Программа «Внеклассное чтение» для 6 класса коррекционной школы
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеклассному чтению для 6А класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями авторской программы В. Я. Коровина, В. П. Журавлева, В. И. Коровина.
Программа рассчитана на 68 часов. Занятия два раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
Внеклассное чтение - один из важных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса внеклассного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Внеклассное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту слова, свойственного школьникам младшего возраста, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Актуальность:
Чтение является одним из основных средств обучения, воспитания и развития.
Внеклассное чтение - значимо для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.
Цель этой программы - создание условий для привития детям любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.
Задачи:
- совершенствовать навыкчтения обучающихся;
- развивать устойчивый и осознанный интереск чтению художественной литературы;
- учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
- развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
- развивать разговорную и диалогическую речь;
- формировать творческое воображение;
- совершенствовать умение давать оценку поступкам героев произведения.
Методы и формы решения поставленных задач:
- коллективная работа;
- групповая работа;
- индивидуальная работа;
- фронтальная работа;
- парная работа;
- игровая работа;
- игра – путешествие;
- создание книги из рисунков;
- обсуждение;
- проблемно-поисковая деятельность;
- самооценка;
- дифференцированный подход;
- практическая деятельность;
-выставка прочитанных книг;
- создание буклетов;
- конкурс иллюстраций к любимой книге.
Планирование внеклассных занятий
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Задачи воспитания |
Формы и методы |
Словарь занятия |
Дата |
1 |
Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки |
Познакомить с понятием «фольклор», выразительное чтение, беседа, работа с проектом |
- Закрепить умения обучающихся оценивать собственные ответы и ответы товарищей, развивать творческие способности, познавательную активность через выполнение заданий творческого характера; - воспитывать доброе отношение к людям, ответственность за свои поступки |
Фронтальная, индивидуальная, работа в группах. Диалог, постановка проблемы, частично-поисковый метод |
Что такое устное народное творчество? Что такое фольклор? |
1.09. 7.09. 8.09. |
2 |
Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо юдо» |
Беседа, выразительное чтение, практическая работа, итоговая беседа |
- Научить делить героев на положительных и отрицательных; - объяснить роль животных в сказке; -работать над связной речью обучающихся |
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Беседа, комментированное чтение, иллюстрирование, ответы на вопросы |
- Какой фразой начинается сказка? - Кто главные герои сказки? - Почему мы называем сказку «Царевна-лягушка» волшебной? -Какие чудеса происходят в сказке? Волшебной сказка называется потому, что в ней есть чудо, волшебство. |
14.09. 15.09. 21.09. 22.09. 28.09. |
3 |
И.А.Крылов басни |
Выразительное чтение. Размышление о прочитанном |
Формировать представление о таком жанре творчества, как басня. Учить определять мораль басни, выделять главный смысл. |
Презентация, работа в тетради по внеклассному чтению. Ответы на вопросы |
Русский баснописец, Что задумали животные? Почему в басне нет людей? Мораль, основная мысль |
29.09 5. 10. 16. 10. 12. 10. 13.10. |
4 |
В.А. Жуковский «Спящая царевна» |
Выразительное чтение. Размышление о прочитанном |
-Формировать свое отношение к прочитанному и уметь объяснять значение устаревших слов; -Формировать умение высказывать свою точку зрения; -Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте; -Развивать любознательность, интерес к народному творчеству; - Формировать у детей выдумку, фантазию. - Расширить словарный запас |
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах). Решение проблемной ситуации (работа с текстом); Чтение сказки, ответы на вопросы, работа с карточками, работа в тетради по внеклассному чтению, рисование по заданию. Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля |
— Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными? Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов. Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно. |
19.10. 20.10. 26.10. 27.10. |
5 |
А.Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» |
