Внеурочное музыкально-познавательное мероприятие «Уральские посиделки»

4
0
Материал опубликован 5 June 2022

ВНЕУРОЧНОЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «УРАЛЬСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»


Аудио файл Бызов Во горнице

-Добрый день, гости званые и желанные!

-Милости просим на посиделки!

-Люди старые и молодые, женатые и холостые, исэнмесез кадерле дуслар!

- Здравствуйте, лебедки, здравствуйте, молодки, ребята – молодцы, веселые удальцы!

-Рады гостям, как добрым вестям!

-Будем сегодня чаи гонять, хороводы водить, хлеб-соль кушать да песни слушать.

-Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

Испокон веку на Руси - на матушке, на уральской стороне живет приветливый народ. Места наши издавна многонациональны, с давних пор проживают здесь башкиры, удмурты, татары, нагайбаки, коми, манси. Так же на территории Урала проживают марийцы, мордва, чуваши, украинцы, казахи, азербайджа́нцы, армяне, белорусы и др. народы.

Как вы знаете, каждый народ хранит свои национальные традиции.

В традициях уральцев – почитание и единение с силами природы. Природу считали живой, которая говорит, чувствует наравне с человеком. Объектом почитания было все, что окружало человека: растительный, животный мир, небесные светила - солнце, луна, звезды; природные стихии - огонь, вода, земля, воздух.

Вода и все, что связано с ней, считалось женским началом мира. Солнце, дарующее тепло - считалось мужским началом. Сочетание тепла и воды давало рождение природе. Зимой вода замерзала и становилась как бы спящей. По весне, с приходом тепла, она просыпалась.

Народы Уральского края живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Все гостеприимные, трудолюбивые, и труд считают главным делом своей жизни. А для отдыха люди устраивают праздники, ярмарки; ходят друг к другу в гости, очень любят свои национальные игры…

Видео Праздники весны народов Урала

- Скажите, какие традиционные русские праздники, которые наиболее почитались в старину, сохраняют свою значимость до настоящих дней у нас на Урале?

Рождество Христово, Святки, Масленица, Пасха и т.д.

- А кто знает праздники и традиции татар, значимые по сей день?

Навруз, Сабантуй, Каз Омэсе, Нардуган.

- А башкирские традиции и праздники?

Ураза – байрам, Курбан – Байрам, Каргатуй.

Знаете ли вы, что в Челябинской области проживает малочисленный коренной народ – нагайбаки (кряшены) (Коренные народы - первые народы, которые обитали на своих землях до прихода туда переселенцев из других мест)? Возможно, что это потомки берендеев - самой древней общины на севере Великой Руси!

Нагайбаки – храбрые казаки, дружный народ: если у кого сгорел дом — ставили новый всей общиной, пал скот — давали молодняк из общины, нет строевого коня - казака снаряжала община. В общине имелись общественные амбары, куда засыпался хлеб на случай неурожая. Амбары никто не охранял, но никто и не трогал. Все вопросы решались в казачьем кругу или атаманом.

Свою храбрость и удаль нагайбаки показали в 1812 году, когда вступили в состав российской армии для борьбы с французскими войсками. За доблесть и отвагу во время осады и штурма Парижа многие были награждены медалью за взятие Парижа. А позже в честь победы казаков-нагайбаков атамана Платова, завершивших Отечественную войну с Наполеоном в 1814 году во французской столице, стали именовать Парижем и казачье поселение. Так у нас на Урале появился свой Париж.

Нагайбаки всегда любили песни; у них они есть на самые разные случаи жизни: есть шуточные, есть подобие частушек, есть колыбельные и потешки для детей. Провожая мужчин на военную службу, пели прощальные рекрутские песни.

Аудио файл Нагайбакская гостевая песня

На севере Урала (где теперь города Ивдель и Пелым) живут еще одни из коренных жителей - народ манси. Само название «манси» означает одновременно «человек» и «мужчина», что уже говорит о значении и роли последнего в жизни племени. Мужчина отвечал за все, что происходило вне дома: охота, рыбалка, торговля, скотоводство. Обладал он и исключительными правами общения с духами: только мужчины могли быть шаманами, участвовать в религиозных обрядах, делать жертвоприношения.

Приглядитесь к облику мужчины на фотографии. Что-нибудь вас удивило?

