12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Верещагина Наталья Викторовна1820
учитель начальных классов
Россия, Красноярский край, Ачинск
3

Вызовы, стоящие перед системой повышения квалификации учителей

ВЕРЕЩАГИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

учитель начальных классов

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа 16"

Какие вызовы стоят сегодня перед системой повышения квалификации педагогов?

Современное образование находится в процессе динамичных изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими реформами. Одной из тенденций в его развитии является переход к инновационной деятельности, позволяющей адекватно отвечать требованиям окружающей социальной среды, потребностям детей и заказу со стороны государства, адресованного системе образования в целом. Одна из главных проблем образования – повышение качества функционирования любой образовательной системы, и гарантированность этого качества тесным образом связана с инновациями. Ключевой фигурой сферы образования является педагог. Дальнейшее реформирование образовательной системы всецело зависит как от профессионального уровня педагога, так и от степени заинтересованности и участия каждого педагога в развитии инновационной деятельности. Формирование педагога, способного работать в инновационном режиме, может осуществляться путем конструирования непрерывного образования педагога (формального и неформального). Следует отметить, что непрерывное образование все чаще рассматривается и учеными (В.С. Лазарев, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова) как механизм подготовки педагога к инновационной деятельности. Вызовом для системы повышения квалификации учителей является повышение качества профессиональной деятельности педагога, формирование у учителя таких личностных качеств как инициативность и творчество, умения самосовершенствоваться. Наличие таких умений является системообразующим ядром понимания потенциала педагога, ориентированного на работу в инновационном режиме. В качестве реального механизма по вовлечению педагога в инновационную деятельность можно рассматривать работу по формированию и реализации индивидуальных образовательных программ. Для их реализации необходимо наличие образовательной среды, в которой для каждого участника программы есть возможность за счет взаимодействия с другими субъектами реализовывать свою индивидуальную образовательную деятельность.

Современная модель образования задает также новые требования к результатам в воспитательной деятельности педагога, который должен быть готов к решению целей и задач образования, определяемых новыми Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Педагогу в реальности приходится работать в сложных социальных условиях: расслоение населения по уровням обеспеченности и уровням образованности; разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности; экспансия молодежной субкультуры, ориентирующей молодое поколение на удовольствия и потребление; нарастание межнациональных, межконфессиональных, межвозрастных напряжений; возрастание влияния средств массовой информации на формирование сознания детей и молодежи и т.д. В таких сложных условиях одной из важных задач педагога может стать организация и поддержка рефлексивного отношения ребенка к самому себе, к другим людям, к миру в качестве ведущего фактора ценностного самоопределения в пространстве возможностей самореализации и самовыражения. В то же время в условиях складывающегося поликультурного мира становится проблемным определение единого идеала и единой логики действий, перед педагогом встает сложная задача выбора собственных ориентиров воспитательной деятельности. В этом отношении следует обратить внимание на то, что адекватно реагировать на изменяющиеся современные условия возможно, если педагог будет иметь позицию воспитателя. Таким образом, педагогу в условиях поликультурного воспитательного пространства необходимо для себя проделать важную работу: проанализировать различные смыслы понятия «воспитания» в различных концепциях воспитания, на основе чего сформулировать собственное понимание воспитания; самоопределиться в выборе своей личностно-профессиональной позиции как воспитателя; спроектировать воспитательную систему на основе общих ценностей и смыслов. Как помочь учителю в этом? По-моему мнению, это важный вопрос, который должен решаться системой повышения квалификации педагогов, еще один вызов.

В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, первостепенное основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Возрастающая потребность социума в воспитании здорового поколения определена как социальный заказ общества. В то же время ученые А.Я. Доцоев, В.А. Аксенов, А.Т. Тутатчиков, В.В. Усынин обращают внимание на недостаточную разработанность системы сохранения здоровья в массовой общеобразовательной практике, обусловленную низким уровнем профессиональной компетентности педагогов в привитии школьникам интереса и формирования потребностей в здоровом образе жизни. Формирование профессиональной позиции педагога в воспитании ценностного отношения к здоровью подростков напрямую зависит от готовности педагога к данной деятельности, его способностей, стиля деятельности, которые он реализует на практике. Это вызов, на который система повышения квалификации должна отвечать, чтобы сохранить самое ценное, что у нас есть - здоровье наши детей.

Когда обсуждается актуальность вопросов, связанных с образованием одаренных детей, то акцент делается, преимущественно, на социальном или школьном аспектах этой проблемы. К настоящему моменту школы России оказались в парадоксальной ситуации. С одной стороны, в отечественной педагогической практике очень мало образовательных программ для одаренных детей; в педагогических вузах практически не ведется целенаправленная профессиональная подготовка учителей, воспитателей, школьных и дошкольных психологов для работы с одаренными детьми; отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по психологии и педагогике детской одаренности; в реестре педагогических специальностей нет такой профессии «педагог по работе с одаренными детьми»; научной дисциплины «педагогики одаренности» в спектре педагогических наук пока не существует. С другой стороны, увеличивается количество одаренных детей. По данным исследования Кулемзиной  А.В. (1991), в современной Сибири, например, одаренных детей в каждом возрасте от 8 до 10 % – самый высокий показатель на планете (среднемировой показатель – от 3% до 5%. При этом не менее, а может быть, даже более важными, являются не практические, но концептуальные, теоретические и методологические вопросы, входящие в круг проблем, которые можно объединить рамками «педагогики для одаренных детей».

При анализе практической педагогической деятельности с одаренными детьми, и при анализе тех определений и формулировок детской одаренности, на которых эта деятельность базируется, выясняется, что педагогическая деятельность направлена на получение результата, продукта деятельности и творчества одаренного ребенка. Любое концептуальное содержание, каким бы разным оно не представлялось в теоретических вкладках, на практике оказывается сведенным к одному – «отчету о проделанной работе», т.е. объективным показателям, свидетельствующим о более развитых или усовершенствованных способностях, интеллекте, учебной успеваемости, творческих результатах и т.п.. Об эффективности деятельности школы, учителя судят по количеству медалей и призеров олимпиад. Проблема работы с одаренными детьми и сейчас не решена. Этот вызов образования стоит иметь в виду, ведь в современном мире ни происхождение, ни средства определяют статус, а талант, харизма, интеллект.

Среди проблем, которые необходимо решать образованию, и системе повышения квалификации учителей, в частности, есть еще много важных: как научить учителя оценивать результат своего труда, как организовать качественное инклюзивное образование, как подготовить тьютор и т.д. На мой взгляд, перечисленные в тексте выше вызовы являются наиболее актуальными на сегодняшний день.

Источники:

  1. Емельянова Л.А. Непрерывное образование педагога в контексте современной государственной политики. http://ipk74.ru/files/conference/2010/12/material_1.doc
  2. Журба Н.Н. Сущность и содержание педагогического сопровождения одаренных детей. http://ipk74.ru/files/conference/2010/12/material_1.doc
  3. Милованова Н.Г. Внутришкольная модель повышения квалификации как условие развития профессиональной компетентности педагогов. http://ipk74.ru/files/conference/2010/12/material_1.doc
  4. Сухих Т.Б. Выстраивание индивидуальной педагогической траектории как одна из форм организации непрерывного образования педагогов в контексте современной образовательной политики. http://ipk74.ru/files/conference/2010/12/material_1.doc
  5. Худякова Н.Л. Роль ценностных основ профессиональной деятельности в реализации тенденций развития дополнительного профессионального образования http://ipk74.ru/files/conference/2010/12/material_1.doc
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.