Знакомство с творчеством писателя. Чтение произведения. Ответы на вопросы |
Показать соотношение выдуманного и настоящего мира, развивать умение рассуждать, высказывать свое мнение. |
Беседа о творчестве писателя. Работа в тетрадях. Чтение вслух по цепочке |
С ке мы познакомились? Что произошло с Алёшей? Какое желание он высказал подземному королю? |
9.1110.1116.11 |
6 |
М.Ю.Лермонтов «Бородино» |
Презентация по творчеству поэта. Знакомство с войной 1812 года. Чтение стихотворения |
Познакомить детей с творчествм поэта. Дать знания о русской истории, стойкости русских людей |
Презентация по творчеству, рисование по заданию. Работа с толковыми словарями |
Что мы прочитали? В какое время происходят события? От какого лица ведётся рассказ? |
17.11 23.11 |
7 |
Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница» |
- Слово о писателе. - Знакомство с Ганной. - История с головой. - Встреча у пруда. - Пробуждение. |
- Познакомить с творчеством писателя; - показать колорит украинской природы, выявить соотношение реального и вымышленного; описывать иллюстрации, соотносить их и текстом. |
Чтение, беседа по прочитанному материалу, ответы на вопросы, просмотр сказки А.А.Роу «Майская ночь», рисование по заданию, работа в тетради по внеклассному чтению. |
С творчеством какого писателя мы познакомилась? Назовите главных героев. О чём просила Левко панночка? Прочтите описание природы. Какие слова подходят к этой иллюстрации? |
24.1130.111.12 |
8 |
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» |
Познакомить с творчеством поэта. Вызывать интерес к чтению стихотворных произведений. Развивать монологическую речь. |
Презентация жизни и творчества поэта. Чтение стихотворения. Обсуждение прочитанного материала. Рисование по предложенной теме. |
Чтение по ролям, работа в тетради по внеклассному чтению, просмотр одноимённого мультфильма, образ главных героев. |
Поэма, царица, селенье, убогая обстановка, диво, копна, безделье, утеха, конный, робеть, перлы, убогий, нищий. |
7.128.12 14.12 |
9 |
И.С.Тургенев «Муму» |
Знакомство с творчеством И.С. Тургенева, выразительное чтение, анализ текста |
Познакомить обучающихся с писателем и его проникновенным произведением; рассказать об истории создания повести; привлечь внимание и симпатию читателей к судьбе главного героя; показать духовные и нравственные качества главного героя; учить сочувствовать чужой беде, умению помочь, утешить |
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах). Знакомство с текстом. Словарная работа. Составление портрета главного героя. Беседа о прочитанномс элементами выборочного чтения |
- Ваши впечатления о прочитанном? Что вы узнали о герое? Как выглядит барский дом? Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия |
15.12 21.12 22.12 28.12 |
10 |
А.П.Чехов Рассказы |
Знакомство с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия». Размышление над поступками героев и их последствиями |
Введение понятий «юмор», «сатира»; развивать культуру речи, читательские умения; развивать навыки сравнительного анализа; воспитывать нравственные качества |
Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова», работа с карточками – заданиями в группах, чтение по цепочке, ответы на вопросы. Фронтальная, индивидуальная, работа в парах |
Познакомимся с биографией А.П.Чехова. - Что нового вы узнали о А.П.Чехове? - Понравился рассказ Чехова? - Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло |
18.01 19.01 25.01 |
11 |
П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» |
Знакомство с творчеством П.П. Бажова. Беседа по прочитанному |
Познакомить обучающихся с личностью и творчеством П.П. Бажова; - продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; - развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы; -развивать память, логическое мышление, речь; -воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес |
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах). Работа с карточками – заданиями в группах, чтение по цепочке, ответы на вопросы |
С каким писателем мы сегодня познакомились? – Мы познакомились с П.П. Бажовым.-Когда он родился? Он родился 28 января 1879 г-Вкаком году вышла книга «Малахитовая шкатулка»? Книга вышла в 1939 г. С каким сказом мы сегодня начали знакомиться? Сказ «Медной горы хозяйка» |
26.01 1.02 2.028.02 |
12 |
К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» |
Знакомство с творчеством П.П. Бажова. Беседа по прочитанному Знакомство с творчеством К.Г. Паустовского. Выразительное чтение. Работа с текстом |
- Развивать речь, воображение обучающихся; - развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций; |
