Внеклассное мероприятие «Я и мир профессий»
Пояснительная записка к презентации
Задачи игры:
расширение представлений учащихся о мире профессий;
создание условий для самореализации участников занятий,
развитие коммуникативных компетенций.
Содержание игры: участники игры разбиваются на 2 команды и решают задачи.
Цель игры: каждой команде необходимо набрать как можно больше очков, решая задачи каждого этапа игры.
Необходимые материалы:
чистые листы формата А 4;
карточки-задания для команд;
маркеры.
Участники игры:
библиотекарь;
команды игроков (игра может проходить как между командами учащихся одного класса, так и между командами учащихся параллели 9-х классов);
жюри (родители, учителя, одноклассники).
Сценарий игры
Вступительное слово
Здравствуйте, девятиклассники, мне очень приятно видеть вас всех на нашем занятии! Самоопределение в жизни – это очень ответственный выбор, который может существенно повлиять на дальнейший жизненный путь каждого из вас.
Я считаю, что выбор профессии – это один из самых важных шагов, который делает каждый молодой человек. От того, каким он будет – это первый шаг – зависит многое.
Существует множество (более 10 тыс.) разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Давайте мы с вами выясним, что же влияет на наш выбор.
Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?
Востребованность на рынке труда.
Доходность.
Требования к физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).
Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).
Положительное влияние на семейную жизнь.
Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
Возможность карьерного роста (важно или не важно).
В нашем регионе большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.
Сегодня мы проведем игровую программу : «Я и мир профессий», где вам необходимо будет проявить свое знание профессий, логическое мышление, память и внимание.
Поприветствуем наши две команды – 9-А и 9-Б классов
1-й этап - "Презентация фирмы". (10 мин)
Каждая из команд должна придумать название фирмы, предприятия, организации, оформить название на формате А4. Члены команды являются работниками данной фирмы, предприятия, организации, соответственно каждый из них получает какую-либо профессию или должность в соответствии со спецификой своей фирмы, предприятия, организации. В итоге каждая команда представляет название фирмы, ее руководителя, сферу деятельности и своих "сотрудников".
2-й этап - "Конкурс - блиц" (Приложение 1 - его можно оформить в виде презентации).(15 мин)
Представители каждой команды по очереди вытягивают карточки-задание, в которых указ специалист и варианты его сферы деятельности. Необходимо выбрать правильный вариант. За каждый правильный ответ команда получает балл. Каждую новую карточку вытаскивает новый член команды. Команда сама решает, кто это будет, либо ведущий может использовать разные формы случайного выбора.
3-й этап - "Профлото" (Приложение 2 - нужно угадать профессию, ориентируясь на ее описание).
Начинают игру руководители команд. На столе представлены карточки-подсказки с описанием определенной профессии. Представитель от группы вытягивает первую карточку-подсказку и несет ее в свою команду. По этой подсказке группа должна решить, о какой профессии идет речь. Всего 5 подсказок. Если команда не может дать ответ, член команды берет вторую подсказку и т.д. Если команда дала правильный ответ после первой подсказки, то команда поучает 5 баллов, после 2 - 4 балла, после3 - 3 балл, после 4 - 2 балла, после 5 - 1 балл. Успех во многом зависит не только от знаний участников игры, но и от умений работать в группе и принимать групповые решения. Время для обсуждения - 1 мин.
4-й этап - "Задача для профессионала" (Приложение 3 - нужно решить предложенную задачу или ситуацию).
Каждой группе предстоит решить задачу, связанную с профессией, которую они отгадывали. Каждая команда получает карточку с задачей(одну, ибо по числу отгаданных профессий). Необходимо группой решить предложенную задачу. Время на обсуждение - 5 минут. Оценивается полнота ответа, аргументированность, творческий подход. Максимальный балл - 5.
5-й этап - "Рефлексия".
Пока жюри подводит итоги, ведущий предлагает ребятам провести рефлексию. На доску вывешивается ватман с вопросами:
Узнал ли что-то новое в ходе игры?
Понравилась, как работала группа? Каким образом принимали решение?
Самый интересный этап игры. Почему?
Ребятам даются стики, которые они приклеивают под вопросом на ватман, предварительно выразив свое мнение.
6-й этап - "Итоги, награждение".
Члены жюри подводят итоги, награждают победителей. Можно каждую команду отметить какой-либо номинацией.
ЛОГИСТ
Специалист, занимающийся логикой.
Специалист по организации транспортировки продукции.
