ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "Литературно-музыкальная композиция «Ты меня никогда не забудешь» (любовь в жизни и творчестве поэтов Серебряного века)"

2
0
Материал опубликован 27 February

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11 КЛАСС

Литературно-музыкальная композиция «Ты меня никогда не забудешь»

(любовь в жизни и творчестве поэтов Серебряного века)

Цели внеклассного мероприятия:

на примере лучших образцов любовных историй показать высоту и красоту такого вечного чувства, как любовь;

развивать творческие способности учащихся; прививать интерес к русской литературе и истории;

воспитывать высоконравственную личность, способную на глубокое искреннее чувство.

Оборудование и оформление: мультимедийная презентация, выставка книг

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Слово учителя:

Дорогие ребята! Сегодня наша встреча посвящена любви. Познакомимся с жизненными историями известных людей. Они доказали всему миру, что любовь преодолевает все препятствия, ей не подвластны года, страны, вероисповедования. Любовь делает человека сильней духом, влюбленные отдают жизнь ради любимого.

Звучит отрывок «Белый шиповник» из рок-оперы «Юнона и Авось».

Ведущий 1.

О любви написано много. А еще больше прожито и пережито.

Ведущий 2.

О любви написано мало. Потому что нет такой величины, чтобы её измерить. И сколько бы ни было написано о любви, все истории будут не похожи.

Ведущий 1.

Но чтобы понять это чувство, нужна душевная зрелость. Без любви нет настоящего высокого человеческого существования.

Ведущий 2.

В одном древнем мифе говорится, что некогда человек был особым существом: у него было четыре руки и ноги и голова с двумя лицами. Но за гордость Зевс наказал человека, разорвав его надвое. После этого каждая половина стремилась найти другую, а найдя, они обнимались, страстно желая срастись. Так возникла земная любовь.

Эпизод 1.

«Блок и Менделеева»

Чтец 1.

«Только влюбленный имеет право на звание человека», – с гордой уверенностью говорил Александр Блок в феврале 1908 года. И влюблялся страстно, безумно. Через всю жизнь пронес платоническую любовь к своей Музе – Л. Менделеевой. И рождались в порыве страсти высокие лирические строки.

Чтец 2.

Практически с рождения они ходили одними дорогами, жили в одном доме, отдыхали в соседних имениях. Внук ректора Петербургского университета А.Н. Бекетова Александр Блок и дочь профессора Д.И. Менделеева Любовь Менделеева буквально выросли в университете. Однако осознанно они встретились лишь в 1898, когда ему было почти 18, а ей 16 лет.

Чтец 1.

Приезжая летом в загородное имение, Блок не сразу приметил внешне сдержанную и холодную Менделееву. Впервые он разглядел будущую жену на репетициях любительского спектакля «Гамлет». Высокая, статная Любовь в роли Офелии показалась Блоку, игравшему Гамлета, настоящим чудом.

Чтец 2.

Менделеева не была первой любовью Блока. Год назад у него случился курортный роман с двадцатилетней актрисой Ксенией Садовской, которая коварно соблазнила и покинула романтично настроенного поэта. Именно ей он посвятил свои первые стихи о Прекрасной Даме. С Менделеевой же Блок хотел сохранить чистоту, возвышенность отношений.

Чтец 1.

Их история любви очень сложна. Пять лет после начала отношений, они постоянно то сходились, то расставались навеки.

Чтец 2.

В одно из таких расставаний она написала ему письмо: «Мне вдруг стало ясно, до чего мы чужды друг другу, до чего Вы меня не понимаете. Ведь Вы смотрите на меня, как на какую-то отвлеченную идею; Вы навоображали обо мне всяких хороших вещей и за этой фантастической фикцией меня, живого человека, не заметили, проглядели».

Чтец 1.

Но она, влюбленная в талантливого поэта, принимала его. Тем более что Блок грозился застрелиться в случае окончательного разрыва. Каждый день из-под его пера выходят любовные стихотворения.


Не призывай. И без призыва

Приду во храм.

Склонюсь главою молчаливо

К твоим ногам,

И буду слушать приказанья

И робко ждать.

Ловить мгновенные свиданья

И вновь желать.

Твоих страстей повержен силой,

Под игом слаб.

Порой – слуга; порою – милый;

И вечно – раб.

