Методическая разработка «Образовательный кроссворд для внеклассной работы по теме «Экология»

45
43
Материал опубликован 6 September 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку «Образовательный кроссворд для внеклассной работы»

Образовательный чайнворд «Экология» для внеурочной деятельности

по биологии и экологии

Пояснительная записка

Автор: Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии.

Место работы: МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с. Карагай, Пермский край.

Название работы: Образовательный чайнворд «Экология» для внеурочной деятельности

по биологии и экологии.

Цель: создание условий для развития интеллектуального потенциала учащихся, развития экологического мышления, обогащение словарного запаса по экологической тематике.

Задачи:

- Образовательные: проверить и закрепить знания учащихся по экологической тематике, расширить кругозор обучающихся за счёт пополнения словарного запаса новыми терминами, содействовать активизации познавательной деятельности в области экологии.

- Развивающие: развивать внимание, аналитические качества и логическое мышление учащихся, активизировать мыслительную деятельность.

- Воспитывающие: воспитание экологического мышления, навыков общения и сотрудничества при работе в команде.

Предмет: биология и экология.

Возраст: 9-11 класс.

УМК: любой.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, бумага, ручки, листы с распечаткой чайнворда, лист с ответами для учителя и жюри, учётный лист для жюри.

Для составления чайнворда использованы: словарь - справочник Н.Ф. Реймерса «Природопользование», «Справочный материал для начинающего эколога» под ред. М.В.Медведевой.

Деятельность учителя: подготовка чайнворда, презентации, распечатка листов для учащихся, учётного листа для жюри, формирование состава жюри и команд обеспечение работы учащихся в  сети, проверка правильности выполнения задания.

Деятельность учащихся: организация работы в команде, распределение ролей, выполнение заданий.

Назначение работы: Чайнворд «Экология» предназначен для использования в ходе турнира старшеклассников «Знатоки экологии» в качестве одного из этапов.

Ожидаемый результат: усвоение экологических терминов, использование их в активной речи на уроках.

Формы работы с чайнвордом:

В турнире «Знатоки экологии» принимают участие 2-4 команды по 4-5 человек. Решение чайнворда организуется в три этапа. В кроссворде дано 25 терминов. На каждом этапе учащиеся должны отгадать 8 терминов. 25 термин – бонусный.

Для проведения игры подготовлена презентация.


Чайнворд "Экология"
PPTX / 832.94 Кб

1 слайд - титульный.

2 слайд – пояснение, что такое чайнворд и правила его решения.

3 слайд – сетка чайнворда.

4 слайд – все вопросы на экране для ознакомления.

Организация игры по турам

5 слайд1 тур. На экран выводится сетка кроссворда и 8 вопросов. Учащимся раздаются листы с напечатанными сеткой чайнворда и вопросами и листочки для ответов. Задание: необходимо написать ответы и сдать листок жюри. Члены жюри проверяют правильность выполнения и ставят оценки в учётный лист. Правильный ответ – 1 балл. За грамматические ошибки в терминах при письменных ответах снимается по 0, 5 балла за каждую ошибку. Таким образом, обращаем внимание учащихся на правильное написание терминов.

Вопросы:

  1. Совокупность экосистем одной природно-климатической зоны.
  2. Симбиоз высших цветковых растений с мицелием гриба.
  3. Живой организм, способный самостоятельно синтезировать органические вещества.
  4. Процесс образования органических веществ из неорганических.
  5. Территория, на которой запрещена хозяйственная деятельность.
  6. Жизненная форма.
  7. Организм, потребляющий готовые органические вещества на разных трофических уровнях.
  8. Выделение водяных паров через устьица.

6 слайд – 2 тур. В этом туре ответы проговариваются командами вслух по очереди. Жюри отмечает правильные ответы и оценивает каждый 1 баллом.

Вопросы:

9. Важный структурный компонент эукариотической клетки.

10. Химическое вещество, образующее защитный экран вокруг Земли.

11. Тип биотической связи, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. 

12. Система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими в окружающей среде.

13. Международная экологическая организация.

14. Дымотуман.

15. Группа организмов, потребляющих продукцию автотрофов.

16.  Биологически активные вещества растений, убивающие рост и развитие бактерий.

7 слайд – 3 тур. В третьем туре устно отвечают капитаны команд. Правильный ответ – 1 балл, комментарий к ответу – ещё 1 балл. На 25 вопрос команды отвечают по желанию, т.к. он бонусный, правильный ответ оценивается 3 баллами.

