Нестандартный урок русского языка в начальных класса - игра «Цветик-семицветик»
Пояснительная записка к презентации
МКОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Республика Карелия
Билявская Наталья Витальевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
Конспект
урока русского языка
II класс
Нестандартный урок – игра «Цветик – семицветик».
Презентация "Цветик - семицветик"
PPT / 4.16 Мб
Тема: Повторяем, обобщаем изученное за год.
Цель: Формировать орфографическую грамотность младших школьников.
Задачи:
Закрепить знание орфографических правил, изученных во втором классе.
Прививать любовь к русскому языку, желание узнать новые «тайны» русского языка.
Развивать творческие способности учащихся.
Учить приёмам самостоятельной работы, работе в группе.
Тренировать память, формировать концентрацию внимания, увеличение объёма произвольного внимания.
Тип урока – Урок обобщения и систематизации знаний (по М.И.Махмутову)
Техническое обеспечение: мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор и экран.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word
Использование ИКТ при проведении урока:
Тема урока (слайд 1)
Цели урока (слайд 2)
Обращение к участникам игры (слайд 3)
Правила игры (слайд 4)
Основное поле игры (выбор темы задания) (слайд 5)
Вопросы и ответы (слайды 6-13)
Литература (слайд 15)
Предполагаемые результаты:
- повышение мотивации учащихся: необходимость практического применения орфографических правил в повседневной жизни,
- закрепление изученных во 2 классе орфографических правил написания (способы действия для выбора правильных букв), безударных гласных, парных согласных по глухости – звонкости, непроизносимых согласных в корнях слов, разделительных Ь или Ъ знаков.
- у каждого ученика есть возможность показать свои знания, повысить самооценку,
- формирование концентрации внимания, увеличение объёма произвольного внимания
- развитие кругозора и речи учащихся;
- наглядность, представление информации в интересном виде;
- осуществление межпредметных связей (русский язык – литературное чтение)
- современное представление информации.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока: (слайд 1, 2)
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок – игра. Мы повторим правила орфографии, изученные во 2 классе.
III. Обращение к участникам игры: (слайд 3) (фронтальный опрос)
Дорогие ребята!
Вы, конечно, узнали книгу Валентина Катаева «Цветик – семицветик».
Вспомните:
Как звали героиню сказки?
Кто помог Жене?
Что подарила старушка девочке?
Какие волшебные слова нужно сказать, чтобы исполнилось желание?
Какие желания загадывала Женя?
Как закончилась сказка?
Приглашаем вас в увлекательное путешествие по Волшебной стране «Орфография».
Цветик – семицветик поможет нам отгадать загадки, решить кроссворд, исправить Кузины ошибки, повторить весёлые правила.
IV. Знакомство с правилами игры: (слайд 4)
Игра для детей младшего школьного возраста (9 – 10 лет).
Область – русский язык.
Игра состоит из 7 этапов. Название каждого этапа записано на лепестке.
Последовательность выполнения заданий определяется произвольно.
Играть можно как индивидуально, так и коллективно.
V. Выбор темы задания - основное поле игры: (слайд 5)
Темы – гиперссылки заданий:
Парные согласные
Безударные гласные
Рифмовки
Ь – показатель мягкости
Разделительные Ь и Ъ
Непроизносимые согласные
Кузины ошибки
Учитель: Ребята, давайте выберем из 1, 2, 4,5, 6 лепестков произвольно (можно вытянуть бумажный лепесток с названием темы). Приступим к выполнению заданий. Произнесём хором:
Волшебные слова – помощники выполняются с движениями после выбора каждого нового лепестка – задания: (выполняют функцию физкультминутки)
Лети, лети, лепесток, (плавные движения руками)
Через запад на восток, (показывают правой рукой направления запад – восток)
Через север, через юг, (показывают левой рукой направления север – юг)
Возвратившись, сделай круг. (крутятся)
Лишь коснёшься ты земли (приседают)
Быть по – моему вели! (топают ногой)
(Затем, используя гиперссылку, открыть соответствующий слайд. Выполнить задания (см. задания ниже) и вернуться на главную страницу. После выполнения заданий каждого слайда подводятся итоги, анализируются ошибки. Работа со слайдами 3, 7 проводится в заключение игры.)
VI. Выполнение заданий произвольно:
- Парные согласные (слайд 6)
1) Удали «лишние» буквы: (устно – фронтальная работа)
б р в н г д х ж з й к п с т ф ш
- Проверь правильность выполнения задания, нажми «мышкой» на «лишние» буквы.
2) Прочитайте правило – рифмовку:
Правило – рифмовка:
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг:
Парный сразу проверяй –
Слово это изменяй.
Зуб – на зубы, куст – кусты…
Будешь грамотным и ты.
