«ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ НА РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

0
0
Материал опубликован 29 September 2020

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»



«ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ

НА РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»






Реферат по дисциплине

«История мировой культуры»

Выполнила студентка 1 курса СКД

Ильина Мария

Специальность: социально-

культурная деятельность

Преподаватель:

Кайкова С.Б.





г. Шацк, 2020


Содержание

Введение

1. Значение принятия христианства из Византии

2. Архитектура и монументальная живопись

3. Иконопись

Заключение

Список использованной литературы























Введение

Временные рамки существования Восточной Римской империи (Византии): с 395 года по 1453 г. Но история развития и существования ее художественных традиций гораздо шире. Они зародились в недрах позднеримской культуры и продолжали оказывать влияние на итальянских и греческих мастеров в поствизантийский период. За тысячелетнее существование этого огромного государства здесь была создана уникальная художественная и духовная культура, объединившая в себе античный рационализм и восточную созерцательность. На традициях искусства поздней Римской империи постепенно возникло совершенно иное по своему содержанию и художественному выражению искусство, направленное на духовные ценности и внутренний мир человека, опиравшееся прежде всего на христианскую эстетику.

Утонченная византийская культура отмечена высочайшими достижениями во всех областях художественной деятельности: в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном и ювелирном искусстве. Великолепный храм святой Софии в Константинополе с его словно подвешенным «к небу на золотых цепях» куполом и сияющими мозаиками интерьера на долгие века стал образцом для подражания во многих городах Западной и Восточной Европы. Сложившиеся в византийской живописи каноны определили путь развития иконописи и фресковой росписи в балканских странах и в древней Руси.

Благодаря развитым экономическим и политическим связям феодальных государств с Византией в Европу и на Русь попадали изящные изделия из резной слоновой кости, ювелирные украшения, роскошные ткани и богато украшенные культовые предметы из драгоценных металлов с эмалями, рукописные книги с искусно выполненными миниатюрами. Все эти произведения ромеев, как называли себя жители Византии, становились мерилом тонкого эстетического вкуса и эталонными образцами для подражания. Византийские мастера, работавшие в разных странах, приносили с собой традиции высокого художественного мастерства. Искусство Византии оказало огромное влияние на развитие всего европейского искусства.


1.Значение принятия христианства из Византии

Принятие новой веры имело для Киевской Руси огромное значение. Христианизация восточнославянских племен послужила идеологической и духовной основой для их объединения в единое русское государство и для укрепления власти феодалов.

Крещение Руси произошло до окончательного раскола  христианской церкви на католическую и православную ветви.  Но в конце X века догматические разногласия уже были явными. Принятие новой веры в ее восточнохристианском варианте определило весь путь развития русской цивилизации. Восприняв крещение из Византии, самого просвещенного и мощного государства того времени, Владимир включил свое государство в орбиту византийской государственности, культуры и религии. Киевская Русь вошла в число заметных европейских стран, с которыми было необходимо считаться, значительно возросла ее политическая роль.

Не менее значимыми были и культурные последствия принятия новой веры. Византийские монахи, писатели, архитекторы, живописцы принесли к нам свои замечательные художественные традиции, которые, переплавившись с обычаями и искусством восточнославянских племен, стали основой самобытной древнерусской культуры. С влиянием Византии связаны сложение на Руси крестово-купольного храма, появление фрески, мозаики, иконописи, расцвет материальной культуры. Высокого уровня городская культура Руси достигла уже в XI веке и  до  начала татаро-монгольского   нашествия   была   не  ниже,  чем  в  других христианских западноевропейских странах. Об этом наглядно свидетельствуют результаты археологических раскопок в Новгороде.

Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась с многими пережитками язычества, активно выступала против рабства. Общество впервые познакомилось с понятием греха, то есть преступления моральных и нравственных законов, которого не было в язычестве.

