12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Головачёва Лариса Сергеевна19
5

«Вклад деятелей культуры в Великую Победу. Поэзия и проза Великой Отечественной войны».



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Черчетская средняя общеобразовательная школа






Интегрированный урок в 10 классе: история + литература + искусство


«Вклад деятелей культуры в Великую Победу. Поэзия и проза Великой Отечественной войны».




Учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Головачёва Лариса Сергеевна











Цели урока:

рассмотреть особенности развития музыки, живописи, литературы, кинематографа в условиях Великой Отечественной войны;

показать на конкретных примерах, какой вклад в Победу внесли деятели культуры;

продолжать развивать умения учащихся анализировать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Форма урока: устный журнал

Оборудование: Выставка литературы, военных плакатов, портреты писателей, поэтов, художников, военных операторов, слайды к уроку (выполнены в программе Power Point), компьютерная программа «От Кремля до рейхстага».

Понятийный минимум: патриотизм, гражданственность, социалистический реализм, публицистика, Кукрыниксы.

Страницы устного журнала:

Вклад художников в Великую Победу.

Писатели и поэты на войне и о войне…

И музыка врага громила…

Радио и кинематограф.

Наука на службе Отечеству.

План урока:

Организационный момент

Актуализация знаний, определение темы урока

Вступительное слово учителя

Постановка проблемного задания

Поисково-исследовательский этап

Решение проблемного задания

Рефлексивный момент

Задание на дом

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте. Сегодня мы проводим интегрированный урок, в рамках которого мы объединим изучение таких учебных дисциплин, как история, литература и искусство. Для того, чтобы определить тему нашего урока и кратко повторить изученный материал, давайте решить кроссворд.

Актуализация знаний, определение темы урока

- Разгадывается кроссворд.

t1597233731aa.gif

- Уч-ся сами определяют тему урока.

- Уч-ся самостоятельно определяют основные задачи урока.

Сегодняшний наш урок мы проведем в форме устного журнала, листая страницы которого, мы попытаемся заглянуть в героическое прошлое нашей родины и определить вклад деятелей культуры в Великую Победу. Свою работу в течение урока вы будете фиксировать на индивидуальных рабочих листах.

III. Вступительное слово учителя:

Шнитова И.В.: Тема Великой Отечественной войны стала ключевой в творчестве советских писателей и поэтов, художников и композиторов, кинематографистов. Именно произведения искусства той поры являются тем мостиком, который связывает разные поколения, позволяет окунуться в то суровое, страшное, героическое время и понять: чем жила страна в годы Великой Отечественной войны, что поддерживало людей и давало им силы выстоять и победить?!

Большую роль в поднятии боевого духа, в формировании патриотизма сыграли деятели культуры. Именно их творчеству и посвящён наш урок.

IV. Постановка проблемного задания

-?- Определите особенности развития культуры в условиях Великой Отечественной войны.

(в течение урока учащиеся обдумывают проблему, свои выводы формулируют в конце урока)

V. Поисково-исследовательский этап

Головачёва Л.С.

1-я страница. Вклад художников в Великую Победу.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага.

Активно способствовали подъёму этого духа советские художники. Достоянием массовой аудитории стало искусство плаката. Плакаты периода 1941–1945 годов подразделяется на две большие группы:

плакат героический

плакат сатирический.

Для плакатов героической группы характерно то, что они в основном призывали к оружию, к борьбе за независимость, изображали сцены атаки или единоборства советского воина с фашистом, основное внимание художника обращено на передачу движения, эмоциональной напряжённости, целеустремлённости. Подчёркивая единство армии и народа, напоминая зрителю славную историю нашей Родины, служащую залогом победы, художники часто прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условно аллегорических изображений, символизирующих Родину.

В годы Великой Отечественной войны плакат берет на себя новую функцию – поднимать боевой дух страны против фашистов. За время войны плакаты прочно вошли в жизнь. Тысячи созданных за эти годы листовок облетали всю страну многомиллионными тиражами. Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой. У каждого периода войны были свои задачи, все они требовали безотлагательного решения и в этом, несомненно, важную роль сыграл плакат, историю которого я и изучила подробно.

