ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: «Моя малая родина – Кузбасс»

1
0
Материал опубликован 15 September


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме:

«Моя малая родина – Кузбасс»

Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, свою область.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование видеоролика, презентации, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру.

Комплект материалов: сценарий, методические рекомендации, видеоролик, распечатанный файл с фрагментами словарных статей, комплект интерактивных заданий.

Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная. Вступительное слово учителя, просмотр видеоролика.

Часть 2. Основная часть. Организация деятельности учащихся Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах. Выполнение интерактивных заданий.

Часть 3. Заключение. Рефлексия Подведение итогов занятия, размышление над незаконченными фразами.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ 1. Мотивационный этап (не более 5 минут).

Беседа: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.

Демонстрация видео (дикторский текст) В нашей душе появляется и бережно хранится информация о памятных местах, людях, событиях, которые формируют личность человека, являются значимыми и судьбоносными. У каждого человека есть Родина: то место, где он родился и живёт, где становятся близкими и знакомыми леса и поля, реки и горы. Человек любит свою семью, друзей, свой народ. Сергей Александрович Есенин, известный поэт начала ХХ века, говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Есенин смог поэтически тонко передать красоту родной страны в своих лирических произведениях. «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то», - говорил поэт. И действительно, слова «Россия», «Русь», наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них — тихое признание в любви к родине.

Чувство Родины возникает у человека в раннем детстве с приобщения к родному языку и культуре. Как сказочный клубок, данный бабой Ягой в Лукоморье, оно ведет его неведомыми дорожками на бой со злым Кощеем за справедливость и счастье.

Со временем волшебный клубок превращается в путеводную звезду, которая помогает повзрослевшему человеку определить свое место в мире, свою национальную идентичность и принадлежность к своему народу, его истории, культуре и достижениям.

https://www.youtube.com/watch?v=kT6wJV9cjhs


Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся (до 20 минут) Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах.

Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете?

Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.

Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни.

Задание. Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).

Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали?

Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).

Работа с интерактивным заданием № 1. «Своя игра». Работа в командах.

Учитель: Как у каждого человека есть свои неповторимые внешность, характер, судьба, так и у России есть особые приметы, уникальные научные достижения, история, культура. Давайте узнаем, кто из вас лучше знает свою страну. Играют три команды. Каждый игрок по очереди выбирает категорию и вопрос. Может отвечать сам, а может передать ход своей команде. (Количество разыгрываемых категорий выбирает учитель – для 5 классов можно предложить 2-3 категории, для более старших классов – все, в зависимости от подготовки класса).

Станции: географическая; историческая; природа Кузбасса; государственная символика; Кузбасс: история и настоящее.


Станция «Географическая»

1.Дата образования Кемеровской области. (26 января 1943 года решением правительства страны Кузбасс становится самостоятельной единицей СССР: из состава тогдашней Новосибирской области была выделена Кемеровская область с административным центром в городе Кемерово).

2.Площадь Rемеровской области. (95,5 тыс.кв.км).

3.Самое большое озеро Кемеровской области. (озеро Большой Берчикуль площадь – 32 кв.км.,Тисульский район).

4. Главная водная артерия Кузбасса. (река Томь, длина 827 км, а по территории области 596 км).

5. Длина границ Кемеровской области. (2520 км.)

6. Профессор ботаники томского университета, в 1891 году первым из ученых описавший Кузедеевский «Липовый остров». (П.Н. Крылов).

7. Что такое «Спасские дворцы» и «Петушки»? (скалы в Горной Шории, рядом поселок «Спасск», скалы «Петушки» похожи на петушиный гребень.)

8. Куда впадают все реки Кемеровской области. (Главная река Западной Сибири - Обь).

9. Административный район Кемеровской области, на территории которого находится крайняя северная точка области. (Мариинский район).

10. Село Беловского района, являющееся географическим центром Кемеровской области. (СелоПермяки).
Станция «Историческая»

1. Фамилия ученого, который произвел широкомасштабное исследование и описание нашей области, составил первую геологическую карту местности и дал нашему краю имя «Кузбасс». (Петр Чихачев).

2. Рудознатец-первооткрыватель в 1721 году каменного угля в «Горелой горе» на правом берегу Томи в районе современного города Кемерово. (Михайло Волков).

