12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Драчкова Ольга Вячеславовна41 Россия, Самарская обл., Самара Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Проектная деятельность», 2 класс
Драчкова Ольга Вячеславовна
учитель начальных классов
МБОУ Школы № 35 г.о.Самара
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Пояснительная записка
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить задачи:
приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.
В соответствии с требованиями ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:
обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
научиться применять полученные знания.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обуславливает развитие личности школьника.
Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит
для развития разных сторон личности ребенка.
В процессе творческого проектирования дети приобретают умения:
намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора;
действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым;
корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования. Кроме того, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, школьники учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления такого положения, брать на себя ответственность за их реализацию.
Программа позволяет:
формировать ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;
формировать у детей учебную мотивацию;
диагностировать интеллектуальное развитие детей.
Предполагаемые результаты детского проектирования.
Продукты проектов могут быть различными, например:
справочник,
газета,
журнал,
альбом,
гербарий,
карта,
экскурсия,
сценарий праздника,
игра,
макет,
модель,
сувенир,
мультимедийный продукт,
учебное пособие и другое.
Организация работы над проектами.
Участники проектной деятельности: учителя и учащиеся.
Учитель:
консультирует;
мотивирует;
наблюдает.
Таким образом, при использовании методов проектов изменяется роль учителя. Он является:
организатором проектной деятельности (в рамках анализа имеющейся информации, поиска информационных источников, сбора и изучения информации из различных источников).
руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта);
консультантом и т.п.
Ученик имеет право:
участвовать в разных проектах и в различных ролях;
выйти в любой момент из любого проекта;
в любой момент начать новый проект;
предложить свою тему проекта.
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся – это способ построения образовательного процесса, предусматривающий развитие личностных качеств, мыслительных процессов, процессов познания, творчества.
Проектная деятельность:
формирует навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе, то есть учит «добывать» информацию самостоятельно,
способствует интеллектуальному росту ребенка,
учит мыслить от абстрактного к конкретному,
открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром,
актуализирует субъектную позицию учащегося в педагогическом процессе.
В нашем учебном заведении открыта экспериментальная площадка «Интеграция музейной педагогики в учебно-образовательное пространство школы». Благодаря внедрению проектной технологии на базе музейной работы появились дополнительные возможности для формирования положительной мотивации к обучению, самостоятельности обучающихся, проявление их активности в образовательной деятельности, реализации творческих способностей. Творческий проект – это огромное поле деятельности и учителя, и детей. Он даёт возможность ребёнку делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, всесторонне раскрывая свои таланты. Каждый ученик пробует свои силы, показывает умения и видит результат своего труда. Такая деятельность позволяет максимально раскрыть способности ребёнка. Именно проектное обучение позволяет развивать самостоятельность, умение работать в группе. Дети учатся создавать небольшие творческие работы. Успешно реализовать проект интеграции музейной педагогики в учебно-образовательное пространство школы позволяет материально-техническая база МБОУ Школы № 35 г.о.Самара, которая включает: интерактивные доски, наличие школьных музеев печати и народного быта, экспозиций классных мини-музеев, организованных самими учащимися с помощью родителей, школьная картинная галерея.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 КЛАСС
№ п/п | Тема | Форма проведения | Планируемые результаты (предметные) Содержание урока (ученик должен знать) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Виды музейной деятельности | Дата | |||||||||||||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||||||||||||||||
Проект «Урожай» | |||||||||||||||||||
