Внеклассное мероприятие по функциональной грамотности «Профессии Победы» (7 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Боханская средняя общеобразовательная школа № 2
Внеклассное мероприятие
«Профессии Победы»
7 класс
составитель: Чередникова Татьяна Олеговна,
классный руководитель 7 класса
МБОУ Боханской СОШ № 2
Иркутская область, поселок Бохан, 2025
Внеклассное мероприятие по функциональной грамотности в 7 классе
«Профессии Победы»
Цель: формировать гражданскую идентичность и интерес у школьников к истории Великой Отечественной Войны посредством ознакомления с фронтовыми профессиями.
Задачи: формировать представления детей о значимости фронтовых профессий в годы Великой Отечественной Войны;
развивать у детей интерес к военному прошлому своей страны;
воспитывать уважение к профессиям, помогающим и спасающим жизнь других людей в годы Великой Отечественной Войны.
Методы: беседа, частично-поисковый, наглядность материала.
Формы: групповая, фронтальная,
Оборудование:
Интерактивная панель
Презентация
Песни военных лет
Раздаточный материал для работы в группах
Картинки для рефлексии
Ход мероприятия
I. Орг. момент.
(Слайд 1)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Как вы уже догадались мы будем работать в группах (4 группы). Вспомним правила работы в группах (выбрать лидера, слушать и слышать других участников, не винить никого, в случае ошибки). Хорошо. Молодцы!
- Ребята, в России начиная с 2008 года, Президентом Российской Федерации каждый год объявляется по определенной тематике, которая связана с национальными ценностями, историческими событиями и культурой страны.
(Слайд 2)
Например, 2023 год был объявлен годом Педагога и Наставника, в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.
(Слайд 3)
2024 год был объявлен годом Семьи, чтобы сохранить и защитить традиционные семейные ценности, укрепить институт семьи.
(Слайд 4)
А 2025 год объявлен… (годом Защитника Отечества), почему? … (в преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Год защитника Отечества не просто календарная дата, а символ национального единства и патриотизма. Это выражение глубокой признательности тем, кто защищал и продолжает защищать суверенитет и безопасность нашей страны[ CITATION 5ht \l 1049 ]). Молодцы!
- Ребята, ответьте мне на такой вопрос. Благодаря, кому, мы одержали Победу в этой страшной войне? (Ответы детей)
(Слайд 5)
Молодцы! Сегодня мы с вами чуть более подробно поговорим о профессиях людей, про которые многие говорят, что они, вроде и не воевали, но без них не случилось бы этой Великой Победы.
II. Основная часть.
Наше сегодняшнее занятие пройдет в несколько этапов, задания лежат в пронумерованных конвертах, соответствующих этапу, в конце у каждой группы должен получиться плакат, посвященный конкретной профессии.
(Слайд 6)
1 этап ПРОФЕССИЯ ПОБЕДЫ
- Возьмите конверт №1 (Приложение 1), в нем находятся тексты с описанием конкретной профессии, названия различных профессий, а также картинка. Ваши задачи:
(Слайд 7)
прочитать,
определить профессию,
выбрать картинку именно с вашей профессией,
наклеить ее на плакат и подписать
- У вас есть 5 минут. Время пошло. (Работа в группах)
- Итак, о каких профессиях сегодня пойдет речь? (медицинские работники, артисты, военные корреспонденты, связисты)
- Молодцы! Нужные профессии для фронта? (Ответы детей)
- Хорошо! Переходим ко 2 этапу
(Слайд 8)
2 этап ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
- Какими личными качествами должны обладать люди этих профессий? А если они находятся на войне? (Ответы детей)
(Слайд 9)
- Откройте конверт №2 (Приложение 2), выберите и наклейте нужные качества личности для вашей профессии. 3 минуты.
Готовы?
Молодцы!
(Слайд 10)
3 этап ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ
- На 1 этапе, когда вы читали описание профессии, были упомянуты фамилии людей, внесших вклад в приближение Великой Победы.
В конверте №3 (Приложение 3) лежат фотографии этих людей.
(Слайд 11)
Ваша задача: в Сети Интернет
найти информацию об этих людях (запомнить/записать ее)
соотнести фото с фамилией
наклеить на ваш плакат фото и подписать ФИО
- На выполнение задания я вам даю 5–7 минут.