Религиозное сознание русского человека получило новое направление: поклонение языческим богам было вытеснено появлением нового пантеона святых покровителей, принявших на себя многие функции старых богов. Славянское божество Род слилось с близким по смыслу христианским Богом-отцом, Перун и Ярило растворились в почитании Ильи-пророка, Бориса и Глеба, Георгия Победоносца. Культ Николая чудотворца вобрал в себя элементы почитания Велеса. Мокошь слилась с Параскевой Пятницей и Богородицей. Богородичный культ, сложившийся на Руси, особенно во Владимиро-суздальском княжестве, отличался от византийского и долгое время сохранял языческие черты культа рожаниц – божественных прародительниц, подательниц плодородия и благополучия, имевших защитные функции. Богородица в русской православной традиции также рассматривалась как «нерушимая стена» и защитница земли русской. Знаменательно, что праздник «Покрова Богородицы» стал одним из наиболее почитаемых только на Руси, хотя события, вспоминаемые в этот день, произошли в Византии.

Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры разных жанров - летописи, житийная литература, поучения, притчи, хождения, слова (речи).

Переводившиеся с греческого литературные произведения способствовали обогащению и развитию оригинальной национальной литературы. Надо отметить, что древнерусская литература развивалась параллельно с византийской. Многие из переводных произведений появились тогда, когда уже существовали оригинальные произведения русской литературы.

В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Церковная литература превалировала над светской. Древнейшим памятником нашей письменности является      «Остромирово  евангелие»,  переписанное  для  новгородского  посадника Остромира в середине  XI  века. Его особая ценность состоит в том, что это первая русская книга, украшенная миниатюрами. Миниатюры изображают четырех евангелистов, цветные заставки заполнены растительным орнаментом.

Искусство оформления рукописной книги (переплет, живописные миниатюры и красочные заставки) также было воспринято из Византии. Рукописная традиция написания книги сохранялось некоторое время и после появления печатного станка, до середины 18 века. Как и в Византии, материалом для письма служил пергамент ( тонко выделанная телячья кожа), который в XV- XVI веках был вытеснен привозившейся из Италии и Франции бумагой. Древнерусская книга представляла собой весьма объемную рукопись, состоявшую из тетрадей, скрепленных деревянным переплетом в тисненой коже.

Летописи занимают центральное место среди жанров древнерусской литературы. Их авторами, как правило, являлись просвещенные монахи, а монастыри по общеевропейской средневековой традиции вступали в качестве не только духовных, но и художественных центров. В  начале  XII  века монах киево-печерского монастыря Нестор закончил «Повесть  временных  лет»,  которая  имела   пространное название  «Се  повести времяньих лет,  откуда пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити,  и  откуда  Русская  земля  стала есть».  В  эту летопись  вошли  устные  предания  и  письменные  Киевские и Новгородские летописные своды, относящиеся ко времени  утверждения христианства на Руси. Нестор был очень образованным для своего времени человеком. Образным языком он описывает  историю  Руси,  происхождение  письменности,   религии, показывает   круг   знаний   русичей,  их  представление  о  мире, искусстве и международных связях.

Со временем одним из любимых литературных жанров для русского человека стала литература житийная. Замечательный церковный деятель и писатель XVII века святитель Дмитрий Ростовский написал «Жития святых», или Четьи Минеи, - наиболее полный свод жизнеописаний святых подвижников разных времен, начиная с раннего христианства. Этот литературный труд стал самым популярным в народе житийным сборником. Помимо того, что рассказы о святых подвижниках и мучениках давали для православного человека образец поведения в различных жизненных обстоятельствах, они создавали чувство сопричастности к духовной истории восточнохристианского мира, столпом которого так долго была Византия.


2. Архитектура и монументальная живопись

Византийцы принесли на Русь мастерство каменного строительства крестово-купольных храмов. Эти храмы делились внутри на нефы, имели на восточном фасаде полукруглые апсиды, окружались часто крытыми галереями и увенчивались куполами, опирающимися на высокий барабан с окнами-прорезями.

