Эссе «Влияние семьи на развитие творческих способностей личности»
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Котова Наталия Владимировна
Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Золотой петушок» г. Чебоксары
INFLUENCE OF THE FAMILY ON THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE ABILITIES OF THE PERSONALITY
Kotova Natalia Vladimirovna
The teacher of the first qualification category MBDUU "Kindergarten" Golden Cockerel ", Cheboksary
E-mail: kotova19782010@mail.ru
Аннотация: В статье приведены процессы воспитания ребенка дошкольного возраста в семье, где особое значение отводится родительской позиции, включающая такие составляющие, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, методы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль.
Annotation: The article describes the processes of upbringing a child of preschool age in a family, where a parental position is given special importance, including such components as features of the emotional attitude towards the child, motives, values and goals of parenthood, style of interaction with the child, methods of resolving problem situations, social control
Ключевые слова: семейное воспитание, детско-родительские отношения, способностей ребенка, познавательная деятельность, интеллектуальные и творческие способности, социальное развитие, эмоциональные срывы, интеллекта и креативности дошкольника, гармоничность.
Key words: family education, child-parent relationships, child abilities, cognitive activity, intellectual and creative abilities, social development, emotional breakdowns, intelligence and creativity of the preschooler, harmonyж.
Дошкольный возраст – сенситивный период для формирования и проявления творческих способностей ребенка. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Семья обладает большими возможностями в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Об этом писали такие зарубежные и российские ученые как П. Торренс, К. Тэкекс, В. Н. Дружинин, Дж. Гетцельс, Ф. Джексон, М. В. Межиева и другие.
Согласно исследованиям П. Торренса, наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Уровень реализации творческих показателей ребенка во многом зависит от влияния родителей и других взрослых дома и в детском саду. Черты характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обнаружены в раннем детстве. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о том, которую же роль играет семья в развитии способностей ребенка, чем может помочь развитии интеллекта и креативности дошкольника.
Влияние родителей – первейший фактор, который оказывает влияние на формирование Я-концепции ребенка. Как пишет К. Тэкекс: «Существует немало систем поддержки помимо семьи, которые помогут в развитии ребенка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в создании его образа как заслуженно любимой личности, счастливой и целостной в своем окружении».
Общаясь со взрослыми, ребенок узнает, какое поведение предпочтительно, какое безопасно, а какое рискованно. Положительные эмоции, поддержка и любовь должны перевешивать негативные, критические. Благодаря общению с взрослыми у ребенка обязательно должно сформироваться «правильное, здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью». Дж. Гетцельс и Ф. Джексон сопоставили условия, которые сопутствовали развитию высокой креативности и высокого интеллекта у детей. В ходе исследования было обнаружено, что уровень материального положения семьи не играет роли. Более существенное влияние оказывает профессия родителей, их социальный статус и позиция по отношению к детям. Родители креативных детей находили в своих детях меньше недостатков, чем родители интеллектуалов. Они показывали свое благоприятное расположение к индивидуальности ребенка. Если родители интеллектуалов основное внимание обращали на внешние факторы, способствующие карьере ребенка, то родители креативов главное внимание уделяли внутренним качествам ребенка.
Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:
1. гармоничность – негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;
2. творческая – нетворческая личность родителя как образец подражания и субъект идентификации;
3. ожидание родителей по отношению к ребенку – ожидание достижений или независимости.
В своих трудах В. Н. Дружинин, опираясь на зарубежных исследователей, указывает на то, что если в семье культивируется регламентация поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей. Например, в исследованиях Д. Манфилда (1981), Р. Альберта и М. Рунко (1987) были обнаружены положительные корреляции между не гармоничными эмоциональными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Однако ряд других исследователей, указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности, но эти выводы в меньшей мере эмпирически обоснованы. Похоже на то, что больший аспект допустимых поведенческих проявлений (в том числе – эмоциональных), меньшая однозначность требований не способствует раннему образованию жестких социальных стереотипов и благоприятствует развитию креативности. Таким образом, творческая личность выглядит как психологически нестабильная. Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию независимости и, как следствие, креативности.
Д. Саймонтон, а затем и ряд других исследователей выдвинули гипотезу о том, что среда, благоприятная для развития креативности, должна подкреплять креативное поведение детей, предоставлять образцы творческого поведения для подражания.
Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно – родительских отношений, есть и такие:
- Позиция родителей по отношению к развитию ребенка и способы воздействия на него;
- Отношение к развитию способностей ребенка;
- Стили детско-родительских отношений;
- Стиль контроля и руководства ребенком;
- Состав семьи и отношения внутри нее.
Само отношение родителей к интеллектуальным и творческим способностям ребенка может быть различным: положительным, нейтральным, отрицательным.
При положительном отношении родители всячески поощряют его интеллектуальное развитие, радуются успехам в этой области, поддерживают и творческую активность. В этом случае у ребенка появляется стимул к дальнейшему самосовершенствованию, что положительно сказывается на уровне его умственного развития.
Если родители активны, но при этом направлены на акселерацию развития, стремятся раньше времени сделать из малыша школьника, читают с ним, учат писать, знакомят со сложными школьными задачами, проводят длительные занятия – способности развиваются хуже. Ребенок может демонстрировать высокий уровень осведомленности, много знать, уметь читать и считать, но его способности будут слабо развиваться. По-видимому, это связано с тем, что ребенок уже использует все свои возможности, опираясь на память, в то время как творческие задачи станут ему не по плечу и динамика его развития замедлится. В начальной школе такие дети хорошо успевают, но затем могут стать «твердыми середничками», а в старшей школе часто испытывают трудности.
Пассивная позиция родителей – нежелание заниматься развитием своих детей, так же приводит к невысокому уровню развития способностей. Дошкольники не чувствуют потребности в познавательной деятельности, с удовольствием реализуют себя в игре, что оказывается недостаточным. У них так же как и в предыдущем случае слабо развита познавательная активность. Они неуспешны на занятиях, что в свою очередь отталкивает их от дальнейшего развития. При этом, если родители понимают ценность дошкольного возраста, поощряют игры детей, рисование, конструирование, ребенок может успешно творчески развиваться, чувствовать себя эмоционально комфортно и имеет значительные шансы на успешное обучение в школе.
Если же родители не занимаются с ребенком, но при этом ожидают, что он должен читать, писать и учиться по школьной программе, перспективы развития такого малыша могут быть печальны. Он демонстрирует невысокие интеллектуальные показатели, имеет плохое воображение, низкую познавательную активность. Кроме того, он не уверен в себе, школа вызывает в нем страх.
Итак, семейная среда, где с одной стороны есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется не стереотипное поведение, приводит к творческому развитию ребенка.