Внеклассное мероприятие «Я — предприниматель на селе» (10–11 классы)
МБОУ «Сабаевская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
Внеклассное мероприятие
Тема: Я - предприниматель на селе.»
10-11 классы
Разработала и провела : Пархоменко Г.А.учитель математики
МБОУ «Сабаевская СОШ»
Цели: Образовательная: Ознакомить учащихся с формами и методами поиска новых предпринимательских идей.
Развивающая: Развить у школьников умение анализировать, делать обобщения и выводы;
Воспитательная: Совершенствовать экономическое воспитание учащихся. Привить активную жизненную позицию. Воспитать инициативу и самостоятельность.
Задачи:
Получить знания о предпринимательской деятельности, используя разнообразные источники в том числе реальную действительность .
Научиться анализировать информацию, полученную по результатам анкетирования.
Научиться работать совместно.
Помочь выпускникам в выборе профессии.
Тип урока: комбинированный урок ,включающий формирование знаний и умений, применение их на практике.
Методы: Словесный, наглядный, практический.
Ты можешь стать умнее тремя путями:
Путём опыта – это самый горький путь;
Путём подражания – это самый лёгкий путь;
Путём размышления – это самый благородный путь.
Древняя китайская пословица (слайд №2):
1. Вступительное слово учителя:
Тема сегодняшнего нашего урока очень актуальна для современной России.
На уроке мы должны найти ответы на вопросы (слайд №1):
1. Что такое предпринимательство?
2. Предпринимательство – тормоз или двигатель общественного прогресса?
3. Кто способен стать предпринимателем?
4. Тест на определение способностей к предпринимательской деятельности.
5. Деловая игра по созданию бизнес-идей для села среди учащихся старшей школы.
6. Какие моральные качества предпринимателя ты считаешь наиболее важными?
1. Миллионы юношей и девушек, оканчивая школу, пытаются найти свой жизненный путь. К сожалению, не всем удаётся достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что профессиональные, личные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы, составлены без учёта своих способностей и возможных препятствий. Сегодня попробуем разобраться в этих вопросах. Однако нет такой специальности – «успешный бизнесмен». Как вы думаете, любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности? Почему?
Начнем с первого вопроса “Что же такое предпринимательство? – ваше мнение, ученики дают свое понятие “предпринимательство”. Далее, уточняется понятие в словаре (слайд №3).
Слайд 4. Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг. Это деятельность, связанная с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.
Кого же называют предпринимателем? (ответы обучающихся).
Слайд 5. Предприниматель – это тот, кто организует весь процесс, приносящий в итоге прибыль. Он заботится об ассортименте, о продажной цене, о взаимоотношениях с властями, об охране, о бухгалтерии, о подборе персонала, о транспорте, - всего не перечесть…
На основе определения ученики самостоятельно выделяют отличительные черты предпринимательства и записывают их в тетради, это
- хозяйственное новаторство
- экономическая свобода, инициатива и поиск участников
- риск, угроза потерь.
Презентация.
2. Учитель: Чтобы ответить на следующий вопрос, обратимся к высказыванию А. Смита (слайд № 6).1). Смит так сформулировал главный принцип рыночной экономики: “Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество
2)Появлению сети малых и средних предприятий способствует созданию многочисленных рабочих мест.
В общем и целом, вклад малых предприятий можно охарактеризовать следующими показателями: пятая часть валового внутреннего продукта; каждый шестой, занятый в экономике, а с учетом индивидуальных предпринимателей – каждый пятый;
3).Активные участники предпринимательской деятельности являются крупнейшими налогоплательщиками, а налоги основной источник государственных доходов. В связи с этим благосостояние государства может непосредственно зависеть от успешного развития коммерческих предприятий. (слайд № 7).
ФНС России обнародовала статистику поступлений в бюджет от доходов, которые администрирует налоговая служба. В 2015 году более половины налоговых сборов было получено от предпринимателей.
