Мероприятие на тему экологии «Чем могу я помочь моей планете?»

2
0
Материал опубликован 3 October 2020 в группе

Мероприятие на тему экологии «Чем могу я помочь моей планете?»

Цель: формирование у учащихся бережное отношение к природе.


Задачи:

- воспитательная: способствовать развитию у учащихся ответственного отношения к окружающему миру;

- образовательная: познакомить учащихся с интересными фактами о природе Земли и с фактами бездумного отношения человека к природе.


Ход мероприятия:


Так беззаботно, на лету

Он щедро сыплет трели,

Взвиваясь утром в высоту

С земли – своей постели.


Среди колосьев он живёт,

Его домишко тесен,

Но нужен весь небесный свод

Ему для звонких песен!



В этих строках описано прекрасное солнечное утро. Трели жаворонка слышны повсюду, когда он поёт. Я неслучайно начала нашу встречу этим стихотворением. Сегодня мы будем говорить с вами о животных, птицах, растениях, словом, о том, что мы называем природой.

Мы любим наслаждаться красотой природы, восхищаемся восходами и закатами солнца, любим слушать шум водопада и журчание ручейка в лесу… Для разных частей планеты характерны свои пейзажи. В Африке мы увидим горячие саванны с отдыхающими в тени деревьев удивительными животными, в Азии - высокие горы с белоснежными вершинами, в Антарктиде – бирюзовые айсберги причудливых форм, в России - бескрайние таёжные леса, напоминающие бесконечное зелёное море…Давайте совершим путешествие в разные точки мира. (Дети смотрят фильм о красоте природы Земли).


Ребята, попробуйте описать пейзаж, который вы сейчас увидите на экране. Какие чувства он у вас вызывает? (На экране появляется пейзаж и дети описывают его коллективно).


Если бы всё всегда было так хорошо, как на этой фотографии и в вашем рассказе. Но, увы, это не так.


Тихо! Слышите, ветер стонет!

Распахните навстречу души!

Натыкаясь на небоскрёбы,

Он таится, как в клетке душной.


А деревья хотят на волю,

Корни жжёт, на ветвях – раны,

Им бы чистой водицы долю,

Но стоят и молчат великаны…


Тихо! Слышите плач? Очнитесь!

Помогите Земле! Отзовитесь!

Не машите рукой небрежно,

Вспомните, как она вас ласкала,

Как к груди прижимала нежно,

Колыбельную песню шептала!

А теперь во она рыдает,

Неужель ваше сердце ослепло?

Мы виновны в её страданьях,

Возродим ли мы счастье из пепла?


Как бы красивы ни были восходы и закаты на нашей планете, но каждый день солнце освещает не только те пейзажи, что мы видели с вами в фильме, но и совсем другие. Например, огромные кучи мусора на окраинах городов, нефтяную пленку на поверхности океана, бесчисленное количество пней от срубленных деревьев… Человек прожил на Земле не более двух миллионов лет, но что он успел сделать со своим единственным домом – планетой Земля!

Прислушайтесь хотя бы к следующим фактам. Мировой океан – это всеобщая мусорная свалка. В его водах более 20 млн. тонн мусора. По этой причине исследователи обнаружили заболевания многих рыб и морских животных. Каждый год в Африке уничтожается 100 000 слонов.

Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных. Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений. В минуту вырубаются 20 га тропических лесов, а, как известно, тропические леса – это лёгкие нашей планеты.

5 млн. тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли. В воды Мирового океана ежегодно попадает около 10 млрд. тонн нефти. Сегодня с планеты уже исчезло 40-50 процентов лесов и кустарников.

В 100 раз увеличились наши энергетические ресурсы, в миллион раз умножили мощь нашего оружия. Конечно, такой напор природе выдержать трудно, и она постепенно отступает.


Вращаясь в космосе,

В плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллионы лет,

Я так устала… Плоть моя покрыта

Рубцами ран - живого места нет!


Природа неслышно уходит от нас.

Уходит, как девочка с праздника взрослых.

Уходит. Никто ей вдогонку не послан.

Стыдливо и молча уходит от нас…


Она отступает, покорна, скромна…

А, может, мы толком её и не знали?

А вдруг затаила обиду она

И ждёт, что случится неладное с нами?


И сейчас, ребята, вы увидите совсем другие пейзажи, которые есть на нашей планете. (Фильм о загрязнении природы).


Не дарите любимым черёмухи стон,

Боль сирени и вопли жасмина,

Будьте щедры душой, не тревожа кустов,

Подарите звезду в небе синем.


