Внеклассное мероприятие по математике «Математику уже затем учить следует…»

1
0
Материал опубликован 15 October 2020
МБОУ Сукпакская средняя общеобразовательная школа им.Б.И.Араптана Учитель математики Сотпа Дарья Саарымбууевна Внеклассное мероприятие по математике "Математику уже затем учить следует…" 

Пояснительная записка

Сегодня современное образование нацелено на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у обучающихся механизма самообразования, самореализации и создания устойчивой мотивации к учению. Работа в этом направлении включает в себя требования к развитию творческих возможностей детей.

Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы. Она углубляет знания студентов, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор. Мероприятия дают возможность заинтересовать широкий круг обучающихся, популяризовать научные знания, способствуют развитию творческой личности.

Формы проведения внеклассных занятий и приемы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть разнообразными, выбираться с учетом возрастных особенностей учащихся, должны быть рассчитаны на различные категории студентов: на одаренных, интересующихся дисциплиной студентов и на студентов, не проявляющих еще интерес. Они должны во многом отличаться от форм проведения уроков и других обязательных мероприятий.

В данной методической разработке приведен сценарий проведения внеклассного занятия по математике «Математику уже затем учить следует…», в ходе которого командам студентов предлагается:

решить задачи из ЕГЭ,

повторить теоретический школьный материал, необходимый им в дальнейшей учебе в колледже,

познакомиться с некоторыми задачами из спецдисциплин, при решении которых нужно знать математический аппарат.

Мероприятие способствует развитию интереса учащихся к математике; развитию мышления, памяти, коммуникативных навыков студентов; формированию и стимулированию активной деятельности студентов по овладению ими духовных ценностей и отношений.

Цели внеклассного мероприятия

воспитательные:

воспитание чувства гордости за Отечество, науку;

воспитание культуры общения между студентами;

организация воспитательного влияния на личность студента через систему отношений на внеклассном мероприятии;

воспитание у студентов чувства уважения друг к другу и преподавателям;

формирование и стимулирование активной деятельности студентов по овладению ими духовных ценностей и отношений;

обогащение и развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности студентов;





развивающие:

активное включение студентов в процесс самообразования и саморазвития;

развитие интереса учащихся к математике;

развитие мышления, памяти;

развитие коммуникативных навыков студентов,

повышение уровня знаний, развитие творческих способностей;

расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной науки;

совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся в интересующих областях науки;

организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения.

Обеспечение мероприятия (оборудование, раздаточный материал)

проектор,

компьютерная презентация,

видеофильм и запись песни,

калькуляторы,

жетоны,

листы бумаги, ручки.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Друзья науки и творчества!

С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век –
Всегда стремился к знанью человек.

Я рада приветствовать всех вас на внеклассном мероприятии «Математику уже затем учить следует…», ведь здесь собрались именно те, кто «всегда стремился к знанью».

1 чтец:

Над буйным хаосом стихийных сил
Сияла людям Мысль, как свет в эфире.
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мире.

2 чтец:

Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав составы звезд и жизнь бактерий.

3 чтец:

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?

4 чтец:

Что было бы? Пришла бы снова
Хаоса мрачная пора.
Лучам приветственное слово.
Науке – громкое “Ура”!





Ведущий: 8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 – в Российскую академию наук. 7 июня 1999 года Указом Президента РФ, «следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук» был учрежден День Российской науки, который ежегодно празднуется 8 февраля. Российская наука дала миру много великих имен и открытий. Главной фигурой в ее становлении является личность М.В. Ломоносова, 300-летие со дня рождения которого Россия праздновала в 2011 году (можно предложить видеофильм о Ломоносове).

М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, И.В. Курчатов, П.Л. Капица, С.П. Королев – эти ученые известны всему миру. Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, в которой были разработаны основы биосферы, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

И сегодня Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в ХХI веке прогресс в биотехнологиях, физике, химии, материаловедении, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники. И сегодня в стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире.

5 чтец:

Тот, кто учит, понимает,
Что наука нам нужна,
Так как в трудной жизни нашей
Без нее ни как нельзя.

Ведущий: Наука, сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.

