12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Билявская Наталья Витальевна188
Учитель высшей квалификационной категории, стаж - 32 года.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»
12

Нестандартный урок - игра «Цветик-семицветик»



МКОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Республика Карелия

Билявская Наталья Витальевна,

 учитель начальных классов 

 высшей квалификационной категории.

Конспект

урока русского языка

II класс

Нестандартный урок – игра «Цветик – семицветик».


Презентация "Цветик - семицветик"
PPT / 4.16 Мб

Тема: Повторяем, обобщаем изученное за год.

Цель: Формировать орфографическую грамотность младших школьников.

Задачи:

Закрепить знание орфографических правил, изученных во втором классе.

Прививать любовь к русскому языку, желание узнать новые «тайны» русского языка.

Развивать творческие способности учащихся.

Учить приёмам самостоятельной работы, работе в группе.

Тренировать память, формировать концентрацию внимания, увеличение объёма произвольного внимания.

Тип урока – Урок обобщения и систематизации знаний (по М.И.Махмутову)

Техническое обеспечение: мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор и экран.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word

Использование ИКТ при проведении урока:

Тема урока (слайд 1)

Цели урока (слайд 2)

Обращение к участникам игры (слайд 3)

Правила игры (слайд 4)

Основное поле игры (выбор темы задания) (слайд 5)

Вопросы и ответы (слайды 6-13)

Литература (слайд 15)

Предполагаемые результаты:

- повышение мотивации учащихся: необходимость практического применения орфографических правил в повседневной жизни,

- закрепление изученных во 2 классе орфографических правил написания (способы действия для выбора правильных букв), безударных гласных, парных согласных по глухости – звонкости, непроизносимых согласных в корнях слов, разделительных Ь или Ъ знаков.

- у каждого ученика есть возможность показать свои знания, повысить самооценку,

- формирование концентрации внимания, увеличение объёма произвольного внимания

- развитие кругозора и речи учащихся;

- наглядность, представление информации в интересном виде;

- осуществление межпредметных связей (русский язык – литературное чтение)

- современное представление информации.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока: (слайд 1, 2)

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок – игра. Мы повторим правила орфографии, изученные во 2 классе.

III. Обращение к участникам игры: (слайд 3) (фронтальный опрос)

Дорогие ребята!

Вы, конечно, узнали книгу Валентина Катаева «Цветик – семицветик».

Вспомните:

Как звали героиню сказки?

Кто помог Жене?

Что подарила старушка девочке?

Какие волшебные слова нужно сказать, чтобы исполнилось желание?

Какие желания загадывала Женя?

Как закончилась сказка?

Приглашаем вас в увлекательное путешествие по Волшебной стране «Орфография».

Цветик – семицветик поможет нам отгадать загадки, решить кроссворд, исправить Кузины ошибки, повторить весёлые правила.

IV. Знакомство с правилами игры: (слайд 4)

Игра для детей младшего школьного возраста (9 – 10 лет).

Область – русский язык.

Игра состоит из 7 этапов. Название каждого этапа записано на лепестке.

Последовательность выполнения заданий определяется произвольно.

Играть можно как индивидуально, так и коллективно.

V. Выбор темы задания - основное поле игры: (слайд 5)

Темы – гиперссылки заданий:

Парные согласные

Безударные гласные

Рифмовки

Ь – показатель мягкости

Разделительные Ь и Ъ

Непроизносимые согласные

Кузины ошибки

Учитель: Ребята, давайте выберем из 1, 2, 4,5, 6 лепестков произвольно (можно вытянуть бумажный лепесток с названием темы). Приступим к выполнению заданий. Произнесём хором:

Волшебные слова – помощники выполняются с движениями после выбора каждого нового лепестка – задания: (выполняют функцию физкультминутки)

Лети, лети, лепесток, (плавные движения руками)

Через запад на восток, (показывают правой рукой направления запад – восток)

Через север, через юг, (показывают левой рукой направления север – юг)

Возвратившись, сделай круг. (крутятся)

Лишь коснёшься ты земли (приседают)

Быть по – моему вели! (топают ногой)

(Затем, используя гиперссылку, открыть соответствующий слайд. Выполнить задания (см. задания ниже) и вернуться на главную страницу. После выполнения заданий каждого слайда подводятся итоги, анализируются ошибки. Работа со слайдами 3, 7 проводится в заключение игры.)

VI. Выполнение заданий произвольно:

- Парные согласные (слайд 6)

1) Удали «лишние» буквы: (устно – фронтальная работа)

б р в н г д х ж з й к п с т ф ш

- Проверь правильность выполнения задания, нажми «мышкой» на «лишние» буквы.

2) Прочитайте правило – рифмовку:

Правило – рифмовка:

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг:

Парный сразу проверяй –

Слово это изменяй.

Зуб – на зубы, куст – кусты…

Будешь грамотным и ты.

