12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карданова Любовь Владимировна316
«Учитель - это человек, который учится всю жизнь,только в этом случае он обретает право учить»- писал В.М. Лизинский.
Россия, Кабардино-Балкарская респ., г. Майский

Содержание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….….…..…2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………...3

1. Теоретический обзор темы..………………………………………………..….3

1.1. Гигиеническое значение освещения…………………….………………..3

1.2. Из истории освещения…………………………………………………….3

1.3. Требования к естественному и искусственному освещению……….......5

2. Практическая часть работы …………………………………………………..7

2.1. Интервью с директором Н.И.Прокодановой…………………...………..7

2.2. Анализ анкетирования учеников 4 классов………..…………….…..….7

2.3. Исследование освещенности в школьных кабинетах…………….……..8

2.4. Анализ зрения учеников 4 классов……………………………..….……..8

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ .………..……………………...................................................9

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ………………………..…10

V.  ПРИЛОЖЕНИЯ. …………………………………………………………….11

ВВЕДЕНИЕ


Однажды в наш класс зашли представители Госсанэпиднадзора. Их целью была проверка норм освещения образовательного учреждения. Нас заинтересовал этот вопрос.

Проблема исследования: влияет ли освещенность на здоровье учеников.

Гипотеза: мы предположили, что плохая освещенность школьных кабинетов влияет на здоровье учащихся.

Цель работы: выяснение влияния освещенности школьных кабинетов на здоровье учащихся.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

Анализ изученной литературы:

Анализ анкетирования учеников школы по освещенности в кабинетах:

Исследование освещенности в школьных кабинетах:

Исследование состояния зрения у учеников нашей школы:

Выводы из исследований. Пути решения проблемы.

Актуальность работы в том, что жизнь человека зависит от окружающей среды.

Объект исследования: освещенность кабинетов.

Предмет исследования: влияние освещенность кабинетов на учеников.

Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, интервью, эксперимент, анализ и обобщение.


















ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретический обзор темы

Гигиеническое значение освещения


Освещение имеет важное гигиеническое значение. Хорошее освещение создает благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Недостаточное освещение снижает работоспособность и производительность труда, утомляет глаза, способствует развитию близорукости. Перед окончанием школы, большинство учеников имеют плохое зрение. Этому способствует освещенность кабинетов во время школьных занятий. Свет является естественным условием жизни человека, необходимым для сохранения здоровья, зрения и высокой производительности труда. Многочисленные исследования воздействия естественного света на организм человека установили, что свет влияет на разнообразные физиологические процессы в организме, способствует росту, активизирует процессы обмена веществ. Поэтому в помещениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения

Источники света

/ \

естественные искусственные

I I

(солнце, звезды, молнии, (лампы, свечи)

солнечное сияние, растения,

насекомые)

Из истории освещения. Лампа Аргана. Рис1.

t1659869877aa.jpg

t1659869877ab.jpgt1659869877ac.jpg Люди научились использовать огонь для освещения около 500 тысяч лет назад. С течением веком конструкции светильников все более усложнялись и сегодня одним щелчком рубильника можно залить светом целые улицы и города.

Рис.1.

Век современного освещения начался с изобретения масляных ламп, которые в 1784 году приобрели свою наиболее совершенную форму стараниями швейцарского ученого Ами Аргана. Его лампа снабжена трубчатым фитилем. Позднее в лампе стали использовать керосин, что повысило качество пламени. На керосине по сей день работают лампы «летучая мышь».


Газовые светильники Мердока (рис.2.)

t1659869877ad.jpg

Рис.2

В 1798 году шотландец Уильям Мердок начал использовать каменноугольный газ для освещения пещеры около своего дома. К 1830 году улицы крупных городов Европы и Северной Америки уже освещались газовыми фонарями. Первые газовые светильники давали слабое пламя, и только после появления в 1885 году сетчатой лампы Вельсбаха газ начал широко применяться для внутреннего освещения.

t1659869877ae.pngУгольно - дуговые лампы Дэви. (рис.3)

Самые первые электрические лампы - угольно-дуговые - были созданы Хэмфри Дэви в 1809 году. Два угольных стержня подключались к клеммам батареи. Однако практическое применение они нашли только в 1831 году, когда появились генераторы.

В 1850-е годы дуговые лампы стали использовать для освещения улиц Лондона, Берлина и Нью- Йорка.

Рис.3.


Первые электролампы. (рис. 4).

t1659869877af.jpg

В 1878 году Джозеф Соун поместил в герметичную стеклянную колбу тонкую нить обугленной целлюлозы, нагрел ее, чтобы удалить газ из угля, а затем откачал воздух для создания вакуума.

t1659869877ag.pngЧерез год американец Томас Эдисон изготовил лампу с тонкой нитью из бамбука. А в 1882 году построил в Нью-Йорке первую электростанцию.

