12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Предисловие

«Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

       Я часто вспоминаю эти строчки Бориса Пастернака.  И начиная работать в школе, и после 40 лет работы, и на пенсии, я продолжаю думать о том, как сделать нелёгкую жизнь ученика увлекательной и интересной. Мои ученики иногда спрашивали меня о том, как я запоминаю такой объём информации. В ответ я предлагал им прочитать материал параграфа 40 раз. И задавал ответный вопрос: « А как вы помните всё, что проходите по всем вашим предметам?»

     Понимая, что учиться действительно тяжело, я старался сделать свои уроки интересными, всегда что-то придумывал. Сначала игры проводил на внеклассных занятиях. Потом незаметно интеллектуальные игры пришли на мои уроки, потому что они помогали учить , развивать и воспитывать. И украшали всё-таки тяжёлую жизнь учеников.

        По словам Н.П Аникиевой, игра – это сложное социально – психологическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Поэтому в эту игру приглашаю учеников более старшего возраста - 7- 11классов. Ещё интересней будет, если состав игроков будет разновозрастным, но одинаковым по позитивному игровому настроению. Одинаково увлечённо, в творческой атмосфере играют и первоклассники, и выпускники, и учителя, и ветераны. Проверено!!!

      В процессе игры развивается творчество, происходит неформальное общение, рушится деление на троечников и хорошистов. Происходит внутренне раскрепощение, начинается общение на равных. Из обычного середнячка ученик преображается в творческую личность, открывается его второе дыхание.

     Игра позволяет выйти из своих отрицательных эмоций, из привычного образа. В игре можно не бояться, что тебя не примут, не поймут. А счастье – это когда тебя понимают. И принимают…. В игре важен не результат, а само действо для самоутверждения, для возможности стать лучшим.

    Подготовка содержания игры требует много времени, при этом надо выполнить определённые требования:

   игра должна быть с высоким содержательным уровнем, позволяющим встретиться с новыми знаниями, заразить интересом к предмету игры;

    игра, как и природа, не терпит однообразия. Поэтому конкурсы, преследуя одну цель, всегда бывают разными и по названию, и по содержанию. Алгоритм игры одинаков, всегда 5 конкурсов, но каждый раз они новые по содержанию;

    игра должна погружать в атмосферу удачи, положительных эмоций. Конечно, допустимы и ошибки, но гарантируется обязательная ситуация успеха в коллективной работе.;

   хороший позитивный настрой создаёт и необычное начало. В данной игре – это голос тигра и ответное приветствие ему со стороны игроков многоголосым рёвом!!! В игру удачно вписывается и физкультминутка с пандой. Играть - так играть от души!

Конспект занятия

«Этот Тигр не простой! Этот Тигр - водяной»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор материала

Стручков Евгений Алексеевич,

учитель биологии и географии

Естественно-

научное  направление

Биология, Экология, Этология, География

Класс

7-11класс

Тема

«Этот Тигр не простой! Этот Тигр –водяной»

Цель

организовать позитивную интеллектуальную деятельность учащихся в микро-коллективах по изучению особенностей строения и образа жизни представителей семейства кошачьих.


Задачи

Обучающие:

Закрепить и расширить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности тигра и других представителей семейства кошачьих;

продолжить формирование природоохранных знаний, необходимость сохранения видового биоразнообразия.

Развивающие:

развивать у учащихся навыки практической работы с  полученной информацией при выполнении конкретных заданий;

продолжить развитие понятий причинно-следственных связей между строением органов живых организмов и выполняемыми функциями.

Воспитывающие:

формировать у учащихся научное мировоззрение;

способствовать развитию природоохранных знаний;

создавать ситуацию успеха с помощью игровых приёмов.


Формируемые УУД

Познавательные:

- Умение делать обобщение, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

- умение оценивать последствия деятельности человека в природе.


Предметные:

-Умение составлять характеристики живых организмов;

- знание сущности биологических явлений, их закономерностей;

- использование знаний для прогноза экологической ситуации, выявление влияния экологических факторов на организмы.


Личностные:

- развитие познавательных интересов к естественнонаучным знаниям;

- умение поставить учебную задачу и контролировать её выполнение;

- углубление знаний по предмету;

- формирование навыков самообразования и проявление самостоятельности при выполнении заданий.


