12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Алатырева О. Г. 128
Россия, Удмуртская респ., Воткинский район, село Светлое

МБОУ Светлянская СОШ

Воткинский район, Удмуртская Республика

 

Конспект урока

внеклассного чтения

«Звездные перекрестки»

 Раработала: Алатырева Оксана Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

первой категории

МБОУ Светлянской СОШ

 

 

 

с. Светлое 2015

 

 

 

Внеклассное чтение по зарубежной литературе

Тема: «Звездные перекрестки»

(урок, построенный на основе игры «Звездные перекрестки»)

Цель:

помочь учащимся осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть жизнь, судьба, выбор на примере романа К. Саймака «Пересадочная станция»

Задачи:

формировать умение личностного и гражданского выбора, принятия ответственности за собственный выбор;

развивать навыки самоанализа посредством работы над текстом;

воспитывать ответственную позицию в отношении глобальных гуманистических проблем человечества;

развивать навыки коллективного взаимодействия посредством работы в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, ширма, 2 глобуса, 2 свечи, карандаши, листы, ручки.

Предварительная работа: подготовка презентации, подготовить отрывки для чтения.

Ход занятия:

Орг. момент

- Здравствуйте, дорогие друзья.

Вчера мы отмечали великий праздник, праздник победы разума, преодолевшее земное притяжение – День космонавтики и первого полета человека в космос.

(слайд 1).

- А что такое космос? (слайд 2) Космос - это мир звезд и галактик. Космос всегда манил людей к себе своими тайнами, своей неизведанностью.

Особенно притягивал он к себе писателей - фантастов. Ведь в своих произведениях они могли постичь это неизведанное, жить в этих галактиках и смотреть на нашу Землю с высоты звезд.

Объявление темы

- Итак, сегодня мы познакомимся с одним из таких писателей, попробуем прожить той жизнью, которой живет главный герой его произведения, поразмышляем над проблемой ставшего перед выбора.

- Знакомьтесь: Клиффорд Саймак (слайд 3) и его роман «Пересадочная станция»

3. Сообщение о К. Саймаке (слайд 4)

К. Дональд Саймак (Симак), один из крупнейших американских фантастов, родился 3 августа 1904 года в штате Висконсин, г. Меллвиле. Учился в университете в Мэдисоне, но не окончил его. Работал репортером и редактором отдела новостей в городской газете Миннеаполиса, где и прожил всю жизнь.

Несмотря на то, что первый свой фантастический рассказ Саймак напечатал в 1931 году( слайд 5), признание пришло к нему только в конце 30 - ых годов, когда он начал сотрудничать с журналом «Эстаудинг»

Саймак считается отцом современной американской фантастики.

(слайд 6) Российскому читателю имя К. Саймака известно с 1957 года, когда на страницах журнала «Знание - сила» был опубликован его рассказ «Однажды на Меркурии».

С начала 60 - ых Саймак переключился на написание романов, одним из котрых является роман «Пересадочная станция», удостоенный премии «Хьюго».

(слайд 7) В 1977 году К. Саймаку присужден приз «Grand Master Nebula». Скончался К. Саймак 25 апреля 1988 года.

Отличительная черта творчества Саймака - вера в разум, в доброе начало в человеке и человечестве, призыв к миру и единению всех, кто живет на планете Земля и с кем еще, возможно, встретятся земляне.

Работа по произведению

Окунемся в мир фантазий К. Саймака. (слайд 8)

Год 1963 . В журнале «Galaxy Magazine» опубликован роман под названием «Here Gather the Stars» («Здесь соберете звезды»), который позже станет известен как роман «Пересадочная станция». Действие  разворачивается в одном из глухих уголков Америки. Это место как бы выпало из общего течения времени, которое, как река, обтекает этот островок  практически неизменной жизни. В то время, пока весь мир на огромной скорости несется к своему будущему (возможно не очень хорошему), именно в этом заброшенном уголке начинают вызревать события, способные коренным образом изменить судьбу планеты.

Чтение отрывка из главы 1. (читает подготовленный ученик)

(можно включить музыку)

Ученик: Грохот стих. Дым, словно тонкие серые пряди тумана, плыл над

истерзанным полем, разваленными изгородями и персиковыми деревьями,

которые артиллерийский огонь превратил в торчащие из земли щепки. Над

огромной равниной, где в порыве застарелой ненависти сошлись в битве

непримиримые враги, где совсем недавно люди рубились насмерть, а затем,

истощив все силы, отползли назад, на какое-то мгновение воцарилось - нет,

не успокоение - безмолвие.

