Методическая разработка интегрированного урока «Когда пушки говорят, музы не молчат»

6
0
Материал опубликован 23 February 2018 в группе

Интегрированный урок (Изо – Музыка)

Тема урока: «Когда пушки говорят, музы не молчат»

Цели урока: 

образовательная – знакомство учащихся с творчеством художников В. Вас-

нецова и П. Корина и композиторов А. П.Бородина и С. С.Прокофьева;

развивающая – развивать творческое мышление и воображение учащихся;

воспитательная – воспитывать нравственные качества личности: любовь к

Родине, патриотизм, любовь к прекрасному.

Оборудование: компьютер, мультимедийная система, пианино, краски.

Зрительный ряд: репродукции картин В. М.Васнецова, П. Корина., эпиграф.

Ход урока.

1.Организационная часть.

2. Объяснение нового материала.

3.Постановка художественной задачи.

4. Подведение итогов. Выставка работ.

План-конспект

ИЗО (Видеофрагмент)

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать коням их Землю Русскую!

Не затмить им Солнце наше Красное!

Век стоит Русь - не шатается,

И века простоит - не шелохнется

- Как вы понимаете это высказывание.

- Как вы думаете, а исход войны зависел только от армии? Приведите примеры.

- А теперь давайте сформулируем тему нашего урока

«Когда пушки говорят, музы не молчат»

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке (формулировка задач на урок)

Мы с вами знаем, что с самого начала образования русского государства, Русь постоянно подвергалась нападению врагов. И русичам приходилось защищать свои земли.

- Вспомните, от кого приходилось защищать Русь нашему народу?

(половцы, татаро-монголы, шведы, фашисты)

Предлагаю вам вспомнить историю и применив свои знания по искусству и истории попробовать сопоставить произведения искусства с историческим событием, (карточки)

Сегодня в нашей картинной классной галерее репродукция картины В. М.Васнецова «Богатыри». Картины В. М.Васнецова нам знакомы с детства, это произведения на сюжеты русских сказок, былин.

- Кто изображен на картине?

- Охарактеризуйте образ богатырей. Какими вы их себе представляете?

- Какой характер у главных героев?

Три воина выстроились в ряд, самые любимые народные защитники – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

- События, какого периода русского государства отражены в картине?

Киевская Русь

Учитель музыки.

Однажды русский композитор Александр Порфирьевич Бородин посетил крупнейший музей русского искусства – Третьяковскую галерею. Его просто поразила красота и мощь полотна В. Васнецова «Богатыри». Под впечатлением увиденного, он сочиняет симфонию, которую русский музыкальный критик Стасов назвал «Богатырской». Музыка «Богатырской» симфонии насыщена могучим дыханием русской земли. /Слушание «Богатырской» симфонии А. П.Бородина/

- Почему он дал такое название симфонии?

- Какой характер этого произведения?

- Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания

музыкального образа?

Силой и величием веет от этой музыки. Она звучит как могучий призыв, боевой клич.

Учитель ИЗО.

Следующее произведение в нашей галерее – картина работы могучего советского живописца Павла Корина «Александр Невский».

- Каким предстает перед нами А. Невский?  

Анализ картины

- Назовите битвы А.Невского. Назовите дату Ледового побоища. 5 апреля 1242 года с немцами

- Дайте историческое определение этому периоду. (Борьба с иноземными захватчиками) 13 век

Учитель музыки.

А теперь я назову еще не менее выдающееся произведение советского искусства, посвященное той же теме и носящее то же название: «Александр Невский» - кантата для солистки, хора и большого симфонического оркестра Сергея Прокофьева.

А назовите ли вы еще музыкальное произведение, призывающее к защите Родины.

Когда нужно было поднять всю страну на защиту родины «Вставай страна огромная»

Учитель ИЗО.

- Как изобразительное искусство призывало к борьбе с фашизмом? (плакаты)

- Какой известный плакат вы знаете “Родина – мать зовёт” (1941) – И.М.Тоидзе.

В образе женщины-матери, облаченной в красные одежды, художник изобразил саму Родину, взывающую к своим сыновьям и дочерям о защите. - - А что она держит в руках?

В руках она держит листок с текстом присяги, напоминая о гражданском долге перед Отчизной.

- Почему художник изобразил ее в красном, а не в белом или в черном. - -------Важен ли цвет для понимания смысла плаката?

Красный цвет означает силу и величие, он как бы призывает, предостерегает и торжествует. Вы правы. Страна в опасности! В опасности весь мир! Необходимо остановить фашизм! Военный плакат, как и музыка, оказывал на людей очень сильное воздействие, поднимал их в атаку, воодушевлял их на подвиги.

Учитель музыки: После ВОВ много людей не вернулось с фронта. Но память о них жива.

«Журавли».

Это– песня-реквием, песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну. Обратите внимание на экран. Перед вами памятник «Журавли», который находится в городе Саратове на Соколовой горе. Он поставлен в память о русских солдатах, не вернувшихся с войны.

Учитель ИЗО

Перед каждым из вас лежит лист белой бумаги. Пока вы будете слушать песню, раскрасьте его в голубой цвет, и вы увидите, как преобразится этот обычный на вид лист бумаги.

(Звучит песня, дети раскрашивают листы)

- Что вы видите на своих рисунках? (на рисунках проявляется клин журавлей). Я вас поздравляю, вы освоили сегодня новый вид техники рисунка, которая называется граттаж. Это рисование по бумаге парафиновой свечой.

- По старинной легенде, если собрать вместе 1000 журавликов и загадать желание, то оно исполнится. Давайте соберем всех наших журавлей, закрепим их на доске, загадаем свое самое заветное желание, и пусть у каждого из вас оно обязательно исполнится.

- Подведем итог нашего урока: Взаимопроверка карточек.

Гусли

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.


 


 


 

Приложение

Картина

Название и автор картины

Название и автор муз.произведенисссс

Исторически период

В.Васнецов «Богатыри»

А. П.Бородин симфония «Богатырская»

Древнерусское государство (Киевская Русь)

П. Корин «Александр Невский».

Сергей Прокофьев кантата для солистки, хора и большого симфонического оркестра «Александр Невский» .

Борьба с иноземными захватчиками, 44443 век

И.М.Тоидзе плакат “Родина – мать зовёт”

«Встававввв, страна оргомнасссс»*** слова Александрова, музыка Лебедева-Кумача

«Журавли» Музыка: Ян Френкель Слова: Расул Гамзатов (русский текст: Н. Гребнев

Великая Отечественная война 1941-1945гг.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.