Регулятивные:

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- умение адекватно делать само- и взаимооценку выполнения учебной задачи.


Коммуникативные:

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умение работать в группе, находить общее решение путём согласования позиций и учёта интересов;

- взаимодействие с учителем по коррекции допущенных ошибок.

План занятия

1.Вступительное слово учителя – 2 мин.

Игра – 40 минут.

2.Конкурс капитанов «И это всё о нём…»

3. Конкурс «Подсказка «Это есть у тигра».

4. Физкультминутка.

5. Конкурс Акула».

6. Конкурс «Биоаукцион «Кошки на гербах городов».

7. Подведение итогов игры, награждение победителя, определение лучших игроков.

8. Рефлексия – 3 минуты.

Общая продолжительность занятия –

45 минут.

Актуальность проводимого занятия

Данная игра проводится в начале наступившего года Тигра, она важна для правильного понимания необходимости охраны редкого вида, сохранения биоразнообразия.

Новизна

Занятие проводится в форме интеллектуальной игры с разнообразными конкурсами.

Ожидаемый результат

- Привлечение внимания обучающихся к проблемам сохранения тигров.

- Расширение кругозора о тигре – символе 2022 года.

- устранение негативного психоэмоционального состояния у школьников с помощью игровой технологии.

Оборудование

Игровые столы с карточками, цветная бумага, шаблоны для ответов и кроссворда, переходящий приз для победителей, фишки – умники для банкира (судьи), ноутбук, проектор, экран.

Содержание конкурсных материалов

1. Пояснительная записка

2. Задания по конкурсам капитанов, «Подсказка», «Кроссворд», «Акула», «Биоаукцион» с пояснениями к каждому конкурсу

3. Шаблон для конкурса «Акула», лист с заданиями кроссворда

4. Сводная таблица для оценки работы команд.

5. Приложение 1 -  авторская презентация.

Приложение 2 – обучающие карточки: тигр амурский, тигр бенгальский,тигр малайский

6. Источники.

Источники

Источники даны в приложении к занятию



Это Тигр – не простой! Этот Тигр – водяной!

                                                          Ход игры

     Добрый день, дорогие гости! Мы собрались с вами не просто так, а по весьма интересному поводу. С 1 февраля к нам пришёл год Тигра, и не просто Тигра, а водяного. Пусть он самый большой, но с кошачью душой. И любит воду, с удовольствием купается.

       У нас с вами три команды, пока без названия. Я предлагаю капитанам выбрать таблички, на которых написано название ваших команд. На двух таблицах название есть. А вот название третьей команды вы должны отгадать в ходе игры. Пока они будут просто тигры.

      (Включаю запись голоса тигра) Для чего нужен рёв тигру? Естественно, для общения с другими тиграми. Так давайте по-тигриному поприветствуем друг друга от души. А теперь начинаем игру. Ваши успехи будет отмечать банк «Возрождение». Накопленные умники вам пригодятся на последний конкурс

Конкурс капитанов « И это всё о нём!» Верите ли вы, что…

                                                                              Для тех, кто играет впервые

     Команды рассаживаются за свои игровые столы. Есть стол, за которым сидит банкир, который за правильные ответы раскладывает в ячейки команд заработанные за правильные ответы «умники». Первый конкурс называется конкурс капитанов, но часто отвечать капитану помогает вся команда, а он принимает окончательное решение. После чтения утверждения идёт обсуждение, а потом капитан поднимает карточку со словами «Да» или «Нет». В этом конкурсе командам надо ответить на 15 вопросов.

1.Тигры растут всю жизнь.

2.Чем севернее живут тигры, тем они крупнее.

3.Встретив леопарда, тигр загрызёт его и съест.

4.На юге тигры охотятся на взрослых слонов и носорогов (нет).

5.Основной враг тигра – человек.

6.Тигры легко переносят длительную голодовку за счёт накопленного жира (5 см).

7.Тигр не любит собак и волков.

8.Тигры, как и львы, живут группами (нет, у них одиночный образ жизни).

9.Тигр хоть и кошка, но отлично плавает.

10.Разозлённые тигры рычат.

11.С помощью рычания тигры общаются.

12.Тигры в темноте видят в 6 раз лучше, чем человек.