1 | Овощи | Урок- путешест-вие | Узнать об овощах, произрастающих в нашем регионе. Уметь слушать и слышать других. | Развитие познавательных интересов. | Формировать умение формулировать проблемы и нахождение способов ее решения под руководством учителя. | Формировать умение осознанно и правильно строить речевое высказывание. | Формирова-ние умения планировать свои действия под руководством учителя. | И. Хруцкий «Цветы и плоды» И. Репин «Яблоки и листья» П. Сезанн «Стол, салфетка и фрукты» А.Утрехт «Натюрморт с виноградом» П.О.Ренуар «Натюрморт с южными плодами» И.Грабарь «Яблоки и астры» К.Петров-Водкин «Виноград и яблоко» В.Стожаров «Романовский лук» П.Кончаловский «Поднос и овощи» И.Машков «Тыква» С. Дали «Натюрморт с баклажанами» С Андрияка «Натюрморт с тыквой» | 04.09 | ||||||||||
2 | История и полезные свойства овощей | Работа в группах | Узнать о по-лезных свойствах овощей, о том, как рас-тут овощи, как ухаживать за ними, ка-кие блюда можно приго-товить из овощей. | Осознание себя и своей школы как единого целого. | Формировать умение формулировать проблемы и нахождение способов ее решения под руководством учителя. | Формировать умение задавать вопросы и отвечать на них. | Формирова-ние умения планировать свои действия под руководством учителя. | 11.09 | |||||||||||
3 | Стихи, загадки, пословицы, сказки об овощах | Урок-исследова-ние | Уметь загадывать загадки, читать стихи и пословицы об овощах. | Формирование мотивации учебной деятельности. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Формировать умение способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. | 18.09 | |||||||||||
4 | Фрукты | Урок-викторина | Узнать о фруктах, произрастающих в нашем регионе. | Развитие познаватель-ных интересов. | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Формировать умение понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. | Составление плана и последовательности действий. | 25.09 | |||||||||||
5 | История и полезные свойства фруктов | Работа в группах | Узнать о полезных свойствах фруктов, о том, как они растут, как ухаживать за ними, какие блюда можно приготовить из фруктов. | Проявлять познаватель-ную инициативу. | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Учиться задавать вопросы и отвечать на них. | Учить планировать под руководством учителя свои действия. | 02.10 | |||||||||||
6 | Стихи, загадки, сказки о фруктах | Работа в группах | Уметь загадывать загадки, читать стихи и пословицы о фруктах. Уметь слушать и слышать других, задавать вопросы. | Проявлять познаватель-ную инициативу. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников | Формировать умение учитывать различные мнения и обосновывать собственное мнение. | Оценка работы. | 09.10 | |||||||||||
7 | Праздник урожая | Урок- праздник | Развивать умение фан-тазировать. Применить полученные знания. | Формирование чувства прекрасного, эстетических чувств. | Умение анализировать объект. | Определять общую цель и пути её достижения. | Использовать в своей деятельности полученные знания по данной теме | 16.10 | |||||||||||
Проект «Чудеса природы» | |||||||||||||||||||
8 | Удивительные животные | Урок-путешест-вие | Узнать о многообразии животного мира. | Проявлять познаватель-ную инициативу. | Учиться под руководством учителя ставить и решать проблемы. | Учиться учитывать разные мнения и формулировать свое мнение и отстаивать свою позицию. | Учиться адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей и учителей. | Картины - загадки художника Стивена Гарднера Картины-загадки. Дж. Баузер | 23.10 | ||||||||||
9 | Динозавры | Урок-путешест-вие | Узнать о разнообразных видах динозавров и причинах их вымирания. | Проявлять познаватель-ную инициативу. | Осуществлять под руководством учителя поиск необходимой информации. | Учиться задавать вопросы и отвечать на них. | Учить планировать под руководством учителя свои действия. | 06.11 | |||||||||||
10 | Удивительные морские обитатели | Урок-исследова-ние | Узнать о необычных обитателях море и океанов. | Проявлять познаватель-ную инициативу. | Учиться строить сообщения в устной форме на заданную тему. | Учиться строить понятное устное речевое высказывание. Учиться слушать других. | Учиться высказывать своё предположе-ние (версию), определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | 13.11 | |||||||||||
11 | Животные-рекордсмены | Урок-исследова-ние | Узнать о загадочных явлениях в мире животных и необычном их поведении. | Проявлять познаватель-ную инициативу. | Учиться строить сообщения в устной форме на заданную тему. | Учиться строить понятное устное речевое высказывание. Учиться слушать других. | Прогнозирование результата и уровня усвоения. | 20.11 | |||||||||||
12 | Удивительные растения | Урок-путешест-вие | Узнать о чудесах растительного мира. | Проявлять познаватель-ную инициативу. | Осуществлять под руководством учителя поиск необходимой информации. | Учиться задавать вопросы и отвечать на них. | Учить планировать под руководством учителя свои действия. | 27.11 | |||||||||||
13 | Растения рекордсмены | Урок-исследова-ние | Узнать о растениях-рекордсменах. | Проявлять познаватель-ную инициативу. | Осуществлять под руководством учителя поиск необходимой информации. | Слушать и понимать речь других. | Использовать в своей деятельности полученные знания по данной теме. | 04.12 | |||||||||||
