12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демина Светлана Викторовна555
Стаж работы: 38 лет. В настоящее время преподаю русский язык и литературу в МКГиКе. Большое внимание уделяю внеклассной работе: провожу олимпиады, литературный кружок, организую встречи с писателями и поэтами, поездки на родину Шукшина, Бажова, Есенина.
Россия, Москва, Москва

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ и КАРТОГРАФИИ.











Методическая разработка.

Внеклассная работа литератора.

Подготовила: Демина С.В.

















2023, февраль.








Аннотация.

Внеклассная работа по литературе является составной частью учебно -воспитательного процесса в колледже. Самой распространённой формойорганизации внеурочной деятельности обучающихся по интересам

являются предметные кружки, предназначенные в основном для студентов,

у которых интересы выходят за пределы программы.

Система организации этой работы заключается в разнообразии форм: посещение литературных музеев, организации встреч с писателями, поэтами, театральными деятелями; проведении литературных вечеров, театрализованных праздников, конкурсов чтецов.

Встречи с поэтами, писателями создают мир светлый, чистый, возвышенный-

и в этот мир хочется войти






































Внеклассная работа литератора.

Из опыта работы преподавателя Деминой С.В.





Нынешнее нечитающее поколение иногда даже ошеломляет примитивностью своей речи. Вы много видели людей в метро хотя бы с газетой в руках, не говоря уже о книге, но каждый второй держит в руках гаджет, уткнувшись в него. Иногда искоса заглядываю: чем поглощён? Практически всегда это либо игры, либо реклама.

А в библиотеки вы заглядывали? Пустынные залы, стеллажи, набитые

снизу доверху цветным броским чтивом…Иногда всё - таки заходит современный старшеклассник, читая по бумажке фамилию автора, по которому ему предстоит написать сочинение.

Отчасти положение спасает старшее поколение, и думаешь: может они делятся прочитанным со своими внуками?

Что же делать? Сейчас этот вопрос стоит с такой же остротой как во времена Чернышевского только с другой стороны.

Какова же главная задача учителя литературы?

С моей точки зрения, - научить анализировать, думать, наслаждаться. И тут вернейший помощник – классическая русская и советская литература. В первую очередь – А.П.Чехов, М.Горький, А.И.Куприн, М.А.Шолохов.

Перед изучением творчества очередного писателя, я обязательно веду студентов в музей. Мы даже добрались с моими студентами до таких, казалось бы, удалённых музеев: А.А.Блока и Н.А.Некрасова

в Санкт – Петербурге, И.А.Бунина в Орле ,И.С. Тургенева в Спас –Лутовинове, Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, С.Есенина в Константинове, П.П. Бажова в Екатеринбурге, В.М. Шукшина на Алтае, в Сростках.

Как раскрывались ребята, их внутренний мир во время этих поездок! Сами собой вспыхивали в их памяти стихи и звучали не заученно как на уроке, а как душевный отклик на увиденное и услышанное.

Заканчивая изучение творчества очередного мастера, я организовывала просмотр спектаклей по его произведениям.

В Малом театре мы посмотрели пьесы А.Н.Островского: «Бедность не порок», «Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Не всё коту масленица», «День на день не приходится», пьесу А.П.Чехова «Вишневый сад», «Живой труп» Л.Н.Толстого, «Ревизор» Н.В.Гоголя.

Эти встречи с прекрасным произвели такое неизгладимое впечатление на студентов, что некоторые из них поступили в театральные студии и выступали перед своими сокурсниками.

Помимо этого веду литературный кружок, на который приглашаю поэтов, писателей, театральных критиков, а ещё мы обсуждаем произведения на темы нравственности, долга. Ведь не секрет, что потеря ценностных ориентиров – одна из основных проблем нашего времени.

Так на занятии при обсуждении рассказа Б.П. Екимова «Говори, мама, говори», ребята пришли к пониманию, что необходимо больше внимания уделять родителям и ценить каждое мгновение, проведённое с ними.

Запомнилась кружковцем встреча с театральным критиком Нелли Константиновной Ончуровой, которая представила свою книгу

«Борис Хохлов», сопроводив её обширным рассказом про историю

русского и советского балета.

Очень интересно прошла встреча с московским поэтами А.В.Тумановым и И.Ф.Чебаном в феврале этого года. Иван Феодорович Чебан прочитал стихи о Родине, а Андрей Викторович Туманов представил свой рассказ «Освобождение», написанный по реальным событиям времён Великой Отечественной войны о трудном детстве отца. После обсуждения этого произведения ребята пришли к осмыслению того, что человеку необходимо иметь силу воли, твёрдость духа, веру в победу.

А ещё кружковцы пишут сочинения, эссе, на наиболее затронувшие их темы, а также принимают участие в викторинах, олимпиадах, конкурсах на лучшего чтеца, проводят поисковую работу.

Каждый год в феврале провожу сочинение на тему: «Герои войны живут в наших сердцах». Егор Аринушкин, один из активных участников

литературного кружка, написал сочинение о своём прадедушке: «О героическом прошлом моего прадедушки Горностаева Ивана Моисеевича я узнал из книги В.Я.Переладова «Записки русского гарибальдийца».

Мой прадедушка был человеком необычной, героической судьбы, участником итальянского движения Сопротивления в годы Второй мировой войны. На фронт он ушёл добровольцем. Сражался в 7-й дивизии народного ополчения Москвы, попал в пленён под Вязьмой.

Летом 1943-го узников вывезли на Запад. Бежать из лагеря военнопленных Ивану Горностаеву помогли итальянские антифашисты, и он оказался в горах провинции Модена. Его зачислили рядовым в отряд под командованием Марио Риччи (Армандо), и он включился в диверсионную работу. В марте 1944 г. из советских граждан, так же, как и он, бежавших из плена, был создал Русский партизанский отряд, позже преобразованный в батальон.

В одном из тяжёлых боёв за город Монтефиорино гитлеровцы неожиданно

выскочили из – за укрытия: они хотели прорваться в «мёртвую зону».

Медлить было нельзя ни минуты. И в этот момент Иван Горностаев и его

боевые товарищи: Михаил Кобиясов, Андрей Прусенко, Алексей Исаков Иван Иванов, Николай Лаптев поднялись во весь рост, перескочили через бруствер окопов и бросились вперёд на врага. Через несколько минут ринулись в атаку и остальные бойцы…

А ещё взрывали мосты, уничтожали автомашины с боеприпасами, пускали под откос железнодорожные составы. А потом был прорыв из окружения, переход в горы провинции Болонья и диверсии на горных дорогах. В ноябре 1944 г. итальянские партизаны и бойцы Русского батальона по приказу командования перешли линию фронта. Итальянцы присоединились к американской армии, а для моего прадедушки и его товарищей начался долгий путь домой…

Когда я думаю о героическом пути моего прадедушки, то понимаю, что

вся его жизнь является ярким примером беззаветного мужества и преданности любимой Родине».

Вот уже 10 лет постоянным участником наших литературных вечеров

является поэтесса Лариса Васильевна Лисицына, член Союза писателей, поэзия которой пронизана высокой духовностью и любовью ко всему живому. Ребятам нравятся её стихи: «Впустите музыку ко мне», «Восславим женщину признаньем», «Поляна детства», «Благослови, Господь, любовь!»

Встречи с поэтами помогают ребятам осмыслить многие жизненные вопросы, а также полюбить поэзию, а некоторых кружковцев даже проклёвывается сатирический дар.

Софья Бусыргина удивила меня своим стихотворением на тему «Моя группа», где использовала фразеологические обороты:

Полночи не смыкая глаз,

Писала этот вздор для вас.

Как вам не знать, какие это муки –

В конце семестра грызть гранит науки.

Экзамен уж не за горой,

А мы пока не в зуб ногой.

Пора уже за ум бы взяться,

Чтоб в дураках нам не остаться.

Лапшу не буду вешать вам на уши:

Довольно часто били мы баклуши.

Теперь быка мы взяли за рога,

И пусть студента ноша нелегка,

Мы даже самый каверзный урок

Как пить дать, знаем назубок.

Да и куратор - то любимый наш

Все группы взял под патронтаж.

Работаем не покладая рук,

Но «тройки» ставит нам физрук.

И ФГМ - больной вопрос,

Но вешать мы не станем нос.

Ребята наши - хоть куда,

Лицом в грязь не ударят никогда.

И хоть порой всё через пень – колоду,

Но друг за друга мы в огонь и в воду,

В беде друг друга мы не бросим,

И от лица всей группы просим:

Уж кругом голова идёт,

Прошу, поставьте нам зачёт.

К юбилейным датам поэтов я провожу литературные вечера, конкурсы чтецов, на которых студенты читают понравившиеся им стихи.

Вся проводимая мной внеклассная работа по литературе внушает

надежду, что восстановим мы своё звание самой читающей страны в мире.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.