13.Шипение и фырканье – это признаки скорой атаки.

14.Тигры – это кошки, не умеющие мурлыкать.

15.Гибрид льва и тигрицы – огромный лигр, а гибрид тигра и

львицы – небольшой тигролев.


Конкурс «Подсказка - Это есть у тигра»

                                                                                    Для тех, кто играет впервые

      В данном конкурсе всего 5 вопросов. Но они выдаются частями-подсказками, чтоб отвечать было легче. Но условия такие: за правильный ответ с первой подсказки 3 умника, со второй – 2, с третьей -1.Читается первая подсказка. После обсуждения капитан пишет на листе ответ и отдаёт ведущему учителю. Затем читается вторая подсказка. Если версия ответа меняется, его пишут на новом листке и отдают на проверку. Если не меняется – писать не надо.


1.Это важный орган чувств у кошачьих.

2.В одном из его отделов не 1, как у амфибий, рептилий, птиц, а 3 косточки.

3.В наружном отделе есть часть, способная двигаться.

                                                                  Орган слуха

1.Этот орган чувств у млекопитающих имеет меньшее значение, чем у птиц.

2.У крота, живущего под землёй, эти органы редуцированы.

3.Из-за особого строения эти органы не воспринимают многие цвета.

                                                                 Глаз

1.Эти органы чувств есть только у млекопитающих.

2.Это особая категория волос.

3.У кошачьих они расположены на голове и являются органом осязания.

                                                                Вибриссы (усы)

1. Этого органа чувств нет у китов.

2. Из хищников оно лучше развито у волчьих.

3. С помощью этого органа кошки воспринимают особые метки, оставляемые другими животными.

                                                               Обоняние

1. Это то, что располагается на поверхности самого большого по площади органа.

2. Зимой и летом количество этих образований на коже неодинаково.

3. Это то, что помогает зимой сохранять высокую температуру тела.

                                                               Волосы


Конкурс «Акула», или «Такие разные кошки»

                                                                                             Для тех, кто играет впервые.

      Этот конкурс сюрпризов, проходит всегда весело. Важен быстрый темп игры. Из 16 квадратов решётки команды, начиная с первой, выбирают число или цифру. За этой цифрой вопрос, на который они отвечают. Если ответ неверный, отвечают оставшиеся команды по очереди. За правильный ответ – 1 умник. НО…. В 5 квадратах –Акула, которая съедает один умник, а банкир убирает его из ячейки. В одном квадрате от доброй акулы подарок – 5 умников!!! По ходу игры капитаны вычёркивают взятые цифры, чтоб знать оставшиеся. После ответа одной команды, другая быстро называет свою цифру.

1.Счастливчик (банк дарит команде 5 умников)

2.Умеет имитировать голос обезьян (леопард)

3.Не умеет ни рычать, ни мурлыкать (ирбис)

4.Пума чёрной окраски (пантера)

5.Акула

6.Пустынная рысь, или (каракал)

7.Кошка с коротким хвостом (рысь)

8.Самый крупный подвид тигра (амурский)

9.Акула

10.Акула

11.Американская кошка, которая любит купаться и загорать (чтоб не болеть рахитом) (ягуар)

12.Акула

13.Снежный барс, или (ирбис)

14.Самая быстрая кошка (гепард)

15.Гибрид льва и тигрицы (лигр)

16.Акула

                                          Физкультминутка – ссылка №17 или №20

      Физкультминутка с пандой помогает учащимся снять статические мышечные нагрузки и напряжение от игры, способствует проявлению положительных эмоций, благотворно влияет на восстановление умственной работоспособности.

Кроссворд «Это не только тигр, но и залив,

и кошка, и огонь»

                                                                                Для тех, кто играет впервые

              На листах с вопросами кроссворда капитан вписывает по горизонтали варианты ответов. За каждый правильный ответ – один умник, за отгаданное ключевое слово, выделенное толстыми линиями – 3 умника. По истечению времени команды сами проверят правильность ответов, которые сообщает ведущий, подсчитывают баллы, и банкир делает вклады в ячейки команд.

Ответив на вопросы, вы узнаете название подвида тигров.

t1644174590aa.jpg

1.Кошка, которая плавает и ловит рыбу (…………………)

2.Чёрная крупная кошка (…………………..)

