Конспект урока внеклассного чтения «Звёздные перекрестки» (10–11 классы)
МБОУ Светлянская СОШ
Воткинский район, Удмуртская Республика
Конспект урока
внеклассного чтения
«Звездные перекрестки»
Раработала: Алатырева Оксана Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
первой категории
МБОУ Светлянской СОШ
с. Светлое 2015
Внеклассное чтение по зарубежной литературе
Тема: «Звездные перекрестки»
(урок, построенный на основе игры «Звездные перекрестки»)
Цель:
помочь учащимся осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть жизнь, судьба, выбор на примере романа К. Саймака «Пересадочная станция»
Задачи:
формировать умение личностного и гражданского выбора, принятия ответственности за собственный выбор;
развивать навыки самоанализа посредством работы над текстом;
воспитывать ответственную позицию в отношении глобальных гуманистических проблем человечества;
развивать навыки коллективного взаимодействия посредством работы в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, ширма, 2 глобуса, 2 свечи, карандаши, листы, ручки.
Предварительная работа: подготовка презентации, подготовить отрывки для чтения.
Ход занятия:
Орг. момент
- Здравствуйте, дорогие друзья.
Вчера мы отмечали великий праздник, праздник победы разума, преодолевшее земное притяжение – День космонавтики и первого полета человека в космос.
(слайд 1).
- А что такое космос? (слайд 2) Космос - это мир звезд и галактик. Космос всегда манил людей к себе своими тайнами, своей неизведанностью.
Особенно притягивал он к себе писателей - фантастов. Ведь в своих произведениях они могли постичь это неизведанное, жить в этих галактиках и смотреть на нашу Землю с высоты звезд.
Объявление темы
- Итак, сегодня мы познакомимся с одним из таких писателей, попробуем прожить той жизнью, которой живет главный герой его произведения, поразмышляем над проблемой ставшего перед выбора.
- Знакомьтесь: Клиффорд Саймак (слайд 3) и его роман «Пересадочная станция»
3. Сообщение о К. Саймаке (слайд 4)
К. Дональд Саймак (Симак), один из крупнейших американских фантастов, родился 3 августа 1904 года в штате Висконсин, г. Меллвиле. Учился в университете в Мэдисоне, но не окончил его. Работал репортером и редактором отдела новостей в городской газете Миннеаполиса, где и прожил всю жизнь.
Несмотря на то, что первый свой фантастический рассказ Саймак напечатал в 1931 году( слайд 5), признание пришло к нему только в конце 30 - ых годов, когда он начал сотрудничать с журналом «Эстаудинг»
Саймак считается отцом современной американской фантастики.
(слайд 6) Российскому читателю имя К. Саймака известно с 1957 года, когда на страницах журнала «Знание - сила» был опубликован его рассказ «Однажды на Меркурии».
С начала 60 - ых Саймак переключился на написание романов, одним из котрых является роман «Пересадочная станция», удостоенный премии «Хьюго».
(слайд 7) В 1977 году К. Саймаку присужден приз «Grand Master Nebula». Скончался К. Саймак 25 апреля 1988 года.
Отличительная черта творчества Саймака - вера в разум, в доброе начало в человеке и человечестве, призыв к миру и единению всех, кто живет на планете Земля и с кем еще, возможно, встретятся земляне.
Работа по произведению
Окунемся в мир фантазий К. Саймака. (слайд 8)
Год 1963 . В журнале «Galaxy Magazine» опубликован роман под названием «Here Gather the Stars» («Здесь соберете звезды»), который позже станет известен как роман «Пересадочная станция». Действие разворачивается в одном из глухих уголков Америки. Это место как бы выпало из общего течения времени, которое, как река, обтекает этот островок практически неизменной жизни. В то время, пока весь мир на огромной скорости несется к своему будущему (возможно не очень хорошему), именно в этом заброшенном уголке начинают вызревать события, способные коренным образом изменить судьбу планеты.
Чтение отрывка из главы 1. (читает подготовленный ученик)
(можно включить музыку)
Ученик: Грохот стих. Дым, словно тонкие серые пряди тумана, плыл над
истерзанным полем, разваленными изгородями и персиковыми деревьями,
которые артиллерийский огонь превратил в торчащие из земли щепки. Над
огромной равниной, где в порыве застарелой ненависти сошлись в битве
непримиримые враги, где совсем недавно люди рубились насмерть, а затем,
истощив все силы, отползли назад, на какое-то мгновение воцарилось - нет,
не успокоение - безмолвие.
