12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Татьяна Владимировна100
Дружинина Татьяна Владимировна учитель музыки Куровской школы №1 Орехово-Зуевского района Московской области.
Россия, Московская обл., Куровское

Сценарий внеклассного мероприятия

Интеллектуальная игра

«Что за прелесть эти сказки!»,

на знание сказок А.С.Пушкина в музыке русских композиторов

среди учащихся 4-х классов.

Класс оформлен детскими рисунками по сказкам А.С. Пушкина. Стулья расставлены по периметру класса.

Фонограмма: Соколов, Зверев, Римский-Корсаков

«Золотой петушок» вступление

В класс заходят участники интеллектуальной игры,

занимают свои места.

Ведущий:

Добрый день, дорогие ребята, наши гости, и уважаемое жюри. Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир сказок и чарующий мир музыки.

Помните, как Юнна Мориц писала:

Сказка по лесу идёт, 
Сказку за руку ведёт, 
Из реки выходит сказка! 
Из трамвая! Из ворот! 

Это что за хоровод? 
Это сказок хоровод! 
Сказка – умница и прелесть, 
С нами рядышком живёт. 
 

И говорить мы будем о сказках написанных Александром Сергеевичем Пушкиным. Сказки Пушкина! Это первые наши книги. Лучшие! С них начинается наша любовь ко всей русской поэзии.

Эпиграфом нашей интеллектуальной игры «Что за прелесть эти сказки!» будут слова: 

Люблю я Пушкина творенья, 
И это вовсе не секрет. 
Его поэм, стихотворений 
Прекрасней не было и нет! 
 

С мальства его читаем сказки, 
В них жар души, природы краски, 
Добро цветет в них, злоба чахнет. 
В них русский дух, в них Русью пахнет! 
 

Ведущий

В одном из своих писем к брату Льву, Александр Сергеевич писал: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки! Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» 


Сегодня интеллектуальная игра «Что за прелесть эти сказки!» проходит между двумя классами нашей школы – 4 а классом и 4 б классом.

И нам сегодня не обойтись без жюри.

Представление жюри.

Председатель жюри – ___________________________________________

Член жюри – ____________________________________________________

Член жюри – ____________________________________________________

1 конкурс – «Знакомство»

Ведущий:

Для начала наши команды должны представиться, и первый конкурс называется «Знакомство».

Представление команд:

Капитан

Название команды

Девиз (или призыв)

ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА

Ведущий:

В летнее время семья Пушкиных выезжала в деревню, в имение бабушки Марии Алексеевны, которая знала много рассказов о старине. Уже в детские годы он многое узнал о жизни талантливого русского народа. 

Большую часть свободного времени он проводил в играх с крепостными ребятишками.

Давайте и мы с вами поиграем в игру тех лет.

Русская народная игра «Бояре»

 Бояре, а мы к вам пришли

Молодые, а мы к вам пришли!

 

Бояре а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)

Молодые, нам вот эта мила!

 Бояре она дурочка у нас!

Молодые, она дурочка у нас!

Бояре, а мы пряничком ее!

Молодые, а мы пряничком ее!

 Бояре, у ней зубки болят,

Молодые, у ней зубки болят.

 Бояре, а мы плеточкой ее!

Молодые, а мы плеточкой ее!

 Бояре, она плеточки боится,

Молодые, она плеточки боится!

 Бояре, не валяйте дурака!

Отдавайте нам невесту навсегда!

Ведущий:

Лучшими друзьями Пушкина в детстве были: заботливая бабушка Мария Алексеевна и крепостной дядька Никита.

А с самого раннего детства будущий поэт был окружён заботой и вниманием своей няни, крепостной крестьянки Арины Родионовны.

А может быть, кто-то из вас знает ее фамилию? (МАТВЕЕВА).

Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий, говорила она «окая».

Маленький Саша очень любил свою няню, называл её ласково мамушкой. Ей поэт посвящал стихотворения. А наши капитаны прочтут стихотворения о любимой няне Александра Сергеевича Пушкина – об Арине Родионовне.

2 конкурс – «Капитаны - декламаторы»

Капитаны читают стихотворения о няне А.С.Пушкина.

ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА

3 конкурс – «Разминка»

1 задание:

Сколько нежности, теплоты в этих строчках, и тревоги, и заботы. Саша записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки. Удивительные это сказки: добрые, весёлые, полны красоты и вдохновения. Давайте вместе вспомним их. Для этого нужно восстановить правильное их название.

РАЗДАЮТСЯ КАРТОЧКИ (2 комплекта)

На карточках написаны отдельные слова, из которых команды должны составить правильные названия сказок.

Фонограмма:

Команды выполняют задания.

Правильные названия:

«Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре-князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди »,

«Сказка о попе и о работнике его Балде»;

«Сказка о рыбаке и рыбке».

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о золотом петушке»

Поэма «Руслан и Людмила»

ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА

2 задание:

До шести лет Сашу Пушкина заставляли гулять, бегать. Он упирался, сердился. А если ему уступали, то он на радостях залезал в корзину, которая стояла у ног бабушки Марьи Алексеевны. Бабушка вязала, а внук молча наблюдал.