3.Кот степей и пустынь с толстым хвостом и длинной шерстью …………….

4.Главный враг обезьян Южной Америки (……………………)

5.Рысь пустынь и степей (………………..)

6.Огромный гибрид крупных кошек ( …………………. )

7.Кошка, освоившая просторы тайги (……………………)

8.Русское название леопарда (……………)

9.Бывает степной, лесной, барханной и домашней (………………..)

10.Крупная кошка высокогорий Средней и Центральной Азии (………………..)

11.Тигр, у которого не вырабатывается пигмент феомеланин, поэтому он (…………………….)

Ключевое слово – тигр ……………………………

(Вот теперь мы узнали название третьей команды)


Ответы

1.Кошка, которая плавает и ловит рыбу (рыболов)

2.Чёрная крупная кошка (пантера)

3.Кот степей и пустынь с толстым хвостом и длинной шерстью (манул)

4.Главный враг обезьян Южной Америки (ягуар)

5.Рысь пустынь и степей (каракал)

6.Огромный гибрид крупных кошек (лигр)

7.Кошка, освоившая просторы тайги (рысь)

8.Русское название леопарда (барс)

9.Бывает степной, лесной, барханной и домашней (кошка)

10.Крупная кошка высокогорий Средней и Центральной Азии (ирбис)

11.Тигр, у которого не вырабатывается пигмент феомеланин, поэтому он…(белый)

                            Ключевое слово – тигр бенгальский



Биоаукцион «Кошки на гербах городов»

                                                                                 Для тех, кто играет впервые

      Этот конкурс – решающий, от него окончательно зависит, кто победит. После кроссворда банкир выдаёт умники или сообщает команде об их интеллектуальном заработке. Теперь за эти умники можно купить вопрос. Перед чтением вопроса ведущий говорит, о чём это вопрос и предлагает командам сделать ставки от 1 до 5 умников. Капитан после обсуждения в команде пишет на листке цену и оставляет листок у себя, чтоб потом написать рядом ответ. Теперь ведущий читает вопрос дважды, команды дают свой вариант ответа и сдают лист банкиру. Если ответ правильный, то команде добавляется указанная сумма. При неправильном ответе эта сумма забирается в банк.


Вопрос о кошке с герба города Гомель

     Эта кошка знакома всем с детства. Она не из рода больших кошек. Мех может быть густым и не очень, в крапинку, с крупными тёмными пятнами или без них. Особый вид кошек обитает в Африке и Азии. Только уши особого строения делают её похожей на своих родственников, обитающих в Евразии и Северной Америке. Именно каракалов арабские и индийские вельможи в былые времена приручали и охотились с ними.Название её не совсем правильное, потому что она не бегает за добычей, а охотится как большинство кошек. У каждой кошки есть свой охотничий участок в 25 тысяч гектаров. О какой кошке, обитающей даже в тундре, идёт речь.

                                                                                (Рысь)

Эти кошки запрыгнули на гербы Самарканда, Бишкека, Астаны

     Эта удивительная крупная кошка с длинной густой шерстью и длинным пушистым хвостом, с короткими ушами, почти скрытыми в меху зимой. Используя защитную окраску и не имея естественных врагов в своей среде обитания, они при опасности просто затаиваются и становятся лёгкой добычей браконьеров. От полного исчезновения их спасает и то, что они успешно размножаются в зоопарках. О каких кошках идёт речь?

                                                                             (Снежный барс, или ирбис)

Вопрос о кошке, сидящей на гербе одного из приморских городов

      Это крупная кошка длиной до 4 метров, 25% из этого приходится на хвост. Хвост всегда с чёрным кончиком.Ведёт одиночный образ жизни. Лишь при нехватке пищи несколько самцов временно объединяются для совместной охоты. Нередки случаи нападения на человека. Именно поэтому работники заповедника, созданного для охраны этого зверя, носят на затылке маски, изображающее человеческое лицо. Это помогает избежать атаки зверя, который всегда нападает со спины. Так какая же кошка попала на герб приморского Владивостока?

