Конспект урока внеклассного чтения «Звёздные перекрестки» (10–11 классы)

1
0
Материал опубликован 4 January 2016

МБОУ Светлянская СОШ

Воткинский район, Удмуртская Республика

 

Конспект урока

внеклассного чтения

«Звездные перекрестки»

 Раработала: Алатырева Оксана Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

первой категории

МБОУ Светлянской СОШ

 

 

 

с. Светлое 2015

 

 

 

Внеклассное чтение по зарубежной литературе

Тема: «Звездные перекрестки»

(урок, построенный на основе игры «Звездные перекрестки»)

Цель:

помочь учащимся осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть жизнь, судьба, выбор на примере романа К. Саймака «Пересадочная станция»

Задачи:

формировать умение личностного и гражданского выбора, принятия ответственности за собственный выбор;

развивать навыки самоанализа посредством работы над текстом;

воспитывать ответственную позицию в отношении глобальных гуманистических проблем человечества;

развивать навыки коллективного взаимодействия посредством работы в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, ширма, 2 глобуса, 2 свечи, карандаши, листы, ручки.

Предварительная работа: подготовка презентации, подготовить отрывки для чтения.

Ход занятия:

Орг. момент

- Здравствуйте, дорогие друзья.

Вчера мы отмечали великий праздник, праздник победы разума, преодолевшее земное притяжение – День космонавтики и первого полета человека в космос.

(слайд 1).

- А что такое космос? (слайд 2) Космос - это мир звезд и галактик. Космос всегда манил людей к себе своими тайнами, своей неизведанностью.

Особенно притягивал он к себе писателей - фантастов. Ведь в своих произведениях они могли постичь это неизведанное, жить в этих галактиках и смотреть на нашу Землю с высоты звезд.

Объявление темы

- Итак, сегодня мы познакомимся с одним из таких писателей, попробуем прожить той жизнью, которой живет главный герой его произведения, поразмышляем над проблемой ставшего перед выбора.

- Знакомьтесь: Клиффорд Саймак (слайд 3) и его роман «Пересадочная станция»

3. Сообщение о К. Саймаке (слайд 4)

К. Дональд Саймак (Симак), один из крупнейших американских фантастов, родился 3 августа 1904 года в штате Висконсин, г. Меллвиле. Учился в университете в Мэдисоне, но не окончил его. Работал репортером и редактором отдела новостей в городской газете Миннеаполиса, где и прожил всю жизнь.

Несмотря на то, что первый свой фантастический рассказ Саймак напечатал в 1931 году( слайд 5), признание пришло к нему только в конце 30 - ых годов, когда он начал сотрудничать с журналом «Эстаудинг»

Саймак считается отцом современной американской фантастики.

(слайд 6) Российскому читателю имя К. Саймака известно с 1957 года, когда на страницах журнала «Знание - сила» был опубликован его рассказ «Однажды на Меркурии».

С начала 60 - ых Саймак переключился на написание романов, одним из котрых является роман «Пересадочная станция», удостоенный премии «Хьюго».

(слайд 7) В 1977 году К. Саймаку присужден приз «Grand Master Nebula». Скончался К. Саймак 25 апреля 1988 года.

Отличительная черта творчества Саймака - вера в разум, в доброе начало в человеке и человечестве, призыв к миру и единению всех, кто живет на планете Земля и с кем еще, возможно, встретятся земляне.

Работа по произведению

Окунемся в мир фантазий К. Саймака. (слайд 8)

Год 1963 . В журнале «Galaxy Magazine» опубликован роман под названием «Here Gather the Stars» («Здесь соберете звезды»), который позже станет известен как роман «Пересадочная станция». Действие  разворачивается в одном из глухих уголков Америки. Это место как бы выпало из общего течения времени, которое, как река, обтекает этот островок  практически неизменной жизни. В то время, пока весь мир на огромной скорости несется к своему будущему (возможно не очень хорошему), именно в этом заброшенном уголке начинают вызревать события, способные коренным образом изменить судьбу планеты.

Чтение отрывка из главы 1. (читает подготовленный ученик)

(можно включить музыку)

Ученик: Грохот стих. Дым, словно тонкие серые пряди тумана, плыл над

истерзанным полем, разваленными изгородями и персиковыми деревьями,

которые артиллерийский огонь превратил в торчащие из земли щепки. Над

огромной равниной, где в порыве застарелой ненависти сошлись в битве

непримиримые враги, где совсем недавно люди рубились насмерть, а затем,

истощив все силы, отползли назад, на какое-то мгновение воцарилось - нет,

не успокоение - безмолвие.

