Внеклассное мероприятие по литературе «Жив талант, бессмертен гений!» (М.Ю. Лермонтов: путешествие по следам великого Поэта)
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
отделение машиностроения и промышленных технологий
Внеклассное мероприятие
по литературе
«Жив талант, бессмертен гений!»
М.Ю.Лермонтов: путешествие по следам великого Поэта
Разработала преподаватель Еремина Л.А.
Пенза,2016
Тема. «Жив талант, бессмертен гений!» (М.Ю.Лермонтов: путешествие по следам великого Поэта.).
Цели: 1) приблизить обучающихся к личности М.Ю.Лермонтова, раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, познакомить с обстоятельствами дуэли и трагической гибели великого поэта;
2) воспитывать у обучающихся интерес к жизни и творчеству поэта-земляка М.Ю.Лермонтова, любовь к литературе, бережное отношение к культурному наследию;
3) способствовать развитию воображения обучающихся, эстетических чувств, памяти, логического мышления, внимания учащихся, навыков выразительного чтения.
Вид мероприятия: литературно-музыкальная композиция (вечер-путешествие).
Оборудование: компьютер, мультимедийный диск «Тарханы», портреты и автопортреты М.Ю.Лермонтова, портреты родных, друзей и современников поэта, репродукции картин М.Ю.Лермонтова, фотографии с видами музея в Тарханах, стихи М.Ю.Лермонтова в исполнении мастеров слова и обучающихся, романсы на стихи М.Ю.Лермонтова, плакаты с высказываниями о Лермонтове и его творчестве:
В.Г.Белинский: «О, это будет русский поэт с Ивана Великого!»
И.И.Панаев: «Как писатель он поражает прежде всего умом смелым, тонким и пытливым»
Д.С.Мережковский: «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием»
А.В.Дружинин: «Гордо, стыдливо и благородно совершил он свой краткий путь среди деятелей русской литературы»
А.А.Ахматова: «Он обогнал самого себя на 100 лет»
Л.Н.Толстой: «Вот кого жаль, что так рано умер…Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог!»
Ход мероприятия:
Звучит отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «…Я жить хочу, хочу печали…».
На фоне романса «Парус» учитель произносит слова.
Слово учителя: «На Руси явилось новое могучее дарование, страшно сказать, а мне кажется, что в этом юноше готовится третий русский поэт, и что Пушкин умер не без наследника» (В.Г.Белинский).
Я думаю, что вы догадались, о ком сегодня пойдет речь. Михаил Юрьевич Лермонтов… «Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого», - так сказал о Лермонтове профессор, доктор филологических наук Ираклий Андроников.
3 ведущий: «Характер поэта многообразен. Разная у него лирика. Трудно разобраться в самом поэте…Когда я читаю лирику Лермонтова, я всегда задаю себе один и тот же вопрос: «Кто написал это стихотворение? Какой Лермонтов?» Ведь мы его видим нежным и замкнутым в себе, скучающим и веселым, любящим и страдающим. Кто же все-таки Лермонтов? Каков он? В этом для меня тайна личности поэта», - а это – размышление о Лермонтове из сочинения учащегося.
Слово учителя: Мы предлагаем вам сегодня приблизиться к личности гениального поэта М.Ю.Лермонтова, раскрыть богатство, глубину его поэтического мастерства, попытаться приоткрыть тайну трагической дуэли у подножия горы Машук в Пятигорске.
3 ведущий: «Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин, - признавался на склоне лет Иван Бунин. – Нет, это был Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб двадцати шести лет». Такие поэты рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества.
Звучит музыка. 1 ведущий сидит у столика, на котором в подсвечнике горит свеча, лежит томик стихотворений М.Ю.Лермонтова, вместо закладки – гусиное перо. На экране – портрет М.Ю.Лермонтова.
1 ведущий (листает том стихотворений М.Ю.Лермонтова и зачитывает строки):
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя. И понять,
Я не могу, что значит отдыхать!
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме…
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет…
М.Ю.Лермонтов
(1 ведущий встает и подходит к зрителям): Так задумывался о смысле своей жизни шестнадцатилетний Лермонтов, только вступающий в жизнь, но уже переживший смерть матери, многолетнюю разлуку с отцом и его уход из жизни.
Слово учителя: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…» (В.Шефнер). Чем дальше Лермонтов от нас по рождению, тем ближе к нам и современнее. Недолгая, но яркая жизнь Михаила Юрьевича до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. Не одно поколение постигло ту простую истину, что русский человек неотделим от Лермонтова. Сохранить память о нем – наш долг, наша обязанность.
1 ведущий: Мы предлагаем вам совершить сегодня «Путешествие по следам великого Поэта».