4).Свобода предпринимательства успешно раскрывает творческие силы производителей, обеспечивая эффективное развитие экономики и ее соответствие потребительскому спросу.(интервью с предпринимателем, а так же примеры родителей учащихся, занимающихся предпринимательской деятельностью).
Вывод: Малый и средний бизнес вносит значительный вклад в развитие национальной экономики. В Конституции РФ право заниматься предпринимательской деятельностью закреплено в статье 34, разработана программа помощи малому бизнесу и даже учрежден профессиональный праздник. (слайд № 6).
3. “Кто способен стать предпринимателем?”
На основе высказываний учащихся, “рисуем” портрет. “Предприниматель – это тип человека, у которого есть особые отличительные свойства и дарования”.
А теперь давайте попробуем в себя в роли предпринимателя, для этого выполним практическое задание.
Учитель: “ Ключевое слова свободного предпринимательства - самостоятельность и инициативность.
Современный предприниматель- это инициативный человек, который всегда стремиться к чему-то новому, способный рисковать в рыночной конкуренции, нести ответственность за свои действия, до конца идти намеченной цели. Предприниматель находится в свободном поиске новых идей, технологий, нового, более экономичного и выгодного сырья, новых рынков сбыта. Он постоянно должен следить за тем, что пользуется спросом на рынке сегодня и предвидеть, что потребуется завтра; он должен следить за всем новым, что появляется у его конкурентов. Но он ещё и творец. Творец семейного счастья, улыбки, терпения и терпимости. Он – человек.
Современные предприниматели большой любовью в народе не пользуются. «Жулье», «ворье» - это еще не самые грубые характеристики, которыми их награждают. В какой-то степени тут сказывается наш уровень сознания и просто зависть к успеху других. Но во многом для таких отзывов есть основания: некоторые предприниматели часто ведут свое дело, используя нечестные методы. Вдумайтесь в высказывание Чабуа Амираджиби: «И было человеку дано: Совесть, дабы он сим изобличал свои недостатки. Сила, дабы он мог преодолеть их. Ум и доброта на благо себе и присным своим, ибо только то благо, что идёт на пользу ближним».
4.Тест на определение способностей к предпринимательской деятельности.
Оцените ваш потенциал предпринимателя. Отвечаем «ДА», «НЕТ»
1. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?
2. Есть ли у вас план самоусовершенствования хотя бы на один год?
3. Заботитесь ли о состоянии своего здоровья и работоспособности?
4. Вы уверены в себе?
5. Часто ли вы применяете оригинальный творческий подход в принятии решений?
6. Достаточно ли вы гибки в своем поведении, в отношении с людьми?
7. Стремитесь ли сотрудничать с другими людьми?
8. «Настойчивый и легко приспосабливающийся» - это хорошее описание вашего характера?
9. Вы регулярно оцениваете свою работу и успехи?
10. Вы считаете, что развитие предпринимательства – основа экономики страны?
11. Вы убеждены, что предпринимателю необходимо знать действующее правила налогообложения, начисление заработной платы, ведение бухгалтерской документации?
12. Располагаете ли достаточными финансовыми средствами, чтобы поддержать свое предприятие в течении первого года существования?
13. Определили ли вы специфику своей предпринимательской деятельности?
14. Ясны ли вам перспективы вашей деятельности?
15. Когда приходиться принимать важные решения, вы действуете решительно?
16. Ваше слово не расходиться с делом?
17. Вы сопоставляете свои ценности с требованиями морали?
18. Интересует ли вас статьи и книги на экономические темы?
19. Знаете ли вы, какие личные качества предпринимателя являются профессионально важными?
20. Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело- главная ваша мечта?
Каждый положительный ответ «да» - 1 балл.
17-20 баллов – вы имеете достаточно высокий потенциал предпринимателя;
13-16 баллов – ваш предпринимательский потенциал требует совершенствования;
12 и менее – ваши шансы стать предпринимателем невелики.
