Внеклассное мероприятие патриотической тематики «Я помню. Я живу»
Автор: Хахина Елена Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Общеобразовательная школа для
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья №1 имени
Мальцевой Екатерины Александровны», г. Вологда
Внеклассное мероприятие патриотической тематики
«Я помню. Я живу.» для учащихся 9 классов (обучающихся по адаптированной программе)
Цель: Знакомство с героическими страницами нашей истории, получение и
расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Привлечение молодого поколения к великому прошлому нашей страны, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину.
2. Систематизация и расширение знаний учащихся о войне, привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к защитникам Родины.
3. Расширение знаний песенного и поэтического наследия военного содержания.
Ход мероприятия:
Учитель: Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня наше мероприятие посвящено Великой отечественной войне. Называется оно «Я помню. Я живу.
Презентация к внеклассному мероприятию "Я помню. Я живу."
PPTX / 2.65 Мб
/data/files/e1620051483.pptx (Презентация к внеклассному мероприятию "Я помню. Я живу.")» С уроков истории, фильмов, кинофильмов, книг вы уже много знаете об этом страшном периоде в жизни нашей страны, всего мира.
О Великой Отечественной войне создано много фильмов, написано много книг, сложено большое количество стихов, написаны песни. Мы с вами сегодня постараемся вспомнить то, что вы знаете о войне, узнать новое, послушать стихи и песни, я вам покажу книги о войне.
Итак , мы начинаем!
Год 1945. Год 2021. Между ними 76 лет мира и памяти.
Память – это благодарность.
Память – это долг.
Память – это жизнь.
Я помню - значит я живу. (М. Тимофеева)
Ученик(соведущий):
Тот самый длинный день в году с его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду на всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след и столько наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет живым не верится, что живы.
Учитель: 22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.
Включаем видео
(https://youtu.be/OOGXf894kI8 (Запись «Священная война», сл. А.В. Александрова, муз. В.И. Лебедева-Кумача.
– Как вы думаете, ребята, почему война называется Великая? (Ответы детей)
Великой она называется из-за своего масштаба. Это была война на уничтожение нашего народа. В случае поражения такой страны больше не было бы. Это была судьбоносная веха для нашей страны.
– Почему её называют Отечественная? (Ответы детей)
Отечественной данная война была названа потому, что весь народ от мала до велика встал на защиту своей Родины. В армии сражались представители всех народов многонациональной страны. Было неважно какой ты национальности и на каком языке ты говоришь. Все были равны и все понимали, что в случае поражения жизнь его родных и близких будет под вопросом, в какой республике они бы не жили.
– Зачем фашисты напали на нашу страну? (Ответы детей)
Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. У фашистов на главных направлениях было больше артиллерийских орудий, больше самолётов, танков, хорошо обученных солдат.
Учитель: Перед тем как напасть на Советский Союз, фашистская Германия захватила Австрию, Чехословакию, Польшу, Францию, Италию и ряд других государств Европы. Промышленность этих стран стала работать на захватчиков. Враги рассчитывали расправиться с нами быстрым, стремительным ударом. Они даже придумали выражение «блицкриг», то есть молниеносная война. Но фашисты глубоко просчитались. Как один, поднялись советские люди на защиту своей Родины и свободы. Многие люди ради победы не жалели своей жизни.
Слайд 3-9 (на экране сменяются слайды войны )
Ученик:
Ах война ,что ты сделала подлая
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат
До свидания, мальчики
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Учитель:
Всё было когда-то, история знает.
И до сих пор не молчит.
Как на фронт уходили молодые ребята
И выросшие мужи.
Война влетела жестокою птицей
И чёрным накрыла крылом
Любимую Родину, нашу столицу,
Каждый проулок, каждый дом.
Слайд 10 звук тревоги
(Чтец уходит со сцены. Здесь можно в зале выключить свет и включить звуковой эффект сирены воздушной тревоги немного. Затем свет включается.
Звучит минусовая фонограмма «Вставай страна огромная» (Фрагмент). Выходит юноша в гимнастёрке с вещмешком и девушка. Музыка стихает)
Слайд 11 Памятник прощающихся девушки с солдатом (музыку включаем, когда девушка говорит)
Ученик (за юношу):
Милая, не плачь, я обязательно вернусь!
Читает отрывок стихотворения (Константин Симонов «Жди меня, и я вернусь...»)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест,
Всем, кто вместе ждет.
1941 г.
Я прочту все те письма, что ты мне напишешь,
Мы останемся живы с тобой навсегда.
Ученица (за девушку):
Антон, Я буду ждать тебя! «Ты слышишь?!», Береги себя! Возвращайся скорее!
(На фоне минусовой фонограммы «Прощание славянки» юноша и девушка обнимаются, прощаются, она машет ему вслед рукой. Уходят за разные кулисы.
Слайд 12 Включаем минусовку А.Новикова «Эх , дороги» (пока ученик читает)
Ученик:
Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Край сосновый,
Солнце встает.