Казалось, целую вечность перекатывался от горизонта до горизонта
пушечный гром, взметалась в небо земля, ржали кони, хрипло кричали кони.
Свист металла и тупые удары пуль, настигающих жертву, вспышки обжигающего
огня, блеск клинков, яркие боевые знамена, реющие на ветру.
А затем все это кончилось, и наступила тишина.
Но тишина в этот день и над этой равниной звучала фальшиво, и вот она
уже нарушается стонами и криками: кто-то просит воды, кто-то молит о
смерти - крики, стоны, призывы о помощи будут звучать под безжалостным
летним солнцем еще долгие часы. Позже распростертые фигуры умолкнут и
замрут, а потом над полем поплывет удушливый, тошнотворный запах - и
могилы павших будут совсем не глубоки...
Много пшеницы останется неубранной, и не зацветут весной неухоженные
сады: а на равнине, плавно поднимающейся к каменистому хребту, останутся
несказанные слова, недоделанные дела и набухшие от влаги кучки тряпья,
кричащие о бессмысленной расточительности смерти.
Железная Бригада, 5-й Нью-Гэмпширский, 1-й Миннесотский, 2-й
Массачусетский, 16-й Мэнский - то были славные имена, и с годами их слава
росла, но все же это только имена, откликающиеся эхом в туннелях веков.
Еще одно имя - Инек Уоллис.
Он так и держал в мозолистой руке свой разбитый мушкет. Лицо его
почернело от пороховой гари. Сапоги покрылись коркой спекшейся крови и
пыли.
Он все еще был жив.
Учитель: Инек Уоллис, ветеран Гражданской войны в США, выбран пришельцем Улиссом в качестве управляющего пересадочной станции для межпланетных путешествий по Галактике.
Презентация Галактика (слайды 9-18)
Чтение главы 2 (читает ученик)
Инек сидел на ступенях крыльца. Вечерело. Над далекими холмами в
штате Айова, за рекой, собирались грозовые тучи. День был жаркий, душный,ни дуновения ветерка.
Путника он заметил, когда тот уже свернул к воротам. Высокий
сухопарый человек в запыленной одежде, судя по всему, проделавший долгий путь. Гость шел по тропе к дому, но Инек сидел и ждал, не трогаясь с места.
- Добрый день, сэр, - произнес он наконец. - Сегодня жарко, и вы,
должно быть, устали. Присаживайтесь, отдохните.
- С удовольствием, - ответил незнакомец. - Но сначала, прошу вас,
глоток воды.
Вот так это и началось, думал Инек, больше века назад. Фантазия,
родившаяся у горящего в ночи костра, обернулась реальностью, и теперь Земля отмечена на всех галактических картах как пересадочная станция для многочисленных путешественников, добирающихся от звезды до звезды.
Когда-то все они были чужаками, но это давно уже не так. Просто для
Уоллиса такой категории не существовало: в любом обличье и какую бы цель они ни преследовали - все они для него люди.
Он взглянул на запись от 16 октября 1931 года и быстро ее перечитал.
То, что его интересовало, оказалось в самом конце:
"Улисс сказал, что жители шестой планеты Тубана, возможно, самые выдающиеся математики во всей галактике. Похоже, они создали новую систему счисления, превосходящую любую из существовавших ранее, и она особенно полезна для обработки статистических данных."
А он все еще был человеком. Странно, подумал он, что ничего не
изменилось, что за сто с лишним лет общения с существами из множества других миров он по-прежнему остается человеком с планеты Земля.
Он закрыл глаза и принялся вспоминать, как выглядел дом в те давние
времена.
Да, думал Инек, что-то всегда остается навечно - хотя бы воспоминание
об уютной теплой кухне в студеную зимнюю ночь из детства.
Но это лишь воспоминание, память души, потому что в жизни ничего
такого не сохранилось.
Вместо всего этого появился один большой зал. Пол на втором этаже и
все перегородки убрали, и получился зал, одну сторону которого занимает галактическая пересадочная станция, а на другой живет ее смотритель. В углу стоит кровать, у противоположной стены - плита, работающая на неизвестном Земле принципе, и холодильник - тоже инопланетного происхождения. Все свободное место вдоль стен занято шкафами и полками, заставленными журналами, книгами и дневниками.
В другой половине дома размещался сложный комплекс аппаратуры, переносившей странников от звезды до звезды; он занимал все пространство до самого потолка.
Постоялый двор. Пересадочная станция. Галактический перекресток.
- Но почему?.. - спросил Инек. - Зачем я тебе нужен?
- Мы все, путешественники. И нам нужна здесь пересадочная станция. Мы хотели бы превратить этот дом в станцию, а ты чтоб был ее смотрителем.
- Этот дом?
- Мы не можем построить новую станцию, потому что твои люди начнут задавать вопросы: кто строит, для чего? Мы вынуждены использовать уже существующие строения и переделывать их для наших целей. Но только внутри. Снаружи мы оставляем все, как есть. Я хочу сказать, внешний вид останется прежним. Мы не хотим, чтобы кто-то задавал вопросы. Это важно...
Учитель: Вся наша жизнь, каждый ее час, каждый ее миг - Выбор. Чаще всего своими мыслями и поступками мы определяем, как будут прожиты ближайшие часы и дни. Часто в выборы вплетаются жизни и судьбы других людей. Бывают минуты, когда они определяют судьбу народа, Земли, Вселенной. О таких выборах идет сегодня речь.
- Итак, я предлагаю каждому из вас стать этим станционным смотрителем. Вы – единственный человек на нашей планете, имеющий необычно сложную жизнь и судьбу. Вы – тайный смотритель космической пересадочной станции на Земле. Как она возникла, почему именно вы – ее смотритель, сейчас уже неважно. Умение молчать, пытливость ума… Вас выбрала Судьба, Вы избрали свой Путь.
В определённые часы вы идёте в неприметное место в светлянских закоулках - переулках, где за небольшой дверью – космическая станция и ваша работа. Представьте себе это место снаружи и внутри… Здесь вы встречаете и провожаете космических путешественников, которые делают остановки на Земле: на несколько минут, часов, иногда дней. Некоторые уже стали вашими хорошими знакомыми. Да, еще: на станции вы не стареете. Но это только на станции. Вы находитесь в двойственном положении. По рождению вы - человек, житель Земли. Но это было давно, более 100 лет назад. Вот уже более 100 лет вы на службе в Галактическом Центре. Так что же может чувствовать такой человек? Чем и как он живет.
Нарисуйте свою жизнь, свое состояние «смотрителя» Вы живете сразу в двух мирах, ваш внутренний мир уникален. Как он выглядит в цвете и форме?
Учащиеся рисуют, затем все рисунки прикрепляются на ширму (можно сделать небольшой опрос по рисункам)
Во время рисования звучит спокойная музыка, затем нужно включить тревожную.
Чтение главы 3 (читает ученик)
Война
ДОГОВОРЕННОСТЬ О НОВОЙ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ - значилось на первой же странице.
Кризис назревал уже больше месяца - последний из серии кризисов, что
уже несколько лет подряд угрожали миру и спокойствию на Земле. И хуже
всего, говорил себе Инек, это то, что большинство из них созданы
искусственно, - то одна сторона, то другая пытается добиться преимуществ в
бесконечном шахматном матче силовой политики, начавшемся сразу после
второй мировой войны.
Вот они, факторы, думал Инек, все здесь: скорость прироста и
численность населения Земли, смертность, официальные курсы денежных
единиц, рост стоимости жизни, сведения о числе исповедующих различные
религии, успехи медицины, прогресс технологии, темпы роста промышленного
производства, состояние рынка рабочей силы, тенденции в мировой торговле и
многие другие, включая даже то, что на первый взгляд может показаться не
слишком важным, - цены, назначаемые на аукционах за произведения
искусства, передвижения населения во время отпусков и предпочитаемые
районы отдыха, скорости транспортных средств и количества психических
расстройств.
Он знал, что статистические методы, созданные математиками Мицара,
пригодны для любых условий и для любых ситуаций - но только если они
применены правильно. Ему же пришлось подгонять модель ситуации на чужой
планете к тому, что происходит здесь, на Земле. Не сказалась ли эта
подгонка на работоспособности метода?
Инек снова взглянул на таблицу и вздрогнул. Если он нигде не ошибся,
если все факты учтены правильно, если подгонка не нанесла ущерба самой
концепции оценки - тогда Земля движется к еще одной большой войне, к
уничтожительной ядерной катастрофе...