1941г. - Первым плакатом Великой Отечественной войны является плакат Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда». Боец Красной армии решительно вонзает штык в хищного Гитлера, который, отбросив маску благодушия, прорывает лист с текстом Пакта о ненападении между СССР и Германией. Этот плакат поднимал моральный дух советского народа, развенчал миф о непобедимости гитлеровской армии, вдохновлял советских воинов на подвиг. События начала войны отражены в плакате Ираклия Тоидзе «Родина – мать зовёт!», изданный миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Образ Родины-матери связан с образом нашей страны. Плакат В. Корецкого «Будь героем!», увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. Эти плакаты, выпущенные в начале войны, внушали советскому народу веру в неизбежность победы и разгром фашистской Германии.

Печальные события первых месяцев войны и отступление советских войск в июле-августе 1941 года нашли своё отражение в плакате А. Кокоши «Боец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капли крови!». Осенью 1941 года, когда фашисты рвались к Москве, художниками Н. Жуковым и В. Климашиным был создан плакат «Отстоим Москву!». Тыл в этот период войны показан в образе женщины, заменившей мужчину в тылу, в плакатах «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!», «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!». Плакат Л.М. Лисицкого «Всё для фронта, всё для Победы!» стал определяющим для всего советского тыла. В этот же период создаются плакаты, направленные на жителей, оставшихся на оккупированной врагом территории, которые призывали к участию в партизанском сопротивлении для уничтожения врага в его тылу. В 1941 году художник А.Пахомов создаёт плакат «Ребята, защищайте Родину» который призывает пионеров помогать взрослым в борьбе с врагом.

Таким образом, мы видим, что плакаты начального периода войны призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, призывали к партизанской войне, подчеркивали мысль о всенародном характере сопротивления врагу и призывали народ остановить его любой ценой.

1942г. - События на фронтах 1942 года изменили тематику плакатов: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а, главное — оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан. Теперь героями художников стали женщины и дети, гибель детей и матерей. Плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, взывал к помощи и защите. Д. Шмаринов на плакате «Отомсти» изобразил молодую женщину во весь рост, которая, в руках она сжимает тело убитой маленькой дочери. Ф. Антонов в работе «Сын мой! Ты видишь долю мою…» изобразил пожилую женщину с узелком в руках, которая покидает сгоревшую деревню и просит о помощи сына. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее Родина-мать. В это же время художник В.А. Серов создаёт плакат «Отстоим Волгу – матушку!» призывающий биться с врагом за своих детей, матерей, жён. Таким образом, плакаты 1942 года показывали страдания, бедствия советского народа и в то же время призывали к отмщению и беспощадной борьбе против оккупантов.

1943г. -После победы в Сталинградской битве наступил коренной перелом в войне и стратегическая инициатива перешла в руки Красной Армии. С 1943 года в советский плакат проникают новые настроения, вызванные решительным переломом в ходе войны. В 1943 году художник И. Тоидзе создаёт плакат «За Родину-мать!» для поднятия боевого духа советских граждан в борьбе с врагом. На переднем плане с оружием в руках в плотной шеренге идут на врага советские воины и партизаны, защищая свою Родину, показанную в виде женщины в красном с ребёнком на руках. В этот же период выходит плакат Н.Н. Жукова «Немецкий танк здесь не пройдёт». В этом же году всё увереннее в плакатах зазвучала тема скорой победы. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм — главная идея, объединяющая плакаты, победного этапа войны. В этот же период частым стал мотив радостной встречи бойца-красноармейца освобожденными от фашистского плена жителями: В. Иванов «Ты вернул нам жизнь», «Я ждал тебя воин-освободитель» работы В.И. Ладягина. Счастье женщин и мальчика на этих плакатах, явились выражением народной любви и гордости за своих героев, благодарности за спасение.

1944г. - Плакаты 1944 года призывают поскорее изгнать захватчиков с советской земли. Это хорошо видно на плакате Л. Голованова «Дойдем до Берлина!», в котором виден запоминающийся образ воина, уверенного в скорой победе. В 1944 году СССР полностью восстановил довоенные границы, изгнав захватчиков с территории Белоруссии и Украины. Кукрыниксы в своих плакатах чётко изображают полный крах Гитлера и его окружения.

1945г. -Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. И на нас с плакатов В. Иванова «Водрузим над Берлином знамя Победы», Л. Голованова «Красной Армии — Слава!» смотрят молодые воины-победители. Они красивы и счастливы, но, все же, на их лица легла тень усталости, так как этими людьми была пройдена война.

