Внеклассное мероприятие духовно-нравственной направленности «Настоящий друг»

2
0
Материал опубликован 12 January 2019

Внеклассное мероприятие духовно-нравственной направленности

«Настоящий друг»

Цель: создать условия для развития духовно-нравственных качеств личности, представления детей о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг, формирования дружного коллектива, толерантного отношения к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья.

Задачи:
Обучающая: определить сущность понятия «дружба», качества настоящего друга; помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе; обогащать и активизировать словарный запас по теме занятия.
Развивающая: развивать навыки общения, необходимые для формирования дружбы и коллективизма в детской среде.
Воспитательная: формировать нравственные качества (умение дружить, беречь дружбу) и доброжелательные отношения в коллективе сверстников, воспитывать коллективизм, взаимовыручку.

Формирование УУД:

Личностные: 

  • уметь делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;

    понимать значимость дружбы и доброты;

    уметь пользоваться культурой дружбы;

    соблюдать традиции дружбы в коллективе;

    быть настоящим другом.

Коммуникативные:

умение общаться;

умение работать в коллективе;

развитие коммуникативных способностей, умение общаться в коллективе;

Регулятивные:

высказывать свое мнение, предположение;

прогнозировать предстоящую работу;

умение вести диалог.

Познавательные:

развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

на основе анализа делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам.

Форма работы: разговор-рассуждение с элементами игры.

Оборудование:  для учителя - компьютер, мультимедийный проектор, презентация


/data/files/v1547765456.rar (презентация )

/data/files/v1547765456.rar (презентация ), короткометражные мультфильмы о толерантности и «Про Диму» (о мальчике с ОВЗ), 2 яблока

для учащихся- листы белой и цветной бумаги, фломастеры, прихватка-варежка, вата.

Ход занятия

I.Организационный момент

1.Создание проблемной ситуации.

Учитель предлагает ребятам раздать конфеты - подарок от королевы Азбуки за достигнутые успехи в чтении. (Мероприятие проходило после «Прощания с Азбукой». Возможно создание другой ситуации с конфетами.) А конфет не хватает. Что делать?

Мнения детей.

Звучит песня «Как положено друзьям» (Слайд №3)

2. Сообщение цели занятия.

-О чем мы сегодня будем говорить на занятии?(О дружбе и друзьях)

-Сегодня мы попробуем выяснить, кого же можно назвать настоящим другом.

II. Правила дружбы

-Первого сентября вы пришли в школу. Стали учениками одного класса, и мы справили день рождения нашего 1-а, построили Дом дружбы, в котором нам предстоит всем жить.

-Герои какого произведения первыми спроектировали и построили Дом дружбы? (Крокодил Гена и Чебурашка) (Слайд №4)

1.С чего начинается дружба?

-Повернитесь друг к другу, изобразите разную мимику.

(Мимика добрый-злой.) Дети поворачиваются друг к другу и изображают разную мимику.

-С каким человеком хочется дружить?

-Вспомните мультфильм «Крошка Енот». Просмотр отрывка из мультфильма.(Слайд №5 Дети исполняют песню «Улыбка» вместе с героями мультфильма.) Какой совет дала мама сыну, чтобы он подружился с тем, кто сидит в пруду?

Улыбаться

 

-Улыбаться.(Слайд №6) Почему?(Мнения детей)

-Но любой дом, какой бы он не был красивым, не устоит без хорошего фундамента.(Слайд №7)

На примерах героев сказок вспомним правила, без которых не может быть дружбы.

2.Загадка(Слайды №8,9)

Трудно бабушке и деду
Овощ вытащить к обеду.
Внучка, Жучка, даже кошка
Помогали им немножко
Кто еще пришел на грядку?
Отгадай-ка ты загадку.
(Мышка из сказки Репка)

-Почему им удалось вытащить репку. Помогали друг другу.