Чтец 2.

Они обвенчались в деревенской церкви, стоящей между Бобловым и Шахматовым. Жить стали во флигеле в Шахматове, а затем перебрались в квартиру в Петербурге. Однако вскоре молодая жена была разочарована. Брак оказался «условным». Блок настолько превозносил свою супругу, что даже в мыслях не мог представить с ней физические отношения.

Чтец 1.

За Менделеевой-Блок вполне открыто ухаживает Андрей Белый. Но даже подобные посягательства на жену Блок воспринимает равнодушно. Сама Любовь Дмитриевна и радуется и боится своих чувств и чувств Белого. Она отсылает его в Петербург, прося дать ей время подумать. Белый забрасывает ее письмами, и в конце вызывает Блока на дуэль. Однако дуэль не состоялась из-за вмешательства Менделеевой.

Чтец 2.

Настоящие супружеские отношения состоялись у них лишь спустя год после свадьбы. «С тех пор установились редкие, краткие, по-мужски эгоистические встречи, – напишет она в своем дневнике. – К весне 1906 года и это немногое прекратилось». Жизнь продолжает течь в том же русле.

Чтец 1.

С началом первой мировой войны Менделеева уезжает на фронт санитаркой. Блок безумно тоскует по жене. И когда та возвращается, отказывается отпускать ее от себя даже на шаг. Его романам на стороне приходит конец. Вплоть до смерти Блока они, наконец, будут счастливы вместе. Позади все измены, недоразумения и метания. Они научились понимать друг друга. Блок просит у жены прощения, осознавая, сколько они упустили за эти годы. Ему было даровано счастье глубокой, длинной, семейной гармонии, и это счастье он обрел лишь в конце жизни.

Чтец 2.

После смерти мужа Любовь Дмитриевна прожила еще 18 лет. Она привела в порядок свой дневник, в котором не осталось и страницы, без упоминания об Александре Блоке.

Эпизод 2.

«Гранатовый браслет»

Ведущий 1.

У Александра Ивановича Куприна есть много замечательных произведений о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, о ее поэзии, тоске и вечной юности. Но одно из самых благоуханных, томительных и печальных – рассказ «Гранатовый браслет».

Ведущий 2.

Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал скупыми и облегчающими слезами. Он говорил, что ничего более целомудренного еще не писал. Любовь в рассказе как нежданный подарок, озаряющий жизнь – среди трезвой реальности и устоявшегося быта, любовь неравная, оттого трагическая, с ожидаемым концом.

Ведущий 1.

Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а радость. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать финальную сцену рассказа с его изумительно найденным рефреном: «Да святится имя твое!»

Звучит музыка Бетховена (D-dur №2, op. 2). На фоне музыки Бетховена ученица читает письмо из «Гранатового браслета».

«Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя Твое».

В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя Твое».

Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою – слава Тебе.

Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю – слава Тебе!..»

«Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко».

Эпизод 3.

«Маяковский и Лиля Брик»

Ведущий 2.

Прямой, грубый Маяковский, с его рубящими стихами о новой, еще непонятной всем жизни. Но беззащитный, когда дело касается его тонкой души.

Ведущий 1.

Поэзия Маяковского – это антология страстей по Маяковскому, страстей огромных и беззащитных, как он сам. В мировой поэзии не существует лирической поэмы, равной «Облаку в штанах» по нагрузке рваных нервов на каждое слово.

Чтец 1.

У меня в душе ни одного седого волоса,

и старческой нежности нет в ней!

Мир огромив мощью голоса,

иду – красивый,

двадцатидвухлетний.

Нежные!

Хотите –

буду от мяса бешеный

и, как небо, меняя тона –

хотите –

буду безукоризненно нежный,

не мужчина, а – облако в штанах!

Ведущий 2.

Интересно, что сначала, в 1913 году, у молодого поэта-футуриста Владимира Маяковского был роман с сестрой Лили Эльзой, и лишь через год ее место в сердце поэта заняла Лиля. Это была любовь с первого взгляда, любовь, которую Маяковский сохранил до последнего дня своей жизни.

Чтец 1.

Не смоют любовь

ни ссоры,

ни вёрсты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемля торжественно стих строкопёрстый,

клянусь –

люблю

неизменно и верно!

