Урок литературы на тему «Выживание в экстремальных условиях на примере романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта»
Интегрированный урок ОБЖ и литературы
Тема: «Выживание в экстремальных условиях на примере романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта».
Цель: Образовательная: углубить знания обучающихся о технике безопасности людей, находящихся в чрезвычайной ситуации
Развивающая: развитие интереса к чтению дополнительной литературы, развитие устной речи, умения вести диспут, быть убедительным
Воспитательная: воспитать чувство дружбы, товарищества, умения работать в коллективе
Задачи:
- овладеть знаниями о действии детей, находящихся в чрезвычайной ситуации
- отработать навыки поведения в дискуссии
- научиться вести диспут, быть убедительным
- открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике
- потренировать способности выделять главное, видеть существенные признаки предметов
Ход занятия.
Добрый день, ребята!
Сегодня урок мы посвящаем книге Жюля Верна «Дети капитана Гранта»
Скажите, а в каком жанре написана эта книга? (Приключенческий)
Много трудностей пришлось преодолеть путешественникам, и были среди них те, которые приготовила для них природа.
Назовите, в какие же чрезвычайные ситуации, уготованные природой, попадали путешественники? (Наводнение, гроза, землетрясение и обвал в горах, сход снежной лавины, извержение вулкана.)
А какова была причина наводнения в книге Жюля Верна? (Дождь, сопровождающийся грозой)
Давайте вспомним этот сюжет. Просмотр кадра про грозу из фильма «Дети капитана Гранта».
Какую существенную ошибку совершили путешественники, последствия которой лишили их ночного отдыха? (Во время грозы нельзя находиться под отдельно стоящими деревьями, особенно высокими)
А настоящее время какие правила поведения во время грозы вы знаете? (Помните! Во время грозы очень опасно находиться на мостах, рядом с бензоколонками, газопроводами, линиями электропередач, нельзя купаться в реке.)
Есть такое понятие «Техника безопасности». Это свод правил, соблюдение которых, позволяет человеку обезопасить свою жизнь. Но существуют природные явления, на которые мы повлиять не можем. Это цунами, землетрясения, ураганы. Человек может попасть в экстремальные ситуации не только на море, в океане, в поездках и путешествиях, но и в обычной жизни. Надо знать, как себя вести, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье. Сейчас мы проверим, какие правила вам знакомы?
Для этого мы поделились на три группы, на три шлюпки и отправимся в путешествие по волнам знаний.
Все умеют плавать? Замечательно. Желаю вам, чтобы в каждой команде будет взаимопомощь, поддержка и командный дух.
Выберите капитана. Капитаны получают задания. Выбрать и подчеркнуть правильный ответ.
№ |
Вопросы |
Ответы |
|
При пожаре звонить |
а) 04 б) 03 в) 01 |
|
Спички детям |
а) не игрушка б) развлечение |
|
Телефон полиции |
а) 01 б) 02 в) 03 |
|
Телефон скорой помощи |
а) 03 б) 01 в) 02 |
|
Через задымленное помещение лучше двигаться |
а) стоя б) пригнувшись в) ползком |
|
Сильный ветер, несущий большие разрушения |
а) бриз б) ураган в) ветерок |
|
При любой чрезвычайной ситуации в первую очередь взять с собой |
а) запас одежды б) документы в) еду |
|
При наводнении |
а) подняться на верхние этажи зданий б) спуститься в подвал в) оставаться на месте |
|
Во время эвакуации из горящего здания, органы дыхания должны быть защищены марлевой повязкой или тканью |
а) смоченной водой б) сухой |
Проверим ваши знания. Командир вытягивает номер вопроса и отвечает, а соседняя команда в роли эксперта оценивает их.
А теперь представьте себе: вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Дан список 9 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара.
Ваша задача – посовещаться и расставить предметы в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и так далее до 9, наименее важного для вас. На столе разложите предметы из этого списка.
- Зеркало для бритья (Можно днем подать сигнал кораблям, самолетам)
- Спички (Поджечь костер, чтобы подать сигнал «SOS» или, чтобы приготовить еду)
- Ящик с порохом (Может быть использован для сигнализации воздушным и морским спасателям.)
- Бутыль с водой (Запас пресной воды для утоления жажды) Сколько может человек прожить без воды?
- Мешок с сухарями. (Запас пищи)
- Мешок с сахаром (Резервный запас пищи. Глюкоза для энергии и сил)
- Рыболовная снасть (Оценивается ниже, чем сахар, так как нет уверенности, что вы поймаете рыбу)
- Рулон ситца (Для укрытия от солнца, чтобы не обгореть, смастерить одежду, перевязать раны)
- Карта Тихого океана (Бесполезна без доп. навигационных приборов, важнее знать, где находятся спасатели, а не ваше местоположение)
Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддерживания жизни (пища, вода) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же, в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек этот период может прожить без воды и пищи.
Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень навыка организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.
А теперь давайте вспомним из книги, как капитан Грант смог сообщить о себе и своем местоположении? (Бутылка в море)
Это какая почта? (Бутылочная)
Вам дается задание: написать письмо, в котором вы сообщите о себе, своей команде и местонахождении.
Проверка написанного и помещение письма в бутылку.
Рефлексия: На картах, находящихся на столах каждый ребенок выбирает название острова, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние от проведенного урока и прикрепляет его на карту (О-в Радости, о-в Воодушевления, о-в Неопределенности, о-в Грусти, о-в Удовольствия, о-в Тревоги).