Ты получил миллионы рублей. Как распорядишься этими деньгами:
Сложно представить такое (1 балл)
Потрачу в свое удовольствие (2 балла)
Копить дальше (0 баллов)
Какое высказывание ближе тебе:
Деньги - это бумага (3 балла)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей (2 балла)
Деньги - это цель (0 баллов)
Какой курс ты вероятнее отслеживал (а) бы
Курс круизного лайнера (2 балла)
Курс валюты (0 баллов)
Курс лекции (3 балла)
Знакомый не может вернуть тебе долг, твое мнение о нем
Безответственный человек (0 баллов)
Придется забыть долг (3 балла)
У человека трудности, надо подождать (2 балла)
В каком издании ты бы хотел увидеть новость о себе?
Развлекательном (2 балла)
Деловом (0 баллов)
В любом (3 балла)
Итого:13-15 баллов Деньги не твоё кредо, вероятно именно по причине, что ты не чувствуешь умеешь ли зарабатывать. Не расстраивайся, это можно изменить. 8-12 баллов Тебе характерно зарабатывать деньги и тратить с умом.5-7 баллов Тебе свойственно жить ради денег, но стоит ли такое зацикливание лишения себя радостей жизни?
Можно ли изменить себя и стать больше похожим на предпринимателя? Есть такая пословица "Где родился, там и пригодился" или "Кем родился, тем и остался". Народная мудрость. Но многие психологи утверждают, что можно развить в себе предпринимательские качества.
5.Деловая игра по созданию бизнес- идеи среди учащихся старшей школы 1 этап
Задание ученикам: предложить предпринимательскую идею для того, чтобы начать свое дело на селе .Что надо учитывать при выдвижении бизнес-идеи:
- необходимость будущим потребителям: вашего товара или услуги;
- реальность осуществления идеи: на селе с точки зрения имеющихся у вас финансов;
- предложенный товар или услуга должны приносить вам прибыль.
Задание выполняется каждым учеником или группой самостоятельно на специальном бланке (Приложение № 1).
Бизнес-идеи представляются авторами экспертам (Приложение № 2).
2 этап
Для того, чтобы сравнить предложенные бизнес-идеи используем метод экспертных оценок.
Метод экспертных оценок успешно применяется при решении неформальных задач .Задание ученикам или экспертной группе: оценить каждую идею по трем критериям – необходимость, реальность, прибыльность.
Действительно талантливый предприниматель, человек, который во всём знает меру. Несмотря на активную, созидательную силу предпринимательства, роль предпринимателей в глазах современных россиян достаточно противоречива. Часть населения оценивает положительно их деловые качества, рассматривая предпринимателей в качестве движущей силы рыночных реформ. Другая часть видит в них слой, вредный для общества, имеющий низкий моральный облик (стремление к наживе, безразличие к общественным интересам, нечестность).
А какой позиции придерживаешься ты?
Учащиеся высказывают свою позицию, на основе этого формулируем вывод, что цивилизованное понимание предпринимательского успеха связывается прежде всего с морально-этическими моментами, а затем с финансовыми.
Закрепление по вопросам:
что такое “предпринимательство”?
какие функции в обществе выполняет предпринимательство?
какими моральными качествами должен обладать предприниматель?
Современный предприниматель.
Какими качествами должен обладать современный предприниматель?