Вопросы:

17. Мёртвое органическое вещество.

18. Вещество, вызывающее аномалии в развитии организмов.
19. Высшая стадия развития биосферы.
20. Область распространения организмов.
21. Симбиотический организм – индикатор чистоты воздуха.
22. Тип межвидовых взаимоотношений, при котором один вид извлекает пользу, а второму эти отношения безразличны.
23. Растения, приспособленные к жизни в почве с умеренной влажностью.
24. Сообщество с преобладанием хвойных лесов.
25. Свойство одних организмов подавлять развитие других - бонус (3 балла).

8 слайд – проверка ответов.

Члены жюри отмечают, где допущены ошибки, отвечают на вопросы участников (если они возникли), подводят итоги и награждают команды.

9 слайд – источники информации.

  1. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990.
  2. Справочный материал для начинающего эколога/ под ред. М.В.Медведевой.- М.: Издательство ИКАР, 2009.
  3. Эмблема
  4. картинка- земля в руках
  5. Экология
  6. Фон
Методическая разработка включает следующие материалы:
1. Пояснительная записка.
2. Презентация "Чайнворд "Экология".
3. Листы с чайнвордом для распечатки учащимся.
4. Учётный лист для жюри.
5. Листы с распечаткой чайнворда для учителя и жюри.
6. Скриншоты слайдов.
 

Предварительный просмотр презентации

Чайнворд «Экология» Составила: Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с. Карагай, Пермский край

Чайнворд Чайнворд — (от англ. chain — цепь и word — слово) - задача-головоломка. В чайнворде клеточки заполняются так, чтобы отгадываемые слова составляли ряд, в котором последняя буква отгадываемого слова являлась первой буквой последующего. Предлагаем вам отгадать чайнворд в виде лабиринта на тему «Экология».

Чайнворд «Экология» 1 2 3 11 12 10 4 19 9 18 23 24 20 13 17 25 5 21 22 14 8 16 15 7 6

Вопросы к чайнворду «Экология» 1. Совокупность экосистем одной природно-климатической зоны. 2. Симбиоз высших цветковых растений с мицелием гриба. 3. Живой организм, способный самостоятельно синтезировать органические вещества. 4. Процесс образования органических веществ из неорганических. 5. Территория, на которой запрещена хозяйственная деятельность. 6. Жизненная форма. 7. Организм, потребляющий готовые органические вещества на разных трофических уровнях. 8. Выделение водяных паров через устьица. 9. Важный структурный компонент эукариотической клетки. 10. Химическое вещество, образующее защитный экран вокруг Земли. 11. Тип биотической связи, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга.  12. Система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими в окружающей среде. 13. Международная экологическая организация. 14. Дымотуман. 15. Группа организмов, потребляющих продукцию автотрофов. 16.  Биологически активные вещества растений, убивающие рост и развитие бактерий. 17. Мёртвое органическое вещество. 18. Вещество, вызывающее аномалии в развитии организмов. 19. Высшая стадия развития биосферы (по Вернадскому). 20. Область распространения организмов. 21. Симбиотический организм – индикатор чистоты воздуха. 22. Тип межвидовых взаимоотношений, при котором один вид извлекает пользу, а второму эти отношения безразличны. 23. Растения, приспособленные к жизни в среде с умеренной, влажностью почвы. 24. Сообщество с преобладанием хвойных лесов. 25. Свойство одних организмов подавлять развитие других.

Чайнворд «Экология» - 1 тур 1 2 3 11 12 10 4 19 9 18 23 24 20 13 17 25 5 21 22 14 8 16 15 7 6 Совокупность экосистем одной природно-климатической зоны. Симбиоз высших цветковых растений с мицелием гриба. Живой организм, способный самостоятельно синтезировать органические вещества. Процесс образования органических веществ из неорганических. Территория, на которой запрещена хозяйственная деятельность. Жизненная форма. Организм, потребляющий готовые органические вещества на разных трофических уровнях. Выделение водяных паров через устьица.