14 | Обобщение. | Урок-викторина | Применить полученные знания. | Формирование мотивации учебной деятельности. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | Участвовать в коллективном обсуждении проблем, инте-грироваться в группу сверст-ников и стро-ить продуктив-ное взаимо-действие и сотрудничество со сверстника-ми и взрослы-ми. | Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона (контроль). | 11.12 | |||||||||||
Проект «Новый год» | |||||||||||||||||||
15 | Откуда взялся Новый год? | Урок-путешест-вие | Вспомнить об истории празднования Нового года в России и других странах. | Формирование образа мира, как единого и целостного при разнообразии культур. Привитие уважения к истории и культуре всех народов | Учиться сравнивать и группировать предметы и их образы. Умение анализировать объект, осущест-влять сравнение, выделять общее и различное, устанавливать аналогии. | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение этой точки зрения. | Использовать в своей деятельности полученные знания по данной теме. | Е.Тараканова «Перед Новым годом» И.Незнайкин «Ёлка» Д.Колупаев «Новогодняя елка в школе» М.Бобышев «Новогодняя елка на Манежной площади» Н.Устинов «Новогодний маскарад» М.Фомин «Новогодний праздник» | 18.12 | ||||||||||
16 | Приметы, обычая, гадания под Новый год | Урок-путешест-вие | Знать, как празднуют Новый год в других странах. | Ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпе-ние, семья, гос-теприимство | Пересказывать прочитанное или прослушанное, определять тему. | Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Использовать в своей деятельности полученные знания по данной теме | 25.12 | |||||||||||
Проект «Жилища людей» | |||||||||||||||||||
17 | Дом, в котором я живу | Конкурс рисунков | Узнать о том, чем городские дома отличаются от сельских. | Формирование образа мира, как единого и целостного при разнообразии культур | Устанавливать аналогии, умение анализировать объект, осуществлять сравнение | Учиться учиты-вать разные мнения и фор-мулировать свое мнение и отстаивать свою позицию. | Определять план выполнения заданий на уроках. | А.Дерен «Главные часы» Н.Крымов «Московский пейзаж. Радуга» А.Куинджи «Украинская ночь», «Крыши. Зима», «Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья» В.Поленов «Московский дворик» Виртуальный музей купеческого быта | 15.01 | ||||||||||
18 | Наш микрорайон | Урок-игра | Осознать ответственность человека за красоту и чистоту своего микрорайона. | Формирование образа мира, как единого и целостного при разнообразии культур | Устанавливать аналогии, умение анализировать объект, осуществлять сравнение | Учиться учитывать разные мнения и формулиро-вать свое мне-ние и отстаи-вать свою позицию. | Определять план выполнения заданий на уроках. | 22.01 | |||||||||||
19 | Город, в котором мы живем | Урок-путешест-вие | Узнать об истории своего города. | Развивать чувство гордости за свой народ и его историю. | Устанавливать аналогии, умение анализировать объект, осуществлять сравнение | Учиться учитывать разные мнения и формулиро-вать свое мне-ние и отстаи-вать свою позицию. | Определять план выполнения заданий на уроках. | 29.01 | |||||||||||
20 | Необычные здания в Самаре | Урок-путешест-вие | Рассмотреть необычные здания Самары. Сравнить их. | Развивать чувство гордости за свой народ и его историю. | Устанавливать аналогии, умение анализировать объект, осуществлять сравнение | Учиться учитывать разные мнения и формулиро-вать свое мне-ние и отстаи-вать свою позицию. | Определять план выполнения заданий на уроках. | 05.02 | |||||||||||
21 | Такие разные дома! | Урок-инсцени-ровка | Узнать о необычных домах планеты. | В предложен-ных ситуациях, опираясь на общие для всех простые прави-ла поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Устанавливать аналогии, умение анализировать объект, осуществлять сравнение | Учиться учитывать разные мнения и формулиро-вать свое мне-ние и отстаи-вать свою позицию. | Определять план выполнения заданий на уроках. | 12.02 | |||||||||||
22 | Дома разных стран мира | Урок-путешест-вие | Рассмотреть необычные дома мира. Выяснить, чем они похожи и чем отличаются. | Привитие уважения к истории и культуре всех народов. | Сравнивать, анализировать, группировать предметы. | Оформлять свою речь в устной форме. | Учиться высказывать свое предположе-ние. | 19.02 | |||||||||||
23 | Старинные здания | Урок-исследова-ние | Узнать о старинных зданиях мира. | Проявлять познаватель-ную инициативу. | Устанавливать аналогии, умение анализировать объект, осуществлять классификацию. | Оформлять свою речь в устной форме. | Учиться высказывать свое предположе-ние. | 26.02 | |||||||||||
