильно поморгать. Но ни в коем случае нельзя лезть руками в глаза! Потому что на руках у нас содержится много микробов.

Под роговицей находится радужная оболочка. По радужной оболочке людей называют голубоглазыми, зеленоглазыми и кареглазыми, если она темная. Цвет глаз наследуется от родителей.

Посмотрите на соседа и определите цвет его радужной оболочки.

Все определили цвет? Молодцы! А теперь по очереди кареглазые, голубоглазые, зеленоглазые будут хлопать и выявим, кого больше.

В глаз поступает свет, который отражается от окружающих нас предметов. В центре радужной оболочки находится отверстие, через которое свет попадает на хрусталик глаза, похожий на линзу, а затем на сетчатку. Сетчатка является своеобразным экраном, на котором отражается все увиденное. От сетчатки по зрительному нерву передается сигнал в головной мозг и там обрабатывается информация.

Чтобы глаза не уставали, мы с вами сделаем зарядку, все внимание на доску.

Следующий орган, который мы будем изучать это – ухо. Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо представляется ушной раковиной, наружным слуховым проходом и барабанной перепонкой. Далее следует среднее ухо и внутренние ухо. Давайте разберем как все-таки мы слышим звуки. Ушные раковины улавливают звуки из окружающей среды, которые является колебаниями воздуха, через маленькое отверстие в ушной раковине колебания передаются в слуховой проход, и колебания приводят в движение барабанную перепонку, потом в среднее ухо, а затем во внутреннее, оттуда по нерву передается сигнал в головной мозг.

Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит ухо – это орган слуха и равновесия.

Сейчас вы закрываете глаза, а я вам загадаю загадку.

Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.

(В этот момент выносится разрезанный чеснок на таралке)

Ребята, с помощью какого органа вы почувствовали запах? (дети отвечают)

Правильно! С помощью носа. Нос – орган обоняния. Для чего же нам обоняние? (дети отвечают). Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, также обоняние предупреждает человека об опасности, например, при утечке газа, при пожаре.

Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней – миллионы нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.

Для того, чтобы понять, о чем пойдет речь, нам нужно отгадать загадку.

Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.

Правильно, будем говорить о языке. Только растворенные вещества могут вызывать ощущение вкуса. Твердые вещества в полости рта растворяются слюной. От чувствительных зон языка сигналы поступают в мозг, в специальный центр, где формируются вкусовые ощущения.

Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Язык – один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, язык тот час донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышце рта, и ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

У языка есть зоны, давайте взглянем на доску.

И завершает наше путешествие по органам чувств, орган осязания – это кожа.

Она бывает темной,

Она бывает белой,

Она бывает бледной

Или загорелой.

Или вдруг покроется –

Замерзнет если сильно –

Тысячей пупырышков

И тут же станет синей.

Наша кожа дышит,

Она нас защищает,

Но, как у бегемота,

Толстой не бывает.

Ее легко поранить,

Возись тогда с бинтами!

Не будем хулиганить.

Доставим радость маме!

Кожа удивительный орган! С помощью кожи мы может понять, что нас окружает. Закрыв глаза, мы можем почувствовать шероховатость, гладкость, форму поверхности, к которой прикоснулись. Это чувство называется осязанием.

Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, т.е. решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают нервные окончания, которые находятся в ней.

Таким образом, мы с вами познакомились с органами чувств. Теперь мы знаем, как устроены эти органы, что они делают и каково их значение.

V. Физкультминутка / 1 минута

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились

Ниже опустились

Завертелись, завертелись

И остановились.

VI. Продолжение работы по теме урока / 5 минут

Открываем свои рабочие тетради на стр. 36, делаем задание №1.

(по ходу выполнения задания задаются вопросы о органах и их функциях)

Сейчас вы будете выполнять самостоятельно одно задание, где вам нужно будет написать о каком органе идет речь в тексте.

(как все справятся с заданием, выполняется самопроверка)

Итак, все закончили? Молодцы! Теперь берем зеленую пасту и проверяем.

У кого все “+”? А у кого знак вопроса? Молодцы!

VII. Подведение итогов урока / 5 минут

– С какими органам чувств мы познакомились? Для чего нужны?

Домашнее задание

Прочитать параграф стр. 60-63; р.т. стр. 36-37 задания 2,3.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.