12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Петрова Алёна Вячеславовна39 Россия, Иркутская обл., Нижнеудинск |
Внеурочная деятельность «Портфолио четвероклассника»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Каменская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на Утверждена приказом
педагогическом совете директора МКОУ Каменская ООШ
Протокол №_____ от_________ №_____ от________________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Портфолио четвероклассника»
для 4 класса
на 2016-2017 учебный год
ФИО учителя: Петрова Алёна Вячеславовна
Квалификационная категория: соответствие должности «учитель»
2016
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для работы с портфолио четвероклассника создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей России. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько оптимально мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны, что повлияет на благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, возможность реализации их потенциальных способностей, при этом особое значение имеет собственная активность ребёнка. Обучающиеся младшего школьного возраста обладают высоким уровнем любознательности и чрезвычайной яркостью фантазии. Поэтому признаки одарённости можно проследить в реальной деятельности путём наблюдения за характером действий ребёнка.
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития, обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей наиболее эффективны в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования.
Актуальность данной программы обусловливается мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности и заключается в том, что работать с портфолио обучающиеся должны целенаправленно и системно. Эта работа должна выстраиваться как совместная продуктивная деятельность учителя, ученика и родителей по созданию для каждого ребенка ситуации успешности. Умения, приобретённые при работе с портфолио, должны помогать ребёнку в школе, в повседневной жизни, стать основой для формирования универсальных учебных действий, в первую очередь личностных.
Особенность данной программы заключается в создании определённых условий для развития личности ребёнка, мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству через систему мероприятий учебной и внеурочной деятельности.
Основные цели программы:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения четвероклассников;
создание условий для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности;
обеспечение условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей;
развитие творческих способностей детей, готовности к самореализации и рефлексии при сохранении и укреплении физического и психического здоровья школьников.
Программа определяет ряд задач:
создание модели работы с одарёнными детьми в рамках занятий внеурочной деятельностью при работе с портфолио;
принятие общих национальных духовных и нравственных ценностей; становление основ гражданственности, патриотизма;
принятие социальных, семейных ценностей;
воспитание нравственных чувств и моральных норм;
воспитание ценностного отношения к познанию и учению, к природе и окружающей среде;
воспитание ценностного отношения к прекрасному;
становление представлений об эстетических идеалах, ценностях и нормах.
Решение названных задач обеспечит формирование следующей системы ценностей у четвероклассников:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии (системные культурологические представления о религиозных идеалах);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Планируемые результаты освоения программы
В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение выпускниками начальной школы следующих:
личностных результатов:
– любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
– готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности;
– способность к организации собственной деятельности;
– развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
– доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
– формирование уважительного отношения к иному мнению;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
метапредметных результатов:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– формирование умения находить наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения;
– использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
воспитательных результатов:
– духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо событии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень:
приобретение четвероклассниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень:
получение четвероклассниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения результатов данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень:
получение четвероклассниками начального опыта самостоятельного общественного действия, освоение социально приемлемых моделей поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности младших школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для приобретения младшими школьниками элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Содержание программы
Раздел 1. Знакомьтесь, я – четвероклассник (8 часов)
Мои летние каникулы. Все люди разные. Тайны моего характера. Я – хозяин своих эмоций. Моя семья. Дом, в котором я живу. Астрологический прогноз. Я и мои друзья.
Раздел 2. Моя Родина (6 часов)
Россия – моя Родина. Моя маленькая Родина. Россия – часть планеты Земля.
Раздел 3. Моё здоровье (5 часов)
Здоровье дороже богатства. Будь здоров без докторов. Дерево здоровья. Букет здоровья. Распорядок дня. Выше, быстрее, сильнее. Безопасный маршрут «Дом – школа».
Раздел 4. Моя школа. Мой класс (6 часов)
Школьная мозаика. Знакомьтесь, мой любимый класс. Сюрприз для одноклассников. Вместе – классная семья. Я – выпускник начальной школы. Спешите делать добрые дела. Дорога добрых дел. Мои жизненные принципы. Мои желания.
Раздел 5. Мои успехи в учёбе (7 часов)
Учимся ставить цели. Как достичь успеха. Мои цели на учебный год. Путешествие по предметным страницам.
Разделы 6-8. Мои достижения. Мои проектные и исследовательские работы. Пожелания и отзывы (2 часа)
Мои достижения в школе и вне школы. Участие в проектной и исследовательской деятельности. Пожелания и отзывы.
Программа предполагает проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками в 4 классе (1 час в неделю, всего 34 часа).
