Методическая разработка «Вводный урок по литературе в 6 классе»

7
0
Материал опубликован 18 January 2017 в группе

Урок № 1. .

Учитель: Войтов Е.М.

Тема урока: Вводный урок. О литературе, читателе и писателе.

Тип урока: урок "открытия" нового знания.

Технология: развития критического мышления.

Деятельностная цель: совершенствование умения чтения, пересказа, целенаправленной работы с информацией, исследовательской деятельности.

Содержательная цель: углубление представлений о ведущей проблеме изучения литературы в 6 классе – внимание к книге;

формирование собственного запроса на становление себя как читателя, культурного человека;

Ожидаемый результат и диагностика достижения планируемых результатов: представление на рефлексии собственного вывода о роли книги и литературы в духовной жизни человек

УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной.

Ресурсы урока: учебник, ч.1 и 2; рабочая тетрадь, (возможно: ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска).

Дополнительный материал: Пословицы и поговорки о пользе чтения. Стихотворения о школе, образовании, высказывания великих людей о пользе чтения, влиянии книг на их становление.

 

 

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Слово учителя. Проблемный диалог.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на 1 уроке по литературе в 5 классе. Чем предмет «чтение» в начальной школе отличается от предмета «литература»? Что мы называем литературой? (ответы учащихся).

 

Давайте откроем учебники и прочитаем название статьи (стр.3). Давайте попробуем понять смысл этого названия. Прежде всего, подумаем, почему литературу называют одним из видов искусства.

- Какие виды искусства вы знаете?

- С помощью каких средств каждый вид искусства себя выражает?

- Что является результатом творения эти видов искусства?

- Литература это делает словом, поэтому-то писателей, поэтов называют иногда творцами слова, мастерами слова, художниками слова.

- Настоящие хорошие писатели всегда очень трепетно и ответственно относились к своему труду. Они прекрасно понимали, какое сильное воздействие оказывают на хорошего читателя книги. Давайте запишем некоторые их высказывания и поразмышляем над ними.

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор - к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней - царственное слово.

А.Ахматова

Произведение истинного поэта - бессмертно; доказательством тому служат творения Гомера, которые сохранились в течение слишком 2500 лет; из них не утратилось ни одной буквы, ни одного слова; тогда как в течение того же времени разрушилось или было стерто с лица земли бесчисленное множество дворцов, храмов, замков и даже целых городов... - Фрэнсис Бэкон (англ.философ)

М.Горький: «...цель литературы – помогать, человеку понимать самого себя. Поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине. Бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...».

Литература – это сокращенная вселенная. (М.Е.Салтыков-Щедрин)

Цель художника – заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях. (Л.Н.Толстой)

- Давайте обобщим все, о чем мы только что с вами говорили.

Литература: бессмертна

воспитывает веру в человека, борется с пороками

сокращенная вселенная

правда жизни, выстраданная художником слова

учит любить жизнь

 

- Как вы думаете, на что в человеке прежде всего воздействует любой вид искусства и, конечно же, литература? (на чувства, эмоции, внутренний мир человека).

- Согласны ли вы с таким утверждением: «У каждого человека есть чувства, эмоции, душа»?

- Все мы хотим, чтоб наши чувства были добрыми, эмоции приятными, а на душе царил покой. Эмоциональное наслаждение, помимо всего прочего, нам может давать и хорошая книга. Почему же в таком случае есть люди, которые не могут получать наслаждение от чтения, которые не любят читать? Оказывается, все дело в том, как человек читает. Сейчас мы проведем небольшой эксперимент. Представьте, что одну и ту же историю прочитают 2 человека: тот, кто не любит читать, и большой любитель чтения.

— Учитель, дай мне перья и бумагу! Я хочу написать книгу, — попросил однажды ученик у мастера.

— А что это будет за книга? — поинтересовался тот.

— Я пока ещё не придумал, но чувствую, что нужно что-то написать. Я ведь уже достаточно пожил, чтобы накопить мыслей на целую книгу. Да и люди ждут — я пообещал. Не могу же я теперь ударить в грязь лицом!

— Иди, не отнимай моего и своего времени, — покачал головой мастер.

В следующий раз ученик пришёл в отличном расположении духа и воскликнул прямо с порога:

— Учитель! В этот раз ты обязательно дашь мне перья и бумагу! Я придумал сюжет для своей книги! Она будет чрезвычайно увлекательной, по-настоящему грандиозной, а главное — прославит нас: меня, как твоего ученика, и тебя — как моего учителя!

— Ты ещё не готов написать свою книгу, — вздохнул мастер.

В третий раз пришёл ученик к мастеру и сел у двери, не произнося ни слова.

— Что же ты не просишь того, зачем пришёл? Неужели передумал писать? — удивился мастер.

— Нет, не передумал. Я уже написал её, — ответил ученик.

— Где же она?

— Везде. Я писал её полётами птиц в небе, каплями росы на листьях, лучами солнца в тумане, потоками вод под землёй… Я писал её везде, потому что не мог не писать. Слова рвались из меня, мне нужно было сказать, я знал — мои знания помогут людям. Я делал это для них и только для них.

Мастер улыбнулся, вынул перья с бумагой и положил их перед своим учеником.

- Что после чтения притчи поймет тот, кто не любит читать? (только сюжет)

- Что поймет любитель чтения? (он будет пытаться понять суть притчи, задаст себе разные вопросы, попытается найти на них ответы, сделает выводы, т.е. получит жизненный урок)

- Как вы думаете, что нужно, чтобы научиться получать от хорошей книги удовольствие?

Работают в группе, конструируют ответы на вопросы, заполняют свою сторону таблицы.

Заполнение таблицы

Страна "Литературия"

(жители любят читать)

Страна "Нечитайка" (жители не читают)

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

Несколько советов:

Прежде чем получать удовольствие от чтения, нужно всё-таки научиться читать: темп от 120 до 150 слов в минуту при чтении вслух.

Читайте каждый день.

Начните с чтения тех книг, которые вам интересны. Для этого можно прочитать аннотацию к книге.

Остановитесь на самом интересном месте. Попробуйте представить, что произойдет дальше.

Обязательно читайте вслух 20-30 минут в день.

Читайте вдумчиво.

 

III. Анкетирование по летнему чтению.

- перечислите названия книг, прочитанных вами летом, и назовите имена их авторов;

- назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании;

- какие книги вы хотели бы прочитать в течение учебного года.

IV. Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 6 класса.

Автор учебника – В.Я.Коровина, В.П.Полухина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин

Беседа

- Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию? Обратитесь к «Содержанию».

- Укажите название рубрик учебника. Как вы думаете, почему рубрики так называются?

- Какие справочные материалы содержатся в учебнике?

- Какие произведения, предназначенные для домашнего чтения, вы уже читали? О чём эти книги?

- Прочитайте названия словарных статей из краткого словаря литературоведческих терминов. Какие понятия вы уже знаете?

- Что такое обложка книги, титульный лист, форзац?

- Кто авторы картин, репродукции которых помещены на обложках?

V. Подведение итогов урока.

- Продолжите фразу «Хорошая книга дает человеку очень многое: ….., поэтому нужно……»

VI. Домашнее задание.

1.Прочитать статью учебника «В дорогу зовущие» (с.3-4). Подготовить устное выступление по вопросу №4 из рубрики «Проверьте себя» (с.5).

2. Подготовить статью из рубрики «Творческое задание»

4

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.