Казалось, целую вечность перекатывался от горизонта до горизонта

пушечный гром, взметалась в небо земля, ржали кони, хрипло кричали кони.

Свист металла и тупые удары пуль, настигающих жертву, вспышки обжигающего

огня, блеск клинков, яркие боевые знамена, реющие на ветру.

А затем все это кончилось, и наступила тишина.

Но тишина в этот день и над этой равниной звучала фальшиво, и вот она

уже нарушается стонами и криками: кто-то просит воды, кто-то молит о

смерти - крики, стоны, призывы о помощи будут звучать под безжалостным

летним солнцем еще долгие часы. Позже распростертые фигуры умолкнут и

замрут, а потом над полем поплывет удушливый, тошнотворный запах - и

могилы павших будут совсем не глубоки...

Много пшеницы останется неубранной, и не зацветут весной неухоженные

сады: а на равнине, плавно поднимающейся к каменистому хребту, останутся

несказанные слова, недоделанные дела и набухшие от влаги кучки тряпья,

кричащие о бессмысленной расточительности смерти.

Железная Бригада, 5-й Нью-Гэмпширский, 1-й Миннесотский, 2-й

Массачусетский, 16-й Мэнский - то были славные имена, и с годами их слава

росла, но все же это только имена, откликающиеся эхом в туннелях веков.

Еще одно имя - Инек Уоллис.

Он так и держал в мозолистой руке свой разбитый мушкет. Лицо его

почернело от пороховой гари. Сапоги покрылись коркой спекшейся крови и

пыли.

Он все еще был жив.

Учитель: Инек Уоллис, ветеран Гражданской войны в США, выбран пришельцем Улиссом в качестве управляющего пересадочной станции для межпланетных путешествий по Галактике.

Презентация Галактика (слайды 9-18)

Чтение главы 2 (читает ученик)

Инек сидел на ступенях крыльца. Вечерело. Над далекими холмами в

штате Айова, за рекой, собирались грозовые тучи. День был жаркий, душный,ни дуновения ветерка.

Путника он заметил, когда тот уже свернул к воротам. Высокий

сухопарый человек в запыленной одежде, судя по всему, проделавший долгий путь. Гость шел по тропе к дому, но Инек сидел и ждал, не трогаясь с места.

- Добрый день, сэр, - произнес он наконец. - Сегодня жарко, и вы,

должно быть, устали. Присаживайтесь, отдохните.

- С удовольствием, - ответил незнакомец. - Но сначала, прошу вас,

глоток воды.

Вот так это и началось, думал Инек, больше века назад. Фантазия,

родившаяся у горящего в ночи костра, обернулась реальностью, и теперь Земля отмечена на всех галактических картах как пересадочная станция для многочисленных путешественников, добирающихся от звезды до звезды.

Когда-то все они были чужаками, но это давно уже не так. Просто для

Уоллиса такой категории не существовало: в любом обличье и какую бы цель они ни преследовали - все они для него люди.

Он взглянул на запись от 16 октября 1931 года и быстро ее перечитал.

То, что его интересовало, оказалось в самом конце:

"Улисс сказал, что жители шестой планеты Тубана, возможно, самые выдающиеся математики во всей галактике. Похоже, они создали новую систему счисления, превосходящую любую из существовавших ранее, и она особенно полезна для обработки статистических данных."

А он все еще был человеком. Странно, подумал он, что ничего не

изменилось, что за сто с лишним лет общения с существами из множества других миров он по-прежнему остается человеком с планеты Земля.

Он закрыл глаза и принялся вспоминать, как выглядел дом в те давние

времена.

Да, думал Инек, что-то всегда остается навечно - хотя бы воспоминание

об уютной теплой кухне в студеную зимнюю ночь из детства.

Но это лишь воспоминание, память души, потому что в жизни ничего

такого не сохранилось.

Вместо всего этого появился один большой зал. Пол на втором этаже и

все перегородки убрали, и получился зал, одну сторону которого занимает галактическая пересадочная станция, а на другой живет ее смотритель. В углу стоит кровать, у противоположной стены - плита, работающая на неизвестном Земле принципе, и холодильник - тоже инопланетного происхождения. Все свободное место вдоль стен занято шкафами и полками, заставленными журналами, книгами и дневниками.

В другой половине дома размещался сложный комплекс аппаратуры, переносившей странников от звезды до звезды; он занимал все пространство до самого потолка.

Постоялый двор. Пересадочная станция. Галактический перекресток.

- Но почему?.. - спросил Инек. - Зачем я тебе нужен?

- Мы все, путешественники. И нам нужна здесь пересадочная станция. Мы хотели бы превратить этот дом в станцию, а ты чтоб был ее смотрителем.

- Этот дом?

- Мы не можем построить новую станцию, потому что твои люди начнут задавать вопросы: кто строит, для чего? Мы вынуждены использовать уже существующие строения и переделывать их для наших целей. Но только внутри. Снаружи мы оставляем все, как есть. Я хочу сказать, внешний вид останется прежним. Мы не хотим, чтобы кто-то задавал вопросы. Это важно...

Учитель: Вся наша жизнь, каждый ее час, каждый ее миг - Выбор. Чаще всего своими мыслями и поступками мы определяем, как будут прожиты ближайшие часы и дни. Часто в выборы вплетаются жизни и судьбы других людей. Бывают минуты, когда они определяют судьбу народа, Земли, Вселенной. О таких выборах идет сегодня речь.

- Итак, я предлагаю каждому из вас стать этим станционным смотрителем. Вы – единственный человек на нашей планете, имеющий необычно сложную жизнь и судьбу. Вы – тайный смотритель космической пересадочной станции на Земле. Как она возникла, почему именно вы – ее смотритель, сейчас уже неважно. Умение молчать, пытливость ума… Вас выбрала Судьба, Вы избрали свой Путь.

В определённые часы вы идёте в неприметное место в светлянских закоулках - переулках, где за небольшой дверью – космическая станция и ваша работа. Представьте себе это место снаружи и внутри… Здесь вы встречаете и провожаете космических путешественников, которые делают остановки на Земле: на несколько минут, часов, иногда дней. Некоторые уже стали вашими хорошими знакомыми. Да, еще: на станции вы не стареете. Но это только на станции. Вы находитесь в двойственном положении. По рождению вы - человек, житель Земли. Но это было давно, более 100 лет назад. Вот уже более 100 лет вы на службе в Галактическом Центре. Так что же может чувствовать такой человек? Чем и как он живет.

Нарисуйте свою жизнь, свое состояние «смотрителя» Вы живете сразу в двух мирах, ваш внутренний мир уникален. Как он выглядит в цвете и форме?

Учащиеся рисуют, затем все рисунки прикрепляются на ширму (можно сделать небольшой опрос по рисункам)

Во время рисования звучит спокойная музыка, затем нужно включить тревожную.

Чтение главы 3 (читает ученик)

Война

ДОГОВОРЕННОСТЬ О НОВОЙ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ - значилось на первой же странице.

Кризис назревал уже больше месяца - последний из серии кризисов, что

уже несколько лет подряд угрожали миру и спокойствию на Земле. И хуже

всего, говорил себе Инек, это то, что большинство из них созданы

искусственно, - то одна сторона, то другая пытается добиться преимуществ в

бесконечном шахматном матче силовой политики, начавшемся сразу после

второй мировой войны.

Вот они, факторы, думал Инек, все здесь: скорость прироста и

численность населения Земли, смертность, официальные курсы денежных

единиц, рост стоимости жизни, сведения о числе исповедующих различные

религии, успехи медицины, прогресс технологии, темпы роста промышленного

производства, состояние рынка рабочей силы, тенденции в мировой торговле и

многие другие, включая даже то, что на первый взгляд может показаться не

слишком важным, - цены, назначаемые на аукционах за произведения

искусства, передвижения населения во время отпусков и предпочитаемые

районы отдыха, скорости транспортных средств и количества психических

расстройств.

Он знал, что статистические методы, созданные математиками Мицара,

пригодны для любых условий и для любых ситуаций - но только если они

применены правильно. Ему же пришлось подгонять модель ситуации на чужой

планете к тому, что происходит здесь, на Земле. Не сказалась ли эта

подгонка на работоспособности метода?

Инек снова взглянул на таблицу и вздрогнул. Если он нигде не ошибся,

если все факты учтены правильно, если подгонка не нанесла ущерба самой

концепции оценки - тогда Земля движется к еще одной большой войне, к

уничтожительной ядерной катастрофе...

(Слайды 19 - 25) кадры катастроф

Учитель: так произошло, в этом нет вашей вины, но по ряду объективных причин Галактический Совет принял решение закрыть ту сеть станций, в которую входит ваша. Вам предложен Выбор.

