12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна19
Россия, Кемеровская обл., Междуреченск

Внеклассное мероприятие «Погружение в предмет»

«Юный журналист»

Данное внеклассное мероприятие для учащихся 7 классов позволяет мотивировать ребят на выбор социально-гуманитарного профиля в старших классах, способствует реализации программ по русскому языку (как учителя русского языка и литературы), профориентации (как классного руководителя).

Занятие рассчитано на 2- 2, 5 часа.

Цель: повторение, обобщение и углубление знаний о стилях речи; знакомство с профессией «журналист»; развитие творческих, коммуникативных способностей обучающихся.


Ход занятия

Распределение по командам.

Знакомство с профессией журналиста.

Эта древнейшая профессия и в наши дни привлекает возможностью обладать информацией, быть популярным, влиять на сознание масс, творчески самореализоваться. Нет такой сферы деятельности, в которой не был бы компетентен журналист. Этот специалист должен ориентироваться во всех вопросах, касающихся жизни человека и окружающей среды.

Журналист высказывает мнение, делает замечания, что-то корректирует, добывает новости, пишет очерки, ведет репортажи, дает прогнозы, обозревает, редактирует.

Если охарактеризовать его работу в нескольких шагах, то это будет поиск информации, обработка материала и создание готового продукта. Это может быть печатная статья, аудиозапись, видеосюжет или электронный текст.

Во всех случаях- это умение работать с людьми и текстом.

Именно этим мы с вами сегодня и займемся: покажем свое умение работать с людьми (вы будете работать в группах) и умение работать с текстом. Итак, «юные журналисты»- вперед!

Задание 1. Стили речи.

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая:
Мысль словами выражать -
Суть общения такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?

Заявленье на соседа,

Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Ну к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, -
Нужно стили речи знать.


Выбор стиля речи зависит от ситуации общения. Стиль речи может быть разговорный и книжный.

Разговорный стиль речи используется в непринужденной беседе с друзьями, родными знакомыми.

В книжной речи в зависимости от ситуации используются разные стили:

научный стиль – в научных книгах, учебниках, объяснении учителя, ответе ученика на уроке, для сообщения или объяснения научной информации;

официально-деловой- во всех официальных учреждениях для оформления документов, деловых бумаг;

художественный – в произведениях художественной литературы для создания с помощью слова образов, картин, для описания чувств, настроения;

публицистический – в выступлениях политических деятелей, в газетных статьях, в официальных выступлениях на радио и телевидении.


Задание 1. Прочитайте тексты и определите их принадлежность к определённому стилю речи. Расскажите о данном стиле речи. При выполнении этого задания используйте опорную схему.

Цель употребления стиля.

Сфера употребления стиля.

Характерные особенности стиля.

А. Как-то в беседе с ребятами таксист поведал о забавном случае:

- Представьте себе. Сижу за рулем. Ночь. Скорость – 70. Вокруг – ни души. Уверен, что машине я один. И вдруг чувствую: на плечо мне опустилась рука… Я резко повернулся, чтобы защититься!.. Но… защищаться было не от кого. Точнее – незачем: на плече у меня сидел… котенок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвез его к себе домой. (Разговорный)

Основная цель- неформальное общение. Передача эмоций, переживаний – просторечия из своего словарного запаса. Разговорным стилем общаются на форумах, ведут переписку с друзьями в соц.сетях, общаются с родственниками. Примеры мы видим ежедневно в коротких смс. Разговорным стилем пользуется большинство блоггеров: достигается максимальная простота в общении с читателями. Автор не поучает читателей, а общается с ними как с друзьями в неформальной беседе. Главная особенность – использование фраз, которые не стыдно произнести без ощущения неловкости, использование бытовой лексики, в отдельных случаях — просторечий и сленга. Предложения простые, часто эллиптические.

Б. Плавунчики – мелкие (со скворца или мельче) кулики на невысоких ногах и со сравнительно коротким клювом. На пальцах кожистые перепонки. Наблюдать плавунчиков можно на воде, где они плавают, характерно кивая головой. (Научный)

Научный стиль речи – это язык науки, научной сферы деятельности.

Основная цель научного стиля – сообщение научных знаний, точная передача научной информации.

Жанры, в которых функционирует научный стиль, в основном письменные (научные статьи и заметки, методические пособия и монографии, рецензии, рефераты и т.д.)

В устной форме научный стиль представлен жанрами выступлений (научными докладами, лекциями)

Для научного стиля речи характерно использование терминов, абстрактной лексики, употребление слов только в прямом значении, обилие сложных предложений, усложнение предложения причастными и деепричастными оборотами, однородным перечислением.



