12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Худышина Дарья88
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеклассному чтению для 6А класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями авторской программы В. Я. Коровина, В. П. Журавлева, В. И. Коровина.

Программа рассчитана на 68 часов. Занятия два раза в неделю, продолжительностью 30 минут.

Внеклассное чтение - один из важных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса внеклассного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Внеклассное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту слова, свойственного школьникам младшего возраста, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Актуальность:

Чтение является одним из основных средств обучения, воспитания и развития.

Внеклассное чтение - значимо для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.

Цель этой программы - создание условий для привития детям любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.

Задачи:

- совершенствовать навыкчтения обучающихся;

- развивать устойчивый и осознанный интереск чтению художественной литературы;

- учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;

- развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

- развивать разговорную и диалогическую речь;

- формировать творческое воображение;

- совершенствовать умение давать оценку поступкам героев произведения.

Методы и формы решения поставленных задач:

- коллективная работа;

- групповая работа;

- индивидуальная работа;

- фронтальная работа;

- парная работа;

- игровая работа;

- игра – путешествие;

- создание книги из рисунков;

- обсуждение;

- проблемно-поисковая деятельность;

- самооценка;

- дифференцированный подход;

- практическая деятельность;

-выставка прочитанных книг;

- создание буклетов;

- конкурс иллюстраций к любимой книге.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Планирование внеклассных занятий

Тема занятия

Содержание занятия

Задачи воспитания

Формы и методы

Словарь занятия

Дата

1

Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки

Познакомить с понятием «фольклор», выразительное чтение, беседа, работа с проектом

- Закрепить умения обучающихся оценивать собственные ответы и ответы товарищей, развивать творческие способности, познавательную активность через выполнение заданий творческого характера;

- воспитывать доброе отношение к людям, ответственность за свои поступки

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Диалог, постановка проблемы, частично-поисковый метод

Что такое устное народное творчество? Что такое фольклор?
 
Фольклор— народное творчество.

1.09.

7.09.

8.09.

2

Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо юдо»

Беседа, выразительное чтение, практическая работа, итоговая беседа

- Научить делить героев на положительных и отрицательных; - объяснить роль животных в сказке;

-работать над связной речью обучающихся

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Беседа, комментированное чтение, иллюстрирование, ответы на вопросы

- Какой фразой начинается сказка?

- Кто главные герои сказки?

- Почему мы называем сказку «Царевна-лягушка» волшебной? -Какие чудеса происходят в сказке?

Волшебной сказка называется потому, что в ней есть чудо, волшебство.

14.09.

15.09.

21.09.

22.09.

28.09.

3

И.А.Крылов басни

Выразительное чтение. Размышление о прочитанном

Формировать представление о таком жанре творчества, как басня. Учить определять мораль басни, выделять главный смысл.

Презентация, работа в тетради по внеклассному чтению. Ответы на вопросы

Русский баснописец, Что задумали животные? Почему в басне нет людей? Мораль, основная мысль

29.09

5. 10.

16. 10.

12. 10.

13.10.

4

В.А. Жуковский «Спящая царевна»

Выразительное чтение. Размышление о прочитанном

-Формировать свое отношение к прочитанному и уметь объяснять значение устаревших слов;

-Формировать умение высказывать свою точку зрения;

-Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте;

-Развивать любознательность, интерес к народному творчеству;

- Формировать у детей выдумку, фантазию.

- Расширить словарный запас

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах).

Решение проблемной ситуации (работа с текстом);

Чтение сказки, ответы на вопросы, работа с карточками, работа в тетради по внеклассному чтению, рисование по заданию.

Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля

Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

19.10.

20.10.

26.10.

27.10.

5

А.Погорельский «Чёрная курица или подземные жители»

Знакомство с творчеством писателя. Чтение произведения. Ответы на вопросы

Показать соотношение выдуманного и настоящего мира, развивать умение рассуждать, высказывать свое мнение.

Беседа о творчестве писателя. Работа в тетрадях. Чтение вслух по цепочке

С ке мы познакомились? Что произошло с Алёшей? Какое желание он высказал подземному королю?

