Материал на проверке

Внеклассное мероприятие для обучающихся 5-9 классов коррекционной школы "Непокорённые"

0
0
Материал опубликован Вчера в 19:44 в группе

Презентация ЛенинградPPTX / 37.97 Мб

/data/files/p1739292195.pptx (Презентация Ленинград)

​​​​​​​ГКОУ «Тверская школа-интернат №1»

Внеклассное мероприятие для 6-9 классов,

посвященное блокаде Ленинграда

«Непокорённые» 

Подготовила: классный руководитель Рыкова Н.В.

Цель: Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;

Задачи:

1. Познакомить ребят с понятием блокада;

2. Воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа; любовь к Отечеству;

3. Воспитывать уважение к людям, пережившим блокаду.

Оборудование:

мультимедийный комплекс, презентация, фонограммы, клипы о блокаде, «блокадный хлеб», карточки со словами и цифрами для коллективной работы.


Ход занятия

Ведущий 1: (слайд 2) 27 января 1944 года, состоялось полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады, которая длилась почти 900 дней и ночей.

Ведущий 2: Во время Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики хотели не просто захватить некоторые города, они хотели уничтожить их, стереть с лица земли. В числе таких городов был и Ленинград.

Ведущий 1: Сейчас ребята 8-9 классов расскажут вам о том, как это было.


Ученик 1: (слайд 3) В Ленинграде находились крупнейшие советские военные предприятия. Ленинград являлся крупнейшим морским портом. В городе находится огромное количество памятников. Во дворцах Ленинграда хранятся картины, скульптуры и другие произведения искусства, поэтому Гитлер и хотел разрушить этот прекрасный город.

Ученик 2: (слайд 4) Мощная группировка немецких войск под названием «Север» продвигались с боями к Ленинграду. В сентябре 1941 года враг захватил все подступы к городу. Советские войска вынуждены были отступить за реку Неву и Ладожское озеро. Ленинград оказался в кольце окружения. Началась блокада Ленинграда.

Все железные и автодороги были захвачены фашистами. Связь с городом осуществлялась по Ладожскому озеру под сильным огнём противника.

Ученик 3: (слайд 5) Вражеская авиация и артиллерия постоянно бомбили и обстреливали город. Тысячи ленинградцев для защиты города рыли окопы, делали земляные насыпи, обносили их колючей проволокой. (слайд 6) Маскировочной сеткой и мешками в городе закрывали памятники, чтобы из не было видно с воздуха.

Окна заклеивали полосками бумаги, чтобы они не побились во время бомбёжек. (слайд 7) На окна вешали плотную ткань и старались вечером не зажигать в домах свет, чтобы не привлекать внимание немецких лётчиков.

Ученик 4: (слайд 8) Ночью на крышах домов по очереди дежурили жители города. Когда немецкие самолёты сбрасывали на город зажигательные бомбы, дежурные гасили их, чтобы не допустить пожаров.

Ученик 5: Немцы пытались прорваться в Ленинград и постоянно атаковали советские войска. Шли тяжёлые бои за каждый метр ленинградской земли. Тысячи солдат погибли, защищая город. (слайд 9) На помощь войскам в городе формировались отряды ополченцев. Все ленинградцы, кто мог держать в руках оружие, вышли на защиту города.

Ученик 6: Промышленные предприятия, которые не успели эвакуировать, снова заработали. (слайд 10) Кировский завод не прекращал выпуск танков. На других заводах делали боеприпасы. Танки, повреждённые в боях за Ленинград, прямо с поля боя возвращались в город. Там их ремонтировали, а утром они снова шли в бой. Работа на заводах не прекращалась ни на минуту. (слайд 11) Днём и ночью под вражеским огнём трудились ленинградцы. Старики, женщины и дети тоже вышли на работу.

Ученик 7: Фашистам так и не удалось прорваться в город. Но блокада Ленинграда продолжалась. Немцы решили взять город измором. (слайд 12) Ещё в начале блокады вражеские бомбы попали в склады, где хранились городские запасы продуктов. Обстановка в городе стала очень тяжёлой. Доставка продуктов в Ленинград прекратилась. Жителям города по карточкам давалось так мало хлеба, что люди начали умирать от голода.

Ученик 8: (слайд 13) Наступила зима. Отопление, свети воду в домах отключили. Люди ходили за водой на реку Неву. В комнатах ленинградцы ставили железные печки, которые топили книгами и мебелью. На этих печках кипятили воду и готовили еду. Печки быстро остывали, и в них приходилось подкидывать всё новое и новое топливо. Горожане прозвали их за это «Буржуйками».


Ведущий 1: Положение в городе стало катастрофическим. Норма хлеба по карточкам всё уменьшалась. (слайд 14) Рабочим на заводах выдавалось до 250 граммов хлеба в день, а остальным, в том числе детям, — всего 125 граммов хлеба в день.

Ведущий 2: У вас на столах лежат кусочки хлеба. Столько хлеба получали дети блокадного Ленинграда на целый день. И кроме этого хлеба больше они ничего не ели.

Ведущий 1: Перед вами лежит настоящий вкусный хлеб, выпеченный из ржаной муки. А в блокаду хлеб готовился из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. (слайд 15) В него часто добавляли перемолотый картон и даже опилки. Он был черного цвета и горький на вкус.

Ведущий 1: ГКО принял решение проложить дорогу в город по льду Ладожского озера. (слайд 17) Под постоянным огнём противника советские бойцы стали расчищать ладожский лёд т снега. И 22 ноября 1941 года по льду Ладожского озера в Ленинград проехали первые грузовики с продовольствием и медикаментами. Обратно на них отправляли в тыл истощённых женщин и детей.