В.Зоологические коллекции, представляющие  научную, культурно-просветительскую, учебно-воспитательную или эстетическую ценность, подлежат государственному учету. Предприятия, учреждения, организации и граждане, являющиеся владельцем таких коллекций, обязаны соблюдать правила хранения, учета и использования коллекций объектов живого мира.(Закон об охране и использовании животного мира.)(Официально- деловой)

Официально-деловой стиль – один из книжных стилей, который используется в сфере деловых отношений, в деловых бумагах.

Тексты этого стиля содержатся в законах, указах, договорах, актах, постановлениях, уставах, служебной переписке или телефонных разговорах, справках, докладных, жалобах, доверенностях, автобиографиях, объяснительных записках, объявлениях, инструкциях и т. п.

Задача текстов официально делового стиля – сообщить точную информацию, дать инструкцию, предписание, констатировать факт.

Решение такой задачи требует от текста определенных качеств. Язык официально-делового стиля точен и краток. Лексика стилистически нейтральная, книжная, не допускается разговорной окраски.

Тексты официально-делового стиля характеризуются точностью, однозначностью, компактностью изложения, стандартным расположением материала, обязательностью формы, конкретностью и официальностью высказывания.


Г. Слеза скатилась у коня с глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. (К. Г. Паустовский.)  (Художественный)

Художественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Исторически художественный стиль функционирует в трех родах литературы – лирике (стихотворениях, поэмах), драме (пьесах) и эпосе (рассказы, повести, романы).



Д. Ребята! Будьте внимательны к миру животных! Оглянитесь вокруг: может быть, кто-то нуждается сейчас в вашей помощи. Не откладывайте добрые дела на завтра, щедро дарите заботу и тепло братьям нашим меньшим, и тогда мир станет лучше! Ведь мы в ответе за тех, кого приручили. (Из журнала.) (Публицистический)

Публицистический стиль — один из книжных стилей, основные задачи которого — сообщать информацию, имеющую общественно-политическое значение; воздействовать на читателей и слушателей с целью убеждения в чём-либо; формировать правильное отношение к общественным явлениям.

Данный стиль используется в текстах газет, журналов, передач радио и телевидения, в текстах выступлений на собраниях и митингах.

Основные жанры публицистического стиля – статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления, речи, сообщение, заметка. 

Особенности стиля – логичность, образность, эмоциональность, оценочность,  призывность, актуальность.

В публицистическом стиле используются слова книжной и разговорной речи, литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки, побудительные и восклицательные предложения, риторические вопросы (на которые отвечает сам автор), повторы, однородные члены.


Задание 2. Средства и виды связи предложений в тексте. Редактирование текста.

Прочитайте теоретический материал по теме и выполните задания.

Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически. Соответственно, можно выделить лексические и грамматические средства связи.

Лексические средства связи

1. Лексический повтор – это повторение слова или выражения. Лексический повтор в речи используется как яркое средство выразительности.

Слово – дело великоеВеликое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

Очевидным является повтор слова «слово» в разных его падежах (слово – И.п., словом – Т.п., слова – Р.п.). Повтор «слово» делает текст более «чеканным», выразительным, ярким и образным.

Кроме того, в первом и втором предложении текста мы встречаем повторение прилагательного «великое».

Пытаясь находить в тексте лексические повторы и местоимения как средства связи, обратите внимание на то, что повторяться могут не только главные члены предложения (чаще всего подлежащее), но и второстепенные. 

2. Однокоренные слова.

Например: Благодарность — это способ показать другому свое отношение. Уметь благодарить — быть человеком умным и понимающим.

3. Синонимы, текстовые синонимы.

Например: Все поле, открывшееся перед взором нашим, было усеяно ромашкамиЦветы разрослись до самого горизонта.

4. Антонимы.

Например: Злопамятность делает человека несчастным. А отходчивость и добродушие, наоборот, облегчают жизнь.

5. Описательные обороты.

Для того чтобы избежать в тексте неоправданных повторов, нужно использовать синонимы – слова, близкие по значению; описательные обороты (например, Петр – человек с клетчатым зонтиком) для названия одного и того же предмета речи.

В этом году белые грибы появились рано. Сразу за колосковыми пошли крепкие боровики. По опушкам, правда, белые попадались нечасто: гриб прятался под ели, в их сыроватую темь.

В рассмотренном тексте белый гриб называется боровиком (по роду) или сокращенно – белым или грибом.

Грамматические средства связи

1. Личные местоимения.

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы/ явления/ живые существа, но не называет их. Иными словами, местоимения заменяют названия предметов, явлений и живых существ – так мы избегаем повторов в речи.

