Нравственный классный час в 5 классе на тему «Настоящий друг»
МБОУ
«Целинная Средняя Общеобразовательная Школа»
Нравственный классный час «Настоящий друг»
5 класс
Автор: Карпучева Ирина Владимировна
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг.
Ш. Руставели
Классный час нравственной направленности посвящен обсуждению проблемы дружбы, товарищества, которые очень актуальны для подростков среднего возраста. В этом возрасте особенно остро стоит проблема общения со сверстниками. Именно в таком общении подросток осознает себя и как член коллектива, и как личность. Среди вопросов: «Кто я?», «Какой я?», «Как ко мне относятся другие?» - один из важнейших вопросов: «Какой я друг?».
Задача классного руководителя - дать детям информацию для размышления, помочь в оценке поступков товарищей, создать такие ситуации общения, в которых дети смогут проявить свои хорошие качества и творческие способности.
В ходе классного часа проводится деловая игра, во время которой дети должны сделать аппликации. Чтобы не сковывать воображения детей, образцы картинок показывать не нужно.
Цели:
Углубить представления детей об общечеловеческих ценностях;
Формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность;
Воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
Форма: Деловая игра.
Подготовительная работа:
Подготовить 3 короткие сценки (6 учеников). При этом реплики учить не нужно. Достаточно просто прочитать каждой паре учеников их сценку (текст - в сценарии), объяснить общий смысл поведения персонажей.
Гиперссылки на слайдах №3; №4; №15.
Оборудование:
По ходу сценария три группы детей должны будут делать 3 несложные аппликации. Для этого необходимо:
Сделать заготовки из цветной бумаги: прямоугольники, треугольники, круги, трапеции, как на рисунках:
Приготовить клей и кисточку (или клеящий карандаш, или скотч
и ножницы), для того чтобы слегка закрепить детали на листе
бумаги;
Приготовить три листа бумаги синего или голубого цвета (основа для аппликации);
Все заготовки положить в прозрачные файлы и выдавать каждой группе перед выполнением задания.
Чтобы отобрать детей в группы, нужно заготовить
бумажных кружочков из бумаги 3 цветов. Ученики, выбрав-
шие кружочки одного цвета, попадают в одну группу.
Кружки можно положить в коробку или мешок и предложить детям
вытаскивать по одному.
Учитель может создать группы
любым другим способом, но главное, чтобы в группе оказались
случайные ученики, а не те, кто сам объединился.
Приготовить высказывания мудрых людей:
Нет уз святее товарищества (Н.В. Гоголь).
Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга всё, что могут (В.Г. Белинский).
Друг должен принимать на себя часть огорчений друга (Э. Роттердамский).
Друг тот, кто всякий раз, когда ты в нём нуждаешься, об этом догадывается (Э. Роттердамский).
Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания (Цицерон).
Если у двух человек имеется по одному яблоку и они обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее и они обмениваются ими, то у каждого будет уже по две идеи (Б. Шоу).
И без друзей прожить нельзя,
И без друзей не стоит жить,
Но чтоб тебе нашлись друзья,
Ты должен сам уметь дружить.
Приготовить презентацию.
Оформление класса:
Перед классным часом написать на доске тему, развесить высказывания.
План классного часа:
Вступительное слово.
Разбор ситуаций. Диалоги друзей.
Мозговой штурм «Настоящий друг, какой он?».
Интерактивная беседа «Друзья и товарищи».
Деловая игра «Учимся сотрудничать».
Тест «Какой вы друг».
Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
Слайды №1; №2.
I. Вступительное слово. Слайд №3 – гиперссылка смайлик (песня «Ты да я, да мы с тобой»)1
Классный руководитель. Человек - это существо общественное. Он не может жить без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими - отдыхаем, с третьими - встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А высшая степень товарищества - это дружба. Дружба - это глубокое знание друг друга, взаимное доверие, понимание, чуткость, внимательность, готовность к взаимопомощи, преданность, верность. Способность к дружбе, умение дружить, выбор друзей, сохранение дружбы — одно из важнейших качеств человека.
Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку. Какими качествами должен обладать друг? Какой вы друг? Вспоминают ли ваши друзья в связи с вами старинную поговорку: «С таким другом и враги не нужны»? Или же вы настоящий друг, готовый помочь в беде? Доверяете ли вы друзьям? Доверяют ли они вам?
II. Разбор ситуаций.
Диалоги друзей
Классный руководитель. Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.
Ситуация первая. Знакомьтесь: Даша и Маша.
К доске выходят две девочки.
Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
Маша. Гулять пойдешь?
Д а ш а. Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!
М а ш а. Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!
Д а ш а. О! Ес! Ты настоящая подруга!
Классный руководитель. Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?
Примерные ответы детей:
Маша настоящая подруга. Она не жадная, дает списать.
Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах - сейчас хочется гулять.
Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобралась. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять.
