12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена19

Сценарий открытого внеклассного мероприятия


Тема: «Донецк-мой край родной»

Класс: 6-7 класс

Цели образовательные: расширить у учащихся знания по истории родного края, города; показать исторические этапы развития г. Донецка, изучить некоторые статистические данные истории города.

Цели развивающие: развивать у учащихся умения монологической речи, внимания, аналитического мышления.

Цели воспитательные: воспитывать интерес к истории родного края, города; любовь к Родине, краю, городу; бережное отношение к природе и ее ресурсам; героическое прошлое своего края и города; формирование у учащихся коммуникативной культуры.

Задачи:

- формирование умения работать с краеведческим материалом (с использованием различных способов поиска в справочных источниках, учебном информационном пространстве сети Интернет)

- воспитания чувства гордости за свой край, чувства патриотизма, память к прошлому своего народа, любовь к Отечеству, к родному языку, желание быть полезным своей стране, своему родному краю, народу;

- развивать гражданскую позицию, ответственность за свой народ и малую Родину; воспитывать умения видеть и чувствовать красоту природы родного края, умения беречь её.

Актуальность выбранной темы: обусловлена потребностью современного общества в воспитании духовно-нравственной, социально-активной, патриотически-ориентированной, толерантной личности.

Межпредметные связи: экология, биология, краеведение, история, география.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, электронная презентация, национальные костюмы, карточки с заданиями для блиц-турнира

Формы организации: опережающие задания; групповая деятельность; работа с ТСО ноутбук, слайд -проектор; обобщающая беседа

Методы: игровые ситуации; проблемные вопросы; наблюдения; беседы


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом все краше

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

А. Прокофьев

Ведущий 1. Здравствуйте! Мы приветствуем всех, кто пришел сегодня на наше мероприятие.

-Родина...Отечество...Отчизна...Отчий дом - для нас это наша любимая Республика, Донецкая Народная Республика! Но у каждого из нас есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделала первые шаги в жизнь, - это наша родина. И это место принято называть "малая родина".

Ведущий 2. У каждого человека есть своя малая Родина, и каждый любит ее. Любит место, где родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми живет, любит свой народ, свой город.

Учитель. Сегодня мы поговорим о нашем родном городе. Многие из нас родились в этом красивом городе, некоторые приехали сюда недавно. Но для всех он стал родным. Оглянитесь вокруг: как красива наша земля, сколько интересного и удивительного происходит вокруг! Поэтому я предлагаю вам совершить заочную экскурсию по родным местам.

Цель нашей экскурсии – познакомить наших гостей с историей и современностью города Донецка. Нас ждет увлекательное путешествие.

Итак, в добрый путь, друзья. Мысленно мы переносимся с вами в далекое прошлое. Отправляемся в путешествие по страницам истории города Донецка.


Страница 1. «Донецк в прошлом» (историческая справка о Донецке, рассказ экскурсовода, сопровождается презентацией)

Экскурсовод 1 (слайд 1)

Археологи полагают, что люди начали селиться на территории Донецкого края ещё в 5-3 тысячелетии до нашей эры.  В долине реки Кальмиус, в которой находится и Донецк, жили киммерийцы, скифы, сарматы, готы, славяне.С XIII по XVI века прикальмиусские земли опустели и относились к Дикому полю.

Экскурсовод 2 (слайд 2)

В 17 веке часть современного Донбасса находились под контролем Донских казаков.

По инициативе Екатерины происходит заселение донецких степей и Приазовья.

земли раздаются офицерам , происходит переселение из Крыма греков , румын,

валахов, армян.

Экскурсовод 1 (слайд 3-4)

В 18 - 19 веках на территории современного Донецка возникли следующие поселения: Александровка,Крутояровка,Екатериновка, Алексеевка, Семёновка, Любимовка, Авдотьино и др.

Количество населения в поселениях увеличивалось за счёт беглых крестьян, которые бежали в донецкие степи от помещиков.

Жители занимались земледелием и скотоводством, а также «копанием земляного уголья». 

Экскурсовод 2 (слайд 5-7)

В 1820 году уголь был обнаружен возле Александровки и появились первые мелкие шахты.

В 1869 году право на постройку металлургического завода было продано Джону Юзу. Вместе со строительством завода и шахт летом 1869 году на месте села Александровка возникает Юзовка или Юзово — «посад с упрощенным городским управлением, Бахмутского уезда Екатеринославской губернии». Дату постройки посёлка принято считать временем основания города Донецка.

Экскурсовод 1 (слайд 8-10)

24 апреля 1871 года построили первую доменную печь и 24 января 1872 года получили первый чугун. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь впервые в России запускается 8 коксовых печей, осваивается горячее дутьё. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров Российской империи.

В Юзовке в 1870 году проживало 164 человека, а в 1884 году — 5 494 человека. В 1897 году — 29 тысяч человек. Дореволюционная Юзовка делилась на две части:

Южную (Заводскую) — размещались заводские сооружения, депо, телеграф, небольшая больница и школа, в благоустроенных коттеджах жили управляющие и инженеры, мастера и служащие Новороссийского общества. Улицы здесь имели тротуары и замощения, имелось электричество и водопровод,

Северную часть, или Новый Свет (район нынешнего Центрального универмага) — по названию базара и юзовского трактира. В Новом Свете проживали торговцы, ремесленники, чиновники, центральная улица и прилегающие к ней застраивались одно-двухэтажными жилыми домами, зданиями магазинов, ресторанов, гостиниц, различных контор, банков. 

