Нестандартный урок русского языка в начальных класса - игра «Цветик-семицветик»

12
1
Материал опубликован 9 August 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

МКОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Республика Карелия

Билявская Наталья Витальевна,

 учитель начальных классов 

 высшей квалификационной категории.

Конспект

урока русского языка

II класс

Нестандартный урок – игра «Цветик – семицветик».


Презентация "Цветик - семицветик"
PPT / 4.16 Мб

Тема: Повторяем, обобщаем изученное за год.

Цель: Формировать орфографическую грамотность младших школьников.

Задачи:

Закрепить знание орфографических правил, изученных во втором классе.

Прививать любовь к русскому языку, желание узнать новые «тайны» русского языка.

Развивать творческие способности учащихся.

Учить приёмам самостоятельной работы, работе в группе.

Тренировать память, формировать концентрацию внимания, увеличение объёма произвольного внимания.

Тип урока – Урок обобщения и систематизации знаний (по М.И.Махмутову)

Техническое обеспечение: мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор и экран.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word

Использование ИКТ при проведении урока:

Тема урока (слайд 1)

Цели урока (слайд 2)

Обращение к участникам игры (слайд 3)

Правила игры (слайд 4)

Основное поле игры (выбор темы задания) (слайд 5)

Вопросы и ответы (слайды 6-13)

Литература (слайд 15)

Предполагаемые результаты:

- повышение мотивации учащихся: необходимость практического применения орфографических правил в повседневной жизни,

- закрепление изученных во 2 классе орфографических правил написания (способы действия для выбора правильных букв), безударных гласных, парных согласных по глухости – звонкости, непроизносимых согласных в корнях слов, разделительных Ь или Ъ знаков.

- у каждого ученика есть возможность показать свои знания, повысить самооценку,

- формирование концентрации внимания, увеличение объёма произвольного внимания

- развитие кругозора и речи учащихся;

- наглядность, представление информации в интересном виде;

- осуществление межпредметных связей (русский язык – литературное чтение)

- современное представление информации.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока: (слайд 1, 2)

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок – игра. Мы повторим правила орфографии, изученные во 2 классе.

III. Обращение к участникам игры: (слайд 3) (фронтальный опрос)

Дорогие ребята!

Вы, конечно, узнали книгу Валентина Катаева «Цветик – семицветик».

Вспомните:

Как звали героиню сказки?

Кто помог Жене?

Что подарила старушка девочке?

Какие волшебные слова нужно сказать, чтобы исполнилось желание?

Какие желания загадывала Женя?

Как закончилась сказка?

Приглашаем вас в увлекательное путешествие по Волшебной стране «Орфография».

Цветик – семицветик поможет нам отгадать загадки, решить кроссворд, исправить Кузины ошибки, повторить весёлые правила.

IV. Знакомство с правилами игры: (слайд 4)

Игра для детей младшего школьного возраста (9 – 10 лет).

Область – русский язык.

Игра состоит из 7 этапов. Название каждого этапа записано на лепестке.

Последовательность выполнения заданий определяется произвольно.

Играть можно как индивидуально, так и коллективно.

V. Выбор темы задания - основное поле игры: (слайд 5)

Темы – гиперссылки заданий:

Парные согласные

Безударные гласные

Рифмовки

Ь – показатель мягкости

Разделительные Ь и Ъ

Непроизносимые согласные

Кузины ошибки

Учитель: Ребята, давайте выберем из 1, 2, 4,5, 6 лепестков произвольно (можно вытянуть бумажный лепесток с названием темы). Приступим к выполнению заданий. Произнесём хором:

Волшебные слова – помощники выполняются с движениями после выбора каждого нового лепестка – задания: (выполняют функцию физкультминутки)

Лети, лети, лепесток, (плавные движения руками)

Через запад на восток, (показывают правой рукой направления запад – восток)

Через север, через юг, (показывают левой рукой направления север – юг)

Возвратившись, сделай круг. (крутятся)

Лишь коснёшься ты земли (приседают)

Быть по – моему вели! (топают ногой)

(Затем, используя гиперссылку, открыть соответствующий слайд. Выполнить задания (см. задания ниже) и вернуться на главную страницу. После выполнения заданий каждого слайда подводятся итоги, анализируются ошибки. Работа со слайдами 3, 7 проводится в заключение игры.)