3)Вставь пропущенные парные согласные: (цепочкой)
Ду . – дубы
гри . - грибы
Шка . - шкафы
Стри . - стрижи
вра . - враги
Шала. - шалаши
4) Выбери парный согласный: (1 человек от ряда)
Оши (б/п) ка - ошибочка
Варе (ж/ш) ка - варежечка
Шу (б/п) ка - шубейка
5) Прочитайте народные приметы.
- Почему так говорят?
- Вставь пропущенные парные согласные буквы, запишите на своих листочках: у детей даны печатные тексты пословиц с пропущенными парными согласными буквами. (самостоятельная работа)
Народные приметы
Декабрь – ша . ка зимы, июль – маку . ка лета.
Майская тра . ка и голодного накормит.
В июне первую яго . ку в ро . кладут, а вторую в дом несут.
- Проверь, правильно ли вставил парные согласные буквы, докажи, используя проверочные слова: (показ на слайде) (самопроверка)
- Безударные гласные: (слайд 7)
- Назови безударные гласные.
1) Вставь пропущенные безударные гласные: (устно – фронтальная работа)
Тр . ва – травка
Р . са - росы
Зв . зда – звёзды
Гр . да – гряды
П . сьмо – письма
2) Повторим хором правило – рифмовку:
Безударный «хитрый» гласный!
Если вызвал он сомненье,
Ставь его под ударенье!
3) – Прочитайте пословицы и поговорки.
- Почему так говорят?
- Вставь пропущенные безударные гласные буквы, запишите. Если вы не знаете, какую безударную гласную вставить, оставьте «окошко»: (самостоятельная работа)
Пч . ла д . леко за мёдом л . тает.
Птицы в гн . зде до ос . ни, а дети – до возраста.
Умён на сл . вах, да глуп на д . лах.
- Проверь, правильно ли вставил безударные гласные буквы, докажи, используя проверочные слова: (показ на слайде) (взаимопроверка)
4) Что не так? Исправьте ошибки в карточке (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.
Мальчик полоскал собаку.
Все спустились с горы, а Витя всё слизал.
Мама отварила дверь.
- Проверьте, правильно ли вы исправили (показ на слайде).
- Ь – показатель мягкости: (слайд 10)
1) Прочитайте загадку:
Что за буква, кто узнает:
звука не обозначает,
может только показать,
как согласную читать?
2) Прочитайте рифмовку (читают хорошо читающие ученики по очереди):
Мягкий знак, мягкий знак,
без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
станут пенками пеньки,
уголками – угольки.
Банька в банку превратится,
Вот, что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
3) Отгадайте загадки – шутки: (устно – фронтальная работа)
Как превратить мел в мелкое место? Угол в топливо? Шест в число? (мель, уголь, шесть)
4) Задания для умников и умниц: (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.
Как слова состав удар трон превратить в слова, обозначающие действия предметов? ( мель, уголь, шесть)
Как слова, обозначающие действия предмета жарь, стань, примерь превратить в слова, обозначающие предмет? (жар, стан, пример)
После каких согласных никогда не пишется Ь? (Г, К, Х)
-Правильность выполнения заданий проверяется при помощи слайда. Разделительный Ь: (слайд 11)
- Когда пишется разделительный Ь?
1) Найди разделительный Ь в отгадке, запиши отгадки: (самостоятельная работа)
А) Весной вырастают,
А осенью опадают. (листЬя)
Б) Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь. (свинЬя)
В) Мы – лесные жители, мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью. (муравЬи)
Г) Нет колёс у меня –
Я крылата и легка.
Громче всех постовых
Я свищу из свистка.
На лету, на лету, на лету,
Всю Москву замету. (вЬюга)
2) Запиши ответы в кроссворде: (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.
Кроссворд
|
|
|||||
|
||||||
По горизонтали: см. в презентации |
1.Кондитерское изделие из кусочков сладкого теста. (печенье)
2.Сладкое кушанье из ягод или фруктов, сваренных в сахаре. (варенье)
По вертикали:
Ты, твои мама и папа. (семья)
Радостное настроение или времяпровождение (веселье)
-Проверьте правильность выполнения задания: (см. слайд)
Нажимаем гиперссылку далее.