Первое правило (Слайд №10)

Помогать друг другу

 

3. Герои другой сказки «Заюшкина избушка» (Слайды №11-13)

Защищать, не давать в обиду

 

-Какая беда случилась? Как удалось вернуть дом? Что нужно делать?

4. Рассказ «2 товарища». (Слайд №14,15)

Не бросать в беде

 

-Иллюстрация к какому произведению? Что сказал медведь?

5. «Лебедь, рак, щука» (Слайды №16-18)

-Но бывает в жизни и так. Дружат, но почему-то не ладится у них дело.

-Почему так произошло, что лебедь, рак да щука не смогли с места сдвинуть воз?

 

Уметь договариваться, жить в согласии

 

 

-Попробуйте в парах согласовать действия, собрать слово- дружба.( Из карточек с буквами дети выкладывают слово)

2.Викторина «Кто с кем дружит?» (Слайд №19)

-Со многими литературными героями вы познакомились на уроках обучения грамоте и внеурочной деятельности. Друзья есть и у сказочных героев.

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Кот Леопольд и ….(мышата)

3.Забавный мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена?(Герда.)
6. Забавные Бурундучки Чип и …(Дейл).
7. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

III. Музыкальная физминутка «Друзья» (Слайд №20 )

IV. Какой друг лучше?

По внешним признакам

-Похлопайте в ладоши те ребята, у кого в нашем классе есть друзья.

Встаньте, пожалуйста, ребята, у которых друзья с русыми волосами, с тёмными, рыжими.

Поднимите правую руку те ребята, у которых голубой цвет глаз, карий, зелёный. Поднимите левую руку, у кого друг высокий, маленький.

-Как вы считаете, с каким цветом глаз, волос, ростом друг лучше? (Мнения детей)

По интересам

– Что вы любите делать с друзьями?

танцевать

плавать

танцевать

садиться на шпагат

читать сказки

смотреть мультфильмы

есть

мороженое

шоколад

конфеты

мармелад

пиццу

кататься на велосипеде, на коньках

играть в компьютерные игры

лепить из пластилина

отгадывать кроссворды

играть в футбол

слушать музыку

– Ребята, вы, наверное, обратили внимание на то, какие вы все разные.Но это не значит, что кто-то хуже или лучше. Кто-то любит петь и танцевать, кто-то читать, решать задачи,заниматься спортом. Но все мы живём одной большой дружной семьёй.

V. Толерантность

Игра «Белая ворона» (Слайд №21)

Ребятавстают в круг спиной к центру. Каждому прикрепляют листочек бумаги разных цветов и только один белый.Все поворачиваются лицом друг к другу и начинают искать других, похожих на себя.После того, как все группы сформировались, одинокого «белого» спрашивают, что он чувствует:

Что ты почувствовал, когда понял, что ты один и нет такой группы?

Попадал ли ты в жизни в подобную ситуацию?

Похожее ли ты испытывал чувство в той ситуации?

Просмотр мультфильма про толерантность «Обыкновенное чудо» (Слайд №22 или просмотр через плеер, если компьютер не поддерживает данный формат мультфильма в презентации)

Беседа

- Какой был наш герой?

- Почему не принимали его в игры?

- Как он чувствовал себя?

- Хотели бы вы оказаться на его месте? Почему?

- Что случилось потом?

- Чем закончилась история?

- Все оказались разными, но все счастливо улыбаются. Почему?

- Существует такое красивое слово «толерантность».

Толерантность - в переводе с английского означает терпение, когда мы принимаем друг друга такими, какими мы есть.

Учитель показывает 2 одинаковых яблока.

-Похожи яблоки? Какое бы вы съели? (Оба).Еще больше похожи изнутри, если разрезать их. Учитель несколько раз бьет яблоко об стол и просит это же сделать нескольких учеников. Оно становится побитым.

-А теперь какое бы вы съели? (Дети выбирают небитое).

-Почему никто не захотел взять битое, ведь мы его сделали таким? Так и в жизни. Все люди одинаковые, это мы часто делаем их плохими, обижаем, обзываем.Все мы хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали, внутри же мы одинаковые- ранимые.

