12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ерофеева Людмила Олеговна31
2

Внеклассное мероприятие «Мы выбираем здоровье!» (4 класс)

Внеклассное мероприятие

для учащихся 4 классов «Мы выбираем здоровье!»

 

Ерофеева Людмила Олеговна,

учитель начальных классов

МБОУ г. Иркутска СОШ №12

 

Пояснительная записка

 

В настоящее время сохранение и укрепление здоровья детей относится к числу наиболее актуальных вопросов начального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО)  определяет этот вопрос одним из приоритетных.  Чем выше уровень здоровья детей в современной школе, тем выше процент освоения знаний.

Результаты многочисленных опросов показывают, современные школьники хорошо осведомлены о том, что «пить, курить — здоровью вредить». Однако это не только не пугает детей, но и, напротив, подстегивает любопытство, толкает их на опасные эксперименты с одурманивающими веществами. Чтобы этого не произошло, нужна помощь взрослых. И суть данного внеклассного мероприятия заключается в том, чтобы сформировать у детей навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовывать свои желания и потребности за счет внутренних личностных ресурсов.

В системе воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит познанию себя и познанию окружающего мира. Умение видеть и понимать опасность, которая исходит извне и от себя самого, способствует воспитанию чувства самосохранения, развитию возможности защититься самому и оказать помощь другим, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Этим и обусловлена актуальность внеклассного мероприятия.

Методическая разработка внеклассного мероприятия составлена в соответствии с требованиями ФГОС и прошла апробацию на открытом занятии для обучающихся 4 класса в марте 2018 – 2019 учебного года.

Форма организации: игра-практикум длительность 45 минут.

Цель: пропаганда здорового образа жизни школьников; профилактика табакокурения.

Задачи:

1. Предоставить учащимся объективную информацию о последствиях ку­рения и сформировать представления о негативном влиянии курения на раз­личные сферы жизни человека (здоровье, учебу, работу, личную жизнь)

2. Формировать у учащихся отрицательное отношение к курению.

3. Помочь учащимся осознать свое отношение к здоровью и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни.

Мероприятие реализует следующие принципы:

Принцип системно-деятельностного подхода. Невозможно сохранить физическое здоровье обучающегося, если не совершенствовать его эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребенка. Деятельность позволит получить опыт социального действия, который будет способствовать формированию позитивного отношения к таким базовым ценностям, как здоровье и здоровый образ жизни.

Принцип непрерывности образования и воспитания. Если мы хотим сформировать у ребенка привычки и навыки здорового образа жизни, экологически грамотного поведения, то мероприятия должны быть не одноразовыми, а представлять собой определенную повторяющуюся цепочку, систему, стать нормой жизни.

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Принцип предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему предметного содержания.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на поисковую активность са­мих детей, побуждая их к творческому от­ношению при выполнении заданий. Задания содержат познава­тельный материал, соответствую­щий возрастным особенностям детей в сочета­нии с практическими зада­ниями (тре­нинг, оздоровительные минутки, упражне­ния для глаз, для осанки, дыха­тельные уп­ражнения), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержание заданий наполнены игро­выми сюжетами. Наряду с теоретическим мате­риалом ученикам предлагаются практи­че­ские рекомендации, игры и уп­ражнения, тренинги. Для реализации мероприятия ведущее место отведено частично-поисковому методу. Используются разнообразные приемы: коллективная и групповая формы работы с учащимися, игровые технологии, ИКТ – технологии.

Результативность

В процессе внеклассного занятия учащиеся узнали об особенностях влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника; вспомнили основы рационального питания; рассмотрели способы сохранения и укрепления здоровья; осознали важность общепринятых правил в семье, в школе, в общественных учреждениях; научились выполнять кинезиологические упражнения; тренировались отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора; учились принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой окружающей среды.

На этапе обдумывания ситуации «Дерево решений» все выбрали здоровые зеленые ветви, а значит, курению сказали: «Нет!» Если в начале занятия самооценка некоторых ребят была низкая, то в конце мероприятия равнодушных не осталось!

Активное и непосредственное участие детей в пропаганде здорового образа жизни среди сверстников, носит большое воспитательное значение для самого младшего школьника. Итогом занятия стало решение выступить перед ребятами параллельных и младших классов с последующей подготовкой спектакля. Значит результатом явилось не только формирование бережного отношения к собственному здоровью, но и воспитание активной жизненной позиции! Следовательно, цель и поставленные задачи внеклассного мероприятия были достигнуты.