Организатор конференций и научных саммитов.
ВЕБ-МАСТЕР
Специалист, который работает на компьютере.
Разработчик программ.
Разработчик проектов сайтов.
МАРКЕТОЛОГ
Специалист, работающий на рынке ценных бумаг.
Специалист по изучению рынка.
Специалист, который изучает товарные марки и бренды.
ФАНДРАЙЗЕР
Специалист, который ищет деньги и возможности для организации.
Фанат, которого нанимает "звезда".
Специалист, изучающий пути развития предприятия.
РR-агент
Специалист, связанный с политикой.
Специалист по рекламе и связям с общественностью.
Посредник между организациями и людьми.
ГЕРАНТОЛОГ
Специалист, изучающий жизнь героев
Специалист, который занимается изучением горных пород мезозойской эры.
Специалист, изучающий старения живых организмов.
СКРЕПЕРИСТ
Специалист, скрепляющий бумаги в архивах.
Штамповщик скрепок
Машинист скрепера (земельно-транспортной машины).
РАКЛИСТ
Специалист, воплощающий эскиз рисунка ткани в материал при крашении.
Специалист, занимающийся изучением и описанием ракообразных.
Художник, рисующий ракообразных.
МЕТРОЛОГ
Испытатель эскалаторов в метро.
Контролер измерительной техники.
Изготовитель швейного инструмента.
ВАЛЬЦОВЩИК
Специалист, управляющий процессом измельчения зерна на элеваторе.
Вальщик деревьев в лесу.
Специалист, изготавливающий коленчатые валы.
ПРОВИЗОР
Составитель меню.
Ревизионный работник столовой.
Работник аптеки, имеющий фармацевтическое образование.
КИНОЛОГ
Работник киностудии.
Собаковод.
Изготовитель киноэкранов.
ЭКОЛОГ 1.
Этот специалист так формулирует современный способ использования живых ресурсов природы - брать в природе только проценты, основную часть оставлять нетронутой. | 5 БАЛЛОВ |
Обладает способностью к убеждению, научной и гражданской смелостью, любит все живое, готов защищать природу, наблюдателен | 4 БАЛЛА |
Этот специалист констатирует: Но жадность сжигает людей иных | 3 БАЛЛА |
Проводит количественные учеты, инструментальные измерения, собирает образцы растений, животных, почв для изучения и анализа, работает в заповедниках | 2 БАЛЛА |
Этот специалист знает, что в начале 90-х годов каждый день в мире погибло около 50 видов животных, смывалось 87 млн. грязи, засорялось 55 га леса | 1 БАЛЛ |
МЕНЕЖДЕР ПО РЕКЛАМЕ 2.
Цель данного специалиста - продать товар или услугу. Эта работа привлекает молодежь | 5 БАЛЛОВ |
Опытные специалисты утверждают, что в их работе 5% творчества и 95% потения. Малейшая ошибка в их работе чревата убытками для компании, а для них - потерей работы. | 4 БАЛЛА |
Занимается оформлением логотипов, плакатов, работает на компьютере, ведет финансовые дела, изучает особенности продукта, услуги, способы распространения и потребления, представляет новые услуги | 3 БАЛЛА |
Доброжелателен, терпелив, общителен, инициативен, имеет творческий подход к делу. | 2 БАЛЛА |
Посещает клиентов, разрабатывает рекламные проспекты, продвигает рекламные услуги. | 1 БАЛЛ |
НАЛОГОВЫЙ ИНСПЕКТОР 3.
К ним не испытывает теплых чувств большинство населения всех стран. Их основная обязанность - работа с декларациями | 5 БАЛЛОВ |
Традиционная карьера - от младшего инспектора до заместителя министра финансов. Такал успешная карьера гарантирует постоянство работы, зарплаты и пенсию.. | 4 БАЛЛА |
Для государства это одна из самых экономически выгодных профессий, т.к. способствует пополнению бюджета | 3 БАЛЛА |
Специалист должен обладать здравым смыслом, неприятием коррупции и твердым характером, чувством справедливости | 2 БАЛЛА |
Он инспектирует декларации о доходах, определяет суммы налогов, осуществляет штрафные санкции | 1 БАЛЛ |
ПЛОТНИК 4.
