12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
#
Аккаунт удалён
Материал размещён в группе «Методическая копилка библиотекаря»

МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС

БИЦ им. М.В. Ломоносова

«Ростсельмаш»:

вчера, сегодня, завтра

Дайджест

г. Ростов-на-Дону

2017 г.

К 65.304

Пособие предназначено для сотрудников и ветеранов Ростсельмаша, студентов ДГТУ, специалистов НИИ. В издании содержатся библиографические описания книг, периодических изданий и электронных документов в алфавитном порядке. Дайджест оформлен фотографиями.

Составитель: Береговая М.А.

Оглавление

Предисловие 4

Сельмаш: начало истории 5

Все для Победы 8

Ростсельмашевцы – Герои Советского Союза 11

Мирное время 11

Настоящее и будущее Ростсельмаша 13

Ростсельмаш спортивный 14

Значок «Ветеран завода» 17

Список источников 18

Приложения 22

Сельмашстрой! Он такой большой,

Что, пожалуй, в стихах не уложишь.

От того, что большой, - хорошо

Будет полю и людям тоже.

Мы машинами степи накормим,

Будет день – этот день будет наш!

Мы заменим слово «Мак-кормик»

Большевистским словом «Сельмаш».

А. Софронов

 

Уважаемые читатели!

Мы предлагаем вашему вниманию дайджест «Ростсельмаш: вчера, сегодня, завтра», содержащий краткую историю завода.

Дайджест познакомит вас с материалами, освещающими историю завода, его настоящее и планы на будущее. На протяжении десятилетий «Ростсельмаш» занимает стабильное лидирующее положение в отрасли сельхозмашиностроения. Сегодня «Ростсельмаш» является передовым предприятием в России, на которое равняются и берут пример многие другие российские производители сельхозтехники.

Заводы, как и люди, имеют свою биографию, свою судьбу, они также растут, взрослеют, мужают, несут нелегкую службу на земле.

История «Ростсельмаша продолжается. Есть все основания верить, что впереди у него много успехов и достижений, которые будут поддерживать славу этого предприятия.

Сельмаш: начало истории

Это было особенное время для страны, когда из руин, буквально на глазах строилась новая страна... Сельмаш стал воплощением надежд, веры и мужества людей, живших в нашем городе в те уже далекие 20-е годы прошлого века.  (3.- с. 6)

Решение о строительстве нового большого завода по производству сельхозтехники было принято в 1925 году. Место для появления нового производства определили практически сразу — Ростов-на-Дону.

1 августа 1925 года специальная комиссия Главметалла приняла решение о строительстве завода сельхозмашиностроения в г. Ростове-на-Дону: «Ввиду того, что Юго-Восток представляет огромный рынок сбыта с.-х. инвентаря и ввиду того, что существующий в Ростове-на-Дону завод «Красный Аксай» удовлетворяет потребности края в незначительной степени, а также принимая во внимание близость Ростова к металлургическим и топливным центрам признать необходимым развитие сельскохозяйственного машиностроения на Юго-Востоке страны.

Признать, что Ростов-на-Дону в будущем должен стать одним из главных пунктов производства с.-х. инвентаря, как занимающий выгодное положение в смысле сбыта продукции и снабжения сырьем, наличия квалифицированной рабочей силы и технического персонала и, кроме того, как крупный политический и промышленный центр.

Проектирование завода необходимо начать немедленно». (8.- с.7)

Одновременно с разработкой проекта шли поиски места для будущего завода. Было обследовано несколько участков: один у станицы Александровской, восточнее линии железной дороги, второй — возле города Нахичевани, у Балабановской рощи № 3, и третий — северо-западнее Нахичевани. Ни один из этих участков не подошел из-за сложности рельефа и отдаленности от города. Наконец место для строительства завода было выбрано вблизи станции Нахичевань-Донская. 22 марта 1926 года состоялось заседание Ростово-Нахичеванского городского Совета с участием представителей краевых организаций. Было принято решение: «Выделить 239 десятин земли под постройку завода и жилых домов».

Вскоре в придонской степи под Ростовом появились первые строители. Над степью приветливо сияло весеннее солнце, словно благословляло рождение нового творения рук человеческих.