VI. Выполнение заданий произвольно:

- Парные согласные (слайд 6)

1) Удали «лишние» буквы: (устно – фронтальная работа)

б р в н г д х ж з й к п с т ф ш

- Проверь правильность выполнения задания, нажми «мышкой» на «лишние» буквы.

2) Прочитайте правило – рифмовку:

Правило – рифмовка:

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг:

Парный сразу проверяй –

Слово это изменяй.

Зуб – на зубы, куст – кусты…

Будешь грамотным и ты.

3)Вставь пропущенные парные согласные: (цепочкой)

Ду . – дубы

гри . - грибы

Шка . - шкафы

Стри . - стрижи

вра . - враги

Шала. - шалаши

4) Выбери парный согласный: (1 человек от ряда)

Оши (б/п) ка - ошибочка

Варе (ж/ш) ка - варежечка

Шу (б/п) ка - шубейка

5) Прочитайте народные приметы.

- Почему так говорят?

- Вставь пропущенные парные согласные буквы, запишите на своих листочках: у детей даны печатные тексты пословиц с пропущенными парными согласными буквами. (самостоятельная работа)

Народные приметы

Декабрь – ша . ка зимы, июль – маку . ка лета.

Майская тра . ка и голодного накормит.

В июне первую яго . ку в ро . кладут, а вторую в дом несут.

- Проверь, правильно ли вставил парные согласные буквы, докажи, используя проверочные слова: (показ на слайде) (самопроверка)

- Безударные гласные: (слайд 7)

- Назови безударные гласные.

1) Вставь пропущенные безударные гласные: (устно – фронтальная работа)

Тр . ва – травка

Р . са - росы

Зв . зда – звёзды

Гр . да – гряды

П . сьмо – письма

2) Повторим хором правило – рифмовку:

Безударный «хитрый» гласный!

Если вызвал он сомненье,

Ставь его под ударенье!

3) – Прочитайте пословицы и поговорки.

- Почему так говорят?

- Вставь пропущенные безударные гласные буквы, запишите. Если вы не знаете, какую безударную гласную вставить, оставьте «окошко»: (самостоятельная работа)

Пч . ла д . леко за мёдом л . тает.

Птицы в гн . зде до ос . ни, а дети – до возраста.

Умён на сл . вах, да глуп на д . лах.

- Проверь, правильно ли вставил безударные гласные буквы, докажи, используя проверочные слова: (показ на слайде) (взаимопроверка)

4) Что не так? Исправьте ошибки в карточке (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.

Мальчик полоскал собаку.

Все спустились с горы, а Витя всё слизал.

Мама отварила дверь.

- Проверьте, правильно ли вы исправили (показ на слайде).

- Ь – показатель мягкости: (слайд 10)

1) Прочитайте загадку:

Что за буква, кто узнает:

звука не обозначает,

может только показать,

как согласную читать?

2) Прочитайте рифмовку (читают хорошо читающие ученики по очереди):

Мягкий знак, мягкий знак,

без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест,

станут пенками пеньки,

уголками – угольки.

Банька в банку превратится,

Вот, что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

3) Отгадайте загадки – шутки: (устно – фронтальная работа)

Как превратить мел в мелкое место? Угол в топливо? Шест в число? (мель, уголь, шесть)

4) Задания для умников и умниц: (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.

Как слова состав удар трон превратить в слова, обозначающие действия предметов? ( мель, уголь, шесть)

Как слова, обозначающие действия предмета жарь, стань, примерь превратить в слова, обозначающие предмет? (жар, стан, пример)

После каких согласных никогда не пишется Ь? (Г, К, Х)

-Правильность выполнения заданий проверяется при помощи слайда. Разделительный Ь: (слайд 11)

- Когда пишется разделительный Ь?

1) Найди разделительный Ь в отгадке, запиши отгадки: (самостоятельная работа)

А) Весной вырастают,

А осенью опадают. (листЬя)

Б) Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь. (свинЬя)

В) Мы – лесные жители, мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью. (муравЬи)

Г) Нет колёс у меня –

Я крылата и легка.

Громче всех постовых

Я свищу из свистка.

На лету, на лету, на лету,

Всю Москву замету. (вЬюга)

2) Запиши ответы в кроссворде: (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.

