Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Цель программы:
Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, к людям, себе.
Задачи:
1. Содействовать формированию личности, уважающей культурные традиции и историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.
2. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
3. Обеспечить воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.
4. Создать необходимые условия для формирования представлений об эстетических идеалах и проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
5. Способствовать формированию собственной позиции учащихся к проблеме сохранения здоровья и защиты собственной жизни.
6. Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результатов.
7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.
В соответствии с поставленными задачами деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы научить ребенка взаимодействовать в коллективе, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем, быть социально - адаптированными.
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.
Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, благотворительные акции, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.— организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства.
Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся определены приоритетные направления воспитательной работы:
1. Мое Отечество
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Внутренний мир и межличностные отношения
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3 Мир природы и окружающая среда
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде (экологическое воспитание).
4. Мир культурного наследия
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
5. Радость труда
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
6. Здоровый образ жизни
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Данные направления воспитательной программы реализуются в следующих блоках воспитательной программы:
1. Нравственные и духовные ценности.
2. Самопознание.
3. Учение.
4. Здоровье.
5. Семья.
6. Досуг.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обеспечивается достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;
- эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности).
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний путем первичного понимания повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества путем практических действий.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным и постепенным.
Примерные формы и виды деятельности
Направления воспитания |
Приобретение учащимися социальных знаний (1 уровень) |
Формирование опыта и ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) |
Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) |
Воспитание патриотизма, гражданского самосознания, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. |
|||
1. Воспитание гражданского самосознания
2.Формирование правовой культуры
3.Воспитание патриотизма |
Беседа «Мой родной город»
Информационная беседа «Ваши обязанности в школе и дома»
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны |
Игра – путешествие «С чего начинается Родина?»
Игра-путешествие по правам человека
Музейный урок «Юные герои войны» |
Праздник «День народного единства»
Творческий проект «Нужна ли человеку свобода?»
Акция «Ветеран живет рядом» |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|||
1. Воспитание культуры общения
2.Формирование взаимоотношений в коллективе.
3. Представления о религиозной картине мира
4.Воспитание семейной культуры |
Урок этики «Волшебные слова»
Беседа «О жадности»
Экскурсия в храм.
Беседа «Я и моя семья» |
Занятие - практикум «Правила ведения диалога»
Игра «Где живет доброта»
Художественная выставка «Пасхальная радость»
Сочинение «Моя мамочка,бабушка,сестра . |
Диспут «От вежливости к культуре речи»
Благотворительная акция «Твари добро»
Нравственные уроки православия . Чтение детской Библии.
Концерт для родителей «От всей души» |
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде (экологическое воспитание). |
|||
1.Ценностное отношение к природе и окружающей среде 2.Природоохранная деятельность |
Беседа «Мир вокруг меня. Какой он?»
Экскурсия в зоопарк |
Экологическая игра «Мы - друзья природы»
Игра-путешествие «Заповедные места . |
Праздник «Земля - наш общий дом»
Творческий проект «Уголок родного края» |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). |
|||
1.Представление об эстетических идеалах и ценностях.
2.Представление о душевной и физической красоте человека. 3.Самовыражение в творчестве и искусстве. |
Посещение кинотеатра, краеведческого и художественного музеев
Беседа «Как я выгляжу»
Экскурсия в музей народного творчества |
Классный час «О великих русских художниках»
Игра-тренинг «От улыбки солнечной одной» Выставка букетов «Осенняя фантазия» |
Выставка семейного творчества
День поэзии
Фотоконкурс «Славим осень золотую» |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|||
1.Представления об основах учебного труда
2.Представления о профессиях и уважение к людям труда
3.Первоначальные навыки коллективной работы |
Беседа «Мы теперь ученики, а это значит…»
Встречи с представителями разных профессий
Занятия в клубе детского творчества «Меридиан» |
Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»
Заочное путешествие «Откуда хлеб на стол пришел»
Творческая мастерская «Подарок для мамы своими руками». |
Творческий проект «Компьютер - друг или враг»
Деловая игра «Открываем фирму»
Акция «Создание цветочных клумб», |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни |
|||
1.Ценностное отношение к своему здоровью 2. Стремление к здоровому образу жизни
3.Взаимовлияние физического, нравственного, социально-психологического здоровья |
Беседа «Режим дня»
Встреча с спортсменами
Классный час «Настроение в школе и после нее» |
Практикум «Как стать Неболейкой»
Художественная выставка «Мы за здоровый образ жизни» Тренинг «Учимся управлять своими эмоциями» |
Проект «Вредным привычкам – НЕТ!»
Семейная спартакиада
Акция «Пропаганда здорового образа жизни» |
Данные виды деятельности показывают, что достижение обучающимися трех уровней воспитательных результатов способствует не только осмыслению и принятию для себя данной нравственной ценности, но и применению ее в жизни. Таким образом, обеспечивается появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Результатом систематической работы педагога в данном направлении является нравственное развитие воспитанников, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Важно вызвать у детей чувство дружеского участия, сострадания, научить его делиться сомнениями, радостями, горестями, привить чувство коллективизма, сформировать умение ориентироваться в окружающей обстановке. Добиться этого, по мнению Ш. Амонашвили, возможно при условии, что педагог сумеет «…сделать ребенка своим добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником, равноправным участником педагогического процесса».
Литература
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М. «Просвещение», 2010
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010 (Стандарт второго поколения)
Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – М. «Просвещение», 2010
Занковские чтения на Белгородчине: Материалы региональных Занковских чтений / Отв. редактор Сердюкова Н.С. – Белгород: КОНСТАНТА, 2010