Конспект урока истории в 6 классе «Культура Византии»
«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН»
КОМИ РЕСПУБЛИКАСА КАНМУ ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛÖЗЫМСКÖЙ ФИЛИАЛ
ЛОЗЫМСКИЙ ФИЛИАЛ
«Конспект урока по ФГОС»
Название урока: «Культура Византии»
Класс: 6
Учитель: Ненев О.С., учитель истории и обществознания Лозымского филиала ГОУ РК «РЦО»
Сыктывкар
2019
Конспект данного урока разработал Ненев Олег Сергеевич, учитель истории и обществознания Лозымского филиала ГОУ РК «РЦО». Авторская методическая разработка будет полезна учителям-предметникам, преподающим историю средних веков в 6 классе. Урок по данной технологической карте был удачно проведен осенью 2018 года.
Название урока: «Культура Византии».
Класс: 6
Цель урока: дать представление о своеобразии византийской культуры, о вкладе этой средневековой цивилизации в мировую сокровищницу культуры.
Задачи:
Показать культурные достижения византийцев в науке, литературе, архитектуре
Изучить повседневную жизнь византийцев;
Рассмотреть культурные связи Византии и Древнерусского государства, обсудить влияние византийской культуры на древнерусскую;
Развивать межпредметные связи, в данном случае между предметами «история», «математика», «география», «изобразительное искусство»;
Продолжить формирование умений использовать исторические документы, карты, иллюстрации как источник знаний по истории;
Развивать внимание, память, творческое мышление учащихся.
Обучать учащихся обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить ее, умению выразить свою точку зрения и обосновать ее.
Педагогические технологии:
ИКТ
Здоровьесберегающая
технология, построенная на основе объяснительно-иллюстративного способоа обучения
Технология реализации межпредметных связей в учебном процессе
Тип урока: урок открытия новых знаний
Новые термины и понятия: притвор, неф, алтарь, «греческий огонь», апсида, мозаика, смальта, икона, иконопись, фреска, барабан, крстово-купольный храм, канон.
Исторические персоналии: Юстиниан, Лев Математик, Лев Диакон, Прокопий Кесарийский, Дука.
Оборудование: учебники по истории средних веков. 6 класс Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. М, Просвещение, 2014; рабочие тетради к этому учебнику; доска; мел; ноутбук, проектор для презентации; историческая карта «Византия»; исторический документ (распечатан на бумаге А4).
Методы и приемы: устный опрос, беседа, рассказ, работа с исторической картой, построение выводов учащимися, работа с терминами и понятиями, поиск материала по учебнику, метод наглядного обучения, работа с историческими источниками, составление таблицы.
Планируемые результаты
1)личностные: развитие ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; формировать познавательный интерес к изучению нового; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу; использовать новые знания и умения при изучении объектов прошлого.
2) предметные: научиться описывать памятники истории и культуры Византийской империи; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; найти доказательства влияния византийской культуры на культуру Древней Руси; познакомить с выдающимися византийскими учеными и их научными достижениями.
3) метапредметные: решать проблемно-познавательные задачи; умение самостоятельно формулировать тему, цели урока, оценивать свою работу; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классном коллективе; иметь собственное отношение к явлениям современной жизни; навыки работы с информацией, связно отвечать на вопросы, излагать мысли; сравнивать, анализировать и обобщать факты; умение слушать и слышать, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; полно и точно излагать свои мысли.
Ход урока. Технологическая карта урока.
Этап | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационный | Организация пространства класса для работы учащихся. | Дети встают, здороваются, садятся, готовят рабочее место. | Учитель настраивает детей к уроку. Приветствие учащихся, проверка их готовности к работе. |
Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний | Самостоятельное определение учащимися темы урока. Определение цели и задач урока. | Дети на прошлом уроке изучали тему «Византийская империя в VI-XI веках» и исходя из этого, формулируют тему нового занятия. Ставят цель, задачи (сами), план урока (совместно с учителем). | Организует диалог с учащимися, наводит на задачи, план, стремясь делать урок продуктивным, чтобы дети сами размышляли, добывали знания, шли таким способом от незнания к знанию под контролем учителя. |
Этап усвоения новых знаний | 1. Развитие образования
2. Научные знания (реализация межпредметных связей между историей, географией, математикой)
3. Архитектура и живопись.
4. Повседневная жизнь византийцев.
5. Культурные связи Византии.
| 1. Заслушивание доклада учащегося, которое он подготовил как дополнительное домашнее задание. Учащиеся слушают и затем задают вопросы докладчику. 2. Составляют таблицу в тетради. Первая колонка — наука, вторая - научное достижение. Затем по очереди каждый из учеников читает один пункт из таблицы.
3. - Дети смотрят мультимедийную презентацию «Византийские мастера»
- Объясняют термины в тетради. Проводится физкультминутка, дети делают упражнения.
- В рабочей тетради выполняют задание 4 на стр.22 (находят на схеме храма Святой Софии его составные части и подписывают их).
Дети работают с текстом учебника: читают про себя на с.58 и готовят ответ на вопрос «Какие особенности повседневной жизни византийцев по сравнению с жизнью западноевропейских народов?»
- Дети изучают настенную карту и карту в учебнике (стр.52), вспоминают, где находится Византия, показывают эту страну на карте.
-Изучают отрывок из исторического документа, распечатанного учителем дома и на основе изученного исторического источника должны рассказать, с какими еще странами Византия поддерживала культурные связи. | 1. Благодарит за подготовку, корректирует ошибки, делает замечания, дополняет ответ.
2. Помогает, консультирует, подходит к учащимся. Слушает ответы, которые зачитывают после составления таблицы.
3. - Показывает презентацию, объясняет.
- На доске учитель открывает новые термины, просит найти объяснение и записать в тетрадь. Проводит физкультминутку: читает стихотворение, дети выполняют те действие, которые есть в стихотворении (упражнения на снятие усталости).
- Помогает детям, которые испытывают затруднения или не совсем поняли суть задания.
Слушает ответ на вопрос, исправляет ошибки.
- Показывает на карте, где располагалось Древнерусское государство, историю которого им предстоит изучить в 6 классе во втором полугодии, и рассказывает о культурных связях Византии и Древнерусского государства. Подчеркивает значение культуры Византии для духовности и культуры Руси.
- Слушает ответ, исправляет ошибки, делает замечания, хвалит за правильные ответы. |
Обобщение и систематизация знаний | Выводы по уроку | Беседа. Проблемно-познавательная задача «Почему образование и наука в Византии в VI-XI веках были развиты лучше, чем в Западной Европе» | Побуждает к высказыванию своей точки зрения. |
Итог урока. Рефлексия. | Соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами. | Оценивают свою работу, общее впечатление от занятия. Самооценка. | Организует работу, побуждает высказывать свою точку зрения. Спрашивает: «Что узнали нового? Что понравилось? Интересным ли был урок?» Ставит оценки, слушает аргументы по самооценке учащихся. |
Домашнее задание | Историческое сочинение
Напишите сочинение от имени путешественника-франка, который впервые увидел церковь Святой Софии. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством? |
Специфические черты урока - актуальность, действенность, информационность, комфортность. На уроке реализуются личностно-ориентированный и деятельностный подход. Используются ИКТ и современные педтехнологии. Отношения между учителем и учащимися построены на основе доверия и сотрудничества.
Литература:
1.Агибалова Е.В. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А.Сванидзе. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014, 288 с.
2. Атлас по истории средних веков.
3. Е.А. Крючкова. Всеобщая история. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс. М, Просвещение, 2015.
4.История средних веков: книга для чтения / Под ред. В.П. Будановой. М, 1999.
5.А.О. Чубарьян. Средние века: книга для чтения по истории / А.О. Чубарьян. М,, 2006.
6