Вызовы, стоящие перед системой повышения квалификации учителей

3
0
Материал опубликован 17 September 2016
ВЕРЕЩАГИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

учитель начальных классов

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа 16"

Какие вызовы стоят сегодня перед системой повышения квалификации педагогов?

Современное образование находится в процессе динамичных изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими реформами. Одной из тенденций в его развитии является переход к инновационной деятельности, позволяющей адекватно отвечать требованиям окружающей социальной среды, потребностям детей и заказу со стороны государства, адресованного системе образования в целом. Одна из главных проблем образования – повышение качества функционирования любой образовательной системы, и гарантированность этого качества тесным образом связана с инновациями. Ключевой фигурой сферы образования является педагог. Дальнейшее реформирование образовательной системы всецело зависит как от профессионального уровня педагога, так и от степени заинтересованности и участия каждого педагога в развитии инновационной деятельности. Формирование педагога, способного работать в инновационном режиме, может осуществляться путем конструирования непрерывного образования педагога (формального и неформального). Следует отметить, что непрерывное образование все чаще рассматривается и учеными (В.С. Лазарев, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова) как механизм подготовки педагога к инновационной деятельности. Вызовом для системы повышения квалификации учителей является повышение качества профессиональной деятельности педагога, формирование у учителя таких личностных качеств как инициативность и творчество, умения самосовершенствоваться. Наличие таких умений является системообразующим ядром понимания потенциала педагога, ориентированного на работу в инновационном режиме. В качестве реального механизма по вовлечению педагога в инновационную деятельность можно рассматривать работу по формированию и реализации индивидуальных образовательных программ. Для их реализации необходимо наличие образовательной среды, в которой для каждого участника программы есть возможность за счет взаимодействия с другими субъектами реализовывать свою индивидуальную образовательную деятельность.

Современная модель образования задает также новые требования к результатам в воспитательной деятельности педагога, который должен быть готов к решению целей и задач образования, определяемых новыми Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Педагогу в реальности приходится работать в сложных социальных условиях: расслоение населения по уровням обеспеченности и уровням образованности; разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности; экспансия молодежной субкультуры, ориентирующей молодое поколение на удовольствия и потребление; нарастание межнациональных, межконфессиональных, межвозрастных напряжений; возрастание влияния средств массовой информации на формирование сознания детей и молодежи и т.д. В таких сложных условиях одной из важных задач педагога может стать организация и поддержка рефлексивного отношения ребенка к самому себе, к другим людям, к миру в качестве ведущего фактора ценностного самоопределения в пространстве возможностей самореализации и самовыражения. В то же время в условиях складывающегося поликультурного мира становится проблемным определение единого идеала и единой логики действий, перед педагогом встает сложная задача выбора собственных ориентиров воспитательной деятельности. В этом отношении следует обратить внимание на то, что адекватно реагировать на изменяющиеся современные условия возможно, если педагог будет иметь позицию воспитателя. Таким образом, педагогу в условиях поликультурного воспитательного пространства необходимо для себя проделать важную работу: проанализировать различные смыслы понятия «воспитания» в различных концепциях воспитания, на основе чего сформулировать собственное понимание воспитания; самоопределиться в выборе своей личностно-профессиональной позиции как воспитателя; спроектировать воспитательную систему на основе общих ценностей и смыслов. Как помочь учителю в этом? По-моему мнению, это важный вопрос, который должен решаться системой повышения квалификации педагогов, еще один вызов.

В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, первостепенное основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Возрастающая потребность социума в воспитании здорового поколения определена как социальный заказ общества. В то же время ученые А.Я. Доцоев, В.А. Аксенов, А.Т. Тутатчиков, В.В. Усынин обращают внимание на недостаточную разработанность системы сохранения здоровья в массовой общеобразовательной практике, обусловленную низким уровнем профессиональной компетентности педагогов в привитии школьникам интереса и формирования потребностей в здоровом образе жизни. Формирование профессиональной позиции педагога в воспитании ценностного отношения к здоровью подростков напрямую зависит от готовности педагога к данной деятельности, его способностей, стиля деятельности, которые он реализует на практике. Это вызов, на который система повышения квалификации должна отвечать, чтобы сохранить самое ценное, что у нас есть - здоровье наши детей.

Когда обсуждается актуальность вопросов, связанных с образованием одаренных детей, то акцент делается, преимущественно, на социальном или школьном аспектах этой проблемы. К настоящему моменту школы России оказались в парадоксальной ситуации. С одной стороны, в отечественной педагогической практике очень мало образовательных программ для одаренных детей; в педагогических вузах практически не ведется целенаправленная профессиональная подготовка учителей, воспитателей, школьных и дошкольных психологов для работы с одаренными детьми; отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по психологии и педагогике детской одаренности; в реестре педагогических специальностей нет такой профессии «педагог по работе с одаренными детьми»; научной дисциплины «педагогики одаренности» в спектре педагогических наук пока не существует. С другой стороны, увеличивается количество одаренных детей. По данным исследования Кулемзиной  А.В. (1991), в современной Сибири, например, одаренных детей в каждом возрасте от 8 до 10 % – самый высокий показатель на планете (среднемировой показатель – от 3% до 5%. При этом не менее, а может быть, даже более важными, являются не практические, но концептуальные, теоретические и методологические вопросы, входящие в круг проблем, которые можно объединить рамками «педагогики для одаренных детей».

При анализе практической педагогической деятельности с одаренными детьми, и при анализе тех определений и формулировок детской одаренности, на которых эта деятельность базируется, выясняется, что педагогическая деятельность направлена на получение результата, продукта деятельности и творчества одаренного ребенка. Любое концептуальное содержание, каким бы разным оно не представлялось в теоретических вкладках, на практике оказывается сведенным к одному – «отчету о проделанной работе», т.е. объективным показателям, свидетельствующим о более развитых или усовершенствованных способностях, интеллекте, учебной успеваемости, творческих результатах и т.п.. Об эффективности деятельности школы, учителя судят по количеству медалей и призеров олимпиад. Проблема работы с одаренными детьми и сейчас не решена. Этот вызов образования стоит иметь в виду, ведь в современном мире ни происхождение, ни средства определяют статус, а талант, харизма, интеллект.

Среди проблем, которые необходимо решать образованию, и системе повышения квалификации учителей, в частности, есть еще много важных: как научить учителя оценивать результат своего труда, как организовать качественное инклюзивное образование, как подготовить тьютор и т.д. На мой взгляд, перечисленные в тексте выше вызовы являются наиболее актуальными на сегодняшний день.

Источники:

  1. Емельянова Л.А. Непрерывное образование педагога в контексте современной государственной политики. http://ipk74.ru/files/conference/2010/12/material_1.doc
  2. Журба Н.Н. Сущность и содержание педагогического сопровождения одаренных детей. http://ipk74.ru/files/conference/2010/12/material_1.doc
  3. Милованова Н.Г. Внутришкольная модель повышения квалификации как условие развития профессиональной компетентности педагогов. http://ipk74.ru/files/conference/2010/12/material_1.doc
  4. Сухих Т.Б. Выстраивание индивидуальной педагогической траектории как одна из форм организации непрерывного образования педагогов в контексте современной образовательной политики. http://ipk74.ru/files/conference/2010/12/material_1.doc
  5. Худякова Н.Л. Роль ценностных основ профессиональной деятельности в реализации тенденций развития дополнительного профессионального образования http://ipk74.ru/files/conference/2010/12/material_1.doc
Комментарии
Комментариев пока нет.