Андрей уже издали видел дом, непохожий на другие. Он был сложен из красивых тонких кирпичей в два этажа.

В первом предложении приведенного текста нарицательное существительное, обозначающее предмет, – дом заменяется во втором предложении личным местоимением он.

2. Указательные местоимения (такой, тот, этот)

Например: Купить билет на самолет можно через Интернет. Такой способ очень удобен: он экономит ваше время и позволяет спокойно принять решение.

3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)

Например: Люблю и одновременно ненавижу старые, заброшенные деревни. Там меня охватывает странное и противоречивое чувство.

4. Союзы (преимущественно сочинительные)

Предложения в тексте могут быть связаны союзами. Напомним, что союзы – это служебная часть речи, которая выполняет функцию соединения слов, предложений и частей предложений.

Был жаркий день. Но вокруг села, на просторе желтых полей, покрытых копнами, было уже что-то предосеннее, легкое, ясное.

Эти два предложения по сути могли бы оказаться одним сложносочиненным предложением, если бы перед но вместо точки мы поставили запятую. Но мы все же имеем дело в двумя предложениями, поэтому союз но выступает в роли средства связи предложений, выражая при этом противительные отношения (аналогично союзы а, да (а), зато (но) и др.).

5. Частицы

Например: Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день?

6. Вводные слова и конструкции (может быть, итак, во-первых и др.)

Например: Все билеты были раскуплены. Может быть, это и к лучшему.

7. Единство видовременных форм глаголов.

Например: Запахло свежей травой. Пригрело лучами солнца.

8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста.
Например: На завтра мы запланировали прогулку по парку. На послезавтра — посещение детской выставки.
9. Синтаксический параллелизм – это одинаковый порядок одних и тех же членов предложения.

Последний день перед Рождеством прошелЗимняя, ясная ночь наступилаМесяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру.

Заметьте, что все три предложения имеют схему «подлежащее + сказуемое»; кроме того, в первом и втором предложении повторяется схема «определение + подлежащее + сказуемое».

Благодаря синтаксическому параллелизму, текст становится более «стройным», точным с точки зрения его структуры. Кроме того, одинаковое расположение  определенных членов предложения структурирует информацию и облегчает процесс установления связей между явлениями.


Как правило, большинство текстов, которые будут представлены в объеме, большем двух – трех предложений, характеризуются комбинированием средств связи: это значит, что наряду с повторами в тексте могут быть и местоимения, и синтаксический параллелизм и др. Поэтому при работе с текстом всегда нужно быть внимательным: кроме чутья и «зоркости», необходимо вооружиться знанием правил и опытом при работе с разными текстами.


Между предложениями текста существуют два вида связи: цепная и параллельная.

При цепной связи ключевое слово повторяется, за­меняется синонимом или синонимическим оборотом:

У больших художников всегда так. Стоит нам, на­пример, произнести имя Блока, как встает перед глаза­ми Петербург. Этот город каналов и серых призраков домов. Он наполнен особым огнем и творит мир Алек­сандра Блока, окружающий нас (В. Солоухин).

При параллельной связи предложения не сцепляют­ся одно с другим, а сопоставляются. Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во- вторых, наконец. В этих же целях часто используются наречия места (справа, слева, впереди) и времени (сна­чала, потом), деепричастные обороты, придаточные предложения:

Страна Паустовского — категория духовная. Чем же характерна она? Во-первых, чутким и умным экс­курсоводом-романтиком, с помощью которого мы на­чинаем замечать особую красоту (В. Солоухин).

Во многих текстах с параллельной связью первое предложение является главным, все последующие раз­вивают, конкретизируют основную мысль.


Задание 2 (отредактировать текст):

Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.

А. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

Б. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.

В. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами. 5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.

Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.

1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)

Справочный материал: личное местоимение, указательное местоимение, повтор слова, синоним, вводное слово.

Задание 2: (ключи)

1.Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.

А. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры.

Б. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья.

В. 7) Вода Байкала! 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 3) Бесчисленны ее оттенки. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная.1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами.

2.Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом. (Связь цепная)

1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику (текстовый синоним). Более того, словарь (повтор слова) стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)


Задание 3. Творческая мастерская (создание текста). Тема: Школьная жизнь.


А. Выступите в роли писателей (или поэтов) и создайте свое художественное произведение. Подумайте, какой стиль вы будете использовать. Соблюдайте особенности данного стиля.


Б.Создайте текст- инструкцию на заданную тему. Подумайте, какой стиль вы будете использовать. Соблюдайте особенности данного стиля.


В.Прочитайте текст. Подумайте, какие функции характерны для данного текста?

Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? К чему призывает автор прочитанного нами текста? Актуальна ли проблема, поднятая в тексте?

