Лекция на тему «Развитие творческих способностей учителя»

1
0
Материал опубликован 21 April 2020

Развитие творческих способностей учителя и учащихся

Самым живым примером для ученика

является сам учитель.

А.Дистервег


 

Разговор о развитии творческих способностей учеников следует начинать с разговора об учителях. В случае, если педагог искренне увлечен своей работой, находит в ней место творчеству, применяет нестандартные подходы, то и его ученики смогут добиться больших успехов, подражая своему учителю.

Многие педагоги, к сожалению, не берут во внимание вопрос саморазвития. И допускают большую ошибку. Давайте подумаем над вопросом: что значит творческий педагог?
У такого учителя свежий взгляд на мир, он понимает, что новые проблемы решаются по-новому. Его взгляд на мир похож на видение ребенка, его мышление не закостенело, поэтому он может использовать свое воображение при встрече с трудностями.
К счастью, креативность – это качество приобретенное, а не врожденное. Овладеть этим качеством может каждый. И чтобы нести детям радость от уроков каждый божий день, нужно вдохновляться своей работой, держать в тонусе мозг, делать «зарядку для ума».

Натренированный мозг быстрее реагирует на любые изменения и выдает максимум полезных идей. А чтобы всегда находить новые креативные идеи, существует немало интересных методов.

Начнем со всеми любимого мозгового штурма. Тем более, что этот творческий процесс интересен привлечением единомышленников – коллег, например. Его придумали пираты: попав в сложную ситуацию, они собирались на палубе и подавали различные идеи. Первым слово держал юнга, последним – капитан. Так было справедливо. Мозговой штурм – это свободная генерация идей, которые нужно записывать, даже самые бредовые, на первый взгляд. Отталкиваться от того, что все идеи являются хорошими, толковыми. С учениками такой метод проходит на ура: все чувствуют себя важными, все идеи обсуждаются и не отвергаются.


Врагом номер один творчества является стереотипность в мышлении.

Помочь учителю избежать этого при обучении школьников, научить их создавать новоетворить может метод  синектики (автор Уильям Дж. Гордон).

Метод синектики - способ активизации творческого мышления.

Синектика — это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически. Попытка объединить эти взгляды и привели Гордона к идее «группового мышления». Метод основан на свойстве мозга устанавливать ассоциативные связи, аналогии, которые стимулируют творческие возможности. В методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная, которые мы очень часто используем в повседневной жизни – в обычном разговоре, когда хотим очень понятно объяснить собеседнику. Например, снег (снежный покров - соль, сахар, вата, одеяло и т.п. – это структурная аналогия.  Аналогия по цвету: солнце – одуванчик, лампа, лимон, лиса.

Методика «Дело о шести шляпах» Эдварда де Боно. Творческий этап делится на разные этапы. Каждый этап выполняют участники, надевшие шляпы определенного цвета (вместо шляпы может быть любой другой предмет: бабочка, заколка, браслет и т.п.) Эффективен данный метод в проектной деятельности.
Методов развития в себе творческих способностей великое множество, главное – начать. Современный учитель должен думать нестандартно, уходить от шаблонов и учить своих детей мыслить шире, мыслить творчески!

 

Литература:

А.А.Казаринова «Развитие творческих способностей учителя и учащихся» - Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск ЧИППКРО, 2015

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.