У крыльца родного
Мать сыночка ждет…
Слайд 13 фото матери с письмом включен пока чтец читает стихотворение наизусть
Ученик читает стихотворение:
(Малих Харис (Перевод с башкирского И. Снеговой).
ПИСЬМО
Знаю, в сердце у тебя тревога —
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, все ты смотришь на дорогу,
По которой я ушел когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи.
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
До сих пор грохочет канонада…
Снова в бой — на линию огня!
Если не вернусь, не плачь, не надо,
Втихомолку вспоминай меня.
Говори: за честь родного края
Мой любимый сын погиб в бою.
Он погиб, Отечество спасая,
Ради жизни отдал жизнь свою.
Слайд 14 (На экране слайд «Солдатская мать»)
Учитель:
- Солдатские матери… Это они вырастили и воспитали бойцов,
которые в трудный для Родины час встали на ее защиту.
Это они провожали детей на фронт, перекрестив их пред дальней дорогой.
Это они не спали ночами и ждали, ждали, ждали….
Включаем видео «Москвичи» в исполнении Егора Крида https://youtu.be/7POXe01eGR4
Ученик:
Общие безвозвратные людские потери страны - военнослужащих и гражданского населения - составили 26,6 млн. человек. Из них 16-17 млн. человек – это военнослужащие, зачисленные в ряды Вооруженных Сил СССР (включая партизан). Оставшиеся - это жертвы, связанные с фашистским террором, жестокими условиями оккупационного режима и угоном советских людей на принудительные работы в Германию.
Учитель:
Уничтожение гражданского населения проводилось нацистами самыми изощренными способами и средствами. Для этого заранее были отработаны методики массовых расстрелов, использование «душегубок», применения газа «циклон» и печей крематориев в концентрационных лагерях смерти, налажена промышленная утилизация останков миллионов умерщвленных людей. Для исполнения преступных планов были подготовлены кадры профессиональных убийц. Злодейские правила поведения на оккупированной земле прививались каждому солдату вермахта. Например, в одном из пунктов «Памятка немецкого солдата» было записано: «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек».
(Статья (Потери гражданского населения (Министерство обороны Российской Федерации.)
Слайды 15,16,17,18 фото детей на войне
Ученик: Сколько детей погибло от рук оккупантов, неизвестно до сих пор. В научной литературе говорится, что на территории СССР целенаправленно в ходе карательных операций было уничтожено более 216 тысяч детей.
(Эту цифру приводит в своих исследованиях о потерях в годы Великой Отечественной войны Григорий Кривошеев.)
Слайд 19 фото памятника, установленного в Германии, «Воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом»
Стихотворение Георгия Рублева читают наизусть двое учащихся
ПАМЯТНИК
Это было в мае, на рассвете.
Был у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
И, погладив ласковой ладонью,
Он её на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну !
... И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасённой на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
Учитель:
Почти четырехлетнее ожесточенное противоборство с фашисткой германией и ее союзниками дорого обошлось народам СССР. Понесенные страной людские потери и материальный ущерб от немецко-фашистской агрессии ни с чем не сравнимы. История еще не знала таких разрушений, варварства и бесчеловечности, каким отмечен путь гитлеровцев по советской земле.
Слайд 20 песня «Журавли», муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова.
Возвращаемся на 19 слайд, включаем звук метронома на минуту молчания.
Учитель:
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ И СЛАВА ТЕМ, КОГО УЖЕ НЕТ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ, НО БЛАГОДАРЯ КОМУ МЫ ЖИВЕМ!!!!!! СЛАВА!!!! СЛАВА!!!!! СЛАВА!!!!!
В честь всех погибших на войне, умерших от болезней и ран, пропавших без вести объявляется минута молчания.
Учитель: Великая отечественная война затронула каждую семью. Сегодня я вам расскажу об участнике Великой отечественной войны, о моём дедушке, отце моей мамы Смирнове Александре Константиновиче.
(Слайд 21)
Смирнов Александр Константинович родился 6 августа 1926 года в деревне Мигилёво Грязовецкого района Вологодской области. Родители его – Смирновы Константин Андреевич и Манефа Андреевна. Кроме моего дедушки в семье было еще двое детей: Павел и Лидия.
Отец моего дедушки тоже был участником Вов. В семейном архиве сохранилось только две его награды. «За победу над Германией в Вов 1941-1945», юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Вов». В одном из боевых действий прадед получил ранение в ногу и до конца своей жизни был инвалидом.
Мой дедушка Александр Смирнов закончил семь классов в школе в д. Анохино Грязовецкого района. Он был очень трудолюбивым, всегда помогал родителям. И после окончания учебы в школе сразу начал работать в колхозе трактористом на гусеничном тракторе.
15 ноября 1943 года (в 17 лет) дедушка был признан годным к строевой службе и ему было присвоено воинское звание – рядовой. С этого времени он находился в составе действующей Армии и находился в воинском звании красноармеец, защищал нашу Родину от жестокого врага.