В народном музее, созданном в последние годы при Ростсельмаше, хранится, как самая дорогая реликвия, старая фотография, датированная апрелем 1926 года: на фоне необозримой степи, недалеко от железной дороги, одиноко виднеется деревянный домишко с толевой крышей. Это и было первое «сооружение» будущего гиганта. В нем жили десятники и техники-изыскатели. Сюда прибывали первые землекопы, сюда подвозили на подводах первый камень, кирпич, бревна. Домик в степи стал началом волнующей эпопеи — замечательной истории завода. (8. – с. 10)

Сельмаш стал быстро известен всей стране. Со всех концов сюда устремились тысячи строителей. Параллельно шло строительство и нового поселка, который должен был отвечать всем требованиям, предъявляемым новой эпохой. Поселок изначально был рассчитан на 25–30 тысяч жителей, с развитой системой культурно-бытового обслуживания. Всего за каких-то пять лет в городе вырос на глазах — новый огромный район и завод! Это был ошеломляющий успех. (8.- с. 11-12)

Уже в июле 1929 г. завод уже выдал первую продукцию – крестьянские «хода». Завод выпускал сенокосилки, плуги, конные грабли и бороны. В январе 1931 г. «Ростсельмаш» вступил в строй действующих предприятий. Наряду со строительством завода шла серьезная работа конструкторов по созданию первого отечественного зерноуборочного комбайна. Летом 1931 г. в опытной мастерской строящегося цеха комбайнов завершилась сборка двух комбайнов, которые получили название «Сталинец-1». В 1932 г. с заводского конвейера сошло уже 2368 комбайнов этой марки, а всего до начала войны их было выпущено более 5400. По меркам того времени рабочие параметры комбайна удивляли: ширина жатки у него была 6,7 м, мощность двигателя – 40 л. с., емкость бункера – 2,18 кубометра, пропускная способность -2,15 кг/сек. Обслуживали агрегат пять человек. (37)

В1937 году «Ростсельмаш» отправил на Всемирную промышленную выставку в Париже свой комбайн "Сталинец-1". Сложнее всего оказалось организовать его доставку до места проведения выставки. Комбайн везли на открытой платформе, возле которой около каждой станции собиралось много желающих посмотреть на невиданную машину. В то время в каждом советском совхозе таких машин было больше, чем во всей Франции. По результатам выставки в Париже комбайну "Сталинец-1"была присуждена высшая награда — диплом «Grand Prix». (38)

В 1938 году в Москве международной сельскохозяйственной выставке  завод получил диплом первой степени. 14 июня 1940 года на главном конвейере был собран уже 50000-й комбайн "Cталинец-1".

Сама кипучая жизнь рождала сельских и рабочих поэтов. В печати не раз приводились строчки, написанные бывшим слесарем Сельмашстроя, известным писателем, поэтом и драматургом А.В. Сафроновым:

Мы машинами степи накормим,

Будет день – этот день будет наш!

Мы заменим слово «Мак-кормик»

Большевистским словом «Сельмаш». (3.- с. 10)

Предвоенное десятилетие знаменательно тем, что всего за несколько лет своего существования завод «Ростсельмаш» стал визитной карточкой города. (2.- с. 40)

(фото к ч.1 см. приложение 1)

Все для Победы

Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…

Суровая Великая Отечественная война подчинила всю жизнь нашего народа интересам фронта, делу разгрома гитлеровских оккупантов. (3.- с. 44) Из резолюции митинга в кузнечно-прессовом цехе «Ростсельмаша» 23 июня 1941 года: «Мы, работники «Ростсельмаша», обязуемся самоотверженным, высокопроизводительным трудом поддержать решительные действия Советского правительства, поддержать нашу непобедимую Красную Армию». (2.- с. 44)

Каждый день с завода уходили сотни добровольцев, сотни рабочих… Но жизнь в цехах не замирала, станки не останавливались. Ушедших на фронт заменили их матери, жены, младшие братья и сестры. (8.- с. 69-70)

дорогие подруги! Идите на производство, занимайте места мужей, сыновей, отцов и братьев, уходящих в армию. Изучайте технику, учитесь отлично владеть станком и инструментом…(из письма работниц «Ростсельмаша» 27 июня 1941 г.; - 2.- с. 44)