6 чтец:

Опять февраль на белом свете,
И на студенческой планете.
Природа снова оживает:
Звенит, поет, благоухает.

7 чтец:

И снова чудо в нашем зале:
Каких людей мы здесь собрали!
Здесь море умных, чистых глаз,
Здесь мудрость очарует нас!

Ведущий:

Если вам скажут, что
Математика – скучная наука,
Не верьте, не так это.
Она красива, как природа,
Стройна, как береза,
Глубока, как мысли человека.
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может полюбить математику,
Наша встреча посвящается.

Ведущий: Праздник Науки – это, прежде всего, возможность рассказать о новых исследованиях, получить новые знания. Но это еще и праздник – радостный, яркий, незабываемый.

8 чтец:

Мы математику грызем,
Других наук не замечаем,
И в результате твердо знаем,
Что многого еще не знаем!
И прежде, чем дороги строить
И машиной управлять,
Нужно нам науку эту
Основательно понять.

Ведущий: Мы с удовольствием приглашаем разделить с нами Фестиваль науки «Математика» всех тех, кого отличает любознательность, кому небезразлично постижение нового, кто стремится разобраться в сути вещей, кто хотел бы открыть для себя дорогу в мир знаний.

Для дальнейшей работы нужно организовать команды из 4 студентов, которые будут представлять научные лаборатории в составе заведующего лабораторией, заместителя заведующего, старшего и младшего научных сотрудников. Им предстоит решать различные задачи из спецдисциплин, изучаемых на II и III курсах, в которых нужно использовать математический аппарат. Вклад лабораторий, который внесен в решение задач, оценивается патентами в виде жетонов, которые будет выдавать патентный отдел из гостей-преподавателей. Координировать всю работу будет преподаватель математики, на время мероприятия ставший директором научно-исследовательского института. Болельщики становятся лаборантами, работа которых по решению своих задач также будет оценена по достоинству.

Хочу, чтоб по возможности отсюда
Шагнули ребята в большой мир науки.
Так передадим им по реестру что ли
Как можно больше знаний в золотые руки.
Пронесут по жизни, словно знамя,
В колледже полученные знания,
Они применят их в дела умело,

И будем мы гордиться ими смело. (идет работа команд и болельщиков по решению задач)

Ведущий: Спасибо всем за научную работу на мероприятии! Пусть эти слова будут вам напутствием в дальнейшей жизни:

пытайтесь узнать и понять окружающий мир;

учитесь черпать силу духа в том светлом и вечном, что создала культура;

своими знаниями, успехами и достижениями укрепляйте авторитет колледжа;

овладевайте и усовершенствуйте те знания, которые дают вам преподаватели;

больше читайте, интересуйтесь, узнавайте.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

(слово предоставляется патентному отделу для подведения работы)

Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Вперед все в науку! Свершите большие дела!

(все поют песню «Гимн математике» на мелодию песни «Чему учат в школе?»)

Уравнения решать, радикалы вычислять –
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать, дробь делить и умножать 
Постараешься – придет к тебе удача! 
2 раза

Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигуры, то тела – не разберешься!
Аксиомы там нужны, теоремы так важны,
Их учи – и результата ты добьешься! 
2 раза

Есть науки хороши для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
А для развития ума математика нужна.
Это было, это будет, это вечно! 
2 раза

Литература:

В.С. Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. – М.: Просвещение, 1990.

И.А. Данилов, П.М. Иванов. Общая электротехника с основами электроники. – М.: Высшая школа, 1989.

Р.М. Ишмаков, Р.А. Тухватуллин. О применении и экономии горючесмазочных материалов на все виды автотранспорта. – Уфа: Башкортостан, 1993.

Методический журнал «Математика». Приложение к газете «1 сентября», №16, 2011.

М.М. Фаттахов, Н.Н. Немирович. Учебно-методическое пособие по расчету элементов клотоидных кривых для студентов специальности ДС УГНТУ. – Уфа, 2006.

Интернет-ресурсы.





















Приложения

Вопросы для команд


Конкурс «Это мы уже прошли, это мы уже забыли!»