(Слайды 19 - 25) кадры катастроф
Учитель: так произошло, в этом нет вашей вины, но по ряду объективных причин Галактический Совет принял решение закрыть ту сеть станций, в которую входит ваша. Вам предложен Выбор.
Чтение главы 4 (читает ученик)
Вынесение приговора Земле
- Похоже, - сказал Инек, - у тебя уже не осталось надежды сохранить
станцию здесь, на Земле.
- Почти никакой, - ответил Улисс. - Но у тебя есть выбор. Ты можешь
остаться на Земле и жить обычной жизнью земного человека, а можешь - если
тебе захочется, получить место на другой станции. В Галактическом Центре
надеются, что ты выберешь последнее и продолжишь работу.
- Значит, все уже решено?
- Боюсь, да, - сказал Улисс. - Извини, что на этот раз я прибыл с
плохими новостями.
Инек сидел словно в оцепенении. Плохие новости! Это еще мягко
сказано. Конец всему!
Рушился не только его собственный мир, но и все надежды Земли. Без
станции планета снова окажется в глуши на задворках галактики - без
надежды на помощь, без шансов на признание, без понимания того, какой
чудесный, большой мир ждет людей за пределами Солнечной системы. Одинокое,
беззащитное человечество, оступаясь и ошибаясь, пойдет прежним путем к
своему слепому, безумному будущему.
Учитель: Вам предложен выбор: остаться на Земле простым жителем, потеряв связь с Галактическим содружеством или перейти смотрителем на станцию, которая входит в содружество, т.е. стать гражданином Галактики, но связь с Землей будет утеряна навсегда. Вы можете выбирать.
(Звучит музыка, учащиеся делают свой выбор. Те, кто выбрал Галактику, садятся спиной в круг)
- Итак, вы сделали свой выбор. Как вам это далось? Тяжело или легко? Поделитесь своими чувствами.
- А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте свое новое бытие, проживите «про себя» свою новую жизнь, ощутите все ее преимущества и недостатки. Представьте, что прошел целый год. Чем он был наполнен? Что произошло?
(Далее следует текст, в котором участникам предлагается сделать второй Выбор.
Выбор драматичный и сложный, поэтому текст должен читаться очень четко, размеренно, неторопливо)
Учитель: Выбор сделанный нами, часто бывает необратимым. Вы уже давно не «смотрители станций», но Судьба снова призывает вас к действию. Галактический совет всерьез обеспокоен тем, как развивается земная человеческая цивилизация. Она стоит на пороге войны. Войны, в которой может сгореть не только она сама. Увы, экологические и энергетические последствия самоуничтожения разумной жизни на Земле отразятся на всем Галактическом сообществе. Контакты с земными правительствами недопустимы: каждое из них постарается извлечь из него свою выгоду, использовать как политическое, так и техническое преимущество в конкуренции с другими государствами. Что делать? Часть Совета предлагает подождать еще, дать Земле время для того, чтобы одуматься, измениться. Другая часть настаивает на применение в отношении землян крайние меры, так называемого «оглупления»: на несколько поколений люди на Земле лишаются разума, впадают в первобытное состояние. Они не могут использовать ныне существующие технические достижения, так как вернутся в эпоху варварства. Те, кто выживут, естественно… Затем, через 200-300 лет, разум будет возрожден. Опыт применения такой меры показывает, что ряд цивилизаций после этого выбирает другой путь развития: гуманный, разумный, и спустя тысячелетия раса приходит в Галактическое содружество. У бывшего «станционного смотрителя» есть определенный авторитет в Совете. К его мнению готовы прислушаться. Итак, каждая группа – и «земляне», и «граждане Галактики» - имеют возможность повлиять на решение Совета. Для этого вы должны определиться в своих выборах: сначала каждый человек решает для себя, а затем группа принимает общее решение.
Когда прозвучит текст, участники должны начать обсуждение. Задача каждой группы – решить «оглуплять» Землю или нет.
После обсуждения в группах, учащиеся приводят свои аргументы. Перед обсуждением следует перед глобусами (один глобус - Земля, другой - Галактика) зажечь свечу.
Совет (приглашенные на урок учителя) выслушивает доводы групп и гасит свечу той группы, чьи аргументы им показались неубедительными.
Итог
Выбор есть всегда, и он зависит только от вас. Сегодня мы с вами это доказали на примере работы по роману великого американского писателя - фантаста Клиффорда Саймака «Пересадочная станция». Спасибо за работу.
Васильева Татьяна