Тематическое планирование внеурочной деятельности «Проектная деятельность» (2 класс)
Драчкова Ольга Вячеславовна
учитель начальных классов
МБОУ Школы № 35 г.о.Самара
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Пояснительная записка
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить задачи:
приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.
В соответствии с требованиями ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:
обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
научиться применять полученные знания.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обуславливает развитие личности школьника.
Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит
для развития разных сторон личности ребенка.
В процессе творческого проектирования дети приобретают умения:
намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора;
действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым;
корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования. Кроме того, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, школьники учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления такого положения, брать на себя ответственность за их реализацию.
Программа позволяет:
формировать ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;
формировать у детей учебную мотивацию;
диагностировать интеллектуальное развитие детей.
Предполагаемые результаты детского проектирования.
Продукты проектов могут быть различными, например:
справочник,
газета,
журнал,
альбом,
гербарий,
карта,
экскурсия,
сценарий праздника,
игра,
макет,
модель,
сувенир,
мультимедийный продукт,
учебное пособие и другое.
Организация работы над проектами.
Участники проектной деятельности: учителя и учащиеся.
Учитель:
консультирует;
мотивирует;
наблюдает.
Таким образом, при использовании методов проектов изменяется роль учителя. Он является:
организатором проектной деятельности (в рамках анализа имеющейся информации, поиска информационных источников, сбора и изучения информации из различных источников).
руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта);
консультантом и т.п.
Ученик имеет право:
участвовать в разных проектах и в различных ролях;
выйти в любой момент из любого проекта;
в любой момент начать новый проект;
предложить свою тему проекта.
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся – это способ построения образовательного процесса, предусматривающий развитие личностных качеств, мыслительных процессов, процессов познания, творчества.
Проектная деятельность:
формирует навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе, то есть учит «добывать» информацию самостоятельно,
способствует интеллектуальному росту ребенка,
учит мыслить от абстрактного к конкретному,
открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром,
актуализирует субъектную позицию учащегося в педагогическом процессе.
В нашем учебном заведении открыта экспериментальная площадка «Интеграция музейной педагогики в учебно-образовательное пространство школы». Благодаря внедрению проектной технологии на базе музейной работы появились дополнительные возможности для формирования положительной мотивации к обучению, самостоятельности обучающихся, проявление их активности в образовательной деятельности, реализации творческих способностей. Творческий проект – это огромное поле деятельности и учителя, и детей. Он даёт возможность ребёнку делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, всесторонне раскрывая свои таланты. Каждый ученик пробует свои силы, показывает умения и видит результат своего труда. Такая деятельность позволяет максимально раскрыть способности ребёнка. Именно проектное обучение позволяет развивать самостоятельность, умение работать в группе. Дети учатся создавать небольшие творческие работы. Успешно реализовать проект интеграции музейной педагогики в учебно-образовательное пространство школы позволяет материально-техническая база МБОУ Школы № 35 г.о.Самара, которая включает: интерактивные доски, наличие школьных музеев печати и народного быта, экспозиций классных мини-музеев, организованных самими учащимися с помощью родителей, школьная картинная галерея.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 КЛАСС