1. Сырок стоит 6 рублей 70 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 50 рублей? (Ответ: 7 сырков)


2. В 2010 году ЕГЭ сдавало 735450 выпускников. Эту задачу (и ей аналогичные) не решило 40817 человек. Сколько процентов выпускников не смогли сделать это задание? (5,55%)


3. В таблице указаны средние цены (в рублях) на некоторые основные продукты питания в трех городах России (по данным на начало 2010 года).

Наименование продукта

Кострома

Краснодар

Петрозаводск

Пшеничный хлеб (батон)

11

14

13

Молоко (1 литр)

26

23

26

Картофель (1 кг)

17

12

14

Сыр (1 кг)

240

265

230

Мясо (говядина, 1 кг)

285

280

280

Подсолнечное масло (1 литр)

52

44

38

Определите, в каком городе окажется самым дешевым набор из 3 л молока, 1 кг говядины, 1 л подсолнечного масла. В ответ запишите стоимость данного набора в этом городе ( в рублях). (Краснодар, 393 рубля)

Эту задачу (и ей аналогичные) не решило 95976 из 735450 выпускников. (13,05%)


4. Летом килограмм клубники стоил 80 рублей. Маша купила 1кг 750г клубники. Сколько рублей сдачи она должна получить с 200 рублей? (60 рублей)

Эту задачу (и ей аналогичные) не решило 104580 из 735450 выпускников. (14,22%)


5. Шоколадка стоит 31 рубль. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за 2 шоколадки, покупатель получает 3 (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 170 рублей в воскресенье? (7 шоколадок)

Эту задачу (и ей аналогичные) не решило 138485 из 735450 выпускников. (18,83%)


6. Семья из 3 человек планирует поехать из Санкт-Петербурга в Вологду. Можно ехать поездом, а можно – на своей машине. Билет на 1 человека стоит 770 рублей. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 км пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 17,5 рубля за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку семьи из трех человек? (980 рублей)

Эту задачу (и ей аналогичные) не решило 208720 из 735450 выпускников. (28,38%)


7. В цилиндрическом сосуде уровень жидкости достигает 48 см. На какой высоте (в см) будет находиться уровень жидкости, если ее перелить во второй цилиндрический сосуд, диаметр которого в 2 раза больше диаметра первого? (При решении задачи используйте формулу объема цилиндра t1602772676aa.gif, где R – радиус цилиндра, Н – высота уровня жидкости).


8. Эту задачу (и ей аналогичные) не решило 512608 из 735450 человек, сдающих ЕГЭ. Сколько процентов выпускников не смогли сделать это задание? (69,70%)





Конкурс «Это всё мы проходили, это всё нам задавали,

это всё нам пригодится!»


Действия с положительными и отрицательными числами


1. Сумма отрицательных чисел есть число отрицательное, модуль которого равен сумме модулей слагаемых.

-5 + (-3) = -8 или -5 3 = -8

2. При сложении двух чисел с разными знаками нужно из большего модуля вычесть меньший и поставить знак того числа, модуль которого больше.

-5 + 3 = -2, 5 + (-3) = 2

Сумма противоположных чисел равна нулю: a + (-a) =0 .

3. Чтобы вычесть из числа a число b, достаточно к уменьшаемому a прибавить число, противоположное вычитаемому b: ab = a + (-b) .

2 5 = 2 + (-5) = -3, -2 5 = -2 + (-5) = -7

2 (-5) = 2 + 5 = 7, -2 (-5) = -2 + 5 = 3

4. Произведение (частное) двух отрицательных чисел есть число положительное.

-5·(-3) =15, -10 : (-2) = 5

5. Произведение (частное) двух чисел с разными знаками есть число отрицательное.

-5·3 = -15, 10 : (-2) = -5


Тождественные преобразования при решении уравнений

1. Сложение (вычитание) к обеим частям (из обеих частей) уравнения одного и того же числа.

Другими словами: перенос слагаемых из одной части уравнения в другую с противоположным знаком.

2. Умножение (деление) обеих частей уравнения на одно и то же отличное от нуля число.


Методы решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными

t1602772676ab.gift1602772676ac.gif





1. Графический метод.

2. Метод подстановки.

3. Метод сложения (метод Гаусса).

4. Метод определителей (формулы Крамера).

5. Матричный метод.


Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике

1. Синусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего катета к гипотенузе.

2. Косинусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.