Цеха предприятия быстро перестраивались на выпуск военной продукции. Тысячи заводчан героически сражались с фашистскими захватчиками, двенадцать из них стали Героями Советского Союза. (2.- с. 57)

Алексей Прокофьевич Берест, участник Великой Отечественной войны, вместе с Кантария и Егоровым водрузил Знамя Победы над Рейхстагом. С 1959 по 1965 год трудился на заводе «Ростсельмаш» в металлургическом производстве. В период работы на заводе Берест всегда был примером, аккуратно выполнял задания. Его девиз: «Нашу работу знают!» - остался в его бригаде и по сей день… (2.- с. 56)

Легендой овеяна жизнь Алексея Прокофьевича. Его имя дорого комбайностроителям и потому, что и в мирной жизни он был волевым и бесстрашным человеком: Берест совершил еще один подвиг – спас ребенка возле заводской проходной, выхватив его из-под колес поезда, а сам погиб. (3.- с. 48-49)

Ростсельмашевцы свято хранят память о своих заводчанах-ополченцах, отдавших жизнь в боях за родной город… В народе говорят: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Из одного металла оказались скроенными и ростсельмашевцы, сражавшиеся на фронтах войны и те, кто монтировал на новом месте завод. (3.- с. 46-47)

13 октября 1941 года начался демонтаж оборудования и отправка его в Ташкент. Эвакуация завода стала титанической работой. Вся заводская территория превратилась в сплошной поток движущихся грузов, которых доставляли с помощью лебедок, катков, авиации. Более 3500 вагонов потребовалось для эвакуации завода. (9.- с. 76-78)

Для размещения завода в Ташкенте были предоставлены площадки в разных частях города. Этого было не достаточно и часть оборудования пришлось отправлять в Узбекистан г. Чирчик в 60 км от Ташкента. Таким образом, в Узбекистане образовалось 4 филиала Ростсельмаша — 3 в Ташкенте и один в Чирчике.
На 33-й день после прибытия оборудования в Ташкент завод снова начал выпускать продукцию для фронта. Монтаж станков и конвейеров шел под открытым небом или в наскоро приспособленных сараях и других помещениях. На 35-й день непрерывной работы был выплавлен первый чугун. За 3 месяца на пустом пространстве площадью 12 тыс. кв. м выросли цеха перебазированного в тыл завода. Ростсельмаш давал фронту мины калибра 82 мм и 120 мм, боеголовки к снарядам РС (катюша), фугасные авиабомбы (ФАБы) 50 кг, 100 кг и 250 кг. При захвате Ростова немцами завод был полностью заминирован. 14 февраля 1943 года войска Южного фронта освободили Ростов. Город лежал в развалинах. Разрушены были почти все предприятия, в том числе Ростсельмаш и его поселок. Восемь суток перед сдачей немцы планомерно взрывали и жгли завод. В груды развалин превратились все цеха, жилые дома, дворец культуры на ул. Клубная, здание института Сельхозмашиностроения и т.д. Материальный ущерб, нанесенный заводу, составил свыше 180 млн. рублей. Уже через 10 дней после освобождения в разрушенном городе начали работать первые 33 станка завода. Для восстановления завода пришлось расчистить 150 тысяч кубометров завалов, уложить 21 млн. кирпичей, 37 тысяч кубометров бетона, смонтировать 8 тысяч тонн металлоконструкций, уложить 185 тысяч кубометров кровли. За короткое время было введено в действие 145 тысяч кв. м. производственных площадей. Одновременно развернулась подготовка и по выпуску военной продукции, организован ремонт танков, тракторов, автомашин. (3.- с. 47-49)

людям хорошо известны имена воинов, погибшим «у незнакомого поселка на безымянной высоте»… Среди тех героев, которым воздвигнут памятник на Безымянной высоте, был и Емельян Белоконов. Он вместе с отцом строил Ростсельмаш, работал там до войны… В грозную годину героически защищал Родину и отдал за нее жизнь…