Дорогие ребята!

Все вы станете людьми, приумножающими богатства и славу своей Родины.

Но независимо от того, какую специальность вы изберёте, вы должны уметь выражать свои мысли. Так ли важно это? Думаю, важно! Ведь недаром говорят: «Грамота правдой сильна», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Хорошую речь приятно и слушать».

Если вы будете хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесёт вам удовлетворение и радость, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений.

Развивайте дар слова!

( По Т. Ладыженской.)

Создайте свой текст такого же стиля на заданную тему. Подумайте, какой стиль вы будете использовать. Соблюдайте особенности данного стиля.


Г. Прочитайте текст. Понаблюдайте, в каком значении (прямом или переносном) употребляются слова в текстах, какая лексика преобладает? 

Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем. 

Создайте свой текст на заданную тему. Подумайте, какой стиль вы будете использовать. Соблюдайте особенности данного стиля.


Д. Напишите письмо другу. Подумайте, какой стиль вы будете использовать. Соблюдайте особенности данного стиля.


Задание 4. «Жанры публицистики. Интервью».

Из истории стиля

Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он зародился ещё в античные времена. До сих пор студенты и учёные, юристы, политологи пользуются образцами публицистического стиля, созданными ораторами Древней Греции и Рима.

Произведения публицистического стиля ставят не только проблемы войны и мира, проблемы прав и свобод человека, но и проблемы патриотизма, защиты природы, гуманизма; призывают к добру, терпимости, взаимопониманию и т.д.

Его главная особенность – воздействие на человека с целью вызвать отрицательные или положительные реакции на значимые события или новости. Факты автор излагает логично, последовательно, дает их оценку. Публицистический стиль популярен у средств массовой информации, СМИ. Его главная особенность – логичность и последовательность, а также обязательное подкрепление информации точными сведениями: кто, когда, где что сделал или сказал.

В публицистике различаются следующие виды:

Информационный. Жанры:

интервью;

заметки;

репортажи;

Аналитический. Жанры:

статьи;

корреспонденция;

рецензии;

художественно-публицистический. Жанры:

эссе;

памфлеты;

очерки.


Два следующих задания связаны с некоторыми из этих жанров. Первый жанр- интервью.

Своим происхождением термин «интервью» обязан английскому слову interview – беседа. Жанр интервью в журналистике представляет собой диалог репортёра с одним человеком или несколькими, представляющими интерес для зрителей или читателей. Это могут быть очевидцы происшествий, общественные деятели, учёные.

Участников интервью принято называть "интервьюер" и "респондент". Интервьюер, как правило, не вступает в активный диалог, не высказывает личных суждений, поскольку его задачей является дать возможность высказаться респонденту.

Требования к интервьюеру.

Тот факт, что репортёр берёт на себя роль ведущего в диалоге, предъявляет к нему несколько требований.

Во-первых, журналист обязан уметь расположить к себе человека, а соответственно обладать знаниями по психологи общения. Разговорить собеседника, вовлечь в дискуссию, получив в результате нужный объём и соответствующее качество информации – вот главная задача журналиста.

Её реализация невозможна без наличия базовых знаний по обсуждаемому вопросу. Следовательно, репортёр просто обязан быть компетентным в обсуждаемой проблеме, тщательно готовиться к каждому интервью, и не только изучать предмет будущего диалога, но и выстраивать план с учётом психологических особенностей собеседника и нюансов ситуации.

Лишь такой продуманный и тщательный поход поможет сделать интервью по-настоящему интересным и успешным.


Деление команд на интервьюеров и респондентов.


Задание 4.

Придумайте интересующую вас тему, по которой вы хотели бы услышать мнение других людей. Продумайте ряд вопросов для интервью по этой теме, чтобы оно получилось интересным. Вопросы должны быть логичны, в определенной последовательности.


Задание 5. «Жанры публицистики. Заметка».

Заметка- жанр журналистики, призвана раскрывать острую или актуальную информацию, освещать те или иные события, излагать определенный факт. Заметка широко используется не только в печати, но и в телевидении и на радио. Часто эти несколько строк интересной и важной информации называют хроникальным сообщением.

Предельная краткость – это признак качества заметки, поскольку она не требует сравнений, сложных метафор или иных художественных приемов. Пишется это информативное оперативное сообщение в «телеграфном стиле», отображая только лаконично изложенный факт. Все подробности и аргументы заметка оставляет для статьи и обзора. Краткий текст заметки должен дать максимум информации, чтобы у читателя не сложилось мнения, будто ему что-то недосказали или скрыли, но при этом информация должны излагаться кратко и даже сухо. Правильная заметка кратко и полно отвечает на шесть вопросов: что случилось? Где и когда? с кем (участники)? Почему и как это произошло? Только так сообщение будет интересным и исчерпывающим.