3. Крупные травоядные животные кайнозоя. (Мамонты).

4. Какие ископаемые открыл Дмитрий Попов на Салаирском кряже. (Золото).

5. Петр Иванович Чихачев путешествовал по нашему краю в: а) 1721 год; б) 1786 год; в) 1842 год.

6. Самый древний уголь на Земле. (Сапромиксит).

7. Город химиков. (Кемерово).

8. Старинный город нашего края, славящийся деревянными резными украшениями домов. (Город Мариинск).

9. Самый маленький по численности населения город. (Город Салаир, 11,2 тыс. человек).

10. Древние растения, названные именами птиц. (Орляк-папоротник, произрастает в Кузбассе, необыкновенно ценное лекарственное растение).
Станция «Природа Кузбасса»

1. Дерево, которое быстро растет, но дает много пуха. (Тополь).

2. Весной растет, Летом цветет, Осенью осыпается, Зимой отсыпается. А цветок-то медок, Лечит от гриппа, Кашля и бронхита. (Липа).

3. Зверек колючий и смелый, нападает даже на змей. (Еж).

4. Лекарственный лесной кустарничек, похожий на бруснику. Однако ярко-красные ягоды его несъедобны. По внешнему виду листьев, похожих на уши медведя, это растение в народе зовут медвежьим ушком, а научное название его… (толокнянка).

5. Птица – эмблема музея-заповедника «Томская писаница»: а) Синица; б) Воробей; в) Сова.

6. В наших лесах есть весенний цветок, который четыре раза меняет цвет: распускается розовым, через несколько дней становится пурпурным, потом фиолетовым, а когда отцветает – лепестки у него синие. (Медуница).

7. О каком дереве говорит писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк: «Будто боярин в дорогой шубе»: а) Липа; б) Кедр; в) Береза.

8.Дерево, древесина которого не поддается гниению даже в воде. (Лиственница).

9. Какая птица наших лесов выводит птенцов в зимнюю стужу. (Клест).

10. Когда рождаются медвежата: а) Зимой; б) Летом; в) Весной.


Станция «Государственная символика»

1.Из какого произведения эти строки:

Мелодия, звучи с сердцами в лад. Мелодия, наш путь велик и труден! Земля открыла людям свой талант, И свой талант Земле открыли люди! (Гимн Кемеровской области, Рабочая мелодия Кузбасса музыка Е. Лугова, стихи Г. Юрова)

2. Какой смысл имеют в гербе Кемеровской области цвета драгоценных металлов. (Определенный смысл имеет применение, использование драгоценных металлов: золото – символ богатства, справедливости, могущества; серебро – символ чистоты, доброты.)

3. Флаг Российской Федерации это полотнище прямоугольной формы из трех полос (укажите цвета): верхний … (белый); средний … (синий); нижний … (красный).

4. Какова роль флага и гимна в символике Кемеровской области. (В символике области – гербе, флаге, гимне – должны отразиться богатство природы, богатство людей, их красота и величие. Все это должно соответствовать исторической действительности, быть красивым и понятным).

5. Опишите герб Кемеровской области. (Герб представляет собой французский щит, обрамлением служат две дубовые ветви, скрепленные орденской лентой ордена Ленина, и корона в виде стилизованной чаши.)

6. Назовите автора песни «Город надежд». Есть добрый городок, В котором я живу, Где солнечный поток, Пронзает синеву … (Тамара Страхова)

7. Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение. Как слушают гимн. (Гимн слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону государственного флага, мужчины снимают головные уборы).

8. Что относится к словесным и архитектурно-историческим символам Кемеровской области. (Словесные символы: герб, флаг, гимн Кемеровской области – неприкосновенны и охраняются законодательством Кемеровской области; архитектурно-исторические символы являются памятники истории и культуры расположенные на территории области, утвержденному постановление Администрации Кемеровской области).

9. Выберите из трех картинок герб города Полысаево.

10. Опишите герб Российской Федерации. (Герб РФ – красный четырехугольный щит. На щите двуглавый золотой орел. В центре большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину черный дракон. В руке всадника – копье, которым он поражает дракона.)