3)Вставь пропущенные парные согласные: (цепочкой)

Ду . – дубы

гри . - грибы

Шка . - шкафы

Стри . - стрижи

вра . - враги

Шала. - шалаши

4) Выбери парный согласный: (1 человек от ряда)

Оши (б/п) ка - ошибочка

Варе (ж/ш) ка - варежечка

Шу (б/п) ка - шубейка

5) Прочитайте народные приметы.

- Почему так говорят?

- Вставь пропущенные парные согласные буквы, запишите на своих листочках: у детей даны печатные тексты пословиц с пропущенными парными согласными буквами. (самостоятельная работа)

Народные приметы

Декабрь – ша . ка зимы, июль – маку . ка лета.

Майская тра . ка и голодного накормит.

В июне первую яго . ку в ро . кладут, а вторую в дом несут.

- Проверь, правильно ли вставил парные согласные буквы, докажи, используя проверочные слова: (показ на слайде) (самопроверка)

- Безударные гласные: (слайд 7)

- Назови безударные гласные.

1) Вставь пропущенные безударные гласные: (устно – фронтальная работа)

Тр . ва – травка

Р . са - росы

Зв . зда – звёзды

Гр . да – гряды

П . сьмо – письма

2) Повторим хором правило – рифмовку:

Безударный «хитрый» гласный!

Если вызвал он сомненье,

Ставь его под ударенье!

3) – Прочитайте пословицы и поговорки.

- Почему так говорят?

- Вставь пропущенные безударные гласные буквы, запишите. Если вы не знаете, какую безударную гласную вставить, оставьте «окошко»: (самостоятельная работа)

Пч . ла д . леко за мёдом л . тает.

Птицы в гн . зде до ос . ни, а дети – до возраста.

Умён на сл . вах, да глуп на д . лах.

- Проверь, правильно ли вставил безударные гласные буквы, докажи, используя проверочные слова: (показ на слайде) (взаимопроверка)

4) Что не так? Исправьте ошибки в карточке (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.

Мальчик полоскал собаку.

Все спустились с горы, а Витя всё слизал.

Мама отварила дверь.

- Проверьте, правильно ли вы исправили (показ на слайде).

- Ь – показатель мягкости: (слайд 10)

1) Прочитайте загадку:

Что за буква, кто узнает:

звука не обозначает,

может только показать,

как согласную читать?

2) Прочитайте рифмовку (читают хорошо читающие ученики по очереди):

Мягкий знак, мягкий знак,

без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест,

станут пенками пеньки,

уголками – угольки.

Банька в банку превратится,

Вот, что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

3) Отгадайте загадки – шутки: (устно – фронтальная работа)

Как превратить мел в мелкое место? Угол в топливо? Шест в число? (мель, уголь, шесть)

4) Задания для умников и умниц: (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.

Как слова состав удар трон превратить в слова, обозначающие действия предметов? ( мель, уголь, шесть)

Как слова, обозначающие действия предмета жарь, стань, примерь превратить в слова, обозначающие предмет? (жар, стан, пример)

После каких согласных никогда не пишется Ь? (Г, К, Х)

-Правильность выполнения заданий проверяется при помощи слайда. Разделительный Ь: (слайд 11)

- Когда пишется разделительный Ь?

1) Найди разделительный Ь в отгадке, запиши отгадки: (самостоятельная работа)

А) Весной вырастают,

А осенью опадают. (листЬя)

Б) Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь. (свинЬя)

В) Мы – лесные жители, мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью. (муравЬи)

Г) Нет колёс у меня –

Я крылата и легка.

Громче всех постовых

Я свищу из свистка.

На лету, на лету, на лету,

Всю Москву замету. (вЬюга)

2) Запиши ответы в кроссворде: (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.

Кроссворд

 

 

 

 

 

 

           
        По горизонтали: см. в презентации

1.Кондитерское изделие из кусочков сладкого теста. (печенье)

2.Сладкое кушанье из ягод или фруктов, сваренных в сахаре. (варенье)

По вертикали:

Ты, твои мама и папа. (семья)

Радостное настроение или времяпровождение (веселье)

-Проверьте правильность выполнения задания: (см. слайд)

Нажимаем гиперссылку далее.

- Разделительный Ъ: (слайд 12)

1) Прочитайте рифмовку хором:

Твёрдый знак собой гордится:

Без меня не обЪясниться,

обЪявленья не прочесть,

сладких булочек не сЪесть

- Когда пишется разделительный Ъ? (см. схему на слайде)

2) Кто быстрее назовёт? (устно – фронтальная работа)

Грибы, которые нельзя есть? (несЪедобные)

Сообщить о чём – то (обЪявить)

Соединить вместе (обЪединить)

Таким бывает воробей после драки (взЪерошенный)

Крытый вход в здание (подЪезд)

Фигура плоская, а тело … (обЪёмное)

Если зверя разозлить, то он становится… (разЪярённым)

Её проводят с помощью фотоаппарата, кинокамеры (сЪёмка)

Приблизиться к чему – то на машине ( подЪехать)

3) Объясните фразеологизмы, запишите два любых:

Собаку сЪел

Белены обЪелся

На вороных не обЪедешь

Тяжёл на подЪём

С распростёртыми обЪятиями

- Покажите приставку, корень, подчеркните разделительный Ъ.