Советский военный плакат, как органическая часть общенародной борьбы, отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю, одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет.

В годы войны в полной мере проявилась "убойная" сила карикатур Ефимова. Его работы публиковались на страницах "Красной звезды", "Фронтовой иллюстрации", а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. Бойцы по собственной инициативе и очень охотно давали свои отзывы о творчестве художников. Написаны и на измятых листках, вырванных из школьных тетрадей, и на обороте каких-то бланков, и на скромных блокнотах армейских газет, и на роскошной трофейной бумаге с тиснеными вензелями. Но обратный адрес у всех один: "Полевая почта, номер такой-то". Давайте прочитаем некоторые примеры:

Примеры писем зачитываю уч-ся:

Уважаемый тов. Ефимов! Рисуйте побольше... Карикатуры — это оружие, могущее не только смешить, но и вызывать горячую ненависть, презрение к врагу и заставляющее еще сильнее драться и уничтожать проклятых гитлеровцев. Дукельский Илья. Полевая почта 68242.

Дорогой тов. Ефимов! Посылаю вам нашу красноармейскую газету "Бей фашистов!". В ней мы напечатали вашу карикатуру... Карикатуры в центральных газетах любят наши воины, порой одна карикатура больше скажет, чем статья. Мы уже напечатали много ваших рисунков... Привет вам от читателей и сотрудников нашей маленькой фронтовой газеты. Ответственный редактор майор Н. Иванов. Простите, что пишу карандашом. Увы! Нет чернил. Полевая почта 43952. Н. И.".

Ваше оружие, оружие советского художника, большая сила в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Если б знали вы, с каким нетерпением ожидаем мы, армейцы, каждый свежий номер газеты "Красная звезда"... П/п 24595. В. Я. Корниенко.

Не меньшую популярность получило творчество Кукрыниксов. Кукрыниксы - творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич Соколов Николай Александрович. Вместе, под общим псевдонимом — Кукрыниксы, который расшифровывался следующим образом Ку — Куприянов, Кры — Крылов, НикС — Николай Соколов выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы. А буква Ы указывала на то, что это все же не один художник, а несколько. Их вклад в победу над врагом был огромным — карикатуристы убивали его своим оружием — смехом и сатирой, поднимавшими боевой дух солдат.

- ? – Сделайте вывод: Какую роль сыграли советские художники в приближении Победы?

(Отвечают. Выводы фиксируют в рабочих листах)

2-я страница.

Шнитова И.В.

Писатели и поэты на войне и о войне…

С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт. Пятьсот из них были награждены орденами и медалями. Восемнадцать стали Героями Советского Союза. Более четырехсот из них не вернулись. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.

Февраль 1942 года. Осаждённый Ленинград. Силы города оказались на исходе… Это был месяц смерти… Несколько дней не работало радио, никто не видел газет. Но вот в чёрных тарелках послышалось лёгкое шуршание, а сквозь него то шёпотом, то навзрыд пробивался к людям слабый женский голос, читающий стихи.

Это был голос Ольги Фёдоровны Берггольц. Эта хрупкая, красивая женщина все 900 дней блокады провела в осаждённом городе. Её стихи вошли в каждый дом замерзающих, обессиленных, голодных блокадников, в каждую семью, в сердце каждого, потому что это был голос необыкновенной искренности, душевной стойкости и мужества.

(видеоролик с записью стихотворения О. Берггольц «Нам от тебя теперь не оторваться»)

Безусым солдатом, юношески восторженным и по-детски наивным добровольцем ушёл на фронт удивительно обаятельный человек и впоследствии самобытный поэт Эдуард Асадов. (стихотворение «В землянке» читает Огородникова Анжелика)

Начинал войну 20-летним лейтенантом, артиллеристом. Он не только выжил в этой страшной войне, но не сломался, не сдался, не очерствел сердцем и душой.

Последний бой командира батареи Асадова произошёл утром 4 мая 1944 года на подступах к Севастополю. Боевое задание выполнено! И в это время взрыв вражеского снаряда и… внезапно наступивший мрак. Мрак навсегда. Взрывом мины ему вырвало глаза.

А затем госпиталь. Стихи между операциями, и новая жизненная ступень: литературный институт имени Горького, который незрячий поэт Асадов окончил с отличием.

