Статья на тему «Развитие личности и творческих способностей на уроках столярного дела»

2
0
Материал опубликован 22 January 2022

«Развитие личности и творческих способностей на уроках столярного дела».

 

 

Зайцев Сергей Александрович, учитель столярного дела высшей категории ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповской школы- интернат».

 

Столярное дело, это учебный предмет, один из основных элементов системы подготовки школьников к труду, важное средство их профессионального самоопределения.

Основная задача предмета - приобретение учащимися знаний о предметах, средствах и процессах труда, общетрудовых и специальных умений и навыков, необходимых для выполнения производительного труда и овладения какой-либо из массовых профессий.

Важнейшие принципы предмета - творческий подход к решению трудовых задач и полезный для личности и общества характер результатов

Изменения в современном обществе все больше принимают динамический характер: внедряются новые технологии (как в сфере производства, так и в бытовой сфере), изменяются политические и государственные доктрины, появляются альтернативные источники общественного мнения, меняются представления об "истинном" и "должном", происходит неуклонный рост научного знания, стремительно расширяется объем информации.

Сегодня, перед системой образования встает принципиально новая задача - поиск условий для формирования профессиональной позиции специалиста, способного в изменяющихся обстоятельствах найти свою жизненную и профессиональную траекторию, преодолеть принципиальную фрагментарность знания, обрести собственную интеллектуальную и нравственную целостность и самобытность.

Учитель столярного дела – профессия особенная! Он должен обладать определенными качествами личности и владеть функциями, реализация которых позволяет ему удовлетворять ожидания общества. Однако, получив общую для всех учителей данного профиля профессиональную подготовку в учебном заведении и соответствующую квалификацию, он имеет, кроме всего прочего, свою индивидуальность, которая отражает его собственный мир, его особый жизненный путь,

Индивидуальность педагога как профессионала предполагает особый стиль деятельности, складывающейся в целом из известных теории и практике приемов, - такая индивидуальность обусловлена синтезом индивидуальных особенностей развития человека и уровня его профессиональной компетентности.

Моя методическая тема, над которой я работаю на протяжении многих лет: «Развитие личности и творческих способностей учащихся на уроках столярного дела

В своей деятельности предусматриваю выполнение учащимися технических, работ. При организации творческой деятельности учащихся акцентирую внимание детей на потребительское назначение того изделия (потребительной стоимости), которое они изготавливают. Приоритетными методами являются практические, учебно-практические работы. Все виды практических работ стараюсь направить на освоение различных технологий обработки материалов, строительных и ремонтных работ.

Для практических работ выбираю такой объект, чтобы обеспечить охват всей совокупности технологических операций. При этом учитываю посильность объекта труда для детей соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность. Включаю в обучение освоение некоторых видов ремонтных работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных заданий. Для выполнения этих работ готовлю соответствующие учебные стенды и наборы раздаточного материала, организую технологическую практику школьников за счет времени, отводимого из компонента образовательного учреждения (ремонт классного оборудования, а именно: ремонт столов, стульев, ремонт мебели.

В обучении выделяю несколько этапов. Начальный этап – это первый год обучения. Цель – адаптация обучающихся к новым условиям, формирование начальных умений. Это такие умения, как работа ножовкой, молотком, рубанком, соблюдение правил техники безопасности. На данном этапе формируются также учебные умения: организация своего рабочего места и своего времени.

На последующих этапах обучения проходит процесс закрепления и совершенствования учебного материала, когда начинают формироваться общие и профессиональные компетенции детей. Считаю главным, что на этапах формирования общих учебных компетенций по предмету «Столярное дело» обучающихся являются:

- целевые: отбор содержания, методов, технологий обучения для эффективного формирования компетенций;

- содержательные: разработка учебно-методического комплекса и реализация программ обучения с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся, требований новых стандартов;

- технологические: построение процесса формирования умений и навыков, компетенций детей с использованием активных методов обучения. И очень важно в работе с детьми – это личный пример учителя.

Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.

Выделяю пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

1.Объяснение педагога. Этап теоретического осмысления работы.

2.Показ. Этап инструктажа.

3.Проба.