2 ведущий: Сопровождать команды в нашем путешествии будут члены коллегии присяжных заседателей (представляются члены жюри), станционный смотритель (представляется преподаватель литературы), задача которого – следить за правильностью ответов и сообщать на станциях интересные факты из биографии М.Ю.Лермонтова, а также хранитель времени (представляется учащийся), который будет следить за тем, чтобы команды не нарушали регламент. А поддерживать наших «путешественников», конечно, будут почитатели великого Поэта – наши болельщики. Они тоже смогут принять участие в игре. Для этого мы приготовили специальные конкурсы, в которых можно заработать баллы для той команды, за которую болеешь.
1 ведущий: Итак, участники команд, прошу вас! Устраивайтесь поудобнее в каретах. Мы отправляемся в дорогу.
(Команды под аплодисменты зрителей выходят на сцену, рассаживаются.)
2 ведущий: Уважаемые команды! Мы находимся в «Зале ожидания». Команды по очереди получают «проездные билеты», на обороте которых написаны вопросы. На обдумывание дается 10 секунд. За правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Команда, набравшая больше очков, первой вступает в игру.
Где и когда родился Лермонтов?
Станционный смотритель:
Лермонтов родился в Москве, в ночь со 2 на 3 октября (с 14 на 15 октября) 1814 года. В Тарханы его привезли, когда ему от роду было всего несколько месяцев.
Что вы знаете о семье М.Ю.Лермонтова?
Станционный смотритель:
Семья, в которой родился будущий поэт, была богатой помещичьей. Но детство мальчика было нерадостным.
1 ведущий:
Отец – Юрий Петрович Лермонтов принадлежал к старинному, но обедневшему мелкопоместному роду. Он любил рассказывать о том, что его предки происходили от испанского герцога Лермы, который бежал в Шотландию. В 1613 году потомок Лермы Георг Лермонт, в числе шестидесяти шотландцев, был принят на службу к русскому царю. От него и пошла русская ветвь Лермонтовых.
2 ведущий:
Мать – Мария Михайловна Лермонтова, урожденная Арсеньева. Ее дед Алексей Емельянович Столыпин был влиятельный откупщик, разбогатевший при Екатерине II. Мария Михайловна умерла в Тарханах (ныне Лермонтово) 24 февраля 1817 года. Памятник матери поэта увенчан крестом и сломанным якорем, символом разбитых надежд. «Житие ей было 21 год, 11 месяцев и 7 дней» - так заканчивается надпись на могильной плите.
Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь. «Он один свет моих очей, все мое блаженство в нем», - писала бабушка. Она страстно привязалась к внуку, но тем хуже стала относиться к зятю; распри между ними приняли такой обостренный характер, что Юрий Петрович вынужден был уехать в свое поместье Кропотово Тульской губернии. До самой смерти его длилась эта вражда, и ребенку она причинила очень много страданий.
Каким искусствам обучался Лермонтов в детстве?
Станционный смотритель:
Лермонтов был одарен художественными способностями. Увлекался живописью – его обучал художник Александр Степанович Солоницкий, (демонстрируются акварели Лермонтова); большинство своих живописных произведений Лермонтов создал во время пребывания на Кавказе; музыкой (играл на скрипке, фортепиано, флейте, как мать), увлекался поэзией, лепкой, шахматами. Родственник Лермонтова Аким Шан-Гирей указывал, что «вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда, в детстве, рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины; охоту за зайцами с борзыми, которую раз всего пришлось видеть; вылепил очень удачно также переход через Граник и сражение при Арбеллах, со слонами, колесницами, украшенными стеклярусом и косами из фольги».
Почему писатель В.А.Соллогуб сказал: «Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта – Лермонтова», а А.Герцен отметил: «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил душу Лермонтова»?
Станционный смотритель:
Под впечатлением известия о дуэли и гибели А.С.Пушкина Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта». «С тех пор всем, кому дорого русское слово, стало известно имя Лермонтова», - утверждает очевидец тех событий Аким Шан-Гирей. И он нисколько не преувеличивает: в два дня никому не известный Михаил Лермонтов стал знаменитостью.
1 ведущий:
8 февраля 1837 года на дуэли Дантесом был убит А.С.Пушкин. В тот же день весть о злодейском выстреле облетела весь Петербург и покатилась дальше по просторам России, вызывая чувство глубокого горя и гнева у всех русских людей, для которых имя Пушкина было символом величия и славы Родины.
2 ведущий:
(сидя за столом на фоне музыки):
Свеча с треском разгорается – фитиль повалился, и воск быстро оплывает, крупными, похожими на слезы, каплями падает на синюю бархатную скатерть. Черноволосый и черноглазый юноша в мундире корнета лейб-гвардии гусарского полка задумчиво оперся подбородком на ладонь. Перед ним исписанные листы бумаги. Два часа тому назад вместе с огромной молчаливой толпой юноша побывал у гроба великого поэта Пушкина. Он видел, как бедно одетый пожилой мастеровой зарыдал над гробом, и когда друг Пушкина П.А.Вяземский тихо спросил его: «Вы лично знали Александра Сергеевича?», ответил: «Нет…Но я – русский»…Он, юноша, тоже русский. Он не может молчать, он должен заклеймить убийц…Рука юного поэта лихорадочно бежит по бумаге. К уже написанным строкам прибавляются новые:
…Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде…и убит!
Каждая строка дышит жгучей ненавистью и презрением к «насмешливым невеждам», «клеветникам ничтожным», погубившим Пушкина…Наутро стихи Лермонтова облетели весь Петербург. Молодой поэт выразил в них то, что думал и чувствовал в эти дни каждый честный человек. Вот почему стихотворение «Смерть поэта» не только читалось всеми, но и переписывалось, выучивалось наизусть. Узнав про стихи, царь рассвирепел и испугался. На автора – Михаила Юрьевича Лермонтова обрушилась жестокая кара. Так начался творческий путь Лермонтова…
Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта», которое было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
Станционный смотритель:
Лермонтов был арестован, а затем переведен служить в Нижегородский драгунский полк, который находился в Закавказье и принимал участие в войне с горцами.
О каком романе Лермонтова Н.В.Гоголь сказал, что «никто еще не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой», а Лев Толстой отметил, что роман произвел на него «очень большое впечатление»?
Станционный смотритель:
«Герой нашего времени».
Жюри подводит итоги конкурса «Зал ожидания». Первой вступает в игру команда…, набравшая большее количество очков.
1 ведущий: Первая станция нашего путешествия по следам великого Поэта - «Краеведческая».
На северо-западе Пензенской области, в прекрасном уголке России, среди мягких зеленых холмов, цветущих лугов, расположилось старинное село Тарханы, куда Лермонтова привезли из Москвы полугодовалым ребенком. Тарханы всегда оставались для Лермонтова родным домом.
2 ведущий:
…И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами…
1 ведущий:
…Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшийся с землей,
Навеки прежний вид оставит свой…
2 ведущий:
В Тарханах Лермонтов прожил половину своей жизни, здесь он нашел вечное успокоение. Свою сокровенную любовь к «малой» родине великий поэт пронес через всю короткую жизнь.
1 ведущий:
Все вопросы этого конкурса будут связаны с нашей родной пензенской землей, которая стала колыбелью творческих вдохновений М.Ю.Лермонтова. Первой отвечает команда, которая первой поднимет руку после прочтения вопроса.
Вопросы:
(зачитывает станционный смотритель)
1. Первое опубликованное стихотворение «Весна» было напечатано в 1830 году в журнале «Антеней» и подписано Лермонтовым псевдонимом «L». Как называлось первое изданное произведение, которое Лермонтов подписал своим именем? В этом стихотворении поэт обращается к важнейшему событию в истории России начала 19 века. Творческая история этого стихотворения тесно связана с Тарханами: именно в Тарханах мальчик Миша Лермонтов впервые услышал об этом событии от отца, родных братьев бабушки – Столыпиных, от непосредственных участников ратных событий, живших в селе.
Станционный смотритель:
Стихотворение «Бородино»; напечатано в 6 томе журнала «Современник» в 1837 году.
Станционный смотритель:
В 1837 году исполнялось 25 лет Бородинской битвы, где русская армия нанесла сокрушительный удар войскам Наполеона и проявила чудеса героизма. Лермонтов написал об этом в стихотворении «Бородино». Живя в Тарханах, Михаил часто слышал об Отечественной войне 1812 года от ее непосредственных участников, живших в селе, в частности от отставного солдата Дмитрия Федорова, которого в 1810 году Е.А.Арсеньева отдала в солдаты.
1 ведущий: (Читает отрывок из стихотворения «Бородино»)
2. Где похоронен Лермонтов? Какова история его погребения?
Станционный смотритель:
Первоначально Лермонтов был захоронен в Пятигорске, но судьба распорядилась так, что и после смерти Лермонтов не расстался с Тарханами: в 1842 году бабушка поэта Е.А.Арсеньева выхлопотала разрешение и перевезла прах внука в свое имение Тарханы (ныне село Лермонтово в Белинском районе Пензенской области):
Чтец 1:
А.Дементьев
Бабушка Лермонтова
Елизавета Алексеевна Арсеньева
Внука своего пережила…
И четыре черных года тень его
Душу ей страдальческую жгла,
Как она за Мишеньку молилась!
Чтоб здоров был и преуспевал.
Только Бог не оказал ей милость
И молитв ее не услыхал.
И она на Бога возроптала,
Повелев убрать из комнат Спас.
А душа ее над Машуком витала:
«Господи, почто его не спас?!»
Чтец 2:
Во гробу свинцовом, во тяжелом
Возвращался Лермонтов домой.
По российским побелевшим селам
Он катился черною слезой.
И откуда ей достало силы –
Выйти за порог его встречать…
Возле гроба бабы голосили.
«Господи, дай сил не закричать…»
Сколько лет он вдалеке томился,
Забывал между забот и дел.
А теперь навеки возвратился.
Напоследок бабку пожалел.
1 ведущий:
…Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел…
Это пророческое пожелание поэта сбылось. Он похоронен на расстоянии одного километра от усадьбы близ сельской церкви Михаила Архангела в семейном склепе Арсеньевых.
2 ведущий:
Здесь, в фамильной часовне Арсеньевых стоит памятник, лицевая сторона которого украшена бронзовым лавровым венком, на ней надпись: «Михайло Юрьевич Лермонтов», по бокам – даты рождения и смерти. За памятником Лермонтову в одном ряду стоят памятники деду М.В.Арсеньеву и матери поэта М.М.Арсеньевой. В 1974 году появилась еще одна могила – отца поэта. Прах его перенесен в 1974 году из села Шипово Липецкой области.
3. В какой день ежегодно в Тарханах проводятся Лермонтовские праздники поэзии, которые собирают тысячи поклонников творчества великого поэта?
Станционный смотритель:
В первый выходной июля. 15 июля 1841 года у подножия горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит на дуэли русский поэт Михаил Лермонтов.
4. Лермонтов неоднократно наблюдал народные забавы - кулачные бои - в родном селе Тарханы. По воспоминаниям жителя села, «Лермонтов в детстве любил смотреть на кулачные бои. Бывало, ребята выйдут на лед барского пруда и сражаются. А Миша приезжает туда с конфетами, пряниками и раздает тем, кто в бою победит. С радостью принимали от него подарки». Одно из преданий, сложенных в Тарханах, гласит: в 1836 году, находясь в Тарханах, Лермонтов устраивал между крестьянами кулачный бой. Довольный виденным боем, Лермонтов подарил крестьянам несколько участков леса и особенно одарил победителя – молодого парня из Тархан. В каком произведении нашли отражение впечатления Лермонтова от кулачных боев, наблюдаемых в Тарханах?
Станционный смотритель:
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» юный Лермонтов очень точно воспроизвел кулачное сражение, поединок для защиты достоинства и чести.
1 ведущий:
(зачитывает строки кулачного боя из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажень,
Для охотницкого бою, одиночного…
Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил впервой купца Калашникова,
И ударил его посередь груди –
Затрещала грудь молодецкая,
Пошатнулся Степан Парамонович;
На груди его широкой висел медный крест
Со святыми мощами из Киева,
И погнулся крест, и вдавился в грудь;
Как роса из-под него кровь закапала;
И подумал Степан Парамонович:
«Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!»
Изловчился он, приготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча…
5. Почему с 1810 года каждый новогодний праздник в доме Арсеньевых проходил в трауре?
Станционный смотритель:
В ночь на 1 января 1810 года трагически оборвалась жизнь деда М.Ю.Лермонтова, Михаила Васильевича, капитана лейб-гвардии Преображенского полка: 42-летний Арсеньев, увлеченный молоденькой соседкой по имению А.М. Мансыревой, ждал ее на новогоднее домашнее представление пьесы «Гамлет», но та не приехала. Находясь в возбужденном состоянии, он принял яд.
6. В роду Лермонтовых старшим сыновьям давали непременно имена Петр и Юрий. Триста лет ненарушаемо держалась эта традиция, и новорожденного сына Марии Михайловны Арсеньевой - Лермонтовой должны были по традиции назвать Петром. Кто настоял на том, чтобы новорожденного мальчика назвали Михаилом?
Станционный смотритель:
Бабушка Е.А.Арсеньева настояла на том, чтобы мальчика назвали Михаилом в память о покойном муже. Юрий Петрович Лермонтов, отец будущего поэта скрепя сердце пошел на уступку теще, чтоб не вступать с нею в затяжной конфликт.
7. Этот роман был впервые напечатан в 1873 году и основан на подлинных исторических событиях, связанных с Крестьянской войной под предводительством Е.И.Пугачева в Пензенском крае. Мальчик Лермонтов, общаясь с крепостными, постоянно сталкивался с именем Пугачева, ибо многие места Пензенского уезда были охвачены пугачевским движением: «Отряды пугачевцев были в шести километрах от села Тарханы. Совсем рядом, в Калдуссах повстанцами был повешен ненавистный крестьянам помещик Барятинский. В самих же Тарханах управляющий имением Злынин, чтобы спасти себе жизнь, сам раздал весь барский хлеб крестьянам». А.Меринский, товарищ поэта по юнкерской школе, вспоминал: «Раз, в откровенном разговоре со мной, он мне рассказал план романа, который задумал писать прозой и три главы из которого были им тогда уже написаны. Роман этот был из времен Екатерины II, основанный на истинном происшествии, по рассказам его бабушки…» О каком произведении идет речь?