Станция «Жемчужина Сибири»

1.Что является неотъемлемым атрибутом гостеприимства шорцев: а) трубка; б) танец; в) рукопожатие.

2. Самый молодой город Кузбасса. (город Полысаево, год образования 1989).

3. Чем ударял в бубен телеутский шаман: а) рукой; б) медвежьей лапой; в) молоточком.

4. Южная столица Кемеровской области. (Город Новокузнецк).

5. Укрепленный пункт, возводимый первыми русскими поселенцами при освоении земли Кузнецкой. (Острог).

6. Самый южный город Кемеровской области: а) Междуреченск; б) Новокузнецк; в) Таштагол.

7. В каком городе Кемеровской области находится первая в мире гидрошахта. (Город Полысаево, шахта «Заречная»).

8. Город, название которого в переводе с шорского означает «каменный лог». (Город Таштагол).

9. Каким было у шорцев зимнее жилище: а) изба; б) юрта; в) землянка.

10. В 1970 году в городе Кемерово появился ещё один вид электротранспорта. Какой? (Троллейбус).
Работа с интерактивным заданием Обучающимся предлагается ряд изображений достопримечательностей Кемеровской области. Определить в каком городе Кузбасса расположены данные достопримечательности.

t1726413708ab.jpgПамятник картошке – г. Мариинск

t1726413708ac.jpgПамятник Йети – п. Шерегеш

t1726413708ad.jpgПамятник 50 лет СССР, или «Дружбы народов» - г. Новокузнецк


Станция «Игровая» Собери рассыпанные пословицы и поговорки:

Хвост всякий хвалит свой лисица.

Ждут не одного семеро.

Труда рыбки не без вытащить и пруда из.

Рога взять за быка.

Раз один отмерь отрежь семь.

Корми лес в сколько равно смотрит корми не все он волка.

Свистнет на рак когда горе.

Осени считают по цыплят.

Всему – да леса краса рощи краю.


Знакомство с растениями Кемеровской области: авторская презентация на сайте Знанио: https://clck.ru/32b5Cu


t1726413708ae.png


Просмотр видео: Подвиг трёх. О подвиге И. Герасименко, А. Красилова и Л. Черемнова https://www.youtube.com/watch?v=nDOsdyZUeD8
t1726413708af.png

29 января 1942 года Александр Красилов, Леонтий Черемнов и Иван Герасименко совершили подвиг, не имеющий примера в истории войн: одновременно они бросились на амбразуры вражеских дзотов. Герой Советского Союза Алексей Маресьев назвал подвиг самым удивительным из всех, совершенных в годы Великой Отечественной войны. Будущих Героев Советского Союза Ивана Герасименко, Леонтия Черемнова и Александра Красилова судьба свела в Сталинске в конце 1930-х годов на строительстве Кузнецкого металлургического комбината. Отсюда осенью 1941 года они были призваны на фронт. На Бульваре Героев в Новокузнецке одна из чеканенных клемм у Вечного огня (Венок славы), носит название «Подвиг» и рассказывает о Герасименко, Красилове и Черемнове (Героях Советского Союза), одновременно являясь символом подвига всего народа. Знаменательно, что зажигал Вечный огонь на бульваре Героев в мае 1975 ода сын Леонтия Черемнова Владимир, обозначив тем самым связь времён и поколений. 28 апреля 2015 года трём Героям присвоено звание «Почётный гражданин города Новокузнецка».

3. Заключение. Рефлексия (4-5 минут).

Учитель. О людях, которые любят свою родину, чтут её традиции, уважают свой народ и трудятся на её благо, говорят, что они патриоты своей страны. И каждый из нас может сделать что-то важное и полезное для своей родины.

У вас на партах лежат листочки.

Я хочу, чтобы вы продолжили фразы:

В России я люблю …

Я хочу быть полезным своей стране в …

Я горжусь тем, что Кемеровская область …

В России я уважаю …

Или придумали и написали свои, ответив на вопрос: «Что я хочу и могу сделать для своей Родины?»

Как только закончите, прикрепите листочки к берёзке, которая традиционно является символом России.

Для оформления классного уголка подготовьте рисунок или сделайте коллаж на тему «Что мы Родиной зовем?», «Моя малая родина Кузбасс».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.