Внеклассное мероприятие в 6–7 классах по басням И.А. Крылова (викторина)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Сафоново Смоленской области
Внеклассное мероприятие
в 6-7 классах
по басням И.А.Крылова
(викторина)
Подготовила и провела:
Маракова Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Внеклассное мероприятие по басням И.А. Крылова (викторина)
Цели:
– продолжить знакомство с творчеством великого русского баснописца; учить анализировать, делать выводы;
– развивать сотворчество и сотрудничество в группах;
– развивать творческие способности учащихся при помощи игровых технологий
Форма проведения: викторина с элементами инсценировки.
Оборудование:
портрет И. А. Крылова;
эпиграф “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”.
рисунки ребят к басням;
герои басен (игрушки) и мешок
презентация по творчеству И.А. Крылова
выставка книг
Ход мероприятия
(Эпиграф «Люблю, где случай есть пороки пощипать»)
Учитель. Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Ученик. Родился И.А.Крылов 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.
Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
Учитель. Вот уже больше двухсот лет и взрослые, и дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья, смеялись над глупой Вороной. И сегодня давайте вспомним некоторые факты из жизни замечательного баснописца.
Ученик 1. И. А. Крылов (1769-1844 гг.) родился 2 февраля 1769 г. в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжёлых условиях.
Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером.
Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Своему сыну Андрей Прохорович оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.
Ученик 2. Всего И.А.Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…».
В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.
Учитель. Наше мероприятие «Викторина по басням И. А. Крылова» пройдет в форме игры – соревнования между двумя командами. Итак, команда 6-класса в составе 8 человек называется «Лисицы», капитан команды – Посыпкин Максим, команда 7-класса – (8 человек) имеет название «Соловей», капитан команды – Юдин Максим. Поприветствуем наших участников.
Учитель. В каждой игре, как ни крути,
Должно быть строгое жюри.
Сегодня команды оценят, друзья, –
Наши 10-классники и учителя.
Состав нашего жюри: Паушкин А.В. – учитель истории, ОБЖ и обществознания, Дубова И.Д. – учитель русского языка и литературы, Борунова Елизавета – ученица 10-класса.
Учитель. Условия конкурса. По предварительной жеребьевке первой отвечает на вопросы команда «Соловей». На обсуждение каждого вопроса дается 30 секунд. Если готов ответ досрочный, капитан команды поднимает сигнальный светофор. Просьба к болельщикам и всем присутствующим - не подсказывать и ничего не произносить вслух – за подсказки команде будут сниматься баллы. Если на вопрос затрудняется ответить команда, отвечает команда соперников.
Итак, первый конкурс называется «Разминка».
1.Каким предметом Мартышка пользовалась таким образом: «То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет?» (Очками).
2.Кто сказал Стрекозе: «Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши?» (Муравей).
1.У кого Осел предлагал учиться Соловью? (У Петуха).
2.Чем «потчевал сосед Демьян соседа Фоку»? (Ухой).
1. Из какой басни слова: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»? («Зеркало и обезьяна»).
2. Из какой басни слова: «Вперед чужой беде не смейся, Голубок»? (Чиж и Голубь»).
2. Второй конкурс – «Афоризмы, крылатые слова».
1. Что такое афоризм?
2. Что такое крылатое выражение?
1. А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь! « Квартет»
2. А Васька слушает да ест. « Кот и Повар»
1. Усильного всегда бессильный виноват. « Волк и ягнёнок»
2. Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. « Стрекоза и Муравей»
Третий конкурс называется «Узнай басню по иллюстрации». Попрошу капитанов команд снять с доски по две иллюстрации и дать правильное название басни и перечислить главных героев.
4. Четвертый конкурс - «Мораль сей басни такова…».
1. За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку («Кукушка и Петух»).
2. Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! («Две собаки»).
Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок («Ворона и Лисица»).
Невежда так же в ослепленье бранит науки и ученья, и все ученые труды.
Не чувствуя, что он вкушает их плоды («Свинья под Дубом»).
А я бы Повару иному велел на стенке зарубить,
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить («Кот и повар»).
Когда в товарищах согласья нет, -
На лад их дело не пойдет
И выйдет из него не дело, только мука («Лебедь, рак и щука»).
5. Пятый конкурс – «Кот в мешке». (В мешке лежат игрушки – животные, капитан команды вытаскивает одну игрушку и команда должна назвать по три басни Крылова с этим животным).