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Кол-во часов | Возможные формы организации деятельности учащихся | Основные понятия | Формируемые УУД | Дата | |||||||
план / факт | ||||||||||||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |||||||||
Раздел 1 Знакомьтесь, я – четвероклассник (8 часов) | ||||||||||||
Мои летние каникулы. | 1 | 1. Занятие-беседа. 2. Совместная работа с родителями дома. 3. Работа в группах. 4. Занятие «Художественная мастерская». 5. Индивидуальная работа обучающихся дома. 6. КТД «Свечка». 7. Гирлянда ассоциаций. | Презентация. Аудитория. Коллаж. | Формирование основ идентичности личности. Развитие Я-концепции и самооценки личности. Ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков. Формирование умения адекватно оценивать свои поступки. | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Осознанное построение речевого высказывания в письменной и устной форме. Определение основной и второстепенной информации. Выбор оснований и критериев для сравнения. | Инициативное сотрудничество со взрослыми для поиска и сбора информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
Все люди разные. Тайны моего характера. Я хозяин своих эмоций. | 2 | 1. Совместная работа с родителями дома. 2. Мини-проект «Люди вокруг меня». 3. Индивидуальная работа обучающихся дома. 4. Почему они такие разные? Родительское собрание (ситуативный практикум). 5. Групповая работа. 6. Занятие «Почему мы разные». 7. Вечер открытий: пойми меня правильно. 8. Занятие-встреча с психологом. | Черты характера. Холерик. Меланхолик. Флегматик. Сангвиник. Эмоции. Поведение в обществе. | Формирование основ идентичности личности. Развитие Я-концепции и самооценки личности. Развитие доброжелательности. Формирование уважения к окружающим. Формирование самоуважения. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и того, что ещё нужно усвоить. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Определение основной и второстепенной информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Инициативное сотрудничество со взрослыми для поиска и сбора информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
Моя семья. Дом, в котором я живу. Астрологический прогноз. | 2 | 1. Выставка рисунков, семейных поделок. 2. Совместная работа с родителями дома. 3. Вечерние посиделки «Семь-я». 4. КТД для детей и родителей «Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня». 5. Мини-проект «Мой дом – моя крепость». 6. КТД «Родительский дом». 7. Занятие «Дом, в котором я живу». 8. Занятие «Творческая мастерская». | Дом. Жилище. Родовое гнездо. | Формирование основ идентичности личности. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности. Развитие толерантности. Развитие ценностно-смысловой сферы личности: принятия и уважения ценностей семьи. | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Самостоятельное формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Определение основной и второстепенной информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Планирование сотрудничества со взрослыми. Инициативное сотрудничество со взрослыми для поиска и сбора информации. | |||||
Я и мои друзья. | 2 | 1. Занятие-игра «Гори, гори моя звезда». 2. Индивидуальная работа обучающихся дома. 3. Групповая работа. 4. Мини-проект «Дружба». 5. КТД «Нет друга – ищи. А нашел – береги». 6. Занятие «Умею ли я прощать?» 7. Фотовыставка «Когда мои друзья со мной». 8. Сочинение-размышление «Что такое дружба». | Дружба. Синквейн. Притча. | Формирование моральных норм и самооценки. Развитие ценностно-смысловой сферы личности: принятие и уважение ценностей общества, школы, коллектива. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и того, что ещё нужно усвоить. | Самостоятельное формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Определение основной и второстепенной информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | |||||
Итоговое занятие по разделу. | 1 | |||||||||||
Раздел 2 Моя Родина (6 часов) | ||||||||||||
Россия – моя Родина. | 2 | 1. Мини-проект «Великие города России». 2. Занятие «Золотые ворота в Древнюю Русь». 3. Индивидуальная работа обучающихся дома. 4. Занятие «Россия – моя Родина». 5. Вечер открытий «Я люблю тебя, Россия». 6. КТД «Колесо истории: Куликовская битва». 7. Групповая работа «Листая времени страницы». 8. Занятие по истории России «Русский флот». 9. Викторина «Я горжусь тобой, страна». 10. Конкурс стенгазет, сочинений, рисунков, фотографий, поделок. | Исторические личности. Исторические события. | Формирование основ гражданской идентичности личности. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности. Формирование чувства сопричастности к своей Родине, народу, истории. Развитие Я-концепции и самооценки личности. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и того, что ещё нужно усвоить. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Определение основной и второстепенной информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Планирование сотрудничества со взрослыми. Инициативное сотрудничество со взрослыми для поиска и сбора информации. | |||||