Кроссворд

 

 

 

 

 

 

           
        По горизонтали: см. в презентации

1.Кондитерское изделие из кусочков сладкого теста. (печенье)

2.Сладкое кушанье из ягод или фруктов, сваренных в сахаре. (варенье)

По вертикали:

Ты, твои мама и папа. (семья)

Радостное настроение или времяпровождение (веселье)

-Проверьте правильность выполнения задания: (см. слайд)

Нажимаем гиперссылку далее.

- Разделительный Ъ: (слайд 12)

1) Прочитайте рифмовку хором:

Твёрдый знак собой гордится:

Без меня не обЪясниться,

обЪявленья не прочесть,

сладких булочек не сЪесть

- Когда пишется разделительный Ъ? (см. схему на слайде)

2) Кто быстрее назовёт? (устно – фронтальная работа)

Грибы, которые нельзя есть? (несЪедобные)

Сообщить о чём – то (обЪявить)

Соединить вместе (обЪединить)

Таким бывает воробей после драки (взЪерошенный)

Крытый вход в здание (подЪезд)

Фигура плоская, а тело … (обЪёмное)

Если зверя разозлить, то он становится… (разЪярённым)

Её проводят с помощью фотоаппарата, кинокамеры (сЪёмка)

Приблизиться к чему – то на машине ( подЪехать)

3) Объясните фразеологизмы, запишите два любых:

Собаку сЪел

Белены обЪелся

На вороных не обЪедешь

Тяжёл на подЪём

С распростёртыми обЪятиями

- Покажите приставку, корень, подчеркните разделительный Ъ.

- Непроизносимые согласные: В Д Л Т ( слайд 13)

- Назовите непроизносимые согласные.

1) Прочитайте правило – рифмовку:

Иногда согласные играют с нами в прятки,

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Мы родственное слово должны так подобрать,

Чтобы В, Д, Л, Т в них чётко услыхать.

2) Подбери проверочные слова: (цепочкой)

извесТный – известен

месТный – место

чесТный – честен

лесТный – лесть

окресТность – кресты

празДник – празден

здраВствуй - здравие

капусТный - капуста

3) Повторим хором запоминалку:

ЧуВИлин чуВствует, кто кому сочуВствует.

4) Прочитайте народные приметы.

- Почему так говорят?

- Вставь пропущенные парные согласные буквы, запишите 1 – 2 приметы: (самостоятельная работа)

Народные приметы

Февраль со . нце на лето поворачивает.

Дож. ливое лето хуже осени.

Чем поз . нее отлёт журавлей, тем поз . нее зима начинается.

Если осень ненас . ная, будет дож . ливая весна.

5) Исправь ошибки: (по усмотрению учителя - записать исправленное слова или записать 3-5 слов) (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.

Тростник, прелестный, властный,

Доблестный, ненастный.

Окрестный, устный, местный,

чудестный, неизвестный.

-Подчеркнуть орфограммы.

- Рифмовки: (слайд 8):

- Подчеркни орфограммы в рифмовке (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.

1) Жили – были дед и внучка,

кот Пушок, собака Жучка,

свинка Чуня и козлята.

Сколько правил здесь, ребята?

2) Почка, бочка, шишка, друг,

пёсик Булька и утюг,

класс, аллея, телеграмма –

кто нашёл все орфограммы?

3) Горка, горочка, гора,

под горою есть нора.

В той норе живёт лиса,

среди всех лесов - краса!

О лисе той не тужите…

Сколько правил здесь, скажите?

4) Вставь пропущенные орфограммы:

Мыш . , ч . йка, кон . ,

маш . на, руч ка, Жуч ка,

щ . ч ка, ш . на, свеч ка,

дев . чка, скам . я,

аккуратная сем . я.

-Проверьте правильность выполнения задания: (см. слайд)

Методические рекомендации: Если времени осталось недостаточно для выполнения всех заданий, можно ограничиться 1-2 рифмовками.

- Кузины ошибки (слайд 9): (работа в парах): учащимся выдана карточка на парту.

1)Разве можно без улыбки видеть Кузины ошибки?!

Пишет Кузя – наш дружок:

«сел варенье код пушок,

он канфету сел, а булкой

поделился с другом булькой».

Быстро Кузе помогайте, все ошибки исправляйте.

2) «Налител я на сугроп

и расшип сегодня лоп,

очень болно и обидно,

глас под шышкою не видно».

3) «Я хадил сегодня в лес,

там на дерево залес,

а потом спускался внис

да нечаянно повиз».