                                                                              (Амурский тигр)

Вопрос о шагающей кошке и двух других, держащих щит на гербе Пскова

          Это самый мелкий из рода крупных кошек.Они заселили всю Африку и значительную часть Азии до Дальнего Востока и Индии. Благополучен по численности, хотя во врагах у них лев и тигр. Лучше других кошек умеет лазать по деревьям. Охотится ночью. Добычу, в 2 раза превышающую его собственный вес, легко затаскивает на дерево. Там и приступает к трапезе. Защитный окрас хорошо маскирует . Но выдаёт его хвост, он свисает с дерева и шевелится. В науке он известен под одним названием, но на гербе Пскова с другим, известным в России. Кто же это?

                                                                           (Леопард, или барс)


Эту крупную кошку посадили на герб Белгорода

      Это был один из первых утверждённых гербов среди российских городов. Чаще всего этих зверей на герб помещали по двое или по трое, наверное, с намёком на их образ жизни. На гербе Белгорода он один, как символ мужества, силы и великодушия. В природе самцы этих кошек не охотятся за добычей, это делают за них самки. В лазоревом поле восстаёт золотой зверь с червлёным языком и серебряными глазами, зубами и когтями. На гербах всегда показан ещё один отличительный признак этой крупной кошки. Что за зверь есть на гербах не только Белгорода, но и многих городов России ?

                                                                            (Лев)

                                                               Завершение игры

Банкир объявляет команду-победительницу. У нас она получает переходящий приз «Мудрая тётушка Сова», а на уроках с играми победителям дарились пятёрки. Пятёрки получали и капитаны, и лучшие игроки каждой команды

t1644174590ab.jpg

Рефлексия

Игра не будет завершённой, если мы не выразим своё отношение к этому занятию. Если вам что-то не понравится, вы просто выскажите звуками домашней кошки. Если вы получили массу удовольствий и положительных эмоций, то выскажите своё мнение звуками амурского тигра.


                                  Использованные литературные ресурсы

1.Аникиева Н.П. Воспитание игрой: Кн.для учителя. -М.: Просвещение, 1987. – 144 с. – (Психол. Наука – школе).

2.Игровые технологии в преподавании биологии. 8-11классы: Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/ Е.А. Стручков.- М.: Планета, 2016.- 192с.- (Уроки мастерства)

3.Романова Л.М. Роль игры в процессе обучения  https://pedsovet.org/core/file/get/id/229200

4.Стручков Е.А. Интеллектуальные игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/lk/blogs?type=2703&page=

5.Жизнь животных.Том 7. Млекопитающие /под ред.В.Е. Соколова М, Просвещение, 19891.

6. Бейко В.Б., Березина М.Ф., Богатырёва Е.Л, и др. Большая энциклопедия животного мира. М, РОСМЕН-ПРЕСС, 2007

7. Школьник Ю.К. Животные. Полная энциклопедия . М, Эксмо, 2011

8. Стручков Е.А. Окружающий мир. 4 класс: развитие умения развёрнутого оценивания информации Волгоград, Учитель, 2012

9. М. Аксёнова, С. Исмаилова. Энциклопедия для детей. Биология. М, Аванта + , 1994


                                             Ресурсы Интернета:

1. https://wordwall.net/ru/resource/26800950  Авторская викторина к году тигра

2. https://xn--j1ahfl.xn-- p1ai/library/prezentatciya_etot_tigr_ne_prostoj_etot_tigr_vo_213034.html

3. 1.https://zooclub.ru/wild/hish/cats.shtml

4. Интересные факты о тиграх

5. Кошки на гербах городов

6.https://zooclub.ru/wild/hish/73.shtml

7.https://zooclub.ru/wild/hish/99.shtml

8.https://zooclub.ru/wild/hish/54.shtml

9.https://zooclub.ru/wild/hish/345.shtml

10.https://zooclub.ru/wild/hish/96.shtml

11.https://zooclub.ru/wild/hish/78.shtml

12.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0

13.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1_%D0%93%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8F

14.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0

15.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1_%D0%9F%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0

16. https://zvukogram.com/category/zvuki-tigra/ звуки тигра

17. Физкультминутка с пандой https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

18.https://xn--j1ahfl.xn–p1ai/library/viktorina_amurskij_tigr_vlastelin_dalnevostochn_013052.html

 19.https://xn--j1ahfl.xn–p1ai/library/obrazovatelnij_resurs_sohranim_tigra_k_uroku_po_222055.html