4.Выполнение работы - это этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. На этом этапе особое внимание уделяю тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.

5.Контроль. На этом этапе работы учащихся проверяю и оцениваю. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.

Практические методы лучше других способствуют приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

Для объяснения технологического процесса на своих уроках эффективно использую технологическую документацию, в частности технологическую карту с операциями, которые необходимо последовательно проделать для выполнения работы, применяю такие обязательные компоненты обучения, как наглядность:

- осуществляю показ технологических процессов, демонстрирую эталонные изделия;

- постоянно пополняю учебную мастерскую наглядными пособиями, совершенствую методы их использования.

Систематичности и последовательности в обучении добиваюсь переходом от известного материала к неизвестному, от простых работ к сложным. Многократное повторение изученного обеспечивает высокое усвоение материала, преемственность уроков.

Уделяю внимание на доступность и посильность обучения, и индивидуальные особенности обучаемых, продумываю дозировку учебного материала, применяю разнообразные методы обучения в соответствии с характером учебного материала и оказанием своевременной помощи обучаемым.
Прочности усвоения знаний и навыков достигаю доходчивым и запоминающимся объяснением и показом, систематическим повторением и постепенным усложнением изучаемого материала, подачи его в различных сочетаниях.

В своей практике применяю современные образовательные технологии, такие как: технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие и др.

Использование информационно - компьютерных технологий открывает для учителя столярного дела новые возможности в преподавании своего предмета. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Использование ИКТ на уроках столярного дела позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, саморегуляции, самоорганизации, облегчить решение практических задач. У меня, как учителя, появилась возможность увеличить наглядность в процессе преподавания, используя динамические модели. В процессе работы с моделями у учащихся возникают чувственные представления о процессах, явлениях и объектах. Именно эти чувственные представления помогают школьникам легче вспоминать большие объёмы информации, изученные на уроках столярного дела с использованием новых информационных технологий. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок по предмету «Столярное дело» нетрадиционным, ярким, насыщенным, легко запоминающимся.

Большое внимание уделяю развитию творческого потенциала детей.

Привлекая детей к творчеству, учитываю многие факторы, которые развивают ребенка:

- интересы ученика, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.

- никто, кроме него, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет, выбирает материалы для работы, чтобы создать интересный, характерный образ, он решает истинно творческую задачу.

- при выборе форм уроков учитываю то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и, насколько возможно, окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала самую разнообразную его творческую деятельность.

- учитываю то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.

Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.

Для того чтобы у учеников развивались творческие способности, формирую у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

Всемерно стимулирую стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Часто применяю проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям.

 

Процесс образования должен стать процессом целенаправленного, планомерного, педагогически организованного развития познавательной активности учащихся, осуществляемого на основе гуманистической модели.

Я, как учитель столярного дела, имею довольно ясное представление о значимости развития познавательной активности учащихся и понимаю роль и место уроков столярного дела в развитии качеств личности и в своей практике применяю различные методы диагностики.

Развитие познавательной активности учащихся во многом зависит от позиции и стиля работы педагога. Опираясь на субъективный опыт школьника, руководствуясь его познавательными интересами, учитывая его способности, уровень интеллектуального развития и творческий потенциал, я стараюсь помогать учащимся наметить стратегическое направление учебной работы в зоне их ближайшего развития.

На основе принципа сотрудничества учителя и ученика выстраиваю индивидуальную образовательную траекторию. Задача учителя – развить познавательную активность ребенка, создать необходимые для этого условия.

Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Если есть интерес, то у ребенка возникает желание узнать, исследовать, расширить свой кругозор. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса школьника направлена моя деятельность. Я считаю, что можно превратить «пассивных» детей в «активных», вызвать интерес к учению, если умело сформировать мотивацию ученика. Повышение уровня мотивации детей к изучению столярного дела является важным и актуальным направлением моего педагогического поиска, поскольку сегодня намечается «угасание» интереса детей к некоторым видам ручного труда. Одной из основных задач, которую я ставлю перед собой – повышение уровня мотивации к изучению отдельных разделов столярного дела. Решению этой задачи мне помогает четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.
Особую роль в формировании мотивации играет коллектив, среда, в которой живет и действует ученик. В данной ситуации важная роль в повышении активности принадлежит методу обучения в малых группах по технологии сотрудничества, что позволяет приобретать навыки работы в команде, развивать ключевые компетенции и самостоятельность, сообща отвечать за результат.

