12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Надя Новикова19

МАОУ гимназия № 49





Методическая разработка

внеклассного мероприятия по истории

«Недаром помнит вся Россия

про день Бородина»

(для учащихся 8 класса)













Автор: Прокопцова Надежда Александровна

учитель истории и обществознания



Тюмень, 2022 г.



Пояснительная записка

Внеклассная работа по истории способствует развитию у обучающихся интереса к изучению предмета, активизирует их познавательную деятельность. Внеклассная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребёнка, установить более тесный контакт и взаимопонимание. В настоящее время, чтобы заинтересовать учащихся используют нестандартные уроки или включение их элементов на традиционном уроке. Выбор формы нестандартных уроков зависит от возрастных особенностей учащихся, от уровня их подготовки, информированности, взаимопонимании учителя с учащимися. Особое место в системе организационных форм и приёмов обучения истории принадлежит учебным играм. Использование игр создаёт в обучении неформальную обстановку, способствует развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивает интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Игра - одно из средств и условий развития интеллекта обучающихся. Именно игра вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь обучающихся интересным содержанием, даёт возможность реализовать себя как личность. Игра на уроке вооружает ученика доступными для него способами воссоздания исторической действительности. Историческая игра эмоциональна по своей природе и потому делает самую сухую информацию яркой и запоминающейся. «Игра вовлекает в активную работу на уроке каждого ученика. Игра – форма работы, противостоящая пассивному слушанию. В процессе игры интеллектуально пассивные дети обычно выполняют такой объём учебной работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации. Она способствует развитию познавательной активности учащихся, рождает заинтересованность в изучении предмета, не даёт детям уставать. При этом важно отметить, что данный метод требует полного контроля учителя над классом и хороших навыков сознательной дисциплины у школьников. Особенно успешно его можно использовать в проведении различного рода мероприятий во внеурочной деятельности учащихся. Я предлагаю разработку внеклассного мероприятия по истории России для учеников 8 класса.

Тема: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…».

Эпиграф: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов». (М.И.Кутузов.)

Цель: показать историческое значение Бородинской битвы, её стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812г.

Задачи урока:

Образовательные - систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме "Бородинское сражение". Сформировать у учащихся понимание глубоко народного характера Отечественной войны 1812 года.

Развивающие - развивать умение анализировать и обобщать данные. Развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, работы в группе.

Воспитательные - способствовать развитию у школьников интереса к истории. Воспитывать у учащихся чувства гордости за нашу славную историю, чувства высокого патриотизма. Вовлекать обучающихся в поисковую познавательную деятельность, через использование истории, литературы, музыки, живописи и кинематографии, и тем самым способствовать личностно значимым переживаниям событий.

Форма проведения: историческая игра

Понятия: редут, флешь, батарея, улан, драгун, гусар

Даты: 26 августа 1812г

Персоналии: М.И.Кутузов, М.Толли, П.И.Багратион, Наполеон,Н.Н.Раевский

Индивидуальное задание: сообщения о полководцах (« М.И.Кутузова»; «М.Барклай-де-Толли», «П.И.Багратиона»), стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Оборудование: презентация «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…»; карта "Отечественная война 1812 года", схема "Бородинское сражение"; портреты "Герои войны 1812 года"; дидактический материал: карточки с заданиями; награды, связанные с тематикой, победителям команд; компьютер, мультимедийный проектор.

Методические приёмы организации урока: повторение, постановка вопросов для обсуждения, подготовка сообщения.

План урока:

Организационный момент

Слово учителя

Индивидуальное задание

Историческая игра.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Рефлексия.

Слово учителя

Основное содержание урока

Основные виды деятельности ученика

Основные виды компетентностей

Бородинское сражение, цели сторон, главнокомандующие армий.

Рассказывать об историческом событии, его участниках; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; умение работать с исторической картой, формулировать обобщение по теме.

Социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.



Результат: сообщения об участниках Бородинского сражения, презентация «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…», фонд справочно-информационных материалов.

Ход урока:

I.Организационный момент:

Вначале урока класс делится на три команды, выбираются капитаны. Каждой команде даётся задание и время на его обдумывание. За правильные ответы команды будут получать фрагменты картины художника А. Шепелюка «М.И.Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения». Выбирается жюри (учителя или учащиеся), они выставляют оценки и комментируют выступления команд.

Начинается игра со вступительного слова учителя. Учитель знакомит учащихся с темой, задачами и целью урока. (Презентация)

Цель: показать историческое значение Бородинской битвы, её стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812г.