В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Булат Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. В военных действиях участия почти не принимал.

Но эти месяцы оказали неизгладимое впечатление на будущего поэта. Все его стихи отличаются необыкновенной проникновенностью, доходят до сердца каждого: «Бери шинель, пошли домой», «До свидания, мальчики!»…

Невиданной популярность пользовалась лирика К.М. Симонова. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.

К самому сердцу фронтовиков обращались его стихи, в которых горечь утрат военных лет соединилась с радостью любви к жене, матери. И шире – к родимой земле.

(Звучит стихотворение «Жди меня» в исполнении Чичева)

В годы Великой Отечественной войны Александр Трифонович Твардовский был фронтовым корреспондентом различных газет. В 1941 году Твардовский начал работать над поэмой «Василий Теркин», которой дал подзаголовок «Книга про бойца». Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945 году.

Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода». Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения «Я убит подо Ржевом...» и «Я знаю, никакой моей вины...» Военной теме посвящена и поэма о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи «Дом у дороги» (1946), которую Твардовский назвал «лирической хроникой».

3-я страница. И музыка врага громила…

Военный период был одним из самых плодотворных в истории советской музыки. В эти годы композиторы создали множество выдающихся произведений. Среди них были и крупные симфонические произведения, и кантатно-ораториальные, и камерные, и оперы, и, конечно, в первую очередь песни.

Боевая песня и марш шагали всю войну рядом с солдатами, поднимая их на героические подвиги. А теплая, задушевная песня украшала досуг в часы затишья между боями, сближала воинов. Одна из самых замечательных песен начальных дней войны - «Священная война» А. Александрова сразу же завоевала всеобщее признание. В ее эпически суровом складе было заключено поистине общенародное осознание патриотического долга. Большую популярность завоевали и другие песни военных лет: композиторов М. Блантера, М.Фрадкина, Б. Мокроусова, А. Новикова.

Символом стойкости родного города восприняли ленинградцы Седьмую симфонию Д.Д. Шостаковича, исполненную 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде. (слушание симфонии № 7, часть «Нашествие»)

Поднимали боевой дух советских воинов многочисленные концертные бригады, выезжавшие на фронт. Всенародной любовью пользовались Л. Русланова, К. Шульженко, Л. Утёсов – талантливые исполнители песен.

Задание уч-ся: Как вы понимаете высказывание «Кто сказал, что надо бросить песни на войне. После боя сердце просит музыки вдвойне».


4-я страница.

Шнитова И.В.

Радио и кинематограф.

О положении на фронте население узнавало по радио. На улицах и в общественных местах были установлены репродукторы. Люди с замиранием сердца вслушивались в фронтовые сводки, голос диктора Всесоюзного радио Ю.Б. Левитана стал самым известным в стране. (звучит голос Левитана)

Кинохроника была выдвинута на первый план. Работа фронтовых операторов - постоянный творческий поиск, отбор из огромного количества отснятого материала самого главного в суровых буднях Великой Отечественной.

Первым публицистическим фильмом о войне стал фильм "Разгром немецких войск под Москвой" режиссёров И. Копалина и Л. Варламова. Среди операторов был и известный советский кинодокументалист режиссер Роман Кармен. Во время ВОВ оператор запечатлел на кинокамеру сражение под Москвой, блокадный Ленинград, сражения в Сталинграде, штурм Берлина, подписание капитуляции гитлеровской Германии.

Свыше 40 фронтовых кинодокументалистов пали смертью храбрых в годы минувшей войны...

Перед художественной кинематографией стояла вторая, не менее важная задача - завершить, несмотря на войну, начатые кинофильмы. Все эти фильмы напоминали зрителю о мирном труде, о достижениях национальной культуры, которые нужно теперь защищать с оружием в руках.

Первым художественным полнометражным фильмом о Великой Отечественной войне был «Секретарь райкома», поставленный И. Пырьевым по сценарию И. Прута.

Партизанской борьбе, смелым и гордым советским людям, не согнувшимся перед фашизмом, не прекратившим борьбу за свободу и независимость, посвящались лучшие фильмы Центральной объединенной киностудии: «Она защищает Родину», «Зоя», «Нашествие», «Человек № 217», «Во имя Родины».

