Внеклассное занятие «Моя гражданская инициатива»
Внеклассное занятие.
Тема: Моя гражданская инициатива.
Цели:
Образовательные : формировать у учащихся правовую культуру;
познакомить учащихся с понятием слова «гражданин», «инициатива»;
способствовать процессу формирования активной гражданской позиции учащихся.
Развивающие : содействовать развитию информационной, познавательной, коммуникативной и социальной компетентностей.
Воспитательные : воспитывать позитивное отношение к своей стране, желание быть полезным в обществе.
Оборудование: словарь Ожегова, слайды.
Ход:
I.Организационный момент.
Добрый день, уважаемые гости, ребята.
Занятие начнём с песни, которую вы слышали и знаете. (Звучит гимн)- Слайд
Дети встают, слушают стоя.
-Спасибо.
II. Введение в тему занятия.
Символы страны.
а)гимн.
- Ребята, как называется песня, которую вы услышали?
Учащиеся должны узнать гимн России.
МО. Гимн-главная песня страны, её слушают стоя. Гимн- символ страны.
Какие символы страны ещё знаете? (герб, флаг).
МО. Итак, герб, гимн, флаг – символы страны.
У каждой страны свои символы, которые отличают её от другой.
б)флаг.
Сейчас вам предлагается определить флаг нашей Родины (из нескольких фотографий флагов других стран найти флаг России) . Слайд.
-Ребята, послушайте сообщение и скажите, что обозначают цвета флага?
Далее ученик делает сообщение о флаге.
Государственный флаг – это знак свободы, независимости и самостоятельности государства. У каждой страны свой флаг, не похожий на флаг других стран.
На государственном флаге России мы видим три цветные полосы, одинаковые по размеру.
Вверху - белая полоса. Она означает, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
Синяя полоса- говорит о том, что Россия против войны.
Красная полоса- означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется защищать свободу и честь Родины от врагов.
Государственный флаг России - наша гордость , наша святыня, символ независимости и величия нашей отчины. Долг каждого гражданина- оберегать честь нашего флага.
- Ребята, что обозначают цвета флага?
в) герб.
Следующее задание: Найти герб нашей страны среди других. Слайд.
Ученик делает сообщение о гербе.
-Что изображено на гербе?
Герб – государственный символ. Он изображён на всех важных документах. Двуглавый орёл держит в лапах скипетр (царский жезл) и державу – золотой шар с крестом наверху. Это знаки власти. На груди орла на красном щите изображён всадник. Он убивает копьём дракона и побеждает зло.
Герб России двуглавый орёл, на своих мощных крыльях взмывающий над страной, более четырёх столетий олицетворял нашу державу. Немного в мире найдётся таких долговечных гербов.
-Итак, что изображено на гербе? Учащиеся дают правильные ответы.
Ребята, символы страны - это…
МО. Флаг, гимн, герб – символы страны .Слайд.
III. Целеполагание.
Формулирование темы.
а)Данные символы характеризуют нашу Родину – Россию, гражданами которой мы являемся.
Кто такой гражданин? (Мнение учащихся)
Работа со словарём Ожегова.
Чтение определения.
Гражданин – это лицо, принадлежащего к населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей .Слайд.
МО. Быть гражданином - значит, знать свои права и обязанности, соблюдать законы своего государства.
-Ребята, попробуйте образовать прилагательное от слова «гражданин», которое бы отвечало на вопрос КАКАЯ?
Гражданин(Какая?) гражданская
Это будет начало названия темы нашего урока.
Чтобы определить тему, предлагается вам следующее задание: разгадать кроссворд.
Кроссворд. Слайд.
Вопросы:
1.Отечество, Родина, где мы живём. (Россия)
2. Основной закон нашей страны. (Конституция)
3.Всенародно избранный глава государства. ( Президент)
4.Международный договор по правам ребёнка. (Конвенция)
5. Государственный символ страны , сопровождаемый музыкой. (Гимн)
6. Интересы человека, записанные в Декларации ООН и защищаемые государством. ( Права)
7.Официальный документ, удостоверяющий личность владельца . (Паспорт)
8.Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. ( Обязанности)
9.Столица нашей Родины. ( Москва)
10.Государственный символ страны. (Флаг)
-Ребята, какое слово получилось? (Инициатива)
-Что обозначает слово «инициатива»? (Мнения учащихся).