3. Тангенсом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего катета к прилежащему катету.


Пt1602772676ad.gift1602772676ae.gif равила сложения векторов

1. Правило треугольника

2. Правило параллелограмма




Правила вычитания векторовt1602772676af.gif

t1602772676ag.gift1602772676ah.gif



Конкурс «Это мы не проходили, это нам не задавали!»


Вопросы по дисциплине «Геодезия»

1. Численный масштаб плана 1:2500. Определите длину линии на местности (в метрах), если длина этой линии на плане 1 см. (Ответ: 25 м)

2. Длина линии на местности lм=183,45 м. Определите с точностью до 1 мм ее длину lпл на плане масштаба 1:1000. (≈183 мм)

3. Численный масштаб плана 1:2000. Определите длину линии на местности (в метрах), если длина этой линии на плане 8,62 см. (172,4 м)

4. Длина линии на плане lпл=16,5 см, на местности ее длина равна lм=825 м. Определите численный масштаб плана. (1:5000)

5. На плане масштаба 1:5000 площадь участка равна Sпл=10,8 см2. Определите его площадь на местности Sм в гектарах. (2,7 га)


Вопросы по дисциплине «Экономика отрасли»

1. Определите восстановительную стоимость катка, если:

балансовая стоимость катка – 580,0 тыс. руб.,

норматив повышения стоимости при переоценке – 30%. (754 тыс.руб.)

2. Определите балансовую стоимость катка, если:

договорная цена катка – 730,0 тыс. руб.,

наценка сбытовой организации – 3%,

транспортные расходы – 50 тыс. руб. (801,9 тыс. руб.)

3. Определите начисленный заработок рабочего-повременщика по следующим данным:

рабочий 4-го разряда отработал 160 часов,

тариф 4-го разряда – 59,92 руб/час,

премия – 25%,

территориальный коэффициент – 1,15. (13 781,6 руб.)

4. Прямые затраты на строительство дорожной одежды в 64,5 млн. руб. имеют вид:

затраты на материалы – 55%,

затраты на оплату труда строителей – 15 %,

затраты на эксплуатацию машин и механизмов - ?

Определите затраты на эксплуатацию машин и механизмов (в млн. руб.). (19,35 млн. руб.)

5. Заполнить последнюю колонку в таблице по курсовой работе «Расчет стоимости дороги по укрупненным показателям стоимости».







t1602772676ai.gif























Вопросы по дисциплине «Ремонт автомобиля»

1. В летний период автомобиль ЗИЛ-130 расходует 30,5 литров бензина на 100 км пути. Сколько топлива нужно для перевозки груза в летний период на расстояние 320 км? (97,6 л)

2. В летний период автомобиль ЗИЛ-130 расходует 30,5 литров бензина на 100 км пути. Зимой расход топлива увеличивается на 10 %. Сколько топлива нужно для перевозки груза на расстояние 320 км в зимний период? (107,36 л)

3. При перевозке полностью загруженного четырехтонного автомобиля требуется 30,5 литров топлива на 100 км. Если автомобиль загружен на 50% (т.е. перевозит 2 тонны груза), то требуется 27,0 литров горючего. На сколько процентов возрастает расход топлива на перевозку 1 тонны груза или на сколько процентов снижается рациональность расхода горючего? (на 77%)



Автомобиль



Груз, т

Расход горючего,

л/100 км

Расход горючего

на 1т груза

л/100 км

%

ЗИЛ-130

4,0

30,5

?7,625

100,0

2,0

27,0

?13,5

?177,0


Вопросы по дисциплине «Ремонт автомобиля»

1. До какого диаметра необходимо обточить изношенный вал при восстановлении его диаметра до 40 мм, если минимальная толщина наплавляемого слоя 5 мм, а минимальный припуск на шлифование после наплавки составляет 1мм? (до 32 мм)

2. Рассчитайте объем металла, необходимого для наплавки 4 отверстий диаметром 14 мм и длиной 1 см под болты крепления фланца карданного вала (ответ в см3). (1,96π см3 или 6,1544 см3)


Вопросы по дисциплине «Техническая механика»

1t1602772676aj.gif . При решении задачи по технической механике студент составил уравнение:


где сила F=20кН, равномерно распределенная нагрузка g=10кН/м, момент силы М=40кН·м.