- Разделительный Ъ: (слайд 12)
1) Прочитайте рифмовку хором:
Твёрдый знак собой гордится:
Без меня не обЪясниться,
обЪявленья не прочесть,
сладких булочек не сЪесть
- Когда пишется разделительный Ъ? (см. схему на слайде)
2) Кто быстрее назовёт? (устно – фронтальная работа)
Грибы, которые нельзя есть? (несЪедобные)
Сообщить о чём – то (обЪявить)
Соединить вместе (обЪединить)
Таким бывает воробей после драки (взЪерошенный)
Крытый вход в здание (подЪезд)
Фигура плоская, а тело … (обЪёмное)
Если зверя разозлить, то он становится… (разЪярённым)
Её проводят с помощью фотоаппарата, кинокамеры (сЪёмка)
Приблизиться к чему – то на машине ( подЪехать)
3) Объясните фразеологизмы, запишите два любых:
Собаку сЪел
Белены обЪелся
На вороных не обЪедешь
Тяжёл на подЪём
С распростёртыми обЪятиями
- Покажите приставку, корень, подчеркните разделительный Ъ.
- Непроизносимые согласные: В Д Л Т ( слайд 13)
- Назовите непроизносимые согласные.
1) Прочитайте правило – рифмовку:
Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Мы родственное слово должны так подобрать,
Чтобы В, Д, Л, Т в них чётко услыхать.
2) Подбери проверочные слова: (цепочкой)
извесТный – известен
месТный – место
чесТный – честен
лесТный – лесть
окресТность – кресты
празДник – празден
здраВствуй - здравие
капусТный - капуста
3) Повторим хором запоминалку:
ЧуВИлин чуВствует, кто кому сочуВствует.
4) Прочитайте народные приметы.
- Почему так говорят?
- Вставь пропущенные парные согласные буквы, запишите 1 – 2 приметы: (самостоятельная работа)
Народные приметы
Февраль со . нце на лето поворачивает.
Дож. ливое лето хуже осени.
Чем поз . нее отлёт журавлей, тем поз . нее зима начинается.
Если осень ненас . ная, будет дож . ливая весна.
5) Исправь ошибки: (по усмотрению учителя - записать исправленное слова или записать 3-5 слов) (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.
Тростник, прелестный, властный,
Доблестный, ненастный.
Окрестный, устный, местный,
чудестный, неизвестный.
-Подчеркнуть орфограммы.
- Рифмовки: (слайд 8):
- Подчеркни орфограммы в рифмовке (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.
1) Жили – были дед и внучка,
кот Пушок, собака Жучка,
свинка Чуня и козлята.
Сколько правил здесь, ребята?
2) Почка, бочка, шишка, друг,
пёсик Булька и утюг,
класс, аллея, телеграмма –
кто нашёл все орфограммы?
3) Горка, горочка, гора,
под горою есть нора.
В той норе живёт лиса,
среди всех лесов - краса!
О лисе той не тужите…
Сколько правил здесь, скажите?
4) Вставь пропущенные орфограммы:
Мыш . , ч . йка, кон . ,
маш . на, руч ка, Жуч ка,
щ . ч ка, ш . на, свеч ка,
дев . чка, скам . я,
аккуратная сем . я.
-Проверьте правильность выполнения задания: (см. слайд)
Методические рекомендации: Если времени осталось недостаточно для выполнения всех заданий, можно ограничиться 1-2 рифмовками.
- Кузины ошибки (слайд 9): (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.
1)Разве можно без улыбки видеть Кузины ошибки?!
Пишет Кузя – наш дружок:
«сел варенье код пушок,
он канфету сел, а булкой
поделился с другом булькой».
Быстро Кузе помогайте, все ошибки исправляйте.
2) «Налител я на сугроп
и расшип сегодня лоп,
очень болно и обидно,
глас под шышкою не видно».
3) «Я хадил сегодня в лес,
там на дерево залес,
а потом спускался внис
да нечаянно повиз».
-Проверьте правильность выполнения задания: (см. слайд)
Методические рекомендации: Если времени осталось недостаточно для выполнения всех заданий, можно ограничиться 1-2 рифмовками.
VII. Подведение итогов урока:
- Какие задания – лепестки вам больше всего понравились?
- Что новое узнали на уроке?
- Какие правила вам нужно повторить?
(слайд 14) Спасибо за игру, ребята!
VIII. Физкультминутка: проводится по усмотрению учителя, особенностей класса после выполнения заданий 2 – 3 лепестков.
1 физкультминутка: На стенах класса вывешены листки с буквами разных цветов. Одним цветом написаны буквы слова «ОРФОГРАФИЯ». Учащиеся должны прочитать слово.
2 физкультминутка: Волшебные слова (см. выше)
IX. Используемая литература: (слайд 15)
- О.Е.Жиренко, Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина «Учим русский с увлечением» Формирование орфографической грамотности – Москва 2007
- Н.М.Бетенькова «Стихотворные рифмовки» – Смоленск, 1999 г.
- Н.М.Бетенькова «Занимательный русский язык» – Смоленск, 1999 г.
- Н.Н.Карягина, Е.Н.Перепелицина «Развитие орфографической грамотности младших школьников» – Волгоград, 2009
Федорова Людмила Ивановна