Рис.4

Так началось бурное развитие электричества.

Рис.5

В колбах современных электроламп светится вольфрамовая спираль (рис5). Электрический ток, проходя через спираль, заставляет излучать яркий белый свет. Но при нагревании атомы вольфрама испаряются с поверхности спирали и спираль перегорает, а лампа гаснет. Чтобы замедлить испарение вольфрама, колбы ламп заполняют аргоном или азотом. Количество и цвет излучаемого света зависит от рабочей температуры спирали. Самый яркий свет при температуре 2700 градусов.

Эра неоновых огней.(рис.6)

t1659869877ah.jpg

Для освещения используются вольфрамо-галогенные лампы. Они излучают более яркий белый свет, близкий к естественному спектру.

Г

Рис. 6.

азоразрядные лампы используются примерно с 1930 года. Вместо откачанного воздуха лампы заполнялись небольшим количеством неона.

Высокое напряжение подавалось на электроды, размещенные в обоих концах трубки. Между электродами возникал электрический разряд, и лампа начинала излучать красноватое свечение. Эти трубки можно изгибать , образуя разные буквы и формы.

Так началась эра неоновых огней.


Требования к естественному и искусственному освещению

Естественное освещение.

Учебные помещения должны иметь естественное освещение. В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение.

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта.

Светопроемы помещений оборудуются солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов.

Следует использовать следующие цвета красок:

- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

- для мебели - цвета натурального дерева; светло-зеленый;

- для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;

-для дверей, конных рам - белый.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

сажать деревья не ближе 15 м, кустарник — не ближе 5 м от здания;

не закрашивать оконные стекла;

не расставлять на подоконниках цветы;

очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

Искусственное освещение.

В учебных заведениях используют преимущественно люминесцентное освещение. Допускается использование ламп накаливания.

Светильника располагается параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.

Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя зеркальными светильниками.

Необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.

В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровень освещенности должны соответствовать следующим нормам:

на рабочем столе - 330 лк; на классной доске - 500 лк.

в кабинетах черчения и рисования - 500 лк;

в кабинетах информатики - 300 - 500 лк;

в актовых и спортивных залах - 200 лк (на полу);

в рекреациях - 150 лк (на полу).

Примеры типовой освещенности: таблица 1.

Освещенность в люксах

место

до 20

В море на глубине ~50 м.

50

Жилая комната

80

Подъезд

100

Очень пасмурный день

320-500

Рабочий кабинет

400

Восход или закат в ясный день.

10-25 тыс.

Ясный солнечный день (в тени)

32-130 тыс.

Под прямым солнцем


Существует калькулятор расчета освещенности, он помогает определить количество светильников на класс определенной площади. На нашу классную комнату нужно их 12штук.( см. Приложение фото 1)

Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения. В целях предупреждения возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) хранение их в неприспособленных помещениях общеобразовательных учреждений запрещается.


Практическая часть работы

Интервью с директором Н.И.Прокодановой. (фото 2,3)


t1659869877ai.jpgt1659869877aj.jpg

Фото 2

Фото 3

Нина Ивановна рассказала, что замер искусственного освещения классов производится регулярно один раз в год в вечернее время, а естественное освещение днем. Все нормы освещенности соблюдаются во всех классах, во время ремонта подбираются рекомендованные цвета стен и мебели, так как все это влияет на здоровье человека. Наблюдения ученых показали, что увеличился рост людей, и связывают это с появлением исскуственного освещения в помещениях.


Анализ анкетирования учеников 4 классов


Среди учащихся 4 классов было проведено анкетирование, ученикам были заданы следующие вопросы:

1. В каком кабинете школы вам лучше всего видно записи на доске?

2. Видно ли вам с вашей парты записи на доске?

3. Как вы считаете, какой кабинет в школе имеет лучшее освещение?

4. Назовите кабинет с плохим освещением.

5. Как вы думаете, влияет ли освещение класса на зрение учеников?

6. Какие рекомендации вы можете дать по изменению освещенности в кабинетах?

В анкетировании приняли участие 50 учеников 4 классов.

t1659869877ak.jpg Проанализировав(фото 4), результаты мы сделали выводы:

Лучше всего учащимся видны записи на доске в кабинетах – 13, 17 и кабинете ИВТ. Лучшее освещение в кабинетах №13, 17, 27. Диаграмма1.

t1659869877al.gif

Диаграмма 1.

Фото 4.


В ответе на второй вопрос 69% учеников ответили «да».

Плохое освещение в школе в кабинетах № 1, 20. Диаграмма 2.

t1659869877am.gif












Диаграмма 2.