Оформление: высказывания великих людей и философов о ценности здоровья:

«Здоровье – дороже золота» (В. Шекспир)

«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам» (И. Брехман)

«Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут» (Ж. Лабрюйер)

«Единственная красота, которую я знаю – это здоровье» (Генрих Гейне)

Оборудование: бланки для показания самооценки, бланки ответов группы, цветные наклейки для самооценки, цветные флажки для сигнала готовности групп, рисунок с изображением вредных воздействий на человека, рисунок «Здоровые дети», музыкальное оформление, мультимедийный проектор.

План

внеклассного мероприятия «Мы выбираем здоровье!»

I. Вступительное слово

II. Самооценка

III. Очерчивание круга проблем

1) Выявление положительных и отрицательных факторов, влияющих на здоровье.

2) Обсуждение отрицательных факторов.

3) «Дерево решений»

4) Тренинг «Умей сказать «НЕТ!» Разыгрывание ситуаций.

5) Альтернатива вредным привычкам.

IV. Я выбираю здоровье!

1) Сознание.

2) Движение.

3) Соблюдение личной гигиены.

4) Режим, питание.

V. Подведение итогов.

Содержание

Организация: каждый учащийся получает жетон определенного цвета и занимает место за столом соответственно цвету. Таким образом, получается 4 рабочих группы.

I. Вступительное слово

Прочитайте высказывания великих людей и философов о ценности здоровья. Как вы их понимаете?

Что важнее всего в век технического прогресса, в эпоху рыночных отношений? Конечно же, здоровье! Это главная ценность человека. Здоровье не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете полностью реализоваться в современном мире… И именно о здоровье, о том, как его сохранить, мы и поговорим сегодня.

Здоровье закладывается в детстве. Оно, как клад, который находится глубоко в земле. И чтобы найти клад, нужно приложить большие усилия.

Дайте свое определение термину «здоровье» и запишите в бланк ответов.

(Обсуждение проводится в созданных группах)

Зачитайте.

Вот какое определение дает В.И. Даль «Здоровье – это правильная, нормальная деятельность животного организма»

II. Самооценка

Каждый понимает это определение по-своему, и по-разному относится. Давайте определим свое отношение к своему здоровью, своему образу жизни. Сделаем это при помощи цветных наклеек.

Инструкция

я веду здоровый образ жизни; – я стараюсь, но не всегда получается;

я не обращаю внимание на свое здоровье.

Выберите наклейку нужного цвета и прикрепите в бланк самооценки. Так выглядит ваше отношение к своему здоровью. Очень хорошо, что вы смогли оценить его, задумались об этом.

III. Очерчивание круга проблем (Работа в группах)

1) Выявление положительных и отрицательных факторов, влияющих на здоровье.

Какие факторы, по вашему мнению, улучшают наше здоровье, а какие – пагубно на него влияют? Запишите их в таблицу:

+

 

 

Зачитайте.

2) Обсуждение отрицательных факторов

Легенда о табаке:

Давным-давно, когда табак был только завезен в Армению, жил в долине Арарата мудрый старик. Все его очень любили и считались с его мнением.

Однажды на ярмарке купцы на все лады расхваливали свой товар. Они уверяли, что курящие имеют много преимуществ перед некурящими. Первое, дескать, не стареют, к ним ночью не проберется вор, собака никогда не покусает.

Слушали люди эту похвалу табаку и решили обратиться за советом к мудрому старику. Они спросили его: «Правду ли говорят купцы?»

Конечно, – ответил он. – Тот, кто курит, никогда не постареет, ибо умрет смолоду. К нему никогда не заберется вор, ибо курящий всю ночь кашляет: кто же рискнет проникнуть в комнату, где бодрствуют? И, наконец, собака никогда не укусит курильщика, ибо курение вызывает боль в суставах, и человек вынужден ходить с палочкой. Какая же собака не боится палки?

Нарисуйте 10 кружков. Представьте, что это 10 людей. Нарисуйте им лица. 3 человека из них начинают курить, болеют и умирают. Зачеркните 3 лица. Многим кажется, что ничего опасного в табакокурении нет! Но выкурив всего 2 сигареты человек, скорее всего будет курить всегда!

Послушайте сообщения ребят о вреде курения и алкоголя. (Зачитывание сообщений, показ видеоролика)

3) «Дерево решений» (плакат)

Против курения есть только одно средство – не начинать курить никогда! Это только кажется, что бросишь, как только захочешь, но это не так.