Ваше последнее задание написать заметку о сегодняшнем событии.






Приложение


Задание 1. Прочитайтетексты и определите их принадлежность к определённому стилю речи. Расскажите о данном стиле речи. При выполнении этого задания используйте опорную схему.

Цель употребления стиля.

Сфера употребления стиля.

Характерные особенности стиля.

А. Как-то в беседе с ребятами таксист поведал о забавном случае:

- Представьте себе. Сижу за рулем. Ночь. Скорость – 70. Вокруг – ни души. Уверен, что машине я один. И вдруг чувствую: на плечо мне опустилась рука… Я резко повернулся, чтобы защититься!.. Но… защищаться было не от кого. Точнее – незачем: на плече у меня сидел… котенок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвез его к себе домой.


Задание 1. Прочитайтетексты и определите их принадлежность к определённому стилю речи. Расскажите о данном стиле речи. При выполнении этого задания используйте опорную схему.

Цель употребления стиля.

Сфера употребления стиля.

Характерные особенности

Б. Плавунчики – мелкие (со скворца или мельче) кулики на невысоких ногах и со сравнительно коротким клювом. На пальцах кожистые перепонки. Наблюдать плавунчиков можно на воде, где они плавают, характерно кивая головой.


Задание 1. Прочитайтетексты и определите их принадлежность к определённому стилю речи. Расскажите о данном стиле речи. При выполнении этого задания используйте опорную схему.

Цель употребления стиля.

Сфера употребления стиля.

Характерные особенности стиля

В.Зоологические коллекции, представляющие  научную, культурно-просветительскую, учебно-воспитательную или эстетическую ценность, подлежат государственному учету. Предприятия, учреждения, организации и граждане, являющиеся владельцем таких коллекций, обязаны соблюдать правила хранения, учета и использования коллекций объектов живого мира.


Задание 1. Прочитайтетексты и определите их принадлежность к определённому стилю речи. Расскажите о данном стиле речи. При выполнении этого задания используйте опорную схему.

Цель употребления стиля.

Сфера употребления стиля.

Характерные особенности стиля

Г. Слеза скатилась у коня с глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло.

Задание 1. Прочитайтетексты и определите их принадлежность к определённому стилю речи. Расскажите о данном стиле речи. При выполнении этого задания используйте опорную схему.

Цель употребления стиля.

Сфера употребления стиля.

Характерные особенности стиля

Д. Ребята! Будьте внимательны к миру животных! Оглянитесь вокруг: может быть, кто-то нуждается сейчас в вашей помощи. Не откладывайте добрые дела на завтра, щедро дарите заботу и тепло братьям нашим меньшим, и тогда мир станет лучше! Ведь мы в ответе за тех, кого приручили.


Задание 2. Средства и виды связи предложений в тексте. Редактирование текста.

Прочитайте теоретический материал по теме и выполните задания.

Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.
Соответственно, можно выделить лексические и грамматические средства связи.
Лексические средства связи

1. Лексический повтор – это повторение слова или выражения. Лексический повтор в речи используется как яркое средство выразительности.

Слово – дело великоеВеликое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

Очевидным является повтор слова «слово» в разных его падежах (слово – И.п., словом – Т.п., слова – Р.п.). Повтор «слово» делает текст более «чеканным», выразительным, ярким и образным.

Кроме того, в первом и втором предложении текста мы встречаем повторение прилагательного «великое».

Пытаясь находить в тексте лексические повторы и местоимения как средства связи, обратите внимание на то, что повторяться могут не только главные члены предложения (чаще всего подлежащее), но и второстепенные. 

2. Однокоренные слова.

Например: Благодарность — это способ показать другому свое отношение. Уметь благодарить — быть человеком умным и понимающим.

3. Синонимы, текстовые синонимы.

Например: Все поле, открывшееся перед взором нашим, было усеяно ромашкамиЦветы разрослись до самого горизонта.

4. Антонимы.

Например: Злопамятность делает человека несчастным. А отходчивость и добродушие, наоборот, облегчают жизнь.

5. Описательные обороты.

Для того чтобы избежать в тексте неоправданных повторов, нужно использовать синонимы – слова, близкие по значениюописательные обороты (например, Петр – человек с клетчатым зонтиком) для названия одного и того же предмета речи.

В этом году белые грибы появились рано. Сразу за колосковыми пошли крепкие боровики. По опушкам, правда, белые попадались нечасто: гриб прятался под ели, в их сыроватую темь.