Многие, очень многие не вернулись с войны на родной Сельмаш. Но память о них будет вечно жить в делах новых поколений рабочих, в успехах завода, который сам является лучшим памятником его погибшим творцам. (8.- с. 84-85)

В парке комбайностроителей им. Н. Островского у мемориала павшим героям, у стелы на Аллее героев всегда живые цветы – знак глубокой благодарности сынам и дочерям Отечества, пролившим свою кровь, отстоявшим свободу и независимость Родины. (3.- с. 50-51)

 

(фото к ч.2 см. приложение 2)

Ростсельмашевцы – Герои Советского Союза

 

А.Г. Загоринский

М.А. Гаккель

М.П. Говоров

С.М. Алешин

В.В. Евдокимов

В.М. Колесников

М.Ф. Костенко

П.И. Петикин

И.И. Нечепуренко

С.Д. Малый

П.П. Савченко

В.Ф. Соляник

В.Н. Яковлев

Л.С. Чапчахов

(фото к ч.3 см. приложение 3)

Мирное время

И трудности нас не пугают, самые главные наши победы еще впереди! (В.В. Мальцев)

На развалинах цеха уборочных машин состоялся митинг. Все, кто участвовал в нем, поклялись восстановить в короткие сроки родной Ростсельмаш, вернуть ему былую славу и сделать его еще лучше, чем он был до войны. (8.- с. 80-89)

Уже в 1943 году завод начал производство запасных частей к сельскохозяйственным машинам, а в 1946 приступил к выпуску мощных пятикорпусных тракторных плугов. (8.- с. 90-91)

В 1946 г. конструкторы завода Красниченко А. А., Прошунин В. В., Попов И. И. создали конструкцию комбайна «Сталинец-6». А 30 апреля 1947 г. в цехе уборочных машин были собраны первые комбайны «Сталинец-6». Разработчики новой конструкции получили звание Лауреатов Сталинской премии. (3.- с.67-68)

В 1949 году завод выходит на мощность довоенных рубежей.    С августа 1955 года «Ростсельмаш» стал специализироваться на выпуске только зерноуборочных комбайнов. Были сняты с производства плуги и кукурузоуборочные комбайны. В конце этого же года заводу было предложено начать подготовку выпуска новой уборочной машины — комбайна РСМ-8. Он имел большой захват жатки, большую пропускную способность молотилки. Штифтовой барабан был заменен бильным. Эти усовершенствования делали его более производительным. Комбайн «РСМ-8» производился чуть более года (конец 1956 г. — начало 1958 г.) и был выпушен в количестве 50000.  (37)

  В марте 1958 года завод получил новое ответственное задание — в пятимесячный срок перестроиться на выпуск самоходных комбайнов СК-3. 15 марта в 17:30 с главного конвейера сошел последний комбайн РСМ-8, а уже 12 июля, ровно через 100 рабочих дней, были выпущены первые 27 самоходных комбайнов СК-3, изготовленные по разработкам конструкторов Таганрогского ГСКБ. Сразу же в 1958 году СК-3 был удостоен диплома "Гран-При" Брюссельской международной промышленной выставки, а  24 января 1961 года был выпущен уже 100000-й комбайн СК-3.  Всего же комбайнов марки СК-3 было изготовлено более 169000 штук. На базе комбайна СК-3 выпускались и специальные модификации: полугусеничная СКП-3 и гусеничная СКГ-3 для работы на переувлажнённых почвах. (28)

  В феврале 1962 года «Ростсельмаш» начал выпуск новой серийной модели — СК-4, которая превосходила СК-3 по производительности на 25%. На международной выставке в Лейпциге в 1963 году комбайну СК-4 был присужден диплом I-ой степени, в Чехословакии (1964 год ) модель завоевала медаль и в том же году в Венгрии получила высшую награду — «Серебряный Кубок». Комбайн СК-4 был признан самой награждаемой моделью среди зерноуборочных машин всего мира. За период с1962 по 1973 годы заводом было выпущено 855 589 комбайнов марки СК-4. СК-4 имел полугусеничную модификацию СКП-4, гусеничную СКГ-4, рисоуборочную СКПР-4. Также заводом выпускалась специальная модификация СК-4, навешиваемая на самоходное шасси СШ-75 и называлось НК-4(навесной комбайн).