Станционный смотритель:
Роман «Вадим»
Жюри подводит итоги конкурса «Краеведческий».
1 ведущий: Мы приближаемся к бульвару «Поэтическому». Каждая команда подготовила выразительное чтение наизусть любимого стихотворения М.Ю.Лермонтова. Задача жюри - оценить, насколько выразительно, душевно, артистично прочитано стихотворение поэта.
Жюри подводит итоги конкурса «Поэтический».
2 ведущий: Следующая станция на пути нашего путешествия по следам великого Поэта М.Ю.Лермонтова – «Литературно-опознавательная». Уважаемые команды, ваша задача – вспомнить, из каких произведений Лермонтова взяты предложенные вам отрывки, и назвать героев произведения Лермонтова, узнав их по портрету. (ведущие по очереди задают вопросы командам)
Из каких произведений эти строки?
1 ведущий:
Его убийца хладнокровно
Навел удар…спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет. («Смерть поэта»)
2 ведущий:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж за Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой… («Бородино»)
1 ведущий:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой! («Парус»)
2 ведущий:
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно. («Родина»)
1 ведущий: Чей это портрет?
«Он был среднего роста: стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климата…» (Григорий Александрович Печорин)
2 ведущий: «На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду…» (штабс-капитан Максим Максимыч)
1 ведущий: «Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу…» (Бэлла)
2 ведущий: «Она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностью…» (Вера)
Жюри подводит итоги конкурса «Литературно-опознавательный».
1 ведущий: А наше путешествие продолжается, и кареты подъезжают к станции «Архивная». Вопросы этого конкурса связаны с фактами из биографии великого поэта Лермонтова. Каждая команда получает страницу из архива. Ваша задача – вспомнить и рассказать об указанном событии, о людях, с которыми Лермонтова свела судьба, как можно подробнее. На подготовку вам дается 3 минуты. Максимальное количество баллов, которое вы можете заработать в этом конкурсе, -6. Жюри учитывает правильность, глубину и языковое оформление ответа. А пока команды работают с архивами, мы предлагаем зрителям заработать очки для любимой команды.
Вопросы для зрителей:
1. С каким зверем встретился в горах Кавказа и вступил в сражение герой поэмы Лермонтова «Мцыри»? (с барсом)
Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лег,
Играя, навзничь на песок.
То был пустыни вечный гость –
Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, - и на нем
Шерсть отливала серебром.
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы…
2. За что был первый раз сослан на Кавказ М.Ю.Лермонтов? (за стихотворение «Смерть поэта»)
3. Как называется стихотворение Лермонтова, в котором его герой «ищет бури»? («Парус»)
4. Как называется старое географическое название местечка Тамань, где оказался Печорин, герой романа Лермонтова «Герой нашего времени»? (Тьмутаракань).
5. Кому посвящено стихотворение Лермонтова «Смерть поэта»? (А.С.Пушкину)
6. По первым строкам продолжите стихотворение Лермонтова:
Печально я гляжу на наше поколенье!
(Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…) «Дума»
Тучки небесные, вечные странники!
(Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную…) «Тучи»
Ночевала тучка золотая
(На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…) «Утес»
Выхожу один я на дорогу;
(Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит)
Страницы из архива.
1. Кому посвящены ранние юношеские стихотворения М.Ю.Лермонтова? Вспомните этих женщин. Что вы знаете о взаимоотношениях М.Ю.Лермонтова с этими женщинами?
***
Я не достоин, может быть,
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
***
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем.
1 ведущий: (перед ответом команды)
«Во всяком сердце, во всякой жизни пробежало чувство, промелькнуло событие, которых никто никому не откроет, а они-то самые важные есть», - писал когда-то Лермонтов. Когда Лермонтову исполнилось 15 лет, последовала целая серия юношеских увлечений. Поэту было чуждо отношение к любви как мелкой интрижке, «забаве», которая не оставляет никакого следа в жизни человека. Любовь для Лермонтова – «союз двух душ».
Станционный смотритель:
Первое серьезное и весьма неудачное любовное увлечение Лермонтов познал к Е.А.Сушковой, «мисс черноокой», с которой поэт познакомился летом 1830 года в имении родственников Столыпиных под Москвой.
-Наталье Ивановой, дочери драматурга Ф.Ф.Иванова, девушке удивительной красоты; юный Лермонтов был в нее без памяти влюблен, но Наталья Федоровна предпочла ему одного из его друзей.
- Варваре Александровне Лопухиной, она не была красавицей, но Лермонтов полюбил ее:
Она не гордою красою
Прельщает юношей живых.
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее – не стан богини…
Но голос в душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
Эта любовь была самой глубокой. Но их отношения также не сложились.
2 ведущий:
Первое знакомство. «Молоденькая, милая, умная, как день, и в полном смысле восхитительная» Варенька Лопухина (ей было тогда 16 лет) и застенчивый, порывистый Мишель Лермонтов, студент Московского университета. А затем трехлетняя разлука: учеба Лермонтова в Школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге и служба в столичной гвардии со всеми вытекающими из нее соблазнами и развлечениями для молодого офицера. Не дождавшись приезда Лермонтова в отпуск, Варенька выходит замуж под давлением родителей за помещика Н.Ф. Бахметева, человека пожилого и нелюбимого: это оставило неизлечимый след в сердце поэта. Варвара Александровна скончалась после тяжелой болезни в 1851 году, на 10 лет пережив Лермонтова.
2. Сколько дуэлей было в судьбе Лермонтова? Кто был противником Михаила Юрьевича на дуэлях? Чем закончились дуэли?
Станционный смотритель:
Дуэль – дворянский способ решить спор, смыть оскорбление, восстановить честь собственную и близких. В судьбе Лермонтова было 2 дуэли. Первая дуэль Лермонтова произошла в 1840 году с французом Эрнестом де Барантом и окончилась благополучно.
Барант: До меня дошли слухи, что Вы, господин Лермонтов, распространяете обо мне порочащие мою честь эпиграммы
Лермонтов: Верить сплетням – удел неумных женщин. Я считаю даже излишним вступать с вами в объяснение по такому поводу.
Барант: Вы поступаете неблагородно. Советую Вам взять свои слова обратно.
Лермонтов: Я не нуждаюсь в ваших советах, сударь.
Барант: Если бы я был в своем отечестве, я бы знал, как поступить с Вами.
Лермонтов: В России правила чести соблюдаются так же строго, как и во Франции.
Начало этого разговора произошло раньше: де Барант осмелился во всеуслышание защищать Дантеса, убийцу Пушкина! Мог ли стерпеть это Лермонтов?!
18 февраля 1840 года за Черной речкой состоялась дуэль М.Ю.Лермонтова с де Барантом, сыном французского посланника. Сначала дрались на шпагах, потом перешли на пистолеты. Де Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов отвел руку в сторону и выстрелил в воздух. Виновником дуэли был признан поэт. В наказание его послали снова на Кавказ. Де Барант остался безнаказанным.
Вторая дуэль закончилась для Лермонтова трагически.
1 ведущий: (фрагмент стихотворения Е.Растопчиной):
Не просто, не в тиши, не мирною кончиной,-
Но преждевременно, противника рукой –
Поэты русские свершают жребий свой,
Не кончив песни лебединой!..
2 ведущий: (фрагмент стихотворения Агеева)
Парк шумел, как будто спрашивал,
Что случилось? Что стряслось
На земле такое страшное,
Что ослеп весь дом от слез?
Черным пологом опутала
Землю траурная весть.
Свет погас на гребне купола,
Что держал под небом крест.
1 ведущий:
15 июля 1841 года у подножия горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит на дуэли русский поэт Михаил Лермонтов.
Чтец 3: П.Антокольский
Гроза в Пятигорске (отрывок)
Гроза разразилась и с юноши мертвого
Мгновенно сорвала косматую бурку.
Пока только гром наступленье развертывал,
А страшная весть понеслась к Петербургу.
Железные воды и кислые воды
Бурили и били в источниках скал.
Ползли по дорогам коляски, подводы,
Арбы и лафеты. А юноша спал.
Он спал, ни стихов не читая, ни писем,
Не сын у отца и у века не пасынок.
И не был он сослан, и не был зависим
От гор этих, молниями опоясанных.
Он парусом где-то белел одиноким,
Иль мчался по круче конем легконогим,
Иль с барсом сцепившись, катился, визжа,
В туманную пропасть…
2 ведущий: «Странную имеют судьбу знаменитейшие наши поэты, большая часть из них умирает насильственною смертью. Таков был конец Пушкина, Грибоедова, Бестужева-Марлинского…Теперь получено известие о смерти Лермонтова. Он был прекрасный офицер и отличнейший поэт, иные сравнивают его даже с Пушкиным. Не стало Лермонтова! Сегодня получено известие, что он был убит 15 июля в Пятигорске на водах; он был убит, убит не на войне, не рукою черкеса или чеченца, увы, Лермонтов был убит на дуэли – русским!..» (Из дневника современника Лермонтова А.Я.Булгакова).
1 ведущий:
И снова, как огни мартенов,
Огни грозы над темнотой.
Так кто же победил – Мартынов
Иль Лермонтов в дуэли той?.. (Б.Ахмадулина)
Как нам, людям 21 века, разобраться в этой дуэли?
2 ведущий: Как понять, кто был прав и не прав?
1 ведущий: Как войти в ту реку времени, что многое унесла с собой, но оставила великое имя: Михаил Юрьевич Лермонтов…
2 ведущий: И окрасила черной краской имя убийцы: Николай Соломонович Мартынов…
1,2, ведущие уходят за сцену. Выходит учитель (подходит к столику и берет том стихотворений М.Ю.Лермонтова).
Учитель: Да просто взять томик М.Ю.Лермонтова, перечитать его стихи, поэмы, романы и прийти к пониманию того, что любой талантливый человек, с его взглядами не мог быть счастлив в обществе сплетен, интриг, личной несвободы, был обречен на трагическую гибель в «стране рабов, стране господ».
Учитель уходит, звучит музыка (или стихи в исполнении мастеров слова «И скучно и грустно»)
1 ведущий: Поразительно, но М.Ю.Лермонтов, казалось бы, предвидел свою гибель на дуэли.
Чтец 4 исполняет отрывок из стихотворения Лермонтова:
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж…Да что? Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был,
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю…
2 ведущий: Перед отъездом на Кавказ известная гадалка в Петербурге напророчила Лермонтову отставку, «после коей уж ни о чем просить не станешь».
Звучит стихотворение «Не смейся над моей пророческой тоской…» в исполнении мастеров слова.
1 ведущий: А в жизни будет ссора с недавно вышедшим в отставку майором Николаем Соломоновичем Мартыновым, земляком Лермонтова, с которым поэт вместе учился в юнкерской школе. Лермонтов хорошо знал семейство Мартыновых, бывал у них, дружил с сестрами своего товарища.
2 ведущий: Смерть Лермонтова потрясла всю Россию. (На экране – видеофильм с танцем 19 века). При дворе по-прежнему - маскарады, балы, по-прежнему гремит музыка, и пышно разодетые дамы, мужчины в расшитых золотом мундирах и в черных фраках медленно проплывают в танце по сверкающему паркету среди мраморных колонн огромного зала, но все разговоры – только о дуэли Лермонтова и Мартынова и о трагической гибели гениального поэта. Как у Мартынова могла подняться рука на Лермонтова – на своего земляка, на замечательного человека?
Девушки-рассказчицы (в одежде 19 века, произносят по очереди):
-Из-за чего ссора? Неужели из-за очередной карикатуры?
-До меня дошел слух, что, проводя время в Пятигорске в доме известного генерала Верзилина, Лермонтов пошутил в адрес Мартынова, назвав того «Горец с большим кинжалом». Поэт имел в виду действительно карикатурный портрет Мартынова в черкесском костюме. Оскорбленный Мартынов якобы догнал Лермонтова, выходящего из дома, и попросил «оставить свои шутки при дамах», и даже пригрозил вызвать поэта на дуэль. Может быть, эта шутка Лермонтова – последняя капля, переполнившая чашу терпения?
-Или дуэль произошла из-за якобы распечатанного Лермонтовым письма матери и сестер Мартынова сыну и брату?
-Так ведь все знали, что Лермонтова тогда обокрали на самом деле, вытащив и письмо с деньгами!
-Или Мартынов безмерно завидовал Лермонтову, ведь он сам пробовал писать стихи!
-А может, за спиной Мартынова стояли люди, которым была выгодна смерть Лермонтова на дуэли? Ведь Мартынов по характеру был человеком самовлюбленным, но слабовольным, а по уму – весьма недалеким, он всегда находился под чьим-нибудь влиянием. Обидчивый и вспыльчивый, Мартынов мог вызвать Лермонтова на дуэль, но хладнокровно довести дело до убийства без подстрекательства со стороны - вряд ли. Многим влиятельным личностям не нравились выходки и полные юмора проделки поэта, самобытность и независимость его суждений. Двор не любил Лермонтова. Не случайно, узнав о злодейском убийстве Лермонтова, царь произнес подлые слова: «Туда ему и дорога».
-Не потому ли секунданты так запутали следствие, что неясно, кто был чьим секундантом и все ли четверо присутствовали у горы Машук в 7 часов вечера 15 июля 1841 года?
Девушки-рассказчицы уходят.
1 ведущий: Секундант Мартынова князь Александр Васильчиков, 23 лет от роду, впоследствии крупный государственный чиновник.
2 ведущий: Секундант Лермонтова корнет Михаил Глебов (во время дуэли ему было 22 года), погиб в бою на Кавказе через 6 лет.
1 ведущий: Что скрыли они тогда от следствия?
2 ведущий: Что могли бы рассказать?
Ведущие уходят за сцену. 4 юноши-рассказчика выходят на сцену, звучит музыкальное сопровождение.
1 юноша: Отдаленный гром перекатывался, глухо ворча. Приближалась гроза, и поэтому место для поединка – небольшую и довольно покатую полянку - выбрали второпях, вблизи от дороги.