В рассмотренном тексте белый гриб называется боровиком (по роду) или сокращенно – белым или грибом.

Грамматические средства связи

1. Личные местоимения.

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы/ явления/ живые существа, но не называет их. Иными словами, местоимения заменяют названия предметов, явлений и живых существ – так мы избегаем повторов в речи.

Андрей уже издали видел дом, непохожий на другие. Он был сложен из красивых тонких кирпичей в два этажа.

В первом предложении приведенного текста нарицательное существительное, обозначающее предмет, – дом заменяется во втором предложении личным местоимением он.

2. Указательные местоимения (такой, тот, этот)

Например: Купить билет на самолет можно через Интернет. Такой способ очень удобен: он экономит ваше время и позволяет спокойно принять решение.

3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)

Например: Люблю и одновременно ненавижу старые, заброшенные деревни. Там меня охватывает странное и противоречивое чувство.

4. Союзы (преимущественно сочинительные)

Предложения в тексте могут быть связаны союзами. Напомним, что союзы – это служебная часть речи, которая выполняет функцию соединения слов, предложений и частей предложений.

Был жаркий день. Но вокруг села, на просторе желтых полей, покрытых копнами, было уже что-то предосеннее, легкое, ясное.

Эти два предложения по сути могли бы оказаться одним сложносочиненным предложением, если бы перед но вместо точки мы поставили запятую. Но мы все же имеем дело в двумя предложениями, поэтому союз но выступает в роли средства связи предложений, выражая при этом противительные отношения (аналогично союзы а, да (а), зато (но) и др.).

5. Частицы

Например: Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день?

6. Вводные слова и конструкции (может быть, итак, во-первых и др.)

Например: Все билеты были раскуплены. Может быть, это и к лучшему.

7. Единство видовременных форм глаголов.

Например: Запахло свежей травой. Пригрело лучами солнца.

8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста.
Например: На завтра мы запланировали прогулку по парку. На послезавтра — посещение детской выставки.
9. Синтаксический параллелизм – это одинаковый порядок одних и тех же членов предложения.

Последний день перед Рождеством прошелЗимняя, ясная ночь наступилаМесяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру.

Заметьте, что все три предложения имеют схему «подлежащее + сказуемое»; кроме того, в первом и втором предложении повторяется схема «определение + подлежащее + сказуемое».

Благодаря синтаксическому параллелизму, текст становится более «стройным», точным с точки зрения его структуры. Кроме того, одинаковое расположение  определенных членов предложения структурирует информацию и облегчает процесс установления связей между явлениями.


Как правило, большинство текстов, которые будут представлены в объеме, большем двух – трех предложений, характеризуются комбинированием средств связи: это значит, что наряду с повторами в тексте могут быть и местоимения, и синтаксический параллелизм и др. Поэтому при работе с текстом всегда нужно быть внимательным: кроме чутья и «зоркости», необходимо вооружиться знанием правил и опытом при работе с разными текстами.


Между предложениями текста существуют два вида связи: цепная и параллельная.

При цепной связи ключевое слово повторяется, за­меняется синонимом или синонимическим оборотом:

У больших художников всегда так. Стоит нам, на­пример, произнести имя Блока, как встает перед глаза­ми Петербург. Этот город каналов и серых призраков домов. Он наполнен особым огнем и творит мир Алек­сандра Блока, окружающий нас (В. Солоухин).

При параллельной связи предложения не сцепляют­ся одно с другим, а сопоставляются. Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во- вторых, наконец. В этих же целях часто используются наречия места (справа, слева, впереди) и времени (сна­чала, потом), деепричастные обороты, придаточные предложения:

Страна Паустовского — категория духовная. Чем же характерна она? Во-первых, чутким и умным экс­курсоводом-романтиком, с помощью которого мы на­чинаем замечать особую красоту (В. Солоухин).

Во многих текстах с параллельной связью первое предложение является главным, все последующие раз­вивают, конкретизируют основную мысль.


Задание 2 (отредактировать текст):

1.Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.

А. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

Б. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.

В. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами. 5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.

2.Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.

1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)

Справочный материал: личное местоимение, указательное местоимение, повтор слова, синоним, вводное слово.


Задание 3. Творческая мастерская (создание текста).

А Тема: Школьная жизнь.

Выступите в роли писателей (или поэтов) и создайте свое художественное произведение. Подумайте, какой стиль вы будете использовать. Соблюдайте особенности данного стиля.


Задание 2. Творческая мастерская (создание текста).

Б Тема: Школьная жизнь.

Создайте текст- инструкцию на заданную тему. Подумайте, какой стиль вы будете использовать. Соблюдайте особенности данного стиля.