   В августе 1969 года завод выпустил свой 1000000-й комбайн. (37)

Во время пребывания в СССР руководитель Кубы Фидель Кастро обратился к Советскому правительству с просьбой оказать помощь в создании комбайна для уборки сахарного тростника. Это почетное задание было поручено специальному конструкторскому бюро камышеуборочных машин завода «Ростсельмаш» и успешно выполнено. (2.- с. 65)

   В 1973 г. завод осуществил переход на выпуск еще более новой модели комбайнов серии СК-5 «Нива», представленной в нескольких модификациях: крутосклонная СКК-5, рисоуборочная СКП-5. Новая машина уже в самом начале производства была удостоена золотой медали Международной ярмарки в Брно. Всего комбайнов «Нива» было выпущено более 1 млн. 200 тысяч — цифра, достойная Книги рекордов Гиннеса. За три десятилетия машина прошла ряд существенных модернизаций. В настоящее время данный комбайн выпускается под маркой «Нива-Эффект». (4.- с. 123-124)

   В начале 80-х  «Ростсельмаш» приступил к разработке зерноуборочных комбайнов семейства «ДОН». В феврале 1984 г. с главного конвейера «Ростсельмаша» сошел 2-миллионный комбайн, а уже в октябре 1986 г. в серийное производство были запущены первые комбайны серии «ДОН».   

(фото к ч.4 см. приложение 4)

Настоящее и будущее «Ростсельмаша»

Нынешний успех ОАО «Ростсельмаш» обусловлен следующими факторами: во-первых, это почти вековая история завода. Во-вторых, приток инвестиционного капитала.

В 2000 г. «Ростсельмаш» вошел в промышленную группу «Новое Содружество», в собственности которого находятся заводы по производству лакокрасочных материалов, литейный, прессово-раскройный предприятия, обеспечивающие процесс создания комбайнов необходимыми комплектующими. В-третьих, сложившаяся конъюнктура рынка. Спрос на все виды сельскохозяйственной техники заметно вырос по сравнению с кризисными девяностыми. (32)

На долгосрочную перспективу «Ростсельмаш» планирует производить полную линейку сельскохозяйственной техники и увеличить долю мирового рынка. Сейчас она составляет около 18%. В России на сегодняшний момент этот показатель превышает 65%. И этому есть ряд причин. Конкурентным преимуществом «Ростсельмаша» является цена на его продукцию. Стоимость отечественного комбайна значительно ниже, чем у иностранных конкурентов. Большинство технических возможностей отечественных сельскохозяйственных машин не уступают, и по некоторым параметрам даже превосходят возможности зарубежных аналогов. Это подтверждено на международных выставках, где проводились испытания техники, выпускаемой под всемирно известными марками: именно отечественные комбайны в различных условиях отличались самой высокой производительностью. (4. – с. 489)

(фото к ч.5 см. приложение 5)

Ростсельмаш спортивный

Мы хотим всем рекордам наши громкие дать имена.

Отдельной блестящей и звездной страницей истории Первомайского района являются достижения его спортсменов и физкультурников, вписанные золотом в историю донского спорта…

Спортивной жизни района столько лет, сколько лет «Ростсельмашу». (2.- с.110)

Блистала футбольная команда «Ростсельмаш», давшая спорту страны целую плеяду выдающихся футболистов. (2.- с. 110)

Футбол на Сельмаше начинается в 1930 году. Стоит обратиться к воспоминаниям одного из организаторов футбола на «Сельмашстрое» — А. И. Бабуджьяна: «Футбол зародился еще со времен строительства будущего гиганта отечественного машиностроения. Сперва так называемые «дикие» команды, а потом уже, после пуска предприятия, стали выступать организованные коллективы. Их было маловато поначалу, но с каждым годом росло мастерство игроков. В то время на заводе еще работали иностранные специалисты, у которых была своя команда, и мы с ней играли своего рода международные матчи». По воспоминаниям А. И. Бабуджьяна перед Великой Отечественной войной регулярно проводился чемпионат завода «Ростсельмаш» по футболу и почти все время победителем становилась команда сталелитейного цеха. В эти годы появились команды в инструментальном, ремонтно-механическом, комбайновом и других цехах.