Не губите цветы на лугах и в лесу,

Берегите красу первозданную,

Когда с поля ромашки в охапках несут,

Мне становится грустно и страшно.


Подарите любимой ромашковый луг,

Васильковое поле ржаное,

Подарите берёзу иль царственный дуб,

Только пусть это будет живое.


Подарите лесов предосеннюю грусть,

Откровенье озёр, шорох тени,

Только звон колокольчиков слышится пусть,

Только пусть не иссякнет цветенье!


В этом стихотворении речь идёт о том, что уж очень часто человек бездумно, без всякой надобности срывает прекрасные дары природы – цветы, когда можно было бы обойтись без этого. Например, срывая ранней весной подснежники, мы их просто уничтожаем, не задумываясь. А подснежники занесены в Красную книгу. Разоряя муравейники, мы тем самым не даёт муравьям противостоять насекомым-вредителям леса. Да и вообще, муравейник – дом муравья. Хотели бы мы, чтобы наш дом кто-то разрушил? Уничтожение уникальнейших животных Земли – китов и амурских тигров – приняло такие чудовищные размеры, что даже звёзды мирового кино и музыки подняли свой голос в их защиту!


Сейчас я предлагаю художникам нашего класса – имена – нарисовать природоохранные знаки: «Осторожно, первоцвет!», «Внимание, муравейник!», «Спасите амурских тигров!», «Верните китов миру!». Когда рисунки будут готовы, я попрошу девочек защитить свои работы. (Художники сами выбирают тему своего знака, путём жеребьёвки). (Начинают работать).


Человек, уничтожая природу, уничтожает уникальнейшие вещи! Сколько удивительного в природе! Давайте поговорим об этом. Вот, например, есть у меня такие факты. Самое быстрое на Земле животное – гепард. За три секунды он разгоняется до 110 км в час, что превосходит возможности большинства спортивных автомобилей.

Самая быстрая птица – сокол-сапсан. В пикирующем пролёте сапсан развивает скорость до 322 км в час.

Гепард может прыгнуть в высоту на 4,5 метра, а пума на 4 метра.

В море самая быстрая рыба – парусник. Её скорость достигает 109 км в час.

А знаете ли вы, что у дельфинов есть свой язык, на котором они разговаривают друг с другом? Кенгуру прыгает в высоту на 3 метра.

Самый крупный наземный хищник – белый медведь. Его длина – 3,5 метра, а масса – 1 тонна. Когда белый медведь охотится, он прикрывает свой нос лапой, чтобы полностью слиться со снегом или льдиной в цвете. И (имя) продолжит рассказ об удивительном в природе.


Я люблю тебя, большое время,

Но, прошу, прислушайся ко мне,

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в тёмной глубине.


Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на Земле осталось что-то,

Отчего щемит в моей груди.


Да здравствуют те, кто любит и помогает животным, кто сажает новые деревья, кто не сорвёт в лесу подснежник, кто защищает бельков тюленя, китов и слонов, кто… Да перечислять можно долго. Но лучше сейчас послушать отрывок из книги Роберта Фрэнклина Лесли «Медведи и я». Действие книги происходит в прошлом веке, в Канаде. Автор книги некоторое время жил в лесу. Так случилось, что жизнь приготовила ему встречу с медведями. И вот как он описывает эту встречу в своей книге.

«Как-то под вечер в конце июня я ловил на спиннинг рыбу, пристроившись на выступе скалы в устье речки. Воздух звенел от щебета поздних перелётных птиц. Мимо протарахтела моторка, в которой громко переговаривалось два белых охотника. Ветерок трепал шерсть на огромной медведе, возвышавшемся посередине лодки. Едва моторка обогнула маленький мыс, как из леса выбежали три чёрных медвежонка, каждый не больше плюшевого медведя, и старая костлявая медведица. Эта четвёрка пробежала по берегу, с плеском прошлёпала по мелководью к скале, с которой я ловил рыбу, и стала клянчить у меня улов. Моторка с охотниками была ещё видна.

- Убирайтесь в лес, дурачье! – закричал я. – Неужели не понимаете, что они убьют вас?

Я так махал руками, что медведи испугались и спрятались в прибрежном ивняке. Старая медведица загнала медвежат на высокую пихту, а сама продолжала прятаться в ивняке. Она не разрешала им спускаться. Клёв был хороший, и, конечно же, я от души угостил медведей.

В тот вечер, отдыхая в сумерках на верхней ступеньке крыльца своей хижины, я подивился тому, что медвежата на ослушались медведицу, не спустились с дерева и не убежали по своим медвежьим делам. Но всё это, конечно, не моё дело и вмешиваться я не собирался.