Задание 3. Творческая мастерская (создание текста).

В Тема: Школьная жизнь.

Прочитайте текст. Подумайте, какие функции характерны для данного текста?

Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? К чему призывает автор прочитанного нами текста?

Актуальна ли проблема, поднятая в тексте?

Дорогие ребята!

Все вы станете людьми, приумножающими богатства и славу своей Родины.

Но независимо от того, какую специальность вы изберёте, вы должны уметь выражать свои мысли. Так ли важно это? Думаю, важно! Ведь недаром говорят: «Грамота правдой сильна», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Хорошую речь приятно и слушать».

Если вы будете хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесёт вам удовлетворение и радость, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений.

Развивайте дар слова!

( По Т. Ладыженской.)

Создайте свой текст на заданную тему. Подумайте, какой стиль вы будете использовать. Соблюдайте особенности данного стиля.


Задание 3. Творческая мастерская (создание текста).

Г Тема: Школьная жизнь.

Прочитайте текст. Понаблюдайте, в каком значении (прямом или переносном) употребляются слова в текстах, какая лексика преобладает? 

Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем. 

Создайте свой текст на заданную тему. Подумайте, какой стиль вы будете использовать. Соблюдайте особенности данного стиля.


Задание 3. Творческая мастерская (создание текста).

Д Тема: Школьная жизнь.

Напишите письмо другу. Подумайте, какой стиль вы будете использовать. Соблюдайте особенности данного стиля.

Погружение в предмет («Юный журналист»)

1.Распределение по командам.

Задание 1. Стили речи.

Выбор стиля речи зависит от ситуации общения. Стиль речи может быть разговорный и книжный.

Разговорный стиль речи используется в непринужденной беседе с друзьями, родными знакомыми.

В книжной речи в зависимости от ситуации используются разные стили:

научный стиль – в научных книгах, учебниках, объяснении учителя, ответе ученика на уроке, для сообщения или объяснения научной информации;

официально-деловой- во всех официальных учреждениях для оформления документов, деловых бумаг;

художественный – в произведениях художественной литературы для создания с помощью слова образов, картин, для описания чувств, настроения;

публицистический – в выступлениях политических деятелей, в газетных статьях, в официальных выступлениях на радио и телевидении.


Задание 1. Прочитайте тексты и определите их принадлежность к определённому стилю речи. Расскажите о данном стиле речи. При выполнении этого задания используйте опорную схему.

Цель употребления стиля.

Сфера употребления стиля.

Характерные особенности стиля.

А. Как-то в беседе с ребятами таксист поведал о забавном случае:

- Представьте себе. Сижу за рулем. Ночь. Скорость – 70. Вокруг – ни души. Уверен, что машине я один. И вдруг чувствую: на плечо мне опустилась рука… Я резко повернулся, чтобы защититься!.. Но… защищаться было не от кого. Точнее – незачем: на плече у меня сидел… котенок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвез его к себе домой. (Разговорный)

Основная цель- неформальное общение. Передача эмоций, переживаний – просторечия из своего словарного запаса. Разговорным стилем общаются на форумах, ведут переписку с друзьями в соц.сетях, общаются с родственниками. Примеры мы видим ежедневно в коротких смс. Разговорным стилем пользуется большинство блоггеров: достигается максимальная простота в общении с читателями. Автор не поучает читателей, а общается с ними как с друзьями в неформальной беседе. Главная особенность – использование фраз, которые не стыдно произнести без ощущения неловкости, использование бытовой лексики, в отдельных случаях — просторечий и сленга. Предложения простые, часто эллиптические.

Б. Плавунчики – мелкие (со скворца или мельче) кулики на невысоких ногах и со сравнительно коротким клювом. На пальцах кожистые перепонки. Наблюдать плавунчиков можно на воде, где они плавают, характерно кивая головой. (Научный)

Научный стиль речи – это язык науки, научной сферы деятельности.

Основная цель научного стиля – сообщение научных знаний, точная передача научной информации.

Жанры, в которых функционирует научный стиль, в основном письменные (научные статьи и заметки, методические пособия и монографии, рецензии, рефераты и т.д.)

В устной форме научный стиль представлен жанрами выступлений (научными докладами, лекциями)

Для научного стиля речи характерно использование терминов, абстрактной лексики, употребление слов только в прямом значении, обилие сложных предложений, усложнение предложения причастными и деепричастными оборотами, однородным перечислением.


В.Зоологические коллекции, представляющие  научную, культурно-просветительскую, учебно-воспитательную или эстетическую ценность, подлежат государственному учету. Предприятия, учреждения, организации и граждане, являющиеся владельцем таких коллекций, обязаны соблюдать правила хранения, учета и использования коллекций объектов живого мира.(Закон об охране и использовании животного мира.)(Официально- деловой)

Официально-деловой стиль – один из книжных стилей, который используется в сфере деловых отношений, в деловых бумагах.