Классный руководитель. Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.
Еще одна ситуация. В ней участвуют Сергей и Антон.
К доске выходят два мальчика.
На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в ампуле закончились чернила.
Сергей. Ой, ампула закончилась!
А н т о н. А у меня запасная ручка есть!
Сергей. Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!
А н т о н. А что ты мне за это дашь?
С е р г е й. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
А н т о н. Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?
С е р г е й. Да ладно, давай уж!
Классный руководитель. Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?
Примерные ответы детей:
Конечно, он же мог скрыть, что у него есть ручка.
Он выручил Сергея, но и про себя не забыл.
Если бы Антон был настоящим другом, он дал бы ручку просто так и ничего бы за это не потребовал.
Сергей просил ручку не насовсем, а только на один урок, и даже из такой мелочи Антон захотел извлечь выгоду.
Я не хотел бы иметь такого друга, как Антон. Он воспользовался тем, что Сергей оказался в безвыходной ситуации.
Антона нельзя назвать другом, он жадный, из всякой мелочи хочет получить выгоду.
Я бы дал ручку просто так, а потом бы Сергей меня выручил - так поступают настоящие друзья.
Классный руководитель. Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Антон?
Дети отвечают хором, что не хотели бы.
Таким образом, из этой ситуации мы делаем вывод, что настоящий друг должен быть бескорыстным.
А теперь рассмотрим третью ситуацию.
В ней участвуют два мальчика - Гриша и Вова.
Гриша и Вова - друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша - возле двери. Они любят играть в футбол на переменках. Для этого Гриша приносит из дома мячик для большого тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока.
К доске выходят 2 мальчика. Один становится возле окна, другой отходит к двери.
Вова. Гришка, мячик принес?
Гриша. Конечно!
В о в а. Давай пас!
Гриш а. Лови!
Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик.
В о в а. К сожалению, я не смог поймать мяч и он угодил в окно.
Классный руководитель. Так-так! Кто разбил стекло?
Вова. Это он бросил. Я тут ни при чем!
Классный руководитель. Ты бросил мяч?
Гриша. Ну, я.
Классный руководитель. Давай дневник! Получишь выговор! Еще и родителей твоих приглашу, чтобы они вставили стекло! Безобразие! (Поворачивается, отходит в сторону.)
Вова. Ну, что в футбол играть будем?
Гр и ш а. Да нет, что-то не хочется! Участники сценки садятся на место.
Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Вовы?
Примерные ответы детей:
Он расстроился из-за выговора.
Ему было обидно, что друг его выдал.
Вова повел себя не по-товарищески, он выдал Гришу, поэтому Гриша обиделся.
Гриша обиделся, потому что он один понес наказание, а ведь его друг тоже виноват.
Вова тоже виноват. Если бы он был настоящим другом, он бы взял часть вины на себя, тогда бы Грише не было так обидно.
Вова даже больше виноват: это он попросил бросить ему мячик, а сам не смог поймать. Из-за него стекло разбилось. А у него не хватило мужества признаться.
Классный руководитель. Хотели бы вы, ребята, чтобы у вас бал такой друг, как Вова?
Дети дружно отвечают, что нет.
Из этой ситуации мы можем сделать вывод, что друг познается в беде.
Четвертая ситуация.
У вас есть тайна, о которой никто не должен знать. Вы доверяете её только своему самому близкому другу. А он открыто рассказал о ней другому однокласснику.
Вопросы учащимся: Это предательство? Вы осуждаете его за это? Вы никогда бы так не поступили? Бывают случаи, когда это может быть оправдано? Если да, приведите условия, когда это может быть оправдано.
Из этой ситуации делаем вывод, что настоящий друг должен уметь хранить доверенную тайну и нести ответственность за свои слова и обещания.
III. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?
Классный руководитель. А теперь мы проведем с вами операцию, которая называется «Мозговой штурм». Эту операцию проводят, когда нужно быстро решить какую-нибудь проблему. Мы решаем следующую проблему: настоящий друг, какой он? Вы можете говорить слова, предложения, словосочетания - все, что приходит вам в голову в связи с этой проблемой. Я буду записывать ваши слова на доске.
В течение 5 минут дети называют слова: помогает, уважает, доверяет, защищает, говорит правду, бескорыстный, поддерживает в беде, откровенный и т. п. Учитель записывает ключевые слова на доске.
Ну, а теперь попробуем создать портрет настоящего друга.
Слайд № 4 - гиперссылка смайлик (песня «Настоящий друг»)2
Настоящий друг - тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.
Настоящий друг - тот, кто не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках.
Настоящий друг - тот, кто помогает бескорыстно.
Настоящий друг - тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.
Настоящий друг - тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.
Настоящий друг - тот, кто умеет хранить тайны.
IV. Интерактивная беседа «Друзья и товарищи»
Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, много ли должно быть у человека настоящих друзей?
