Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования

0
0
Материал опубликован 23 December 2017

             Цель  программы:

 Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, к людям, себе.       

          Задачи:

1.    Содействовать формированию личности, уважающей культурные традиции и историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.

2.    Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.

3.    Обеспечить воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.

4.    Создать необходимые условия для формирования представлений об эстетических идеалах и проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

5.    Способствовать  формированию собственной позиции учащихся к проблеме    сохранения здоровья и защиты собственной жизни.

6.    Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результатов.

7.    Ориентировать  семью на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.

             В соответствии с поставленными задачами деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы научить ребенка взаимодействовать в коллективе, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем, быть социально - адаптированными. 

             Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

         Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.

        Внешкольные мероприятия:  экскурсии,  разнообразные десанты, благотворительные акции, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.— организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства.

            Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

          В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся определены  приоритетные направления воспитательной работы:

1. Мое Отечество

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к  правам, свободам и обязанностям человека.

 2. Внутренний мир и межличностные отношения

Воспитание  нравственных чувств и этического сознания.

 3 Мир природы и окружающая среда

Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде (экологическое воспитание).

 4. Мир культурного наследия

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

 5.  Радость труда

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

 6.  Здоровый образ жизни

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Данные направления воспитательной программы реализуются в следующих блоках воспитательной программы:

1. Нравственные и духовные ценности.

2. Самопознание.

3. Учение.

4. Здоровье.

5. Семья.

6. Досуг.

          В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обеспечивается достижение обучающимися:

- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;

- эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности).

      Воспитательные результаты  распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний путем первичного понимания повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества  путем практических действий.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

           Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным и  постепенным.

 

Примерные формы и виды деятельности

 

Направления воспитания

Приобретение учащимися социальных знаний

(1 уровень)

Формирование опыта и ценностного отношения к социальной реальности

(2 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия

(3 уровень)

Воспитание патриотизма, гражданского самосознания, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

     

1. Воспитание гражданского самосознания

 

2.Формирование правовой культуры

 

 

3.Воспитание патриотизма

Беседа  «Мой родной город»

 

 

 

Информационная беседа «Ваши обязанности в школе и дома»

 

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

Игра – путешествие «С чего начинается Родина?»  

 

 

Игра-путешествие по правам человека

 

 

 

Музейный урок «Юные герои войны»

Праздник «День народного единства»

 

Творческий проект «Нужна ли человеку свобода?»

 

Акция «Ветеран живет рядом»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

     

1. Воспитание культуры общения

 

2.Формирование взаимоотношений в коллективе.

 

3. Представления о религиозной картине мира

 

4.Воспитание  семейной культуры

Урок этики «Волшебные слова» 

 

Беседа  «О  жадности»

 

 

 

Экскурсия в храм.

 

 

Беседа  «Я и моя семья»

Занятие - практикум  «Правила ведения диалога» 

 

Игра  «Где живет доброта»

 

Художественная выставка «Пасхальная радость»

 

Сочинение «Моя мамочка,бабушка,сестра .

  Диспут «От вежливости к  культуре речи»

 

 

 Благотворительная акция «Твари добро»  

 

 

Нравственные уроки  православия .

Чтение детской Библии.

 

Концерт для родителей «От всей души»

Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде  (экологическое воспитание).

     

1.Ценностное отношение к природе и окружающей среде

2.Природоохранная деятельность

 Беседа «Мир вокруг меня. Какой он?»  

 

 

 

Экскурсия в зоопарк

Экологическая игра «Мы -  друзья природы»

 

Игра-путешествие  «Заповедные места .

 Праздник  «Земля - наш общий дом»

 

 

Творческий проект «Уголок родного края»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

     

1.Представление об эстетических идеалах и ценностях.

 

2.Представление о душевной и физической красоте человека.

3.Самовыражение в творчестве и искусстве.

Посещение кинотеатра, краеведческого и художественного музеев

 

Беседа «Как я выгляжу»

 

 

Экскурсия в музей народного творчества

Классный час  «О великих русских художниках»  

 

Игра-тренинг «От улыбки солнечной одной»

Выставка букетов «Осенняя фантазия»

Выставка семейного творчества

 

 

День поэзии

 

Фотоконкурс «Славим осень золотую»

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

     

1.Представления об основах учебного труда

 

2.Представления о профессиях и уважение к людям труда

 

 3.Первоначальные навыки коллективной работы

Беседа «Мы теперь ученики, а это значит…»

 

 

Встречи с  представителями разных профессий

 

 

 

Занятия в клубе детского творчества «Меридиан»

Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»

 

Заочное путешествие «Откуда хлеб на стол пришел»

 

Творческая мастерская «Подарок для мамы своими руками».

Творческий проект

«Компьютер - друг или враг»

 

Деловая игра «Открываем фирму»

 

Акция  «Создание цветочных клумб»,

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

     

1.Ценностное отношение к своему здоровью

2. Стремление к здоровому  образу жизни  

 

3.Взаимовлияние  физического, нравственного, социально-психологического  здоровья

Беседа «Режим дня»

 

 

Встреча с  спортсменами

 

Классный час «Настроение в школе и после нее»

Практикум  «Как стать Неболейкой» 

 

Художественная выставка «Мы за здоровый образ жизни»

Тренинг  «Учимся управлять своими эмоциями»

Проект «Вредным привычкам – НЕТ!»

 

Семейная спартакиада

 

 

Акция «Пропаганда здорового образа жизни»

          Данные виды  деятельности показывают, что достижение обучающимися трех уровней воспитательных результатов  способствует не только осмыслению и принятию для себя данной нравственной ценности, но и применению ее в жизни. Таким образом, обеспечивается  появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания личности.

          Результатом систематической  работы педагога   в данном направлении является нравственное развитие воспитанников, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Важно вызвать у детей чувство дружеского участия, сострадания, научить его делиться сомнениями, радостями, горестями, привить чувство коллективизма, сформировать умение ориентироваться  в окружающей обстановке. Добиться этого, по мнению  Ш. Амонашвили, возможно при условии, что  педагог сумеет «…сделать ребенка своим  добровольным и заинтересованным  соратником, сотрудником, единомышленником, равноправным участником педагогического процесса».

Литература

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М. «Просвещение», 2010

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010 (Стандарт второго поколения)

Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и   воспитание младших школьников – М. «Просвещение», 2010

Занковские чтения на Белгородчине: Материалы региональных Занковских чтений / Отв. редактор Сердюкова Н.С. – Белгород: КОНСТАНТА, 2010

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации