Методическая разработка «Внеклассная работа по литераторе»
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ и КАРТОГРАФИИ.
Методическая разработка.
Внеклассная работа литератора.
Подготовила: Демина С.В.
2023, февраль.
Внеклассная работа по литературе является составной частью учебно -воспитательного процесса в колледже. Самой распространённой формойорганизации внеурочной деятельности обучающихся по интересам
являются предметные кружки, предназначенные в основном для студентов,
у которых интересы выходят за пределы программы.
Система организации этой работы заключается в разнообразии форм: посещение литературных музеев, организации встреч с писателями, поэтами, театральными деятелями; проведении литературных вечеров, театрализованных праздников, конкурсов чтецов.
Встречи с поэтами, писателями создают мир светлый, чистый, возвышенный-
и в этот мир хочется войти
Внеклассная работа литератора.
Из опыта работы преподавателя Деминой С.В.
Нынешнее нечитающее поколение иногда даже ошеломляет примитивностью своей речи. Вы много видели людей в метро хотя бы с газетой в руках, не говоря уже о книге, но каждый второй держит в руках гаджет, уткнувшись в него. Иногда искоса заглядываю: чем поглощён? Практически всегда это либо игры, либо реклама.
А в библиотеки вы заглядывали? Пустынные залы, стеллажи, набитые
снизу доверху цветным броским чтивом…Иногда всё - таки заходит современный старшеклассник, читая по бумажке фамилию автора, по которому ему предстоит написать сочинение.
Отчасти положение спасает старшее поколение, и думаешь: может они делятся прочитанным со своими внуками?
Что же делать? Сейчас этот вопрос стоит с такой же остротой как во времена Чернышевского только с другой стороны.
Какова же главная задача учителя литературы?
С моей точки зрения, - научить анализировать, думать, наслаждаться. И тут вернейший помощник – классическая русская и советская литература. В первую очередь – А.П.Чехов, М.Горький, А.И.Куприн, М.А.Шолохов.
Перед изучением творчества очередного писателя, я обязательно веду студентов в музей. Мы даже добрались с моими студентами до таких, казалось бы, удалённых музеев: А.А.Блока и Н.А.Некрасова
в Санкт – Петербурге, И.А.Бунина в Орле ,И.С. Тургенева в Спас –Лутовинове, Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, С.Есенина в Константинове, П.П. Бажова в Екатеринбурге, В.М. Шукшина на Алтае, в Сростках.
Как раскрывались ребята, их внутренний мир во время этих поездок! Сами собой вспыхивали в их памяти стихи и звучали не заученно как на уроке, а как душевный отклик на увиденное и услышанное.
Заканчивая изучение творчества очередного мастера, я организовывала просмотр спектаклей по его произведениям.
В Малом театре мы посмотрели пьесы А.Н.Островского: «Бедность не порок», «Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Не всё коту масленица», «День на день не приходится», пьесу А.П.Чехова «Вишневый сад», «Живой труп» Л.Н.Толстого, «Ревизор» Н.В.Гоголя.
Эти встречи с прекрасным произвели такое неизгладимое впечатление на студентов, что некоторые из них поступили в театральные студии и выступали перед своими сокурсниками.
Помимо этого веду литературный кружок, на который приглашаю поэтов, писателей, театральных критиков, а ещё мы обсуждаем произведения на темы нравственности, долга. Ведь не секрет, что потеря ценностных ориентиров – одна из основных проблем нашего времени.
Так на занятии при обсуждении рассказа Б.П. Екимова «Говори, мама, говори», ребята пришли к пониманию, что необходимо больше внимания уделять родителям и ценить каждое мгновение, проведённое с ними.
Запомнилась кружковцем встреча с театральным критиком Нелли Константиновной Ончуровой, которая представила свою книгу
«Борис Хохлов», сопроводив её обширным рассказом про историю
русского и советского балета.
Очень интересно прошла встреча с московским поэтами А.В.Тумановым и И.Ф.Чебаном в феврале этого года. Иван Феодорович Чебан прочитал стихи о Родине, а Андрей Викторович Туманов представил свой рассказ «Освобождение», написанный по реальным событиям времён Великой Отечественной войны о трудном детстве отца. После обсуждения этого произведения ребята пришли к осмыслению того, что человеку необходимо иметь силу воли, твёрдость духа, веру в победу.
А ещё кружковцы пишут сочинения, эссе, на наиболее затронувшие их темы, а также принимают участие в викторинах, олимпиадах, конкурсах на лучшего чтеца, проводят поисковую работу.
Каждый год в феврале провожу сочинение на тему: «Герои войны живут в наших сердцах». Егор Аринушкин, один из активных участников
литературного кружка, написал сочинение о своём прадедушке: «О героическом прошлом моего прадедушки Горностаева Ивана Моисеевича я узнал из книги В.Я.Переладова «Записки русского гарибальдийца».
Мой прадедушка был человеком необычной, героической судьбы, участником итальянского движения Сопротивления в годы Второй мировой войны. На фронт он ушёл добровольцем. Сражался в 7-й дивизии народного ополчения Москвы, попал в пленён под Вязьмой.
Летом 1943-го узников вывезли на Запад. Бежать из лагеря военнопленных Ивану Горностаеву помогли итальянские антифашисты, и он оказался в горах провинции Модена. Его зачислили рядовым в отряд под командованием Марио Риччи (Армандо), и он включился в диверсионную работу. В марте 1944 г. из советских граждан, так же, как и он, бежавших из плена, был создал Русский партизанский отряд, позже преобразованный в батальон.
В одном из тяжёлых боёв за город Монтефиорино гитлеровцы неожиданно
выскочили из – за укрытия: они хотели прорваться в «мёртвую зону».
Медлить было нельзя ни минуты. И в этот момент Иван Горностаев и его
боевые товарищи: Михаил Кобиясов, Андрей Прусенко, Алексей Исаков Иван Иванов, Николай Лаптев поднялись во весь рост, перескочили через бруствер окопов и бросились вперёд на врага. Через несколько минут ринулись в атаку и остальные бойцы…
А ещё взрывали мосты, уничтожали автомашины с боеприпасами, пускали под откос железнодорожные составы. А потом был прорыв из окружения, переход в горы провинции Болонья и диверсии на горных дорогах. В ноябре 1944 г. итальянские партизаны и бойцы Русского батальона по приказу командования перешли линию фронта. Итальянцы присоединились к американской армии, а для моего прадедушки и его товарищей начался долгий путь домой…
Когда я думаю о героическом пути моего прадедушки, то понимаю, что
вся его жизнь является ярким примером беззаветного мужества и преданности любимой Родине».
Вот уже 10 лет постоянным участником наших литературных вечеров
является поэтесса Лариса Васильевна Лисицына, член Союза писателей, поэзия которой пронизана высокой духовностью и любовью ко всему живому. Ребятам нравятся её стихи: «Впустите музыку ко мне», «Восславим женщину признаньем», «Поляна детства», «Благослови, Господь, любовь!»
Встречи с поэтами помогают ребятам осмыслить многие жизненные вопросы, а также полюбить поэзию, а некоторых кружковцев даже проклёвывается сатирический дар.
Софья Бусыргина удивила меня своим стихотворением на тему «Моя группа», где использовала фразеологические обороты:
Полночи не смыкая глаз,
Писала этот вздор для вас.
Как вам не знать, какие это муки –
В конце семестра грызть гранит науки.
Экзамен уж не за горой,
А мы пока не в зуб ногой.
Пора уже за ум бы взяться,
Чтоб в дураках нам не остаться.
Лапшу не буду вешать вам на уши:
Довольно часто били мы баклуши.
Теперь быка мы взяли за рога,
И пусть студента ноша нелегка,
Мы даже самый каверзный урок
Как пить дать, знаем назубок.
Да и куратор - то любимый наш
Все группы взял под патронтаж.
Работаем не покладая рук,
Но «тройки» ставит нам физрук.
И ФГМ - больной вопрос,
Но вешать мы не станем нос.
Ребята наши - хоть куда,
Лицом в грязь не ударят никогда.
И хоть порой всё через пень – колоду,
Но друг за друга мы в огонь и в воду,
В беде друг друга мы не бросим,
И от лица всей группы просим:
Уж кругом голова идёт,
Прошу, поставьте нам зачёт.
К юбилейным датам поэтов я провожу литературные вечера, конкурсы чтецов, на которых студенты читают понравившиеся им стихи.
Вся проводимая мной внеклассная работа по литературе внушает
надежду, что восстановим мы своё звание самой читающей страны в мире.