Казалось, целую вечность перекатывался от горизонта до горизонта

пушечный гром, взметалась в небо земля, ржали кони, хрипло кричали кони.

Свист металла и тупые удары пуль, настигающих жертву, вспышки обжигающего

огня, блеск клинков, яркие боевые знамена, реющие на ветру.

А затем все это кончилось, и наступила тишина.

Но тишина в этот день и над этой равниной звучала фальшиво, и вот она

уже нарушается стонами и криками: кто-то просит воды, кто-то молит о

смерти - крики, стоны, призывы о помощи будут звучать под безжалостным

летним солнцем еще долгие часы. Позже распростертые фигуры умолкнут и

замрут, а потом над полем поплывет удушливый, тошнотворный запах - и

могилы павших будут совсем не глубоки...

Много пшеницы останется неубранной, и не зацветут весной неухоженные

сады: а на равнине, плавно поднимающейся к каменистому хребту, останутся

несказанные слова, недоделанные дела и набухшие от влаги кучки тряпья,

кричащие о бессмысленной расточительности смерти.

Железная Бригада, 5-й Нью-Гэмпширский, 1-й Миннесотский, 2-й

Массачусетский, 16-й Мэнский - то были славные имена, и с годами их слава

росла, но все же это только имена, откликающиеся эхом в туннелях веков.

Еще одно имя - Инек Уоллис.

Он так и держал в мозолистой руке свой разбитый мушкет. Лицо его

почернело от пороховой гари. Сапоги покрылись коркой спекшейся крови и

пыли.

Он все еще был жив.

Учитель: Инек Уоллис, ветеран Гражданской войны в США, выбран пришельцем Улиссом в качестве управляющего пересадочной станции для межпланетных путешествий по Галактике.

Презентация Галактика (слайды 9-18)

Чтение главы 2 (читает ученик)

Инек сидел на ступенях крыльца. Вечерело. Над далекими холмами в

штате Айова, за рекой, собирались грозовые тучи. День был жаркий, душный,ни дуновения ветерка.

Путника он заметил, когда тот уже свернул к воротам. Высокий

сухопарый человек в запыленной одежде, судя по всему, проделавший долгий путь. Гость шел по тропе к дому, но Инек сидел и ждал, не трогаясь с места.

- Добрый день, сэр, - произнес он наконец. - Сегодня жарко, и вы,

должно быть, устали. Присаживайтесь, отдохните.

- С удовольствием, - ответил незнакомец. - Но сначала, прошу вас,

глоток воды.

Вот так это и началось, думал Инек, больше века назад. Фантазия,

родившаяся у горящего в ночи костра, обернулась реальностью, и теперь Земля отмечена на всех галактических картах как пересадочная станция для многочисленных путешественников, добирающихся от звезды до звезды.

Когда-то все они были чужаками, но это давно уже не так. Просто для

Уоллиса такой категории не существовало: в любом обличье и какую бы цель они ни преследовали - все они для него люди.

Он взглянул на запись от 16 октября 1931 года и быстро ее перечитал.

То, что его интересовало, оказалось в самом конце:

"Улисс сказал, что жители шестой планеты Тубана, возможно, самые выдающиеся математики во всей галактике. Похоже, они создали новую систему счисления, превосходящую любую из существовавших ранее, и она особенно полезна для обработки статистических данных."

А он все еще был человеком. Странно, подумал он, что ничего не

изменилось, что за сто с лишним лет общения с существами из множества других миров он по-прежнему остается человеком с планеты Земля.

Он закрыл глаза и принялся вспоминать, как выглядел дом в те давние

времена.

Да, думал Инек, что-то всегда остается навечно - хотя бы воспоминание

об уютной теплой кухне в студеную зимнюю ночь из детства.

Но это лишь воспоминание, память души, потому что в жизни ничего

такого не сохранилось.

Вместо всего этого появился один большой зал. Пол на втором этаже и

все перегородки убрали, и получился зал, одну сторону которого занимает галактическая пересадочная станция, а на другой живет ее смотритель. В углу стоит кровать, у противоположной стены - плита, работающая на неизвестном Земле принципе, и холодильник - тоже инопланетного происхождения. Все свободное место вдоль стен занято шкафами и полками, заставленными журналами, книгами и дневниками.