Когда-то они гвоздями не пользовались, ценили топор, говоря: "Топор - всему делу голова". Эта профессия распространена и всегда нужна | 5 БАЛЛОВ |
Этот специалист на строительстве объекта занят от начала и до конца строительства. Он одевает здание в леса, вставляет окна, двери.. | 4 БАЛЛА |
Хорошо разбирается в древесине. Обладает художественными способностями, точностью и физической выносливостью | 3 БАЛЛА |
В работе ему помогают различные инструменты: рулетка, угольник, пила, отвес, ножовка. Свой глазомер этот специалист оценивает так: "Мой глаз - ватерпас | 2 БАЛЛА |
Эти специалисты всегда ценились в деревне, они строили дома, используя до 50 способов соединения бревен и гвоздей | 1 БАЛЛ |
ОПЕРАТОР ЭВМ 5
Специалист работает в нормальных бытовых условиях, хорошо освещенных вентилируемых помещениях. Рабочее положение - сидя за пультом. Спецодежда - специальный халат | 5 БАЛЛОВ |
Специалист должен хорошо различать световые сигналы различного цвета, уметь переключать и распределять внимание, иметь оперативную память, точность и скорость движений, высокую работоспособность | 4 БАЛЛА |
мелькают цифры на экране. | 3 БАЛЛА |
Основными противопоказаниями для выбора этой специальности являются: сердечно-сосудистые заболевания, низкий уровень развития свойств внимания (концентрацию, переключение, перераспределение) и недостаточный уровень самообладания | 2 БАЛЛА |
Специалист должен знать математику, физику, языки (русский и иностранный), устройство ЭВМ и правила пользования ею, условия безопасной работы | 1 БАЛЛ |
ЖУРНАЛИСТ 6
Этот специалист посещает места, где происходят интересные важные события, анализирует их, дает оценку ситуациям | 5 БАЛЛОВ |
Способен оригинально мыслить, глубоко понимать происходящее, должен быть объективным. Должен уметь писать тексты, сценарии, делать видео- и фотосъемки. | 4 БАЛЛА |
Участвует в пресс-конференциях, в различного рода демонстрациях, судебных заседаниях, военных операциях, встречах акционеров и т.п. | 3 БАЛЛА |
Сотрудничает с местной администрацией, милицией, службой скорой помощи, больницами и т.п | 2 БАЛЛА |
Местом его работы могут быть телевидение, радио, газета, журнал, любое периодическое издание, издательство, отдел по связям с общественностью фирм и компаний. | 1 БАЛЛ |
ОФИЦЕР 7
Для них характерны физическая выносливость, патриотизм, здравый смысл, качества лидера, базовые знания психологии, истории, экономики. Отличное знание своих обязанностей | 5 БАЛЛОВ |
Несколько раз за время службы меняет место жительства. Трудоустройство определяется условиями контракта. | 4 БАЛЛА |
Зарплата определяется званием, должностью, выслугой лет | 3 БАЛЛА |
Может работать в экстремальных ситуациях. Занимается подготовкой молодых солдат, анализирует военные акции, разрабатывает военные планы, документы. | 2 БАЛЛА |
Олег Газманов поет, что их сердце под прицелом, а карьера начинается с военного училища. | 1 БАЛЛ |
БУХГАЛТЕР 8
Специалист определяет, на какие счета нужно отнести доходы, а какие на - расходы. Сегодня таких специалистов в России более 1.000.000. человек | 5 БАЛЛОВ |
Им должен быть учтен каждый рубль, потраченный или заработанный компанией. Он должен уметь работать с цифрами и числами, в команде | 4 БАЛЛА |
Специалист должен иметь аналитические способности, логическое мышление, аккуратность. Проявлять бережливость и неприятие коррупции | 3 БАЛЛА |
Часть работы этого специалиста можно охарактеризовать поговоркой "Деньги счет любят" | 2 БАЛЛА |
Эта работа требует особой тщательности и ответственности. Главный итог работы специалиста - балансовый отчет, который ежеквартально представляется в налоговые органы. В России должность учреждена Петром I в 1700 г. | 1 БАЛЛ |
ПИЛОТ 9
Эти специалисты внешне выглядят всегда элегантно, имеют форму, им вверяют свою жизнь многие люди | 5 БАЛЛОВ |
От специалиста этой профессии требуется отличное здоровье. Эти специалисты ответственность за изучение оптимального маршрута, за контроль вех приборов, за общение с диспетчерами и другими службами | 4 БАЛЛА |
У работника должно быть острое зрение, хороший слух, развитая двигательная память, высокая работоспособность | 3 БАЛЛА |
Должен осуществлять подготовку всей полетной документации, быть готовым работать в экстремальных ситуациях, иметь чувство безопасности и сочувствие к людям | 2 БАЛЛА |
Они могут петь: Первым делом, первым делом самолеты, | 1 БАЛЛ |
Ситуация для офицера
Почти 300 лет назад шведская армия вторглась в Россию. Русское войско выступило под командованием Петра I .решающее сражение произошло под Полтавой. В ночь накануне битвы Петр не спал - одолевали заботы. Под утро вбежал Шереметьев и сказал, что на сторону шведов переметнулся унтер-офицер Семеновского полка. Петр задумался. Если пербежчик расскажет о русском лагере, то не миновать поражения. Особенно Перта беспокоил отряд новобранцев. Солдаты необстрелянные, могут сплоховать в бою. Шведы, узнав об этом, постараются направить удар по слабому месту. Что бы вы сделали на месте Петра?