22 июня должен был состояться 4 тур первенства, которому не суждено  было завершиться. В полдень пришло сообщение о том, что фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину. Никто в тот момент не предполагал, что Великая Отечественная война продлится 1418 дней, что многие из парней вернутся к любимому футболу только через 4 года, а многие не вернутся никогда. (http://fk-rostselmash.ru/fk-rostselmash/chempionaty/gody-stanovleniya-1930-1949/)

В 1950 году команда Ростсельмаша приняла старт в чемпионате РСФСР. Высшим достижением клуба является 6-е место в Высшей лиге в 1998 году. (http://fk-rostselmash.ru/wp-content/uploads/2011/12/32.jpg)

С 2003 г. футбольная команда «Ростсельмаш» получила новое имя «Ростов». В 2016 году клуб дошёл до финала кубка России и занял второе место. (http://ruwiki.ru/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2_%28%D1%84%D1%83%D1%82%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1%29)

Старейшей секцией спортивного клуба, наиболее массовой и популярной на заводе, является секция туризма и альпинизма. (2.- с. 113)

В 1929 году здесь была открыта первая на Дону секция альпинизма. О ее работе, не раз проходили сообщения, в издававшемся тогда в СССР журнале «На суше и на море». Одной из ярких страниц этой работы, стало массовое восхождение на вершину Казбек в 1935 году механизаторов Азово-Черноморского края, организованное первым директором Глебовым-Авиловым, принявшем непосредственное участие в этом восхождении.

В 1961 году решением Ростовского Областного совета по туризму секции присваивается статус «Клуба туристов и альпинистов», а администрация завода «Ростсельмаш» выделяет ему комнату во Дворце Культуры. Клуб быстро развивался, завоевывая себе авторитет и спортивную славу и после весомых побед в чемпионате СССР в горном туризме и альпинизме (1970 и 1971 год) в заводском парке им. Н. Островского клубу передаётся заброшенное здание, которое силами заводской секции быстро реконструируется в клуб.

В 1979 году, за 9 месяцев, было построено специальное здание. Впервые в мире, строителям удается реализовать идею искусственной базальтовой скалы, являющейся стеной здания. Это все позволило клубу стать прекрасной школой подготовки высококвалифицированных спортсменов альпинистов, горных туристов и позднее скалолазов.

В 1999 году возле клуба построен обелиск погибшим в горах альпинистам и туристам клуба «Планета». (http://big-rostov.ru/o-sporte-s-mixailom-berdichevskim/istoriya-donskogo-sporta/shaxmaty/)

Подтверждением преемственности туристско-альпинистских традиций, заложенных прежними поколениями, служит суровое зимнее восхождение в ноябре 2002 года на пик «50 лет Ростсельмаша». (2.- с. 115)

(фото к ч.6 см. приложение 6)

Значок «Ветеран завода»

Период коллекционирования: СССР

Наградная система: Предприятия или организации

Тема коллекционирования: Сельхозмашиностроение

Легенда или название знака: Ветеран

Год вручения знака: 1970-е годы

Материал знака: Алюминий

Покрытие: Холодная эмаль

Крепление знака: Булавка

Размер знака: 34 х 36, колодка 27 х 20 мм

Документы к награде: Документы не представлены

Завод изготовитель знака: Ростов-на-Дону. Ростовская экспериментальная производственно-художественная мастерская областного совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

(фото к ч.7 см. приложение 7)

Рассказ о «Ростсельмаше» нельзя считать законченным, потому что биография завода продолжается сегодня. Нынешний день Ростсельмаша уже становится его вчерашним днем.

Продолжение следует….

Список источников

Книги

1. Андреенкова, Т. Ростсельмаш – 85. Историческая повесть / Т. Андреенкова. - Ростов - на – Дону: ООО «Омега-Принт», 2014. – 280 с.

2. Андреенкова, Т. Первомайский район. Ростов-на-Дону / Т. Андреенкова, В. Панксеев - Ростов – на - Дону: Донской издательский дом, 2006. – 385 с.