Давайте представим, что наша жизнь – это дерево. Пусть корни этого дерева – это наши решения. Давайте подумаем, какие плоды может дать наше дерево, если мы выбираем «курить»? (болезни, ранняя смерть, головные боли, замедление роста, желтые зубы, запах изо рта, ссоры с родителями)

А если мы выбираем – «не курить», какие плоды даст наше дерево? (здоровье, богатство, красота, успех) Левая и правая половина дерева отличаются друг от друга. Одна сторона – зелѐные крепкие ветви, другая – черные, голые.

Какое мы примем решение: «курить» или «не курить»? Перечеркните выбранную вами ветку. Давайте все дружно скажем: «Я говорю: «НЕТ» курению».

4) Тренинг «Умей сказать: «НЕТ!» Разыгрывание ситуаций.

К тебе после уроков подходит старшеклассник и предлагает покурить:

«Ты что, маленький? У вас все ребята уже курят!» или «На, покури. Я сегодня

добрый». Как поступить?!

Так можно отказаться от предлагаемого употребления табакокурения, алкоголизма, наркомании (примерные варианты):

1. Спасибо. Я в этом не нуждаюсь.

2. Я не курю.

3. Не похоже, чтобы мне сегодня стало от этого хорошо.

4. Я не собираюсь загрязнять организм.

5. Я не в настроении, поэтому сегодня не хочу.

6. Не сегодня (или: не сейчас).

7. Нет, я не хочу неприятностей.

8. Сейчас не могу. Родители сразу заметят.

9. Когда мне понадобится, я дам тебе знать.

10. Мои родители меня убьют.

11. Я таких вещей боюсь.

12. А почему, как ты думаешь, эту штуку называют дурманом?

13. Как-нибудь в другой раз.

14. Эта дрянь не для меня.

15. Нет, спасибо.

16. Если тренер узнает, он заставит меня бежать 20 кругов.

17. Нет, мне родители денег не дают, если от меня пахнет табаком.

18. Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей.

19. Нет, спасибо, у меня и так ужасные оценки.

20. Нет, спасибо, мне еще нужно подрасти.

21. Я за витамины!

22. Нет, спасибо, препаратов я не хочу!

23. Я и без этого превосходно себя чувствую!

24. Нет, спасибо, у меня завтра контрольная, и мне понадобятся все мозги, какие есть.

25. Нет, спасибо, у меня на это аллергия.

26. У меня и без этого красные глаза.

27. Нет, спасибо, это опасно для жизни.

28. Эти химические радости не для меня.

29. Нет, я это пробовал, и мне не понравилось.

30. Мне не хочется умереть молодым.

31. Нет, я хочу быть здоровым!

32. Это мне ничего не дает.

33. Я начинаю вести себя глупо, когда курю (пью).

5) Альтернатива вредным привычкам.

Какой вред приносят курение и алкоголизм человеку, окружающим его людям и обществу?

Какие меры предпринимают в нашем обществе в борьбе с курильщиками?

(Строгое ограничение мест для курения, штрафы, создание медицинских учреждений для лечения курильщиков, проведение акций, дней здоровья в учреждениях, полный запрет табачной продукции и пропаганда курения)

Что может стать альтернативой курения?

(Спорт, увлечения, смена компании, путешествия)

Помни, бороться с взрослыми, воспитывать их ты не должен. Они сделали свой выбор. Ты самостоятельно растущий человек, решай за себя сам. СДЕЛАЙ СВОЙ ВЫБОР!

IV. Я выбираю здоровье!

1) Сознание.

Мы с вами сделав выбор, что каждый должен заботиться о своем здоровье, уже сделали большой шаг к его сохранению. Ведь основой всего, является сознание, наше осознание необходимости здорового образа жизни.

Крепится элемент: сознание.

2) Движение.

Отгадайте загадку:

Утром раньше поднимайся.

Прыгай, бегай, отжимайся.

Для здоровья, для порядка

Людям всем нужна…(Зарядка)

Предлагаю всем встать и сделать разминку.

(Под музыку выполняется физминутка)

Для здоровья, для порядка дружно делаем зарядку:

Головою два кивка и в ладоши два хлопка.

Вот мы к люстре потянулись, вот присели, разогнулись.

Вправо-влево наклонились и на месте покружились.

На носок, потом на пятку – вот и сделали зарядку.

Ни для кого не секрет, что очень трудно заставить себя по утрам делать зарядку. А такие упражнения помогут сделать не только физическую разминку, но и зарядиться хорошим настроением.

А какие еще виды деятельности человека, связанные с движением, помогут сохранить здоровье? (Спорт, активный отдых, подвижные игры)

Крепится элемент: движение.