Хорошо, когда рядом друг! Протяните, детки, своим друзьям руки! Обнимите их и улыбнитесь! (Слайды №23,24)

Люди с ОВЗ

-Вы сейчас обняли друг друга руками. У кого-то есть две руки, но к сожалению,  бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две,  но одна рука почти не может двигаться. Кто-то может передвигаться только в коляске. У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности. А людям с ограниченными возможностями жить труднее. Давайте почувствуем, как им приходится трудно.

По группам дети выполняют задания.

«Прихватки-варежки» 

Ученики надевают прихватки на обе руки. Пробуют снять колпачок с ручки, написать на бумаге, перелистнуть страницу книги.

«Пойми меня…»

Ученикам предлагается язык запрокинуть назад и сказать соседу: «Привет, меня зовут… Что ты будешь делать?»

Ученики закрывают уши ватой и отходят в дальний угол класса. Учитель тихим голосом просит их что-нибудь сделать. Ученики не могут расслышать.

«Чудо-художник»

Ученики закрывают глаза и рисуют на листе дом-дерево и человека, пробуют написать левой рукой или держа ручку губами какое-нибудь предложение.

-Очень трудно делать людям с ограниченными возможностями то, что нам кажется простым.Но многие из них преодолевают трудности, становятся знаменитыми,артистами, чемпионами спорта (Слайд №25)

Беседа по слайду «Сильные духом»

Справочный материал для учителя:

Алексей Маресьев- советский летчик Герой Советского Союза. Во время войны он получил тяжелое ранение и лишился обеих ног. Однако, несмотря на это, он продолжал летать. За время войны он совершил 86 боевых вылетов, уже после потери ног.

Игорь Плотников  - российский пловец, победитель и двукратный серебряный призёр Паралимпийских игр в Афинах, победитель Паралимпийских игр в Пекине, чемпион мира и чемпион Европы. С рождения у него отсутствуют обе руки.Прежде, чем стать пловцом занимался лыжным и конькобежным спортом. За особую технику плавания ему дали прозвище «тюменский дельфин».

Тарас Крыжановский родился без двух ступней. Заслуженный мастер спорта по лыжным гонкам среди инвалидов, чемпион и призер IX Паралимпийских игр в Турине. Первое  параолимпийское «золото» Крыжановский завоевал в Солт-Лейк-Сити.

Ник Вуйчич- австралийский мотивационный оратор, писатель и певец родился с синдромом тетраамелии — редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырёх конечностей.

Данил Плужников-лучший участник шоу «Голос. Дети» за все сезоны. В раннем детстве у Даниила была диагностировано сложное системное заболевание костей. Диана Гурцкая- заслуженная артистка России, Член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства, председатель Фонда помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца»,незрячая с рождения.

-В нашей школе есть тоже дети с ограниченными возможностями, которым трудно передвигаться (ДЦП). Как мы можем им помочь? (Стараться не толкнуть, помочь подняться по лестнице, раздеться, уступить очередь в столовой).

Но и мы не совершены.Возможности каждого человека в чем-то ограничены, что у всех они разные.

 Игра «Разные возможности»

-Сейчас мы поиграем в игру «Разные возможности». Нужно будет вставать молча в эту часть класса, если я го­ворю о ваших возможностях и в другую часть, если я говорю о том, что вы это не можете.

ходить в школу

учиться в школе на одни пятерки

выполнять кувырок вперед

заниматься каким-либо видом спорта

выступать в соревнованиях по какому-либо виду спорта

быть олимпийским чемпионом в каком-либо спорте…

-Какие чувства у вас вызвало это упражнение? Что вас удивило, расстроило или порадовало? Были ли ситуации, когда все казались в одном поле? Вдругом? (Слайд №26)

Общение с детьми с ОВЗ. Просмотр мультфильма «Про Диму». Беседа (Слайд №27)

-Настоящий друг всегда поделится радостью, ничего не требуя взамен. Поможет слабому, больному, немощному. Есть дети с ограниченными возможностями здоровья, которые не сразу откликнутся на вашу дружбу.