(изменить план сражения, переодеть новобранцев в форму другого полка, закаленного в боях, а их - в форму новобранцев).
Ситуация для эколога
Поясните с точки зрения эколога каждую строчку:
эти, Байкал загубили которые,
только в Байкале живут эпишура, тюлень и :
надо, чтоб его воду не целлюлозило.
(эти - люди, 2 строчка - эндемики, 3 строчка - чтоб закрыли или перепрофилировали БЦБК)
Ситуация для менеджера
Вам необходимо дать рекламу нового товара, например, игрушки. Ваши шаги как менеджера по рекламе. Где разместить рекламу? В виде чего?
(учесть, на какой возраст рассчитана игрушка. Можно увеличенные игрушки разместить возле тех мест, где более всего детей, в витринах, на телевидении перед детской передачей.)
Ситуация для пилота
Полет воздушного судна состоит из нескольких этапов: взлет, набора высоты, горизонтального полета по маршруту, снижение, посадки. Два этапа требуют от пилота переключения внимания с прибора на прибор 300 раз, являясь самыми напряженными. Как ты думаешь, какие и почему?
(Взлет и посадка. Необходимо запустить все механизмы и учесть все земные факторы).
Ситуация для бухгалтера
Доход семьи состоит из зарплаты родителей - 6 тыс. раб, пенсии бабушки - 1,5 тыс. рублей и стипендии дочери - 500 руб. расходы на питание составляют 3 тыс. руб., на оплату жилья, света - 800 руб., на проезд в транспорте - 600 руб. на мед. обслуживание - 1000 руб. дочке в этом месяце необходимо купить сапоги, а они стоят 2800 руб. будет ли в этом месяце бюджет семьи дефицитен или профицитен, если сапоги купят?
(дефицитен на 200 руб., т.е. на 2,5 %).
Ситуация для оператора ЭВМ
Автоматическое устройство имеет две кнопки А и Б и экран. При включении на экране загорается число 0. при нажатии на кнопку А число удваивается. При нажатии на кнопку. Б число увеличивается на 1. как надо нажать кнопки, чтобы на экране появилось число 5?
(4 действия - Б,А,А,Б)
Ситуация для налогового инспектора
НДС (налог на добавочную стоимость) взимается с добавленной стоимости. Коммерсант закупил товар, затраты на который составили 30 тыс. руб. продал этот товар за 70 тыс. руб. какой размер налога в денежном эквиваленте вы должны требовать с коммерсанта при НДС - 20 %?
(НДС с 40 тыс. руб.= 8 тыс. руб.)
Ситуация для журналиста
Главный редактор пригласил вас к себе и, передав факты о злоупотреблении властью на заводе его директором, попросил написать об этом в сатирической форме. На следующий день вы принесли: а) очерк, б) репортаж; в) памфлет; г) шарж; д) статью; е) открытое письмо.
(Памфлет)
Ситуация для плотника
Вас просили поострить дом для семьи, которая рассчитывает, что в нем будут жить и внуки, и правнуки. Предложили на выбор бревна березовые, лиственничные и сосновые. Из каких бревен вы будете строить дом и почему? Какие вопросы зададите хозяевам относительно данной постройки?
(Строить дом из лиственницы, т.к. она пропитана смолами и долговечна, не гниет. Дом может простоять до 200 лет. Вопросы о площади, высоте, размещении комнат, окон, украшениях)
Список литерату,ры.
Миронова Т.Н. Игра "Профлото"// Классный руководитель - 2000 - №6
Смирнова Е.Е. На путик выбору профессии. - СПб.: КАРО, 2003г
Шмидт В. Р., Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8-11 класс,. - М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
Погромская Наталья Ивановна