У мужчины – косички!!!  Волосы как символ жизненной силы трепетно сберегались у этого народа от рождения до смерти. Волосы нельзя было обрезать – это укорачивало отпущенный человеку свыше срок жизни.

В средние века отважных войнов манси считали кровожадными и беспощадными, за что и прозвали их вогулами, что значит «дикие».Отыр — значит батыр, богатырь, воин. По вере манси, у человека несколько душ. И душа номер четыре как раз находится в кончиках волос. Поэтому пленных манси брили наголо — пусть-ка попробуют без четвёртой души. А свои косы воины берегли — в бою каждая душа пригодится.

У народа манси есть особенный традиционный праздник. Он носит название «медвежий» и длится несколько дней. Медведь в миропонимании манси – это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, ему так хотелось порезвиться на земле. Отец – верховный бог – уступил просьбам сына и опустил вниз, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Однако медведь нарушал поручение отца, поэтому на него можно было охотиться. Но потом охотники, как предписано богом, устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник.

Аудио файл Песня охотника

Интересны и самобытны по-своему содержанию северо-уральские загадки. Несмотря на простоту содержания они полны юмора и сарказма. Ну-ка ребята, отгадайте старинные уральские загадки.

Посажу серебро – вырастет золото (пшеница).

На печке толстый дед лежит (кот).

Хозяина пускает, на чужих лает (собака).

Сват да сватья видятся, а приблизиться не могут (окна и двери).

Сама не сделает ни шагу, ходит, да бродит туда-сюда (дверь).

Все народы Урала – уникальные, самобытные. Но существуют традиции, характерные почти для всех народов нашего региона. Предлагаю вам с ними познакомиться.

Для народов, проживающих на Урале, было характерно бережное, любовное отношение к детям. Старшие в семье ухаживали за младшими, младшие имели обязанности перед старшими. Старшие дети всегда помогали родителям, младшие старались подражать старшим.

В семье в мальчиках воспитывали уважение к физической силе, вырабатывали у них смелость, терпение, немногословие, верность долгу и дружбе, любовь к родной земле. В девочках воспитывали будущих матерей, скромность, уважение и почитание старших и родного дома.

Каждый народ, проживающий на Южном Урале, имел свой «этический кодекс» («моральный кодекс»), где отразились взгляды людей на правила и нормы поведения: хорошо — плохо, можно — нельзя. И дети знакомились с этим в семье, в труде, на праздниках, в общении с другими людьми.

«Этический кодекс» содержал в себе следующие традиции и обычаи:

- наживать добро можно только трудом, не честно нажитое богатство оборачивается злом;

- грабеж, разбой, убийства запрещены;

- все взрослые в ответе за воспитание детей.

У народов Южного Урала существовала традиция бережного, уважительного отношения к хлебу, к продуктам и результатам труда. О хлебе, даже не очень хорошего качества, никогда не говорили «плохой», его никогда не выбрасывали. Дети наблюдали, как родители подают еду, милосыню нищим, принимают странников, помогают обездоленным, погорельцам, ухаживают за больными, опекают калек, инвалидов.

Традиция обращаться уважительно к старшим по возрасту была у русских, башкир, татар и других народов. Русские люди называли друг друга по имени и отчеству, знали фамилии; у башкир и татар к женщинам обращались «апа», к мужчинам — «ага», которые показывали старшинство человека.

У всех народов действовало правило: «Старший сказал — делай». Старшим мог быть отец или дед, брат или сосед. Старики особо почитались. На улице при виде старого человека замедляли шаг, снимали шапку, спешили поклониться. К детям также всегда проявляли много внимания и заботы, «чужими» детей никогда не считали. Взрослый обязательно спрашивал: «Чей будешь?» Если дети неуважительно относились к нему, говорил: «Пойди и скажи дома, что стариков не уважаешь, а я к вам вечером зайду».

Долго сохранялась традиция собираться вечером и беседовать: старики рассказывали о своей жизни, о забавных и печальных случаях, дети и молодежь слушали их, но в разговоры не вмешивалась — действовал обычай: «Старший говорит — не перебивай, молчи!»

Дом и гость для народов Урала были уникальными. Уважение, статус дома создают гость и гостеприимный хозяин. «Хороший гость хозяину в почет», «Умел в гости звать, умей и встречать», «Хозяин весел, и гость радостен».

Аудио файл Быков Частушка (оркестр Малахит)


Представьте, что мы пришли в гости в ТАТАРСКИЙ дом, татарскую семью.