Моя маленькая Родина. | 1 | 1. Виртуальная экскурсия. 2. КТД «А из нашего окна…» 3. Мини-проект «Мой город». 4. Занятие – путешествие по родному краю. 5. Выставка рисунков, фотографий на тему «Любимый край». | Достопримечательности. Памятники. Традиции. | Формирование основ гражданской идентичности личности. Формирование чувства сопричастности к своей Родине, народу, истории. Формирование восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур и национальностей. | Целеполагание как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно. Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и того, что ещё нужно усвоить. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Определение основной и второстепенной информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Инициативное сотрудничество со взрослыми для поиска и сбора информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
Россия – часть планеты Земля. | 2 | 1. Индивидуальная работа учащихся дома. 2. Совместная работа школьников и родителей. 3. Занятие – художественная мастерская. 4. Вечер открытий. 5. Сочинение-размышление на тему «Человек на планете Земля». 6. Групповая работа «Наши соседи по планете». 7. Занятие-викторина. 8. Мини-проект «Страна моей мечты». | Планета. Государство. Страна. Люди. | Развитие ценностно-смысловой сферы личности: принятие и уважение ценностей общества. Формирование осознания ответственности человека за благосостояние общества. | Целеполагание как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно. Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и того, что ещё нужно усвоить. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. | Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
Итоговое занятие по разделу. | 1 | |||||||||||
Раздел 3 Моё здоровье (5 часов) | ||||||||||||
Здоровье дороже богатства. Будь здоров без докторов. | 1 | 1. Родительское собрание «Профилактика вредных привычек» с последующей индивидуальной работой учащихся. 2. Беседа-занятие «Художественная мастерская». 3. КТД учеников и родителей «Мы за здоровый образ жизни». 4. Мини-проект «Правильно питайся – здоровья набирайся». 5. Экскурсия в школьную столовую. 6. Урок здоровья. 7. Групповая работа «Загадай загадку – напиши отгадку». | ЗОЖ. Витамины. Рациональное питание. Полезные продукты. Неполезные продукты. | Развитие позитивного отношения к жизни. Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование целеустремленности и готовности к преодолению трудностей. | Прогнозирование – предвосхищение результата. Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и того, что ещё нужно усвоить. | Построение логической цепочки рассуждений. | Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | |||||
Дерево здоровья. Букет здоровья. Распорядок дня. | 1 | 1. Беседа-занятие «Художественная мастерская». 2. КТД учеников и родителей «Мы за здоровый образ жизни». 3. Мини-проект «Растения для здоровья». 4. Путешествие в мир здорового образа жизни. 5. Дебаты «за» и «против». 6. Занятие-беседа со школьным врачом. | Зарядка. Распорядок. Закаливание. Личная гигиена. Режим труда. | Развитие позитивного отношения к жизни. Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование адекватной оценки своего отношения к здоровью. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и того, что ещё нужно усвоить. Оценка результатов работы. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
Выше, быстрее, сильнее. | 1 | 1. Индивидуальная работа школьников дома. 2. Совместная работа учащихся и родителей. 3. Классные олимпийские игры. 4. Конкурс инсценировок «Путешествие по Олимпиадам». 5. Конкурс рисунков, стенгазет, фотографий «Будущие олимпийские чемпионы». 6. Презентация для первоклассников «О спорт, ты мир!». | Двигательная активность. Физическое здоровье. Физические нагрузки. Спортивная форма. | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Формирование адекватной оценки своего отношения к спорту и физическому здоровью. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и того, что ещё нужно усвоить. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | |||||
Безопасный маршрут «Дом – школа». | 1 | 1. Родительское собрание с последующей индивидуальной работой учащихся. 2. Беседа с инспектором ГИБДД. 3. Мини-проект «Уважай правила дорожного движения». 4. Выставка рисунков «Мы за безопасность». 5. КТД «Дорога – это не игрушка». 6. Просмотр видеофильмов (мультфильмов) на «дорожную» тематику. 7. Занятие «Творческая мастерская». | Правила дорожного движения. Личная безопасность. | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни и личной безопасности. | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. | Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
Итоговое занятие по разделу. | 1 | |||||||||||
Раздел 4 Моя школа. Мой класс (6 часов) | ||||||||||||
Школьная мозаика. Мой любимый класс. Сюрприз для одноклассников. Вместе классная семья. | 2 | 1. Индивидуальная работа учащихся. 2. Совместная работа с родителями. 3. Мини-проект «Сюрприз – это здорово» 4. Выставка фотографий, поделок, рисунков «Что тебе подарить…» 5. Оформление классной стенгазеты «Вместе классная семья». 6. Мини-проект «Школьная мозаика». 7. КТД «Свечка». 8. Занятие «Творческая мастерская». | Объективная оценка. Школьная дружба. Ответственность. Взаимовыручка. | Формирование внутренней позиции школьника. Развитие мотивов и смысла образовательной деятельности. Развитие системы ценностных ориентаций обучающегося. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Осознание качества и уровня усвоения. Оценка результатов работы. | Поиск и выделение необходимой информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Определение основной и второстепенной информации. Построение логической цепочки рассуждений. Анализ истинности утверждений. | Планирование сотрудничества с учителем, сверстниками, родителями. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
