Методическая разработка «Образовательный кроссворд для внеклассной работы по теме «Экология»
Пояснительная записка к презентации
Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку «Образовательный кроссворд для внеклассной работы»
Образовательный чайнворд «Экология» для внеурочной деятельности
по биологии и экологии
Пояснительная записка
Автор: Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии.
Место работы: МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с. Карагай, Пермский край.
Название работы: Образовательный чайнворд «Экология» для внеурочной деятельности
по биологии и экологии.
Цель: создание условий для развития интеллектуального потенциала учащихся, развития экологического мышления, обогащение словарного запаса по экологической тематике.
Задачи:
- Образовательные: проверить и закрепить знания учащихся по экологической тематике, расширить кругозор обучающихся за счёт пополнения словарного запаса новыми терминами, содействовать активизации познавательной деятельности в области экологии.
- Развивающие: развивать внимание, аналитические качества и логическое мышление учащихся, активизировать мыслительную деятельность.
- Воспитывающие: воспитание экологического мышления, навыков общения и сотрудничества при работе в команде.
Предмет: биология и экология.
Возраст: 9-11 класс.
УМК: любой.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, бумага, ручки, листы с распечаткой чайнворда, лист с ответами для учителя и жюри, учётный лист для жюри.
Для составления чайнворда использованы: словарь - справочник Н.Ф. Реймерса «Природопользование», «Справочный материал для начинающего эколога» под ред. М.В.Медведевой.
Деятельность учителя: подготовка чайнворда, презентации, распечатка листов для учащихся, учётного листа для жюри, формирование состава жюри и команд обеспечение работы учащихся в сети, проверка правильности выполнения задания.
Деятельность учащихся: организация работы в команде, распределение ролей, выполнение заданий.
Назначение работы: Чайнворд «Экология» предназначен для использования в ходе турнира старшеклассников «Знатоки экологии» в качестве одного из этапов.
Ожидаемый результат: усвоение экологических терминов, использование их в активной речи на уроках.
Формы работы с чайнвордом:
В турнире «Знатоки экологии» принимают участие 2-4 команды по 4-5 человек. Решение чайнворда организуется в три этапа. В кроссворде дано 25 терминов. На каждом этапе учащиеся должны отгадать 8 терминов. 25 термин – бонусный.
Для проведения игры подготовлена презентация.
Чайнворд "Экология"
PPTX / 832.94 Кб
1 слайд - титульный.
2 слайд – пояснение, что такое чайнворд и правила его решения.
3 слайд – сетка чайнворда.
4 слайд – все вопросы на экране для ознакомления.
Организация игры по турам
5 слайд – 1 тур. На экран выводится сетка кроссворда и 8 вопросов. Учащимся раздаются листы с напечатанными сеткой чайнворда и вопросами и листочки для ответов. Задание: необходимо написать ответы и сдать листок жюри. Члены жюри проверяют правильность выполнения и ставят оценки в учётный лист. Правильный ответ – 1 балл. За грамматические ошибки в терминах при письменных ответах снимается по 0, 5 балла за каждую ошибку. Таким образом, обращаем внимание учащихся на правильное написание терминов.
Вопросы:
- Совокупность экосистем одной природно-климатической зоны.
- Симбиоз высших цветковых растений с мицелием гриба.
- Живой организм, способный самостоятельно синтезировать органические вещества.
- Процесс образования органических веществ из неорганических.
- Территория, на которой запрещена хозяйственная деятельность.
- Жизненная форма.
- Организм, потребляющий готовые органические вещества на разных трофических уровнях.
- Выделение водяных паров через устьица.
6 слайд – 2 тур. В этом туре ответы проговариваются командами вслух по очереди. Жюри отмечает правильные ответы и оценивает каждый 1 баллом.
Вопросы:
9. Важный структурный компонент эукариотической клетки.
10. Химическое вещество, образующее защитный экран вокруг Земли.
11. Тип биотической связи, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга.
12. Система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими в окружающей среде.
13. Международная экологическая организация.
14. Дымотуман.
15. Группа организмов, потребляющих продукцию автотрофов.
16. Биологически активные вещества растений, убивающие рост и развитие бактерий.
7 слайд – 3 тур. В третьем туре устно отвечают капитаны команд. Правильный ответ – 1 балл, комментарий к ответу – ещё 1 балл. На 25 вопрос команды отвечают по желанию, т.к. он бонусный, правильный ответ оценивается 3 баллами.
Вопросы:
17. Мёртвое органическое вещество.
18. Вещество, вызывающее аномалии в развитии организмов.
19. Высшая стадия развития биосферы.
20. Область распространения организмов.
21. Симбиотический организм – индикатор чистоты воздуха.
22. Тип межвидовых взаимоотношений, при котором один вид извлекает пользу, а второму эти отношения безразличны.
23. Растения, приспособленные к жизни в почве с умеренной влажностью.
24. Сообщество с преобладанием хвойных лесов.
25. Свойство одних организмов подавлять развитие других - бонус (3 балла).
8 слайд – проверка ответов.
Члены жюри отмечают, где допущены ошибки, отвечают на вопросы участников (если они возникли), подводят итоги и награждают команды.
9 слайд – источники информации.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990.
- Справочный материал для начинающего эколога/ под ред. М.В.Медведевой.- М.: Издательство ИКАР, 2009.
- Эмблема
- картинка- земля в руках
- Экология
- Фон
Аладышева Татьяна Петровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Аладышева Татьяна Петровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Садварий Жанна Владиславовна
Трефилова Раиса Поликарповна
Горбачёва Марина Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Daniel Mukhabovich Kapov
Трефилова Раиса Поликарповна
Marina
Медведева Татьяна Александровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Горбачёва Марина Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Лещёва Светлана Николаевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Садварий Жанна Владиславовна