3. Арсенал степных кораблей: рассказ о Ростсельмаше и ростсельмашевцах / автор-составитель Ю. П. Крымский. – Ростов - на - Дону: Книжное издательство, 1979. – 192 с.

4. Венков, А. «Ростсельмаш». История. Т. 3 / А. Венков. - Ростов - на - Дону: Новая книга, 2006. – 648 с.

5. Колесников, П. Рабочий – это звучит гордо / П. Колесников. – Ростов – на - Дону: Книжное издательство, 1968. – 47 с.

6. Песков, Ю. Жизнь моя – «Ростсельмаш» / Ю. Песков. - Ростов - на - Дону: «МП КНИГА», 2001. – 256 с.

7. Производственное объединение Ростсельмаш. – Москва: Внешторгиздат, 1986. – 20 с.

8. «Ростсельмаш» / под ред. В. Новиковой. - Ростов – на - Дону: Книжное издательство, 1968. – 184 с.

9.Толкачев, В. Ратная слава Ростсельмаша: Очерки. / В. Толкачев. – Ростов - на - Дону: Книжное издательство, 1990. – 320 с.

10. Это гордое имя – рабочий: Очерки. – Ростов – на –Дону: Книжное издательство, 1984. – 111 с.

Периодические издания

11.Бабкин, К.: «В Северной Америке сейчас сосредоточена примерно треть нашего сельхозбизнеса»: [интервью председателя совета директоров группы компаний «Новое содружество»] // Город N. – 2010. – 30 марта. – С. 20-21

12.Бондарев, С. Злак качества / С. Бондарев // Российская газета. – 2010. – 21 декабря. – С. 4

13.Бондаренко, Е. 1 июня – важный день на Ростсельмаш / Е. Бондаренко // Молот. – 2012. – 1 июня. – С. 2

14.В сервисной службе РСМ начался новый учебный год // Город N. – 2011. – 13 декабря. – С. 9

15.Гавриленко, А. Клиенты ТЕХНОКОМ провели один день на Ростсельмаш / А. Гавриленко. // Молот. – 2-14. – 14 февраля. – С. 3

16.Гавриленко, А. Ростсельмаш: главный по технике / А. Гавриленко // Молот. – 2013. –6 марта. – С.16

17.Гавриленко, А. Ростсельмаш планирует увеличивать обороты / А. Гавриленко // Молот. – 2011. – 20 марта. – С. 5

18.Жукова, К. Олимпийский огонь по проспекту везли на комбайне Ростсельмаш / К. Жукова. // Вечерний Ростов. – 2014. – 24 января. – С. 2

19.Как выгодно купить технику к новому сезону // Деловой квартал. – 2014. - №7. – С. 35

20.Кобякин, В. «Сельмаш» стоит Обамы: [о посещении премьер-министром России В.В.Путиным завода «Ростсельмаш»] / В. Кобякин // Наше время. – 2009. – 8 июля. – С.1

21.Маслова, В. Работать и жить вместе с Ростсельмаш / В. Маслова. // Аргументы и факты на Дону. – 2013. - №9. – С.7

22.Нарсеева, Н. Своих всегда поддержим [посещение премьер-министром Д. Медведевым завода «Ростсельмаш»] / Н. Нарсеева // Наше время. – 2014. – 12 марта. – С.1

23.Нарсеева, Н. Комбайн-«факелоносец» / Н. Нарсеева // Наше время. – 2014. – 22 марта. – С.1

24.Хлеб России начинается с донских комбайнов // Молот. – 2012. – 131-132. – С. 2

25.Четвертакова, И. Владимир Путин оценил эффективность принятых мер / И. Четвертакова // Форум. – 2009. - №4. – С. 4-5

Электронные документы

26.Бессонова, М. Завод «Ростсельмаш» — главный строитель Ростова [Электронный ресурс] / М. Бессонова //Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура – Режим доступа: http://www.вестник-строительства.рф/archive/articles/1166.html

27.Визит губернатора В. Ю. Голубева на завод ОАО «Ростсельмаш» [Электронный ресурс] // Официальный портал правительства РО. - Режим доступа:

http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=91682

28.Индустриальный Ростов. Завод Ростсельмаш [Электронный ресурс] // urban3p. – Режим доступа: http://www.urban3p.com/blogs/30465/