Задачи урока:

Образовательные - систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме "Бородинское сражение". Сформировать у учащихся понимание глубоко народного характера Отечественной войны 1812 года.

Развивающие - развивать умение анализировать и обобщать данные. Развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, работы в группе.

Воспитательные - способствовать развитию у школьников интереса к истории. Воспитывать у учащихся чувства гордости за нашу славную историю, чувства высокого патриотизма. Вовлекать обучающихся в поисковую познавательную деятельность, через использование истории, литературы, музыки, живописи и кинематографии, и тем самым способствовать личностно значимым переживаниям событий.

II. Слово учителя.

Тема нашего классного часа «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». (Слайд 1)

И урок хотелось бы начать со слов сказанных М.И.Кутузовым: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов». (Слайд 2)

И цель нашего урока показать историческое значение Бородинской битвы, её стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812г. (Слайд 3)

Перед нами стоит ряд вопросов, на которые нужно ответить.

( Объяснительная беседа, учитель задаёт учащимся вопросы, помогающие вспомнить о Бородинском сражении).

Когда произошло Бородинское сражение?

Между кем оно проходило?

Кто командовал армиями?

Кто одержал победу?

Какое значение имеет Бородинское сражение для судьбы России? (ответы учеников).

Учитель даёт краткую характеристику Бородинского сражения. (Слайд 4).

Крупнейшее сражение Отечественной войны началось 26 августа 1812 года в половине шестого утра на Бородинском поле (рассказ учителя, сопровождающийся показом на карте Бородинского сражения). Это была битва гигантов. Русская армия насчитывала 132 тыс. человек и 640 орудий. Наполеон имел 135 тыс. человек и 587 орудий. Французы стремились через центр русских войск освободить себе путь на Москву. Упорное сопротивление русских солдат сделало это невозможным. Главнокомандующим русской армии был М.И.Кутузов, в его штабе были М.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский и многие другие полководцы.

Полководцы 1812 года чувствовали себя защитниками всея Руси, чувствовали биение солдатских сердец, знали, что они не предадут.

III. Индивидуальные задания.

(Ученики выступают с индивидуальным заданием)

Учащиеся читают сообщения (« М.И.Кутузова»; «М.Барклай-де-Толли», «П.И.Багратиона»).

IV. Историческая игра

Задание 1. (Слайд 5)

Определить, о каком полководце идёт речь (презентация, каждой команде карточка с заданием).

1. Любимый ученик Суворова и Кутузова, командующий второй армией в Отечественную войну. (П.И.Багратион).

2. Военный министр, взял на себя командование русской армии первые месяцы отечественной войны. (М.Б.Барклай-де-Толли).

3. Был не только великим полководцем, но и выдающимся дипломатом. Большой школой военного искусства явилось для него участие в русско-турецких войнах под командованием Румянцева и Суворова. Участвовал во взятии Измаила. Свой талант дипломата проявил в полной мере в 1792-1794гг, когда возглавил русское посольство в Константинополе. В1805г был назначен главнокомандующим русской армией в войне третьей коалиции против Наполеона. (М.И.Кутузов).

4. Русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, генерал от кавалерии. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи. Являлся двоюродным братом героя Отечественной войны Дениса Давыдова. (Н.Н.Раевский).

Учитель после выполнения задания говорит правильные ответы. (Слайд 6)

Слово учителя: Главные цели сражающихся сторон были различны. Если Наполеон стремился разгромить русскую армию и захватить Москву, то Кутузов планировал подорвать наступательный порыв противника и обескровить его, сделав дальнейшее наступление невозможным.

Слово учителя: Для того чтобы представить бородинское сражение послушаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» (ученик читает стихотворение).

Задание 2. (Слайд 7)

По какому принципу образованы смысловые ряды? (презентация, каждой команде карточка с заданием).

1. Редут, флешь, батарея (оборонительные сооружения; редут - сомкнутое полевое укрепление в виде многоугольника для круговой обороны; батарея - временное сосредоточение орудий на одной позиции для решения конкретной задачи; флешь-укрепление в виде стрелы, фасы которого образуют тупой угол).

2. Улан, драгун, гусар (офицеры полка; улан - военнослужащий из частей легкой кавалерии; драгун - солдат или офицер некоторых кавалерийских частей; Гусар - военнослужащий частей легкой кавалерии).