3) Соблюдение личной гигиены

Знаете ли вы фразу «неграмотный человек»? Это не только тот, кто не умеет читать и писать, но и тот, кто не знает правил здорового образа жизни.

Познакомьтесь с образом жизни Сени и оцените его поведение.

«Сеня считал, что в жизни столько всего интересного и столько надо успеть, что ему просто некогда было искупаться, умыться, почистить и погладить одежду, вымыть обувь. Ел он на ходу, забывая помыть руки, а часто и фрукты»

Какое правило забыл Сеня? (Соблюдение личной гигиены)

Какие вы еще знаете правила здорового образа жизни? (Гигиена зрения, слуха, правильная осанка; следить за зубами; вовремя обращаться к врачу)

Оздоровительная гимнастика для глаз (презентация)

Гимнастика для мозга (кинезиологические упражнения проводит подготовленный ребенок)

Крепится элемент: соблюдение личной гигиены.

4) Режим, питание.

Расшифруйте слова, которые также являются важными элементами здорового образа жизни: ЖМЕИР НИИТАПЕ

Основными режимными моментами являются завтрак, обед и ужин. Перечислите продукты необходимые и полезные для организма человека.

Крепятся элементы: режим, питание.

V. Подведение итогов.

А в заключение зачитаю слова китайского мудреца ЛАО «Тот, кто может победить другого – силен. Тот, кто побеждает самого себя, воистину могуществен!» Задумайтесь еще раз о своем отношении к здоровью. Выразите в цвете, как вы теперь будете относиться к своему здоровью.

Инструкция.

я буду стараться вести здоровый образ жизни;

я не уверен в своем выборе;

я так же равнодушен к своему здоровью. (Анализ самооценки)

Будет очень полезно рассказать ребятам из других классов то, что вы узнали сегодня о здоровье. А ещё интереснее, подготовить костюмированный спектакль. (Мнение детей. Сценарий сказки С. Михалкова «Как медведь трубку нашёл» прилагается ниже.)

Приложение

БЛАНК САМООЦЕНКИ

 

«ДО» «ПОСЛЕ»

КАРТОЧКА ВЫБОРА

ЗДОРОВЬЕ – ЭТО

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

+

 

 

«Как медведь трубку нашёл».

(Инсценировка по сказке С. Михалкова (для учащихся начальных классов)

Действующие лица. Рассказчик, Медведь, Лиса, Волк, Дятел, Лесник.

Рассказчик. (медленно, напевно) Расскажу я вам, ребята, что случилось недавно в нашем лесу, а вы послушайте внимательно и подумайте хорошенько…

Потерял Лесник свою трубку, кисет с табаком да самодельную зажигалку. А Медведь их нашёл. С этого всё и началось. Стал Медведь трубку курить, изо рта не выпускает. Раньше, бывало, проснётся Медведь вместе с солнышком, в траве покувыркается – разомнется, да и на реку побежит. Умоется холодной водой или искупается, а потом начнёт рыбу ловить на завтрак. Если захочет – или в малинник за малиной отправится, или мёд в дуплах ищет. А теперь…

(Появляется Медведь, идёт медленно, едва ноги волочит, головой трясёт.)

Медведь. Ой! Как трудно вставать поутру, кости ноют, голова болит, плохо что-то мне. Не пойду я никуда, лягу под кустом, отдохну немного и трубку покурю.

(Медведь опускается на пенёк. На поляну выбегает, напевая Лиса.)

Лиса. Я Лисичка – хитричка, всех людей я хитрей.

Обману я Медведя и Волка, ей-ей!

Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Это всё пустяки!

Медведь. Здорово, Лисичка – хитричка. Где была и что делала?

Лиса. Я в крапиве пролежала, петуха за хвост поймала,

Сытно Волка накормлю – очень серого люблю!

Медведь. Хорошо тебе, Лиса… А я вот захворал –сил нет!

Лиса. (оглядев Медведя, удивлённо).

Миша! Друг мой! Ты ли это? Не видались мы всё лето.

Как ты, бедный, похудел, будто целый год не ел! Что с тобой?

Медведь. (хрипло) Сам не знаю, что со мной! Нездоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота, ничего почти не ем – аппетита нет совсем!

Стал я раньше спать ложиться – да не сплю! Совсем не спится!

Кашель душит по утрам, дурнота по вечерам:

Колет в сердце, в лапах дрожь…

Лиса. (сочувствующе) Что ж ты к Дятлу не пойдёшь? К Дятлу надо обратиться!

Он у нас такая птица: сразу скажет, что к чему. Не ленись, сходи к нему!