Ребята сказали, что трудно работать в пасмурные дни и тогда, когда яркое солнце светит в глаза. Освещение влияет на зрение.

Ученики школы высказали следующие рекомендации по улучшению освещенности школьных кабинетов:

Заменить неработающие лампы.

Совмещать на уроке естественное и искусственное освещение.

Мыть чаще окна.

Заменить старые окна на новые.


Исследование освещенности в школьных кабинетах.


Дt1659869877an.jpgt1659869877ao.jpg ля исследования освещенности мы выбрали кабинет 13 – окна на юг, кабинет 20- север, кабинет 27 ИВТ – запад. Для работы использовали прибор для измерения освещенности – люксметр. В каждом кабинете были выбраны фиксированные точки:

1. Ряд около окна (парты 1, 5)

2. Ряд около стены (парты 1, 5)

3. Доска.

В течение месяца были проведены измерения освещенности в пасмурные и солнечные дни. Среднее значение по каждому кабинету были внесены в таблицу:

Таблица освещенности в кабинетах школы

№ каб.

сторона

ряд столов у окна(8ч-10ч)

у стены (8-10ч)

у доски

1

север

23

91

24

97


13

юг

32

309

29

297

37- 437

17

юг

40

160

35

126

40- 350

20

север

25

120

27

100

50-200

27

запад

91

172

40

226

250


Вывод: к десяти часам освещенность ближе к норме. Подтвердилась плохая освещенность кабинетов№1, 20. Существует счетчик для расчета количества светильников на класс. В наш класс нужно не менее 12 таких светильников, а у нас их только 8. Освещение в классах недостаточное.


Анализ зрения учеников 4 классов


t1659869877ap.jpgВместе с медсестрой нашей школы Татьяной Васильевной по медицинским картам было выявлено состояние зрения учеников 1-4 классов:

Таблица

классы

нарушения зрения

1

4 – 16%

2

4 – 16%

3

5 – 20%

4

10 – 40%






Большинство учеников 4 классов на момент поступления в первый класс школы имели нормальное зрение. К окончанию школы нарушения зрения увеличились вдвое. Этому способствовало и плохое освещение.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


После проведения исследования о влиянии освещенности на зрение учеников были сделаны следующие выводы:

1. Школьные помещения нашей гимназии имеют левостороннее естественное освещение, что соответствует норме.

2. В кабинетах используются преимущественно люминесцентные лампы.

3. Организация естественного и искусственного освещения в основном соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

4. Самые большие отклонения от нормы в кабинете ритмики.

5. Самые большие нарушения зрения у учащихся 4 классов. Это соответствует среднестатистическим данным по России.

6. Быстрое ухудшение зрения - один из самых серьезных дефектов современной цивилизации.

Памятка.

Помните: ваше рабочее место всегда должно быть хорошо освещено!

Через полчаса работы за компьютером оторвите взгляд от монитора и посмотрите вдаль. Расслабьтесь и закройте глазки ладонями на 1=2 минуты.

Ешьте продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, смородину, морковь.

Если вам уже требуются очки или контактные линзы, то подбирайте их под контролем врача, а не на рыночных развалах и в подземных переходах. Некачественная оптика только навредит!

Каждый вечер после тяжелого дня делайте компрессы , примочки для глаз. Положите минут на 10 на веки ватные диски, пропитанные в черном или зеленом чае, настое ромашки.

Чтобы во время распознать и вылечить глаза, раз в год обследуйтесь у окулиста.









Список литературы.


Ю.И.Дик, О.Ф.Кабардина, Физиологический практикум для классов с углубленным изучением физики, М.,«Просвещение», 1999г.

А.А.Пинский, Физика- 11, М., «Просвещение», 2003 г.

В.А.Соловьева, Все способы улучшения зрения, Санкт-Петербург, 2004г.

Санитарные нормы уровня освещения в учебных и рабочих помещениях. М. издательство Госстандарт РФ, 2000 г.

http://www.7ya.ru/article/Gigienicheskie-trebovaniya-k-usloviyam-obucheniya-v-obweobrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-Chast-5-Trebovaniya-k-osveweniyu/


































Приложение

t1659869877aq.png t1659869877ar.jpg

Счетчик для расчета количества светильников на класс. Фото1

t1659869877as.jpg t1659869877at.jpg t1659869877au.jpg

Выполняем замеры

Работа с карточками учеников


12


Опубликовано


Комментарии (5)

Анна Крамарова, 08.08.22 в 14:50 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, хорошая работа!
Кранова Лариса Валериевна, 11.08.22 в 14:27 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересная работа!
Карданова Любовь Владимировна, 11.08.22 в 17:40 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Лариса Валериевна!
Климова Людмила Петровна, 12.08.22 в 03:38 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, работа интересная!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.