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах). Работа с кроссвордом – заданиями в группах, чтение по цепочке, ответы на вопросы |
Ларец, - искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок. Что хранят в ларцах? -Правильно, в них хранят какие-то ценности. Назовите действующих лиц этого рассказа. |
9.02 15.02 16.02 |
13 |
С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» |
Знакомство с творчеством С.Я. Маршака. Выразительное чтение по ролям. Работа с текстом. Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев» |
-Формировать интерес к творчеству С.Я. Маршака, его произведениям знакомым и незнакомым; -формировать умение выразительно читать произведения по ролям; - развивать речь, мышление, воображение, творческие способности обучающихся, умение делать выводы; -развивать умение воображать; - воспитывать нравственные качества обучающихся; - воспитывать умение слушать товарищей |
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах). Работа карточками – заданиями в группах, чтение по ролям, ответы на вопросы |
- Самуил Яковлевич Маршак. - Куда отправляет мачеха падчерицу? Для чего понадобились подснежники зимой? Возможно, ли найти в зимнем лесу цветы? Кто из героев вам понравился? Кого вы осуждаете? Подснежник – первый цветок весны |
22.02 1.03 2.03 8.03 |
14 |
Х.К. Андерсен «Снежная королева» |
Краткое знакомство с жизнью и творчеством Х.К.Андерсена. Расширение представления о литературе |
Развивать внимание, память, творческое воображение обучающихся, пополнять их словарный запас. Прививать детям чувства взаимовыручки, ответственности за близких людей, показать на примере сказки, что такое дружба |
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группах). Выразительное чтение. Путешествие по страницам книг |
-С каким произведением вы познакомились? - Мы познакомились со сказкой «Снежная королева». -Понравилась ли вам сказка? Чем? - Мне понравилась сказка….. |
9.03 15.0316.03 22.03 23.03 |
15 |
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» |
Знакомство с творчеством Марка Твена. Краткий обзор произведений. Чтение рассказа «Приключения Тома Сойера» Составление диафильма. |
Давать оценку поступкам героев, учить отстаивать собственное мнение. Уметь выделять главных героев, определять положительных и отрицательных героев в рассказе. |
Чтение, беседа по прочитанному материалу, ответы на вопросы, рассуждение на тему, зарисовка понравившегося отрывка повести, составление характеристики героев, разгадывание кроссворда. |
Настоящее имя писателя-СамюэлКлеменс. Псевдоним, типография, река Миссипи, фу, мулаты, масса. В чём проявлялась изобретательность Тома? |
5.04 6.04 12.04 13.04 |
16 |
Д.Дефо «Робинзон Крузо» |
Чтение текста, разбор непонятных слов, беседа по содержанию |
Определять главную мысль произведения, выделять положительных и отрицательных героев |
Презентация по творчеству автора, беседа, работа в парах, работа в тетради по внеклассному чтению |
Моряк, кораблекрушение, необитаемый остров, шлюпка, дикарь, одиночество |
19.04 20.04 26.04 27.04 4.05 |
17 |
Тема великой отечественной войны в русской литературе |
Знакомство с произведениями о Великой отечественной войне. Рассуждение «Что такое героизм». |
- вспомнить о Великой Отечественной войне; - дать знания, какие страшные испытания пришлось пройти нашему народу во время войны; - воспитывать чувство гордости за своё Отечество, за свой народ; побуждать детей к размышлениям о судьбе человека, вызывать сопереживание к чужой трудной судьбе. |
Презентация о Великой Отечественной войне, чтение рассказов, беседа |
Вероломное нападение на Советский Союз, оккупация, попал в окружение и плен, концлагерь, воронка от разрыва бомбы, сброшенной с фашистского самолёта. |
10.05 11.05 17.05 18.05 |
18 |
Викторина по пройденному материалу |
Закрепление знаний, полученных в течении года |
Вспомнить авторов, произведения, главных героев произведений |
Отвечать на вопросы, решение кроссворда |
Автор, писатель, поэт, произведение, изучение, повторение |
Требования к уровню подготовки воспитанников
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
авторов детских произведений;
правила гигиены чтения и обращения с книгой;
смысл прочитанного материала;
должны уметь
определять содержание произведения по названию и автору;
ориентироваться в группе книг, определять тему чтения;
выражать свое отношение к прочитанному;
давать нравственную оценку ситуации, поведения и поступков героев.
Список литературы
Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 2 изд.- М. : Просвещение, 2013.-303с.
Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.