Чтец 2.

Лиля Брик вспоминала: «Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня… И хотя фактически мы с Осипом жили в разводе, я сопротивлялась поэту… Только в 1918 году, проверив свое чувство к поэту, я могла сказать Брику о своей любви к Маяковскому. Мы все решили никогда не расставаться и прошли всю жизнь близкими друзьями, тесно связанными общими интересами».

Чтец 1.

Пришла –

деловито,

за рыком,

за ростом,

взглянув,

разглядела просто мальчика.

Взяла,

отобрала сердце

и просто

пошла играть –

как девочка мячиком.

Ведущий 1.

Маяковский влюблялся не раз (например, во время поездки в Париж он сошелся с красавицей-белоэмигранткой Т. Яковлевой).

Чтец 1.

Ты не думай,

щурясь просто

из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй,

и это

оскорбление

на общий счет нанижем.

Я все равно

тебя

когда-нибудь возьму –

одну

или вдвоем с Парижем.

Ведущий 2.

А актрису Веронику Полонскую поэт даже назвал в своей предсмертной записке членом своей семьи.

Чтец 1.

Любит? не любит? Я руки ломаю

и пальцы разбрасываю разломавши

так рвут загадав и пускают по маю

венчики встречных ромашек.

Чтец 2.

И тем не менее с Лилей его связывало какое-то мистическое чувство, гораздо более глубокое, чем обычная любовь к женщине. Слово «муза» в наше время почти всегда произносится с оттенком иронии, но, похоже, что Лиля действительно была для поэта музой, причем не только вдохновительницей его поэзии, но и жизненной опорой.

Чтец 1.

Кроме любви твоей, мне нету солнца,

А я и не знаю, где ты и с кем.


Если б так поэта измучила,

Он любимую на деньги б и славу выменял,

А мне ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.


И в пролет не брошусь, и не выпью яда,

И курок не смогу над виском нажать.

Надо мною, кроме твоего взгляда,

Не властно лезвие ни одного ножа.


Завтра забудешь, что тебя короновал,

Что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметенный карнавал

Растреплет страницы моих книжек...


Слов моих сухие листья ли

Заставят остановиться, жадно дыша?

Дай хоть последней нежностью выстелить

Твой уходящий шаг.

Эпизод 4.

«Айседора Дункан и Сергей Есенин»

Чтец 1.

Айседора Дункан и Сергей Есенин… Какие особенные отношения между этими, казалось бы разными людьми, говорящих на разных языках, живущих в разных странах. Их сердца нашли друг друга.

Чтец 2.

Удивительная жизнь «божественной босоножки», отмеченная то роскошью, то нищетой, была полна бурных страстей и страшных трагедий.

Чтец 1.

Ее уважали за мастерство и талант. Ей завидовали – за любовь публики, независимость поведения, покровительство сильных. Последняя любовь к русоволосому русскому поэту сыграла странную роль в судьбе танцовщицы. Потеряв 2-х детей, она, отчаявшись, отправилась в далекую Россию по приглашению Луначарского.

Чтец 2.

Приехав в Москву в 1921 году, она выступала в Большом театре. В это время у нее появился еще один повод, чтобы остаться в России, – Сергей Есенин. Именно тогда, когда Дункан представили двадцатишестилетнего поэта, который, узнав, что она – известная танцовщица, тотчас же опустился перед нею на колени, к Айседоре пришла ее большая и трагическая любовь. И все изменила. Таков эгоизм любви.

Этой любви двух великих людей суждено было стать великим поединком.

Чтец 1.

Любовь к гениальному поэту была всепоглощающей и исполненной драматизма. Необыкновенная танцовщица и великий поэт были неразрывно связанны в их загадочной и полной тайн трагической судьбе.


Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Это золото осеннее,

Эта прядь волос белесых -

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.

Я давно мой край оставил,

Где цветут луга и чащи.

В городской и горькой славе

Я хотел прожить пропащим.

Дорогая, сядь же рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Звучит отрывок «Ты меня на рассвете разбудишь» из рок-оперы «Юнона и Авось».

Эпизод 5.

«Анна Ахматова и Николай Гумилев»

Ведущий 1.