Первым большим художественным фильмом, снятым в годы войны на Мосфильме, был «Кутузов» (режиссера В. Петрова).

Вернулся на экраны и пользовался огромной популярностью, созданный в 1938 г., фильм Эйзенштейна «Александр Невский».

-?- Как вы думаете, почему? Какие параллели можно было провести между событиями 13 и 20 веков?

5 страница

Головачёва Л.С.

Наука на службе Отечеству

Защита ученического проекта – презентации по теме «Вклад советских учёных в победу над Германией».

-Учащиеся работают в рабочих листах – заполняют таблицу:

ФИО конструктора

Техническое изобретение





VI. Закрепление - решение проблемного задания

-?- Каковы особенности развития культуры в период Великой Отечественной войны?

(Учащиеся решают проблемное задание, записывают выводы в рабочие листы)

VII. Рефлексивный момент

Поделимся впечатлениями о нашем уроке.

- Урок привлек меня тем…

- Для меня было открытие, что…

- Удалось ли нам решить проблему, поставленную в начале урока?

Отметки за урок.

VIII. Задание на дом

Завершением нашей работы сегодня будет домашнее задание: написать эссе «Образ защитника Отечества в советской художественной культуре», эпиграфом которого послужат слова из стихотворения К.М. Симонова.

В нас есть суровая свобода:

На слёзы обрекая мать,

Бессмертье своего народа

Своею смертью покупать.

Огородников Дмитрий

Рабочий лист

I. Решить кроссворд, определить тему урока:

t1597233731ab.png

Повесть Василя Быкова, посвященная проблеме предательства в годы Великой Отечественной войны.

Советская поэтесса времен Великой Отечественной войны, написавшая стихотворение «Зинка».

Председатель Ставки Верховного Главнокомандования СССР с 10 июля 1941 по 3 августа 1945 года.

Имя вождя фашистской Германии, идеолога мировой войны.

Поэтесса – автор поэмы «Реквием».

Название плана операции гитлеровцев под Москвой.

Название плана нападения Германии на СССР и военной операции, осуществляющейся в соответствии с этим планом.

Автор литературного произведения «Василий Теркин».


Проблемное задание на урок: Определите особенности развития культуры в условиях Великой Отечественной войны.











I страница

Прочитайте письмо с фронта: Дорогой тов. Ефимов! Посылаю вам нашу красноармейскую газету "Бей фашистов!". В ней мы напечатали вашу карикатуру... Карикатуры в центральных газетах любят наши воины, порой одна карикатура больше скажет, чем статья. Мы уже напечатали много ваших рисунков... Привет вам от читателей и сотрудников нашей маленькой фронтовой газеты. Ответственный редактор майор Н. Иванов. Простите, что пишу карандашом. Увы! Нет чернил. Полевая почта 43952. Н. И.".

III. – Сделайте вывод: Какую роль сыграли советские художники в приближении Победы?

II страница

IV. - Прослушать стихотворения, приготовленные наизусть одноклассниками.

III страница

V. – Как вы понимаете слова «Кто сказал, что надо бросить песни на войне. После боя сердце просит музыки вдвойне».

IV страница

VI. – Ответьте на вопрос: как вы думаете, почему можно было провести параллели между историческими событиями 13 и 20 веков?

V страница

VII. – Провести презентацию проекта «Вклад советских учёных в победу над Германией».


VIII. Рефлексивный момент

Поделимся впечатлениями о нашем уроке.

- Урок привлек меня тем…

- Для меня было открытие, что…

- Удалось ли нам решить проблему, поставленную в начале урока?


IX. Задание на дом

- Написать эссе «Образ защитника Отечества в советской художественной культуре», эпиграфом которого послужат слова из стихотворения К.М. Симонова.

В нас есть суровая свобода:

На слёзы обрекая мать,

Бессмертье своего народа

Своею смертью покупать.




Огородникова Анжелика

Рабочий лист

I. Решить кроссворд, определить тему урока:

t1597233731ab.png

Повесть Василя Быкова, посвященная проблеме предательства в годы Великой Отечественной войны.

Советская поэтесса времен Великой Отечественной войны, написавшая стихотворение «Зинка».

Председатель Ставки Верховного Главнокомандования СССР с 10 июля 1941 по 3 августа 1945 года.

Имя вождя фашистской Германии, идеолога мировой войны.