Возможные ответы учащихся:
- Целеустремленность;
- Безграничная вера в свой продукт или вид услуг;
- Постоянное стремление к реальным делам;
- Изобретательность;
- Упорство и настойчивость в достижении поставленной цели;
- Нацеленность на успех и получение прибыли, планирование своих действий на несколько лет вперед;
- Понимание своих сильных и слабых сторон;
Готовность начать все с самого начала;
- Аналитический склад ума;
- Полная увлеченность своим бизнесом;
- Способность своим примером увлечь за собой людей;
- Желание все сделать самому;
- Практичность;
- Внимание к деталям и незначительным нюансам в бизнесе;
- Стремление постоянно развивать свое дело;
- Понимание того, что главная роль в бизнесе всегда принадлежит потребителю;
- Готовность пойти на риск;
- Понимание того, что проблемы в современном бизнесе неизбежны и их появление предсказуемо;
- Чрезмерная чувствительность к рынку;
- Отсутствие страха перед трудностями;
- Способность действовать самостоятельно;
- Желание хоть в чем-то быть впереди других;
- Четкость во всех отношениях.
Неотъемлемой частью предпринимательства признаются новаторство и новизна. Когда в стране действуют сотни тысяч таких предпринимателей, озабоченных собственной выгодой, развивается, идет вперед все хозяйство страны, растет производительность труда, технический прогресс.
Собственность предпринимателя работает: она создает не просто новые деньги, а новые производства, а значит, и новые рабочие места.
В нашем селе есть люди, о которых говорят: «Это люди дела». Назовём некоторых из них. Это Русяйкин В ,Чикнайкин И.Н. , Нуштайкин Н. Д, и другие . Тяжёлый труд стоит за их успехами, а порой и неудачами. И надо проявлять настойчивость, терпение, организаторские способности, чтобы своим трудом создать достойное будущее своим семьям и стране.
Приложение №1 Бизнес –идея 1
Учащиеся Ахмярова Диана и Кафтайкина Юлия
Класс___11 _
Школа__МБОУ «Сабаевская СОШ»_____
Суть бизнес – идея:
Выращивание овощей и продажа семян __
Не нужно что-то арендовать или покупать, земля у вас уже есть, нужно только семена и уход.
Доводы в пользу бизнес – предложения
Необходимость: В этом деле важно иметь опыт, если неправильно установить поливные устройства или будет не подходящая температура, урожай просто погибнет, за ними внимательно присматривать (подвязывать, удобрят и т.д),а это не легкая работа
Реальность: Сбывать овощи и фрукты можно в соседние города. О рынке сбыта нужно подумать перед тем , как Вы решите выращивать большую партию. Нужно съездить в ближайшие крупные города и проанализировать потребность в тех или иных фруктах, основываясь на этом уже можно выбирать, что именно выращивать на своей грядке. Но нужно иметь ввиду, что если вы планируете задержаться в этом бизнесе на длительный срок, нужно продавать качественные овощи и семена. Конечно вам нужно будет периодически покупать удобрения, но ведь это мелочи, по сравнению с возможным доходом.
Прибыльность: Качество овощей и семян уже будет видно на следующий год , если это действительно будет хороший продукт, то у нас быстро образуется база постоянных клиентов, по сарафанному радио очень быстро распространяются такие слухи и будет увеличивается прибыль
Бизнес –идея 2
Учащиеся Аверкин Яков и Таиров Дамир
Класс___11 _
Школа__МБОУ «Сабаевская СОШ»_____
Суть бизнес – идея:
Пчеловодство для сельской местности
Доводы в пользу бизнес – предложения
Необходимость: Потребность меда и продуктов пчеловодства растет в современном обществе. Организовать такой бизнес не совсем легко. Без нужных знаний вы можете потерять не только деньги, но ещё и можете подвергнуть свою жизнь опасности.
Реальность: Но выход конечно есть, это пройти курсы у специалиста или обратится к опытным пчеловодам, которые за небольшую сумму научат вас основам. Для покупки одного улья вам потребуется сумма в районе 2 000 рублей. Один улей способен приносит своему хозяину от 15 до 40 кг мёда. Необходимо правильно размесить улья ,чтобы пчелы не причинили вреда жителям села.
Прибыльность: Данная бизнес идея с нуля в деревне способна приносить очень даже хорошие деньги. Нужно будет оформить ИП и можно приступать к реализации задуманного проекта.