Тексты этого стиля содержатся в законах, указах, договорах, актах, постановлениях, уставах, служебной переписке или телефонных разговорах, справках, докладных, жалобах, доверенностях, автобиографиях, объяснительных записках, объявлениях, инструкциях и т. п.

Задача текстов официально делового стиля – сообщить точную информацию, дать инструкцию, предписание, констатировать факт.

Решение такой задачи требует от текста определенных качеств. Язык официально-делового стиля точен и краток. Лексика стилистически нейтральная, книжная, не допускается разговорной окраски.

Тексты официально-делового стиля характеризуются точностью, однозначностью, компактностью изложения, стандартным расположением материала, обязательностью формы, конкретностью и официальностью высказывания.


Г. Слеза скатилась у коня с глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. (К. Г. Паустовский.)  (Художественный)

Художественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Исторически художественный стиль функционирует в трех родах литературы – лирике (стихотворениях, поэмах), драме (пьесах) и эпосе (рассказы, повести, романы).


Д. Ребята! Будьте внимательны к миру животных! Оглянитесь вокруг: может быть, кто-то нуждается сейчас в вашей помощи. Не откладывайте добрые дела на завтра, щедро дарите заботу и тепло братьям нашим меньшим, и тогда мир станет лучше! Ведь мы в ответе за тех, кого приручили. (Из журнала.) (Публицистический)

Публицистический стиль — один из книжных стилей, основные задачи которого — сообщать информацию, имеющую общественно-политическое значение; воздействовать на читателей и слушателей с целью убеждения в чём-либо; формировать правильное отношение к общественным явлениям.

Данный стиль используется в текстах газет, журналов, передач радио и телевидения, в текстах выступлений на собраниях и митингах.

Основные жанры публицистического стиля – статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления, речи, сообщение, заметка. 

Особенности стиля – логичность, образность, эмоциональность, оценочность,  призывность, актуальность.

В публицистическом стиле используются слова книжной и разговорной речи, литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки, побудительные и восклицательные предложения, риторические вопросы (на которые отвечает сам автор), повторы, однородные члены.


Задание 2. Средства и виды связи предложений в тексте. Редактирование текста.

1.Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.

А. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры.

Б. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья.

В. 7) Вода Байкала! 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 3) Бесчисленны ее оттенки. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная.1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами.

2.Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом. (Связь цепная)

1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику (текстовый синоним). Более того, словарь (повтор слова) стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)


Задание 3. Творческая мастерская (создание текста). Тема: Школьная жизнь.

А. Выступите в роли писателей (или поэтов) и создайте свое художественное произведение. Подумайте, какой стиль вы будете использовать. Соблюдайте особенности данного стиля.


Б.Создайте текст- инструкцию на заданную тему. Подумайте, какой стиль вы будете использовать. Соблюдайте особенности данного стиля.


В.Прочитайте текст. Подумайте, какие функции характерны для данного текста?

Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? К чему призывает автор прочитанного нами текста? Актуальна ли проблема, поднятая в тексте?

Дорогие ребята!

Все вы станете людьми, приумножающими богатства и славу своей Родины.

Но независимо от того, какую специальность вы изберёте, вы должны уметь выражать свои мысли. Так ли важно это? Думаю, важно! Ведь недаром говорят: «Грамота правдой сильна», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Хорошую речь приятно и слушать».

Если вы будете хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесёт вам удовлетворение и радость, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений.

Развивайте дар слова!

( По Т. Ладыженской.)

Создайте свой текст такого же стиля на заданную тему. Подумайте, какой стиль вы будете использовать. Соблюдайте особенности данного стиля.


Г. Прочитайте текст. Понаблюдайте, в каком значении (прямом или переносном) употребляются слова в текстах, какая лексика преобладает? 

Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем. 

Создайте свой текст на заданную тему. Подумайте, какой стиль вы будете использовать. Соблюдайте особенности данного стиля.


Д. Напишите письмо другу. Подумайте, какой стиль вы будете использовать. Соблюдайте особенности данного стиля.


Задание 4. «Жанры публицистики. Интервью».

Деление команд на интервьюеров и респондентов.

Придумайте интересующую вас тему, по которой вы хотели бы услышать мнение других людей. Продумайте ряд вопросов для интервью по этой теме, чтобы оно получилось интересным. Вопросы должны быть логичны, в определенной последовательности.


Задание 5. «Жанры публицистики. Заметка».



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.