Ведущий 2: Этой ледовой трассе через Ладожское озеро ленинградцы дали название "Дорога жизни". Она продолжала работать по 15 апреля 1942 года, пока не растаял лёд и помогла горожанам выжить. (слайд 18) Из терпящего бедствие города было вывезено более полумиллиона человек.

Ведущий 1: Фото и кино материалов, снятых в осаждённом Ленинграде сохранилось, к сожалению, очень немного. Сейчас мы вам предлагаем посмотреть редкие кадры кинохроники блокадного Ленинграда.

Видеоролик «Ленинградцы» (слайд 19)


Ведущий 1: Вместе с взрослыми в блокадном Ленинграде жили и боролись дети. Им в голодном и холодном городе было труднее всех. В первый год блокадной зимы работали школы. (слайд 20) Даже в жутких условиях дети учились, и это был подвиг. Ведь путь в школу был опасен и тяжел. На улицах часто рвались снаряды.

Ведущий 2: (слайд 21) В помещениях, где проходили уроки стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода и все-таки шли в школу.

Девчонка руки протянула
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.

Ведущий 1: (слайд 22) Наравне со взрослыми дети защищали свой город. Маленькие блокадники дежурили на крышах, уничтожая зажигательные бомбы, тушили пожары, разбирали завалы после бомбежек, расчищали трамвайные пути и дороги.

Ведущий 2: Дети работали на военных заводах, делая детали для пулеметов, автоматов и снарядов. Маленькие ленинградцы помогали взрослым в больницах и госпиталях, весной и осенью трудились на огородах, выращивая овощи. Дети вносили свой посильный вклад в освобождение Ленинграда.


(слайд 23,24,25,26) Исполнение песни «Ленинградцы»

Музыка: Исаак Шварц Слова: Вадим Коростылёв.


Ведущий 1: (слайд 27)За время блокады в Ленинграде погибло более 1 миллиона человек. Смерть – это всегда страшно и горько, но нет ничего ужаснее и несправедливее, чем смерть ребенка. И если гибель одного малыша можно назвать трагедией, то для того, что случилось с детьми в годы блокады, сложно подобрать определение.

Ведущий 2: В день полного освобождения Ленинграда мы вспоминаем самые страшные страницы Великой Отечественной войны – исписанные детским почерком. (слайд 28)

Ведущий 1: Дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой – это, пожалуй, самая известная детская летопись войны, которая уместилась всего на девяти страницах.

Ведущий 2: (слайд 29)Сегодня эти девять листочков, исписанных карандашом, хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, а их содержимое известно во многих странах и продолжает напоминать нам об ужасах войны.


Сценка

Ученик :

Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Тане было 11 лет. Семья Тани была многодетной: она была пятым и самым младшим ребенком в семье. (слайд 30)У неё было две сестры – Женя и Нина, и два брата – Леонид «Лёка» и Миша. (слайд 31)

22 июня 1941 года у танинной бабушки был день рождения. Утром девочка вручила ей подарок, а уже вскоре по радио объявили о начале войны.

Савичевы стали активно помогать Красной армии, и даже маленькая Таня не оставалась в стороне – собирала бутылки для зажигательных смесей.

Но потом в город пришла блокада, а за ней – голод и смерть.

Как-то раз Таня обнаружила дома записную книжку. В этой книжке Таня впоследствии и вела свой блокадный дневник.

Вскоре там появилась первая запись под буквой.

Таня: «Ж»: «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.» (слайд 33)

Ученик :

Старшая дочь Савичевых, несмотря на голод и сильное истощение, до последнего дня продолжала трудиться на заводе и сдавать кровь для раненых. Вскоре после нее с работы не вернулась Нина, но в этот раз Таня не стала ничего записывать в дневнике – она верила, что сестра жива. Нина действительно выжила: ее с другими работниками завода в спешке эвакуировали из города прямо с работы. Но Таня этого уже не узнала.

Страшные записи продолжали появляться одна за другой

Таня: «Б»: Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. (слайд 34)

«Л»: Лека умер 17 марта в 5 час утра в 1942 г. (слайд 35)

Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г (слайд 36).

«М»: Мама 13 мая в 7.30 час утра 1942 г. (слайд 37)

Ученик :

А затем Таня написала:

Таня: «Савичевы умерли». (слайд 38)

«Умерли все».

«Осталась одна Таня». (слайд 39)

Ученик :

Через пару лет не осталось и самой Тани. (слайд 40)

Измученная дистрофией, цингой и туберкулезом, 1 июля 1944 года девочка тихо умерла в доме инвалидов.


Ученик 1: (слайд 41)900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Тысячи людей погибли под обстрелами, умерли от голода и холода. Десятки зданий и дворцов были разрушены немецкой авиацией. Но не смотря на все эти ужасы, ленинградцы выстояли и выжили. В тяжелейших условиях они продолжали работать и выпускать снаряды для защиты города.

Ученик 2: (слайд 42)Население всей страны было поражено мужеством и героизмом Ленинградцев. Их подвиг служил во время войны примером стойкости для всех советских людей. Но лишь к 1943 году советские войска смогли прорвать блокаду Ленинграда. Окончательно город был освобождён в 1944 году. (слайд 42)


Ведущий 1: У вас на столах лежат карточки, которые вы должны будете разукрасить. Работать будете группами.

Ведущий 2: Из получившихся карточек вы будете должны составить фразу.


« 900 дней и ночей блокада Ленинграда»







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.