Методическая разработка «Вводный урок по литературе в 6 классе»
Урок № 1. .
Учитель: Войтов Е.М.
Тема урока: Вводный урок. О литературе, читателе и писателе.
Тип урока: урок "открытия" нового знания.
Технология: развития критического мышления.
Деятельностная цель: совершенствование умения чтения, пересказа, целенаправленной работы с информацией, исследовательской деятельности.
Содержательная цель: углубление представлений о ведущей проблеме изучения литературы в 6 классе – внимание к книге;
формирование собственного запроса на становление себя как читателя, культурного человека;
Ожидаемый результат и диагностика достижения планируемых результатов: представление на рефлексии собственного вывода о роли книги и литературы в духовной жизни человек
УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной.
Ресурсы урока: учебник, ч.1 и 2; рабочая тетрадь, (возможно: ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска).
Дополнительный материал: Пословицы и поговорки о пользе чтения. Стихотворения о школе, образовании, высказывания великих людей о пользе чтения, влиянии книг на их становление.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Слово учителя. Проблемный диалог.
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на 1 уроке по литературе в 5 классе. Чем предмет «чтение» в начальной школе отличается от предмета «литература»? Что мы называем литературой? (ответы учащихся).
Давайте откроем учебники и прочитаем название статьи (стр.3). Давайте попробуем понять смысл этого названия. Прежде всего, подумаем, почему литературу называют одним из видов искусства.
- Какие виды искусства вы знаете?
- С помощью каких средств каждый вид искусства себя выражает?
- Что является результатом творения эти видов искусства?
- Литература это делает словом, поэтому-то писателей, поэтов называют иногда творцами слова, мастерами слова, художниками слова.
- Настоящие хорошие писатели всегда очень трепетно и ответственно относились к своему труду. Они прекрасно понимали, какое сильное воздействие оказывают на хорошего читателя книги. Давайте запишем некоторые их высказывания и поразмышляем над ними.
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор - к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное слово.
А.Ахматова
Произведение истинного поэта - бессмертно; доказательством тому служат творения Гомера, которые сохранились в течение слишком 2500 лет; из них не утратилось ни одной буквы, ни одного слова; тогда как в течение того же времени разрушилось или было стерто с лица земли бесчисленное множество дворцов, храмов, замков и даже целых городов... - Фрэнсис Бэкон (англ.философ)
М.Горький: «...цель литературы – помогать, человеку понимать самого себя. Поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине. Бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...».
Литература – это сокращенная вселенная. (М.Е.Салтыков-Щедрин)
Цель художника – заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях. (Л.Н.Толстой)
- Давайте обобщим все, о чем мы только что с вами говорили.
Литература: бессмертна
воспитывает веру в человека, борется с пороками
сокращенная вселенная
правда жизни, выстраданная художником слова
учит любить жизнь
- Как вы думаете, на что в человеке прежде всего воздействует любой вид искусства и, конечно же, литература? (на чувства, эмоции, внутренний мир человека).
- Согласны ли вы с таким утверждением: «У каждого человека есть чувства, эмоции, душа»?
- Все мы хотим, чтоб наши чувства были добрыми, эмоции приятными, а на душе царил покой. Эмоциональное наслаждение, помимо всего прочего, нам может давать и хорошая книга. Почему же в таком случае есть люди, которые не могут получать наслаждение от чтения, которые не любят читать? Оказывается, все дело в том, как человек читает. Сейчас мы проведем небольшой эксперимент. Представьте, что одну и ту же историю прочитают 2 человека: тот, кто не любит читать, и большой любитель чтения.
— Учитель, дай мне перья и бумагу! Я хочу написать книгу, — попросил однажды ученик у мастера.
— А что это будет за книга? — поинтересовался тот.
— Я пока ещё не придумал, но чувствую, что нужно что-то написать. Я ведь уже достаточно пожил, чтобы накопить мыслей на целую книгу. Да и люди ждут — я пообещал. Не могу же я теперь ударить в грязь лицом!
— Иди, не отнимай моего и своего времени, — покачал головой мастер.
В следующий раз ученик пришёл в отличном расположении духа и воскликнул прямо с порога:
— Учитель! В этот раз ты обязательно дашь мне перья и бумагу! Я придумал сюжет для своей книги! Она будет чрезвычайно увлекательной, по-настоящему грандиозной, а главное — прославит нас: меня, как твоего ученика, и тебя — как моего учителя!
— Ты ещё не готов написать свою книгу, — вздохнул мастер.
В третий раз пришёл ученик к мастеру и сел у двери, не произнося ни слова.
— Что же ты не просишь того, зачем пришёл? Неужели передумал писать? — удивился мастер.
— Нет, не передумал. Я уже написал её, — ответил ученик.
— Где же она?
— Везде. Я писал её полётами птиц в небе, каплями росы на листьях, лучами солнца в тумане, потоками вод под землёй… Я писал её везде, потому что не мог не писать. Слова рвались из меня, мне нужно было сказать, я знал — мои знания помогут людям. Я делал это для них и только для них.
Мастер улыбнулся, вынул перья с бумагой и положил их перед своим учеником.
- Что после чтения притчи поймет тот, кто не любит читать? (только сюжет)
- Что поймет любитель чтения? (он будет пытаться понять суть притчи, задаст себе разные вопросы, попытается найти на них ответы, сделает выводы, т.е. получит жизненный урок)
- Как вы думаете, что нужно, чтобы научиться получать от хорошей книги удовольствие?
Работают в группе, конструируют ответы на вопросы, заполняют свою сторону таблицы.
Заполнение таблицы
Страна "Литературия" (жители любят читать) |
Страна "Нечитайка" (жители не читают) |
1. 2. 3. 4. 5. |
1. 2. 3. 4. 5. |
Несколько советов:
Прежде чем получать удовольствие от чтения, нужно всё-таки научиться читать: темп от 120 до 150 слов в минуту при чтении вслух.
Читайте каждый день.
Начните с чтения тех книг, которые вам интересны. Для этого можно прочитать аннотацию к книге.
Остановитесь на самом интересном месте. Попробуйте представить, что произойдет дальше.
Обязательно читайте вслух 20-30 минут в день.
Читайте вдумчиво.
III. Анкетирование по летнему чтению.
- перечислите названия книг, прочитанных вами летом, и назовите имена их авторов;
- назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании;
- какие книги вы хотели бы прочитать в течение учебного года.
IV. Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 6 класса.
Автор учебника – В.Я.Коровина, В.П.Полухина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин
Беседа
- Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию? Обратитесь к «Содержанию».
- Укажите название рубрик учебника. Как вы думаете, почему рубрики так называются?
- Какие справочные материалы содержатся в учебнике?
- Какие произведения, предназначенные для домашнего чтения, вы уже читали? О чём эти книги?
- Прочитайте названия словарных статей из краткого словаря литературоведческих терминов. Какие понятия вы уже знаете?
- Что такое обложка книги, титульный лист, форзац?
- Кто авторы картин, репродукции которых помещены на обложках?
V. Подведение итогов урока.
- Продолжите фразу «Хорошая книга дает человеку очень многое: ….., поэтому нужно……»
VI. Домашнее задание.
1.Прочитать статью учебника «В дорогу зовущие» (с.3-4). Подготовить устное выступление по вопросу №4 из рубрики «Проверьте себя» (с.5).
2. Подготовить статью из рубрики «Творческое задание»
4