9.1110.1116.11

6

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Презентация по творчеству поэта. Знакомство с войной 1812 года. Чтение стихотворения

Познакомить детей с творчествм поэта. Дать знания о русской истории, стойкости русских людей

Презентация по творчеству, рисование по заданию.

Работа с толковыми словарями

Что мы прочитали? В какое время происходят события? От какого лица ведётся рассказ?

17.11

23.11

7

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница»

- Слово о писателе.

- Знакомство с Ганной.

- История с головой.

- Встреча у пруда.

- Пробуждение.

- Познакомить с творчеством писателя; - показать колорит украинской природы, выявить соотношение реального и вымышленного; описывать иллюстрации, соотносить их и текстом.

Чтение, беседа по прочитанному материалу, ответы на вопросы, просмотр сказки А.А.Роу «Майская ночь», рисование по заданию, работа в тетради по внеклассному чтению.

С творчеством какого писателя мы познакомилась? Назовите главных героев. О чём просила Левко панночка? Прочтите описание природы. Какие слова подходят к этой иллюстрации?

24.1130.111.12

8

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»

Познакомить с творчеством поэта. Вызывать интерес к чтению стихотворных произведений. Развивать монологическую речь.

Презентация жизни и творчества поэта. Чтение стихотворения. Обсуждение прочитанного материала. Рисование по предложенной теме.

Чтение по ролям, работа в тетради по внеклассному чтению, просмотр одноимённого мультфильма, образ главных героев.

Поэма, царица, селенье, убогая обстановка, диво, копна, безделье, утеха, конный, робеть, перлы, убогий, нищий.

7.128.12 14.12

9

И.С.Тургенев «Муму»

Знакомство с творчеством И.С. Тургенева, выразительное чтение, анализ текста

Познакомить обучающихся с писателем и его проникновенным произведением; рассказать об истории создания повести; привлечь внимание и симпатию читателей к судьбе главного героя; показать духовные и нравственные качества главного героя; учить сочувствовать чужой беде, умению помочь, утешить

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах).

Знакомство с текстом. Словарная работа. Составление портрета главного героя. Беседа о прочитанномс элементами выборочного чтения

- Ваши впечатления о прочитанном? Что вы узнали о герое? Как выглядит барский дом? Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия

15.12 21.12 22.12 28.12

10

А.П.Чехов Рассказы

Знакомство с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия». Размышление над поступками героев и их последствиями

Введение понятий «юмор», «сатира»; развивать культуру речи, читательские умения; развивать навыки сравнительного анализа; воспитывать нравственные качества

Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова», работа с карточками – заданиями в группах, чтение по цепочке, ответы на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Познакомимся с биографией А.П.Чехова.

- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

- Понравился рассказ Чехова?

- Можно ли назвать этот рассказ юмористическим?

Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло

18.01 19.01 25.01

11

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»

Знакомство с творчеством П.П. Бажова. Беседа по прочитанному

Познакомить обучающихся с личностью и творчеством П.П. Бажова;

- продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию;

- развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы;

-развивать память, логическое мышление, речь;

-воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах).

Работа с карточками – заданиями в группах, чтение по цепочке, ответы на вопросы

С каким писателем мы сегодня познакомились? – Мы познакомились с П.П. Бажовым.-Когда он родился? Он родился 28 января 1879 г-Вкаком году вышла книга «Малахитовая шкатулка»? Книга вышла в 1939 г. С каким сказом мы сегодня начали знакомиться? Сказ «Медной горы хозяйка»

26.01 1.02 2.028.02

12

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

Знакомство с творчеством П.П. Бажова. Беседа по прочитанному

Знакомство с творчеством К.Г. Паустовского. Выразительное чтение. Работа с текстом

- Развивать речь, воображение обучающихся;

- развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций;
- учить вдумчивому, осознанному чтению;
-воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах).

Работа с кроссвордом – заданиями в группах, чтение по цепочке, ответы на вопросы

Ларец, - искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок. Что хранят в ларцах? -Правильно, в них хранят какие-то ценности. Назовите действующих лиц этого рассказа.

