Цель: закрепить и обобщить полученные знания учащихся по творчеству И.А.Крылова.

Задачи:
— развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе;
— развивать творческие способности учащихся;
— развивать устную речь.



Методы : словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория:6-7-8 класс

Здравствуйте, ребята! Начинается конкурс знатоков басен замечательного русского поэта И.А.Крылова.

Его басни дойдут до потомства и никогда не
потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они
обратились в народные пословицы, а народные
пословицы живут с народом и их переживают
В.А.Жуковский

 

Мы с вами проведем небольшой конкурс-разминку.
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (ель)
— Что пленило лисицу? (сырный дух)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (шея)
Молодцы!

 

1. Крылатые выражения.
(кратко, в образной форме выраженная мысль, ставшая поговоркой. Поговорки лишены прямого поучительного смысла)

Учитель

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.(М. В. Исаковский)

А вы знаете и сможете ли продолжить выражения, которые стали уже крылатыми? Давайте проверим

1. «Ты всё пела? Это дело:…» (так поди же, попляши
2. «А вы, друзья, как не садитесь…» (все в музыканты не годитесь)
3. «Кукушка хвалит петуха …» (за то, что хвалит он Кукушку)
4. «У сильного всегда…»(у сильного всегда бессильный виноват)
5. «Слона — то я и не ….» (приметил)
6. «А Васька слушает да …» (да ест)
7. «Когда в товарищах согласья нет…» (на лад их дело не пойдет)
8. «И в сердце льстец всегда отыщет…» (уголок)

 

2. Назови басню.

Из каких басен эти строки?(Слайд.)

«Очков с полдюжины она себе достала; вертит Очками так и сяк…»
— «Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и дом»
— «Спой, светик, не стыдись!»
— «А только воз и ныне там!»
— «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
— «Ты сер, а я приятель сед, И волчью вашу я давно натуру знаю»

(«Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей», «Лисица и ворона», «Лебедь, рак да щука», «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне»)

 

3. Загадочные животные

В каких баснях встречаются эти животные? (Слайд.)

«Ворона и Лисица»
— «Кукушка и Петух»
— «Стрекоза и Муравей»
— «Лебедь, Рак да Щука »
— «Квартет»
— «Очки и Обезьяна»
— « Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
— « Слон и Моська»


4. Краеведение (отрывки из басен А.Пинаева)
Поэтическая остановка. Прослушаем отрывки из басен в исполнении артистов и назовем, какая это басня?
 

5. Загадочный ларец. Нам в вагон занесли ларец. Интересно, что в нем лежит? Надеемся, вы нам поможете(Слайд.)

В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, "что там за рожа".
— В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.
— В ящике лежит предмет, дух которого Лису остановил.
— В ящике лежит предмет, без которого не смог бы сыграть ни один музыкант.
— В ящике лежит предмет, который особенно любит кушать свинья.


6. Путаница. Мы с вами так долго ехали, что совсем запутались. Помогите нам: необходимо найти и исправить ошибки(Слайд.)

— «Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Кукушки глаз не сводит».
— «Ворона
гавкнула во все воронье горло».
— «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись
».
— «Почуя серого так близко
собаку, Псы залились в полях и рвутся вон на драку».

7. Кто быстрее?

— Скажите, что такое антонимы?
Конечно же, мы должны уметь сравнивать поступки героев басен и находить то, что можно противопоставить глупости, хитрости, грубости и т.д
Нам необходимо подобрать слова-антонимы к следующим словам:
(Слайд.)

глупый –
трудолюбивый –
хитрый –
скромный –

вежливый –
 

8. Подберите пословицу к басне

Какая мораль у басен? Что высмеивает автор? Задание: подберите пословицу к басне




9. Работа с карточками и иллюстрациями.

Задание: узнай басню по иллюстрации, назови мораль и пословицу.







10. Нарисовать иллюстрацию к басне за 5 мин. Рисует команда.

11. «Что? Где? Когда?».

- Что было в руках у музыкантов? (альт, бас, 2 скрипки)

- Где Барбос увидел свою старую знакомку Жужжу? (на окне, на мягкой пуховой подушке)

- Когда какой-то птицелов наловил по рощам Соловьёв? (весной)

- Где и когда Муха встретилась с Пчелой? (в саду, весной)

- Что увидела голодная кума Лиса в саду? (виноград).

- Что нашёл Петух, навозну кучу разрывая? (Жемчужное зерно)

- Где Мартышка увидела свой образ? (в зеркале)

- Когда Волк повал на псарню? (ночью)

- Что Ворона выронила из клюва? (сыр)

- Когда Ягнёнок пришёл к ручью напиться? (в жаркий день)

- Где Свинья наелась желудей досыта, до отвала? ( под дубом вековым)

- Когда Стрекоза пришла к Муравью? (осенью)

- За что Кукушка хвалит Петуха? (за то, что хвалит он Кукушку)

- Где был Любопытный? (в Кунсткамере)

 

12. Инсценировка басен

Заключение
— А сейчас прочитайте эпиграф к уроку:
«Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народом и их переживают» (В.А.Жуковский)

— Согласны ли вы со словами русского поэта?

Комментарии
Комментариев пока нет.