Величественный многоглавый, пятинефный Софийский собор в Киеве в XI веке возводили константинопольские мастера. С одной стороны, в соборе использованы характерные византийские конструктивные и художественные приемы, кладка из плинфы. С другой стороны, это величественное строение, как и многие другие русские храмы домонгольского периода, отличалось от небольших византийских храмов. Это объяснялось иными социальными условиями и потребностями заказчика. Появление на Руси таких монументальных соборов, как София Киевская, София Новгородская, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Успенский собор во Владимире объяснялось необходимостью возвеличить новую религию, сделать церковное действо массовым, доступным широкой массе населения. Монументальные соборы Киевской Руси служили своеобразными духовно-политическими центрами. Об этом свидетельствуют и слова князя Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, сказавшего в XII веке: «Где святая София, там и Новгород».

Не меньшее воздействие, чем красота архитектурных форм, оказывало на присутствующих и внутреннее убранство интерьеров. Структура этого убранства в основном была такая же, как в византийском храме. Самое заметное место в украшении интерьеров Софии Киевской играли мозаики и фрески, значительная часть которых сохранилась до наших дней. Мозаики выполнены византийскими мастерами. По византийскому канону в зеркале центрального купола располагается мозаичное изображение Христа Пантократора (Вседержителя). Вокруг него – фигуры четырех архангелов. На двух столбах под восточной аркой помещена композиция «Благовещение». Наиболее заметна мозаика в конхе апсиды – Богоматерь Оранта (взывающая), под ней – сцена евхаристии. Изображения Христа Пантократора и Богоматери Оранты монументальны. Значительные размеры этих образов символизируют наибольшую значимость этих образов в христианской идеологии.

Сложная и дорогостоящая техника составления изображений из кусочков смальты не получила широкого распространения на Руси. К тому же, в северных центрах, Новгороде и Пскове, для нее не подходили климатические условия. В Киеве помимо Софийского собора мозаикой были украшены Успенский собор Киево-Печерского монастыря, церковь Петра и собор Михайловского Златоверхого монастыря. Мозаики из Михайловского монастыря создавались, вероятно, при участии знаменитого киевского иконописца Алимпия и отличаются от софийских более пластичным рисунком и более ярким колоритом. Это свидетельствует о развитии на Руси этого вида монументальной живописи, которое вскоре было прервано началом татаро-монгольского нашествия. Михайловский собор стал последним сооружением, в украшении которого использовалась мозаика. Искусство мозаики на Руси было утрачено до тех пор, пока в XVIII веке его не возродил М.В.Ломоносов. Органичное сочетание древнерусских архитектурных форм с сияющей полихромией смальты использовали мастера «русского стиля» в конце XIX века.

Ведущим видом изобразительного искусства в средневековой Руси стала фреска. Росписи Софии Киевской интересны тем, что там впервые в русском искусстве появились сюжеты светского характера. От большой ктиторской композиции, в которой традиционно изображался Христос на престоле в окружении членов семьи князя Ярослава Мудрого, сохранились только крайние фрагменты: четыре дочери и два младших сына. Изображения, несомненно, портретны и детально передают богатство княжеских одежд. В лестничных башнях помещены сцены повседневных развлечений византийской знати (охота, танцы, театральные действа).

Уже в домонгольский период наряду с Киевом складываются и другие местные школы (Владимир, Псков, Новгород) со своими традициями монументальной живописи, в которых намечается постепенное удаление от византийских образцов. За редкими исключениями, когда приглашались византийские мастера, росписи храмов выполнялись русскими художниками. Например, греческие художники работали в конце XII века во Владимире в Димитриевском соборе, но и там они трудились совместно с местными живописцами.

Значительный вклад в развитие древнерусского искусства внес и прославленный византийский мастер Феофан, прозванный у нас Греком. Феофан Грек работал в Новгороде (росписи церкви Спаса на Ильине) и в Москве (росписи Благовещенского собора) в конце XIV – начале XV веков. Созданные им образы отличаются аскетизмом и суровостью облика, а также свободной, виртуозной манерой исполнения. Творчество Феофана Грека оказало влияние на русских мастеров, особенно новгородских. Но в целом для русского мироощущения в тот период не феофановские исступленные, суровые образы стали выражением духовного настроя, а гармоничные, светлые и спокойные лики рублевской «Троицы».