9.02 15.02 16.02

13

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Знакомство с творчеством С.Я. Маршака. Выразительное чтение по ролям. Работа с текстом. Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»

-Формировать интерес к творчеству С.Я. Маршака, его произведениям знакомым и незнакомым; -формировать умение выразительно читать произведения по ролям; - развивать речь, мышление, воображение, творческие способности обучающихся, умение делать выводы; -развивать умение воображать; - воспитывать нравственные качества обучающихся; - воспитывать умение слушать товарищей

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах).

Работа карточками – заданиями в группах, чтение по ролям, ответы на вопросы

- Самуил Яковлевич Маршак. - Куда отправляет мачеха падчерицу? Для чего понадобились подснежники зимой? Возможно, ли найти в зимнем лесу цветы? Кто из героев вам понравился? Кого вы осуждаете? Подснежник – первый цветок весны

22.02 1.03 2.03 8.03

14

Х.К. Андерсен «Снежная королева»

Краткое знакомство с жизнью и творчеством Х.К.Андерсена. Расширение представления о литературе

Развивать внимание, память, творческое воображение обучающихся, пополнять их словарный запас. Прививать детям чувства взаимовыручки, ответственности за близких людей, показать на примере сказки, что такое дружба

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах).

Выразительное чтение. Путешествие по страницам книг

-С каким произведением вы познакомились? - Мы познакомились со сказкой «Снежная королева». -Понравилась ли вам сказка? Чем? - Мне понравилась сказка…..

9.03 15.0316.03 22.03 23.03

15

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Знакомство с творчеством Марка Твена. Краткий обзор произведений. Чтение рассказа «Приключения Тома Сойера»

Составление диафильма.

Давать оценку поступкам героев, учить отстаивать собственное мнение. Уметь выделять главных героев, определять положительных и отрицательных героев в рассказе.

Чтение, беседа по прочитанному материалу, ответы на вопросы, рассуждение на тему, зарисовка понравившегося отрывка повести, составление характеристики героев, разгадывание кроссворда.

Настоящее имя писателя-СамюэлКлеменс. Псевдоним, типография, река Миссипи, фу, мулаты, масса. В чём проявлялась изобретательность Тома?

5.04 6.04 12.04 13.04

16

Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Чтение текста, разбор непонятных слов, беседа по содержанию

Определять главную мысль произведения, выделять положительных и отрицательных героев

Презентация по творчеству автора, беседа, работа в парах, работа в тетради по внеклассному чтению

Моряк, кораблекрушение, необитаемый остров, шлюпка, дикарь, одиночество

19.04 20.04 26.04 27.04 4.05

17

Тема великой отечественной войны в русской литературе

Знакомство с произведениями о Великой отечественной войне. Рассуждение «Что такое героизм».

- вспомнить о Великой Отечественной войне; - дать знания, какие страшные испытания пришлось пройти нашему народу во время войны; - воспитывать чувство гордости за своё Отечество, за свой народ; побуждать детей к размышлениям о судьбе человека, вызывать сопереживание к чужой трудной судьбе.

Презентация о Великой Отечественной войне, чтение рассказов, беседа

Вероломное нападение на Советский Союз, оккупация, попал в окружение и плен, концлагерь, воронка от разрыва бомбы, сброшенной с фашистского самолёта.

10.05 11.05 17.05 18.05

18

Викторина по пройденному материалу

Закрепление знаний, полученных в течении года

Вспомнить авторов, произведения, главных героев произведений

Отвечать на вопросы, решение кроссворда

Автор, писатель, поэт, произведение, изучение, повторение

24.05 25.05


 

Требования к уровню подготовки воспитанников

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

авторов детских произведений;

правила гигиены чтения и обращения с книгой;

смысл прочитанного материала;

должны уметь

определять содержание произведения по названию и автору;

ориентироваться в группе книг, определять тему чтения;

выражать свое отношение к прочитанному;

давать нравственную оценку ситуации, поведения и поступков героев.


 

Список литературы

Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М.,  2005.

Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 2 изд.- М. : Просвещение, 2013.-303с.

Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.:      Флинта - наука, 2001.

Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.

Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.