Я – выпускник начальной школы. | 1 | 1. Индивидуальная работа учащихся. 2. «Письмо самому себе». 3. Гирлянда «ассоциаций». | Выпускник. Мысли. | Формирование внутренней позиции школьника. Развитие мотивов и смысла образовательной деятельности. Развитие системы ценностных ориентаций обучающегося. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и того, что ещё нужно усвоить. Осознание качества и уровня усвоения. Оценка результатов работы. | Поиск и выделение необходимой информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Определение основной и второстепенной информации. Построение логической цепочки рассуждений. Анализ истинности утверждений. | Планирование сотрудничества с учителем, сверстниками, родителями. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
Спешите делать добрые дела. Дорога добрых дел. | 1 | 1. Виртуальная экскурсия «Творите доброту без сожаленья». 2. Занятие – творческая мастерская «Дорога добрых дел». 3. Мини-проект «Пословицы и поговорки народов мира». 4. Занятие «Добру откроются сердца». 5. Свечка «Добро должно быть с кулаками?» 6. Групповая работа «Доброта вокруг меня». 7. КТД «Чай приятный, вкусный, ароматный». | Добро. Зло. Хорошо. Плохо. Сочувствие. Безразличие. | Формирование моральных норм и самооценки. Выделение нравственного содержания своих поступков и поступков окружающих. Развитие доброжелательности. Развитие системы ценностных ориентаций обучающегося. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и того, что ещё нужно усвоить. Составление плана и последовательности действий. Прогнозирование – предвосхищение результата. Оценка результатов работы. | Поиск и выделение необходимой информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. | Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
Мои жизненные принципы. Мои желания. | 1 | 1. Индивидуальная работа обучающихся. 2. Совместная работа обучающихся и родителей дома. 3. Родительское собрание «Духовное воспитание в семье». 4. Занятие «как я отношусь к людям». 5. Свечка «Хочу. Могу. Надо». 6. Выставка творческих работ «У меня есть три желанья…». | Принципы. Желания. Совесть. | Формирование моральных норм и самооценки. Выделение нравственного содержания своих поступков и поступков окружающих. Развитие доброжелательности. Развитие системы ценностных ориентаций обучающегося. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и того, что ещё нужно усвоить. Составление плана и последовательности действий. Прогнозирование – предвосхищение результата. Оценка результатов работы. | Поиск и выделение необходимой информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. | Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
Итоговое занятие по разделу. | 1 | |||||||||||
Раздел 5 Мои успехи в учебе (7 часов) | ||||||||||||
Учимся ставить цели. Как достичь успеха. Мои цели на учебный год. | 1 | 1. Занятие «Научи себя учиться». 2. Родительское собрание «Воспитание силы воли». 3. Совместная работа детей и родителей дома. 4. Индивидуальная работа обучающихся дома. 5. Мини-проект «Покорение вершин». | Цель. Планирование. Достижение цели. Достижение успеха. | Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, планировать свою деятельность. Умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны. Готовность к преодолению трудностей. Формирование оптимистического восприятия мира. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Определение основной и второстепенной информации. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | |||||
Путешествие по предметным страницам. | 6 | 1. Вечер «Парад достижений». 2. Предметные викторины. 3. Совместная работа детей и родителей дома. 4. Индивидуальная работа обучающихся на занятиях и дома. 5. Занятия «Творческая мастерская». 6. «Птичий двор – зеркало настроения». 7. Классный огонёк «Наши звездочки». 8. Письмо самому себе. | Универсальные учебные действия. Самоанализ. Самооценка. | Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, планировать свою деятельность. Умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны. Готовность к преодолению трудностей. Формирование оптимистического восприятия мира. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
Разделы 6-8 Мои достижения. Мои проектные и исследовательские работы. Пожелания и отзывы (2 часа) | ||||||||||||
Мои достижения в школе и вне школы. | 1 | 1. Вечер «Парад достижений». 2. Классный огонёк «Наши звездочки». 3. Оформление классной газеты «Вот мы какие». 4. КТД родителей и обучающихся «Лучше, выше, быстрее». 5. Фестиваль успеха. 6. Совместное собрание родителей и детей «Сотрудничество на рубеже 5 класса». | Самооценка. Результат. Объективная оценка. | Развитие Я-концепции и самооценки личности. Формирование моральной самооценки. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей. | Поиск и выделение необходимой информации. | Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
Мои достижения по предметам учебного плана. Участие в проектной деятельности. Участие в исследовательской деятельности. Пожелания и отзывы. | 1 | 1. Вечер «Презентация достижений». 2. Классный огонёк «Наши дела». 3. Оформление классной газеты «Ай да мы». 4. Фестиваль успеха. 5. Работа обучающихся в парах, группах. 6. КТД «Ты мой одноклассник, я тобой горжусь». | Самооценка. Результат. Объективная оценка. | Развитие Я-концепции и самооценки личности. Развитие доброжелательности. Формирование моральной самооценки. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей. | Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||||
ИТОГО | 34 часа |