Методическая разработка интегрированного урока «Когда пушки говорят, музы не молчат»
Интегрированный урок (Изо – Музыка)
Тема урока: «Когда пушки говорят, музы не молчат»
Цели урока:
образовательная – знакомство учащихся с творчеством художников В. Вас-
нецова и П. Корина и композиторов А. П.Бородина и С. С.Прокофьева;
развивающая – развивать творческое мышление и воображение учащихся;
воспитательная – воспитывать нравственные качества личности: любовь к
Родине, патриотизм, любовь к прекрасному.
Оборудование: компьютер, мультимедийная система, пианино, краски.
Зрительный ряд: репродукции картин В. М.Васнецова, П. Корина., эпиграф.
Ход урока.
1.Организационная часть.
2. Объяснение нового материала.
3.Постановка художественной задачи.
4. Подведение итогов. Выставка работ.
План-конспект
ИЗО (Видеофрагмент)
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать коням их Землю Русскую!
Не затмить им Солнце наше Красное!
Век стоит Русь - не шатается,
И века простоит - не шелохнется
- Как вы понимаете это высказывание.
- Как вы думаете, а исход войны зависел только от армии? Приведите примеры.
- А теперь давайте сформулируем тему нашего урока
«Когда пушки говорят, музы не молчат»
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке (формулировка задач на урок)
Мы с вами знаем, что с самого начала образования русского государства, Русь постоянно подвергалась нападению врагов. И русичам приходилось защищать свои земли.
- Вспомните, от кого приходилось защищать Русь нашему народу?
(половцы, татаро-монголы, шведы, фашисты)
Предлагаю вам вспомнить историю и применив свои знания по искусству и истории попробовать сопоставить произведения искусства с историческим событием, (карточки)
Сегодня в нашей картинной классной галерее репродукция картины В. М.Васнецова «Богатыри». Картины В. М.Васнецова нам знакомы с детства, это произведения на сюжеты русских сказок, былин.
- Кто изображен на картине?
- Охарактеризуйте образ богатырей. Какими вы их себе представляете?
- Какой характер у главных героев?
Три воина выстроились в ряд, самые любимые народные защитники – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
- События, какого периода русского государства отражены в картине?
Киевская Русь
Учитель музыки.
Однажды русский композитор Александр Порфирьевич Бородин посетил крупнейший музей русского искусства – Третьяковскую галерею. Его просто поразила красота и мощь полотна В. Васнецова «Богатыри». Под впечатлением увиденного, он сочиняет симфонию, которую русский музыкальный критик Стасов назвал «Богатырской». Музыка «Богатырской» симфонии насыщена могучим дыханием русской земли. /Слушание «Богатырской» симфонии А. П.Бородина/
- Почему он дал такое название симфонии?
- Какой характер этого произведения?
- Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания
музыкального образа?
Силой и величием веет от этой музыки. Она звучит как могучий призыв, боевой клич.
Учитель ИЗО.
Следующее произведение в нашей галерее – картина работы могучего советского живописца Павла Корина «Александр Невский».
- Каким предстает перед нами А. Невский?
Анализ картины
- Назовите битвы А.Невского. Назовите дату Ледового побоища. 5 апреля 1242 года с немцами
- Дайте историческое определение этому периоду. (Борьба с иноземными захватчиками) 13 век
Учитель музыки.
А теперь я назову еще не менее выдающееся произведение советского искусства, посвященное той же теме и носящее то же название: «Александр Невский» - кантата для солистки, хора и большого симфонического оркестра Сергея Прокофьева.
А назовите ли вы еще музыкальное произведение, призывающее к защите Родины.
Когда нужно было поднять всю страну на защиту родины «Вставай страна огромная»
Учитель ИЗО.
- Как изобразительное искусство призывало к борьбе с фашизмом? (плакаты)
- Какой известный плакат вы знаете “Родина – мать зовёт” (1941) – И.М.Тоидзе.
В образе женщины-матери, облаченной в красные одежды, художник изобразил саму Родину, взывающую к своим сыновьям и дочерям о защите. - - А что она держит в руках?
В руках она держит листок с текстом присяги, напоминая о гражданском долге перед Отчизной.
- Почему художник изобразил ее в красном, а не в белом или в черном. - -------Важен ли цвет для понимания смысла плаката?
Красный цвет означает силу и величие, он как бы призывает, предостерегает и торжествует. Вы правы. Страна в опасности! В опасности весь мир! Необходимо остановить фашизм! Военный плакат, как и музыка, оказывал на людей очень сильное воздействие, поднимал их в атаку, воодушевлял их на подвиги.
Учитель музыки: После ВОВ много людей не вернулось с фронта. Но память о них жива.
«Журавли».
Это– песня-реквием, песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну. Обратите внимание на экран. Перед вами памятник «Журавли», который находится в городе Саратове на Соколовой горе. Он поставлен в память о русских солдатах, не вернувшихся с войны.
Учитель ИЗО
Перед каждым из вас лежит лист белой бумаги. Пока вы будете слушать песню, раскрасьте его в голубой цвет, и вы увидите, как преобразится этот обычный на вид лист бумаги.
(Звучит песня, дети раскрашивают листы)
- Что вы видите на своих рисунках? (на рисунках проявляется клин журавлей). Я вас поздравляю, вы освоили сегодня новый вид техники рисунка, которая называется граттаж. Это рисование по бумаге парафиновой свечой.
- По старинной легенде, если собрать вместе 1000 журавликов и загадать желание, то оно исполнится. Давайте соберем всех наших журавлей, закрепим их на доске, загадаем свое самое заветное желание, и пусть у каждого из вас оно обязательно исполнится.
- Подведем итог нашего урока: Взаимопроверка карточек.
Гусли
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.
Приложение
Картина |
Название и автор картины |
Название и автор муз.произведенисссс |
Исторически период |
В.Васнецов «Богатыри» |
А. П.Бородин симфония «Богатырская» |
Древнерусское государство (Киевская Русь) |
|
П. Корин «Александр Невский». |
Сергей Прокофьев кантата для солистки, хора и большого симфонического оркестра «Александр Невский» . |
Борьба с иноземными захватчиками, 44443 век |
|
И.М.Тоидзе плакат “Родина – мать зовёт” |
«Встававввв, страна оргомнасссс»*** слова Александрова, музыка Лебедева-Кумача «Журавли» Музыка: Ян Френкель Слова: Расул Гамзатов (русский текст: Н. Гребнев |
Великая Отечественная война 1941-1945гг. |