Известный советский искусствовед В.Н.Лазарев писал о самобытном характере творчества древнерусского художника-монументалиста: «В его искусстве элементы абстракции органически сочетаются с живым чувством реальности, и его творения неизменно подкупают своей свежестью и полнокровностью. И если в созданных им образах мы не найдем психологической тонкости и рафинированности, свойственных произведениям греческих художников, зато им присуща та внутренняя сила и та непосредственность выражения, которые тщетно было бы искать в гораздо более строгом и каноничном византийском искусстве».

3.Иконопись

Эти же слова можно отнести и к русской иконописи, в зримых образах воплотившей глубину и смысл христианского вероучения. Учителями первых русских иконописцев также были греческие мастера, передававшие тонкости этого трудного мастерства. Греческие иконы становились эталонными образцами, с которых делали многочисленные списки. Одним из таких значимых образцов стала икона Богоматери, известная сейчас как «Богоматерь Владимирская», - работа одного из искусных константинопольских художников. Из Византии пришли иконографические каноны, то есть правила изображения священных образов и сюжетов. Но на русской почве многие из них получали более мягкое, лирическое звучание. Так, например, греческая Елеуса (в переводе –милосердная), изображавшая Богоматерь с прильнувшим к ее щеке младенцем, на Руси превратилась в Умиление.

В древнерусских иконах исследователи отмечают и более яркий колорит, идущий от восприятия цвета в народном искусстве. Иную основу имела и цветовая символика русских икон. Краски русских икон передавали мироощущение более земное и радостное, чем мистический и аскетичный настрой византийской живописи. Если в византийском каноне красный цвет символизировал императорскую власть, силу и могущество, то у русских иконописцев он подразумевал победу, огненную силу солнца и радость жизни. Именно красный цвет был особенно характерен для новгородской и псковской иконописи. Знаменитые красные фоны новгородских икон поразили в начале XX века французского художника Анри Матисса, написавшего свою удивительную «Красную комнату».

Иконописное искусство на Руси до XVII века было анонимным. Мы знаем имя одного из первых русских «иконников», как назвали тогда мастеров станковой живописи, - Алимпи. Он работал в Киеве в XI веке, но его работы до нас не дошли. Прославленные имена относятся к более позднему времени - концу XIV-XV векам. Андрей Рублев и Дионисий в своих удивительно ясных, гармоничных и умиротворенных по колориту и композиции работам отразили духовный настрой русского человека в эпоху возрождения национальной культуры после столетий вражеского нашествия. В это время русская иконопись отличалась от византийской большей свободой в трактовке канонов, эмоциональностью и психологизмом.


Выводы

Византийская культура дала основу для развития древнерусского искусства. Византийские мастера и монахи принесли на Русь новые архитектурные формы и конструкции, живописные образы и сюжеты, письменность и литературные жанры. Греческое влияние прослеживается в русском искусстве до XVI века, когда в него через работы иконописцев итало-критской школы проникают отголоски итальянского ренессанса. В XVII традиционные каноны церковного искусства начинают изменяться под влиянием европейского барокко, и с конца этого столетия Россия начинает вхождение в русло общеевропейского художественного пространства.

Изучение и анализ древнерусской культуры приводит к несомненному выводу: на основе воспринятых из Византии традиций христианского искусства на Руси было создано искусство самобытное и глубоко национальное.


Сноска

Цит. по:  Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески.

https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=121&chap=3)



Использованная литература

1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

2. Власов В,Г. Стили в искусстве. Словарь. Т.1. СПб.:«Кольна». 1995.

3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2000.

4. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.

5. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1996.

6. Райс Д.Т. Искусство Византии. – М.: слово, 2002.

7. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. М.: ВЛАДОС, 1997.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.