Посмотрим значение этого слова в словаре Ожегова.
Инициатива-почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость. Слайд.
МО. Итак, определили тему урока «Моя гражданская инициатива». Слайд.
Физминутка.
Чтобы продолжить работу, немного отдохнём и повторим значение цветов нашего Российского флага.
Педагог показывает прямоугольники разных цветов, дети выполняют определённые движения.
Белый – дружба (пожали друг другу руки).
Синий - против войны (руки вверх «крестом»).
Красный- защита Родины ( встаём).
МО .Отдохнули с пользой, продолжим работу.
2.Вопросы .
Ребята, как вы считаете, о чём будем говорить, рассуждать на данном уроке?
Заслушиваются разные мнения учащихся.
Ребята, я предлагаю вам список вопросов, где должны выбрать только те, которые относятся к теме урока. Слайд.
1.Где можно проявить гражданскую инициативу в подростковом возрасте?
2.Какие условия необходимы при вступлении в брак?
3.Как проявить гражданскую инициативу?
Итак, определили следующие вопросы, на которые должны ответить во время урока. Слайд.
IV. Работа по теме.
1.Где можно проявить гражданскую инициативу в подростковом возрасте?
Прежде ,чем ответить на данный вопрос, скажите, как называется край, в котором мы живём?
(Пермский край).
Назовите район, в котором живёте? ( Суксунский район).
Суксунский район- часть Пермского края.
Наш район очень красив, его называют «Малая Швейцария».Слайды.
От нас с вами зависит жизнь в нашем районе, от того, как бережём природное богатство, как заботимся об охране культурных памятников, поддерживаем в чистоте реки и водоёмы, улицы и подъезды- от этого зависит наше благополучие, радость жизни в нашем районе.
А для этого каждый должен проявить гражданскую инициативу, начиная с малой Родины.
Об этом говорится и в заметках районной газеты « Новая жизнь», где как жители Суксунского района, так и депутаты Земского собрания и городской Думы тоже озабочены благоустройством Суксуна.(Учащиеся зачитывают статьи из газеты).
-Какие у вас есть примеры гражданской инициативы?
Далее учащиеся дополняют примерами гражданской инициативы в своём населённом пункте.
Итак, где можно проявить гражданскую инициативу? ( На своей малой Родине).
Нашли ответ на первый вопрос и незаметно подошли ко второму вопросу.
2.Как можно проявить гражданскую инициативу?
Чтобы ответить на данный вопрос, скажите, пожалуйста, какие мероприятия может организовать ваше молодое поколение для улучшения жизни в Суксунском районе? (обсуждение).
Итак, как можно проявить гражданскую инициативу? Слайд.
Благоустройство улиц;
Акция «Посади дерево»;
Чистка родников и рек;
Акция «Мы против мусора»;
Распространение листовок экологического характера;
Встреча с представителями администрации по охране природы;
Проведение мероприятий среди сверстников по охране экологии.
V.Рефлексия.
Ребята, посмотрите на вопросы, которые были сформулированы в начале урока и скажите, смогли ли мы ответить на них .Слайд.
Далее учащиеся обсуждают поставленные перед ними вопросы.
VI.Итог.
Будущее нашей страны, нашей Родины зависит во многом от вас , ребята. Ведь ни для кого не секрет, что в наше время многие качества( которые всегда ценились на Руси) утрачивают свою значимость.
Но я уверена, что каждый из вас будет проявлять гражданскую инициативу в нужном направлении. А эти слова можно будет отнести к вам:
Я - русский человек, и русская природа
Любовна мне , и я её пою.
Я – русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою.
Спасибо за работу. Звучит гимн России. Слайд.