В другой половине дома размещался сложный комплекс аппаратуры, переносившей странников от звезды до звезды; он занимал все пространство до самого потолка.

Постоялый двор. Пересадочная станция. Галактический перекресток.

- Но почему?.. - спросил Инек. - Зачем я тебе нужен?

- Мы все, путешественники. И нам нужна здесь пересадочная станция. Мы хотели бы превратить этот дом в станцию, а ты чтоб был ее смотрителем.

- Этот дом?

- Мы не можем построить новую станцию, потому что твои люди начнут задавать вопросы: кто строит, для чего? Мы вынуждены использовать уже существующие строения и переделывать их для наших целей. Но только внутри. Снаружи мы оставляем все, как есть. Я хочу сказать, внешний вид останется прежним. Мы не хотим, чтобы кто-то задавал вопросы. Это важно...

Учитель: Вся наша жизнь, каждый ее час, каждый ее миг - Выбор. Чаще всего своими мыслями и поступками мы определяем, как будут прожиты ближайшие часы и дни. Часто в выборы вплетаются жизни и судьбы других людей. Бывают минуты, когда они определяют судьбу народа, Земли, Вселенной. О таких выборах идет сегодня речь.

- Итак, я предлагаю каждому из вас стать этим станционным смотрителем. Вы – единственный человек на нашей планете, имеющий необычно сложную жизнь и судьбу. Вы – тайный смотритель космической пересадочной станции на Земле. Как она возникла, почему именно вы – ее смотритель, сейчас уже неважно. Умение молчать, пытливость ума… Вас выбрала Судьба, Вы избрали свой Путь.

В определённые часы вы идёте в неприметное место в светлянских закоулках - переулках, где за небольшой дверью – космическая станция и ваша работа. Представьте себе это место снаружи и внутри… Здесь вы встречаете и провожаете космических путешественников, которые делают остановки на Земле: на несколько минут, часов, иногда дней. Некоторые уже стали вашими хорошими знакомыми. Да, еще: на станции вы не стареете. Но это только на станции. Вы находитесь в двойственном положении. По рождению вы - человек, житель Земли. Но это было давно, более 100 лет назад. Вот уже более 100 лет вы на службе в Галактическом Центре. Так что же может чувствовать такой человек? Чем и как он живет.

Нарисуйте свою жизнь, свое состояние «смотрителя» Вы живете сразу в двух мирах, ваш внутренний мир уникален. Как он выглядит в цвете и форме?

Учащиеся рисуют, затем все рисунки прикрепляются на ширму (можно сделать небольшой опрос по рисункам)

Во время рисования звучит спокойная музыка, затем нужно включить тревожную.

Чтение главы 3 (читает ученик)

Война

ДОГОВОРЕННОСТЬ О НОВОЙ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ - значилось на первой же странице.

Кризис назревал уже больше месяца - последний из серии кризисов, что

уже несколько лет подряд угрожали миру и спокойствию на Земле. И хуже

всего, говорил себе Инек, это то, что большинство из них созданы

искусственно, - то одна сторона, то другая пытается добиться преимуществ в

бесконечном шахматном матче силовой политики, начавшемся сразу после

второй мировой войны.

Вот они, факторы, думал Инек, все здесь: скорость прироста и

численность населения Земли, смертность, официальные курсы денежных

единиц, рост стоимости жизни, сведения о числе исповедующих различные

религии, успехи медицины, прогресс технологии, темпы роста промышленного

производства, состояние рынка рабочей силы, тенденции в мировой торговле и

многие другие, включая даже то, что на первый взгляд может показаться не

слишком важным, - цены, назначаемые на аукционах за произведения

искусства, передвижения населения во время отпусков и предпочитаемые

районы отдыха, скорости транспортных средств и количества психических

расстройств.

Он знал, что статистические методы, созданные математиками Мицара,

пригодны для любых условий и для любых ситуаций - но только если они

применены правильно. Ему же пришлось подгонять модель ситуации на чужой

планете к тому, что происходит здесь, на Земле. Не сказалась ли эта

подгонка на работоспособности метода?

Инек снова взглянул на таблицу и вздрогнул. Если он нигде не ошибся,

если все факты учтены правильно, если подгонка не нанесла ущерба самой

концепции оценки - тогда Земля движется к еще одной большой войне, к

уничтожительной ядерной катастрофе...