Чтение главы 4 (читает ученик)

Вынесение приговора Земле

- Похоже, - сказал Инек, - у тебя уже не осталось надежды сохранить

станцию здесь, на Земле.

- Почти никакой, - ответил Улисс. - Но у тебя есть выбор. Ты можешь

остаться на Земле и жить обычной жизнью земного человека, а можешь - если

тебе захочется, получить место на другой станции. В Галактическом Центре

надеются, что ты выберешь последнее и продолжишь работу.

- Значит, все уже решено?

- Боюсь, да, - сказал Улисс. - Извини, что на этот раз я прибыл с

плохими новостями.

Инек сидел словно в оцепенении. Плохие новости! Это еще мягко

сказано. Конец всему!

Рушился не только его собственный мир, но и все надежды Земли. Без

станции планета снова окажется в глуши на задворках галактики - без

надежды на помощь, без шансов на признание, без понимания того, какой

чудесный, большой мир ждет людей за пределами Солнечной системы. Одинокое,

беззащитное человечество, оступаясь и ошибаясь, пойдет прежним путем к

своему слепому, безумному будущему.

Учитель: Вам предложен выбор: остаться на Земле простым жителем, потеряв связь с Галактическим содружеством или перейти смотрителем на станцию, которая входит в содружество, т.е. стать гражданином Галактики, но связь с Землей будет утеряна навсегда. Вы можете выбирать.

(Звучит музыка, учащиеся делают свой выбор. Те, кто выбрал Галактику, садятся спиной в круг)

- Итак, вы сделали свой выбор. Как вам это далось? Тяжело или легко? Поделитесь своими чувствами.

- А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте свое новое бытие, проживите «про себя» свою новую жизнь, ощутите все ее преимущества и недостатки. Представьте, что прошел целый год. Чем он был наполнен? Что произошло?

(Далее следует текст, в котором участникам предлагается сделать второй Выбор.

Выбор драматичный и сложный, поэтому текст должен читаться очень четко, размеренно, неторопливо)

Учитель: Выбор сделанный нами, часто бывает необратимым. Вы уже давно не «смотрители станций», но Судьба снова призывает вас к действию. Галактический совет всерьез обеспокоен тем, как развивается земная человеческая цивилизация. Она стоит на пороге войны. Войны, в которой может сгореть не только она сама. Увы, экологические и энергетические последствия самоуничтожения разумной жизни на Земле отразятся на всем Галактическом сообществе. Контакты с земными правительствами недопустимы: каждое из них постарается извлечь из него свою выгоду, использовать как политическое, так и техническое преимущество в конкуренции с другими государствами. Что делать? Часть Совета предлагает подождать еще, дать Земле время для того, чтобы одуматься, измениться. Другая часть настаивает на применение в отношении землян крайние меры, так называемого «оглупления»: на несколько поколений люди на Земле лишаются разума, впадают в первобытное состояние. Они не могут использовать ныне существующие технические достижения, так как вернутся в эпоху варварства. Те, кто выживут, естественно… Затем, через 200-300 лет, разум будет возрожден. Опыт применения такой меры показывает, что ряд цивилизаций после этого выбирает другой путь развития: гуманный, разумный, и спустя тысячелетия раса приходит в Галактическое содружество. У бывшего «станционного смотрителя» есть определенный авторитет в Совете. К его мнению готовы прислушаться. Итак, каждая группа – и «земляне», и «граждане Галактики» - имеют возможность повлиять на решение Совета. Для этого вы должны определиться в своих выборах: сначала каждый человек решает для себя, а затем группа принимает общее решение.

Когда прозвучит текст, участники должны начать обсуждение. Задача каждой группы – решить «оглуплять» Землю или нет.

После обсуждения в группах, учащиеся приводят свои аргументы. Перед обсуждением следует перед глобусами (один глобус - Земля, другой - Галактика) зажечь свечу.

Совет (приглашенные на урок учителя) выслушивает доводы групп и гасит свечу той группы, чьи аргументы им показались неубедительными.

Итог

Выбор есть всегда, и он зависит только от вас. Сегодня мы с вами это доказали на примере работы по роману великого американского писателя - фантаста Клиффорда Саймака «Пересадочная станция». Спасибо за работу.

Опубликовано

Комментарии (1)

Васильева Татьяна, 10.02.16 в 15:30 0 Ответить Пожаловаться
Нет мультимедийной презентации
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.