Примерные ответы детей:
У человека должен быть только один настоящий друг.
Друзей может быть много, но настоящих друзей очень мало, их нужно искать.
Близких друзей у человека должно быть немного, а просто товарищей - сколько угодно.
Чтобы узнать, кто твой настоящий друг, с ним нужно съесть пуд соли, поэтому настоящих друзей мало.
Классный руководитель. Да, многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. Все одноклассники не могут быть нам близкими друзьями. Как же нам строить отношения в коллективе?
Примерный ответ детей:
Отношения должны быть дружескими, товарищескими, доброжелательными.
V. Деловая игра «Учимся сотрудничать»
Классный руководитель. действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими, И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников: устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.
И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.
Сейчас мы проведем деловую игру. Объявляется набор в экипаж космического корабля. Нужно подобрать такие группы людей, которые смогут вместе решать трудные задачи.
Всем претендентам нужно пройти испытание - за 5 минут собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции), наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске.
Создаем три группы.
Предлагаю каждому вытащить один кружок из коробки. Те, у кого оказались кружки одного цвета, оказываются в одной группе.
Дети вытягивают кружки. Учитель группирует детей.
Претенденты выбраны. Приглашаю вас занять рабочие места. Засекаю время - начали!
Песня «Друзья» - Барбарики.3 (в папке)
Время истекло. Покажите ваши результаты.
Дети прикрепляют картинки к доске.
Испытание закончилось. Спасибо всем ребятам за работу. А теперь у меня по 2 вопроса к командам. Довольны ли вы результатом? Что вам мешало работать?
Примерные ответы детей:
Работой довольны, вместе работать здорово, интересно.
Могло получиться лучше, но не было согласованности, сотрудничества.
Не понравилось работать в этом составе, все критиковали друг друга, ссорились, ругались.
Плохо поработали, кто-то все хотел делать сам.
VI. Тест «Какой вы друг».
А теперь с помощью теста выясним, какой вы в дружбе. Возможно, тест и не сообщит вам то, что вы хотели бы услышать. Но он может помочь вам войти в контакт с самим собой, если вы искренне ответите на его вопросы.
Слайды № 5 – 14
VII. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Наш сегодняшний разговор о дружбе закончен. Мы его обязательно продолжим. Слайд № 15 - гиперссылка смайлик (песня «Когда мои друзья со мной»)4
Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа?
Примерные ответы детей:
Узнали, что такое настоящий друг.
Научились работать в команде, в коллективе.
Задумался о том, какой я друг.
Возникло чувство сожаления, что у меня еще нет настоящего друга.
Почувствовал радость, что у меня есть настоящие друзья.
Слайд № 16
Почитайте: Л. Гайдар. «Тимур и его команда»;
С. Михалков. «Хороший человек», «Мой друг».
Послушайте: Л. Бетховен. Финал концерта для фортепьяно с оркестром № 5;
песня «Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка»;
В. Высоцкий. «Песня о друге».
Посмотрите: В. Васнецов. «Три богатыря».
Используемые источники:
Слайд № 17
Классные часы: 5 класс/Авт-сост. А. В. Давыдова. - М.: ВАКО, 2010. – (Учебный год).
Познай себя: 5 класс/ Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. – (Серия «Самосовершенствование личности»).
Сайт - Картинки: смайлики - [электронный ресурс] режим доступа http://images.yandex.ru/ свободный.
Группа Барбарики Друзья -[электронный ресурс] режим доступа http://o-druzhbe.ru/detskie_pesni_o_druzhbe.php свободный.
Слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева Настоящий друг -[электронный ресурс] режим доступа http://o-druzhbe.ru/detskie_pesni_o_druzhbe.php свободный.
Слова В. Потоцкого, музыка В. Иванова Ты да я, да мы с тобой-[электронный ресурс] режим доступа http://o-druzhbe.ru/detskie_pesni_o_druzhbe.php свободный.
Слова М. Танича, музыка В. Шаинского Когда мои друзья со мной -[электронный ресурс] режим доступа http://o-druzhbe.ru/detskie_pesni_o_druzhbe.php свободный.
1 Слова В. Потоцкого, музыка В. Иванова Ты да я, да мы с тобой-[электронный ресурс] режим доступа http://o-druzhbe.ru/detskie_pesni_o_druzhbe.php свободный
2 Слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева Настоящий друг -[электронный ресурс] режим доступа http://o-druzhbe.ru/detskie_pesni_o_druzhbe.php свободный
3 Группа Барбарики Друзья -[электронный ресурс] режим доступа http://o-druzhbe.ru/detskie_pesni_o_druzhbe.php свободный
4 Слова М. Танича, музыка В. Шаинского Когда мои друзья со мной -[электронный ресурс] режим доступа http://o-druzhbe.ru/detskie_pesni_o_druzhbe.php свободный