Выявление степени духовно - нравственного развития младших школьников посредством работы с текстом

0
0
Материал опубликован 3 December 2022

Выявление степени духовно - нравственного развития младших школьников

посредством работы с текстом.


Задания к  текстам, 

направленные на проверку сформированности умений:

определять положительное (ил отрицательное) качество (черту) характера человека;

давать оценку поступкам человека в конкретной жизненной ситуации;  

ориентироваться на морально- этические нормы, принятые в обществе;

моделировать свое поведение в аналогичной ситуации.


Критериальная база:

По уровню сложности вопросы 1, 2 оцениваются в 2 балла, 3, 4 - 3 балла:

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ (выполнение ниже 50% заданий):

у ученика не сформированы элементарные представления о морально - этических нормах, принятых в обществе;

УРОВЕНЬ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (выполнение 50% заданий):

ученик умеет определять положительное (или отрицательное) качество (черту) характера человека; умение давать оценку поступкам человека в конкретной жизненной ситуации.  

УРОВЕНЬ ВЫШЕ СРЕДНЕГО (выполнение 75 % заданий):

ученик умеет определять положительное (или отрицательное) качество (черту) характера человека; умеет давать оценку поступкам человека в конкретной жизненной ситуации, умеет ориентироваться на морально- этические нормы, принятые в обществе.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (выполнение 90-100%):

ученик умеет определять положительное (или отрицательное) качество (черту) характера человека; умеет давать оценку поступкам человека в конкретной жизненной ситуации, умеет ориентироваться на морально- этические нормы, принятые в обществе, умеет моделировать (проецировать) свое поведение на аналогичную ситуацию в жизни.


1 класс

Прочитай текст. Ответь на вопросы учителя.


«Два товарища» (Л.Н. Толстой)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

- Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Вопросы:

1. Какое человеческое качество осуждается в этом тексте _____________

2. Можно ли мальчиков назвать хорошими товарищами? ______________

Почему?________________________________________________________

3. В каких словах содержится главная мысль текста? (подчеркни в тексте)

4. Какой совет вы бы дали этим мальчикам? ________________________

________________________________________________________________


__________________________________________________________________


2 класс

Прочитай текст. Ответь на вопросы.


Красивые слова и красивые дела


Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не красивые слова, красивы красивые дела.

Вопросы:

1. Какое человеческое качество осуждается в этом тексте? _________

2. Поступок какого мальчика можно назвать красивым? _____________

Почему?____________________________________________________

3. В каких словах содержится главная мысль текста? (подчеркни в тексте)

4. Какой совет вы бы дали этим мальчикам? _______________________

________________________________________________________________


__________________________________________________________________

3 класс

Прочитай текст. Ответь на вопросы.


Несмелый мальчик


В пятый класс среди года пришел новый ученик, Николай. В первый же день все убедились, что он несмелый, даже застенчивый, его хотели на первую парту посадить, но он отказался. Попросился на последнюю.

Учился Николай прилежно, старательно делал домашние задания. Ответы Николая были такими хорошими, что, когда его вызывали, в классе наступала тишина. Каждый хотел послушать хороший ответ. Учителя часто хвалили Николая: «Вот так нужно готовить задания и отвечать на вопросы».
От похвал мальчик краснел, было видно, что ему хотелось быстрее сесть за свою последнюю парту.

Одноклассники говорили: «Хороший ученик. И добрый товарищ.
Попросишь – всегда объяснит, расскажет, как решить задачу. Но очень несмелый…»

Однажды пятиклассники возвращались из школы домой. Было это в мае, перед окончанием учебного года. Шли гурьбой, о чем-то спорили.
Когда проходили по мосту через речку, услышали крик. Кто-то кричал внизу, недалеко от моста. Речка была небольшая, но быстрая и полноводная. Неужели кто-то зовет на помощь?

Не успели ребята и подумать об этом, как увидели: Николай прыгнул в воду, туда, откуда доносился крик.

Потрясенные мальчики подбежали к перилам моста. Николай уже подплывал к маленькой девочке. Она не умела хорошо плавать и попала в водоворот. Еще немного – и девочка погибла бы.
– Держись за мою рубашку! – крикнул Николай.

Девочка схватилась за рубашку, и Николай быстро поплыл с ней к берегу.

Вопросы:

1. Какое человеческое качество восхваляется в этом тексте? _________

2. Можно ли о герое рассказа сказать, что он несмелый? ______________ Почему?_______________________________________

3. Какая пословица отражает основную мысль текста?

Не тот храбр, кто страха не знал, а тот храбр, кто страх побеждал.

Храбрец в день битвы познается.

Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.

4. Чтобы вы сказали одноклассникам Николая? _____________________________________________________________

__________________________________________________________________


4 класс

Прочитай текст. Ответь на вопросы.


Трудно быть человеком


Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды.

Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Её глаза стали тревожными.

Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.

Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…

Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…

Потому что мы люди…

Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.

Трудно быть человеком… – подумал он.

Вопросы:

1. Какое человеческое качество осуждается в этом тексте?_______________

2. Почему ребятам стало стыдно? ________________________________

Кого они стыдились? _____________________________________________

3. В каких словах содержится главная мысль текста? (подчеркни в тексте)

4. Как вы понимаете выражение «нужно быть настоящим человеком»?__________________________________________________

__________________________________________________________


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации