Внеклассное мероприятие "Универсальный гений- М.В. Ломоносов"
Универсальный гений
Будущий великий ученый появился на свет в маленькой деревне Мишанинской в Архангелогородской губернии. Его отец принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи.
Поморы издавна заселяли берег студеного Белого моря, они были искусными судостроителями и мореходами. Жизнь поморов строилась вокруг морских промыслов. Во время плаваний они ловили рыбу и тюленей, добывали жемчуг. В старинных пословицах говорится: «Наше поле — море», «И радость, и горе — помору все от моря».
Грамоту мальчик начал изучать поздно, в 12 лет. Учеба давалась Ломоносову легко, и вскоре он стал одним из лучших чтецов в местной церкви. Юный Ломоносов понимал, что «для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинский», которому можно научиться в Москве, Киеве или Петербурге. Поэтому хотел перебраться в один из этих городов. Отец с мачехой не поддерживали его стремления, поэтому В декабре 1730 года Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился вместе с рыбным обозом в Москву. Добрался через три недели и поступил в Славяно-греко-латинскую академию.
Во времена студенчества ученику приходилось очень тяжело, поскольку стипендия составляла всего 3 копейки в день. Прожить на эти деньги было практически невозможно без родительской поддержки, но гордый молодой человек ни разу не обратился за помощью к отцу, от которого сбежал, не получив родительского благословения. Самолюбие и необходимость раскаяния не дали гордому студенту признать себя виноватым, поэтому ему приходилось подрабатывать в свободное от учёбы время.
За один год ему удалось освоить программу трёх классов. В качестве лучшего ученика школы Ломоносова посылали на обучение: в 1734 году в Киево-Могилянскую академию; в 1735 году в Петербург в университет при Академии наук; в 1736 году в немецкий город Марбург для обучения химическому и горному делу (в то время в России катастрофически не хватало специалистов в этих областях). В общей сложности Ломоносов пробыл за границей пять лет.
В Европе он освоил новые знания и умения в таких областях как металлургия, горное дело, физика, химия и философия. В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург сформировавшимся учёным и стал работать в Петербургской Академии наук, где он был единственным русским академиком.
Однажды, если бы не покровительство русской императрицы Елизаветы Петровны, то Ломоносов мог быть казнён. Дело в том, что он вёл непримиримую борьбу с академиками, потоком прибывавшими из Европы немцами, которые насаждали своё видение русской истории и искажали её до неузнаваемости в угоду своей «норманнской теории». Страсти в Российской академии наук накалялись и апофеозом «поединка» стал арест Михаила Васильевича. Суд признал доказанной вину Ломоносова и приговорил к смертной казни или наказанию плетьми.
Екатерина II тоже высоко оценила заслуги Ломоносова перед Отечественной наукой, но сразу после кончины великого русского ученого все документы из его архива, по приказу императрицы, были конфискованы и бесследно исчезли. Через несколько лет немец Миллер издал часть трудов под именем Ломоносова. Но кто истинный автор этих работ – неизвестно.
« Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец », – называл его А.С. Пушкин. Среди совершённых Ломоносовым открытий была масса таких, которые не могли быть востребованы современной ему наукой – просто в силу уровня развития той науки. Он, например, проводил исследования в абсолютно новой тогда области знания – физической химии. Впервые применил микроскоп для проведения химических опытов. Открыл наличие атмосферы на Венере. Заполнил немало « белых пятен » в истории России.
Этот гений первым смог определить возраст нашей планеты, ввёл в обиход термины «атом», «молекула», «температура», предположил существование Антарктиды, разработал теорию электричества и много-много прочего. Биография Михаила Васильевича Ломоносова кажется настолько неправдоподобной, будто она родилась из-под пера какого-то писателя, пишущего о целеустремлённых людях, преодолевающих препятствия на своём пути. Однако реальное существование такой фигуры доказывает безграничные возможности человеческого ума и силы духа.
Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.
Определяющий вклад внёс Ломоносов в реформу русского стихотворения. Основным жанром поэзии Ломоносова стали оды. Ода – это один из жанров лирики, то есть произведение, говорящее о личных переживаниях человека. Но ода – и хвалебная песнь. Ломоносов умело использовал возможности такого жанра. Как патриот, он гордился Российским государством во всех его проявлениях. Но не видеть несовершенств русской жизни он не мог. Он старался, восторженно прославляя царей, в то же время учтиво их поучить. Оды Ломоносова дают нам возможность видеть отношение этого великого человека к тем событиям, которые для нас зачастую являются лишь строками из русской истории.
Ломоносов добился открытия в Москве университета (с 1755 года, ведёт свою историю Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) и двух гимназий при нём. Одна из них, традиционно, предназначалась для обучения дворянских детей, а другая – дело по тем временам неслыханное – для обучения детей разночинцев.
«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». А.Пушкин
Сын простого рыбака из захудалой деревни на окраине России, простолюдин и мужик, стал членом Российской и Шведской академии наук, дворянином, учёным, признанным в России и всей Европе. Ни один крестьянин не достигал таких вершин. «Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был. И в университете студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын - в том нет нужды». М.Ломоносов
«Ломоносов, являясь европейским ученым, никогда не переставал быть русским; он был им до мозгу костей, и напротив потому только и занял он такое видное место среди европейских ученых, то есть место самостоятельного деятеля в науке, что был как непосредственно, так и сознательно, вполне русским, что верил неколебимо и безгранично в права русской народности…» Иван Аксаков