Внеклассное мероприятие «Наука — это интересно» (9–11 классы)
Внеклассное мероприятие «Наука – это интересно» Составил: преподаватель УИФ ГБПОУ «ИЭК» Е.И. Панов
Описание Цель мероприятия: знакомство с важными научными открытиями 21 века, повышение интереса учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью Категория участников: учащиеся 9-11 классов, студенты 1 курса колледжей Место проведения: кабинет химии Оборудование: проектор, экран, ноутбук, лабораторное оборудование и реактивы для проведения демонстрационных опытов
эпиграф О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель Александр Сергеевич Пушкин
С этими строками знакомы многие и сегодня мы приглашаем вас в удивительный мир науки С этими строками знакомы многие и сегодня мы приглашаем вас в удивительный мир науки Для начала хотим предложить посмотреть видеоролик «20 самых важных открытий 21 века» https://www.youtube.com/watch?v=TUFc2AT0150 Далее вы распределитесь на 3 команды, соревноваться между собой вы не будете, а просто выполнять задания в группах
1 этап – угадай по описанию, о ком идет речь Английский математик, физик, астроном и механик. Автор знаменитой книги «Математические начала натуральной философии», где он изложил закон всемирного тяготения и 3 закона механики Великий физик посредством экспериментов смог доказать, что белый цвет является смешением других цветов видимого спектра Был первым британцем, которого королева Великобритании удостоила звания рыцаря за научные достижения
1 этап – угадай по описанию, о ком идет речь Физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике (1921). Почетный доктор около 20 ведущих университетов мира и член ряда Академий наук Он был чрезвычайно знаменит. Поэтому, когда его на улице останавливали случайные прохожие, ликующим голосом вопрошая, он ли это, ученый нередко говорил: «Нет, простите, меня постоянно путают с …!» Однажды у него спросили, какова скорость звука. На это великий физик ответил: «У меня нет привычки запоминать вещи, которые легко можно найти в книге»
1 этап – угадай по описанию, о ком идет речь Русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, преподаватель, воздухоплаватель, приборостроитель Автор классического труда «Основы химии» В числе любимых занятий ученого было изготовление чемоданов По просьбе правительства, смог придумать бездымный порох В 1885 г. ученый спроектировал воздушный шар с двигателем и герметичной кабиной. На таком аппарате можно было подняться в верхние слои атмосферы. Однако его проект так и остался незамеченным
1 этап – угадай по описанию, о ком идет речь Выдающийся изобретатель, физик, инженер и ученый. Известен во всем мире благодаря изобретению огромного количества устройств, работающих на переменном токе Его называли «повелителем молний», поскольку он публично демонстрировал с ними невероятные вещи Ученый сделал настолько огромный вклад в развитие науки и техники, что его называют «человеком, который изобрел 20-й век» В него названа единица измерения плотности магнитного потока
2 этап – демонстрационные опыты В кабинете химии заранее подготовлены реактивы и оборудование для проведения 3-х демонстрационных опытов Учащимся предлагается выйти к столу с реактивами и выполнить опыты
1 опыт - светофор Для проведения химического опыта Светофор нам понадобятся: индигокармин, глюкоза, каустическая сода, горячая вода, 2 стеклянных сосуда, защитные перчатки.
Для начала в одном стеклянном сосуде растворим 4 таблетки глюкозы в небольшом количестве горячей воды. 4 таблетки это 2 грамма. Приливаем к раствору глюкозы раствор около 10 мг раствора каустической соды. Для начала в одном стеклянном сосуде растворим 4 таблетки глюкозы в небольшом количестве горячей воды. 4 таблетки это 2 грамма. Приливаем к раствору глюкозы раствор около 10 мг раствора каустической соды. Получили щелочной раствор глюкозы. Отставляем его пока в сторонку. Во втором сосуде растворяем некоторое количество индигокармина. Получается синий раствор. Теперь осторожно вливаем в синий раствор щелочной раствор глюкозы. Жидкость изменит цвет на зеленый. Это синий индигокармин окисляется кислородом воздуха, т.к. жидкость насыщается этим газом при переливании. Постепенно зелёный раствор будет становиться красным, а затем жёлтым. Действительно, как светофор! Если жёлтый раствор резко встряхнуть, то он вновь станет зелёным, т.к. жидкость насытит кислород. И так далее, до тех пор пока не надоест.
2 опыт - Опыт на смешение жидкостей Нам понадобится: 1/4 стакана подкрашенной воды, 1/4 стакана подсолнечного масла 1/4 стакана сладкого не очень густого сиропа. Вылейте по очереди все компоненты в один стакан: сироп как самый плотный осядет вниз, посередине расположится вода, а сверху будет слой подсолнечного масла
3 опыт - Невидимые чернила Чтобы сделать невидимые чернила нам потребуется: сода; вода; ложка; письменный прибор (зубочистка или ватная палочка); бумага для письма; свеча или другой источник тепла.
Постоянно помешивая, засыпаем соду в тёплую воду до тех пор пока она не перестанет растворяться. Окунаем ватную палочку в раствор, немного отжимаем, чтобы снять излишки жидкости и пишем свое тайное послание. Вот так все просто! Постоянно помешивая, засыпаем соду в тёплую воду до тех пор пока она не перестанет растворяться. Окунаем ватную палочку в раствор, немного отжимаем, чтобы снять излишки жидкости и пишем свое тайное послание. Вот так все просто! Для того чтобы прочитать надпись, её нужно немного нагреть. Проще всего это сделать над свечой, но подойдет и кухонная плита или даже утюг. Важно только держать бумагу подальше от источника тепла, чтобы она не загорелась.
4 этап - фантазеры Ваша задача – придумать какое-либо научно-техническое устройство, которое еще не изобрели. Нарисовать на ватмане, привести описание и рассказать всем присутствующим о нем. Ватман, фломастеры и маркеры у вас на столах Предметную область выбираете сами На это задание вам дается 15 минут
Научное открытие — Прекрасное событие! Наука двигает прогресс, Жизнь без науки — темный лес! Без научного прогресса Жизнь была б неинтересной, И водили б хоровод День за днём, за годом год, Но идеи и мечты, И желанье высоты, Любопытство человека С места двигают планету!
Калягина Ирина Владимировна
Панов Егор Игоревич
Калягина Ирина Владимировна
Калягина Ирина Владимировна