(Мультфильм «Про Диму» рассказывает о встрече девочки Миры и мальчика, не похожего на её друзей. Дима плохо ходит и почти не говорит, но любопытство Миры и добрые советы её мамы становятся началом настоящей дружбы.  Он затрагивает основные вопросы про детей с особенностями и поднимает тему дружбы, доброты и понимания. )

-Какие советы дает мама Мире?

-Как надо налаживать контакт, общаться с такими детьми, как Дима?(Улыбнуться, спокойно отойти от них, если они не хотят общения в данный момент, не дразнить)

Знакомству и игре диагнозы не помеха, и можно делить радость общения с теми, кто от тебя отличается.(Слайд №28,29)

VI.Качества характера настоящего друга

-Главное не как выглядит человек, а какие у него качества характера, умеет ли он дружить.

Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладошки, а если нет, то не хлопаете.

честность

враньё

доброта

верность

отзывчивость

драчливость

справедливость

задиристость

грубость

вежливость

предательство

радость за друга

сострадание

жадность

уважение

поддержка в хорошем деле

VII.Рефлексия

-Вот и заканчивается сегодня наше занятие. Каким же должен быть настоящий друг? ( Мнения детей)

Вывод: Нельзя друзей выбирать по внешности, каждый личность, со своими способностями и талантами. Главное, чтобы друг был верным и надежным. (Слайд №30)

Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Крепко дружить, не бояться «другого».
Друг мой в коляске, а что здесь такого?

 

Едет он с нами наперегонки,
Вместе рыбачим мы с ним у реки.
Нет между нами преград и обид,
Он самый лучший, наш друг-инвалид!
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!

-Давайте все встанем в круг, положим руки друг другу на плечи. Пусть каждый из вас по жизни всегда чувствует надежное плечо настоящего друга.

Исполнение песни «Дружба крепкая»(Слайд №31)

VIII. Домашнее задание.

В конце нашего занятия я хочу рассказать вам сказку.

Жил на свете маленький горячий Огонек. И очень ему хоте­лось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза - словом, все, как у ребят.Он попросил Фею Огня, и она превратила его в мальчугана. «Только помни, - сказала Фея, - тебе нужно остерегаться воды». Еще она сказала ему, что если он попадет в воду - то погаснет, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька. Крепко подружился он с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонек с товарищами не ходил.

Однажды он шел по берегу реки и улыбался солнцу, речке, деревьям, траве и цветам. И вдруг увидел: тонет мальчишка, уже и голова его едва видна над водой. Что делать? Вспомнил Огонек слова волшебницы: «Попадешь вводу - погаснешь», и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька». Вспом­нил и ...

Учитель задает вопрос:

-Подумайте, что произошло дальше? На следующем занятии мы заслушаем ваши варианты концовок этой сказки.
 

Использованные ресурсы

1.Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе./.-Вып.3.- Волгоград:Учитель,2007.

2.Курамшина, О.Н., Железкина, А.М. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы/ О.Н. Курамшина, А.М. Железкина. – М.: ВАКО, 2008.

3.http://festival.1september.ru/articles/651155/ Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Игры и упражнения, направленные на формирование толерантного сознания и поведения обучающихся.

4.https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-druzhba-glavnoe-chudo-na-svete-dlya-detey-s-ovz-960295.html-викторина «Кто с кем дружит»

5.http://detskiychas.ru/audio-skazki/kiseleva_malchik_ogonek/ Э.Киселева «Мальчик-Огонек». 6.http://o-druzhbe.ru/detskie_stihi_o_druzhbe.php?nr=25 Сайт о дружбе. Стихотворение «Мы разные». Яна Дубенская |

7.https://infourok.ru/klassnyy_chas_my_raznye_no_my_vmeste-322322.htm-Мы разные, но мы вместе. Земцова С.А.


/data/files/v1547765456.rar (презентация )

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.