3. Орден и знак Святого Андрея Первозванного, Орден и знак Александра Невского, Орден и знак Святого Владимира, Орден и знак Святого Георгия (награды за храбрость, мужество)

4. М.И. Кутузов, П.И.Багратион, М.Б.Барклай-де-Толли (герои Отечественной войны).

Учитель после выполнения задания говорит правильные ответы. (Слайд 8)

Слово учителя: Оценивая битву, Наполеон сказал: «Самое страшное из моих сражений - это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми. Русские воины погибали, защищая своё отечество, отдавали всё для победы. Россия оплакивала гибель 44 тыс. своих сынов. И поэтому Бородинской битве посвящено так много произведений искусства (живописи, архитектуры). (Презентация) (Слайд 9-17)

Задание 3. (Слайд 18)

Определить кому принадлежат слова? (презентация, каждой команде карточка с заданием).

1. «Ключ от Москвы взят» (М.И.Кутузов).

2. «Самое страшное из моих сражений - это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми» (Наполеон).

3. С этакими молодцами - и отступать? (М.И.Кутузов).

Учитель после выполнения задания говорит правильные ответы. (Слайд 19)

Задание 4. (Слайд 20)

Составление синквейна (объяснение составление синквейнв, презентация, каждой команде карточка с заданием).

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).

Цель: добиться более глубокого осмысления темы

Задача учащихся - сформулировать обобщение по теме так, чтобы у присутствующих сложилось чёткое и цельное представление о Бородинском сражении.

Пошаговое описание метода

1. Знакомим учащихся с правилами составления синквейна.

2. Предлагаем составить, следуя этим правилам, синквейн на определенную тему.

3. Убедившись, что все составили, предлагаем добровольно зачитать несколько синквейнов.

Правила составления синквейна:

1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

4. Четвертая строка – одной крылатой фразой.

5. Пятая строка – одно слово, вывод.

Синквейн:

1. Сражение;

2. Крупнейшее, упорное;

3. Началось, стремились, освободить;

4. «Московская битва - самое великое сражение: это схватка гигантов.

5. Невозможность.

Учащимся даётся возможность сделать выводы по изученной теме.

Слово учителя: Какое значение имеет Бородинское сражения для нашей страны? Можем ли мы себя назвать благодарными потомками, патриотами своей страны? (ответы учеников).

Итак, ребята, у вас должна была получиться картина художника А. Шепелюка «М.И.Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения». (Слайд 21)

V. Подведение итогов. Награждение победителей.

(Жюри выставляют оценки и комментируют выступления команд.)

VI. Рефлексия. (Слайд 22).

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.

Карта островов вывешивается на доске и ученики выходят к карте и крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока.

t1642181011aa.gif

VII. Слово учителя: итак, наш урок окончен. Я очень довольна вами сегодня. Уверена, что вы проявили свои способности на высоком уровне.

Спасибо за урок! Успехов вам в вашей дальнейшей учебной (и не только) деятельности.









Приложение:

Задание 1.

Определить, о каком полководце идёт речь?

1. Любимый ученик Суворова и Кутузова, командующий второй армией в Отечественную войну.

2. Военный министр, взял на себя командование русской армии первые месяцы отечественной войны.

3. Был не только великим полководцем, но и выдающимся дипломатом. Большой школой военного искусства явилось для него участие в русско-турецких войнах под командованием Румянцева и Суворова. Участвовал во взятии Измаила. Свой талант дипломата проявил в полной мере в 1792-1794гг, когда возглавил русское посольство в Константинополе. В1805г был назначен главнокомандующим русской армией в войне третьей коалиции против Наполеона.

4. Русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, генерал от кавалерии. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи. Являлся двоюродным братом героя Отечественной войны Дениса Давыдова.

Задание 2.

По какому принципу образованы смысловые ряды?

1. Редут, флешь, батарея.

2. Улан, драгун, гусар.

3. Орден и знак Святого Андрея Первозванного, Орден и знак Александра Невского, Орден и знак Святого Владимира, Орден и знак Святого Георгия

4. М.И. Кутузов, П.И.Багратион, М.Б.Барклай-де-Толли .

Задание 3.

Определите, кому принадлежат слова?

1. «Ключ от Москвы взят».

2. «Самое страшное из моих сражений - это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми»

3. С этакими молодцами - и отступать?

Задание 4.

Синквейн:

1. Сражение;

2. Крупнейшее, упорное;

3. Началось, стремились, освободить;

4. «Московская битва - самое великое сражение: это схватка гигантов.

5. Невозможность.













Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.