МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»
ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Внеклассное занятие
«Всё в твоих руках»
Составила:
Солгалова Ольга Александровна
учитель МБОУ «СОШ№11» ИГОСК
п. Рыздвяный, Ставропольский край
год разработки программы 2022
Актуальность.
Основным средством обучения детей взаимодействию и сотрудничеству в начальной школе, является организация деятельности учащихся в малых группах в игровой форме, применяя «Метод «пазл».
Станислав Теофилович Шацкий писал, что Игра ребёнка – это жизненная лаборатория.
В игре повышается интерес к учёбе, развивающий эффект и мотивация учения, происходит развитие личности ребёнка, вырабатывается активная позиция.
Цель: применяя «Метод «пазл» на основе игровых подходов раскрыть возможности формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.
Задачи:
продемонстрировать способы формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
создать условия для активного взаимодействия детей между собой;
организовать рефлексию с целью определения его результативности.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экспозиционный экран, презентация «Всё в твоих руках».
План
1. Постановка проблемы «Яркое пятно»
2. Введение в тему «Всё в твоих руках»
3. Игровые приёмы с применением «метода «пазлов».
4. Рефлексия.
Ход занятия.
Мотивация занятию «Яркий образ»
- Я хочу рассказать вам одну историю. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не сумел на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку.
Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка у мудреца:
- Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мёртвая, я разомкну ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный».
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…»
- Да, действительно, всё в руках каждого из нас. Я надеюсь, что и на сегодняшнем занятии всё будет в ваших руках и у нас всё с вами получится.
2. Тема нашего занятия «Всё в твоих руках».
Ребята, давайте создадим две команды и проверим, как вы будете работать.
Приём «Паутинка»
Я попрошу вас образовать два круга. Прежде, чем перекатить (перебросить) клубочек следующему игроку, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. Я бросаю клубок любому из вас, а вы должны его поймать, поприветствовать друг друга и назвать своё имя, последний участник, получивший клубок, передаёт его снова мне. На что похоже наше переплетение?
(сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д.)
Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями, одноклассниками напоминают подобное переплетение нитей. Мы вместе становимся сильными, дружными.
- Положите «паутинки» на пол, что у нас получилось?
- Восьмерка.
Да две паутинки образовали восьмерку, а восьмерка, это символ бесконечности и я надеюсь, что ваша дружба будет на все времена. Сейчас осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в один клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся».
Вывод: такой приём помогает установить доброжелательную атмосферу, повысить внутригрупповое доверие.
3. Игровой приём.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
К. Сухомлинский.
А сейчас это мы проверим на практике.
В школе совершенно преступление. Обнаружены следы преступника, который перепутал все портфели и устроил беспорядок в классах, в школьных помещениях.
За победу в каждом конкурсе команда будет получать букву из имени злоумышленника.
Распутать следы вам помогут знания.
Задача команд знатоков, набрать наибольшее количество букв из имени преступника.
Из каждой команды мы возьмём по два эксперта. Эти ребята будут определять, смогла ли команда распутать след.
И так, начнём.
1-й след
КАБИНЕТ ИЗО
(работа в парах)
Для игры нужны вырезанные из бумаги крылья бабочки, количество пар равно количеству пар участников игры. Играющие выбирают крылышко и находят свою «пару», садятся за стол и с помощью трёх карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаково крылышки.
Примечание: учитель наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.
Эксперты определяют, какая команда лучше справилась.
КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА
2-й след. «Проверка ошибок»
Злоумышленник оставил вам письмо. Но, на мой взгляд, он страдает отсутствием грамотности. Исправьте его ошибки.
Капитаны выбирают пазлы. Ребята в группе исправляют ошибки. Соединяют пазлы.
Зема наступило.
1.Пушыстым снижком, окутав диревя.
Кросивым кавром лигла на паляны луна.
Как книгу четаешь узор на снигу,
2. Аставленный зверем и птицей.
Ни птица, ни зверь я а человек.
Кто я, отгодать ты несможешь вовек!»
Эксперты читают письмо, определяют, кто из команд лучше справилась с заданием.
Молодцы, ребята! У нас распутан еще один след.
СТОЛОВАЯ
3-й след. «Меню»
Сегодня вам предстоит составить меню для школьной столовой в названиях блюд должны быть только твердые согласные, в названиях напитков только мягкие. Первая команда в пазл выписывает название блюд, вторая название напитков.
По окончанию работы пазлы соединяются. Меню составлено.
борщ | суп | мороженое | суфле | морс | каша |
блины | котлета | чай | конфеты | компот | пюре |
салат | кофе | кисель | оладьи | картошка | шоколад |
Эксперты проверяют результаты.
Спортивная разминка
СПОРТЗАЛ
4-й след. «Веселая эстафета»
По очереди участники, чеканя мяч правой рукой, продвигаются до установленного места, берут карточку с буквой и возвращаются, чеканя мяч левой рукой. Из собранных карточек команды должны составить слово. Эти слова помогут вам приблизиться к разгадке.
Слово: куклы
Молодцы! Вы на половине пути к цели.
КАБИНЕТ МАТЕМАТИКИ
5-й след. «Математическая эстафета»
Капитан выбирает пазл в виде половинки ключа. Каждая половинка разбита на сегменты, где вписан пример, каждый результат имеет свой цвет. Ученик решает пример, закрашивает его в нужный цвет, передает другому ученику. По окончанию работы, команды соединяют половинки ключа, цвета должны совпасть.
Эксперты проверяют результаты.
Музыкальная разминка
КАБИНЕТ МУЗЫКИ
6-й след. «Музыкальный»
Капитан выбирает четверостишие.
Задача команд - придумать мелодию для данных слов.
В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится,
В сонные дома.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
БИБЛИОТЕКА
7-й след. «Собери стихотворение»
В библиотеке разбросаны книги, а в одной из книг рассыпались строчки. Помогите собрать стихотворения.
Капитаны выбирают пазлы.
1.На лужайке в ранний час.
Нос налево, хвост направо, –
Птичка польку танцевала
Дует жаба в контрабас.
Это полька Барабас
Два жука – на барабане,
Эксперты проверяют работу
Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Нос налево, хвост направо, –
Это полька Барабас.
Два жука – на барабане,
Дует жаба в контрабас.
- Ребята, какие слова у вас получились?
1. команда – КАРАБАС
2. команда – БАРАБАС
- Так кто был нарушителем дисциплины?
- Карабас-Барабас.
- Каждая команда работала на себя, а вместе сделали одно большое дело.
4.Рефлексия собственной деятельности.
Занятие подходит к концу.
А как вы работали, определим с помощью ваших ладошек. На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой – для меня тема была важной и интересной – голубой.
Указательный – узнал много нового – желтым.
Средний – мне было трудно – синий..
Безымянный – мне было комфортно – зеленым.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – красным.
А теперь давайте вспомним нашу историю
- Что сказал мудрец?
- Вы согласны с ним?
Всё сегодня было в ваших руках, я думаю, что у вас многое получилось.
Литература
https://summercamp.ru/Паутинка
https://rus-songs.ru/tekst-pesni-prodelki-buratino-polka-karabas/
https://yandex.ru/images/search?text=рефлексия%20ладошка%204%20класс&lr=11