Поэтесса – автор поэмы «Реквием».

Название плана операции гитлеровцев под Москвой.

Название плана нападения Германии на СССР и военной операции, осуществляющейся в соответствии с этим планом.

Автор литературного произведения «Василий Теркин».


II. Проблемное задание на урок: Определите особенности развития культуры в условиях Великой Отечественной войны.










I страница

- Прочитайте письмо с фронта: Уважаемый тов. Ефимов! Рисуйте побольше... Карикатуры — это оружие, могущее не только смешить, но и вызывать горячую ненависть, презрение к врагу и заставляющее еще сильнее драться и уничтожать проклятых гитлеровцев. Дукельский Илья. Полевая почта 68242.

III. – Сделайте вывод: Какую роль сыграли советские художники в приближении Победы?

II страница

IV. - Прочитать наизусть стихотворение Э. Асадова «В землянке»

III страница

V. – Как вы понимаете слова «Кто сказал, что надо бросить песни на войне. После боя сердце просит музыки вдвойне».

IV страница

VI. – Ответьте на вопрос: как вы думаете, почему можно было провести параллели между историческими событиями 13 и 20 веков?

V страница

VII. – На основе проекта «Вклад советских учёных в победу над Германией» заполнить таблицу:

ФИО конструктора

Техническое изобретение































VIII. Рефлексивный момент

Поделимся впечатлениями о нашем уроке.

- Урок привлек меня тем…

- Для меня было открытие, что…

- Удалось ли нам решить проблему, поставленную в начале урока?


IX. Задание на дом

- Написать эссе «Образ защитника Отечества в советской художественной культуре», эпиграфом которого послужат слова из стихотворения К.М. Симонова.

В нас есть суровая свобода:

На слёзы обрекая мать,

Бессмертье своего народа

Своею смертью покупать.





Чичёв Сергей

Рабочий лист

I. Решить кроссворд, определить тему урока:

t1597233731ab.png

Повесть Василя Быкова, посвященная проблеме предательства в годы Великой Отечественной войны.

Советская поэтесса времен Великой Отечественной войны, написавшая стихотворение «Зинка».

Председатель Ставки Верховного Главнокомандования СССР с 10 июля 1941 по 3 августа 1945 года.

Имя вождя фашистской Германии, идеолога мировой войны.

Поэтесса – автор поэмы «Реквием».

Название плана операции гитлеровцев под Москвой.

Название плана нападения Германии на СССР и военной операции, осуществляющейся в соответствии с этим планом.

Автор литературного произведения «Василий Теркин».


Проблемное задание на урок: Определите особенности развития культуры в условиях Великой Отечественной войны.











I страница

- Прочитайте письмо с фронта: Ваше оружие, оружие советского художника, большая сила в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Если б знали вы, с каким нетерпением ожидаем мы, армейцы, каждый свежий номер газеты "Красная звезда"... П/п 24595. В. Я. Корниенко.

III. – Сделайте вывод: Какую роль сыграли советские художники в приближении Победы?

II страница

IV. - Прочитать наизусть стихотворение К. Симонова «Жди меня».

III страница

V. – Как вы понимаете слова «Кто сказал, что надо бросить песни на войне. После боя сердце просит музыки вдвойне».

IV страница

VI. – Ответьте на вопрос: как вы думаете, почему можно было провести параллели между историческими событиями 13 и 20 веков?

V страница

VII. – На основе проекта «Вклад советских учёных в победу над Германией» заполнить таблицу:

ФИО конструктора

Техническое изобретение
































VIII. Рефлексивный момент

Поделимся впечатлениями о нашем уроке.

- Урок привлек меня тем…

- Для меня было открытие, что…

- Удалось ли нам решить проблему, поставленную в начале урока?


IX. Задание на дом

- Написать эссе «Образ защитника Отечества в советской художественной культуре», эпиграфом которого послужат слова из стихотворения К.М. Симонова.

В нас есть суровая свобода:

На слёзы обрекая мать,

Бессмертье своего народа

Своею смертью покупать.



Опубликовано


Комментарии (1)

Приходько Наталья Владимировна, 12.08.20 в 18:02 0Ответить Пожаловаться
Какой замечательный, продуманный урок. Мне, как учителю литературы, очень близок. Спасибо за ценный материал по важной теме.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.