Это уравнение студент решил так: (20 ·8 + YА ·5 – 8·10 ·1 + 40 = 0

20·8 – 8·10·1 + 40 = 0 160 + YА ·5 – 80 + 40 = 0

160 – 80 + 40 = 120 YА ·5 + 120 = 0

YA ·5 = 120 : 5 = 24 YА ·5 = -120

YА = 24. YА = -120 : 5

Исправьте ошибки в оформлении. YА = -24)


2. При решении задачи по технической механике составлена система уравнений:

t1602772676ak.gif



Иt1602772676al.gif звестно, что

поэтому система примет окончательный вид:

t1602772676am.gif



Вспомнив основные способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными, определите силы натяжения шнура ТА и натяжения веревки ТС . А =14,6 Н, ТС=10,4 Н)


Вопросы по дисциплине «Электротехника»

1. Векторные диаграммы широко применяются при рассмотрении явлений в цепях переменного тока. На рисунке показаны два вектора ЭДС Ем1 и Ем2 . Необходимо показать вектор суммарной ЭДС Ем в момент времени t=0.

Ответ:

t1602772676an.gift1602772676ao.gif














2t1602772676ap.gif .














(на рис. 2)

3t1602772676aq.gif .



t1602772676ar.gif











(на рис. 2)



4. При расчете электрической цепи необходимо решить систему трех линейных уравнений с тремя неизвестными I1 , I2 , I3 :

t1602772676as.gif





Выразив из первого уравнения I2 и подставив это значение в третье уравнение, получите систему с 2 уравнениями и найдите значения токов. (I1=20А, I2= -10А, I3=10А. Знак «минус» у тока I1 показывает, что действительное направление этого тока противоположно указанному на рисунке и что, следовательно, источник Е2 работает в режиме потребителя)


Вопросы для болельщиков


1. Тест-опрос: (ведущий читает стихотворение-загадку, студенты пишут на листочках термин, за правильный ответ получают жетон)

1. Много умных слов мы знаем,

Часто их употребляем.

И сейчас проверки ради

Мы запишем их в тетради.

Процесс движения вперед – серьезнейший процесс.

Его зовут ученые понятием прогресс.

2. Знаем разные слова:

Прогресс, этап, революция.

Но развитие человека, мы точно знаем, –

Ученые зовут эволюция.

3. Труд с человеком был рядом всегда.

Он управлял истории процессом.

Развитие техники и орудий труда

Зовем техническим прогрессом.

4. Это определение трудно срифмовать,

Но вы должны его прекрасно знать.

Он часть исторического процесса.

Развитие общества, его культуры и экономики, государства и политики, сферы труда и быта называют социальным прогрессом.



2. Какие утверждения верны?

1. Природа - это все то, что нас окружает. (Да)

2. Науки, которые изучают живую природу, - это общественные науки. (Нет)

3. Природные науки - это естественные науки. (Да)

4. Люди делают все коллективно, сообща - это общество. (Да)

5. Химия - общественная наука. (Нет)

6. Общество - это объединение людей для совместной деятельности. (Да)

7. Науки, которые изучают неживую природу, - это общественные науки. (Нет)

8. Науки, которые изучают растения и животных, - это естественные науки. (Да)

9. Строительство городов, линий электропередач - это результат деятельности человека. (Да)

10. Астрономия - это общественная наука. (Нет)


3. Синквейн

С французского языка cinq – пять, veine – стихотворение, поэтическое настроение. Здесь нет рифмы. Это пятистишие, пятистрочник на определенную тему создается по схеме-алгоритму:

1 строчка – одно слово (существительное) – название стихотворения;

2 строчка – два слова (прилагательные, причастия) – описание темы;

3 строчка – три слова (глаголы) – действия, относящиеся к теме;

4 строчка – четыре слова – фраза, имеющая отношение к первому слову;

5 строчка – одно слово – выражает эмоцию, мнение автора к теме.

Например, синквейн «Башкортостан».

Башкортостан.

Любимый. Красивый.

Преуспевает. Развивается. Растет.

Я горжусь своей Родиной.

Богатый!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.