24 | Обобщение | Урок-викторина | Применить полученные знания. | Формирование мотивации учебной деятельности. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | Участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодейст-вие и сотруд-ничество со сверстниками и взрослыми. | Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона (контроль). | 05.03 | |||||||||||
Проект «Космос» | |||||||||||||||||||
25 | Солнечная система | Конкурс рисунков | Узнать, что такое Солнечная система, какие планеты в нее входят. | Проявлять познаватель-ную инициативу. | Осуществлять поиск необходи-мой информации для выполнения учебных заданий с использовани-ем учебной лите-ратуры, энцик-лопедий, спра-вочников. | Учиться учитывать разные мнения и формулировать свое мнение и отстаивать свою позицию. | Применять установленн-ые правила для планирования способа решения, предвосхи-щать результат. | А.Леонов «Над Черным морем», «Солнечный ветер», «Космическая заря», «Выход в открытый космос» А. Соколов «Утро космической эры», О. Высоцкий «Дыхание космоса» Космические художники Советский космос в работах советских художников
| 12.03 | ||||||||||
26 | Солнце и звезды | Урок- путешест-вие | Обобщить знания детей о звездах, созвездиях, их рождении и смерти. | Развитие познаватель-ных интересов. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свое затрудне-ние.Оказывать взаимопомощь. | Вносить необходимые коррективы в действия пос-ле его завер-шения на ос-нове его оцен-ки и учета сделанных ошибок. | 19.03 | |||||||||||
27 | Астрономичес-кие наблюдения | Урок-исследова-ние | Узнать, как велись первые астрономические наблюдения, как эти наблюдения ведутся сейчас. | Проявлять познаватель-ную инициативу. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свое затруднение. Оказывать взаимопомощь. | Вносить необ-ходимые кор-рективы в действия после его за-вершения на основе его оценки и уче-та сделанных ошибок. | 02.04 | |||||||||||
28 | Жизнь в космосе | Урок-исследова-ние | Узнать о жизни людей на межпланетных станциях. | Проявлять познаватель-ную инициативу. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Формулиро-вать и удер-живать учеб-ную задачу. Ставить но-вые учебные задачи в со-трудничестве с учителем. | 09.04 | |||||||||||
29 | Обобщение | Урок-викторина | Обобщить знания детей о Вселенной. | Формирование мотивации учебной деятельности. | Построение рассуждения, обобщение. | Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Осуществлять взаимный контроль. | Использовать установлен-ные правила в контроле спо-соба решения. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | 16.04 | |||||||||||
Проект «Цветики-цветочки» | |||||||||||||||||||
30 | Садовые цветы | Урок-игра | Обобщить знания детей о садовых цветах, культурных растениях. | Привитие готовности следовать нормам природоохран-ного поведения. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свое затруднение. Оказывать взаимопомощь. | Вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. | К.Коровин «Розы» А.Герасимов «Натюрморт. Полевые цветы» И.Хруцкий «Цветы и плоды» Натюрморты с цветами известных художников Экскурсия в Ботанический сад | 23.04 | ||||||||||
31 | Полевые цветы | Урок-игра | Обобщить знания детей о полевых цветах, бережном к ним отноше-нии. Узнать, какие цветы в Самарской области стали редкими. | Развивать самостоятель-ность и личную ответствен-ность за свои поступки. | Осуществлять поиск необхо-димой информа-ции для выпол-нения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. | Учиться учитывать разные мнения и формулировать свое мнение и отстаивать свою позицию. | Применять установлен-ные правила для планирования способа решения, предвосхи-щать результат. | 30.04 | |||||||||||
32 | Первоцветы | Урок-игра | Обобщить знания детей о первых цветах, бережном к ним отношении. | Развивать самостоятель-ность и личную ответствен-ность за свои поступки. | Осуществлять поиск необходи-мой информации для выполнения учебных заданий с использовани-ем учебной литературы, энциклопедий, справочников. | Учиться учитывать разные мнения и формулировать свое мнение и отстаивать свою позицию. | Применять установлен-ные правила для планиро-вания способа решения, предвосхи-щать результат. | 07.05 | |||||||||||
33 | Цветочные часы | Урок-игра | Узнать, что такое цветочные часы. | Привитие готовности следовать нормам природоохран-ного поведения. | Осуществлять поиск необходи-мой информации для выполнения учебных заданий с использова-нием учебной литературы, энциклопедий, справочников. | Учиться учитывать разные мнения и формулировать свое мнение и отстаивать свою позицию. | Применять полученные знания в повседневной жизни. | 14.05 | |||||||||||
34 | Обобщение | Конкурс рисунков | Применить полученные знания. | Привитие готовности следовать нормам природоохран-ного поведения. | Построение рассуждения, обобщение. | Формулировать собственное мнение и пози-цию; задавать вопросы. Осуществлять взаимный контроль. | Использовать установлен-ные правила в контроле способа решения. | 21.05 |