№ п/п |
Тема |
Форма проведения |
Планируемые результаты (предметные) Содержание урока (ученик должен знать) |
Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности |
Виды музейной деятельности |
Дата |
|||||||||||||
Личностные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
||||||||||||||||
Проект «Урожай» |
|||||||||||||||||||
1 |
Овощи |
Урок- путешест-вие |
Узнать об овощах, произрастающих в нашем регионе. Уметь слушать и слышать других. |
Развитие познавательных интересов. |
Формировать умение формулировать проблемы и нахождение способов ее решения под руководством учителя. |
Формировать умение осознанно и правильно строить речевое высказывание. |
Формирова-ние умения планировать свои действия под руководством учителя. |
И. Хруцкий «Цветы и плоды» И. Репин «Яблоки и листья» П. Сезанн «Стол, салфетка и фрукты» А.Утрехт «Натюрморт с виноградом» П.О.Ренуар «Натюрморт с южными плодами» И.Грабарь «Яблоки и астры» К.Петров-Водкин «Виноград и яблоко» В.Стожаров «Романовский лук» П.Кончаловский «Поднос и овощи» И.Машков «Тыква» С. Дали «Натюрморт с баклажанами» С Андрияка «Натюрморт с тыквой» |
04.09 |
||||||||||
2 |
История и полезные свойства овощей |
Работа в группах |
Узнать о по-лезных свойствах овощей, о том, как рас-тут овощи, как ухаживать за ними, ка-кие блюда можно приго-товить из овощей. |
Осознание себя и своей школы как единого целого. |
Формировать умение формулировать проблемы и нахождение способов ее решения под руководством учителя. |
Формировать умение задавать вопросы и отвечать на них. |
Формирова-ние умения планировать свои действия под руководством учителя. |
11.09 |
|||||||||||
3 |
Стихи, загадки, пословицы, сказки об овощах |
Урок-исследова-ние |
Уметь загадывать загадки, читать стихи и пословицы об овощах. |
Формирование мотивации учебной деятельности. |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Формировать умение способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. |
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. |
18.09 |
|||||||||||
4 |
Фрукты |
Урок-викторина |
Узнать о фруктах, произрастающих в нашем регионе. |
Развитие познаватель-ных интересов. |
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. |
Формировать умение понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. |
Составление плана и последовательности действий. |
25.09 |
|||||||||||
5 |
История и полезные свойства фруктов |
Работа в группах |
Узнать о полезных свойствах фруктов, о том, как они растут, как ухаживать за ними, какие блюда можно приготовить из фруктов. |
Проявлять познаватель-ную инициативу. |
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. |
Учиться задавать вопросы и отвечать на них. |
Учить планировать под руководством учителя свои действия. |
02.10 |
|||||||||||
6 |
Стихи, загадки, сказки о фруктах |
Работа в группах |
Уметь загадывать загадки, читать стихи и пословицы о фруктах. Уметь слушать и слышать других, задавать вопросы. |
Проявлять познаватель-ную инициативу. |
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников |
Формировать умение учитывать различные мнения и обосновывать собственное мнение. |
Оценка работы. |
09.10 |
|||||||||||
7 |
Праздник урожая |
Урок- праздник |
Развивать умение фан-тазировать. Применить полученные знания. |
Формирование чувства прекрасного, эстетических чувств. |
Умение анализировать объект. |
Определять общую цель и пути её достижения. |
Использовать в своей деятельности полученные знания по данной теме |
16.10 |
|||||||||||
Проект «Чудеса природы» |
|||||||||||||||||||
8 |
Удивительные животные |
Урок-путешест-вие |
Узнать о многообразии животного мира. |
Проявлять познаватель-ную инициативу. |
Учиться под руководством учителя ставить и решать проблемы. |
Учиться учитывать разные мнения и формулировать свое мнение и отстаивать свою позицию. |