Чайнворд «Экология» - 2 тур 9. Важный структурный компонент эукариотической клетки. 10. Химическое вещество, образующее защитный экран вокруг Земли. 11. Тип биотической связи, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга.  12. Система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими в окружающей среде. 13. Международная экологическая организация. 14. Дымотуман. 15. Группа организмов, потребляющих продукцию автотрофов. 16.  Биологически активные вещества растений, убивающие рост и развитие бактерий. 1 2 3 11 12 10 4 19 9 18 23 24 20 13 17 25 5 21 22 14 8 16 15 7 6

Чайнворд «Экология» - 3 тур 17. Мёртвое органическое вещество. Вещество, вызывающее аномалии в развитии организмов. Высшая стадия развития биосферы. Область распространения организмов. Симбиотический организм – индикатор чистоты воздуха. Тип межвидовых взаимоотношений, при котором один вид извлекает пользу, а второму эти отношения безразличны. Растения, приспособленные к жизни в почве с умеренной влажностью. Сообщество с преобладанием хвойных лесов. Свойство одних организмов подавлять развитие других. 1 2 3 11 12 10 4 19 9 18 23 24 20 13 17 25 5 21 22 14 8 16 15 7 6

Ответы на чайнворд «Экология» 1Б И О М2 И К О Р И З А 3 В Т О Т Р З О Н11 Е Й Т Р А Л И З М12 О О О10 Н Ф 4 Р Р А Т О Г Е Н19 О О И О Д Е С Т Т Я 9 Т18 Е З О Ф И Ф О О И И М23 Т 24 Е Р С Ц Р И И Р З А А Т И Я Й А20 Н Н Р Е Л И Г Р Г13 Т И Д17 А Т А25 Е Р Е П И С А Л А И З 5 С Ц Н П Л Л21 Н А Н Н Е О Л Е И П П М Ш А О И О Р Т М О 22К И Н Й А С14 В Т 8 И М Е Н 16Ф О Р Т О Р Е Т Е 15Г О Д Е Н М У С Н О 7 К И Н Р А Т С У 6 К И Биом. Микориза. Автотроф. Фотосинтез. Заповедник. Кустарник. Консумент. Транспирация. Ядро. Озон. Нейтрализм. Мониторинг. Гринпис. 14. Смог. 15. Гетеротроф. 16. Фитонцид. 17. Детрит. 18. Тератоген. 19. Ноосфера. 20. Ареал. 21. Лишайник. 22. Комменсализм. 23.Мезофит. 24. Тайга. 25. Аллелопатия.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Чайнворд содержит интересные, но непростые вопросы. Я думаю не только учителя биологии, но и классные руководители во внеурочной работе с удовольствием и пользой для учеников используют Вашу методическую разработку, Раиса Поликарповна!

6 September 2018

Спасибо, Татьяна Петровна! Готовлю материал для игры старшеклассников, разработала кроссворд как этап этой игры и решила принять участие в конкурсе.

6 September 2018

Правильно делаете, Раиса Поликарповна. Достойная конкурса разработка, к тому же полностью готовая для применения другими учителями.

6 September 2018

Спасибо за оценку, Татьяна Петровна! Для меня главное - подготовить материал для своих учеников. Буду рада, если материал окажется полезен для коллег!

6 September 2018

Я не специалист в содержании чайнворда, мне сложно об этом судить. А эстетическое оформление хорошее.

6 September 2018

Спасибо за внимание к работе, Жанна Владиславовна!

6 September 2018

Ярко! Интересно! Полезно! Спасибо зха качественный ресурс,Раиса Поликарповна!

7 September 2018

Спасибо за эмоциональный отзыв, Марина Юрьевна!

8 September 2018

Хороший и интересный материал! Спасибо автору!

7 September 2018

Благодарю за внимание к материалу!

8 September 2018

Спасибо за интересное и познавательное содержание чайнворда!

11 September 2018

Раиса Поликарповна, с ПОБЕДОЙ!

9 October 2018

Татьяна Александровна, большое спасибо за поздравление!

9 October 2018

УРА! С очередной победой,Раиса Поликарповна! Рада за ВАС!!!!

9 October 2018

Благодарю Вас, Марина Юрьевна! Спасибо за красивый подарок!

9 October 2018

Раиса Поликарповна, примите от меня поздравления с ПОБЕДОЙ в конкурсе!!! Молодцы!!!

9 October 2018

Татьяна Николаевна, большое спасибо за медаль и поздравление!

9 October 2018

Раиса Поликарповна, примите и мои поздравления! С Победой! Дальнейших творческих успехов!

9 October 2018

Спасибо, Светлана Николаевна! Рада и Вас поздравить с успешным участием в конкурсе!

9 October 2018

С Победой в конкурсе, Раиса Поликарповна!

9 October 2018
Показать больше комментариев

Похожие публикации