 20. Физкультминутка для старшеклассников «Двигайся! Замри!»

https://www.youtube.com/watch?v=FxiV0XibvWY

                                                        Приложения:

Приложение №1.Фото использованных книг​​​​​​​

t1644174590ac.jpgt1644174590ad.jpgt1644174590ae.jpgt1644174590af.jpg

Приложение №2.Авторская презентация «Это Тигр –не простой! Этот Тигр – водяной»

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prezentatciya_etot_tigr_ne_prostoj_etot_tigr_vo_213034.html

 Приложение №3.Обучающие карточки о тиграх

Тигр амурский (Panthera tigris)
t1644174590ag.gif

t1644174590ah.jpg Ареал: ранее тигр обитал в Малой Азии, Иране, Афганистане, Индии, Непале, Бирме, Индокитае, Таиланде, Индонезии, Китае и Корее. В настоящее остались небольшие популяции в Индии, Китае и России (Приморский и Хабаровский края - здесь живут самые крупные и массивные особи).

Описание: амурский подвид тигра - один из самых крупных хищников, крупнее его только белый медведь. У всех тигров гибкое тело с довольно длинным хвостом (на хвост приходится до 1/3 всей длины тела). Ноги сильные, невысокие с широкими передними лапами. В плечах кошки выше, чем в крестце. Голова тяжелая. Мускулатура мощная. У особей, живущих в более холодном климате, зимняя шерсть длинная и густая. Уши круглые.

Окрас: разнообразен, с высокой индивидуальной изменчивостью. У амурского подвида шерсть светло-желтая с широкими черными полосами. Основной окрас у бенгальского подвида - красная охра с яркими черными полосами. У индонезийских тигров есть большие бакенбарды, основной окрас темная охра с частыми черными полосами. По телу яванского подвида пролегают узкие сдвоенные полосы. У большинства подвидов нижняя часть живота - белая. Глаза зелено-желтые с белой каймой. Уши снаружи черные, посередине белое пятно. В верхней половине хвоста полосы сдвоенные, а внизу простые одинарные. Кончик хвоста у всех разновидностей - черный. Полосы на боках обычно расположены асимметрично.

Размер: 1,5-3 м. Размеры зависят от ареала: на севере животные крупнее, на юге - мельче. Растут тигры всю жизнь и к старости достигают наибольших размеров.

Вес: 120-300 кг.

Продолжительность жизни: в природе 10-15 лет


2. Тигр бенгальский

Бенгальский тигр (Panthera tigris tigris)
Eng. Bengal tiger

t1644174590ag.gif

Описание: у бенгальских тигров самые длинные клыки из всех кошачьих (до 10 см), челюсти очень мощные. Клыки этого тигра длиннее, чем у льва! Когти втяжные, длинные и острые. Хвост хорошо опушен.

Окрас: шерстного покрова рыжий или коричневый с черными полосами. Живот - белый. Глаза желтые.
Встречаются белые и кремовые тигры, выведенные человеком. В отличие от альбиносов у них не красные, а голубые глаза с розовым зрачком.
На ушах сзади, как и у всех кошачьих, есть по белому пятну.

Размер: самцы - до 3 м (с хвостом), самки - до 2,7 м, длина хвоста около 90 см.

Вес: самцы - 180-275 кг (зарегистрирован самый большой вес в 389,5 кг!), самки 125-147 (максимум до 180) кг.

Продолжительность жизни: в неволе бенгальские тигры доживают до 18-26 лет, в природе до 15 лет.

Голос: тигр мурлычет, рычит и ревет. Рев бенгальского тигра слышен на расстоянии двух миль.

Среда обитания: тропические джунгли, мангровые болота, саванны, скалистые области (до 3000 м над уровнем моря).

Враги: человек.

Пища: бенгальские тигры охотятся на кабанов, косуль, оленей (пятнистые, барасинги, индийские замбары), антилоп (антилопа нильгау), коз, буйволов и гауров, молодых слоновлеопардовкрасных волковшакалов и лисиц, крокодилов, а также на мелких позвоночных (лягушки, рыба, барсуки, обезьяны, дикобразы, змеи, птицы) и насекомых (термиты). Не брезгует и падалью.
Самцы не едят рыбу и кроликов, самки же - наоборот - охотно поедают рыбу и субпродукты.
За один присест взрослый бенгальский тигр может съесть до 40 кг мяса, а потом до трех недель может голодать.