2 юноша: Один из секундантов отмерил шаги – их всего десять.
3 юноша: Пистолеты, вопреки правилам, взяты не дуэльные, а кухенрейтерские, крупного калибра.
4 юноша: Впрочем, условия противников ведь равны?! Каждый имел право на три выстрела.
1 юноша: Лермонтов говорит спокойно: «Николай Соломонович, мы с тобой часто по-пустому ссорились и дразнили друг друга, но никогда врагами не были».
2 юноша: «Я предлагаю начинать дуэль, пока не началась гроза!» - громко возразил Мартынов.
3 юноша: «Я выстрелю, но только не в тебя», - произнес поэт. Лермонтов не целится, он медленно поднимает руку с пистолетом вверх, в тучу…
4 юноша: «Так стемнело, что я не вижу пистолетной мушки!» - взволнованно говорит, упорно целясь, Мартынов.
1 юноша: «Стреляйте, господин Мартынов, или я разведу вас!»
2 юноша: Яркая молния освещает белым огнем лицо Лермонтова, прекрасные темные глаза, насмешливо презрительный рот.
3 юноша: Громовой раскат, от которого вздрогнули горы, заглушает выстрел.
4 юноша: Но гибкое тело Лермонтова падает на землю, точно срезанное серпом.
1 юноша: Первым к Лермонтову подбежал секундант Глебов и, наклонившись, услышал последние слова Лермонтова: «Миша, я умираю».
2 юноша: Если бы рядом был врач или, хотя бы экипаж, чтобы отвезти раненого поэта в город, может быть, поэт остался жить. Но ничего этого не было.
3 юноша: И тут, казалось, сама природа выразила свою скорбь и негодование. Раздался оглушительный удар грома. Потоком хлынул ливень. Секунданты бросились в город, оставив бездыханное тело поэта под проливным дождем.
4 юноша: Когда они вернулись с доктором и экипажем, было уже слишком поздно.
4 юноши-рассказчика уходят.
1 ведущий: Выписка из медицинского освидетельствования: «Пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, пробила правое и левое легкое, поднимаясь вверх, вышла между 5 и 6 ребром левой стороны». Пуля прошла навылет, убив Лермонтова на месте.
2 ведущий: Из письма бабушке: «Дорогая бабушка, пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, Мартышкой, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не промахнется. Я понял по его злобному взгляду».
1 ведущий: «Мертвый Лермонтов лежал под дождем. Много еще чего было гадкого и глумливого: и хоронить по христианскому обычаю не хотели, и царь сказал: «Собаке собачья смерть». Ну а как были наказаны повинные в гибели поэта? Вот строки из документа: «Майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на 3 месяца и передать церковному покаянию, а князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго из уважения к полученной им в сражении тяжелой ране». (Отрывок из пьесы Ю.Нагибина «Заступница»).
Чтец 5:
Он был рожден для счастья, для надежд
И вдохновений мирных! – Но, безумный,
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной;
И мир не пощадил - и бог не спас его!
Но до конца среди волнений трудных,
В толпе людской и средь пустынь безлюдных
В нем тихий пламень чувства не угас…
Он сохранил и блеск лазурных глаз,
И звонкий детский смех, и речь живую,
И веру гордую в людей и жизнь иную.
Чтец 6:
На севере свищут метели,
На юге черешня цветет.
Поручик убит на дуэли,
А Лермонтов с нами живет.
Чтец 7:
Судьбы и времени седого
Не бойся, молодой певец!
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений!
Жюри оглашает итоги конкурса «Архивный», общий итог игры.
1 ведущий: Вот и закончилось наше путешествие. Но мы просим еще на несколько минут задержаться в родных Лермонтову Тарханах.
2 ведущий: (на фоне музыки) В густом тенистом парке, что раскинулся за прудом, кажется, все так же, как было сто с лишним лет назад. В комнатах бабушкиного дома, кажется, навсегда задержался прошедший век: все так же, как и при жизни Михаила Юрьевича, расставлена мебель; на столе лежат его личные вещи – шкатулка орехового дерева, сопровождавшая в скитаниях по Кавказу, черный жестяной портсигар, альбомы с рисунками; на стене висит написанная им картина «Кавказский вид возле селения Сиони»…Тебя постепенно охватывает какое-то смутное чувство, как будто ты перенесся на сто лет назад. И ближе и понятнее становится жизнь поэта и его чудесные творения.
Олег Савин
Тарханы
Перелоги, рощи да поляны,
Солнцем обожженные поля,
Мир и свет вам!
Здравствуйте, Тарханы,
Дом поэта и его земля.
Мы пришли сюда под эти своды,
Боль свою и горечь принесли.
Над поэзией не властны пули,
Молний высверк и грома каскад.
Значит, жив поэт. Он в нашей яви.
Все проходит в мире: деньги, слава,
А поэзия всегда жива.