Экскурсовод 2 (слайд 11-12)

В 1880 году  пущен в эксплуатацию завод огнеупорного кирпича. Для обеспечения оборудованием развивающейся угольной промышленности в 1889 году к югу от Юзовки был сооружен машиностроительный и чугунолитейный завод Боссе Э.Т. и Геннефельда Р.Г. (теперь это крупный ДМЗ), тогда же организована мастерская по ремонту горно-шахтного оборудования — ныне Рутченковский машиностроительный завод горного оборудования.

С января до апреля 1918 город входил всостав Донецко – Криворожской Советской Республики. С апреля 1918 года город входил в немецкую зону оккупации. С конца декабря 1918 город входил в состав  РСФСР. С декабря 1919 город входит в УССР. Вопрос принадлежности города и Донбасса УССР либо РСФСР решался до 1923 года.

В 1923 году  Юзовка стал окружным центром, а в 1924 году  была переименована в Сталино

Экскурсовод 1 (слайд 13-16)

После революции город начал своё бурное развитие. Увеличивалась численность населения, расширялись границы города, строились новые шахты, заводы, основывались институты, создавались театры, появились первые трамваи. К городу были подведены водные и газовые магистрали.

20 октября 1941 года  итальянские и германские войска вошли в город Сталино. 21 октября в 15.00 1941 года  были полностью оккупированы города Сталино и Макеевка. Город был переименован в Юзовку и включён в военную зону, подчинённую непосредственно командованию немецкой армии. В оккупированном немцами городе осталось около 400 тысяч горожан. Оккупация г.Сталино длилась около 700 дней. На начало Великой Отечественной войны население города составляло около 507 тысяч человек, а после оккупации — 175 тысяч. 8 сентября отмечается как День освобождения Донбасса.

Экскурсовод 2 (слайд 17-19)

В послевоенные годы идёт восстановление и развитие города.  Формируется комплекс новых современных промышленных предприятий лёгкой и пищевой промышленности, строятся новые жилые массивы. 9 ноября 1961 года Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР Сталинская область переименована в Донецкую, а город Сталино переименован в Донецк.


Страница 2. Блиц-турнир «По страницам истории» (командная игра, блиц-опрос по воспросам)

С какого года Донецк ведет свое историческое начало? (1976, 1986, 1989, 1990)

Кому князь Кочубей уступил право на тяжелую промышленность? (Михаэль Ломоту, Максим Волф, Джон Юз, Владимир Мороз)

Первое название Донецка? (Сталино, Юзовка, Донетчина, Донбасс)

В каком году город Донецк появился на карте? (1961, 1971, 1981, 1991)

Ведущую роль в экономике города 1970-1980 гг. вело: (тяжелая промышленность, угольная промышленность, машиностроение, градостроительство)

В 1820 г. в Александровке был обнаружен уголь, вскоре здесь появились первые мелкие шахты - в которых добывали уголь верхних пластов. Как они назывались? (дудки, губки, лудки, шудки)

Где находится оригинал пальмы Мерцалова на данный момент? (На площади Ленина в Донецке, Горный институт в Санкт-Петербурге, Здание Кремля в Москве)

Площадь современного Донецка? (3583 кв.м, 2867 кв.м, 4569 кв.м, 5003 кв.м)

В 70-80-х годах в северной части Донецка была только одна улица. Как она называлась? (Улица Артема, Первая линия, Университетская, Улица Ворошилова

Как называлась первая газета в будущем Донбассе, которая вышла в 1905 года? (Перспектива, Известия молодого города, Новости горняков, Известия Юзовского района)

Какой памятник принято считать сердцем Донецка? (памятник Соловьяненко, памятник Джону Юзу, памятник Т.Г. Шевченко, памятник Ленина)

Несколько раз Донецк менял свое название. Какое имя город носил с 1924 по 1961 год? (Сталино, Ленино, Дзержинск, Свердлово)

Оценивание результатов опроса.


Страница 3. Достопримечательности Донецка (презентация инфоплакатов «Достопримечательности Донецка», защита проектных работ участников мероприятия)


t1605722801aa.png



Страница 4. Составление пословиц о любви к Родине. (Работа в группах. Каждой группе дается задание: составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине.)

1) Если дружба велика, будет Родина сильна.

2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.

3) Нет земли краше, чем страна наша.

4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.

5) Кто за Родину горой, тот и герой.

6) Всякому мила своя сторона.


Учитель: Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.


Страница 5. Традиции и обычаи родного края. (Творческий номер участников внеклассного мероприятия: исполнение танцевальной композиции в стиле народного творчества родного города)


Рефлексия.


Учитель: Скажите, о чем мы сегодня говорили? Что нужно делать каждому, чтобы Родина процветала?


Подведение итогов. Заключительное слово учителя: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.


Молодцы! Хочется закончить наш разговор на поэтической ноте.

Ученики читают стихотворение А. Прокофьева

Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

Нет на свете Родины дороже.

Надо всем нам делать для неё,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал её.

Всюду все в её раздольях – наше.

Отдадим ей думы и дела

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.