Слайд 22,23,24 фото военного билета
По военному билету Министерства обороны СССР была присвоена военно-учебная специальность и должностная квалификация – приборист зенитной артиллерии (счетно-электрических приборов). Прибор управления артиллерийским зенитным огнем - Вычислительное устройство - предназначенное для автоматического наведения на цель зенитных орудий. по высоко летящим и низколетящим целям. От дедушки зависела точность выстрела зенитного орудия.
После окончания Вов в период с 9 августа по 3 сентября 1945 года он участвовал в войне с Японией. После окончания Вов дедушка не вернулся домой, а служил еще пять лет.
Он служил на Курильских островах, о. Уруп и о. Итуруп. После окончания второй мировой войны южная часть Курильских островов считалась в составе СССР, хотя Япония всегда оспаривала это.
И только 15 ноября 1950 года на основании Постановления Совета министерства СССР от 28.01.1950 он был уволен в запас. Итого получилось семь лет службы, семь лет не дома.
Слайд 26 фото наград
Дедушка был награжден правительственными медалями:
«За победу над Японией», XXX лет Советской Армии и флота», так же награжден орденом «Отечественной войны II степени».
После службы дедушка вернулся в свою родную деревню и работал машинистом локомотива. К своей работе всегда относился ответственно, был уважаем другими людьми. Он создал семью с моей бабушкой Звягиной Ниной Осиповной. И, как раньше говорили, со временем у них народилось пять детей, четыре девочки и один мальчик.
Моя бабушка во время войны работала в тылу, на Льнозаводе. Указом Президиума верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Указом от 22 марта 1995 года награждена юбилейной медалью «50 лет победы в Великой Отечественной войне».
(До конца жизни у дедушки все время болели ноги и было слабое сердце, это были последствия долгой, сложной службы. В преклонном возрасте он практически не выходил из дома, передвигался только по дому. Тогда он взял на себя обязанность по приготовлению еды, а работу на огороде, со скотиной выполняла бабушка.)
Дедушка умер в возрасте 68 лет (17 декабря 1994 года, диагноз – сердечная недостаточность), а бабушка через три года, в возрасте 71 года (26 июня 1997 года – рак желудка).
Слайд 26 фото с однополчанами
С долгих лет службы остались фотографии. Все они подписаны с обратной стороны. В этих словах выражена теплота отношений, сердечная забота солдат друг о друге, крепкая дружба, тоска при расставании.
Вот некоторые надписи, я зачитаю.
«На долгую и вечную память другу Смирнову Александровичу Константиновичу от Друга Ивана Дмитриевича во время нашей службы на о. Урупе и Итурупе»
«Другу Саше от Васи. Саша, помни нашу совместную службу у берегов тихого океана» (12.08.1949).
«На вечную память другу по службе Саше от Толи. Саша, вспоминай наши дни совместной службы и бой на о. Уруп» (23.08.1947).
«На долгую память другу по несчастью и переживаниям потерь военной службы».
На память земляку и лучшему другу саше от Толи. Пусть эти черты лица сохраняют дружбу до конца. Саша, дарю это фото в день твоего отъезда и нашего расставания. Будешь вдали – помни нас и нашу дружбу, длившуюся 5 с половиной лет совместной службы. Дарю фото и прошу – не забывай, до встречи!» (10.03.1949)
Слайд 27 , включаем песню «День Победы» на слайде.
Учитель:
Ребята путь народа к победе был трудным и долгим. И хочу, чтобы вы помнили эти страницы нашей истории. Посмотрите, здесь у меня есть книги о войне: это серия книг Великие битвы великой отечественной, Василь Быков Повести, Константин Симонов «Третий адъютант», Константин Симонов «Повести», Валентин Катаев «Сын полка», Александр Твардовский «Василий Теркин», Борис Васильев «А зори здесь тихие». Все эти книги и много других книг есть в нашей школьной библиотеке, вы можете их взять и прочитать или перечитать.
Также снято много фильмов о войне: «А зори здесь тихие…», «Летят журавли», «Судьба человека», «Живые и мертвые», «Баллада о солдате», «Они сражались за родину», «В бой идут одни старики». Всегда в преддверии 9 мая фильмы о войне можно посмотреть по телевидению, вы можете смотреть их в интернете в любое свободное ваше время. Я рекомендую, предлагаю вам их обязательно посмотреть.
Ребята, подходит к завершению наше мероприятие. Благодарю вас за общение, за вашу помощь мне в подготовке этого мероприятия, Вы МОЛОДЦЫ! Давайте поапплодируем друг другу, и будем помнить нашу историю….. Я помню, я живу!
Рефлексия: Прошу детей прикрепить на доску изображение лебедя, если понравилось мероприятие прикрепите вверх (под облака, прикреплены на доске), если не понравилось, прикрепите ниже.
Спасибо за внимание!
Потамошнева Наталья Алексеевна
Хахина Елена Леонидовна
Панов Егор Игоревич