А старую смирную медведицу я знал давно. Я знал, что по возрасту она не может быть матерью этих малышей. Значит, их мать застрелили. Старая медведица усыновила сирот, как это всегда бывает здесь, на севере, когда детёныши остаются без родителей. Но медведица была стара, страдала ревматизмом, да и по возрасту ей уже не доставало терпения, чтобы два года опекать троих малышей.

Сколько раз за прошедшие тридцать с лишком лет вспоминал я то, что выкинула эта почтенная медведица потом.

Покрытая шрамами старая медведица робко и медленно, почти на брюхе, подползла к моему крыльцу. В двух метрах от меня она остановилась и села на траву, устремив на меня такой отчаянный взгляд, какого я никогда раньше не видел у диких животных. Мотая головой и явно пытаясь что-то мне сказать, она издавала мягкие гортанные звуки. Нельзя было не понять, что она через барьер, разделяющий человека и животное, пыталась сообщить мне что-то важное. Совершенно явно, она не просила рыбу, она пыталась передать мне важное сообщение. Во время этой необыкновенной сцены она то и дело поглядывала на сидящих на дереве медвежат. И вскоре я уже не сомневался, что её просьба касается её малышей. Наконец, послав мне долгий испытующий взгляд, она издала несколько жалобных стонов, поднялась и неуклюже зашагала в лес позади моего дома. Судя по её поведению, она покидала медвежат-сирот. Медвежата не последовали за ней, так как, видно, получили строгий наказ остаться здесь. Больше я эту медведицу никогда не видел. А медвежат мне пришлось взять в свою хижину на воспитание. Видимо, в этом и заключалась просьба старой медведицы».

Как видите, ребята, животные по-своему умеют мыслить. И в данном случае, медведица, почувствовав приближение смерти, попросила человека позаботиться о её медвежатах.


Роберт Франклин Лесли описал в книге «Медведи и я» свою дружбу с животными. Он защищал и оберегал своих медвежат, и не только их. Он был непосредственным участником событий книги, когда ещё не знал, что напишет об этом книгу. Но, написав эту книгу, Роберт Лесли, защищает природу на другом уровне. Он старается разбудить в читателе чувство любви к природе и мысль о том, что природу нужно беречь и относиться к ней трогательно. Ребята, а как вы думаете, каждый ли человек может сделать вклад в защиту природы? Давайте подумаем, какую роль профессия человека играет в этом деле? Сейчас вы получите карточки с названиями профессий и попробуете рассказать, какой вклад люди различных профессий могут внести в дело защиты природы. (Дети получают карточки и рассказывают.)


Хорошо, прекрасно. Ну, а теперь мы посмотрим, какие природоохранные знаки нарисовали наши художники. Пусть они нам их сейчас представят и расскажут о них. (Художники рассказывают о своих знаках и показывают их.)


Молодцы, замечательные работы. Было бы здорово установить такие знаки в лесу, чтобы туристы не забывали, как нужно вести себя наедине с лесом и его обитателями.


Очень важно, совершенно необходимо не дать сегодня погибнуть тем, кто ещё жив. Вам не кажется, что в Пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли? В золотой рыбке можно увидеть природу – мудрую и строгую, щедрую, а в жадной старухе – самих себя. Сказка подсказывает – обуздай свою алчность, чтобы не остаться у разбитого корыта. Будем же беречь свою землю! Повсюду, на каждом шагу, вместе и каждый по отдельности. Завтрашний день будем таким, каким мы создадим его сегодня!


Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам это мир завещано беречь

И землю удивительную эту!


Завещано беречь нам этот мир,

Такой неповторимый а рассвете.

Он с детства очень дорог нам и мил,

За будущее мира мы в ответе.


Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой,

И шепчут мне Материки:

Ты береги нас, береги!


В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят Родники:

Ты береги, нас, береги!


Грустит глубокая Река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я Реки:

Ты береги нас, береги!


Смотрю на глобус – шар земной

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

Я сберегу вас, сберегу! (Шкловский Е.)


(Это стихотворение можно прослушать в аудиозаписи).


В конце нашей встречи давайте ещё раз посмотрим, как прекрасны создания природы, как удивительны и неповторимы её творения! (Фильм 3).


А теперь, чтобы логически закончить наше путешествия, возьмите ручки и на листках бумаги, лежащих перед вами, напишите свои размышления на тему: «Как нам сохранить красоту нашей планеты?» (Ребята пишут под музыку. Затем сдают учителю).




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.