Назовите по три басни Крылова о:
лисе (“Ворона и Лисица”, “Лиса”, “Лисица и Осёл”, «Лисица и виноград», «Лиса-строитель», «Крестьянин и Лисица»)
волке (“Волк и Ягнёнок”, “Волк на псарне”, “Волк и овцы”, «Волк и журавль»)
6. Шестой конкурс – Кроссворд «И А. Крылов». (3 минуты).
Кроссворд “Басни Крылова”
– Разгадайте кроссворд, составленный по басням И.А. Крылова.
1. Кто смеялся “вперёд чужой беде”? (Голубь.)
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна.)
3. У кого к зиме под мостом “был готов и стол, и дом”? (Муравей.)
4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости. (Ворона.)
5. Кто без драки “хочет попасть в большие забияки”? (Моська.)
6. Один из героев, которые “везти с поклажей воз взялись”. (Рак.)
7. Кого “по улице водили, как будто напоказ”? (Слон.)
Игра с болельщиками – «Узнай басню по цитате».
Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми. А произнесли их впервые герои.
Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.
“И в сердце льстец всегда отыщет уголок” (“Ворона и Лисица”)
“Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”)
“А ларчик просто открывался”. (“Ларчик”)
“А Васька слушает, да ест”. (“Кот и Повар”)
“Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!” (“Слон и Моська”)
“А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь” (“Квартет”)
“Сильнее кошки зверя нет”. (“Мышь и Крыса”)
“Слона-то я и не приметил”. (“Любопытный”)
“Вперёд своей беде не смейся, голубок” (“Чиж и Голубь”)
“Как белка в колесе”. (“Белка”)
7. Седьмой конкурс – « Узнай басню».
Ведущий. Сейчас вам будет предложено несколько слов из двух хорошо известных вам басен. Все слова в форме Именительного падежа. Вы должны отгадать название двух басен.
1.“Лягушка, луг, Вол, околела …”
“Ларчик, открыть, замок, секрет …”
2.“Петух, Жемчужное зерно, куча, пустяк …”
“Осел, Соловей, защелкать, певец …”
Ответы: (1. “Лягушка и Вол», «Ларчик», 2. «Петух и Жемчужное зерно», «Осел и Соловей»).
8. Восьмой конкурс – «Знаем содержание».
1.Куда попал « Волк ночью, думая залезть в овчарню»? (На псарню).
2. Кто у Волка из пасти вытаскивал кость? (Журавль).
1.Что Лев поручил строить Лисе? (Курятник).
2.Чем пыталась угостить Лиса Волка в басне «Волк и Лисица? (Сеном).
1. Как «наказали» Щуку в басне «Щука»? (Бросили в воду).
2.Чем закончилась попытка Лягушки раздуться до размера Вола? (Лопнула).
(Слово предоставляется жюри)
9.Девятый конкурс – « Помоги герою басни найти свою пару» (конверты).
Свинья – Дуб.
Моська – Слон.
Повар –Васька.
Ворона – Лисица.
Ягненок – Волк.
Кукушка – Петух.
Муравей – Стрекоза.
Фока – Демьян.
Жужу – Барбос
Орел - Куры
10. Десятый конкурс - « Здравствуй, театр!» (инсценировка басен Крылова)
Ведущий.
Мы приглашаем вас в театр,
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,
Раскрыть свой начинающий талант
И показать, как исполняем роли.
Учитель. Поздравляем победителей, вручаем призы. Надеюсь, вы открыли для себя еще одну страничку о Крылове, а его произведения останутся для вас умной и нужной книгой.
Для выполнения задания №3
Заключительное слово ученика.
А. С. Пушкин сидит на скамейке и беседует о чем-то со своим другом Иваном Андреевичем Крыловым. Новая скульптура на реставрируемой Советской площади города вызывает всеобщий интерес. Люди проходят, смотрят на ведущих о чем-то тихий разговор классиков, фотографируются и спорят. Многие наивно полагают, что название городу, образованному 79 лет назад, дали в честь гениального стихотворца. Но это совсем не так. Здешними бескрайними лесами в XIV веке владел боярин Григорий Морхинин по прозвищу Пушка. Возникшее село народ и нарек — Пушкино. Затем и городу досталось это имя. Но Григорий Морхинин — предок дворянского рода Пушкиных.
Юсупова Т. И.