И у меня корзина есть.
В ней вещей не перечесть. 
Велика и тяжела -
Вес её полпуда. 
Постарайтесь угадать, 
Что в ней и откуда?


Эти предметы мы взяли из сказок. И чтобы вещь вернулась в свою сказку, нужно назвать сказку, а для дополнительных баллов вспомнить и прочитать о ней одну строчку.

4 а

4 б

Орешек - «Сказка о царе Салтане….»

Невод (сетка-авоська) - «Сказка о рыбаке и рыбке»

Зеркальце - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Веревка - «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Спица - «Сказка о золотом петушке»

Золотая цепочка «Руслан и Людмила»


 

4 Конкурс «Угадай мелодию».

Следующий конкурс называется «Угадай мелодию», где наши игроки должны продемонстрировать знание композиторов, а так же музыкальных фрагментов, которые мы проходили на уроках музыки в этом году. Пока команды готовятся, я хочу освежить память для наших гостей и рассказать некоторую информацию.

Сказки Пушкина вдохновили многих композиторов на создание музыкальных сочинений и получили вторую жизнь в музыке русских композиторов Михаила Ивановича Глинки, Николая Андреевича Римского–Корсакова.

Так появилась опера–сказка "Руслан и Людмила" русского композитора Михаила Ивановича Глинки, творчество которого сравнивают с творчеством А.С. Пушкина.

А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыке есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя – Николай Андреевич Римский–Корсаков.  Николай Андреевич Римский – Корсаков в юности был очарован оперой Глинки "Руслан и Людмила", а став композитором, и сам обратился к творчеству А.С. Пушкина.

В 1899 году Николай Андреевич Римский–Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта, перед гением которого Римский–Корсаков преклонялся.

Николай Андреевич Римский–Корсаков " ...был музыкальным волшебником – великим сказочником в русской музыке. Из пятнадцати опер, написанных им, более половины – оперы-сказки, оперы-былины, оперы-легенды".

Композитор Римский–Корсаков создал 2 оперы на сюжеты сказок Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».

Сейчас будут звучать темы из опер этих композиторов, а команды должны «угадать мелодию».

4 а

4 б

Фонограммы:

Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане…»

Глинка увертюра из оперы «Руслан и Людмила»

Римский-Корсаков «Три чуда – 33 богатыря» из оперы «Сказка о царе Салтане…»

Фонограммы:

Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

Римский-Корсаков «Три чуда - белка» из оперы «Сказка о царе Салтане…»

Римский-Корсаков «Три чуда - лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане…»

Ведущий:

Команды справились с заданием. И пришло время жюри подсчитать баллы за пройденные конкурсы.

А для ребят задание. Закончите правильной фразой отрывок, который я сейчас прочту:

… под ёлкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладёт,

И с присвисточкой поёт

При честном при всём народе…?…

Дети:

…….ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ.

Ведущий:

Правильно! Молодцы! Сейчас пришло время для музыкальной паузы.

Музыкальная пауза

Фонограмма: «Во саду ли, в огороде»

Дети на шумовых инструментах исполняют «Во саду ли, в огороде»

5 Конкурс «Ты – мне, я – тебе»

Командам было дано домашнее задание – приготовить по две инсценировки из сказок Пушкина.

Команда-соперница должна угадать название сказки.

ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНД

6 Конкурс «Эрудит»

Как хорошо вы знаете эти сказки! Это мы сейчас проверим.

Кто был верный сторож царя Дадона? ПЕТУШОК.

С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? СВЕТ МОЙ ЗЕРКАЛЬЦЕ СКАЖИ...

Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок?

«СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ», БАЛДА

Злой, сварливый персонаж из сказки А. С. Пушкина?

«СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ», СТАРУХА

Где состоялась первая встреча попа с Балдой?

НА БАЗАРЕ

Что кричал петушок, сидя на спице? (КИРИ-КУ-КУ! ЦАРСТВУЙ ЛЕЖА НА БОКУ!)

Сколько раз старуха отправляла старика к синему морю, и с какими просьбами?

5 РАЗ:

ЧТОБ БЫЛО НОВОЕ КОРЫТО,

НОВАЯ ИЗБА;

ЧТОБ СТАТЬ СТОЛБОВОЙ ДВОРЯНКОЙ,

ЦАРИЦЕЙ,

МОРСКОЙ ВЛАДЫЧИЦЕЙ.

Кто исполнитель песни «Во саду ли в огороде», из какой сказки?

(«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…», БЕЛКА)

Сколько лет прожил старик со своею старухой у самого синего моря?

(30 ЛЕТ И 3 ГОДА) 

Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане…»?

(33) 

Какой предмет всегда говорил правду и за это был уничтожен?

(ЗЕРКАЛО) 

Как сумел унести коня Балда?

(СЕЛ НА ЛОШАДЬ) 

В какой сказке был удачливый старик-рыбак, но ему не повезло со старухой?

(СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ) 

Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни и золото?

(БЕЛКА) 

В какой сказке и какая домашняя птица охраняла целое царство?

(СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ, ПЕТУХ) 

Какая царица околдовала царя Дадона?

(ШАМАХАНСКАЯ ЦАРИЦА) 

В кого превращался Гвидон?

(МУХА, КОМАР, ШМЕЛЬ) 

Какую песню пела белка?

(ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ…) 

Какую плату попросил Балда за работу?

(ТРИ ЩЕЛЧКА В ЛОБ) 

На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном?

(ОСТРОВ БУЯН) 

Сколько сыновей было у царя Дадона?

(ДВА) 

Как звали злого карлика?

(ЧЕРНОМОР)

Ведущий:

Ребята, наша игра закончена. Жюри подводит итоги. А мы вспомним песню о сказках!

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ.

Хор (команды) исполняет песню.

«В гостях у сказки»

Ведущий:

В сказках Пушкина отразился весь мир добра, где царствует дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и жадность, обман и алчность.

Сегодня мы ещё раз почувствовали волшебную музыку пушкинского стиха. И вспомнили, что вторую жизнь сказкам А.С.Пушкина дали русские композиторы в своих бессмертных музыкальных произведениях.

Надеемся, ребята, вам ещё не раз захочется перечитать сказки А.С.Пушкина. Ведь сказки Пушкина – это наука о жизни, которую он передал нам, и на которой выросло не одно поколение.

Ни одна игра не проходит без поддержки болельщиков. И для наших болельщиков есть несколько вопросов.

ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ.

Сказочное существо, жившее в море–окияне? (ЗОЛОТАЯ РЫБКА.)

Каким было последнее желание старухи? (БЫТЬ ВЛАДЫЧИЦЕЙ МОРСКОЮ.)

О каком времени года идёт речь в начале «Сказки о мёртвой царевне...»? (ЗИМА.)

Изделия из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (МОНЕТЫ.)

К кому обращается королевич Елисей в поисках царевны (К СОЛНЦУ, МЕСЯЦУ, ВЕТРУ – ПРИРОДА ЕМУ ПОМОГАЕТ).

Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? (НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ, ПОП, ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ)

Какими словами начинается “Сказка о рыбаке и рыбке”? (ЖИЛ СТАРИК СО СВОЕЮ СТАРУХОЙ, У САМОГО СИНЕГО МОРЯ)

Какое название носил остров, мимо которого проплывали корабли?

БУЯН

Жюри объявляет результаты игры.

Фонограмма:

НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.

Классы получают дипломы победителей

в номинациях «Творческое начало» и «Знание сказок Пушкина».

Каждый учащийся получает диск со сказками А.С. Пушкина

Ведущий:

Читайте Пушкина, читайте, 
И не живите днём одним 
С ним и любите, и мечтайте. 
И размышляйте вместе с ним. 
И светлой дружбой дорожите 
Её, как свет звезды неся, 
Как Пушкин, пламенно живите,- 
Жить нам без Пушкина нельзя. 


Надеемся, ребята, вам ещё не раз захочется перечитать сказки А.С.Пушкина. Ведь сказки Пушкина – это наука о жизни, которую он передал нам, и на которой выросло не одно поколение.

Хочется пожелать вам, чтобы, внимательно читая и перечитывая А.С. Пушкина, слушая музыку великих русских композиторов, вы на всю жизнь сохранили впечатление от этих произведений.

Приложение 1.

В гостях у сказки

слова Юлий Ким
музыка Владимир Дашкевич

Если вы не так уж боитесь Кощея
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зеленый дуб на берегу.

Там гуляет черный котище ученый,
Пьет он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч-змей.

Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!

Ты узнаешь много волшебных историй:
Тут тебе и "Репка", и ключ золотой.
Тут и Черномор, тот самый, который
Зря всех пугал своею бородой.

А в конце концов, всему свету на диво,
После приключений, сражений и драк,
Станешь ты веселый, как Буратино,
И умный-умный, как Иван-дурак!


 


 

Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!


 


 

11


 

Опубликовано в группе «начальные классы Конкурсы для педагогов и учащихся, в которых следует поучавствовать»


Комментарии (5)

Львова Светлана Алексеевна
Комментарий был удалён пользователем 25 мар 2016 в 21:02
Львова Светлана Алексеевна, 25.03.16 в 21:03 1 Ответить Пожаловаться
Уважаемая Татьяна Владимировна! У вас интересное мероприятие, только Вы его разместили не в ту группу. Поместите свой материал в группу " Праздники в начальной школе".
Татьяна Владимировна, 17.04.16 в 20:22 1 Ответить Пожаловаться
как мне это сделать?
Ивлиева Наталия Алексеевна, 17.04.16 в 20:56 2 Ответить Пожаловаться
При редактировании поставьте галочку в другой группе, в той куда вам советуют.
Кожевникова Елена Владимировна, 19.03.17 в 19:54 1 Ответить Пожаловаться
Очень интересная разработка!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.