Современная школа сейчас уже не та, как прежде, учителям необходимо пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Акцент переносится на добывание и применение знаний, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю рабочих группах, быть открытыми для новых связей. В число важнейших задач образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологизированном обществе. Это задачи достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения.

Очень важно, чтобы дети приходили на занятия в школу с

удовольствием, прочно овладевали умениями и навыками интересного для них предмета «Столярное дело».

В настоящее время набирает силу процесс отчуждения семьи от

образовательных учреждений. Педагог и родитель являются основными носителями информации о ребенке. Каждый из них знает о маленьком человеке то, что порой не знает другой. Именно знание того, что окружает ребенка, что может влиять на него, помогает выработать единую линию воздействия на развивающуюся личность со стороны педагога и родителей.

Ключ к сотрудничеству педагога с родителями - в их взаимопонимании: учитель приобретает в лице родителей добрых и надежных помощников, а родители обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к воспитанию своих детей.

Сделать семью союзником в воспитании - основная задача в моей работе с родителями. Предусматриваю следующие варианты взаимодействия:

- предоставление возможности в начале учебного года познакомиться с программными материалами по предмету, с условиями работы. С этой целью провожу по традиции День открытых дверей для детей, родителей и классных руководителей школы, организатора внеклассной работы;

- информация об успехах и достижениях ребенка через показ детских работ на выставках.

- организация совместной трудовой и творческой деятельности детей и родителей;

Важной формой осуществления контакта педагога с родителями считаю индивидуальную работу. Изучая семьи, беседуя с родителями, наблюдая за общением детей и родителей, знакомясь с условиями воспитания ребенка в семье, определяю пути воздействия на ребенка, создаю условия для доверия и взаимопонимания с ребенком и его родителями.

Применяю следующую методику взаимодействия с родителями:

1 стадия: поиск контактов при первой встрече.

2 стадия: определение индивидуальных особенностей детей, изучение условий семейного воспитания.

3 стадия: определение тактики действий родителей и педагога, их совместных усилий в формировании личности ребенка (что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, какими способами и средствами, что нуждается в корректировке).

4 стадия: упрочение сотрудничества в достижении общей цели.

5 стадия: реализация индивидуального подхода к ребенку.

6 стадия: совершенствование педагогического сотрудничества.

Для того, чтобы выстроить сотрудничество с родителями, необходимо обладать достаточной информацией о состоянии семей и о положении ребенка в семье, поэтому индивидуально с каждым ребенком веду разговор о его семье, необходимую информацию фиксирую, определяю социально-неблагополучные семьи, в которых ребенок нуждается в помощи, и где влияние на ребенка носит негативный характер, определяю тактику работы с такими семьями и детьми, а также определяю отдельных родителей, потенциально способных на сотрудничество.

Вместе с педагогическим коллективом активно работаю над обогащением позитивного социального опыта учащихся Косолаповской школы-интернат. Целью этой деятельности является воспитание нравственной, и мобильной личности учащегося:

- участие в самоуправлении класса, школы; 

- участие в социально-направленной деятельности; 

- участие в социальных проектах; 

- целенаправленное создание условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

На своих уроках создаю благоприятные психолого-педагогических условия для развития личности ученика,  максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах практической деятельности.

Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков столярного дела и внеклассных занятий позволяет ученикам осознать свою значимость, испытать чувство гордости за значимость результата  своей работы, поэтому я активно работаю над  формированием ученического коллектива, наблюдаю за учащимися, беседую с ними, делаю выводы,

привлекаю своих учеников  к активному участию в жизни школы, решаю проблемы местного социума, участвую со своими учениками в благоустройстве территории школьного двора, осуществляю стимулирование самовоспитания учащихся.

Большое значение для меня, как учителя столярного дела, имеет методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса в школе, поиск нового содержания образования, создание учебно-методической продукции, повышение уровня своего методического мастерства.