Медведь. Вот недельку обожду, станет хуже – вот пойду! (Лиса убегает.)

Рассказчик. Прошла неделя. Прошла другая, а Медведю всё хуже и хуже. И вот однажды плетётся Медведь по оврагу, едва лапы передвигая, а навстречу ему Серый Волк. (Появляется Волк, напевает, пританцовывает.)

Волк. В гости я иду голодный, съесть могу я что угодно!

Так ужасно есть хочу, что любого проглочу!

Чем накормят, то и съем – р-р-р, не побрезгую ничем – р-р-р!

Рассказчик. Увидел Волк Медведя, да так и присел от удивления на задние лапы.

Волк. (удивлённо)

Слушай, Миша – Михаил! Что ты делал? Как ты жил?

Провалились бока – шкура стала велика! Ты хвораешь?..

Медведь. (грустно, опустив голову.) Да, хвораю…

Волк. Что с тобой?

Медведь. (нездоровым голосом.)

Я сам не знаю… Нездоровится мне что-то: лезет шерсть, в костях ломота,

Ничего почти не ем – аппетита нет совсем!

Стал я раньше спать ложиться – да не сплю! Совсем не спится!

Кашель душит по утрам, дурнота по вечерам:

Колет в сердце, в лапах дрожь… Пропадаю…

Волк. (взволнованно) Пропадёшь, если к Дятлу не пойдёшь! Надо к Дятлу обратиться! Он у нас такая птица: разберётся, даст совет, да – так да, а нет – так нет!

Медведь. Завтра я к нему пойду!

Волк. А найдёшь его?

Медведь. Найду!

Рассказчик. Разыскал Медведь Дятла в лесу на сосне. Подошёл Медведь к дереву, поднял голову и говорит жалобным голосом.

Медведь. Дятел, Дятел, старый друг! Ты спустись на нижний сук!

Дятел. (внимательно глядя на Медведя, отвечает приветливым голосом.)

Ба, Топтыгину привет! Ты здоров?

Медведь. (хрипло) Видно, нет!

Нездоровится мне что-то: лезет шерсть, в костях ломота,

Ничего почти не ем – аппетита нет совсем!

Стал я раньше спать ложиться – да не сплю! Совсем не спится!

Кашель душит по утрам, дурнота по вечерам:

Колет в сердце, в лапах дрожь…

Дятел. Верно, куришь, коль не пьёшь?

Медведь. Да, курю. Откуда знаешь?

Дятел. (строго) Больно дымом ты воняешь! Ну-ка, сядь под этот сук!

Дай-ка спину! Тук-тук-тук! Да-с! Выстукивать непросто

Медведей такого роста! Не дышать и не сопеть!

Ты больной, хоть и Медведь! Ну-с… мне всё как будто ясно…

Медведь. (испуганно) Не смертельно?.. Не опасно?..

Дятел.(очень строго) Накопилась в лёгких копоть. От куренья вся беда! Ты, Топтыгин, хочешь топать? Брось куренье навсегда!

Медведь. (жалобно) Бросить трубку? Зажигалку?

И с сухим листом кисет? Не могу! Не брошу! Жалко!

Дятел. (очень строго) Выполняй-ка мой совет, а не то в своей берлоге ты протянешь скоро ноги!

Рассказчик. Поблагодарил Медведь Дятла за совет и поплёлся домой. Всё лето, всю осень, до самой зимы, бросал Медведь трубку курить, да не смог. Наступила зима. Поехал Лесник в лес за дровами… Выбрался на поляну и видит: лежит большая ель с вывороченными корнями. А у корней – большой снежный бугор. Догадался Лесник, что это медвежья берлога. Но только вот что странно: из берлоги синий дымок вьётся. Удивился Лесник. Вытащил он Медведя из берлоги, а тот от курения так ослаб, что стоять даже на четырёх лапах не может – качается. Глаза от дыма слезятся, шерсть клочками висит! Взвалил Лесник Медведя на сани и отвёз его в город, в цирк зверей, где теперь живёт и работает наш Мишка.

Дятел. В нашем цирке есть Медведь – приходите посмотреть!

Смел и ловок Мишка бурый, и ребята говорят,

Что артист с мохнатой шкурой – самый лучший акробат!

Если кто проходит мимо с папиросою во рту или с трубкой – запах дыма Мишка чует за версту. И, топчась на задних лапах, начинает вдруг реветь, потому что…

Рассказчик. (детям) Почему же Медведь начинает громко реветь, учуяв запах табака? Как вы думаете? (ответы детей) Привычка курить едва не стоила Медведю жизни!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.