- Готовы?
(Слайд 12-16)
Рассказы детей о знаменитых людях профессий ВОВ
- Молодцы!
- Ребята, сегодня вы по-новому посмотрели на некоторые профессии во время ВОВ, скажите, могли бы солдаты обойтись без мед.работников, связистов, военных корреспондентов, артистов? Почему? (Ответы детей)
- Хорошо.
III. Заключение.
- Конечно, потери были бы в любом случае, НО
благодаря медикам были спасены миллионы солдат;
артисты поддерживали боевой дух бойцов и вселяли уверенность в непобедимости советского народа;
военные корреспонденты выполняли множество задач. Они передавали свежие новости о ходе боевых действий, стратегических успехах и неудачах, что помогало гражданам быть в курсе текущей ситуации на фронтах. Газета на фронте представляет собой тот обязательный паёк духовной пищи. Тот неприкосновенный запас бодрости, без которого советский солдат не обходится в самые безрадостные часы тяжёлых испытаний;
связисты обеспечивали устойчивую связь для управления войсками и оповещения об обстановке на фронтах, снабжали штабы необходимыми сведениями, доставляли оперативную информацию в боевые части, передавали на места боевые приказы командования.
Ну и конечно, СОЛДАТЫ, всех званий и рангов, от рядового до генерала и маршала, да и вообще любого жителя страны. Все внесли огромный вклад в эту Великую Победу.
(Слайд 17)
Потери в войне были огромные.
Были разрушены 1710 городов и поселков, 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий.
Ученые историки посчитали что совокупные потери от ВОВ составили $2 трлн 569 млрд, военные расходы составили – $192 млрд в ценах 1945 года.
На сегодняшний день в мире идет процесс отказа от американского доллара и переход на национальные валюты. Какая у нас национальная валюта?
А как можно перевести доллары в рубли? Как называется этот процесс? (конвертация).
(Слайд 18)
(Слайд 19)
Посмотрите на слайд, что видите? (QR-код, данный код необходимо обновить на дату проведения мероприятия)
С помощью него вы попадете на станицу ЦБ России, где найдете актуальную информацию по курсу доллара, ну и соответственно, провести конвертацию потерь в ВОВ из долларов в рубли.
Ваш ответ. Много? Очень много. Давайте попробуем прочитать это число. На столах есть таблички (Приложение 4), они вам помогут.
(Слайд 20)
Это было страшное время, УЖ ЛУЧШЕ ХУДОЙ МИР, ЧЕМ ХОРОШАЯ ВОЙНА.
IV. Рефлексия.
Время подвести итоги!
Оцените работу своей группы, если Вы считаете, что все замечательно поднимите солнце, а если думаете, что с чем-то не справились – поднимите грозовое облако.
Замечательно!
А теперь оцените сами себя, наклейте на доску солнца или тучки.
Молодцы! Все замечательно! Спасибо за работу!
(Слайд 21)
До свидания!
Использованная литература
https://www.gorkilib.ru/events/voennye-korrespondenty-v-period-vov0505
https://direkcia-nso.ru/archive/dorogami-frontovykh-brigad.php
https://memory-map.1sept.ru/#/memorial-4546/type=map¢er=55.731414,37.569193&zoom=13
https://tass.ru/obschestvo/22733621
https://www.ipbr.org/projects/history/80/
https://cbr.ru/currency_base/daily/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Текст-описание для 1 группы
Долгих четыре года они работали сутками, зачастую без сна и еды, чтобы спасти как можно больше людей.
Их подвиг в годы Великой Отечественной войны, невозможно оценить. Благодаря их стараниям очень много людей удалось вернуть к жизни. В тяжелейших условиях им нередко приходилось демонстрировать особую стойкость духа и силу воли. Не так много россиян знают о том, что среди погибших на передовой эти люди - на втором месте, после непосредственных участников боевых действий. Они массово погибали, когда спасали раненых солдат с поля боя, закрывали от снарядов собственными телами, проводили операции под обстрелами.