Поведение: бенгальский тигр ведет ночной образ жизни. Слух отлично развит, прекрасно видит в темное время суток. Активен в сумраке и на рассвете. Тигры спят до 16-18 часов в сутки.
Тигры отлично плавают и карабкаются на деревья. Могут совершать прыжки до 9 м!
На коротких дистанциях развивают скорость до 60 км/ч.
Бенгальский тигр очень терпелив, долго наблюдает за жертвой и ждет удобного момента, чтобы сделать один решающий бросок.
Мелкую добычу убивает укусом в шею, а крупную душит за горло. Добычу переносит в безопасное место (иногда до 450 м), чтобы спокойно поесть.

t1644174590ai.jpg Социальная структура: кроме сезона размножения, бенгальский тигр ведет одиночный образ жизни. Площадь индивидуального участка занимает от 30 до 3000 км2.
Границы участка самец метит своей мочой, фекалиями и "поскребами". Свою территорию тигры активно защищают. Участок самца может частично перекрываться с несколькими участками самок. Самки бенгальских тигров менее территориальны, иногда хозяйка разрешает другой самке охотиться на ее территории.

3.Малайский тигр

Малайский тигр (Panthera tigris jacksoni)
Et1644174590aj.jpg ng. Malayan tiger

t1644174590ak.gif

Ареал: Малайзия (Паханг, Перак, Куала Теренггану и Келантан), юг Таиланда.

Описание: малайский тигр - самый мелких из всех подвидов тигра. Тело у него гибкое с довольно длинным хвостом. Ноги сильные, невысокие с широкими передними лапами. На лапах по пять пальцев с сильными втяжными когтями. Голова тяжелая. Мускулатура мощная. Уши округлые.
Глаза большие, зрачок круглый, зрение цветное.
Клыки очень крупные, челюсти сильные, что позволяет тигру хватать добычу за шею и душить ее. Язык покрыт острыми бугорками, которые помогают хищникам сдирать кожу с мяса и мясо с костей жертвы.

Окрас: оранжево-апельсиновый с темными черными полосами, живот - белый. Рисунок полос похож на индонезийский подвид.

Размер: тела с хвостом до 2,37 м.

Вес: самцы и самки 100-120 кг.

Продолжительность жизни: в природе 15-25 лет.

Голос: малайские тигры рычат и мурлыкают.

Среда обитания: леса, поля со средней растительностью, заброшенные сельскохозяйственные районы с низкой плотностью населения человека.

Враги: основной - человек, на котят и подростков охотятся крокодилы, шакалы и дикие собаки. Часто молодежь погибает от диких кабанов и дикобразов.

Пища: замбар индийский, мунжтак, дикие кабаны, домашний скот, гаур, дикие быки, тапирымалайские медведиблагородные олени, лангуры, длиннохвостые макаки, дикобразы. Не гнушается падалью.

Поведение: малайский тигр ведет сумеречный образ жизни. Его ночное зрение в шесть раз лучше, чем у человека.
Людей избегает. Нападает, будучи раненым, старым (когда не может охотиться самостоятельно) или загнанным в угол.
Добычу долго скрадывает, заманивая в засаду, а потом атакует с тыла. Лишь одна из двадцати охот бывает удачной. Поймав добычу, тигр насыщается, а остатки туши прячет. За один присест хищник съедает до 18 кг мяса.
Тигры отлично плавают и проводят много времени в воде, особенно летом. Это спасает животных не только от жары, но и от надоедливых мух.
Звери используют язык тела, чтобы сообщить сородичам о тех чувствах, которые они испытывают: страх, агрессию, счастье или готовность к схватке.
При агрессии у тигра уши стоят вертикально, клыки обнажены, а хвост прямой. У защищающихся животных уши прижаты, хвост находится под брюхом, а клыки обнажены.

Социальная структура: самцы - одиночки. Большую часть своей жизни самка находится со своим потомством.
Малайские тигры очень территориальны и не пускают никого на свой участок (кроме случаев, когда у самки течка).
Территория самца занимает до 26-78 км2, часто перекрываясь с несколькими участками самок. Размер территории зависит от обилия доступной добычи.
Самцы и самки метят границы своего участка мочой, испражнениями и секретом прианальных желез, делают поскребы на стволах деревьев. Метки сообщают возраст животного, его сексуальную готовность, пол и здоровье.
Зная возраст владельца территории, чужаки могут предпринять попытку отобрать ее у нынешнего хозяина.

Сезон/период размножения: в течение всего года, пик приходится на ноябрь-март.

Половое созревание: самки к 3 годам, самцы к 4.

Беременность: длится 103 дня.

t1644174590al.jpg Потомство: в помете обычно 2-3 слепых и глухих котенка весом 0,6-1,2 кг каждый. Большинство тигрят не доживает до зрелости.
В 6-8 недель мать начинает подкармливать котят твердой пищей. Лактация длится до 5-6 месяцев.
Тигрята начинают охотиться самостоятельно, когда им исполнится 18 месяцев.
Детеныши остаются с матерью до 2-3х лет, после чего покидают ее территорию. Самки с матерью находятся немного дольше, чем самцы. Часто взрослые дочери селятся рядом с матерью и их охотничьи участки соседствуют друг с другом.

Польза/вред для человека: старые или покалеченные тигры охотятся на домашний скот или становятся людоедами, из-за чего местное население отстреливает их. Например, в мангровых лесах Бангладеша в 2001-2003 году за 1,5 года тиграми был убит 41 человек.
Более 1000 лет местное население использует шкуры тигров для изготовления декоративных предметов, настенных покрытий и сувениров. Части тела используются в азиатской медицине. Тигриные кости очень популярны на Черных рынках Азии.
Спортивная охота в 30 годах XX века стала главной причиной сильного сокращения популяции вида.
Малайский тигр присутствует на гербе Малайзии и служит символом мужества и силы.

 Приложение №4. Методические рекомендации.Таблица для подведения итогов

Название конкурсов

Тигр амурский

Тигр малайский

Тигр бенгальский

Конкурс капитанов




Подсказка




Кроссворд




Акула




Биоаукцион




Итоги


























Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (21)

сменить сортировку
Трефилова Раиса Поликарповна, 06.02.22 в 23:36 4Ответить Пожаловаться
Евгений Алексеевич, благодарю за отличную и актуальную публикацию с замечательным предисловием! В Год Тигра - это большая помощь для коллег! Обширные приложения помогут участникам подготовиться к игре и показать знания о символе года! Спасибо за Ваш труд!
Евгений Алексеевич, 07.02.22 в 07:45 2Ответить Пожаловаться
Раиса Поликарповна! Ваш труд - образец старания.Вот и стремлюсь к лучшему, благодаря Вам!!!
Фокина Лидия Петровна, 07.02.22 в 02:54 3Ответить Пожаловаться
Евгений Алексеевич! Большое спасибо за актуальный ресурс. Творческих Вам идей. С благодарностью, Лидия Петровна.
Евгений Алексеевич, 07.02.22 в 07:48 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Лидия Петровна! Творческие идеи есть, времени суток не хватает... У меня много учеников, а к занятиям надо что-то готовить.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 07.02.22 в 05:20 3Ответить Пожаловаться
Браво мастеру! Спасибо Вам, Евгений Алексеевич, за ваш творческий подход к созданию данного мероприятия!
Евгений Алексеевич, 07.02.22 в 07:50 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталия Алексеевна, за столь высокую оценку! Осталось ещё немного и цикл игр к восточному календарю будет полным!
Ильина Оксана Геннадьевна, 07.02.22 в 06:44 2Ответить Пожаловаться
Интереснейший материал на актуальную для года тему!Спасибо,Евгений Алексеевич!
Евгений Алексеевич, 07.02.22 в 07:51 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Оксана Геннадьевна! Сил в эту игру вложено много.И не только моих...
Шулина Оксана Владимировна, 07.02.22 в 11:27 2Ответить Пожаловаться
Евгений Алексеевич! Большое спасибо!
Волкова Надежда Павловна, 25.03.22 в 21:12 3Ответить Пожаловаться
Евгений Алексеевич, поздравляю с победой в конкурсе!

показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.