Анна и Николай познакомились в Рождественский сочельник. Тогда 14-летняя Аня Горенко была стройной девушкой с огромными серыми глазами, резко выделявшимися на фоне бледного лица и прямых черных волос. Увидев ее точеный профиль, некрасивый 17-летний юноша понял, что отныне и навсегда эта девочка станет его музой, его Прекрасной Дамой, ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги.

Ведущий 2.

Николай с азартом ринулся завоевывать сердце своей Прекрасной Дамы. Однако Анна была влюблена в другого. В 1906 году Гумилев уезжает в Париж. Там он надеется забыть свою роковую любовь и вернуться в образе разочарованного трагического персонажа. Но тут Аня Горенко внезапно понимает, что ей не хватает слепого обожания молодого поэта. К тому же вечные разговоры Гумилева о роковой любви не прошли даром – теперь Ахматова и сама не прочь сыграть роль трагической фигуры. Вскоре она отправляет Гумилеву письмо с жалобами на свою ненужность и заброшенность.

Ведущий 1.

Получив письмо Ахматовой, Гумилев, полный надежд, возвращается из Парижа, навещает Аню и делает ей очередное предложение руки и сердца. И получает очередной отказ. Свою неудачу Гумилев расценил как знак судьбы и решил попытать счастья в любви еще раз. Николай пишет Ахматовой письмо, где вновь делает ей предложение. И вновь – отказ.

Ведущий 2.

В конце 1908 года Гумилев возвращается на родину. Он продолжает осаждать Анну, клясться ей в вечной любви и предлагать замужество, и, наконец, получает согласие на брак.

Чтец 1.

ИЗ ЛОГОВА ЗМИЕВА

Из логова змиева,

Из города Киева,

Я взял не жену, а колдунью.

А думал – забавницу,

Гадал – своенравницу,

Веселую птицу-певунью.

3

Покликаешь – морщится,

Обнимешь – топорщится,

А выйдет луна – затомится,

И смотрит, и стонет,

Как будто хоронит

Кого-то,- и хочет топиться.


Твержу ей: крещенному,

С тобой по-мудреному

Возиться теперь мне не в пору;

Снеси-ка истому ты

В днепровские омуты,

На грешную Лысую гору.

3

Молчит – только ежится,

И все ей неможется,

Мне жалко ее, виноватую,

Как птицу подбитую,

Березу подрытую,

Над очастью, богом заклятую.

Ведущий 1.

После гибели Гумилева Ахматова выходила замуж еще трижды, но все ее браки заканчивались разводами. Впрочем, для всех своих мужей, и в первую очередь для Гумилева, Ахматова стала идеальной вдовой. Она отреклась от него живого, всеми почитаемого, но мертвому, расстрелянному большевиками, она осталась верна до конца. Хранила его стихи, хлопотала об их издании, помогала энтузиастам собирать сведения для его биографии, посвящала ему свои произведения.

Чтец 2.

Пока не свалюсь под забором

И ветер меня не добьет,

Мечта о спасении скором

Меня, как проклятие, жжет.


Упрямая, жду, что случится,

Как в песне случится со мной, –

Уверенно в дверь постучится

И прежний, веселый, дневной

Войдет он, и скажет: «Довольно,

Ты видишь я тоже простил». –

Не будет ни страшно, ни больно...

Ни роз, ни архангельских сил.


Затем и в беспамятстве смуты

Я сердце мое берегу,

Что смерти без этой минуты

Представить себе не могу


Звучит отрывок «Аллилуйя любви» из рок-оперы «Юнона и Авось»

Ведущий 1.

Любовь – она бывает разной.

Бывает отблеском на льду.

Бывает болью неотвязной.

Бывает яблоней в цвету.

Бывает вихрем и полетом.

Бывает цепью и тюрьмой...

Мы ей покоем, и работой,

И жизнью жертвуем самой!

Ведущий 2.

Но есть еще любовь такая,

Что незаметно подойдет

И, поднимая, помогая,

Тебя сквозь годы поведет

И будет до последних дней Душой

И совестью твоей.

Литература, используемая для написания сценария:

Леонид Жуховицкий. Счастливыми не рождаются. – М., 1983.

Л.И. Маленкова. Я – человек! – М.:ТОО «Интел Тех», 1996.

Сборники стихотворений А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, Н. Гумилева, А. Ахматовой






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.