Внеклассное мероприятие «Наука – это интересно»
Составил: преподаватель УИФ ГБПОУ «ИЭК» Е.И. Панов
Описание
Цель мероприятия: знакомство с важными научными открытиями 21 века, повышение интереса учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью
Категория участников: учащиеся 9-11 классов, студенты 1 курса колледжей
Место проведения: кабинет химии
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, лабораторное оборудование и реактивы для проведения демонстрационных опытов
эпиграф
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель
Александр Сергеевич Пушкин
С этими строками знакомы многие и сегодня мы приглашаем вас в удивительный мир науки
С этими строками знакомы многие и сегодня мы приглашаем вас в удивительный мир науки
Для начала хотим предложить посмотреть видеоролик «20 самых важных открытий 21 века»
https://www.youtube.com/watch?v=TUFc2AT0150
Далее вы распределитесь на 3 команды, соревноваться между собой вы не будете, а просто выполнять задания в группах
1 этап – угадай по описанию, о ком идет речь
Английский математик, физик, астроном и механик. Автор знаменитой книги «Математические начала натуральной философии», где он изложил закон всемирного тяготения и 3 закона механики
Великий физик посредством экспериментов смог доказать, что белый цвет является смешением других цветов видимого спектра
Был первым британцем, которого королева Великобритании удостоила звания рыцаря за научные достижения
1 этап – угадай по описанию, о ком идет речь
Физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике (1921). Почетный доктор около 20 ведущих университетов мира и член ряда Академий наук
Он был чрезвычайно знаменит. Поэтому, когда его на улице останавливали случайные прохожие, ликующим голосом вопрошая, он ли это, ученый нередко говорил: «Нет, простите, меня постоянно путают с …!»
Однажды у него спросили, какова скорость звука. На это великий физик ответил: «У меня нет привычки запоминать вещи, которые легко можно найти в книге»
1 этап – угадай по описанию, о ком идет речь
Русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, преподаватель, воздухоплаватель, приборостроитель
Автор классического труда «Основы химии»
В числе любимых занятий ученого было изготовление чемоданов
По просьбе правительства, смог придумать бездымный порох
В 1885 г. ученый спроектировал воздушный шар с двигателем и герметичной кабиной. На таком аппарате можно было подняться в верхние слои атмосферы. Однако его проект так и остался незамеченным
1 этап – угадай по описанию, о ком идет речь
Выдающийся изобретатель, физик, инженер и ученый. Известен во всем мире благодаря изобретению огромного количества устройств, работающих на переменном токе
Его называли «повелителем молний», поскольку он публично демонстрировал с ними невероятные вещи
Ученый сделал настолько огромный вклад в развитие науки и техники, что его называют «человеком, который изобрел 20-й век»
В него названа единица измерения плотности магнитного потока
2 этап – демонстрационные опыты
В кабинете химии заранее подготовлены реактивы и оборудование для проведения 3-х демонстрационных опытов
Учащимся предлагается выйти к столу с реактивами и выполнить опыты
1 опыт - светофор
Для проведения химического опыта Светофор нам понадобятся:
индигокармин,
глюкоза,
каустическая сода,
горячая вода,
2 стеклянных сосуда,
защитные перчатки.
Для начала в одном стеклянном сосуде растворим 4 таблетки глюкозы в небольшом количестве горячей воды. 4 таблетки это 2 грамма. Приливаем к раствору глюкозы раствор около 10 мг раствора каустической соды.
Для начала в одном стеклянном сосуде растворим 4 таблетки глюкозы в небольшом количестве горячей воды. 4 таблетки это 2 грамма. Приливаем к раствору глюкозы раствор около 10 мг раствора каустической соды.
Получили щелочной раствор глюкозы. Отставляем его пока в сторонку. Во втором сосуде растворяем некоторое количество индигокармина. Получается синий раствор.
Теперь осторожно вливаем в синий раствор щелочной раствор глюкозы. Жидкость изменит цвет на зеленый. Это синий индигокармин окисляется кислородом воздуха, т.к. жидкость насыщается этим газом при переливании.
Постепенно зелёный раствор будет становиться красным, а затем жёлтым. Действительно, как светофор!
Если жёлтый раствор резко встряхнуть, то он вновь станет зелёным, т.к. жидкость насытит кислород. И так далее, до тех пор пока не надоест.
2 опыт - Опыт на смешение жидкостей
Нам понадобится:
1/4 стакана подкрашенной воды,
1/4 стакана подсолнечного масла
1/4 стакана сладкого не очень густого сиропа.
Вылейте по очереди все компоненты в один стакан: сироп как самый плотный осядет вниз, посередине расположится вода, а сверху будет слой подсолнечного масла
3 опыт - Невидимые чернила
Чтобы сделать невидимые чернила нам потребуется:
сода;
вода;
ложка;
письменный прибор (зубочистка или ватная палочка);
бумага для письма;
свеча или другой источник тепла.
Постоянно помешивая, засыпаем соду в тёплую воду до тех пор пока она не перестанет растворяться. Окунаем ватную палочку в раствор, немного отжимаем, чтобы снять излишки жидкости и пишем свое тайное послание. Вот так все просто!
Постоянно помешивая, засыпаем соду в тёплую воду до тех пор пока она не перестанет растворяться. Окунаем ватную палочку в раствор, немного отжимаем, чтобы снять излишки жидкости и пишем свое тайное послание. Вот так все просто!
Для того чтобы прочитать надпись, её нужно немного нагреть. Проще всего это сделать над свечой, но подойдет и кухонная плита или даже утюг. Важно только держать бумагу подальше от источника тепла, чтобы она не загорелась.
4 этап - фантазеры
Ваша задача – придумать какое-либо научно-техническое устройство, которое еще не изобрели. Нарисовать на ватмане, привести описание и рассказать всем присутствующим о нем.
Ватман, фломастеры и маркеры у вас на столах
Предметную область выбираете сами
На это задание вам дается 15 минут
Научное открытие —
Прекрасное событие!
Наука двигает прогресс,
Жизнь без науки — темный лес!
Без научного прогресса
Жизнь была б неинтересной,
И водили б хоровод
День за днём, за годом год,
Но идеи и мечты,
И желанье высоты,
Любопытство человека
С места двигают планету!
Калягина Ирина Владимировна
Панов Егор Игоревич
Калягина Ирина Владимировна
Калягина Ирина Владимировна