Нас встречают хозяева в национальных костюмах: в основе татарского мужского и женского костюма - рубаха – (кульмек), сшитая из атласа, парчи или шелка, и штаны-шаровары. Поверх рубахи мужчины надевали распашной халат, а женщины - безрукавку или камзол, который шился из цветного или однотонного бархата, а борта и низ камзола были украшены золотой тесьмой или мехом.

Особым элементом национального костюма являлся головной убор  – платок носит женщина, тюбетейку – мужчина. В любом случае он богато украшен различными декоративными элементами: изображением природных мотивов (колокольчик, роза, тюльпан, лошадь), орнаментом (на одежде часто вышивался треугольник), вышивкой, выполненной золотом, монетами и различными по величине бусины.

По головному убору можно было определить возраст женщины, а также ее социальное и семейное положение. Незамужние девушки носили белые калфаки, и у всех они были одинаковые. У замужних дам головные уборы различались по кланам. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.

Девушки в обязательном порядке надевали множество различных украшений; кольца и перстни с камнями, подвески, ожерелья, браслеты. Обязательный ювелирный элемент для женщины – серьги. Их носили с 3 лет.

А вот мы в гостях у марийской семьи: хозяин и хозяйка в просторных холщовых белых туниках, с орнаментами и узорами алого, черного, бордового, кирпично-коричневого цвета. В качестве декоративных элементов в женском национальном костюме выступал нагрудник, пояс, расшитый передник. К поясу крепились железные кольца или монеты, разноцветные ленты, полотенца. Эти части костюма украшались бисером, бусинками, монетками, красивыми, пестрыми платочками. Также часто использовался перламутр из раковин, который могли себе позволить только состоятельные люди.

Подлинным произведением искусства является традиционный башкирский костюм, выполненный из шелка и бархата.

Самой важной у башкир была многочисленность верхних одежд, особенно в праздничных костюмах. Башкиры на нижнюю одежду надевали несколько слоёв верхней — несколько халатов один на другой в любое время года и независимо от погоды.

Головные уборы расшивались бисером, кораллами, перламутром, монетами и пр.

У народа манси есть обычай, встречать любого гостя в любое время. Даже если путник приехал поздней ночью, хозяйка должна встать зажечь лампу, растопить печь, поставить кипятить чайник и встретить гостя. Напоить его горячим чаем, накормить, если путник дальше не едет уложить спать. Если хозяйка не встала и не встретила гостя как положено, то про нее будут говорить, что она нехороший человек

Необычен и интересен национальный костюм манси из сборного меха в сочетании с тканями. Женский костюм украшался блестящими монетами - символами солнца, кроме того, считалось, что звон серебра отгоняет злых духов. Украшения накапливались в семье десятилетиями, передавались по наследству от матери к дочери. Полный комплект женских украшений весил до 30 кг.

А какими же национальными блюдами нас угостят?

Ребята, а вы знаете традиционные блюда татарского, русского, башкирского народа?

У Русского народа это – каравай,

У татарского народа – чак-чак,

У башкирского народа – бишбармак (мяс0 и салма (разновидность крупно нарезанной лапши), обильно посыпается зеленью с луком)

У марийского народа – кагын кубыльо (тыквенный пирог с изюмом).

Когда все гости накормлены и вечером отдыхают, наступает время бесед и развлечений.

Аудио файл Поплянова Сюита Уральские посиделки (Пляс)

А теперь попробуйте отгадать загадки:

Самая кудрявая, а волос нет (береза).

Спереди вилы, сзади – метла (корова).

Борода есть, ума нет (козел).

Режу-режу, а крови нет (хлеб).

Белая ткань разворачивается – черная ткань сворачивается. (День и ночь)

Положишь в воду – не тонет, положишь в огонь – не горит. (Лед)

Сестра и брат друг друга побаиваются. (Вода и огонь).

Какой олень всех быстрее бегает? (Ветер).

Аудио файл Бызов Потешки (окестр и дет. хор)

-Вы когда-нибудь слышали такой жанр песня-игра? Наша песня-игра называется «Ходим кругом», т.е. хоровод.

Сейчас разучим эту необычную песню.

Ходим кругом,

Друг за другом,

Чур, ребята. не зевать.

То что (Имя) нам покажет

Будем вместе повторять

(показывает движение, остальные - повторяют).

-А теперь поиграем.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.