Цель моей методической деятельности: «Пути повышения эффективности работы учителя столярного дела в современной сельской школе». Для достижения поставленной цели ставлю перед собой практические задачи:

Исследование образовательных потребностей школы.

Анализ состояния работы по направлению «Столярное дело» в школе.

Обеспечение высокого качества образования путем внедрения программ нового поколения и новых педагогических технологий.

Самооценка результативности своей образовательной деятельности. Обобщение и распространение своего педагогического опыта.

6. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей образования, в том числе с использованием современных информационно - коммуникационных технологий, обеспечивающих повышение качества образования.

7. Участие в конкурсах педагогического мастерства, педагогических семинарах, конференциях, направленных на преодоление проблем и повышения качества образования.

Всю методическую работу строю на нескольких направлениях:

1.Разработка «методической продукции», программы и учебно-методические комплексы к ним;

- методические разработки (по методике изучения отдельных тем), методические рекомендации для детей и педагогов, методические указания (при выполнении практических работ, при подготовке к конкурсам );

- разработка дидактических материалов (сборники тестов, технологических карт, презентаций, изготовление наглядных пособий, стендов, плакатов, карточек для проведения опросов, разработка тестов).

2.Изложение методик:

- методика организации выполнения практической работ;

- методика организации самостоятельной работы школьников;

- методика опроса;

- методика проведения киноуроков по предмету «Столярное дело»;

- методика использования технических средств обучения при изучении столярного дела;

- методика проведения открытого урока по предмету «Технология».

- изготовление различных графических карточек для опроса;

- создание материалов для комплексных контрольных работ;

- изготовление альбомов рабочих чертежей

3. Учебно-методическое направление:
  - рекомендации по порядку выполнения различного вида работ;

- примеры расчета различных видов конструкций, технологических карт;

- примеры конструктивного решения, построения или монтажа;

- образцы выполнения различных графических и расчетно-графических

работ.

4.Анализ своей практической деятельности и учебных занятий.

5.Опытно-экспериментальная работа.

6.Психолого-педагогическая диагностика.

7.Профилактика асоциального поведения детей.

8.Коррекция образовательных программ.

9. Обобщение своего педагогического опыта и его распространение.

10. Создание банков педагогических методик.
В своей работе по обобщению опыта придерживаюсь ряда критериев, представляющихся бесспорными и для меня наиболее важными:

1. Актуальность и перспективность, соответствие требованиям жизни, тенденциям развития детей. Опыт помогает решать наиболее злободневные и трудные проблемы практики, но в то же время он должен содержать «задел», работать на перспективу, открывать новые возможности совершенствования педагогического процесса, развития социальных и педагогических условий для учебно-воспитательной работы в Косолаповской школе-интернат.

2. Новизна в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации педагогического процесса. Признак этот может проявиться в разной степени: от внесения новых положений в жизнь школы до более эффективных способов применения на практике уже известных положений и модернизации отдельных сторон предмета «Столярное дело».

3. Устойчивость, стабильность положительных результатов. Передовой опыт должен приносить весомые плоды: существенные сдвиги в характере социализации, уровне воспитанности, в техническом развитии школьников, снижении правонарушений, сплочении коллектива. Под стабильностью опыта имеется в виду подтверждение его эффективности при некотором изменении условий, достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени, с разным составом обучающихся.

4. Возможность творческого применения опыта в сходных условиях, его переносимость на другие объекты (районы). Любой опыт тесно связан с личностью его создателя, с индивидуальным стилем деятельности педагога, с традициями и так называемым творческим почерком. Однако при анализе в опыте должны быть выделены идеи, средства, технологии, которые можно условно «отделять» от их создателей, которые не связаны только с их личностными особенностями и могут быть воспроизведены другими.

5. Оптимальное расходование сил, средств и времени педагога и обучающихся для достижения положительных результатов. Если положительные результаты достигаются за счет увеличения нагрузки, значительных дополнительных затрат времени, потери здоровья педагогов или детей, то такой опыт нельзя отнести к передовому.

 

20 января 2022 г. С.А.Зайцев

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации