12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трефилова Раиса Поликарповна117482
Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 47 лет, руководитель регионального отделения "Зеленая планета". Отличник народного просвещения. Победитель краевого и национального проекта «Образование»
Россия, Пермский край, Карагай
20

Внеклассное мероприятие «Игра-аукцион» по теме «Рыбы»



Внеклассное мероприятие «Игра - аукцион» по теме «Рыбы»

Биология, 7 класс, УМК любой

Методические рекомендации:

Внеклассное мероприятие «Игра – аукцион» проводится после изучения темы «Рыбы» на уроках биологии в 7 классе. Вопросы составлены автором по литературным источникам, указанным в списке.

Объявление об игре вывешивается в начале изучения темы, объявляется список литературы, рекомендуются для чтения журналы «Юный натуралист», «Свирель», «В мире животных», которые имеются в школьной библиотеке.

Перед игрой из числа учащихся выбираются три помощника: один второй выводит на экран слайды электронной презентации с иллюстрацией к лоту, соответствующему каждому вопросу. Второй помощник раздает жетоны за правильные ответы. Второй и третий помощники заранее готовят дополнительные сообщения по слайдам презентации.

Игра проводится в 2 этапа. 1 этап – ведущий игры задаёт 15 вопросов-лотов.

2 этап – «Ты – мне, я – тебе». Участники, ставшие победителями первого тура, задают друг другу вопросы о рыбах, о которых можно сказать «самая-самая». Игра останавливается после того, как один из участников набирает на втором этапе 3 балла, т.е. ответит правильно на 3 вопроса своих одноклассников. На игре присутствуют родители, которые выполняют функции жюри и фиксируют в таблице результаты участников.

Цель: знакомство с многообразием рыб, закрепление знаний о рыбах. 

Задачи:

повышение мотивации к изучению биологии,

развитие познавательного интереса и коммуникативных умений,

расширение кругозора учащихся,

привлечение внимания к чтению дополнительной литературы.

Оборудование:

Компьютер, экран, презентация с иллюстрациями рыб каждого лота, выставка книг и натуралистических журналов со статьями о рыбах, таблица для фиксации результатов игры (приложение 1), табличка с номером у каждого участника, жетоны красного, синего, белого цвета, призы для участников.

Ход мероприятия

Ведущий : Добрый день, уважаемые знатоки мира рыб! Приглашаем вас принять участие в игре-аукционе «Рыбы». Напоминаю правила игры.

На первом этапе каждый участник имеет право ответить на любой вопрос. Преимущество для ответа получает тот, кто первым поднял табличку со своим номером. В случае правильного и полного ответа участник получает красный жетон. За полный и близкий к точному ответу – синий жетон. В случае дополнения или краткого ответа выдается белый жетон. Когда ответ на вопрос и дополнения к нему учтены, учащимся вручены жетоны, ведущий говорит «Продано!». Помощник ведущего, если нужно, дополняет ответ о рыбе данного лота. Затем ведущий переходит к следующему лоту.


Внеклассное мероприятие "Игра-аукцион по теме "Рыбы"
PPT / 3.7 Мб

 

Вопросы:

Лот 1. Назовите самую древнюю из ныне живущих рыб.

Лот 2. Какая рыбка помогла в борьбе с опасным заболеванием малярией и как?

Лот 3. Как называется самая маленькая рыбка?

Лот 4. Назовите самую быструю рыбу.

Лот 5. Какая рыба воспроизводит электрический ток?

Лот 6. Какие рыбы являются самыми глубоководными?

Лот 7. Назовите самую ядовитую рыбу.

Лот 8. Какая рыба отличается особой меткостью?

Лот 9. Какую рыбу можно назвать самой плодовитой?

Лот 10. Какую из рыб можно назвать самым заботливым родителем?

Лот 11. Какая рыбка самая прозрачная?

Лот 12. Какие рыбы могут летать?

Лот 13. Какую рыбу называют водным «хамелеоном»?

Лот 14. Какая рыба самая свирепая и кровожадная?

Лот 15. Какая рыба самая долгоживущая?

Ответы

(Электронная презентация с изображением рыб и сообщениями учащихся)

1 ученик: Латимерия. 22 декабря 1938 года около бе­регов Южно-Африканской Республики рыбаки поймали рыбу целаканта и назвали её латимерией в честь мисс М. Кортене-Латимер, заведующей музеем в Ист- Лондоне. Латимерии являются родом рыб из семейства латимериевых. В настоящее время это единственный доживший до наших дней род кистеперых рыб.

Это один из немногих видов живых ископаемых. На сегодняшний день есть сведения только о двух видах латимерий и еще о пяти вымерших видах.

Латимерии являются тропическими рыбами, обитающими в прибрежных водах на глубине около 100 м в районах с небольшими отложениями кораллового песка и крутыми обрывами. Наиболее подходящей для кровеносной и дыхательной систем латимерии является глубина 100-300 метров. Однако найти пищу на такой глубине достаточно проблематично и ночью рыбы поднимаются на меньшую глубину. В дневное время они снова опускаются на уровень с наиболее комфортной для них температурой и, сбившись в группы, прячутся в пещерах.

2 ученик: Гам­бузии не больше 5 см в длину, но очень прожорливые. Они пожира­ют в огромных количествах личинок малярийных комаров и снижают их численность. За сутки гамбузия аффинис способна съесть сотни личинок малярийного комара, за 14 дней она съедает несколько тысяч таких вредителей. В Адлере, появился памятник этой маленькой, но очень полезной рыбке. В свое время эта рыбка очень помогла Адлеру избавиться от малярийных комаров.

1 ученик: Бычок пандака и бычок мистихис, самцы которых не превышают в длину 11 мм, а самки 14 мм. В тропических странах модницы носят серьги-аквариумы с этими рыбками.

2 ученик: Рыба – парусник может развивать скорость в погоне за добычей до 110 км /час. К числу высокоскоростных пловцов можно отнести тунца и меч-рыбу.

1 ученик: Это электрические угри и скаты. Иногда разряды могут поразить крупных животных и человека. Электрические скаты обитают в тропических и субтропических водах всех океанов. Самые крупные из них достигают в длину 1.8 м и массы 90 кг. Эти малоподвижные и плохо плавающие рыбы обычно держатся в прибрежных районах моря, где большую часть времени лежат на дне, частично закопавшись в песок или ил. Питаются они донными беспозвоночными и рыбой. Обхватив свою добычу грудными плавниками, скат убивает ее разрядом электрического тока, а затем беспрепятственно заглатывает. Электрические разряды они используют и для защиты. Их "удары" вполне способны свалить с ног человека.

2 ученик: Бассогигас – самая глубоководная рыба, которая живёт на глубине 8 км 300 м на дне жёлоба Пуэрто-Рико. Выловлен учёными в 1970 г. Эта рыба ещё недостаточно изучена, т.к. обитает на больших глубинах.

1 ученик: Самая ядовитая рыба – бородавчатка. Обитает в коралловых рифах. Имеет на спине ядовитые шипы. Отряд Скорпенообразные.

2 ученик: Самым метким стрелком в мире рыб можно назвать окуня – брызгуна, который струйкой воды сбивает насекомых с листьев растений. Дальность прицела – до 3 метров.

1 ученик: Учёные считают самой плодовитой Луну- рыбу, которая весит до полутора тонн и производит до 300 млн. икринок. Рыба-луна – (лат. Mola mola), переводится с латыни как мельничный жернов. Эта рыба может иметь длину более трех метров, а весить около полутора тонн. Самый большой экземпляр рыбы-луны был пойман в Нью-Гемпшире, США. Его длина составляла пять с половиной метров, данные по весу отсутствуют. По форме тело рыбы напоминает диск, именно эта особенность послужила поводом для латинского названия. По сравнению с другими рыбами, рыба-луна плавает плохо. Она не в состоянии бороться с течением и часто плывет по воле волн, без цели. Это наблюдают моряки, замечая спинной плавник этой неповоротливой рыбы. Кормом для рыбы-луны служит зоопланктон. Это подтверждают исследования желудков рыбы, в которых находили ракообразных, небольших кальмаров, лептоцефалов, гребневиков и даже медуз. Ученые предполагают, что рыба-луна может достигать достаточно большой глубины.

2 ученик: К числу заботливых родителей можно отнести рыбку колюшку, которая строит гнездо и охраняет его от хищников. Морской конёк вынашивает своё потомство в особой выводковой сумке.

А тилапия защищает мальков, в минуту опасности заглатывая их в ротовую полость. В период заботы о своём потомстве тилапия не питается.

1 ученик: Самая прозрачная рыбка голомянка, живущая в чистой воде озера Байкал. Голомянка байкальская - живородящая рыбка. Она имеет глаза, отличающиеся отсутствием в сетчатке глаза рецепторных клеток –«колбочек». Наличие только клеток - «палочек», обеспечивающих зрение при низкой освещённости, означает специализацию зрения. Голомянка байкальская приспособлена к жизни при малой освещённости. Тело бледно-розовое т.к. красящего пигмента в коже почти нет, кроме очень немногочисленных пигментных клеток на спине. Чешуек тоже нет. Голомянки живут в открытых водах озера Байкал, по всей толще от поверхностных слоёв до самого дна, опускаясь на глубину 1600 метров. Главным ограничением для них является температура воды выше 8,5-9 градусов, при которой они погибают. Рыба голомянка предпочитает температуру воды 4-5 градусов, это наиболее комфортные условия для неё.

2 ученик: Летучие рыбы, полет длится до минуты, пролетают около 200 м, поднимаясь на высоту в 3-4 м. В теплых водах живет приблизительно сорок видов рыб, которые относятся к семейству Exocoetidae. Рыб из данного семейства можно увидеть в тропических водах, а наибольшее количество различных видов проживает в водах Карибского моря. Рыбки эти небольшие самые крупные особи достигают в размерах до 45 сантиметров. У этих рыб очень твердые плавники, которые по форме очень сильно напоминают крылья. Хвост у них у них острый и имеет клиноподобную форму. Скорость движения летающих рыб во время полета составляет приблизительно 16 км/ч.

1 ученик: Водным хамелеоном часто называют камбалу. У неё плоское тело, она прижимается ко дну и клетки кожи начинают менять окраску, маскируясь под цвет дна.

2 ученик: Самыми свирепыми считаются пресноводные пираньи. Водятся в Южной Америке. Нападают на любое живое существо, особенно, если оно ранено или делает резкие движения. Зубы у них острые как бритвы. В 1981 году более 300 человек было съедено пираньями, после того, как пассажирское судно затонуло у бразильского порта Обидос.

1 ученик: самая долгоживущая - японская рыбка кои – разновидность зеркального карпа, число возрастных колец на чешуе составило 228. Чаще всего живут 50 лет.

Ведущий: прошу подсчитать жетоны. 3 участника с наибольшим количеством жетонов приглашаются на игру во 2 туре.

2 этап. «Ты - мне, я - тебе».

Участники (3 человека) задают вопросы друг другу о самых интересных рыбах до получения 3 баллов каким-либо участником. После этого игра останавливается и проводится подведение итогов игры.

Учащиеся задали друг другу следующие вопросы:

1. Какая пресноводная рыба самая крупная (ученые считают, что самой крупной пресноводной рыбой является гигантская арапаима, длиной до 3 м и массой до 147 кг. На Руси водились гигантские сомы до 4,5 м и массой до 330 кг.)

2. Какая рыба самая крупная рыба, приспособленная к жизни в пресной и морской воде? (Белуга, обитающая в Волге и Каспийском море).

3. Какая рыба имеет самую «растрёпанную» форму тела? (Морской конёк – тряпичник с многочисленными выростами, которые позволяют ему скрываться среди водорослей).

4. У какой рыбы самая прозрачная голова? (Малоротая макропинна. Впервые была открыта в 1939 году. Самым необычным органом у макропинны является голова, она имеет форму купола и абсолютно прозрачная)

5. У какой рыбы самые острые треугольные зубы? (у пираньи)

6. Какая рыбка самая чувствительная к перепадам атмосферного давления? (речной вьюн, его называют рыбкой-барометром, т.к. перед дождём он мечется у поверхности воды и даже издаёт слабый писк).

7. У какой рыбы самая необычная личинка? (Личинка, которую назвали лептоцефал, и считали 40 лет самостоятельным видом морского животного. В 1896 г. было доказано, что лептоцефал является личинкой угря.)

Подведение итогов:

По итоговой таблице подводятся итоги игры и проводится награждение победителей и участников. Подбираются призы, эквивалентные каждому жетону: 2-3 красных жетона – научно-популярная книга о рыбах (например, из серии «Хочу все знать»); 1 красный жетон или 2-3 синих жетона – научно-популярный журнал; 1 синий жетон или 2-3 белых жетона – сувенир «Рыбка» или тетрадь с изображением рыб на обложке; 1 белый жетон – наклейка или календарик с изображением рыб.

Спонсором игры выступает родительский комитет. Для награждения приглашаются родители из состава жюри.

 

Использованная литература и ссылки на материалы (страницы учащимся не указываются)

Биология и анатомия: Универ. энциклопедия шк./ Сост. А.А.Воротников. Худож.А.А.Шуплецов. – Мн.: Валев, 1995, с с. 218-219 (летучие рыбы).

Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1981, с. 94-99 (рыбы гиганты и карлики), с. 100 (голомянка), с.100-102 (забота о потомстве).

Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. , с. 261 (латимерия), 271-275 ( латимерия, луна-рыба, пандака, бассогигас бородавчатка), 277-281 ( латимерия, летучие рыбы ).

Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Пер. К.Мишиной, А.Зыковой._ М.: М.: Изд-во Эксмо, 2006, с. 257 (морской конек).

Энциклопедия для детей.Т.2 Биология. -5-е изд., перераб и доп./ Ред. Коллегия М.Аксенова, Г.Вильчек и др.. –М.: Аванта+, 2005, с.534 (карлики и гиганты), с.542-543 (морской конек, колюшка, луна-рыба ), с. 543 (летучие рыбы).

Я познаю мир: Зоология:Энцикл. / А.Ю.Целлариус; Худож. Е.Ю.Бакун, К.В.Макаров, А.Е.Бринев и др.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ОАО «ВЗОИ», 2004, с. 338-339 (латимерия).

Источники иллюстраций для презентации:

латимерия - http://www.zoofirma.ru/images/stories/2012/05/04/latimeria37.jpg

Приложение 1

Итоговая таблица результатов

№ лота

№ участника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

итог

1.

                               

2.

                               

3. и т.д.

                               

Приложение 2

 

Опубликовано в группе «Внеклассная и внеурочная деятельность по биологии, экологии.»


Комментарии (19)

сменить сортировку
Новикова Анастасия Алексеевна, 09.07.18 в 00:54 5Ответить Пожаловаться
Интересно! Оказывается, есть рыба с прозрачной головой!
Трефилова Раиса Поликарповна, 28.08.18 в 18:56 8Ответить Пожаловаться
Анастасия Алексеевна, спасибо за интерес к работе!
Горбачёва Марина Юрьевна, 28.07.18 в 16:24 7Ответить Пожаловаться
Интересная игра! Сама поиграла с большим удовольствием!
Трефилова Раиса Поликарповна, 28.08.18 в 19:00 8Ответить Пожаловаться
Спасибо, приятно получить такой отзыв!
Надежда Владимировна, 10.02.19 в 08:46 5Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за игру-аукцион! Такая форма редко используется!
Трефилова Раиса Поликарповна, 03.03.19 в 21:32 4Ответить Пожаловаться
Это мероприятие я полностью разработала сама. Проводили на родительском собрании.
Анна Григорьевна, 11.02.19 в 13:23 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за игру! Очень интересные вопросы подобраны!
Трефилова Раиса Поликарповна, 03.03.19 в 21:32 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Анна Григорьевна, за отзыв!
Селиванова Галина Геннадьевна, 02.03.19 в 21:57 5Ответить Пожаловаться
Узнала много нового, Раиса Поликарповна! Спасибо Вам!
Трефилова Раиса Поликарповна, 03.03.19 в 21:33 5Ответить Пожаловаться
В мире рыб очень много интересного! Спасибо за внимание!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.