Учиться адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей и учителей. |
Картины - загадки художника Стивена Гарднера http://art.mirtesen.ru/blog/43639725720/Kart nyi---zagadki-hudozhnika-Stivena-Gardnera
Картины-загадки. Дж. Баузер http://www.blogbaster.org/post81083790/ |
23.10 |
||||||||||
9 |
Динозавры |
Урок-путешест-вие |
Узнать о разнообразных видах динозавров и причинах их вымирания. |
Проявлять познаватель-ную инициативу. |
Осуществлять под руководством учителя поиск необходимой информации. |
Учиться задавать вопросы и отвечать на них. |
Учить планировать под руководством учителя свои действия. |
06.11 |
|||||||||||
10 |
Удивительные морские обитатели |
Урок-исследова-ние |
Узнать о необычных обитателях море и океанов. |
Проявлять познаватель-ную инициативу. |
Учиться строить сообщения в устной форме на заданную тему. |
Учиться строить понятное устное речевое высказывание. Учиться слушать других. |
Учиться высказывать своё предположе-ние (версию), определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. |
13.11 |
|||||||||||
11 |
Животные-рекордсмены |
Урок-исследова-ние |
Узнать о загадочных явлениях в мире животных и необычном их поведении. |
Проявлять познаватель-ную инициативу. |
Учиться строить сообщения в устной форме на заданную тему. |
Учиться строить понятное устное речевое высказывание. Учиться слушать других. |
Прогнозирование результата и уровня усвоения. |
20.11 |
|||||||||||
12 |
Удивительные растения |
Урок-путешест-вие |
Узнать о чудесах растительного мира. |
Проявлять познаватель-ную инициативу. |
Осуществлять под руководством учителя поиск необходимой информации. |
Учиться задавать вопросы и отвечать на них. |
Учить планировать под руководством учителя свои действия. |
27.11 |
|||||||||||
13 |
Растения рекордсмены |
Урок-исследова-ние |
Узнать о растениях-рекордсменах. |
Проявлять познаватель-ную инициативу. |
Осуществлять под руководством учителя поиск необходимой информации. |
Слушать и понимать речь других. |
Использовать в своей деятельности полученные знания по данной теме. |
04.12 |
|||||||||||
14 |
Обобщение. |
Урок-викторина |
Применить полученные знания. |
Формирование мотивации учебной деятельности. |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. |
Участвовать в коллективном обсуждении проблем, инте-грироваться в группу сверст-ников и стро-ить продуктив-ное взаимо-действие и сотрудничество со сверстника-ми и взрослы-ми. |
Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона (контроль). |
11.12 |
|||||||||||
Проект «Новый год» |
|||||||||||||||||||
15 |
Откуда взялся Новый год? |
Урок-путешест-вие |
Вспомнить об истории празднования Нового года в России и других странах. |
Формирование образа мира, как единого и целостного при разнообразии культур. Привитие уважения к истории и культуре всех народов |
Учиться сравнивать и группировать предметы и их образы. Умение анализировать объект, осущест-влять сравнение, выделять общее и различное, устанавливать аналогии. |
Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение этой точки зрения. |
Использовать в своей деятельности полученные знания по данной теме. |
Е.Тараканова «Перед Новым годом» И.Незнайкин «Ёлка» Д.Колупаев «Новогодняя елка в школе» М.Бобышев «Новогодняя елка на Манежной площади» Н.Устинов «Новогодний маскарад» М.Фомин «Новогодний праздник» |
18.12 |
||||||||||
16 |
Приметы, обычая, гадания под Новый год |
Урок-путешест-вие |
Знать, как празднуют Новый год в других странах. |
Ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпе-ние, семья, гос-теприимство |
Пересказывать прочитанное или прослушанное, определять тему. |
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
Использовать в своей деятельности полученные знания по данной теме |
25.12 |
|||||||||||
Проект «Жилища людей» |
|||||||||||||||||||
17 |
Дом, в котором я живу |
Конкурс рисунков |
Узнать о том, чем городские дома отличаются от сельских. |
Формирование образа мира, как единого и целостного при разнообразии культур |
Устанавливать аналогии, умение анализировать объект, осуществлять сравнение |