Их усилиями и заботой спасены жизни 10 миллионов защитников Родины. Возвращены в строй 72,3% пострадавших в боях и 90,6% больных воинов. Поистине это подвиг во имя жизни. Армия и население были надежно ограждены от возникновения эпидемий – постоянных спутников войны [ CITATION 1ht \l 1049 ].
Это лишь несколько знаменитых фамилий – Туснолобова-Марченко ЗМ, Михайлов ФМ, Синяков ГФ.
Текст-описание для 2 группы
Среди бойцов были очень популярны люди этой профессии, главной целью которых было повышать настроение красноармейцев, давать отдых их усталым душам. Большое значение в их работе приобретала задушевность тона, простота и искренность интонаций.
Если поначалу выступления воспринимались как развлечение и отдых, то со второго года войны – с целью поднятия боевого духа бойцов и укрепления их бодрости, силы и веры в победу.
Сценической площадкой часто становился грузовик с откинутыми бортами, платформа эшелона, палуба корабля, дорога, лесная поляна. Концерты давались в землянках, блиндажах, на крышах и чердаках, даже на огневых позициях. Они могли проходить в любое время дня и ночи, в любую погоду, в сценических костюмах, с гримом и без них. Приходилось выступать и шепотом (в лесу могли прятаться гитлеровцы), и по телефону — бойцы-связисты, к которым они приехали, не могли отойти от аппаратов и так слушали концерт [ CITATION 2ht \l 1049 ].
Это лишь несколько знаменитых фамилий – Русланова ЛА, Райкин АИ, Шульженко КИ.
Текст-описание для 3 группы
Эта профессия стала наиболее популярной в период Великой Отечественной войны. Она всегда требовала не только таланта, но и героизма, способности пройти боевой путь и пропустить через себя все тяготы военного времени.
Перед людьми этой профессии стояли определенные задачи: объяснить цель и характер войны, поднять моральный дух бойцов, помочь им победить страх, ярко и доступно описать пример героизма офицеров и солдат. Одной из наиболее важных была задача отображения своих впечатлений, как очевидцев событий. Они освещают события непосредственно в горячих точках: ведут прямые включения с линии фронта, делают уникальные снимки прямо в разгар боев и иногда поневоле сами берут в руки автомат. Это герои, благодаря которым мы с вами имеем документальные кадры кино и фототехники, которые бесстрастно повествуют нам обо всех ужасах войны, взятых и оставленных городах, передвижений войск, партизанских вылазках и героизме военных и тыловых будней [ CITATION 3ht \l 1049 ].
Это лишь несколько знаменитых фамилий – Шолохов МА, Симонов КМ, Фадеев АА.
Текст-описание для 4 группы
Они сообщали об обстановке на передовой, снабжали штабы необходимыми сведениями, передавали в боевые части приказы командования. Часто во фронтовой обстановке бесперебойная связь была условием, от которого зависел исход всей боевой операции. Люди этой профессии каждый день совершали подвиг, налаживая связь в любых условиях и в любое время года, проявляя чудеса изобретательности, находчивости и стойкости, мужества и воинского мастерства.
Линии связи, по словам профессионалов, это настоящие "нервы войны". Под жестокими бомбежками и артобстрелами они сумели протянуть их до самого логова врага и обеспечили Победу. Многие годы нам говорили о внезапных нападениях, о немецких танковых клиньях и армадах бомбардировщиков, но забывали назвать главную причину горьких поражений 1941-го - потерю связи и, как следствие, управления войсками... [ CITATION 4ht \l 1049 ]
Это лишь несколько знаменитых фамилий – Путилов ММ, Пономарев ВП, Барамзина ТН.
Название профессии (для оформления), одинаковые для всех
ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ
МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ
СВЯЗИСТЫ ЛЁТЧИКИ
АРТИСТЫ МЕТЕОРОЛОГИ
ТАНКИСТЫ МОРЯКИ
Образ профессии (одинаковые для всех)



ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Личные качества (одинаковые для всех групп)
стрессоустойчивость
ответственность
трусость
решительность
выносливость
мужество
равнодушие
жадность
самообладание
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Группа № 1 (медицинские работники)
Группа № 2 (артисты)
Группа № 3 (военные корреспонденты)
Группа № 4 (связисты)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
презентация Профессии ПобедыPPTX / 4.21 Мб