- Непроизносимые согласные: В Д Л Т ( слайд 13)

- Назовите непроизносимые согласные.

1) Прочитайте правило – рифмовку:

Иногда согласные играют с нами в прятки,

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Мы родственное слово должны так подобрать,

Чтобы В, Д, Л, Т в них чётко услыхать.

2) Подбери проверочные слова: (цепочкой)

извесТный – известен

месТный – место

чесТный – честен

лесТный – лесть

окресТность – кресты

празДник – празден

здраВствуй - здравие

капусТный - капуста

3) Повторим хором запоминалку:

ЧуВИлин чуВствует, кто кому сочуВствует.

4) Прочитайте народные приметы.

- Почему так говорят?

- Вставь пропущенные парные согласные буквы, запишите 1 – 2 приметы: (самостоятельная работа)

Народные приметы

Февраль со . нце на лето поворачивает.

Дож. ливое лето хуже осени.

Чем поз . нее отлёт журавлей, тем поз . нее зима начинается.

Если осень ненас . ная, будет дож . ливая весна.

5) Исправь ошибки: (по усмотрению учителя - записать исправленное слова или записать 3-5 слов) (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.

Тростник, прелестный, властный,

Доблестный, ненастный.

Окрестный, устный, местный,

чудестный, неизвестный.

-Подчеркнуть орфограммы.

- Рифмовки: (слайд 8):

- Подчеркни орфограммы в рифмовке (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.

1) Жили – были дед и внучка,

кот Пушок, собака Жучка,

свинка Чуня и козлята.

Сколько правил здесь, ребята?

2) Почка, бочка, шишка, друг,

пёсик Булька и утюг,

класс, аллея, телеграмма –

кто нашёл все орфограммы?

3) Горка, горочка, гора,

под горою есть нора.

В той норе живёт лиса,

среди всех лесов - краса!

О лисе той не тужите…

Сколько правил здесь, скажите?

4) Вставь пропущенные орфограммы:

Мыш . , ч . йка, кон . ,

маш . на, руч ка, Жуч ка,

щ . ч ка, ш . на, свеч ка,

дев . чка, скам . я,

аккуратная сем . я.

-Проверьте правильность выполнения задания: (см. слайд)

Методические рекомендации: Если времени осталось недостаточно для выполнения всех заданий, можно ограничиться 1-2 рифмовками.

- Кузины ошибки (слайд 9): (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.

1)Разве можно без улыбки видеть Кузины ошибки?!

Пишет Кузя – наш дружок:

«сел варенье код пушок,

он канфету сел, а булкой

поделился с другом булькой».

Быстро Кузе помогайте, все ошибки исправляйте.

2) «Налител я на сугроп

и расшип сегодня лоп,

очень болно и обидно,

глас под шышкою не видно».

3) «Я хадил сегодня в лес,

там на дерево залес,

а потом спускался внис

да нечаянно повиз».

-Проверьте правильность выполнения задания: (см. слайд)

Методические рекомендации: Если времени осталось недостаточно для выполнения всех заданий, можно ограничиться 1-2 рифмовками.

VII. Подведение итогов урока:

- Какие задания – лепестки вам больше всего понравились?

- Что новое узнали на уроке?

- Какие правила вам нужно повторить?

(слайд 14) Спасибо за игру, ребята!

VIII. Физкультминутка: проводится по усмотрению учителя, особенностей класса после выполнения заданий 2 – 3 лепестков.

1 физкультминутка: На стенах класса вывешены листки с буквами разных цветов. Одним цветом написаны буквы слова «ОРФОГРАФИЯ». Учащиеся должны прочитать слово.

2 физкультминутка: Волшебные слова (см. выше)

 

IX. Используемая литература: (слайд 15)

  1. О.Е.Жиренко, Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина «Учим русский с увлечением» Формирование орфографической грамотности – Москва 2007
  2. Н.М.Бетенькова «Стихотворные рифмовки» – Смоленск, 1999 г.
  3. Н.М.Бетенькова «Занимательный русский язык» – Смоленск, 1999 г.
  4. Н.Н.Карягина, Е.Н.Перепелицина «Развитие орфографической грамотности младших школьников» – Волгоград, 2009
Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (1)

Федорова Людмила Ивановна, 21.09.16 в 05:27 1Ответить Пожаловаться
Просто замечательно, задания определённой сложности помогают строить обобщающий урок и систематизировать знания учащихся. С удовольствием добавила себе в копилку. Спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.