Учиться учиты-вать разные мнения и фор-мулировать свое мнение и отстаивать свою позицию. |
Определять план выполнения заданий на уроках. |
А.Дерен «Главные часы» Н.Крымов «Московский пейзаж. Радуга» А.Куинджи «Украинская ночь», «Крыши. Зима», «Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья» В.Поленов «Московский дворик» Виртуальный музей купеческого быта http://www.kmkmuzey.ru/VirtualTour/museum3/index.html |
15.01 |
||||||||||
18 |
Наш микрорайон |
Урок-игра |
Осознать ответственность человека за красоту и чистоту своего микрорайона. |
Формирование образа мира, как единого и целостного при разнообразии культур |
Устанавливать аналогии, умение анализировать объект, осуществлять сравнение |
Учиться учитывать разные мнения и формулиро-вать свое мне-ние и отстаи-вать свою позицию. |
Определять план выполнения заданий на уроках. |
22.01 |
|||||||||||
19 |
Город, в котором мы живем |
Урок-путешест-вие |
Узнать об истории своего города. |
Развивать чувство гордости за свой народ и его историю. |
Устанавливать аналогии, умение анализировать объект, осуществлять сравнение |
Учиться учитывать разные мнения и формулиро-вать свое мне-ние и отстаи-вать свою позицию. |
Определять план выполнения заданий на уроках. |
29.01 |
|||||||||||
20 |
Необычные здания в Самаре |
Урок-путешест-вие |
Рассмотреть необычные здания Самары. Сравнить их. |
Развивать чувство гордости за свой народ и его историю. |
Устанавливать аналогии, умение анализировать объект, осуществлять сравнение |
Учиться учитывать разные мнения и формулиро-вать свое мне-ние и отстаи-вать свою позицию. |
Определять план выполнения заданий на уроках. |
05.02 |
|||||||||||
21 |
Такие разные дома! |
Урок-инсцени-ровка |
Узнать о необычных домах планеты. |
В предложен-ных ситуациях, опираясь на общие для всех простые прави-ла поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
Устанавливать аналогии, умение анализировать объект, осуществлять сравнение |
Учиться учитывать разные мнения и формулиро-вать свое мне-ние и отстаи-вать свою позицию. |
Определять план выполнения заданий на уроках. |
12.02 |
|||||||||||
22 |
Дома разных стран мира |
Урок-путешест-вие |
Рассмотреть необычные дома мира. Выяснить, чем они похожи и чем отличаются. |
Привитие уважения к истории и культуре всех народов. |
Сравнивать, анализировать, группировать предметы. |
Оформлять свою речь в устной форме. |
Учиться высказывать свое предположе-ние. |
19.02 |
|||||||||||
23 |
Старинные здания |
Урок-исследова-ние |
Узнать о старинных зданиях мира. |
Проявлять познаватель-ную инициативу. |
Устанавливать аналогии, умение анализировать объект, осуществлять классификацию. |
Оформлять свою речь в устной форме. |
Учиться высказывать свое предположе-ние. |
26.02 |
|||||||||||
24 |
Обобщение |
Урок-викторина |
Применить полученные знания. |
Формирование мотивации учебной деятельности. |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. |
Участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодейст-вие и сотруд-ничество со сверстниками и взрослыми. |
Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона (контроль). |
05.03 |
|||||||||||
Проект «Космос» |
|||||||||||||||||||
25 |
Солнечная система |
Конкурс рисунков |
Узнать, что такое Солнечная система, какие планеты в нее входят. |
Проявлять познаватель-ную инициативу. |
Осуществлять поиск необходи-мой информации для выполнения учебных заданий с использовани-ем учебной лите-ратуры, энцик-лопедий, спра-вочников. |
Учиться учитывать разные мнения и формулировать свое мнение и отстаивать свою позицию. |
Применять установленн-ые правила для планирования способа решения, предвосхи-щать результат. |
А.Леонов «Над Черным морем», «Солнечный ветер», «Космическая заря», «Выход в открытый космос» А. Соколов «Утро космической эры», О. Высоцкий «Дыхание космоса» Космические художники http://365mag.ru/culture/kosmicheskie-hudozhniki Советский космос в работах советских художников http://www.rusproject.org/node/275
|
12.03 |
||||||||||
26 |
Солнце и звезды |