(Слайды 19 - 25) кадры катастроф

Учитель: так произошло, в этом нет вашей вины, но по ряду объективных причин Галактический Совет принял решение закрыть ту сеть станций, в которую входит ваша. Вам предложен Выбор.

Чтение главы 4 (читает ученик)

Вынесение приговора Земле

- Похоже, - сказал Инек, - у тебя уже не осталось надежды сохранить

станцию здесь, на Земле.

- Почти никакой, - ответил Улисс. - Но у тебя есть выбор. Ты можешь

остаться на Земле и жить обычной жизнью земного человека, а можешь - если

тебе захочется, получить место на другой станции. В Галактическом Центре

надеются, что ты выберешь последнее и продолжишь работу.

- Значит, все уже решено?

- Боюсь, да, - сказал Улисс. - Извини, что на этот раз я прибыл с

плохими новостями.

Инек сидел словно в оцепенении. Плохие новости! Это еще мягко

сказано. Конец всему!

Рушился не только его собственный мир, но и все надежды Земли. Без

станции планета снова окажется в глуши на задворках галактики - без

надежды на помощь, без шансов на признание, без понимания того, какой

чудесный, большой мир ждет людей за пределами Солнечной системы. Одинокое,

беззащитное человечество, оступаясь и ошибаясь, пойдет прежним путем к

своему слепому, безумному будущему.

Учитель: Вам предложен выбор: остаться на Земле простым жителем, потеряв связь с Галактическим содружеством или перейти смотрителем на станцию, которая входит в содружество, т.е. стать гражданином Галактики, но связь с Землей будет утеряна навсегда. Вы можете выбирать.

(Звучит музыка, учащиеся делают свой выбор. Те, кто выбрал Галактику, садятся спиной в круг)

- Итак, вы сделали свой выбор. Как вам это далось? Тяжело или легко? Поделитесь своими чувствами.

- А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте свое новое бытие, проживите «про себя» свою новую жизнь, ощутите все ее преимущества и недостатки. Представьте, что прошел целый год. Чем он был наполнен? Что произошло?

(Далее следует текст, в котором участникам предлагается сделать второй Выбор.

Выбор драматичный и сложный, поэтому текст должен читаться очень четко, размеренно, неторопливо)

Учитель: Выбор сделанный нами, часто бывает необратимым. Вы уже давно не «смотрители станций», но Судьба снова призывает вас к действию. Галактический совет всерьез обеспокоен тем, как развивается земная человеческая цивилизация. Она стоит на пороге войны. Войны, в которой может сгореть не только она сама. Увы, экологические и энергетические последствия самоуничтожения разумной жизни на Земле отразятся на всем Галактическом сообществе. Контакты с земными правительствами недопустимы: каждое из них постарается извлечь из него свою выгоду, использовать как политическое, так и техническое преимущество в конкуренции с другими государствами. Что делать? Часть Совета предлагает подождать еще, дать Земле время для того, чтобы одуматься, измениться. Другая часть настаивает на применение в отношении землян крайние меры, так называемого «оглупления»: на несколько поколений люди на Земле лишаются разума, впадают в первобытное состояние. Они не могут использовать ныне существующие технические достижения, так как вернутся в эпоху варварства. Те, кто выживут, естественно… Затем, через 200-300 лет, разум будет возрожден. Опыт применения такой меры показывает, что ряд цивилизаций после этого выбирает другой путь развития: гуманный, разумный, и спустя тысячелетия раса приходит в Галактическое содружество. У бывшего «станционного смотрителя» есть определенный авторитет в Совете. К его мнению готовы прислушаться. Итак, каждая группа – и «земляне», и «граждане Галактики» - имеют возможность повлиять на решение Совета. Для этого вы должны определиться в своих выборах: сначала каждый человек решает для себя, а затем группа принимает общее решение.

Когда прозвучит текст, участники должны начать обсуждение. Задача каждой группы – решить «оглуплять» Землю или нет.

После обсуждения в группах, учащиеся приводят свои аргументы. Перед обсуждением следует перед глобусами (один глобус - Земля, другой - Галактика) зажечь свечу.

Совет (приглашенные на урок учителя) выслушивает доводы групп и гасит свечу той группы, чьи аргументы им показались неубедительными.

Итог

Выбор есть всегда, и он зависит только от вас. Сегодня мы с вами это доказали на примере работы по роману великого американского писателя - фантаста Клиффорда Саймака «Пересадочная станция». Спасибо за работу.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет мультимедийной презентации

10 February 2016