Влияние эмоциональной сферы и навыков общения у дошкольников.
В дошкольном возрасте большое влияние на эмоции, чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.
Наблюдая определённые игровые ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие личности. В процессе наблюдения за детской игрой воспитателям необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чужую инициативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры? А кто молча наблюдает издали? Какие отношения преобладают – положительные или отрицательные?
Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, на сколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта. Известные детские психологи (Репина Т. А., Мухина В. С.) предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников.
«Предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние; за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным; за уверенность в себе; за способность не колеблясь брат на себя ответственность, не бояться риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут стать излишни самоуверенным, «заразиться звездной болезнью».
«Пренебрегаемые», «изолированные» дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Их принимают в игру на роли, которые другие не захотели играть. Они обидчивы, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, превращаются в его тень и, таким образом, получают его защиту, купаются в отблесках его славы. Таким детям постоянно не хватает общения со сверстниками. Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому – то их группы или ненавидеть за пренебрежение к себе. Пренебрегаемые, изолированными дети становятся по разным причинам. Они редко ходят в детский сад, и дети фактичекски мало из знают. Другие только начали посещать данную группу, третьи имеют физический недостаток, например, толстый и неуклюжий не может на равных играть в подвижные игры и т.п. В то же время у детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всем совпадают с мнениями взрослых. Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстников. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится мало контактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются. Они избегают общения и как – будто равнодушны к окружающим. Однако они пристально, но не заметно следят за событиями в группе и за отношениями воспитателя и детей. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя, недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.
Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию.
В ряде случаев возникшая реакция на травмирующую ситуацию может закрепляться и формировать устойчивое агрессивное поведение, что приводит к серьезным нарушениям во взаимодействиях ребенка с окружающим. Это взывает отрицательное отношение со стороны окружающих. Это вызывает отрицательное отношение со стороны окружающих его взрослых и сверстников, что еще больше усиливает травмирующую ситуацию и провоцирует вновь и вновь агрессию ребенка. В более легких случаях агрессия выражается в словесной форме, в более тяжелых – это физическая агрессия (драка, разрушение, нанесение повреждений себе или другим), что представляет опасность как для самого ребенка, так и для окружающих. В более легких случаях агрессия выполняет преимущественно защитную функцию и может снижаться благодаря воспитательным воздействиям, направленным на ее преодоление, на преобразование более приемлемые формы взаимодействия ребенка с окружающим миром. В более сложных случаях агрессивные действия возникают импульсивно, в меньшей степени связано с реальной ситуацией. Ребёнок в них особенно напряжен, не получает облегчающей эмоциональной разрядки в результате своих агрессивных проявлений.
Отсюда следует сделать вывод, что на эмоциональную сферу и навыков общения у дошкольников старшего возраста большое влияние оказывают взаимоотношения между детьми.
Любовь Витальевна