Урок- путешест-вие |
Обобщить знания детей о звездах, созвездиях, их рождении и смерти. |
Развитие познаватель-ных интересов. |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свое затрудне-ние.Оказывать взаимопомощь. |
Вносить необходимые коррективы в действия пос-ле его завер-шения на ос-нове его оцен-ки и учета сделанных ошибок. |
19.03 |
|||||||||||
27 |
Астрономичес-кие наблюдения |
Урок-исследова-ние |
Узнать, как велись первые астрономические наблюдения, как эти наблюдения ведутся сейчас. |
Проявлять познаватель-ную инициативу. |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свое затруднение. Оказывать взаимопомощь. |
Вносить необ-ходимые кор-рективы в действия после его за-вершения на основе его оценки и уче-та сделанных ошибок. |
02.04 |
|||||||||||
28 |
Жизнь в космосе |
Урок-исследова-ние |
Узнать о жизни людей на межпланетных станциях. |
Проявлять познаватель-ную инициативу. |
Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах |
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Формулиро-вать и удер-живать учеб-ную задачу. Ставить но-вые учебные задачи в со-трудничестве с учителем. |
09.04 |
|||||||||||
29 |
Обобщение |
Урок-викторина |
Обобщить знания детей о Вселенной. |
Формирование мотивации учебной деятельности. |
Построение рассуждения, обобщение. |
Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Осуществлять взаимный контроль. |
Использовать установлен-ные правила в контроле спо-соба решения. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
16.04 |
|||||||||||
Проект «Цветики-цветочки» |
|||||||||||||||||||
30 |
Садовые цветы |
Урок-игра |
Обобщить знания детей о садовых цветах, культурных растениях. |
Привитие готовности следовать нормам природоохран-ного поведения. |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свое затруднение. Оказывать взаимопомощь. |
Вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. |
К.Коровин «Розы» А.Герасимов «Натюрморт. Полевые цветы» И.Хруцкий «Цветы и плоды» Натюрморты с цветами известных художников http://alimero.ru/blog/knigi/natyurmorti-s-tsvetami-izvestnih-hudozhnikov.9942.html Экскурсия в Ботанический сад |
23.04 |
||||||||||
31 |
Полевые цветы |
Урок-игра |
Обобщить знания детей о полевых цветах, бережном к ним отноше-нии. Узнать, какие цветы в Самарской области стали редкими. |
Развивать самостоятель-ность и личную ответствен-ность за свои поступки. |
Осуществлять поиск необхо-димой информа-ции для выпол-нения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. |
Учиться учитывать разные мнения и формулировать свое мнение и отстаивать свою позицию. |
Применять установлен-ные правила для планирования способа решения, предвосхи-щать результат. |
30.04 |
|||||||||||
32 |
Первоцветы |
Урок-игра |
Обобщить знания детей о первых цветах, бережном к ним отношении. |
Развивать самостоятель-ность и личную ответствен-ность за свои поступки. |
Осуществлять поиск необходи-мой информации для выполнения учебных заданий с использовани-ем учебной литературы, энциклопедий, справочников. |
Учиться учитывать разные мнения и формулировать свое мнение и отстаивать свою позицию. |
Применять установлен-ные правила для планиро-вания способа решения, предвосхи-щать результат. |
07.05 |
|||||||||||
33 |
Цветочные часы |
Урок-игра |
Узнать, что такое цветочные часы. |
Привитие готовности следовать нормам природоохран-ного поведения. |
Осуществлять поиск необходи-мой информации для выполнения учебных заданий с использова-нием учебной литературы, энциклопедий, справочников. |
Учиться учитывать разные мнения и формулировать свое мнение и отстаивать свою позицию. |
Применять полученные знания в повседневной жизни. |
14.05 |
|||||||||||
34 |
Обобщение |
Конкурс рисунков |
Применить полученные знания. |
Привитие готовности следовать нормам природоохран-ного поведения. |
Построение рассуждения, обобщение. |
Формулировать собственное мнение и пози-цию; задавать вопросы. Осуществлять взаимный контроль. |
Использовать установлен-ные правила в контроле способа решения. |
21.05 |