-Проверьте правильность выполнения задания: (см. слайд)

Методические рекомендации: Если времени осталось недостаточно для выполнения всех заданий, можно ограничиться 1-2 рифмовками.

VII. Подведение итогов урока:

- Какие задания – лепестки вам больше всего понравились?

- Что новое узнали на уроке?

- Какие правила вам нужно повторить?

(слайд 14) Спасибо за игру, ребята!

VIII. Физкультминутка: проводится по усмотрению учителя, особенностей класса после выполнения заданий 2 – 3 лепестков.

1 физкультминутка: На стенах класса вывешены листки с буквами разных цветов. Одним цветом написаны буквы слова «ОРФОГРАФИЯ». Учащиеся должны прочитать слово.

2 физкультминутка: Волшебные слова (см. выше)

 

IX. Используемая литература: (слайд 15)

  1. О.Е.Жиренко, Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина «Учим русский с увлечением» Формирование орфографической грамотности – Москва 2007
  2. Н.М.Бетенькова «Стихотворные рифмовки» – Смоленск, 1999 г.
  3. Н.М.Бетенькова «Занимательный русский язык» – Смоленск, 1999 г.
  4. Н.Н.Карягина, Е.Н.Перепелицина «Развитие орфографической грамотности младших школьников» – Волгоград, 2009

Предварительный просмотр презентации

Автор: Билявская Наталья Витальевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Лахденпохской средней школы Республики Карелия

Закрепить знание орфографических правил, изученных во втором классе. Прививать любовь к русскому языку, желание узнать новые «тайны» русского языка. Развивать творческие способности учащихся. Учить приёмам самостоятельной работы, работе в группе. Тренировать память, формировать концентрацию внимания, увеличение объёма произвольного внимания.

Дорогие ребята! Вы, конечно, узнали книгу Валентина Катаева «Цветик – семицветик». Вспомните: Как звали героиню сказки? Кто помог Жене? Что подарила старушка девочке? Какие волшебные слова нужно сказать, чтобы исполнилось желание? Какие желания загадывала Женя? Как закончилась сказка? Приглашаем вас в увлекательное путешествие по Волшебной стране «Орфография». Цветик – семицветик поможет нам отгадать загадки, решить кроссворд, исправить Кузины ошибки, повторить весёлые правила.

Игра для детей младшего школьного возраста (8 – 10 лет). Область – русский язык. Игра состоит из 7 этапов. Название каждого этапа записано на лепестке. Последовательность выполнения заданий определяется произвольно. Играть можно как индивидуально, так и коллективно. Начать игру

Кузины ошибки Безударные гласные Ь – показатель мягкости Разделительные Ь и Ъ Непроизносимые согласные Рифмовки Парные согласные Щёлкни мышкой по лепестку Спасибо! литература

Оши ка Варе ка Шу ка Б п Ж ш Б п Главная страница Вели, чтобы парные согласные встали на свои места! Если слышишь парный звук, Будь внимателен, мой друг: Парный сразу проверяй – Слово это изменяй. Зуб – на зубы, куст – кусты… Будешь грамотным и ты. Удали «лишние» буквы: б р в н г д х ж з й к п с т ф ш Парные согласные Ду . - гри . Шка . Стри вра . Шала дубы грибы шкафы стрижи враги шалаши - ошибочка - варежечка - шубейка б б ф ж г ш Народные приметы Декабрь – ша . ка зимы, июль – маку . ка лета. Майская тра . ка и голодного накормит. В июне первую яго . ку в ро . кладут, а вторую в дом несут. п ш в д т Молодцы!

Тр . ва – Р . са - Зв . зда – Гр . да – П . сьмо - Главная страница Безударные гласные травы росы звёзды гряды письма а о е я и Безударный «хитрый» гласный! Если вызвал он сомненье, Ставь его под ударенье! Пословицы и поговорки Пч . ла д . леко за мёдом л . тает. Птицы в гн . зде до ос . ни, а дети – до возраста. Умён на сл . вах, да глуп на д . лах. е е е е е о а Что не так? Мальчик полоскал собаку. Все спустились с горы, а Витя всё слизал. Мама отварила дверь. а о е Молодцы!

Рифмовки Жили – были дед и внучка, кот Пушок, собака Жучка, свинка Чуня и козлята. Сколько правил здесь, ребята? Почка, бочка, шишка, друг, пёсик Булька и утюг, класс, аллея, телеграмма – кто нашёл все орфограммы? Горка, горочка, гора, под горою есть нора. В той норе живёт лиса, среди всех лесов - краса! О лисе той не тужите… Сколько правил здесь, скажите? Вставь пропущенные орфограммы: Мыш . , ч . йка, кон . , маш . на, руч ка, Жуч ка, щ . ч ка, ш . на, свеч ка, дев . чка, скам . я, аккуратная сем . я. и а и и ь у о ь ь Главная страница Молодцы! ? ? ? ?

Кузины ошибки Разве можно без улыбки видеть Кузины ошибки?! Пишет Кузя – наш дружок: «сел варенье код пушок, он канфету сел, а булкой поделился с другом булькой». «Налител я на сугроп и расшип сегодня лоп, очень болно и обидно, глас под шышкою не видно». «Я хадил сегодня в лес, там на дерево залес, а потом спускался внис да нечаянно повиз». ъ П т о ъ Б о з з с и б б з е б ь Главная страница Молодцы!

Ь – показатель мягкости Что за буква, кто узнает: звука не обозначает, может только показать, как согласную читать? Мягкий знак, мягкий знак, без него нельзя никак! Без него не написать Тридцать, двадцать, десять, пять. Вместо шесть получим шест, Вместо есть получим ест, станут пенками пеньки, уголками – угольки. Банька в банку превратится, Вот, что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать. Главная страница Загадки – шутки Как превратить мел в мелкое место? Угол в топливо? Шест в число? мель уголь шесть Задания для умников и умниц Как слова состав удар трон превратить в слова, обозначающие действия предметов? ь ь ь Как слова, обозначающие действия предмета жарь стань примерь превратить в слова, обозначающие предмет? После каких согласных никогда не пишется Ь? Г, К, Х. Молодцы!

Разделительный Ь 1 2 1 2 По горизонтали: Кондитерское изделие из кусочков сладкого теста. Сладкое кушанье из ягод или фруктов, сваренных в сахаре. По вертикали: Ты, твои мама и папа. Радостное настроение или времяпровождение П е ч е н ь е В а р е н ь е С Е М Ь Я В е с е л ь е Кроссворд Найди разделительный Ь в отгадке: свинЬя Мы – лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей артелью Строим дом себе под елью. муравЬи Нет колёс у меня – Я крылата и легка. Громче всех постовых Я свищу из свистка. На лету, на лету, на лету, Всю Москву замету. вЬюга Главная страница Молодцы! далее Весной вырастают, А осенью опадают. листЬя Пятачком в земле копаюсь, В грязной луже искупаюсь

Разделительный Ъ Твёрдый знак собой гордится: Без меня не обЪясниться, обЪявленья не прочесть, сладких булочек не сЪесть. Кто быстрее назовёт? Грибы, которые нельзя есть? Сообщить о чём – то Соединить вместе Таким бывает воробей после драки Крытый вход в здание Фигура плоская, а тело … Если зверя разозлить, то он становится… Её проводят с помощью фотоаппарата, кинокамеры Приблизиться к чему – то на машине несЪедобные обЪявить обЪединить взЪерошенный подЪезд обЪёмное разЪярённым сЪёмка подЪехать Фразеологизмы Собаку сЪел Белены обЪелся На вороных не обЪедешь Тяжёл на подЪём С распростёртыми обЪятиями Главная страница Молодцы!

Непроизносимые согласные Иногда согласные играют с нами в прятки, Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Мы родственное слово должны так подобрать, Чтобы В, Д, Л, Т в них чётко услыхать.них извесТный – месТный – чесТный – лесТный – окресТность – празДник – здраВствуй - капусТный - извесТИе месТО чесТЕн лесТЬ кресТЫ празДЕн здраВИе капусТА Подбери проверочные слова Запоминалка ЧуВИлин чуВствует, кто кому сочуВствует. Народные приметы Февраль со . нце на лето поворачивает. Дож. ливое лето хуже осени. Чем поз . нее отлёт журавлей, тем поз . нее зима начинается. Если осень ненас . ная, будет дож . ливая весна. Л Д Д Д Т Исправь ошибки: Тростник, прелестный, властный, Доблестный, ненастный. Окрестный, устный, местный, чудестный, неизвестный. Главная страница Молодцы! Д

Главная страница

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Просто замечательно, задания определённой сложности помогают строить обобщающий урок и систематизировать знания учащихся. С удовольствием добавила себе в копилку. Спасибо.

21 September 2016