29.Константин Бабкин: «О судьбе «Ростсельмаша» говорить рано» [Электронный ресурс] // Городской репортер. - Режим доступа: http://cityreporter.ru/content/konstantin-babkin-«o-sudbe-«rostselmasha»-govorit-rano»

30.Левченко, В. В буднях великих строек [Электронный ресурс] / В. Левченко // Ростоврегион. - Режим доступа: http://rostov-region.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st024.shtml

31.Макаренко, В. Совладелец «Ростсельмаша» объяснил Путину, почему в России не выгодно заниматься машиностроением [Электронный ресурс] / В. Макаренко // Новая газета. - Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/news/131779.html

32.Морозова, В. ОАО «Ростсельмаш» выделил ряд перспективных профессий [Электронный ресурс] В. Морозова // Деловой квартал. - Режим доступа: http://rostov.dk.ru/news/oao-rostselmash-vydelil-ryad-perspektivnyx-professij-236547193

33.Мэр города встретился с коллективом завода «Ростсельмаш» [Электронный ресурс] // Совет муниципальных образований РО - Режим доступа: http://www.smoro.ru/news/news-7999/

34.ОАО «Ростсельмаш» [Электронный ресурс] //Автомаш. - Режим доступа: http://www.avtomash.ru/pred/rost/rost_istori.htm

35.Ракуль, А. Компании [Электронный ресурс] / А. Ракуль // Газета Коммерсантъ. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/149105

32.Ростсельмаш. Новое содружество [Электронный ресурс] // Новое содружество. - Режим доступа: http://www.novoe-sodrugestvo.ru/ru/11515/index.htm

36.Ростсельмаш [Электронный ресурс] // Эксперт. - Режим доступа: http://expert.ru/dossier/companies/rostselmash/

37.Ростсельмаш [Электронный ресурс] // Бизон. - Режим доступа:

http://bizonagro.ru/ru/technics/catalog/brand/11/

38.Ростсельмаш [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ростсельмаш_(завод)

39.«Ростсельмаш» планирует построить новый лакокрасочный комплекс стоимостью 1,8 млрд. руб. [Электронный ресурс] // rufox .- Режим доступа: http://news.rufox.ru/texts/2011/08/22/209053.htm

40.Семь шагов к успеху компании «Ростсельмаш» [Электронный ресурс] // Сельское хозяйство в России. - Режим доступа: http://selhozrf.ru/node/630

41.Творческое содружество с «Ростсельмашем» [Электронный ресурс] // history.donstu.ru .- Режим доступа: http://history.donstu.ru/history/historydstu/14

Приложения.

Приложение 1.

Проектировщики завода Ростсельмаш

Начало строительства

Первые рабочие завода

Первая продукция завода Ростсельмаш - «крестьянский ход»

Сталинец – 1

М. Горький среди ростсельмашевцев

Приложение 2.

Ополченцы Ростсельмаша

Строительство механического цеха для эвакуированного в Ташкент завода «Ростсельмаш»

Ростсельмашевцы в Ташкенте

А.П. Берест – рабочий завода «Ростсельмаш»

Бюст Алексею Бересту на «Ростсельмаше»

Стела героев-ростсельмашевцев в парке им. Н. Островского

Белоконов Емельян Иванович; мемориал Безымянная высота

Приложение 3.

Приложение 4.

Ростовчане на восстановлении завода

Восстановленная после войны проходная завода.

Сталинец – 6

РСМ – 8

Комбайны серии «СК»

Комбайны серии «Нива Эффект»

комбайны серии «ДОН»

Ф. Кастро и ростсельмашевцы

Приложение 5.

Приложение 6.

Участники массового восхождения на Казбек. 1935 г.

Восхождение на Казбек альпинистов завода «Ростсельмаш». Участники лежа составили слово «Сталин»

Клуб «Планета»

Обелиск погибшим в горах альпинистам и туристам клуба «Планета»

Спортсмены «Ростсельмаш»

Восхождение на пик 50-летия Ростсельмаша

Приложение 7.

42

Опубликовано в группе «Методическая копилка библиотекаря»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.